Дети кмнс что такое
Пути социализации детей коренных малочисленных народов Севера
На современном этапе развития общества молодежь народностей Севера зачастую отчуждена от основных этнических ценностей, подрываются корни исторической памяти народа и его духовной культуры; нарастает угроза исконной среде их обитания, что приводит к необратимым негативным процессам.
Кризис ценностей народов Севера проявляется в социальной дезадаптации подрастающего поколения, в особенности подростков, отражающейся в их девиантном поведении, слабой ориентированности на образование, низком уровне сформированности мотивационно-личностной сферы, трудовых навыков, ранней алкоголизации.
Попадая в интернатскую среду, ребенок не только получает возможность адаптироваться к стационарной школьной жизни, но и формироваться как личность. Современные взаимоотношения школы-интерната и семьи выстраиваются на иных фундаментальных основаниях; и связь школы-интерната как института социального воспитания и семьи как института родительского воспитания, обретает форму сотрудничества и союза. Процесс сопровождения ребёнка в условиях интернатного учреждения имеет ряд особенностей и, по нашему мнению, предполагает организацию деятельности по прохождению ребёнком следующих этапов:
Первым этапом реализации наиболее общей для большинства воспитанников программы позитивного развития является создание атмосферы доверия, уважения, безусловного принятия и любви детей со стороны воспитателей. Дети должны чувствовать себя, безусловно, любимыми и защищенными. Категорически недопустимы угрозы, окрики, оскорбления, запугивания и прочее негативное отношение к детям, вызывающие тревожность, озлобленность, недоверие, скрытую, а то и явную враждебность детей по отношению к взрослым и другим детям.
На втором этапе необходимо четкое и ясное понимание детьми своих прав и обязанностей, формирование знаний и навыков социального взаимодействия и общежития. Здесь необходима четкость, последовательность, требовательность со стороны взрослых при соблюдении всех условий первого этапа. Осознание прав и обязанностей закладывает основы позитивного мировоззрения воспитанника, понятия справедливости и нравственных основ жизни общества. Так же, как и на первом этапе, воспитатели должны быть безусловным образцом поведения и отношения ко всем окружающим и различным сторонам социальной жизни воспитанников.
На третьем этапе упор должен быть сделан на формирование навыков самоорганизации, саморегуляции и волевого преодоления жизненных трудностей: в учебе, в других видах деятельности. Он включает организацию и проведение разного вида реабилитационно-развивающей работы с детьми (медицинской, педагогической, коррекционно-развивающей, психологической, социальной и т.д.). Предполагаются индивидуальные и групповые формы работы с детьми и подростками в течение всего времени пребывания в учреждении.
На четвертом этапе акцент делается на собственные интересы ребенка, поддержки его в социально приемлемых увлечениях. Формируется мотивация достижения и успеха. Развиваются познавательные, эстетические, творческие потребности. Создаются условия для как можно более разнообразной деятельности: клубы, кружки, походы, коллекционирование, спорт и другие формы свободного включения ребенка в разнообразие культурной жизни общества. Ребенку оказывается все возможные виды поддержки.
На пятом этапе формируется социальная позиция личности, его личностное и профессиональное самоопределение, выбор жизненного пути, допрофессиональное обучение. На этом этапе также проходит подготовка подростков к выходу в самостоятельную жизнь. Несомненно, в работе с конкретными детьми нужно учитывать особенности их развития и применять разнообразные психолого-педагогические формы, приемы, методы и техники воспитания, адекватные возрастным и личностным этапам развития.
На шестом этапе сопровождения выпускники проходят аттестацию на социальную зрелость. Результаты аттестации могут показать, насколько у выпускника сформирован профессиональный личный план, имеет ли он достаточный социальный и личностный потенциал для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе.
Необходимо отметить, что деление на этапы описанной системы адаптации и социализации воспитанников, носит искусственный характер. Система работает постоянно в полном объёме, а каждый из детей берёт из неё то, на что готов в зависимости от возраста, времени пребывания в интернате, психических и физиологических особенностей, возможностей личности. Коллектив воспитателей создаёт для каждого условия для саморазвития и успешного функционирования в современном обществе.
Воспитательная среда интерната учитывает особенности национальной психологии, традиционные формы и методы воспитания, помогает ребенку осознать себя личностью. В целях создания благоприятных условий для комфортного проживания и всестороннего развития личности ребенка коллектив воспитателей ведет поиск новых подходов к воспитанию, пониманию его роли и функции в изменившихся условиях общественного развития.
Становлению национального самосознания воспитанников способствуют «Уроки предков». Особенностью этих занятий является их направленность на формирование нравственного сознания у воспитанников в единстве с нравственным поведением человека как части природы. Познавательная ценность «Уроков предков» в том, что расширяется круг познания детей об обычаях своего народа, его культуре, образе жизни, истории, что способствует накоплению экологических знаний, уважительному отношению к взрослым, формированию чувства гордости за свой род, уважению к своим предкам, желанию быть достойными их. «Нация в любые времена, даже самые трудные, сохранит себя, если живут традиции этой нации». Вся воспитательная работа в интернате основана на этнических принципах. Многие мероприятия уже стали традиционными: праздник Севера, День оленевода, малая олимпиада ненецких игр, конкурс «Ямальская красавица», праздник Семьи, КТД «Лакомбой, интернат!».
Развитие организаторских способностей, воспитание самостоятельности организуется через самоуправление в интернате. Совет интерната контролирует и оказывает помощь в организации дежурства, досуга воспитанников, проводит Дни самоуправления, разрешает конфликтные ситуации, организует шефство над младшими воспитанниками, обеспечивает чистоту и уют в корпусах.
Большое значение придается в интернате физическому развитию детей. Одним из основных направлений работы является реабилитация и сохранение здоровья воспитанников. Используя широкий арсенал педагогических приемов, включая методы и средства этнопедагогики, воспитатели приобщают детей к культуре здоровья. Проблема сохранения национальных традиций решается через развитие национальных видов спорта: прыжки через нарты, метание тынзяна на хорей, перетягивание палки, национальная борьба. В интернате традиционно проводится неделя здорового досуга, месячник ЗОЖ. Воспитатели проводят мероприятия по охране и укреплению здоровья, вовлечению воспитанников в спортивную деятельность.
Важнейшим средством развития воспитанников является игровая деятельность, которая рассматривается как наиболее доступный и эффективный метод «самостроительства» воспитанника при его собственной активной позиции, связанный с инициативой, фантазией, творчеством. Игра по своей сути социальна и является действенным средством социализации детей, орудием воспитания социальных навыков и умений, открывающих просторы для творчества социальных отношений. Посредством использования игр с элементами соревнований, подвижных игр, конкурсов, психотренинговых игр и т.д. происходит освоение социальных отношений, стимулирующих мотивацию социализации, в основе которой лежит интерес к познанию социальных норм, своих прав и обязанностей в социуме, самооценка в системе статусно-ролевых связей общества. В играх ребенок овладевает социальными нормами и требованиями к члену социального мира, познает себя, других людей, постигает смысл взаимоотношений между людьми.
Партнерами школы-интерната в образовательно-воспитательном пространстве являются учреждения дополнительного образования (досуговый центр) и культуры (музыкальная школа). Специфика каждого учреждения позволяет существенно дополнять, обогащать процесс воспитания. Объединяющим фактором являются народные традиции, ремесла, исторические и культурные памятники.
От того, в каком социуме будут расти наши дети, будет зависеть результат воспитания. Понимая важность данного аспекта, школа-интернат расширяет внешнее воспитательное пространство. Взаимодействие и сотрудничество с учреждениями и общественными организациями посёлка и района дало возможность значительно расширить внешнее воспитательное пространство школы-интерната, сделав её более открытой для участия представителей социальных институтов. Увеличилось количество совместных действий, направленных на создание воспитывающей среды, появились новые формы сотрудничества. Тесная взаимосвязь с социумом позволяет воспитывать патриотов своего края, расширять представления об истории посёлка и района, помогает определиться с профессиональным выбором, реализовать свои способности.
Таким образом, именно интернат семейного типа есть и всегда будет важнейшей сферой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за обучение и воспитание ребенка, но и за воссоздание определенного образа жизни членов общества с учетом формирования полноценного этнического самосознания.
Готовность первоклассников к обучению в школе: основные затруднения детей из семей КМНС
Региональная система оценки качества образования (далее – РСОКО) строится с учётом этнокультурных особенностей обучающихся Ямало-Ненецкого автономного округа.
С 2012 года в РСОКО проводится стартовая диагностика первоклассников. В течение последних двух лет в рамках данного мониторинга дополнительно изучается готовность детей из числа коренных малочисленных народов Севера (далее – КМНС) к обучению в школе. Основная цель мониторинга состоит в выявлении реального уровня подготовки детей школе, ранней диагностики и возможности оказания своевременной помощи каждому ребёнку, а также предоставление учителям, психологам и родителям качественного инструментария. Исследование направлено на выявление трудностей, проблем, причин низких результатов обучения, глубокому анализу подвергается реестр затруднений.
По результатам мониторинга в 2016 году сформирован обобщённый портрет первоклассника из семьи КМНС.
Важнейшие показатели, на основе которых прогнозируется школьная успешность – общее развитие и познавательная активность детей, для оценки сформированности которых используется комплект диагностических методик: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило» и «Первая буква».
Первоклассники из числа КМНС успешно выполнили тест «Рисунок человека», как и основная масса учащихся, что говорит об их хорошей психофизиологической зрелости, при этом инструкция данного теста наиболее понятна и однозначна.
Сформированность предпосылок учебной деятельности (принятие и выполнение учебной задачи, произвольность учебных действий, самоконтроль) позволили выявить методики «Графический диктант» и «Образец и правило». Каждый третий ребёнок из числа КМНС демонстрирует низкий уровень по результатам методики «Графический диктант», так как сказывается отсутствие дошкольной подготовки и опыта фронтального обучения, но примерно половина получает высокий балл за написание диктанта.
Первоклассники из числа КМНС по методике «Образец и правило» показали более низкие результаты относительно своих сверстников. Только 34% учащихся из числа КМНС показали высокий уровень по результатам методики против почти половины других первоклассников с высоким уровнем, не относящихся к КМНС, – 48%. Низкий уровень способности самостоятельно работать по заданному образцу выявлен у 24% детей КМНС, среди всей совокупности учащихся, не являющихся представителями отдельных категорий, выявлено лишь 13,3% детей, что говорит о значительных отличиях по данному показателю.
Правильность восприятия первоклассниками речи учителя и фонематический слух проверялись с помощью методики «Первая буква». Подготовка к школе, оценённая по этой методике, ниже средней по региону, но эта разница не является критичной. Хочется предостеречь от преувеличенного внимания к трактовке разницы как следствия нарушения фонематического слуха. На результаты тестирования влияет фактор стресса и плохого понимания инструкции. Хоть эти методы относятся к невербальным, все-таки инструкцию нужно понять на русском языке. Дети, испытывающие трудности с пониманием языка, закономерно оказываются в невыгодной позиции. При сопоставлении оценок готовности к обучению на основе субъективного восприятия учителем и родителем выявляется общая тенденция к расхождению мнения учителя и родителя при оценке уровня готовности первоклассника к школе.
Школьная готовность – понятие более широкое, чем развитие познавательных способностей и формирование предпосылок учебной деятельности.
Психологическая готовность к школе предполагает развитие многих личностных качеств ребёнка, позволяющих ему адаптироваться к функционированию в роли ученика.
Наличие положительной мотивации – один из важнейших факторов будущей школьной успешности. Без особого желания в школу идут 19% детей КМНС, ещё 2% совсем против воли. По сути, на установки детей существенно влияют установки взрослых. Это ещё раз подчёркивает важность работы с семьёй в дошкольном периоде, формирование позитивного общественного мнения по поддержке процессов развития современной российской школы.
Некоторые дети испытывают большие трудности в общении, связанные с их индивидуально-психологическими особенностями. Для первоклассников из семей КМНС поступление в школу означает также активную социализацию через постоянное пребывание в коллективе сверстников в школе-интернате. По результатам анкетирования родителей, процент детей КМНС, испытывающих трудности в общении с различными социальными партнёрами колеблется в диапазоне от 10 до 16%, остальные первоклассники данной категории демонстрируют хорошую коммуникативную компетентность.
Успешность функционирования в роли ученика является интегральным показателем успешной школьной адаптации. Большинство первоклассников КМНС могут управлять своим поведением (72%), легко осваиваются в новой ситуации (77%)и могут самостоятельно организовать свою учебную деятельность (67%). При этом доля детей из числа КМНС, плохо управляющих своим поведением, 27%,ниже соответствующей доли среди детей других категорий 31%.
В начале школьного обучения все дети находятся в стадии адаптации к обучению к школе. Меняется социальная роль ребёнка, он становится учеником, к нему предъявляются другие требования, полностью меняется окружающая обстановка и характер взаимодействия с людьми. К этим изменениям в его жизни ему необходимо адаптироваться, что требует больших психологических и физиологических затрат.
У каждого ребёнка есть свои сильные стороны и свои «зоны уязвимости», поэтому у каждого есть как ресурсы приспособления, адаптации, так и риски возникновения проблем при соприкосновении с конкретной ситуацией. Дети из числа КМНС на 4% чаще остальных имеют первую группу здоровья, что указывает на высокий уровень их адаптационного потенциала.
«Цена адаптации» показывает уровень изменений, отражающихся в поведении ребёнка на фоне его вхождения в учебную жизнь.
Дети категории КМНС, обучающиеся в интернатах, оказываются в начале обучения в более сложной адаптационной ситуации, родители тревожатся и, с одной стороны, могут преувеличивать проблемы ребёнка, так как он делится, в первую очередь, тревогами, а с другой – часть детей, возможно, вообще ещё не сообщили родителям о своих проблемах.
Выявленные результаты доказывают необходимость учитывать индивидуальности каждого ребёнка при подготовке его к школе, при оказании ему поддержки на этапе вхождения в школьную жизнь, при совместной работе школы и семьи для нивелирования существующих проблем.
Недостаточный уровень зрелости в познавательной сфере первоклассников из семей КМНС можно изменить целенаправленной работой по повышению уровня развития компетенций детей, усилением дошкольной подготовки, построением индивидуальных образовательные траекторий по результатам мониторинга, организацией методической помощи педагогам дошкольного и начального общего образования по особенностям поддержки детей из семей КМНС.
Если у почти половины родителей детей категории КМНС (49%) в их домашней библиотеке детских книг не более десятка, то это, безусловно, снижает возможности подготовки ребёнка к школе. Этим детям необходимо обеспечить в школах специальный доступ к библиотеке и возможный контроль за их чтением. Однако 32% семей указанной категории учащихся, что лишь на 4% меньше, чем вообще по округу, имеют дома больше 10 детских книг, а около 15% – имеют дома настоящую библиотеку. Это указывает на то, что семьи КМНС не одинаковы, многие успешно готовят детей к школе и их опыт необходимо изучать и распространять.
Трудности функционирования в роли ученика можно нивелировать при повышении внимания к режимным моментам вне школы и дополнительной поддержкой семьи при решении проблемных моментов обучения.
Для преодоления разрыва по оценке дошкольной подготовки между учителями и родителями необходима разработка и реализация системы мероприятий работы с родителями дошкольников и младших школьников, направленной на согласование позиций обучения и воспитания между семьёй и школой, расширение связи посредством современных технологий.
Обозначенные пути решения находят свой отклик при реализации проекта «кочевая школа». Осуществление дошкольной кочевой подготовки, приближение школы к месту традиционного проживания позволяет снизить цену адаптацию ребёнка к школе. По данным мониторинга обучения детей в кочевой школе Анны Неркаги высоких признаков тревожности в начале обучения в школе не отмечено. Кочевое обучение способствует стабильному спокойному отношению к школе при сопоставимых показателях успешности обучения.
Таким образом, мониторинг позволяет уйти от некоторых предубеждений по отношению к КМНС, и, с одной стороны, обобщить результаты, выявляя общие тенденции, а с другой – увидеть своеобразие конкретной учебной группы и конкретного ребёнка и его ситуации развития
Представленные результаты целесообразно в дальнейшем использовать при организации дошкольной подготовки детей КМНС, при планировании работы учителей начальной школы, и методических служб на уровне образовательной организации, на муниципальном и региональном уровнях.
Социализация детей коренных малочисленных народов Севера
Социализация детей коренных малочисленных народов Севера
На современном этапе развития общества молодежь народностей Севера зачастую отчуждена от основных этнических ценностей, подрываются корни исторической памяти народа и его духовной культуры; нарастает угроза исконной среде их обитания, что приводит к необратимым негативным процессам.
восприятию других культур.
Попадая в интернатскую среду, ребенок не только получает возможность адаптироваться к стационарной школьной жизни, но и формироваться как личность. Современные взаимоотношения школы- интерната и семьи выстраиваются на иных фундаментальных основаниях; и связь школы-интерната как института социального воспитания и семьи как института родительского воспитания, обретает форму сотрудничества и союза.
Воспитательная среда интерната учитывает особенности национальной психологии, традиционные формы и методы воспитания, помогает ребенку осознать себя личностью. В целях создания благоприятных условий для комфортного проживания и всестороннего развития личности ребенка коллектив воспитателей ведет поиск новых подходов к воспитанию, пониманию его роли и функции в изменившихся условиях общественного развития[2, с.7].
Воспитательная работа организована по следующим подпрограммам:
«Здоровье», «Досуг», «Семья», «Патриот», «Труд». Эти основные направления являются ориентирами в разработке перспективного и календарного планирования, как интерната в целом, так и отдельных воспитателей.
Становлению национального самосознания воспитанников способствуют «Уроки ненецкой культуры». Познавательная ценность
«Уроков ненецкой культуры» в том, что расширяется круг познания детей об обычаях своего народа, его культуре, образе жизни, истории, что
способствует накоплению экологических знаний, уважительному отношению к взрослым, формированию чувства гордости за свой род, уважению ксвоим предкам, желанию быть достойными их. Вся воспитательная работа в интернате основана на этнических принципах. Многие мероприятия уже стали традиционными: праздник Севера, День оленевода, малая олимпиада ненецких игр, конкурс «Ямальская красавица», праздник Семьи, КТД «Лакомбой, интернат!».
Конечными целями трудового воспитания должны быть: сформированность практических навыков ведения домашнего хозяйства, подготовки к будущей семейной взрослой жизни; сформированность рациональной организации умственного и физического труда, умения обслуживать себя и младших сестер и братьев;осознание воспитанниками роли труда в жизни человека;подготовка выпускников к осознанному выбору профессии.
Большое значение придается в интернате физическому развитию детей. Одним из основных направлений работы является реабилитация и сохранение здоровья воспитанников. Проблема сохранения национальных традиций решается через развитие национальных видов спорта: прыжки через нарты, метание тынзяна на хорей, перетягивание палки, национальная
борьба. В интернате традиционно проводится неделя здорового досуга, месячник ЗОЖ. Воспитатели проводят мероприятия по охране и укреплению здоровья, вовлечению воспитанников в спортивную деятельность.
Важнейшим средством развития воспитанников является игровая деятельность, которая рассматривается как наиболее доступный и эффективный метод «самостроительства» воспитанника при его собственной активной позиции, связанный с инициативой, фантазией, творчеством.. Посредством использования игр с элементами соревнований, подвижных игр, конкурсов, психотренинговых игр и т.д. происходит освоение социальных отношений, стимулирующих мотивацию социализации, в основе которой лежит интерес к познанию социальных норм, своих прав и обязанностей в социуме, самооценка в системе статусно-ролевых связей общества. В играх ребенок овладевает социальными нормами и требованиями к члену социального мира, познает себя, других людей, постигает смысл взаимоотношений между людьми [1, с. 28].
От того, в каком социуме будут расти наши дети, будет зависеть результат воспитания. Понимая важность данного аспекта, школа-интернат расширяет внешнее воспитательное пространство. Взаимодействие и сотрудничество с учреждениями и общественными организациями посёлка и района дало возможность значительно расширить внешнее воспитательное пространство школы-интерната, сделав её более открытой для участия представителей социальных институтов.Тесная взаимосвязь с социумом позволяет воспитывать патриотов своего края, расширять представления об истории посёлка и района, помогает определиться с профессиональным выбором, реализовать свои способности.
Таким образом, именно школа-интернат есть и всегда будет важнейшей сферой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за обучение и воспитание ребенка, но и за воссоздание определенного образа жизни членов общества с учетом формирования полноценного этнического самосознания.
1. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений [Текст]
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04.02.2010
№ Пр-271 [Текст] // Официальные документы в образовании.- 2010.- № 9.- С. 5-12.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Воспитание детей коренных малочисленных народов Севера в школе-интернате средствами ИКТ
Туяна Балданова
Воспитание детей коренных малочисленных народов Севера в школе-интернате средствами ИКТ
В статье рассматривается применения ИКТ в воспитательной работе с детьми разновозрастной категории из числа коренных малочисленных народов Севера на базе МОУ «Школы – интернат среднего общего образования с. Ныда» на примере мультимедийных презентаций, на учебных занятиях.
Под средствами информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) следует понимать аппаратные и программные средства, предназначенные для реализации информационных процессов на основе использования вычислительной техники и сетевых технологий.
Использование ИКТ дает возможность воспитателю:
— представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами;
— создать положительную мотивацию за счет использования средства привлечения внимания;
— видеть реакцию воспитанников, постоянно «держать руку на пульсе»;
— вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию;
— активизировать познавательную деятельность воспитанников;
— оптимально использовать время на занятии
Использование мультимедийных презентаций в воспитательскойдеятельности способствует:
— повышению эффективности усвоения материала детьми;
— повышению скорости запоминания (одновременно включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);
— активизации и развитию высших психических функций, мелкой моторики рук;
— формированию теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышению их интеллектуально-творческого развития;
— созданию дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;
— подготовке детей к миру, построенному на цифровых технологиях.
Мультимедийные презентации обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов учебного занятия. Так, объяснительно-иллюстративные методы при использовании мультимедийного проектора могут заметно повышать познавательную активность воспитанников за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности (анимация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты, а активное использование регионального краеведческого материала усиливает воспитательный момент учебного занятия. Работая с отдельно взятым слайдом, продумываю,за счет чего будет усилен обучающий эффект урока: удачно подобранной картинке, правильной последовательности подачи материала на экран, верным выбором эффекта анимации, цветовой гаммы, представлением печатного текста, который должен появиться на экране в заранее продуманное время. Применение на занятиях электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, т. к. именно здесь возможно учесть специфику конкретной группы воспитанников, конкретный контингент детей с учетом их психического, физического и эмоционального уровня развития.
Особое внимание на учебных занятиях с применением компьютерной техники уделяется здоровьесберегающим технологиям. Здесь учитывается соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических требований к занятию. Физкультминутку для воспитанников провожу также, с помощью презентации.
Использование созданных мною мультимедийных презентаций показало, что у воспитанников повысилась мотивация познания, что просматривается в результатах диагностики, проводимой в течение учебного года. Улучшилась результативность воспитания, повысился интерес к моим занятиям. Проведение занятий с применением мультимедийных презентаций – это мощный стимул в воспитании. При этом у воспитателя появляется возможность проявить творческий подход к созданию и проведению современного, полноценного, интересного занятия.
Подводя итог, отметим, что средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса воспитанников, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий детей. Применение средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе требует развитости критического мышления, на что необходимо уделять специальное внимание воспитателям. Применение сетевых технологий в системе общего образования способствует интеграции общеобразовательных учреждений различного типа, распространению передового педагогического опыта.
Теги: ICT, innovation of education, education of students, aborigens nenets children of the North, multimedia presentation.
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Сказки народов севера» 1. Программное содержание: формирование представлений об образе жизни коренных народов севера Тюменской области, развитие познавательного.
Праздник народов Севера! (Фотоотчет) Праздник народов Севера проходит каждый год в моем любимом городе, в городе, в котором я живу много лет, городе Новый Уренгой. В этом году.
Проект «Краеведческий мини-музей. Быт и культура малочисленных народов севера» Подготовка к работе по данной теме: Изучить краеведческую литературу, пополнить мини – музей в детском саду. Вместе с родителями оборудовать.
Формирование духовно-нравственных качеств в процессе ознакомления с региональными особенностями и традициями народов Севера Суровая Югорская земля является для наших детей малой родиной. Родители многих наших воспитанников приехали с разных концов России и стран.
Спортивное развлечение для средних групп «Игры народов Севера» Спортивное развлечение «Игры народов севера» Для средней группы Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни, развитие интереса к.
«В гостях у Айоги». НОД в старшей группе, посвященная культуре народов Севера Цель: обогатить знания детей о культуре коренных народов, населяющих Тюменскую область, фольклоре народов Севера. Программное содержание:.