Для чего освящают квартиру

Освящение дома

Освяще́ние дома совер­ша­ется свя­щен­ни­ком по осо­бому чину, содер­жа­щему молит­во­сло­вия, направ­лен­ные на при­зва­ние на дом и живу­щих в нем бла­го­сло­ве­ния Божия. При этом на стены нано­сится изоб­ра­же­ние креста, они пома­зу­ются освя­щен­ным елеем, и все жилище окроп­ля­ется святой водой.

Для чего освящают квартиру. Смотреть фото Для чего освящают квартиру. Смотреть картинку Для чего освящают квартиру. Картинка про Для чего освящают квартиру. Фото Для чего освящают квартиру

Смысл освя­ще­ния жилища

Цер­ков­ное слово «освя­ще­ние» в данном случае имеет иной смысл, чем освя­ще­ние воды или иконы. При­ме­ни­тельно к этому чино­по­сле­до­ва­нию более уместно слово «бла­го­сло­ве­ние»: при их совер­ше­ниях мы молит­венно при­зы­ваем Божие бла­го­сло­ве­ние на дом и живу­щих в нем, на их хри­сти­ан­скую жизнь и совер­ше­ние добрых дел – или же на транс­порт­ное сред­ство, на мирный и бла­го­по­луч­ный путь поль­зу­ю­щихся им. Поэтому такое освя­ще­ние – не какое-то авто­ма­ти­че­ское дей­ствие: его дей­ствен­ность непо­сред­ственно зави­сит от того, насколько испра­ши­ва­ю­щие цер­ков­ного бла­го­сло­ве­ния своей жизнью сами соот­вет­ствуют свя­то­сти пода­ва­е­мой Цер­ко­вью бла­го­дати Божией.

Для освя­ще­ния дома необ­хо­димо при­ве­сти дом в над­ле­жа­щий вид. Сле­дует при­го­то­вить святую воду, свечи, рас­ти­тель­ное масло, жела­тельно спе­ци­аль­ные наклейки с кре­стами, кото­рые батюшка наклеит по всем четы­рем сто­ро­нам вашего освя­ща­е­мого дома. Необ­хо­димо, чтобы был столик, жела­тельно, покры­тый чистой ска­тер­тью, куда бы батюшка мог поло­жить святые пред­меты.

Обя­за­тельно про­верьте, нет ли в доме оккульт­ной лите­ра­туры, обе­ре­гов (в т.ч. под­ковы над дверью), аст­ро­ло­ги­че­ских кален­да­рей, ста­ту­эток язы­че­ских божеств, нехри­сти­ан­ских сим­во­лов и т.п. Не пере­да­ри­вайте эту нечисть другим людям, такая мед­ве­жья услуга может быть губи­тельна для их душ.

Сле­дует пред­ва­ри­тельно объ­яс­нить вашим родным суть про­ис­хо­дя­щего, настро­ить их на бла­го­го­вей­ное пове­де­ние, на то, что по при­ходе батюшки сле­дует взять у него бла­го­сло­ве­ние, как и после чина освя­ще­ния, при­ло­житься ко кресту.

Нема­лая духов­ная польза будет вас и для ваших родных, если батюшку при­гла­сить остаться на чашку чая. Помните, что посе­ще­ние свя­щен­ни­ком вашего дома – пре­крас­ный повод для всей семьи раз­ре­шить какие-то духов­ные вопросы, сде­лать важный шаг в духов­ной жизни, на кото­рый они, воз­можно, не решатся в другой обста­новке. Поэтому не пожа­лейте сил для под­го­товки ваших близ­ких, не допу­стите, чтобы совер­ше­ние требы пре­вра­ти­лось для ваших домо­чад­цев в экзо­ти­че­ское «меро­при­я­тие».

Когда можно освя­щать квар­тиру и как это орга­ни­зо­вать?

Освя­тить квар­тиру можно в любой день, в любое время, когда это будет удобно вам и свя­щен­нику. Пой­дите в храм, объ­яс­ните слу­жи­тель­нице у свеч­ного ящика свое жела­ние. Можно оста­вить в храме «за ящиком» свой теле­фон для пере­дачи свя­щен­нику.

Пожерт­во­ва­ние за освя­ще­ние

Чтобы не сму­щаться вопро­сом: «сколько?», (когда и “лиш­него” дать жалко, и батюшку оби­деть неловко) можно узнать в лавке обыч­ный размер жертвы при совер­ше­нии чина освя­ще­ния; пожерт­вуйте же по вашим воз­мож­но­стям.

Про­дол­жи­тель­ность чина освя­ще­ния

Как часто нужно освя­щать жилище?

Еди­но­жды. Впо­след­ствии полезно само­сто­я­тельно с молит­вой окроп­лять поме­ще­ния святой водой или оку­ри­вать фимиа­мом из ручной кадиль­ницы (кации).

В каче­стве молит­во­сло­вий при­нято исполь­зо­вать тро­парь и кондак празд­ника или молитву Чест­ному Кресту:

Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшего си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та. О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.

Огради́ мя, Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Твоего́ Креста́, и сохра́ни мя от вся́каго зла.

Когда освя­щают офис, люди часто уве­рены, что теперь Бог будет покры­вать их без­за­ко­ния и сильно удив­ля­ются, когда узнают, что теперь всякое без­за­ко­ние будет более тяжким грехом перед Гос­по­дом.

Источник

Освятить квартиру батюшкой: сколько стоит в 2021 году, что для этого нужно

Для чего освящают квартиру. Смотреть фото Для чего освящают квартиру. Смотреть картинку Для чего освящают квартиру. Картинка про Для чего освящают квартиру. Фото Для чего освящают квартиру

Со старых времен пришло к нам традиция освящать свое жилище. Конечно, дом или квартиру обычно освящают один раз, однако раньше на Руси традиционно в великие церковные праздники, такие как Крещение или Пасха, верующие приходили в дом с иконами, служа небольшой молебен и окропляли жилье святой водой. Традиция практически не сохранилась до наших дней и редко можно встретить сегодня христиан, чтящих ее сегодня.

Вообще для верующего человека никогда не будет стоять вопрос: «Нужно ли освящать свою квартиру или дом?». Он просто позовет батюшку для этого обряда и обязательно освятит жилище. Для неверующего же тоже такого вопроса как правило не возникнет. Он просто не будет ничего освящать, так как посчитает это не нужным. Но существует и третья категория людей, для которых очень важным остается вопрос: «Нужно ли освящать свой дом или квартиру?».

Что такое освящение квартиры

Освящением называют ритуал, через который в личную или церковную жизнь христианина вступает Господь. Его принято проводить после переезда в новое жилище или когда был закончен ремонт. Обряд разрешается делать самостоятельно, если нет возможности пригласить священника. Традиция освящения существует с давних времен, когда христианство только начинало распространяться по всему миру. Приверженцы Иисуса знали, что святая вода и молитва способны защитить дом и личное пространство от вмешательства злых сил.

Для чего освящают квартиру. Смотреть фото Для чего освящают квартиру. Смотреть картинку Для чего освящают квартиру. Картинка про Для чего освящают квартиру. Фото Для чего освящают квартиру

Освящение дома совершается священником по особому чину, содержащему молитвословия, направленные на призвание на дом и живущих в нем благословения Божия. При этом на стены наносится изображение креста, они помазуются освященным елеем, и все жилище окропляется святой водой.

Церковное слово «освящение» в данном случае имеет иной смысл, чем освящение воды или иконы. Применительно к этому чинопоследованию более уместно слово «благословение»: при их совершениях мы молитвенно призываем Божие благословение на дом и живущих в нем, на их христианскую жизнь и совершение добрых дел.

Что значит вызвать батюшку для освящения квартиры?

Когда хотят освятить свое жилище, то приглашают священника для проведения обряда освящения, изгнания нечистой силы и призвания благодати Божьей.

Вызов батюшки может потребоваться в таких случаях:

Освящение представляет собой обряд православного христианства, во время которого очищаются любые предметы и места от негативного влияния потустороннего демонического мира. С целью провести освящение квартиры обращаются к служителям храма.

Откуда появилась традиция – освящать жилища?

Для чего освящают квартиру. Смотреть фото Для чего освящают квартиру. Смотреть картинку Для чего освящают квартиру. Картинка про Для чего освящают квартиру. Фото Для чего освящают квартиру

Многие православные верующие, особенно новоселы, сразу после приобретения квартиры приглашают на дом священнослужителя для того, чтобы тот освятил жилище. Однако не все знают, с какой целью производится данный обряд и что он вообще дает?

Традиция освящать жилища, и вообще все места, где живет, трудится, просто бывает человек, относится к глубокой древности. Первоначально, конечно, не было такого продуманного чинопоследования, обряда, какой существует сегодня. Верующие люди просто брали святую воду и кропили ею дома, амбары, скот. Или просто читали молитву, обходя помещения.

На Востоке, где для наполнения домов благоуханием с древности использовали специальные ароматические смолы – ладан, верующие люди читали молитву над этим ладаном, клали его в специальную чашу, как бы мы сегодня сказали – кадильницу и обходили помещение с кадильницей. Ароматный дым, наполнявший помещение, символизировал здесь благодать Божию, наполняющую жилище.

Освящение жилища – это праздник

Первоначально освящение жилища не являлось четко регламентированный ритуалом, а заключалось исключительно в окроплении стен святой водой и чтении молитвы. Сегодня подобные простейшие действия время от времени может проделывать каждый мирянин. Однако обряд, проводимый священнослужителем, все же совсем другое дело. По словам батюшки Константина Пархоменко, настоящее освящение квартиры или дома – это торжественное событие, на котором должны присутствовать все члены семьи. Причем, немаловажно и то, чтобы все жильцы были согласны на проведение обряда.

Освящение дома является своеобразным праздником. Иногда после проведения ритуала прихожане и священник усаживаются за стол для чаепития и беседы. На сайте протоиерея Виктора Гузенко в одном из материалов указывается на то, что служитель церкви освящает не кирпичи, доски и железо, а пространство, в котором проживают верующие и их жизнь в этом пространстве.

Как правильно освятить квартиру батюшкой: как проходит освящение, пошагово

Для чего освящают квартиру. Смотреть фото Для чего освящают квартиру. Смотреть картинку Для чего освящают квартиру. Картинка про Для чего освящают квартиру. Фото Для чего освящают квартиру

В основании каждого церковного священнодейства стоит желание одухотворить деятельность того или иного человека. Христианин просит Бога о том, чтобы Он направил жизнь по праведному пути, приносящему пользу. Православные верующие через обряд освящения получают Божественное благословение, помогающее создать вокруг преисполненный любовью мир.

Прежде чем пригласить в дом священнослужителя, необходимо совершить следующие действия:

Без божественного благословения и помощи Творца в жизни человека не будет происходить ничего истинно ценного и правдивого.

— Перед началом строительства обыкновенного дома в его основание необходимо заложить крест, а внутри помещения установить святые изображения, которые оповещают о нахождении здесь Господа и Его святых. В жилище разрешено проводить все церковные ритуалы, кроме Литургии и обряда священства.

— Для ритуала с давних времен существуют особенные молебны. В Требнике указаны чины: на «основание» и защиту от злых духов. Перед самим освящением используется малое водосвятие, дополненное применением елея, креста, свечей и Евангелия.

— На каждой стене жилища изображают крест, призванный стать защитой от проникновения злых сил и врагов. Во время ритуала Церковь вдохновляет христиан, говоря, что житие в освященном доме отныне будет под защитой Всевышнего.

— После поется тропарь, рассказывающий историю вхождения Мессии в дом Закхея. Христос даровал спасение и хозяину, и всем его родным. Подобным образом во время ритуала в дом входят служители Божьего Сына и могущественные Ангелы-хранители, оберегающие покой честного христианина.

— Далее, батюшка трижды проделывает крестное знамение над елеем, это способствует изгнанию сатанинских наветов. Батюшка окропляет святой водой все стены жилища, прогоняя бесовское влияние.

— Он промазывает елеем те места, где ранее уже были начертаны кресты, являющиеся защитой и знамением победы добродетели. Ангелы-хранители, присутствующие на ритуале, поют молебны и просят Бога об изобилии в этом доме и даровании небесного благословения. Перед начертанием рядом с крестами возжигают церковные свечи.

— Далее, батюшка читает священное наставление о том, как вести себя христианину в ново-освященном доме. Каждый верующий должен последовать завету царя Давида и идти по жизненному пути в непорочности собственного сердца.

— В конце ритуала произносится ектения, где батюшка молит Господа о послании жильцам могущественного Ангела-хранителя, имеющего силы отстранить от дома всяческие беды.

По времени обряд длится от 20 до 30 минут. Иногда батюшку просят приехать повторно.

Сколько стоит освятить квартиру в 2021 году

Для чего освящают квартиру. Смотреть фото Для чего освящают квартиру. Смотреть картинку Для чего освящают квартиру. Картинка про Для чего освящают квартиру. Фото Для чего освящают квартиру

Обычно храмы не вывешивают стоимость освящения квартиры батюшкой. Поэтому вызвать священнослужителя можно абсолютно бесплатно. На освящение дома тратятся время, деньги на проезд и покупку атрибутов. Желательно заплатить священнику столько, чтобы эти затраты хотя бы окупились. Храм существует за счет пожертвований, и оплата услуги выступает зарплатой богослужителя.

На сегодняшний день заказ приезда батюшки через сайт обойдется в сумму от 7 000 рублей для освящения квартир и около 15 000 – для офисов. При вызове священника при посещении храма или по телефону услуга может стоить дешевле, не более 5000 рублей. В Москве люди обычно платят от 2000 до 5 000 рублей, в маленьких городах – 1000-2000 рублей.

Как заказать услугу освещение квартиры?

Если потребовалось освятить квартиру, то можно заказать эту услугу одним из приведенных способов:

Предпочтительнее последние два варианта. Они дешевле, но отнимают некоторое время на посещение церкви и общение со священнослужителем. Заказать услугу на сайте выйдет дороже. Но зато не нужно идти в храм, искать батюшку. После отправки заявки священник сам перезвонит.

Источник

Для чего мы освящаем свои дома и квартиры

В чем смысл освя­ще­ния

Освя­ще­нием пра­во­слав­ные хри­сти­ане назы­вают обряды, кото­рые вво­дятся Цер­ко­вью в хра­мо­вую и личную жизнь чело­века, чтобы через эти обряды на его жизнь, на всю его дея­тель­ность и все окру­же­ние его жизни нис­хо­дило бла­го­сло­ве­ние Божие.

В основе мно­го­об­раз­ных цер­ков­ных молеб­нов лежит жела­ние оду­хо­тво­рить чело­ве­че­скую дея­тель­ность, совер­шать ее с Божией помо­щью и по Его бла­го­сло­ве­нию. Мы просим Гос­пода так напра­вить наши дела, чтобы они были угодны Ему и при­но­сили пользу ближ­ним, Церкви, Оте­че­ству и нам самим; бла­го­сло­вить наши вза­и­мо­от­но­ше­ния с людьми, чтобы в них гла­вен­ство­вали мир и любовь и т. д. И поэтому просим, чтобы наш дом, при­над­ле­жа­щие нам вещи, овощи, выра­щен­ные на нашем ого­роде, вода из колодца через нис­шед­шее на них бла­го­сло­ве­ние Божие помо­гали нам в этом, защи­щали, укреп­ляли наши силы.

Освя­ще­ние дома, квар­тиры, авто­мо­биля или какой-либо другой вещи есть сви­де­тель­ство, прежде всего, нашего упо­ва­ния на Бога, нашей веры в то, что ничего не про­ис­хо­дит с нами без Его святой воли.

Цер­ковь все необ­хо­ди­мое для чело­ве­че­ской жизни освя­щает молит­вой и бла­го­сло­ве­нием. Цер­ко­вью освя­ща­ется и вся при­рода, и все стихии: вода, воздух, огонь и земля.

Почему необ­хо­димы обряды освя­ще­ния

Жизнь, здо­ро­вье и бла­го­по­лу­чие людей в зна­чи­тель­ной мере зави­сят от состо­я­ния окру­жа­ю­щей их при­род­ной и духов­ной среды.

Губи­тель­ные для людей послед­ствия эко­ло­ги­че­ских ката­клиз­мов, свя­зан­ных с зара­же­нием и раз­ру­ше­нием окру­жа­ю­щей при­роды, имеют не только види­мые, внеш­ние, физи­че­ские при­чины, но и при­чины неви­ди­мые, духов­ные.

Среди духов­ных причин, лежа­щих в основе всех явле­ний при­роды, а также явле­ний соци­аль­ных и госу­дар­ствен­ных, таких как рево­лю­ции, войны и раз­лич­ного рода гло­баль­ные пере­стройки, святая Цер­ковь выде­ляет прежде всего рели­ги­оз­ность народ­ной жизни. Какова сте­пень рели­ги­оз­но­сти, каковы нрав­ствен­ность и пове­де­ние людей, таковы и состо­я­ние види­мой при­роды, и ход исто­рии. Люди грешат, уда­ля­ются от Бога, извра­щая свой нрав­ствен­ный поря­док, и, как след­ствие, он пор­тится и в мире.

Пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский пишет, что обряды освя­ще­ния «вызы­ва­ются край­ней потреб­но­стью самой при­роды или есте­ства стихий и потреб­но­стью самих людей, живу­щих в воз­душ­ном про­стран­стве и име­ю­щих непре­стан­ную нужду в водной стихии», в огне и в земле. «Вся при­рода, все стихии непре­станно осквер­ня­ются и рас­тле­ва­ются чело­ве­че­скими гре­хами и тем­ными и лука­выми духами, живу­щими в воз­духе и порож­да­ю­щими в нем всякие тле­твор­ные веяния и болезни. Явля­ется неот­лож­ная потреб­ность цер­ков­ного освя­ще­ния и оздо­ров­ле­ния этих стихий».

Почему так важно освя­щать дома в наше время

По учению святых отцов Церкви, нечи­стый дух, диавол, князь тьмы и ада, дух злобы, враг рода чело­ве­че­ского, до самого вто­рого при­ше­ствия Хри­стова гос­под­ствует в воз­духе. Сла­вян­ское же слово воздух имеет несколько зна­че­ний. Это и атмо­сфера земли, в кото­рой мы физи­че­ски суще­ствуем; это и эфир, пере­пол­нен­ный сего­дня как нико­гда радио­вол­нами, сиг­на­лами теле­ви­де­ния, сото­вой и радио­связи; это, нако­нец, и то, что совре­мен­ные языч­ники и иудеи назы­вают аст­ра­лом – область духов­ных виде­ний и кон­так­тов, в кото­рой как нигде пре­бы­вает и гос­под­ствует диавол с леги­о­нами нечи­стых духов.

Теле­ви­де­ние, пресса и радио­ве­ща­ние, анти­хри­сти­ан­ские по духу, раз­вра­ща­ю­щие сего­дня рус­ский народ хуже вся­кого вина и водки, стали глав­ными источ­ни­ками духов­ной пищи рус­ских людей. Сего­дня прак­ти­че­ски в каждом доме постав­лена в крас­ный угол «голу­бая икона» диа­вола – теле­ви­зор, перед кото­рым часы напро­лет про­во­дит насе­ле­ние России, словно пре­бы­ва­ю­щее в нар­ко­ти­че­ском сне, загип­но­ти­зи­ро­ван­ное и про­грам­ми­ру­е­мое на само­уни­что­же­ние и выми­ра­ние.

Через эфир и астрал наши дома, квар­тиры, авто­мо­били запол­нили бес­счет­ные леги­оны бесов: духи агрес­сии, злобы, мести, бес­стыд­ной стра­сти. Люди уже не в состо­я­нии понять, как их семей­ное и жиз­нен­ное бла­го­по­лу­чие раз­би­ва­ется при помощи дос­ко­нально раз­ра­бо­тан­ных тех­но­ло­гий раз­ру­ше­ния тра­ди­ци­он­ной системы цен­но­стей, этики, нрав­ствен­но­сти. Мало кто сего­дня спо­со­бен свя­зать непо­слу­ша­ние детей, их при­стра­стие к алко­голю и нар­ко­ти­кам, бес­ко­неч­ные раз­воды моло­дых и немо­ло­дых семей­ных пар с при­сут­ствием в их доме насто­я­щего врага – теле­ви­зора, радио­при­ем­ника, буль­вар­ной газеты, умело под­та­чи­ва­ю­щих ядом пош­ло­сти и раз­врата мораль обще­ства, семьи, через насаж­да­е­мый культ удо­воль­ствия, вле­ку­щие к поги­бели все новые и новые души.

Поэтому сего­дня бла­го­дать Божия, пода­ва­е­мая через обряды освя­ще­ния, в част­но­сти, через освя­ще­ние наших домов, осо­бенно нам необ­хо­дима, чтобы помочь нам защи­тить, созна­тельно огра­дить себя от виру­сов гре­хов­ного соблазна и духов­ного раз­ло­же­ния, про­ни­ка­ю­щих в наши жилища.

Спасет ли нас освя­ще­ние дома само по себе

Свя­ти­тель Феофан Затвор­ник пишет: «Вся бла­го­дать, идущая от Бога через святой крест, святые иконы, святую воду, мощи, освя­щен­ный хлеб (артос, анти­дор, просфоры) и другие, вклю­чая свя­тей­шее при­ча­стие Тела и Крови Хри­сто­вых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой бла­го­дати через пока­ян­ные молитвы, пока­я­ние, сми­ре­ние, слу­же­ние людям, дела мило­сер­дия и про­яв­ле­ние других доб­ро­де­те­лей хри­сти­ан­ских. Но если нет их, то эта бла­го­дать не спасет, она не дей­ствует авто­ма­ти­че­ски, как талис­ман, и бес­по­лезна для нече­сти­вых и мнимых хри­стиан (без доб­ро­де­те­лей)».

То же самое можно ска­зать и об освя­ще­нии жилища. Дом, в кото­ром гла­вен­ствует пустое, празд­ное пре­про­вож­де­ние вре­мени, подо­бен дому со све­тя­щи­мися окнами во время ноч­ного налета вра­же­ской авиа­ции. Совре­мен­ное теле­ви­де­ние, пресса и радио­ве­ща­ние совер­шенно диа­воль­ским обра­зом, под видом раз­вле­че­ния и удо­воль­ствия, отда­ляют нас от нашего Отца небес­ного, от Того, в Чьей руке вся наша земная жизнь и жизнь буду­щего века. Поэтому ника­кое освя­ще­ние не будет иметь смысла и не будет бла­го­творно влиять на нашу жизнь, если в воз­духе наших квар­тир и домов будут, в част­но­сти, без­раз­дельно гос­под­ство­вать бесы теле- и радио­ве­ща­ния. В минуты постиг­шего нас несча­стья, чтобы уми­ло­сти­вить рай­он­ного судью и про­ку­рора, от кото­рых зави­сит наша участь или участь наших близ­ких, пре­сту­пив­ших уго­лов­ный закон, мы готовы пожерт­во­вать и послед­ними день­гами, и многим другим, а пре­сту­пая закон Божий, неужели мы думаем, что, если мы будем и дальше раз­дра­жать Гос­пода своим без­ве­рием и уве­се­ле­ни­ями с бесами, то Он будет мило­стив к нам? Нет. Раз­врат­ник и бого­хуль­ник своим отступ­ле­нием от Бога и от Его запо­ве­дей совер­шает над собой самый страш­ный суд – оста­ется без Бога наедине с диа­во­лом и его слу­гами, кото­рым только и нужна его душа, а точнее, ее паде­ние и поги­бель.

Будем пом­нить, что освя­ще­ние дома – это и защита его от всяких бед­ствий, и бла­го­сло­ве­ние на добрые дела и на охра­не­ние нашего жилища от всего злого, про­тив­ного Богу; бла­го­сло­ве­ние на то, чтобы мы не ухо­дили от Бога и ста­ра­лись направ­лять нашу жизнь не по тем зако­нам, кото­рые внед­ряет в чело­ве­че­скую жизнь враг рода чело­ве­че­ского, но по Закону Божьему.

Чин освя­ще­ния нового дома

По Закону Божи­ему живет и дви­жется весь создан­ный Богом мир. Поэтому без бла­го­сло­ве­ния и помощи Божией ничего по-насто­я­щему цен­ного, важ­ного, бла­гого, полез­ного сде­лать невоз­можно. Сам Спа­си­тель в Еван­ге­лии сказал: «Без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ).

И пророк Давид гово­рит: «Если Гос­подь не сози­ждет дома, напрасно тру­дятся стро­я­щие его; если Гос­подь не охра­нит города, напрасно бодр­ствует страж» ( Пс.126:1 ).

Наши предки знали об этом. «Без Бога – ни до порога», – гово­рит рус­ская посло­вица. Они часто молит­венно обра­ща­лись к Богу, при­зы­вая бла­го­сло­ве­ние на всякое свое начи­на­ние. Поэтому и жилища хри­стиан издревле освя­ща­лись молеб­ными пени­ями и свя­щен­но­дей­стви­ями.

Пра­во­слав­ная Цер­ковь освя­щает новые дома по при­меру освя­ще­ния храмов Божиих. Еще при начале постройки дома в его осно­ва­ние закла­ды­ва­ется крест, в самом доме уста­нав­ли­ва­ются святые иконы как зна­ме­ния (знаки) бла­го­дат­ного пре­бы­ва­ния Гос­пода и святых в хри­сти­ан­ском жилище. В доме хри­сти­а­нина Цер­ковь раз­ре­шает совер­шать все виды своего бого­слу­же­ния за исклю­че­нием Боже­ствен­ной литур­гии и таин­ства свя­щен­ства. Она не воз­бра­няет вно­сить в каждый хри­сти­ан­ский дом, в извест­ных слу­чаях, свя­тей­шее и все­о­свя­ща­ю­щее Тело и живо­тво­ря­щую Кровь Хри­стову.

Для бла­го­сло­ве­ния и освя­ще­ния хри­сти­ан­ского дома и очага с древ­них времен суще­ствуют особые молеб­ные чины. При начале соору­же­ния дома совер­ша­ется малое освя­ще­ние воды и чита­ются молитвы «на осно­ва­ние дому», содер­жа­щи­еся в Треб­нике. В Треб­нике изло­жен и чин освя­ще­ния нового дома. К этому чину могут быть добав­лены при освя­ще­нии дома молитвы «О хра­мине, сту­жа­е­мой от злых духов» и молитва «Над пещию». Первая молитва, как это сле­дует из назва­ния, носит закли­на­тель­ный харак­тер, она упо­треб­ля­ется при освя­ще­нии тех домов, «кото­рые терпят козни и напа­сти злых духов» (Новая Скри­жаль). Вторая молитва чита­ется для освя­ще­ния очага – важ­ней­шей части хри­сти­ан­ского жилища, свя­зан­ной с при­го­тов­ле­нием тра­пезы.

Перед освя­ще­нием нового дома совер­ша­ется малое водо­свя­тие, либо свя­щен­ник при­хо­дит в дом, при­неся с собой святую воду. В доме зара­нее постав­ля­ется стол, покры­тый чистой ска­тер­тью, на него ста­вится сосуд со святой водой, неболь­шой сосуд с обыч­ным, неосвя­щен­ным елеем (рас­ти­тель­ным маслом), пола­га­ются Еван­ге­лие, крест и воз­жи­га­ются свечи в под­свеч­ни­ках.

На каждой из четы­рех стен зара­нее изоб­ра­жа­ется крест – в озна­ме­но­ва­ние покрова и твер­дого ограж­де­ния, избав­ле­ния и сохра­не­ния крест­ной силой от вся­кого зла и беды, от врагов види­мых и неви­ди­мых.

После воз­гласа «Бла­го­сло­вен Бог наш…» и обыч­ных началь­ных молитв чита­ется 90‑й псалом «Живый в помощи Выш­няго…», в кото­ром Цер­ковь обод­ряет буду­щих жиль­цов, говоря, что они будут жить в новом доме своем под кровом Бога небес­ного и что под сенью Все­мо­гу­щего им не страшны будут ни ужасы в ночи, ни стрелы, летя­щие днем. «Не при­клю­чится тебе зло, и язва не при­бли­зится к жилищу твоему», – вос­кли­цает пророк ( Пс. 90:10 ).

Затем поется тро­парь (крат­кое цер­ков­ное пес­но­пе­ние), в кото­ром гово­рится о том, что неко­гда Спа­си­тель, войдя в дом Закхея, даро­вал спа­се­ние ему и всем домаш­ним его. Так и ныне вместе со слу­жи­те­лями Хри­сто­выми в новый дом входят Ангелы Божии. Цер­ковь просит Гос­пода подать мир дому сему и мило­стиво бла­го­сло­вить его, спасая и про­све­щая всех, кто соби­ра­ется жить в нем.

Обра­тив­шись к востоку, свя­щен­ник про­из­но­сит: «Гос­поду помо­лимся», «Гос­поди, поми­луй», – отве­чают ему, и он читает молитву, близ­кую по содер­жа­нию про­пе­тому перед этим тро­парю. Он молится Спа­си­телю, изво­лив­шему войти в дом Закхея и даро­вав­шему спа­се­ние всему дому его, бла­го­сло­вить ново­устро­ен­ное жилище и сохра­нить тех, кто будет жить в нем, от вся­кого зла, изобильно пода­вая им на пользу все блага Гос­подни.

В сле­ду­ю­щей затем тайной молитве (то есть, молитве, чита­е­мой не вслух, а про себя) свя­щен­ник просит Гос­пода, чтобы Он даро­вал дому спа­се­ние, как принес его в дом Закхея, чтобы бла­го­сло­вил этот дом, как бла­го­сло­вил неко­гда дом Лавана при­хо­дом в него Иакова, дом Пен­те­ф­рия – при­хо­дом в него Иосифа, Авед­дара – вне­се­нием в его дом ков­чега. (Об этих собы­тиях повест­ву­ется в Библии, в книге Бытия, гл. 30, стихи 2–30; гл. 39, стихи 1–5 и во 2‑й книге Царств, гл.6, стихи 10–12.) Он молит Спа­си­теля нис­по­слать буду­щим оби­та­те­лям нового дома бла­го­сло­ве­ние с высоты жилища Своего, огра­дить их стра­хом Божиим, защи­тить «от сопро­тив­ных» и умно­жить «вся благая в доме сем». В конце молитвы иерей воз­гла­шает: «Твое бо есть, еже мило­вати и спа­сати ны, Боже наш, и Тебе славу воз­сы­лаем, Отцу и Сыну и Свя­тому Духу, ныне и присно, и во веки веков». При­сут­ству­ю­щие отве­чают: «Аминь».

В этом месте чино­по­сле­до­ва­ния к нему может быть при­со­еди­нена молитва «Над пещию». В ней свя­щен­ник при­зы­вает на помощь для защиты домаш­него очага от врагов види­мых и неви­ди­мых – Анге­лов, хра­ни­те­лей хри­стиан, и всех святых Божиих, в том числе свя­щен­но­му­че­ника Кипри­ана, кото­рому неко­гда бесы слу­жили в искус­стве вол­шеб­ных козней и кото­рый, уве­ро­вав во Христа, начал вос­ста­вать против них и побеж­дать их (Новая Скри­жаль).

Затем свя­щен­ник трижды осе­няет кре­стом елей во имя Пре­свя­той Троицы и читает молитву над елеем, в кото­рой просит Бога нис­по­слать Пре­свя­того Духа на елей и освя­тить его, чтобы он был во освя­ще­ние месту сему и постро­ен­ному на этом месте дому для про­гна­ния «всяких сопро­тив­ных сил и сата­нин­ских наве­тов».

После про­чте­ния молитвы свя­щен­ник окроп­ляет святой водой весь дом (каждую ком­нату кропит со всех четы­рех сторон), молясь: «Окроп­ле­нием воды сей свя­щен­ныя в бег­ство да пре­тво­рится все лука­вое бесов­ское дей­ство». Затем кре­сто­об­разно пома­зы­вает 4 глав­ные стены дома (в тех местах, где был начер­тан ранее крест) святым елеем, про­из­нося слова: «Бла­го­слов­ля­ется дом сей пома­за­нием свя­таго елея сего, во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа, аминь».

В сти­хире, кото­рую поет хор, содер­жится моле­ние ко Гос­поду бла­го­сло­вить сей дом, испол­нить его земных благ и сохра­нить его буду­щих оби­та­те­лей «от вся­кого злаго обсто­я­ния» и даро­вать им изоби­лие небес­ного и зем­ного бла­го­сло­ве­ния.

Затем свя­щен­ник читает Еван­ге­лие ( Лк.19:1-10 ), где повест­ву­ется о посе­ще­нии Спа­си­те­лем дома мытаря (сбор­щика нало­гов) Закхея, кото­рый, хотя и был чело­ве­ком греш­ным, но так сильно захо­тел уви­деть Гос­пода, что влез на дерево. В ответ на ропот тех, кто гово­рил, что Иисус зашел в дом греш­ного чело­века, Хри­стос сказал о Закхее и о его доме: «Ныне пришло спа­се­ние дому сему, потому что и он сын Авра­ама; ибо Сын Чело­ве­че­ский пришел взыс­кать и спасти погиб­шее». Этот отры­вок из Еван­ге­лия Цер­ковь пред­ла­гает жите­лям нового хри­сти­ан­ского дома, радостно воз­ве­щая, что ныне спа­се­ние пришло и их дому и что Гос­подь всегда при­хо­дит в дом к тому, кто жаждет Его видеть.

Затем чита­ется псалом 100, в кото­ром содер­жится настав­ле­ние о том, как нужно вести себя в новом доме. Раз­мыш­ляя о пути непо­роч­ном, царь Давид гово­рит: «Буду ходить в непо­роч­но­сти моего сердца посреди дома моего» ( Пс. 100:2 ).

После чтения псалма про­из­но­сится екте­ния. В ней, помимо обыч­ных про­ше­ний, есть и про­ше­ния о бла­го­сло­ве­нии дома. Все при­сут­ству­ю­щие молят Вла­дыку жизни нашей, чтобы Он послал Ангела хра­ни­теля, стража новому дому, сохра­ня­ю­щего всех, «в нем бла­го­честно жити хотя­щих», от вся­кого зла и настав­лю­щего их к дела­нию доб­ро­де­те­лей, к испол­не­нию запо­ве­дей Хри­сто­вых. Просят и о том, чтобы Гос­подь сохра­нил всех их от голода, всяких смер­то­нос­ных ран и даро­вал им здо­ро­вье и дол­го­ден­ствие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *