Дети солнца спектакль о чем

Краткое содержание Дети солнца Горький для читательского дневника

В пьесе Горького «Дети солнца» описана жизнь интеллигентной семьи в начале 20 века.

События происходят во время революции 1905 г. в этот период происходят социальные изменения в обществе, начинается расцвет культуры и искусства. Герой пьесы, Павел Федорович Протасов, ученый-химик, поглощен своими химическими опытами, он делает различные эксперименты, считая, что только наука важна для человечества. Ученый не задумывается, как живет его семья, а жизнь народа вовсе далеки от понимания взглядов Протасова. Его жена, Елена Николаевна, привыкла к равнодушию и невнимательности мужа, она тоже, в свою очередь, ставит опыты, но только на людях. Она постоянно приглашает в дом гостей, и развлекается, наблюдая складывающиеся отношения мужа и гостей.

В разговоре с Егором, которому надо было сделать внушение за неподобающее отношение к жене, Протасов выглядит круглым идиотом, они не могут достичь взаимопонимания. Протасову никогда не понять пролетарского мировоззрения.

Вокруг семьи Протасовых разыгрываются драмы: до пламенной страсти Елена Николаевна доводит художника Вагина, главными для которого является лишь удовлетворение своих амбиций, ветеринар Чепурной влюбляется в Лизу, сестру Павла Федоровича, что приводит его к разочарованию в жизни, и он заканчивает жизнь самоубийством. Сестра Чепурного любит Протасова, что тоже не приносит ей счастья. А семья Протасова только ждёт момента, когда все разрешится само собой, и наступит спокойная мерная жизнь.

Купец Назар, разбогатевший и самоуверенный, ради своей наживы и ещё большего обогащения, пытается пользоваться не только землёй Протасова, но и его знаниями.

Лиза, больная сестра Протасова, более тонко чувствует происходящее, она обеспокоена будущим, чувствуя различие между своей семьёй и народом, прозябающим в нищете, Лиза старается донести, что ожесточенный люди, в один прекрасный момент, дадут волю своей злобе и ненависти к богатым и процветающим, и все это завершится свержением капитализма. Но вся семья списывает все это на ее болезнь, и никто не воспринимает Лизу всерьез, все пытаются ее лечить. Узнав о смерти Чепурного, Лиза окончательно сходит с ума.

В финале пьесы Горький показывает, что народные массы начинают понемногу поднимать головы, бунт уже созревает.

Какая бы ситуация не создавалась, самое главное, оставаться человеком, любить и беречь своих близких, быть честным и великодушным.

Читать краткое содержание Дети солнца. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Источник

Дети солнца (Горький)

Пьеса рассказывает об интеллигентной семье в период бурных социальных изменений. Ученый-химик Павел Федорович Протасов далек от жизни и народа. Он живет своими опытами, считая, что именно наука принесет людям счастье. Он не вникает ни в политику, ни в домашние дела. Такой себе чужак в мире страстей и быта. Его жена Елена Николаевна страдает от того, что муж совершенно не уделяет ей внимания. Чтобы как-то развлечься и отвлечься от своих проблем, она с талантом режиссера подстраивает встречи разных людей, а потом наблюдает, что из этого получится. По ходу женщина доводит до страстного исступления Вагина. Этому художнику-резонеру она нужна (как и слава) для того, чтобы удовлетворить амбиции.

В разговоре со слесарем Егором, этим пролетарием, который постоянно лупит свою жену по делу и без, Протасов выглядит полным идиотом. Протасов не сможет понять, почему озлобленный талантливый мастер потом будет его душить. Пьяницу Якова Трошина Протасов тоже хочет надоумить жить правильно.

Пока вокруг назревают драмы, семейство Протасовых брезгливо морщатся и ожидают момента, когда все как-нибудь само собой пройдет и настанет безмятежная жизнь.

Единственным «живым» персонажем, пытающимся разобраться во всем, есть Лиза. Она испытывает страх перед будущим, поскольку чувствует пропасть, отделяющую ее окружение от простого народа, который живет в нищете и невежестве. Она стремиться объяснить, что миллионы людей озлоблены и эта злоба скоро прорвется наружу. Но никто ее не слушает, все только лечат.

Нарождающийся капиталист купец Назар Авдеевич и его сын постоянно пытаются скупить у Протасова землю, а также использовать знания интеллигентов для обогащения. Назар Авдеевич активно приспосабливает химика Протасова изготавливать пивные бутылки.

Финал пьесы – это пока разговоры о толпе озверевших люмпенов, которые поднялись против «детей солнца», далеких от жизни и проблем рабочих.

Источник

«Дети солнца». Чем интересен спектакль по пьесе Горького

Большая загадка – почему одни театры любимы народом, а другие ничего, кроме раздражения, не вызывают. Опыт БДТ отчасти дает если не разгадку, то подсказку.

Дети солнца спектакль о чем. Смотреть фото Дети солнца спектакль о чем. Смотреть картинку Дети солнца спектакль о чем. Картинка про Дети солнца спектакль о чем. Фото Дети солнца спектакль о чем

ФОТО Владимира ПОСТНОВА/предоставлено пресс-службой Александринского театра

Артисты Большого драматического театра были необычайно творческими людьми: писали стихи, прозу, картины, музыку, грешили режиссурой, тяготели к педагогике. Не будем перечислять всех, достаточно назвать Сергея Юрского или Анатолия Гаричева, Ларису Малеванную или Владимира Рецептера. То, что их занимало вне сцены, на сцене присутствовало незримо, но ощутимо. Можно назвать это подтекстом, можно – сверхсюжетом. Но все это духовное богатство, несомненно, шло на пользу спектаклям, которые кружили головы зрителям.

Сегодня смотрим премьеру – спектакль «Дети солнца» М. Горького в Александринском театре. Заранее сопротивляемся. Господи, как надоели эти дачники, мещане, «дети солнца» и проч. Спектакль это наше предощущение поддерживает: режиссер Николай Рощин тоже не жалует всех этих обитателей дна и партера. По мере сил их раздевает, окунает в ванну, вынимает оттуда в мокром дезабилье, раздражается их нытьем и мягкотелостью. Солнце над ними все то же, и они – все те же, что и сто с лишним лет назад.

Но что же изменилось? Неужели мир и мы в нем такие же, как при М. Горьком?

Эпилог не расставляет все точки над i, но проясняет позицию театра, живущего, как и мы, в эпоху перемен, сомнений и разочарований.

Доктор искусствоведения, профессор Российского института сценических искусств Анатолий Чепуров на протяжении тридцати лет просвещал студентов – будущих актеров и театроведов, рассказывал об истории русского драматического и музыкального театра. Своеобразный итог его научно-творческой деятельности – двухтомник «Театральный сверхсюжет», в котором собраны его статьи о событиях и людях, их инспирировавших, формировавших историю театра, свершавшуюся как задолго до нас, так и на наших глазах.

Как историк театра, Александр Чепуров начинает повествование с периода зарождения традиций петербургской театральной школы. Следующий шаг – прослеживание историко-театрального знания на материале процессов, происходивших в практике российской сцены: рождение режиссерского мышления, влияние драматургии Чехова на актерскую школу, на постановочную систему, проникновение прозы в структуру сценической композиции. Разрозненные вроде бы статьи выстраиваются в стройную систему развития отечественного театра.

Конечно, главные акценты – на сюжетах Александринской сцены, с которой автора связывает судьба, но и другие явления культуры волнуют Чепурова: опера, литература, международные взаимосвязи. Так в книге и в судьбе петербургского театроведа театр встраивается в контекст, без которого главный предмет скучен и неполон. Для учеников профессор Чепуров становится примером человека, универсально образованного и полифонически мыслящего. Для коллег – специалистом, оправдывающим нашу странную профессию, не исчерпывающуюся анализом отдельных явлений культуры. Его забота – течение времени и преемственность, сопряжение, перекличка событий. На его опыте учатся не только будущие театроведы, но и практики – актеры и режиссеры.

Тридцать лет назад начиналось все со студенческих капустников, в частности, с того, в котором Чепуров сыграл доктора Калигари. Поприще артиста оказалось тесным, а вот в качестве наставника нынешний профессор, заместитель художественного руководителя Александринского театра, лауреат премии К. С. Станиславского и других престижных наград весьма пригодился как теоретикам, так и практикам. Во время пандемии он, как и другие педагоги, читал лекции по ZOOM, а паузами воспользовался, чтобы подготовить книгу, которая и сама стала театральным сверхсюжетом, вышедшим за рамки сценического пространства.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 37 (6875) от 04.03.2021 под заголовком «Артистом можешь ты не быть».

Источник

Как думают и говорят «дети солнца» (по пьесе М. Горького «Дети солнца»)

Повествование рассказывает об интересной семье во время сложной обстановке в обществе.

Павел Федорович Протасов является ученым, а по совместительству и химиком. Ему неизвестно как живет народ, как живет его семья и родственники. Ему интересны лишь химические превращения, опыты и эксперименты. Его совсем не интересует его жена Елена Николаевна. Но она тоже, «не пальцем деланная», любит поразвлечься. Поэтому и приглашает каждый раз к себе домой разных гостей и наблюдает за отношениями химика и гостей. Ей это весело. А что? Может себе позволить, намучавшись за свою жизнь.

Всё это очень даже весело до поры до времени. В скором будущем всё меняется. Любовь друг к другу проходит, страсти утихают. Уже становится неинтересной обычная серая жизнь. Гости, которые приходят, кажутся какими-то скучными и вялыми. Хочется чего-то нового. Да вот тут, как подарок судьбы как раз и происходит нечто невиданное. Какой-то бермудский треугольник назревает, страсти накаляются. Протасов становится пессимистичным в своей жизни, серые краски сгущают и затуманивают его ум. Мир кажется другим. Непонятно то ли он сошел с ума, то ли мир поменялся.

Другая сторона медали в том, что купец Назар постоянно пытается на живиться как на знаниях Протасова, так и на его собственной земле. И он считает, что, так как с ним поступали в детстве, так должно быть и со всеми. Никто не хочет менять мир. Его били, значит и всех надо бить. Но не тут то было. Так и выходит, что на это логике и строятся все карательные законы.

В итоге неразделённой любви, да и не только, вся его жизненная суматоху приводит к трагическому финалу – самоубийство. Однако ни его родственники, ни знакомые не хотят чего-либо предпринимать и с печалью на лице ждут. А ждут они, пока оно всё как-нибудь само разрешится.

Единственная кому это не всё равно, так это Лиза. Она и пытается наладить связь между простым народом и интеллигенцией.

В конце пьесы лишь разговоры толпы интеллигентов и интровертов, далеких от проблем и жизни рабочих.

Рассказ учит людей не забывать об их самом начальном этапе карьеры, о том с чего они начинали, и кто им в этом помогал. То, что в любой ситуации необходимо оставаться человеком и верить в правду. Ведь правда как бы то ни было, есть самая великая сила на свете. Также необходимо помнить с кем ты находишься рядом, ведь даже самые близкие люди могут тебя предать. А хуже любого врага – это друг предатель.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Популярные сегодня пересказы

«Дети солнца»

Пьеса рассказывает об интеллигентной семье в период бурных социальных изменений. Ученый-химик Павел Федорович Протасов далек от жизни и народа. Он живет своими опытами, считая, что именно наука принесет людям счастье. Он не вникает ни в политику, ни в домашние дела. Такой себе чужак в мире страстей и быта. Его жена Елена Николаевна страдает от того, что муж совершенно не уделяет ей внимания. Чтобы как-то развлечься и отвлечься от своих проблем, она с талантом режиссера подстраивает встречи разных людей, а потом наблюдает, что из этого получится. По ходу женщина доводит до страстного исступления Вагина. Этому художнику-резонеру она нужна (как и слава) для того, чтобы удовлетворить амбиции.

В разговоре со слесарем Егором, этим пролетарием, который постоянно лупит свою жену по делу и без, Протасов выглядит полным идиотом. Протасов не сможет понять, почему озлобленный талантливый мастер потом будет его душить. Пьяницу Якова Трошина Протасов тоже хочет надоумить жить правильно.

Простолюдины ветеринар Чепурной и его сестра Мелания Кирпичева, которая похоронила старого богатого супруга — персонажи комические. К тому же оба они страстно и отчаянно влюблены. Простодушная дуреха Мелания любит хозяина дома Протасова. Вся ее любовь заканчивается позорным объяснением с Протасовым. Образованный «скотский врач» Борис Чепурной влюблен в сестру Протасова Лизу. Его скептический взгляд на жизнь и потеря цели в жизни приводят к трагическому финалу – самоубийству.

Пока вокруг назревают драмы, семейство Протасовых брезгливо морщатся и ожидают момента, когда все как-нибудь само собой пройдет и настанет безмятежная жизнь.

Единственным «живым» персонажем, пытающимся разобраться во всем, есть Лиза. Она испытывает страх перед будущим, поскольку чувствует пропасть, отделяющую ее окружение от простого народа, который живет в нищете и невежестве. Она стремиться объяснить, что миллионы людей озлоблены и эта злоба скоро прорвется наружу. Но никто ее не слушает, все только лечат.

Нарождающийся капиталист купец Назар Авдеевич и его сын постоянно пытаются скупить у Протасова землю, а также использовать знания интеллигентов для обогащения. Назар Авдеевич активно приспосабливает химика Протасова изготавливать пивные бутылки.

Финал пьесы – это пока разговоры о толпе озверевших люмпенов, которые поднялись против «детей солнца», далеких от жизни и проблем рабочих.

Примечания[ | ]

Примечания

Литература[ | ]

Литература

Как думают и говорят «дети солнца» (по пьесе М. Горького «Дети солнца»)

Сравнивая работу писателя над рома­ном и пьесой, Горький о.

И в самом деле, в любом художествен­ном произведении (кроме драматургичес­кого) можно встретить портретное описа­ние героев и их характеров, пейзажные зарисовки и различные рассуждения ав­тора на ту или иную тему.

В драматургическом произведении нет ничего, кроме реплик персонажей и коротких авторских ремарок. Но ре­марки служат только для объяснения чи­тателю или актеру обстановки, поэтому основная смысловая нагрузка произве­дения ложится на монологи и диалоги персонажей.

Именно из них мы можем составить пор­трет героев, узнать об их характерах и по­ступках, понять отношение автора к своим героям и к событиям, положенным в осно­ву произведения, то есть раскрыть основ­ное идейное содержание пьесы.

Начиная писать, говорил Горький, он ви­дит прежде всего человека, его мысли, его речь. И в подтверждение этого Горь­кий рассказывал о том, как возникла идея написания пьесы «Дети солнца». Эта пье­са была написана под впечатлением вы­сказывания молодого физика Лебедева: «Ключ к тайнам жизни — химия».

Каковы же речевые особенности этой пьесы? Какое звучание получила в пьесе услышанная Горьким фраза? Каким обра­зом речь персонажей раскрывает их ха­рактеры и даже создает их портреты?

Горьковская пьеса «Дети солнца» начи­нается с диалога Протасова и Романа. И уже из первых двух реплик можно соста­вить представление о том, что за люди пе­ред нами.

«Послушай, дворник!» — обращается Протасов к Роману. В этом обращении и в следующей за ним реплике Романа «Чего?» отчетливо проявляется несходст­во людей, их социальная удаленность друг от друга. Аналогичную картину мы видим и в заключительной сцене. Здесь напряженность действия не соответству­ет речи Протасова. Протасов взволнован­но обращается к Егору, после того как тот его едва не убил: «Вы… ужасно глупы, су­дарь мой».

Характерна речь и других персонажей пьесы. Особенно выразительны речевые характеристики Антоновны, Риммы, Меланьи, Тропинина и Назара.

Речь Антоновны полна просторечий: «уделаешь», «напустишь угару», «дверь отворю»; простых, но метких сравнений: «Сахар грызет, как репу», «Самовар вы­хлебала, совсем как лошадь».

Меланья, стремясь покорить сердце Протасова, старается понять смысл на­уки, но из-за своей малограмотности по­стоянно путается в терминах. «Не пони­маю я формулов», — в отчаянии заявляет она Протасову.

Горничная Римма, мечта которой — выйти замуж за богатого, старается гово­рить «на господский манер»: «что-с», «не глупая-с», «хорошо-с». «Свистит, как змея», — говорит о ней Протасов.

Бывший офицер, опустившийся пьяни­ца, Тропинин, пытаясь продемонстриро­вать свое «благородное» происхождение, изъясняется витиевато: «ибо счастье пре­вратно…», «бон вояж», «до приятного сви­дания».

Еще более замысловата речь у разбога­тевшего купца Назара, который стремится хоть сложностью речи подняться до уров­ня интеллигенции. «Вот я возымел охоту к расширению русской промышленности… для чего думаю заводик поставить, чтобы пивные бутылки выдувать…»

Литературные критики отмечают, что ха­рактерными особенностями языка драма­тургических произведений Горького явля­ются афористичность, своеобразие мета­фор, оригинальность пунктуации.

Каким же образом проявляются эти осо­бенности в пьесе «Дети солнца»? Пьеса, выросшая из афоризма, насыщена «крыла­тыми» словами и выражениями. Афоризмы в пьесе играют двоякую роль. Прежде все­го они служат характеристике персонажей. Афоризмы расставляют по местам основ­ные противостоящие группы героев: с од­ной стороны — представители народа, с другой — интеллигенция.

Персонажам из народа Антоновне, Его­ру свойственны высказывания, испол­ненные народной мудрости. Например, Егор говорит Протасову: «Бородатому нянька — не указ», желая подчеркнуть этим, что у Павла должна быть своя точка зрения. Афоризмы Антоновны, человека, прожившего долгую жизнь, нередко при­нимают форму пословиц, поговорок. Свое недовольство молодой прислугой она высказывает следующим образом: «А теперь все норовят в баре, а повад­ки — как у твари».

Наиболее близки к народным афоризмы Чепурного, занимающего особое положе­ние в кругу персонажей пьесы. Безуслов­но, относясь к интеллигенции, Чепурной более тесно связан с народом, часто об­щается с ним, знает его нрав, ему близка народная речь.

Поэтому в его речи афоризмы философ­ского содержания, свойственные интелли­гентской среде, переплетаются с житей­скими истинами. В беседах с Лизой он вы­ражает свою философию, основанную как на размышлениях, теории, так и на житей­ском опыте. Примеры его афоризмов — «Люди грубы и жестоки. Это их природа», «Мастеровые — они все пьяницы».

Совсем иначе выглядят афоризмы Про­тасова, Лизы, Волгина.

Философские афоризмы Лизы поэтич­ны. «Там, где пролита кровь, никогда не вырастут цветы… там растет только не­нависть».

В речи Протасова афоризмы, философ­ские по своему содержанию, часто выгля­дят как отрывки из научных книг. Напри­мер: «Только в области разума человек свободен, только тогда он — человек, ког­да разумен, и если он разумен, он честен. Добро создано разумом, без сознания — нет добра».

Есть и еще одна интересная особен­ность пьесы. Это пунктуация. При чтении пьесы сразу же бросается в глаза расста­новка тире и очень большое количество многоточий. «Да ты — пригрози… Я, мол, тебе дам», или «Ну, — будет, старуха! Еле­на — дома?», или «Но — поймите: мне сов­сем не нужно, чтобы кипело». И такие нео­бычные фразы можно встретить на каж­дой странице.

На первый взгляд может показаться, что такая необычная расстановка тире нужна для того, чтобы помочь актеру при испол­нении своей роли. Но посмотрим повнима­тельнее не только на пьесы, но и на другие произведения Горького. В романе «Мать» не менее своеобразная расстановка тире: «Все любят близкое, но — в большом серд­це и далекое — близко!» или «Ну, это уж — ничего не поделаешь». В чем же все-таки смысл такой расстановки тире?

Мне кажется, что тире служит писателю для того, чтобы разделить фразу на две равные по значению части. Обычно фраза имеет такое строение, когда ударение па­дает на ее конец, а начало остается безу­дарным. У Горького же, как мне кажется, обе части фразы оказываются благодаря тире под ударением. Это придает какую-то неуловимую весомость, даже тяжело­весность речи.

Что касается многоточия, то его роль также заключается в том, чтобы разделить фразы на отдельные части. Читая пьесу, мы чувствуем, как персонажи будто обду­мывают каждое слово, прежде чем его произнести. За этим угадывается медли­тельность и обстоятельность волжского характера Горького.

Итак, проанализировав текст пьесы «Де­ти солнца», можно прийти к выводу, что ей свойственны те же черты, что и всей дра­матургии Горького в целом: афористич­ность, меткость образов в метафорах, особенности пунктуации.

Все эти приемы Горький применяет для того, чтобы ярче и более выпукло выпи­сать своих героев.

Источник

Дети солнца — краткое содержание пьесы Горького (сюжет произведения)

Протасов – ученый, живущий только наукой. Антоновна – старая нянька, высказывает свое недовольство, что Протасов слишком мягко разговаривает со своим слесарем Егором. Егор часто колотит свою жену Авдотью, и нянька уговаривает Протасова повлиять на мужика.

Лизе, сестре Протасова, нянька постоянно напоминает принять капли.

Протасов пытается объяснить ему, что она живой человек, и к ней надо относиться по-доброму.

Приходит в гости Чепурной – ветеринарный врач, получивший гонорар в три рубля. Егор просит рубль за работу у хозяина, но у Протасова не оказывается с собой денег, Чепурной дает ему в долг свой гонорар. Лиза напоминает, что надо поговорить с Егором. Протасов пытается объяснить, что человеку бить другого человека – нехорошо. На что Егор отвечает, что раз его били, так и он тоже будет. С этим и уходит.

В гости приходит купчиха Меланья, влюбленная в Протасова, высказывает ему свое возмущение и желание что-нибудь для него сделать. Он просит ее присылать каждое утро куриные яйца, и не понимая, как ее обидел.

Меланья просит молодую служанку Фиму следить за отношениями жены Протасова – Елены, и художника Вагина и докладывать ей.

Назар просит у Протасова деньги за квартиру. Когда-то тот продал ему свой дом, и теперь снимает в нем квартиру. Протасов просит не беспокоить его по таким пустякам, а обращаться к няньке или Лизе. Назар предлагает выкупить дачу, чтобы построить завод.

Миша предлагает Фиме выйти за него замуж, но та требует больших денег за это.

Пьяный Егор устраивает разборки за то, что его обидели, отчитывая за жену. Протасов чувствует себя виноватым, обещает прийти к нему и поговорить.

Чепурной хочет жениться на Лизе и ухаживает за ней больше года, но она не смотрит в его сторону.

Вагин спрашивает Елену, когда же она уйдет от мужа, и говорит, что она рождена для свободной жизни, а не для того, чтобы жить с человеком, который ее не ценит.

Вагин планирует написать картину о корабле, который идет по пустыне.

В окрестностях города разразилась эпидемия холеры, и жена Егора заболела.

Елена объяснилась с мужем, он не захотел ее отпускать.

Фима согласилась выйти замуж за богатого старика.

Егор организовал нападение на больничный барак, на доктора и Протасова. Елене пришлось взять в руки револьвер и выстрелить, так как Егор душил ее мужа. Протасов после обморока очнулся и его отвели в дом.

Вагин смотрит на произошедшее и вспоминает об идее написать картину про пустыню с красным песком.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *