Дети подземелья чем понравилось произведение
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Короленко В. «Дети подземелья» Читательский дневник, краткое содержание
Короленко В. «Дети подземелья» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Владимир Галактионович Короленко
Название: «Дети подземелья» («В дурном обществе»)
Жанр: Повесть
Тема произведения: Бедность, дружба, любовь
Число страниц: 21
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
Из-за непонимания отца мальчик ищет людей, которые его поддержат, на улице. Новыми друзьями Васи становятся нищие.
Сюжет — краткое содержание:
Васе было 6 лет, когда умерла мама. Его отец от горя совсем перестал заниматься детьми. Когда мальчик подрос, он нашёл себе бездомных друзей, Валька и Марусю. Вася начал приносить ребятам еду, замечать, что Маруся грустная, у неё совершенно нет сил. Девочка сильно болела. Чтобы развеселить подругу, Вася забрал у сестры куклу и отдал Марусе. За кражу отец запер мальчика дома и не разрешал ему выходить. Через время Тыбурций принёс игрушку Васе и рассказал, что Маруся умерла. Отец понял, что был не прав и попросил прощения у Василия. Бездомные резко переехали, а Вася и его сестра долго приходили на могилу к Марусе.
Понравившийся эпизод:
Я считаю, что Вася поступил правильно, когда отдал умирающей Марусе куклу. Хоть обман – это очень плохо, всё же мальчик поступил благородно, он стремился помочь больной девочке и её брату любыми способами.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Иногда мир бывает очень жесток. Чтобы в нём выжить, нужно быть добрым человеком, уметь дружить и любить.
Чему учит это произведение:
Настоящей дружбе, уметь жертвовать чем-то ради других
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Такое грустное произведение! Очень жалко Марусю, которая не смогла прожить в жестоком мире. Хорошо, что у Васи с отцом наладились отношения, теперь они стали настоящей семьёй!
Новые слова и выражения:
Нива – большое поле, возделанное и засеянное, целенаправленно обработанное человеком
Телеграф – средство передачи сигнала по проводам, радио или другим каналам электросвязи
Пословицы к произведению:
Счастье в руки не поймаешь.
Всякому свой крест.
Человек без друзей — что дерево без корней.
Рецензии на книгу «Дети подземелья» Владимир Короленко
Когда я была совсем маленькой, наверное, в возрасте до лет пяти, моё чтение ограничивалось всякими славными детскими историями, в которых всё тепло, хорошо и уютно, а если зло и скалит зубы некоторое время, то в конце произведения обязательно убегает в кусты, поджав наказанный хвост. А где-то как раз в пять лет меня настигла эта повесть Короленко, которая не только обогатила мой словарный запас неожиданными диалектными словечками, но и спустила с литературных небес на землю, нещадно швырнув в суровый отечественный нуар, от которого потом по ночам мне снились картины, достойные Кафки. Конец небольшой повести вбил предпоследний гвоздь в крышку гроба моих детских мыслей о том, что литература — это солнышко, принцессы и вечно улыбающиеся задорные пупсы (последним гвоздем стало детское переложение «Гавроша» и «Козетты», которое навсегда заставило меня уважать вещи мрачные и реалистичные).
Наверное, эту повесть читал каждый, когда учился в школе (ну, или почти каждый, мне не довелось, потому что она попала под сокращение программы). Перечитав её сейчас, я была удивлена тем, насколько она «непроста» для детей и по подбору слов и по особенностям текста, хотя раньше это не замечалось совсем. Ещё больше меня запутала Википедия, которая утверждает, что повесть «Дети подземелья» — это адаптированный и сокращенный рассказ для взрослых «В дурном обществе». Как же надо сокращать рассказ, чтобы получилась повесть? Всё-таки, «В дурном обществе» — тоже повесть, пусть и небольшая. Я просмотрела её по диагонали для сравнения с «Детьми подземелья», в общем-то, сократили совсем немного, только некоторые описательные моменты и отвлечённые размышления автора, а ещё почему-то убрали все моменты упоминания евреев. И всё равно повесть получилась совсем недетская. Было очень интересно разглядеть удивительные моменты, которые в детстве в принципе неинтересны и не видны — это не вечный вопрос «где хорошо, а где плохо», не противостояние богатых и бедных, а рассказ об отце главного героя, которого Короленко описывает с такой болью, что совершенно ясно — это момент глубоко автобиографический. Ну а так. Очень полезная повесть для того, чтобы разбавить категоричное детское деление на чёрное и белое. Детей учат точно: «Говорить правду — хорошо», «Воровать — плохо». Но жизнь не терпит одного только и чёрного и белого, поэтому плодит многочисленные «если. » и «когда. » Есть моменты, когда эти, казалось бы, прозрачные категории хорошего и плохого приходится пересматривать.
И всё-таки, что-то готичное есть в этой повести. Кладбища, полуразрушенная крепость, церковь, серый камень, который пьёт жизнь из хрупкой девочки, а сама девочка похожа на неуклюжий и слабый цветок, выросший в неволе без солнца. Если ребёнку «Дети подземелья» понравятся, то, думаю, на его подростковый период стоит закупиться стиральным порошком для чёрной одежды и подходящими мрачноватыми авторами для домашней библиотеки.
Такая маленькая и такая детская повесть, а столько всего поместилось болезненного: сиротство, потеря любимого человека, сложная отцовская любовь, нищета, голод, относительность понятий «плохо» и «хорошо», дружба социально неравных людей.
Мне не очень понятно, зачем читать такую книгу взрослому – все-таки слишком все концентрированно для много читающего человека, слишком насыщенно, чтобы как следует прожить.
А вот детям – в самый раз, детям – отлично.
«Трижды три темы», 2 тур 2013, совет nassy на тему «Русский роман или повесть XIX –начала XX века»
Из обязательного набора книг про беспризорников
Это произведение входило в школьную программу когда я учился в школе и сегодня тоже входит. Я в школьные годы не читал школьную программу, а вот на племянниках отрываюсь) Вот насильственно прочитали с ними «Детей подземелья». Удивительно нетолерантные были в былые столетия классики) Вот и Короленко, вроде как являющийся украинским классиком, пишет черным по белому о каких-то «хохлах», которые вместе с прочими простыми людьми, составляют типичный набор люда на улице маленького городка Княжье-Вено, прообразом которого, полагают короленковеды, является украинский город Ровно, где провел свое детство Короленко. Описываются они мельком, однако, почему-то в самой что ни на есть Западной Украине дело происходит, и «хохлов» как таковых с гулькин нос, поэтому так это и бросилось мне в глаза. Написано пером, знаете ли, топором не вырубишь. Но это сегодня, в крайне политизированное время такое замечается. Кстати, ради справедливости, «хохлами» раньше называли исключительно за характерный причесон, как у казаков на известной картине Репина. Дети, хочется верить, совершенно деполитизированы.
Но мы с племянниками оказались едины во мнении, что современным детям, возможно, не стоит такое читать до поры. Повесть-то печальная. Это ни разу не приключения. И счастливым концом совсем не пахнет.
Персонаж Короленко, так же как и он сам, сын судьи, по наивности связался с детьми из «дурного общества». Он полагал что «дурное общество» это воры и убийцы, но оказалось, достаточно просто быть нищим чтобы считаться «дурным обществом». Да, им приходится красть еду, потому что купить ее нет возможности. Из города их гоняют, в том числе и привилегированные нищие, которые захватили власть в заброшенном замке, хоть он и ничей. Есть кров над головой, значит с тобой можно и поговорить, эти нищие, официально просящие милостыню, уже не «дурное общество». Эти вот, которых другие нищие изгнали из города, приютились в подземельях под кладбищем за городом.
Конечно, книга поучительная. Но больше для почти взрослых, юношей и девушек, так сказать. Но тут уже дают книги про любовь, войну и мир и т.д. Я бы не включал эту повесть в школьную программу. Сегодняшние реалии таковы, что дух народа надо поднимать, а не опускать подобными печальными произведениями. Возможно, я не прав.
Отмечу, что красивый русский язык, которым было написано это произведение, дает ему право почитаться как классика. Спокойно встанет оно в один ряд с произведениями Диккенса. Кстати, во времена моего детства многие девочки любили читать литературу про беспризорников. Сестра, вот, всю обязательную программу на эту тему прочла, включая и «Детей подземелья». Наверняка есть и сегодня поклонники (по большей части все равно поклонницы) такой литературы. И слава Богу. Возможно, для них это настоящая отдушина.
Мне не понравилась эта повесть, потому что она очень грустная. И мне жалко Валека и Марусю. Эта история основана на реальных событиях. Такое может случиться и в наше время. Что хотел сказать автор в этом произведении? Может, что нужно с пониманием относиться к нищим? Ведь им так тяжело: у них нет дома, нет денег, нет еды, и у них нет возможности все это приобрести, им приходится воровать, чтобы жить.
Взрослым полезно читать книги, предназначенные детям. Читать, вспоминать, переживать и переосмысливать.
Трогательно, душевно, честно, а потому бесценно!
Проблемы социального неравенства, отсутствия места жительства, бродяжничества, беспризорных детей, волновавшие автора повести в 1885 году, все так же актуальны и сегодня, в новом уже 2016.
Я всегда боялась бродяг, понимая, однако, что есть среди них милые, правильные люди, которым очень не повезло в жизни. Но дети… Эти маленькие оборвыши, вынужденные воровать и приученные уже к этому ремеслу. Дети без детства, без игрушек, без ощущения защищенности, которое дают родные стены. Невозможно простить тех, кто обрел их на скитания.
Такая маленькая, эта повесть учит быть человечным, сочувствовать, быть верным данному слову, дружить. Этому так важно научиться с малых лет. А между тем, книга давно уже изъята из школьной программы.
Книга прочитана в рамках игры «Игра в классики».
Не надеялся даже, в таком маленьком по объему произведении, как «Дети подземелья», найти столько полезного, правильного и что самое главное для книги – интересного. Брал книгу в руки только потому, что она была в этот момент рядом. И начал читать.
Автор у своего главного героя, мальчика Васи, смог выразить те черты характера, которые, по мнению писателю и, по-моему личному мнению, так нужны детям:
• Скромность
• Дружелюбие
• Сострадание
• Бескорыстие
• Искренность
Эти качества, Вася, «сын таких почтенных родителей», смог проявить именно перед теми беспристрастными судьями из «дурного общества», которыми эти доказательства совсем и не были нужны. Не испугался в трудные моменты и не оставил своих новых друзей.
А перед лицом наказания и полного разрыва отношений с отцом, сохранил верность Валеку, Марусе, Тыбурцию Драбу с «профессором» и многим другим, обездоленным.
Вот так, с наскока, я принял всей душой этот небольшой рассказ или повесть и добавил в «Любимые».
Спасибо Вам, «Дети подземелья», за такую небольшую и трогательную историю. И в первую очередь, конечно же, автору.
. мы оба, полные жизни и надежды, произносили над маленькою могилкой свои обеты
Никогда отец не любил и не полюбит меня так, как Тыбурций любит своих детей
Рассказ, который читается за один присест, но который полон жестокой правды во всей ее «красе». Он показывает нам отчаявшегося мальчишку Васю, уставшего от равнодушия и холодности своего отца судьи, который нашел приют среди нищих. Он показывает нам Валька, вообще очень солидного и взрослого не по годам. Он показывает нам Марусю, четырехлетнюю девочку, из которой высасывает жизнь серый камень, но она не отчаивается, и искренне радуется появлению Васи и их совместным играм вместе с Вальком. Он показывает нам судью, отца Васи, в начале произведения такого безэмоционального и справедливого судьи, у которого есть глаза и сердце только до тех пор, пока закон спит себе на полках. Он показывает нам Тыбурция — нищего и вора, который вынужден красть, чтобы прокормить свою семью и соратников.
Но разве мы испытываем к Тыбурцию и его компании презрение или отвращение? Вовсе нет, мы понимаем, что иначе не смогли бы жить его дети. Да, именно, ради них он и занимается воровством; такой урод способен к глубоким и любовным чувствам. Даже рассудительный судья это понял и не стал запирать его за решетку.
Читая эту «кроху» задумываешься о многом, но в первую очередь ставишь себя на месте всех героев и. чувствуешь неимоверную боль, что физическую, что душевную, и недоумеваешь (из-за своей неопытности), при этом спрашивая себя: а как люди так живут? Как они это терпят? Как они могут улыбаться и веселиться? Неужели возможно радоваться, когда у тебя такое несчастье?
В повести «Дети подземелья» Короленко затрагивает вопросы состраданья, сопереживания, благородства, раскрывает знаковые для русской литературы темы отцов и детей, дружбы, бедности, взросления и становления личности. И все это умещается в какие-то шестьдесят страниц.
Идеал детской литературы.
В детстве социальное неравенство воспринималось с ярым идеализмом и вызывало возмущенное негодование. И дело не в советской системе воспитания, ибо живописные картины провинциальной жизни рисовались Короленко с натуры и были приурочены середине девятнадцатого века. Сейчас я думаю, что именно потому, что события этого произведения предстают перед нами глазами Васи, сына городского судьи, который ничем в этой жизни не был обижен, кроме любви (у него умела мать, а отцу некогда было заниматься сыном), именно потому они и получились таким искренне-убедительными, категоричными и в чем-то наивными. Автор без каких-либо лишних вопросов, двусмысленностей и шероховатостей подводит нас к тому, что хотел сказать.
Предельная ясность и прозрачность произведения делает его наиболее притягательным абсолютно для всех возрастных групп. При этом «Дети подземелья» прекрасно светятся всей полнотой красок, образы переданы очень выразительно, а читается невероятно легко, несмотря на эмоционально нелегкое содержание. А эта маленькая, но такая большая фраза отца, «я был невнимателен к тебя, мальчик мой» или пана Тыбурция, » у вашего сына широкая душа». Ценность, отпечатавшаяся на всю жизнь.
Рецензии на книгу «Дети подземелья» Владимир Короленко
Когда я была совсем маленькой, наверное, в возрасте до лет пяти, моё чтение ограничивалось всякими славными детскими историями, в которых всё тепло, хорошо и уютно, а если зло и скалит зубы некоторое время, то в конце произведения обязательно убегает в кусты, поджав наказанный хвост. А где-то как раз в пять лет меня настигла эта повесть Короленко, которая не только обогатила мой словарный запас неожиданными диалектными словечками, но и спустила с литературных небес на землю, нещадно швырнув в суровый отечественный нуар, от которого потом по ночам мне снились картины, достойные Кафки. Конец небольшой повести вбил предпоследний гвоздь в крышку гроба моих детских мыслей о том, что литература — это солнышко, принцессы и вечно улыбающиеся задорные пупсы (последним гвоздем стало детское переложение «Гавроша» и «Козетты», которое навсегда заставило меня уважать вещи мрачные и реалистичные).
Наверное, эту повесть читал каждый, когда учился в школе (ну, или почти каждый, мне не довелось, потому что она попала под сокращение программы). Перечитав её сейчас, я была удивлена тем, насколько она «непроста» для детей и по подбору слов и по особенностям текста, хотя раньше это не замечалось совсем. Ещё больше меня запутала Википедия, которая утверждает, что повесть «Дети подземелья» — это адаптированный и сокращенный рассказ для взрослых «В дурном обществе». Как же надо сокращать рассказ, чтобы получилась повесть? Всё-таки, «В дурном обществе» — тоже повесть, пусть и небольшая. Я просмотрела её по диагонали для сравнения с «Детьми подземелья», в общем-то, сократили совсем немного, только некоторые описательные моменты и отвлечённые размышления автора, а ещё почему-то убрали все моменты упоминания евреев. И всё равно повесть получилась совсем недетская. Было очень интересно разглядеть удивительные моменты, которые в детстве в принципе неинтересны и не видны — это не вечный вопрос «где хорошо, а где плохо», не противостояние богатых и бедных, а рассказ об отце главного героя, которого Короленко описывает с такой болью, что совершенно ясно — это момент глубоко автобиографический. Ну а так. Очень полезная повесть для того, чтобы разбавить категоричное детское деление на чёрное и белое. Детей учат точно: «Говорить правду — хорошо», «Воровать — плохо». Но жизнь не терпит одного только и чёрного и белого, поэтому плодит многочисленные «если. » и «когда. » Есть моменты, когда эти, казалось бы, прозрачные категории хорошего и плохого приходится пересматривать.
И всё-таки, что-то готичное есть в этой повести. Кладбища, полуразрушенная крепость, церковь, серый камень, который пьёт жизнь из хрупкой девочки, а сама девочка похожа на неуклюжий и слабый цветок, выросший в неволе без солнца. Если ребёнку «Дети подземелья» понравятся, то, думаю, на его подростковый период стоит закупиться стиральным порошком для чёрной одежды и подходящими мрачноватыми авторами для домашней библиотеки.
Такая маленькая и такая детская повесть, а столько всего поместилось болезненного: сиротство, потеря любимого человека, сложная отцовская любовь, нищета, голод, относительность понятий «плохо» и «хорошо», дружба социально неравных людей.
Мне не очень понятно, зачем читать такую книгу взрослому – все-таки слишком все концентрированно для много читающего человека, слишком насыщенно, чтобы как следует прожить.
А вот детям – в самый раз, детям – отлично.
«Трижды три темы», 2 тур 2013, совет nassy на тему «Русский роман или повесть XIX –начала XX века»
Из обязательного набора книг про беспризорников
Это произведение входило в школьную программу когда я учился в школе и сегодня тоже входит. Я в школьные годы не читал школьную программу, а вот на племянниках отрываюсь) Вот насильственно прочитали с ними «Детей подземелья». Удивительно нетолерантные были в былые столетия классики) Вот и Короленко, вроде как являющийся украинским классиком, пишет черным по белому о каких-то «хохлах», которые вместе с прочими простыми людьми, составляют типичный набор люда на улице маленького городка Княжье-Вено, прообразом которого, полагают короленковеды, является украинский город Ровно, где провел свое детство Короленко. Описываются они мельком, однако, почему-то в самой что ни на есть Западной Украине дело происходит, и «хохлов» как таковых с гулькин нос, поэтому так это и бросилось мне в глаза. Написано пером, знаете ли, топором не вырубишь. Но это сегодня, в крайне политизированное время такое замечается. Кстати, ради справедливости, «хохлами» раньше называли исключительно за характерный причесон, как у казаков на известной картине Репина. Дети, хочется верить, совершенно деполитизированы.
Но мы с племянниками оказались едины во мнении, что современным детям, возможно, не стоит такое читать до поры. Повесть-то печальная. Это ни разу не приключения. И счастливым концом совсем не пахнет.
Персонаж Короленко, так же как и он сам, сын судьи, по наивности связался с детьми из «дурного общества». Он полагал что «дурное общество» это воры и убийцы, но оказалось, достаточно просто быть нищим чтобы считаться «дурным обществом». Да, им приходится красть еду, потому что купить ее нет возможности. Из города их гоняют, в том числе и привилегированные нищие, которые захватили власть в заброшенном замке, хоть он и ничей. Есть кров над головой, значит с тобой можно и поговорить, эти нищие, официально просящие милостыню, уже не «дурное общество». Эти вот, которых другие нищие изгнали из города, приютились в подземельях под кладбищем за городом.
Конечно, книга поучительная. Но больше для почти взрослых, юношей и девушек, так сказать. Но тут уже дают книги про любовь, войну и мир и т.д. Я бы не включал эту повесть в школьную программу. Сегодняшние реалии таковы, что дух народа надо поднимать, а не опускать подобными печальными произведениями. Возможно, я не прав.
Отмечу, что красивый русский язык, которым было написано это произведение, дает ему право почитаться как классика. Спокойно встанет оно в один ряд с произведениями Диккенса. Кстати, во времена моего детства многие девочки любили читать литературу про беспризорников. Сестра, вот, всю обязательную программу на эту тему прочла, включая и «Детей подземелья». Наверняка есть и сегодня поклонники (по большей части все равно поклонницы) такой литературы. И слава Богу. Возможно, для них это настоящая отдушина.
Мне не понравилась эта повесть, потому что она очень грустная. И мне жалко Валека и Марусю. Эта история основана на реальных событиях. Такое может случиться и в наше время. Что хотел сказать автор в этом произведении? Может, что нужно с пониманием относиться к нищим? Ведь им так тяжело: у них нет дома, нет денег, нет еды, и у них нет возможности все это приобрести, им приходится воровать, чтобы жить.
Взрослым полезно читать книги, предназначенные детям. Читать, вспоминать, переживать и переосмысливать.
Трогательно, душевно, честно, а потому бесценно!
Книга прочитана в рамках игры «Школьная вселенная».
Шестой учебный год. Предмет «Каникулы». Дополнительная книга.
Сочинение-отзыв по рассказу В.Г. Короленко «Дети подземелья»
Автор: Guru · Опубликовано 17.03.2021 · Обновлено 19.03.2021
Рассказ В. Короленко «В дурном обществе меня глубоко тронул. Сюжет произведения интересный, содержание поучительное. Оно учит быть милосердными, сострадательными, гуманными по отношению к близким и просто окружающим людям. Автор также поднимает в своем рассказе отношения отцов и детей, проблемы взаимопонимания между ними. В семье Васи взаимопонимания между ним и отцом не было, несмотря на то, что в их доме был достаток. Убитый горем родитель после смерти жены пребывал всегда в замкнутом и печальном расположении духа. Сына он не замечал, его воспитанием не занимался, и мальчик не получал должной родительской заботы и внимания, так нужных ему. Он гулял, где вздумается, был предоставлен сам себе. В отличие от отца Валека и Маруси Тыбурция Драба, который, будучи человеком мудрым, несмотря на тяжелые условия жизни, их нищенское существование, проявлял любовь и заботу по отношению к своим детям, искал им пропитание, давал советы. Предводитель нищих был образованным, глубоко понимающим жизнь человеком.
Суть морали рассказа «В дурном обществе» сводится к тому, что важно во всех отношениях, всегда оставаться добрыми, чуткими и внимательными людьми по отношению к окружающим и ко всем живым существам, несмотря на несправедливость и жестокость мира. Юный герой быстро повзрослел, преодолев тяжелый путь становления после безвременной смерти матери, испытав на себе горечь и боль отцовского равнодушия, почувствовав влияние настоящей дружбы, сделавшей мальчика лучше. Он увидел иную, неведомую ранее картину действительности, где царят нищета, бедность, бесправие, где у людей, и даже детей, нет дома, и им приходится выживать в ужасных условиях. На протяжении всего произведения центральный персонаж открывает для себя другую, новую сторону жизни, полную трудностей, невзгод, лишений. Мальчик научился ценить, то, что ему дорого, бороться за него, заботиться о близких, благодарить судьбу за то, что имеет.
Холодность и отчужденность отца Васи к нему была следствием перенесенной жгучей боли по поводу смерти супруги. Судья уже не верил в честность и порядочность сына, перестал его понимать. А мальчик считал, что отец его не любит, что он ему стал не нужен.
Меня в книге также поразили поступки рано повзрослевшего Валека, который заботится о Марусе, ищет для нее еду, и из-за этого идет на воровство. Этот поступок сложно осуждать, потому что дети подземелья голодают. Также Валек помогает сыну судьи правильно понять своего родителя, что тот его любит, что он честный судья и прекрасный человек.
Достоин уважения и Вася, ведь он в столь раннем возрасте продемонстрировал свои глубокие основы нравственности, моральные принципы, с честью отстаивал свои убеждения, которых неукоснительно придерживался. Мальчик никому не говорил о своих друзьях, потому что обещал им никому о них не рассказывать. Когда после смерти Маруси Тыбурций Драб принес куклу и все объяснил родителю Васи, отношения мальчика и судьи изменились в лучшую сторону. Они стали понимать и поддерживать друг друга, любить и ценить взаимоотношения.
Рассказ «В дурном обществе» произвел на меня сильное впечатление своей неоднозначностью, разносторонностью. В нем автор поднял и раскрыл многие общественные пороки и проблемы, насколько несовершенными и жестокими могут быть законы, по которым живет общество.
Также в книге автор показал, как непредвиденные жизненные ситуации могут обнажить человеческие души, способствовать проявлению лучших духовных качеств и становлению характера личности. В рассказе автором изображены 2 противоположные стороны действительности, два мира, два детства, в которых живут обычные люди: тонко чувствующие, ранимые, любящие, честные, сострадательные, одинаково имеющие право на счастье.
В произведении писатель говорит своим читателям о том, что нужно менять действительность, окружающий мир, и начинать перемены с себя, с нахождения в себе лучших качеств.
На примере своего рассказа Короленко учит людей быть сострадательными, чуткими к чужим проблемам и бедам, оказывать посильную помощь, понимать родных и просто окружающих, быть богатыми духовно. В этом и заключается основная мысль произведения «Дети подземелья».