Детская литургия что это

Что такое – детская литургия?

Детская литургия что это. Смотреть фото Детская литургия что это. Смотреть картинку Детская литургия что это. Картинка про Детская литургия что это. Фото Детская литургия что этоЛитургия — это самое важное богослужение. На ней совершается великое Таинство. Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе «едиными устами и единым сердцем» прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин. Отличие детской литургии в том, что все действия, кроме священнослужения, выполняют дети школьного возраста. На клиросе поют дети, читают «часы», «Апостол» и другие молитвы – дети. У подсвечников стоят дети, и даже в церковной лавке продают свечи и принимают записки – опять-таки дети. Взрослым разрешается только подсказывать, если надо показывать, не нарушая детской самостоятельности.

Детская литургия что это. Смотреть фото Детская литургия что это. Смотреть картинку Детская литургия что это. Картинка про Детская литургия что это. Фото Детская литургия что этоНаши дети собираются в храме не часто. К сожалению, они рассеянны, не принимают участия в службе, просто стоят рядом с папой или мамой. Певчие поют, алтарники и священнослужители служат, родители молятся, а ребенок ждет Причастия — конца службы…
Влияние ответственности на детей – самое благотворное. Это заложено в детской психологии: воспитательный и образовательный эффект скорее достигаются в том случае, когда дети сами непосредственно в чем-либо участвуют, а не наблюдают процесс со стороны, или, того хуже, слушают лекцию…

Детская литургия требует особого, пристального внимания. Нужно, чтобы все это прошло не впустую, не мимо детей. Хорошо учесть разные моменты — и поведение детей в храме, и исповедь. Кстати, бывает, что во время таких служб подростки впервые решаются пойти на исповедь. Не говорю уже о младших участниках — многие родители отзываются, что их дети почему-то на детской литургии спокойно и заинтересованно стоят всю службу!

К сожалению, пока в службе принимают очень мало учащихся воскресной школы. В основном это связано с нагрузками в школе, учебой по субботам, болезнями. Но мы призываем всех — выделите для себя день детской литургии как особый! Приходите послужить Богу!

Несмотря на то, что мероприятий в воскресной школе очень много, начиная от еженедельных занятий по субботам и воскресеньям, заканчивая паломническими поездками, организацией и проведением утренников, все наши уроки, предметы, мероприятия — всего лишь средства приобщения детей к храму, к вере в Бога.

Детская литургия что это. Смотреть фото Детская литургия что это. Смотреть картинку Детская литургия что это. Картинка про Детская литургия что это. Фото Детская литургия что этоУ детей мышление наглядно-предметное и через разные виды деятельности они познают Христа. На уроках дети по средствам беседы узнают новую для себя информацию о церковных канонах. На уроке ИЗО через рисунок дети выражают свое видение красоты Божьего мира, свое отношение к праздникам, событиям церковной жизни. На уроке музыки мы поем — церковное событие раскрывается перед глазами детей через песнопения, детские песни. А литургия — это венец деятельности.

Источник

Детская литургия: чему учим, что воспитываем?

Тра­ди­ция дет­ских литур­гий – новая в цер­ков­ной жизни, но мно­гим полю­бив­ша­яся. Какую пользу при­но­сят такие бого­слу­же­ния? Почему они важны для воцер­ко­в­ле­ния детей и под­рост­ков? Можно ли гово­рить о более серьез­ном, глу­бо­ком и осмыс­лен­ном при­об­ще­нии через нее юных веру­ю­щих к цер­ков­ной жизни, ее таин­ствам и смыслам?

В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви три вида Боже­ствен­ных литур­гий. Это литур­гия св. Иоанна Зла­то­уста, литур­гия свт. Васи­лия Вели­кого и литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных даров, в кото­рой мы участ­вуем Вели­ким постом.

Детская литургия что это. Смотреть фото Детская литургия что это. Смотреть картинку Детская литургия что это. Картинка про Детская литургия что это. Фото Детская литургия что это

Дет­ская литур­гия – это не осо­бый вид литур­гии, это бого­слу­же­ние, на кото­ром при­сут­ствует много детей; где им дове­ряют не только молит­вен­ное уча­стие в бого­слу­же­нии, но и кое-что еще.

В этот день малень­кие при­хо­жане повсюду – они поют вме­сте со взрос­лыми на кли­росе, читают «часы» и «Апо­стол», а ино­гда даже реген­туют одним из хоров. Их голоса громче слышны, когда веру­ю­щие испол­няют молитвы «Верую» и «Отче наш». Они дежу­рят возле лам­пад и под­свеч­ни­ков в пол­ной готов­но­сти зажечь слу­чайно зага­шен­ные огоньки или убрать дого­рев­шие свечи, и очень ста­ра­ются со всем справ­ля­ются. Они воз­глав­ляют шествие крест­ного хода в сти­ха­рях, с кре­стами, хоруг­вями и образами.

Детская литургия что это. Смотреть фото Детская литургия что это. Смотреть картинку Детская литургия что это. Картинка про Детская литургия что это. Фото Детская литургия что это

В неко­то­рых хра­мах детям школь­ного воз­раста дове­ряют и про­стран­ство цер­ков­ной лавки, раз­ре­шая отпус­кать свечи и книги, при­ни­мать записки.

Можно уве­ренно гово­рить о мис­си­о­нер­ском и вос­пи­та­тель­ном зна­че­нии подоб­ных дет­ских литур­гий, за кото­рыми дети и под­ростки учатся пра­во­слав­ному бла­го­че­стию, про­ни­ка­ются смыс­лами бого­слу­же­ния и чув­ствуют себя при­част­ными про­ис­хо­дя­щему в храме во время службы.

Боль­шая вклю­чен­ность в бого­слу­же­ние спо­соб­ствует тому, что ни малыш, ни под­ро­сток, ни юноша не заску­чают в храме, они будут помо­гать, при­но­сить посиль­ную пользу.

Улуч­ша­ется дис­ци­плина и меня­ется пове­де­ние детей во время службы. И – самое важ­ное: больше юных веру­ю­щих при­дет в такие дни на Таин­ства Испо­веди и При­ча­стия. Ино­гда испо­ведь на дет­ской литур­гии бывает пер­вой в жизни – за такими бого­слу­же­ни­ями духо­вен­ство вни­ма­тель­нее гово­рит с детьми, подроб­нее их испо­ве­дует, про­стыми сло­вами про­по­ве­дей гово­рит о Христе.

Детская литургия что это. Смотреть фото Детская литургия что это. Смотреть картинку Детская литургия что это. Картинка про Детская литургия что это. Фото Детская литургия что это

Опыт пока­зы­вает, что этот довольно новый в Церкви обы­чай очень спла­чи­вает при­хо­жан и их семьи, помо­гает доб­рому и дове­ри­тель­ному обще­нию веру­ю­щих на при­ходе. Дет­ская литур­гия ста­но­вится обще­се­мей­ным празд­ни­ком, на кото­ром пред­ста­ви­тели раз­ных поко­ле­ний с радо­стью при­хо­дят молит­венно под­дер­жать сво­его брата, сына или внука.

Слу­ча­ется, что вслед за ребен­ком или под­рост­ком, кото­рый одна­жды участ­во­вал в дет­ской литур­гии и рас­ска­зал об этом роди­те­лям, воцер­ков­ля­ется вся его семья – в пол­ном составе, вклю­чая отцов и дедушек.

В чем еще вос­пи­та­тель­ный и педа­го­ги­че­ский посыл таких бого­слу­же­ний? Чем они дороги нам и нашим детям?

Детская литургия что это. Смотреть фото Детская литургия что это. Смотреть картинку Детская литургия что это. Картинка про Детская литургия что это. Фото Детская литургия что этоИерей Никита Забо­лот­нов, кли­рик Пет­ро­пав­лов­ского храма города Полев­ской Сверд­лов­ской епар­хии, помощ­ник бла­го­чин­ного по обра­зо­ва­нию и кате­хи­за­ции, завуч при­ход­ской вос­крес­ной школы:

– Дет­ская литур­гия – это все­гда осо­бен­ный опыт не только для детей, но и для свя­щен­но­слу­жи­те­лей. В нашем храме такая литур­гия про­хо­дит не реже чем раз в месяц, все ребята, вос­пи­тан­ники вос­крес­ной школы (а это при­мерно 100–120 чело­век) встают перед амво­ном, зани­мая часть основ­ного про­стран­ства храма, и вме­сте поют. Им под­пе­вают взрос­лые, кото­рым также раз­да­ются бого­слу­жеб­ные сбор­ники. Про­фес­си­о­наль­ный хор испол­няет только изме­ня­е­мые пес­но­пе­ния и “Милость мира…”. Такая сов­мест­ная молитва, когда поёт весь храм, все­гда очень вдох­нов­ляет и окрыляет.

Я убеж­ден, что опыт уча­стия в дет­ской литур­гии помо­гает детям понять и полю­бить бого­слу­же­ние, ощу­тить встречу с веч­но­стью. Пора­зи­тельно, но сами дети “насто­я­щей” литур­гией счи­тают именно дет­скую литур­гию, про дру­гие они чаще гово­рят про­сто –«служба».

Марина, мама, при­хо­жанка Дмит­рие-Солун­ского храма, г. Тула:

– У меня двое малень­ких детей с раз­ни­цей в год, спра­виться с ними во время службы очень непро­сто – они раз­бе­га­ются в раз­ные сто­роны, им все инте­ресно, но как-то орга­ни­зо­вать их дея­тель­ное любо­пыт­ство и Детская литургия что это. Смотреть фото Детская литургия что это. Смотреть картинку Детская литургия что это. Картинка про Детская литургия что это. Фото Детская литургия что этососре­до­то­чить вни­ма­ние на ходе службы не полу­ча­ется. Дети сами по себе гипер­ди­на­мич­ные, еще и воз­раст такой подвиж­ный. А вот на дет­ской литур­гии все по-дру­гому: мои малыши смот­рят на сверст­ни­ков и тех, кто постарше, видят, как те вни­ма­тельно сле­дят за ходом литур­гии, как помо­гают, и сами рады помочь. В этот раз на дет­ском бого­слу­же­нии им дали подер­жать нетя­же­лые иконы, и дет­ски с радо­стью согла­си­лись. Всю службу они спо­койно про­сто­яли на месте, кре­сти­лись вовремя, ста­ра­лись под­пе­вать молит­вам, наблю­дали за дру­гими детьми и брали с них при­мер. Дома они с вос­тор­гом рас­ска­зы­вали всем, где они были и что делали. Поне­множку дети начи­нают пони­мать, что за место такое – храм и для чего они там оказались.

Мария С., пра­во­слав­ный пси­хо­лог:

Поде­литься с ребен­ком ответ­ствен­но­стью – давно извест­ный и люби­мый прием педа­го­гов и пси­хо­ло­гов, учи­ты­ва­ю­щий важ­ную осо­бен­ность дет­ской пси­хо­ло­гии: ребе­нок с огром­ным удо­воль­ствием вклю­ча­ется в дея­тель­ность, в кото­рой сам участ­вует, тем более, в кото­рой ему дове­рена важ­ная роль.

Ему сложно, но очень инте­ресно, потому что ему пред­стоят раз­ные виды дея­тель­но­сти, зача­стую для него новой. Для него про­ис­хо­дя­щее – почти игра, но не стоит забы­вать, что именно в игре ребе­нок осва­и­вает навыки, необ­хо­ди­мые для жизни. Его наглядно-пред­мет­ное мыш­ле­ние насы­ща­ется, ведь ему пору­чают кон­крет­ные дела, в кото­рых, помимо него, задей­ство­ваны бого­слу­жеб­ные пред­меты – цер­ков­ная утварь, хра­мо­вые чтимые

Детская литургия что это. Смотреть фото Детская литургия что это. Смотреть картинку Детская литургия что это. Картинка про Детская литургия что это. Фото Детская литургия что это

свя­тыни. Это отно­сится, конечно, к малы­шам – дошколь­ни­кам и млад­шим школь­ни­кам. Но и для под­рост­ков дет­ская литур­гия важна и полезна, им тоже не будет скучно во время службы, поскольку сверх­зна­чи­мый вид дея­тель­но­сти для под­рост­ков – это обще­ние, а самое инте­рес­ное обще­ние как раз со взрос­лыми. Заходя в алтарь, помо­гая духо­вен­ству, под­ростки ощу­щают себя нуж­ными, они ценят такое дове­рие и общение.

Малень­кие и юные веру­ю­щие про­ни­ка­ются мыс­лью, что хри­сти­ан­ство – это огром­ная радость еди­не­ния во Хри­сте со мно­гими близ­кими по вере людьми, а храм – то место, в кото­рое хочется при­хо­дить снова, чтобы гово­рить с Богом. И эта вос­пи­ты­ва­ю­щая роль празд­ника дает надежду, что, вырас­тая и мужая, малень­кие при­хо­жане не забу­дут его бла­го­дати и не поки­нут цер­ков­ную ограду, когда при­дут иску­ше­ния юно­ше­ского и под­рост­ко­вого возраста.

Запи­сала Вален­тина Киденко

Источник

Детская Литургия [Фото]

Уже традиционно, в период многодневных постов в воскресной школе храма Архангела Михаила в Тропарево проходят Литургии для детей. По субботам в 8 часов утра воспитанники школы вместе с родителями собираются в крестильном храме. Неизменно служат отец пятерых детей священник Алексий Малютин и руководитель воскресной школы диакон Андрей Климов.

О детских литургиях, их смысле, значении и настроении в материале Вадима Прищепы.

Зачем нужны детские Литургии? Разве недостаточно обычных Богослужений в храме, куда родители могут приводить своих детей? Что такого особенного в Литургиях для детей?

«Мы хотим познакомить детей с богослужением и церковными традициями — говорит диакон Андрей (Климов). — Причем, не теоретически, на словах, а практически, на деле, непосредственно вовлекая их в ход Литургии, помогая им соучаствовать, разделять с нами, служителями, это священнодействие.

Ребята сами читают во время Богослужения, помогают в алтаре. Девочки смотрят за порядком и чистотой подсвечников. И вместе, вслед за хором, поют все песнопения Литургии. Нам не интересно присутствие на Богослужении в качестве зрителя, как в театре или музее, нам важна практика живого общения с Богом».

Детская литургия что это. Смотреть фото Детская литургия что это. Смотреть картинку Детская литургия что это. Картинка про Детская литургия что это. Фото Детская литургия что это

На первых детских Литургиях отец Андрей активно пояснял все моменты Богослужения, постоянно призывая детей подпевать, не отвлекаться, стараться потрудиться Бога ради. Со временем, детский хор стал стройнее и многоголоснее, а дети осмысленнее начали воспринимать Литургию.

«Надо отметить, — говорит диакон Андрей, — что многие ребята часто не понимали, чем они здесь занимаются, и для чего их пригласили в алтарь. Безусловно, каждый проявил свое отношение к происходящему в свойственной лично для него индивидуальной манере. Не все видели и ощущали происходящее одинаково. Кто-то отнесся к Литургии более трепетно, внимательно, ответственно, кто-то нет.

Яркий пример — это суета перед Святой Чашей с Причастием. Одни еще не осознают значение момента, другие уже относятся обыденно, третьи просто не готовы к принятию Святых Таин.

Все это, — резюмирует диакон Андрей, — не только недоработки школы, но и родителей, которые зачастую и себя ведут подобным образом. Ясно одно — с детьми надо работать, и вот такие Литургии в пост очень полезны».

Детская литургия что это. Смотреть фото Детская литургия что это. Смотреть картинку Детская литургия что это. Картинка про Детская литургия что это. Фото Детская литургия что этоПост – это всегда борьба с самим собой, с греховными началами в себе, и важна она как для взрослых, так и для детей, с определенного возраста. Ребенок, познавая мир вокруг себя, впитывает как губка не только хорошее, Божие, но и греховное. К сожалению, примеров таких сейчас много, даже в среде дошкольников и младших школьников.

Пост для ребенка это тоже преодоление себя, своих греховных желаний, дурных наклонностей: непослушания, капризности, своеволия, лени, установление добрых и ровных отношений со сверстниками и дома. Ведь, как и взрослому, ребенку непросто встать рано утром в выходной день, прийти на службу, участвовать в ней, петь, помогать, быть внимательным, активным, неравнодушным.

«Было радостно видеть в руках детей книжечки с последованием Литургии, — говорит диакон Андрей. — Сначала их было немного, но потом, к концу наших Богослужений в Рождественский пост, текст Литургии появился у большинства. А это значит, что ребята могут следить за ходом Богослужения, понимать, читать и подпевать, то есть активно соучаствовать, молиться».

Литургии для детей возобновились в Великий Пост, и, как надеются руководители и педагоги воскресной школы, опыт и практика предыдущего поста помогут детям полнее почувствовать всю важность и красоту богослужения.

Источник

Дети на литургии: Как объяснить детям литургию

Материнские заметки

Детская литургия что это. Смотреть фото Детская литургия что это. Смотреть картинку Детская литургия что это. Картинка про Детская литургия что это. Фото Детская литургия что это

«Мама, когда же Причастие?» – наверное, основной вопрос ребенка, которого привели в храм не к самому концу литургии.

Литургия – «общее дело», общее богослужение, во время которого совершается Евхаристия, хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христово. Таинство, тайна Жизни. А глазами ребенка – что это такое? Красиво поет хор, красивые иконы, росписи. То поют – то читают. Иногда кадят. Священнослужители в красивых одеждах входят и выходят. Если ребенок не понимает, что это значит, что именно поют, что читают, почему и зачем «входят и выходят», то все богослужение действительно превращается просто в ожидание: «когда все это закончится». Пойти погулять, почитать книжку в церковной лавке, поиграть с друзьями – переждать бесконечную службу. Если гулять не пускают, стоять, переминаться с ноги на ногу, снова и снова ждать. Иногда и не видно ничего – одни спины вокруг. Иногда понятно, что именно поют, иногда – нет…

Для большинства детей богослужение оказывается весьма скучным занятием

Безусловно, есть такие дети, которые внимательно следят за богослужением. Есть дети, которые уже в 7–8 лет могут, стоя на службе, даже не понимая происходящего, сосредоточиться на молитве, если не на общей – то на своей. Но для большинства детей богослужение оказывается весьма скучным занятием. Часто просто потому, что им ничего не понятно.

А ведь научиться понимать происходящее на богослужении, в первую очередь на литургии, – может быть, важнейшая задача образования и воспитания наших детей!

Литургия как образование

Детская литургия что это. Смотреть фото Детская литургия что это. Смотреть картинку Детская литургия что это. Картинка про Детская литургия что это. Фото Детская литургия что это

Когда дети научатся хоть немного понимать литургию, будет шанс не маяться, не скучать на самой главной службе. Не воспринимать служение Богу, время совершения Евхаристии, величайшего чуда и тайны нашей жизни, как время бесконечного ожидания.

Когда дети научатся хоть немного понимать литургию, будет шанс во время богослужения думать о происходящем в храме, чаще обращать душу и сердце к Богу.

Когда дети научатся хоть немного понимать литургию – тогда богослужение само собой будет учить наших детей, даст им самое настоящее образование. Безусловно, даже не способные ничего понимать младенцы получают благодатное освящение, приобщаясь Святым Тайнам. Как говорил тот же преподобный Паисий, даже скучая присутствовать в храме – это уже плыть на церковном корабле. Но чем старше становится человек, тем важнее для него осознанное участие в богослужении.

Русский философ Иван Киреевский писал:

Все это касается и взрослых, и детей. Участие в богослужении, участие разумом и сердцем – это воспитание в вере, обучение вере. Образование, которое учит и ребенка, и взрослого во всех возможных образовательных смыслах, со всех сторон одновременно.

Праведный Николай Кавасила в своем «Изъяснении Божественной литургии» напоминает, что все происходящее во время богослужения освящает нас «двояким способом»:

«Первый способ тот, что мы получаем пользу от самих молитв, псалмов и чтений. Молитвы обращают нас к Богу, испрашивают нам отпущение грехов.

Но если наши дети едва слышат слова молитв, едва улавливают какие-то знакомые словосочетания, если даже не представляют, какие во время богослужения происходят священнодействия, как это все может «изображать домостроительство Спасителя»? Если это все для наших детей – темный лес, пусть и в сияющем храме.

Рассказать ребенку, как устроено богослужение

Детская литургия что это. Смотреть фото Детская литургия что это. Смотреть картинку Детская литургия что это. Картинка про Детская литургия что это. Фото Детская литургия что это

Верующие родители готовят детей к участию в богослужении, и делают это по-разному. Первое решение – дома или при помощи воскресной школы объяснять ребенку устройство церковных служб. Начать можно, когда малышу лет семь, и возвращаться иногда к такому уроку, когда ребенок станет старше.

Если заниматься дома, можно сделать так. Для начала самому прочитать что-то, например, учебник Закона Божия, где все просто, понятно и коротко. Затем своими словами пересказать это детям, просто поговорить с ними. Такое «классическое» занятие можно растянуть на несколько дней, за один «подход» разбирая какую-то часть богослужения. Чтобы закрепить этот «материал», хорошо смотреть иллюстрации, картинки в книжках и в Интернете. В церковных лавках уже лет 30 продается популярная дореволюционная раскраска «Литургия» – можно предложить детям раскрасить эти замечательные рисунки и так еще раз закрепить пройденное.

Другой или следующий вариант – посмотреть вместе с детьми документальные фильмы о богослужении вообще и о главном богослужении, о литургии, в частности. В сети есть неплохие сюжеты, где очень подробно комментируется ход богослужения, объясняется происходящее в храме.

Но такие уроки, даже когда они наглядные, доступные, при всей их важности, часто «в одно ухо влетает, в другое вылетает». Это свойство любого организованного школьного или вместо-школьного урока. Информация всегда усваивается только частично (иногда не усваивается вообще…). Теорию всегда необходимо соотнести с жизнью, в нашем случае – с реальным богослужением, на которое в данный момент попал ребенок.

Теорию всегда необходимо соотнести с жизнью, с реальным богослужением

Поэтому даже заранее «обученному» ребенку все равно нужно помогать, иногда – прямо во время службы объяснять ему происходящее. Уже не первое поколение родителей просто во время службы шепчут своим детям: сейчас будет Евангелие; сейчас Херувимская; послушай, поют «Достойно есть»; сейчас наклони голову. В таком случае ребенку легче соотнести теорию и реальность, конечно. Но невозможно бесконечно шептать во время службы. Невозможно шептать, когда у мамы трое, четверо желающих, а тем более не очень желающих, понять происходящее на службе. И каждую службу – невозможно шептать. И еще: если объяснять что-то, пересказывать содержание песнопения, то сами молитвы не услышит ни мама, ни ребенок.

Еще вариант – давать ребенку в руки книгу с текстом богослужения. Мне самой родители давали в храме тексты служб, и потом я сама стала брать в храм такие тексты для своих детей. И дети, особенно старший, уже с восьми лет вполне серьезно и усердно следили за ходом богослужения, стоя неподалеку от алтаря. Но, как это было и у меня самой в детстве, – текст перед глазами помогал услышать в пении хора слова, помогал отследить даже невнятный возглас священника в алтаре. Но обычно в текстах литургии написано одно, а хор часто поет совсем другое (изменяемые части богослужения), – и ребенок сбивается. Сразу идет с книжкой в руке: «Тут должны были петь ‟Блаженны”, а они поют что-то не то!» И еще – книжка с текстом не объясняла, почему, зачем все это. Наши домашние уроки в храме легко забывались… Снова шептать, снова объяснять?

Детская литургия что это. Смотреть фото Детская литургия что это. Смотреть картинку Детская литургия что это. Картинка про Детская литургия что это. Фото Детская литургия что это

А потом я поняла, что нам может помочь. Нужна книга, которая прямо во время службы объяснила бы детям происходящее в храме. В которой был бы текст литургии, набранный крупным шрифтом. Если в ходе богослужения могут быть какие-то изменения – чтобы это было сразу ясно. Но мало того, чтобы был текст – надо, чтобы было объяснение: что в это время, прямо сейчас происходит в алтаре? Ведь далеко не всегда это видно. Вот вынесли Чашу на Великом входе – а куда ее отнесли после этого? А зачем и почему? Я хотела, чтобы все это коротко объяснялось бы сразу, сейчас, в этот самый момент службы. Чтобы в картинках, чтобы наглядно и интересно. Так, чтобы ребенок взял в руки такую книгу, встал бы впереди, у алтаря – и все понимал бы. Вернее, чтобы был шанс начать понимать.

Такую книгу я не нашла, поэтому я решила сама сделать ее для своих детей.

Как мы с детьми клеили книжку про литургию

Детская литургия что это. Смотреть фото Детская литургия что это. Смотреть картинку Детская литургия что это. Картинка про Детская литургия что это. Фото Детская литургия что это

Несколько месяцев я собирала материал для этой книжки. Старалась рассказать о литургии так, чтобы было понятно семилетнему ребенку и интересно – подростку. Подобрала картинки – чтобы показать, как соотносятся те или иные моменты богослужения с евангельскими сюжетами. С помощью рисунков рассказала – что в каждый момент литургии происходит в алтаре, чем заняты священник, диакон. Не просто сведения, сразу – изображение. Диакон повязывает орарь крестообразно, подражая серафимам – и тут же изображение этого диакона, и огненного серафима тоже.

Привела переводы некоторых непонятных слов и молитв. Постаралась наглядно объяснить все непонятное. А самое особенное здесь – необычное устройство самой книги: на каждом развороте с одной стороны – текст, набранный крупным шрифтом, с другой стороны – наглядное объяснение этого конкретного момента богослужения. То есть каждый разворот – самостоятельное объяснение соответствующего момента.

Тот материал, что я собрала, мы распечатали на простом принтере. Всю эту гору бумаг мы вместе с детьми вырезали, склеивали и раскрашивали примерно полгода. В итоге у нас на руках оказались два экземпляра самодельных «путеводителей по литургии». Эти книжки несколько лет служили нам верой и правдой: мы брали их с собой на службу, и когда мы входили в храм, я сразу открывала эти книжки на том месте, на котором сейчас оказывалась литургия. Старшие дети проходили ближе к алтарю с этими книгами, а я оставалась следить за младшими детьми.

Эти книжки несколько лет служили нам верой и правдой: их использовали и мои дети, и дети наших друзей

Старшие дети выросли, книжки перешли «следующему поколению» наших детей… Можно сказать, что эти книги действительно прошли самую настоящую «апробацию». Ведь эти книжки использовали и мои дети (а они очень разные люди), и мои младшие сестры, которые немного старше моих детей, и дети наших друзей. Я даже не ожидала, что этими книжками детям будет интересно пользоваться настолько долго. Я рассчитывала на то, что книжка поможет детям – но то, что эта идея действительно «сработала», и продолжает «работать» больше семи лет – для меня до сих пор нечаянная радость. Но секрет довольно прост. Служба продолжается полтора, два, два с половиной часа. Если ребенок пришел в храм, если он уже в храме, то ему гораздо интереснее следить за происходящим в храме, чем все это время просто ждать Причастия. В целом, это просто текст службы с простыми объяснениями. Необычно то, что объяснения наглядные и рассчитанные на чтение прямо в храме. А значит – очень короткие и учитывающие конкретный момент богослужения.

С этой книжкой ребенок может просто следить за ходом богослужения, изредка отвлекаясь на объяснения. А может, наоборот, только отслеживать момент службы по тексту, а в основном – разглядывать картинки, читать объяснения. Этот последний вариант – тоже совсем неплохо! Ведь если ребенок даже не следит за текстом, не молится, а просто смотрит объяснения – он все же внимателен именно к богослужению, именно к храму.

Детская литургия что это. Смотреть фото Детская литургия что это. Смотреть картинку Детская литургия что это. Картинка про Детская литургия что это. Фото Детская литургия что это

Ребенок, который «вырастает» на этой книжке, через несколько лет уже перестает брать ее в руки: он уже изучил эту книжку «вдоль и поперек». А значит, хотя бы в общих чертах представляет себе богослужение, многое знает наизусть. И это самый чудесный результат. Наши дети расставались с этой книжкой года через 2–3 регулярного использования, то есть лет в 13. Но другие дети, дети наших друзей, с помощью этой нашей книги следили за богослужением и в пятнадцатилетнем, и в восемнадцатилетнем возрасте. И это тоже замечательный опыт, очередная «апробация». Интересно, что даже выпускники православных гимназий, которые, по идее, довольно серьезно изучали литургику, с помощью этой простой книжки совершали свои собственные открытия. Самое милое, наверное – это открытие одного «церковного» подростка: оказалось, что он всегда считал возглас «да никто от оглашенных, елицы верни» требованием удалиться из храма… всем лицемерам. «Да никто от оглашенных и лицемерных»… Чтобы обнаружить настоящее значение привычных, вроде бы с младенчества знакомых фраз, необходимо вот это, простое – иметь перед глазами текст. А когда текст еще и объясняется, если все в картинках – это реальный шанс, что ребенок будет действительно следить за этим самым текстом. И потом – поймет, представит, запомнит, и может быть, сможет правда в храме обратит свои мысли и свое сердце к Богу…

Конечно, мне очень хотелось поделиться со своими друзьями и вообще со всеми людьми, со всеми детьми этой книжкой-помощницей. Но не могу же я предложить: «Потратьте несколько месяцев, склейте со своими детьми вот такую книжку, образец прилагается». Решение было очевидным: книжку надо просто издать.

Но это «просто» оказалось совсем непростым. Весь проект пришлось несколько раз полностью переделать. Непростой была работа художника, ведь нужно было красиво, ярко, при этом грамотно и благоговейно нарисовать десятки, сотни иллюстраций к этой книжке. И не просто иллюстрации – а наглядное объяснение. Приходилось снова и снова переписывать тексты – так, чтобы все объяснения были максимально лаконичными, понятными, и чтобы все картинки соотносились с текстом, чтобы каждый разворот был отдельным, завершенным образом, чтобы каждый разворот отвечал моменту богослужения. Так что понадобилось еще несколько лет, чтобы «перевести» нашу самодельную книжку в печатную. И вот теперь я готова рассказать об этом необычном и таком драгоценном для меня проекте, который я вынашивала гораздо дольше, чем всех своих детей. Мне даже не верится, что этот «малыш» наконец родился!

Теперь можно не переживать о том, что мы потеряем наши самодельные книжки (а ведь одну мы все-таки потеряли – потерять легко, если брать книжки с собой в храм). Теперь не будет такой проблемы – книжки всего две, а детей значительно больше. Теперь можно дарить эту книжку крестникам и детям моих друзей. Теперь я могу поделиться, и с огромной радостью делюсь этой идеей со всеми родителями, которые хотели бы помочь своим детям узнать и полюбить самое главное богослужение нашей жизни – литургию.

О том, какие замечательные люди помогали в работе над этим проектом, о том, какой получилась эта книжка, как она устроена и как «работает», я расскажу в следующей статье.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *