Детские рисунки что означают с психологической точки зрения
Расшифровка детских рисунков. Трактование в психологии
Юлия Могилевская
Расшифровка детских рисунков. Трактование в психологии
Самые простые рисунки малыша — «окно» в мироощущение,внутреннее состояние ребенка:
• когда изображает «пустынные» пейзажи — деревья, лужайку, поле, значит, испытывает одиночество. Крохе недостает общения с родными, у малыша неприятности со сверстниками;
• нарисованный дом — признак усталости. Малышу недостает тепла родного жилища;
• добрые мирные животные (кошечки, белочки, утята) кроха рисует, когда отличное настроение, нет проблем;
• близкие, с которыми у ребенка конфликты, имеют темный, коричневый цвет. Любимых родных малютка создает яркими цветами. Чем фигура близкого крупнее, тем значительнее место, по мнению малыша, она занимает в семье;
• если ребенок изобразил крупные темные человеческие фигуры, возможно, малыш испытывает недоверие к окружающим (особенно незнакомым);
• «автопортрет» с гигантскими ушами свидетельствует о некоторой самовлюбленности, желании быть впереди других. А собственное изображение с длинными руками указывает на открытость, незашоренность мышления, безбоязненное желание изведывать новое;
• у малыша заниженная самооценка, если себя он изображает коротконогим.
Отдельные фигуры людей, изображенные заштрихованными, закрашенными, означают, что ребенок относится к этим особам негативно, боится.
Расшифровка рисунков в психологии
Немало поведают цвет, расположение объектов, размер, форма линий.
Цвет рисунков
Цвет объектов может сказать о многом:
красный намекает на неразрешенную конфликтную ситуацию, напряженное нервное состояние, недовольство и пассивную агрессивность;
желтый — отражение прекрасного оптимистичного настроения, готовности действовать;
синий. Психологические рисунки подобного оттенка свидетельствует о внутренней умиротворенности, отсутствии сомнений, позитивном отношении. Школа, изображенная синим цветом, явный намек, что у ребенка нет никаких проблем со сверстниками, учителями, ему неплохо дается учебный материал. Синий также может быть признаком отрешенности от происходящего, нежелания покидать свой маленький мирок;
преобладающие серые тона свидетельствуют о том, что недостает позитива, все слишком буднично, прозаично;
много зеленого — особа преисполнена надежд, оптимистично смотрит вперед. Также этот цвет предпочитают независимые натуры;
розового оттенка много в рисунках влюбленных, счастливых, чувствительных персон;
преобладание серого, черного — признак тревоги, угнетенного депрессивного настроения.
Запомните! Индивидуум, любящий заштриховывать нарисованное, трудно воспринимает новое, придерживается устаревших воззрений. Если же особа ничего никогда не заштриховывает, то она открыта к переменам, готова их принимать.
Психологию по рисункам человека читают по их расположению. Если индивидуум предпочел поместить изображение ближе к верхней части листа, то он преисполнен амбиций, желания добиться многого. Эта личность стремится стать профессионалом своего дела, высоко подняться по карьерной лестнице.
Рисунок ближе к нижней части листа указывает на комплекс неполноценности. Особа боится конкуренции, недооценивает собственные возможности.
Если рисунок ближе к левому краю, то личность одолевает тоска за прошлым.Ему кажется: лучшее осталось позади.
Изображение справа означает,что личность верит: дальше все наладится. О настоящем же предпочитает забыть, так как сегодняшний день индивидуума мало устраивает.
Запомните! Лучше всего, когда объекты ближе к центру. Тогда личность довольна настоящим.
Психология по рисункам учитывает размер картинки. Объем изображения указывает на самооценку. Если рисунок немаленький, то с нею все нормально.
Огромное изображение — признак высокомерия, порожденного внутренней неудовлетворенностью жизнью, желанием большего. Маленькое — признак стеснительности, тревожности, страха проявить себя.
Формы линий психологических рисунков и их значение
Линии — еще один критерий,по которому можно судить о личности:
если линии прерывисты, человек сомневается в принятых решениях, прочности своего положения, в жизни индивидуума недостает стабильности;
сплошные намекают на сильную личность, уверенную в себе, не сомневающуюся в принятых решениях;
тоненькие линии — это желание уйти в тень, сделать так, чтобы оставили в покое, перестали замечать. Так рисуют те, кому за собственные поступки стыдно перед другими;
жирные делает тот, кто хочет внимания, позитивной оценки своих действий, тот, кому недостает уверенности в себе.
Если линии прямые, без острых углов и изгибов, то личность плохо адаптируется к новому, мыслит слишком прямолинейно, привыкла следовать негибким схемам.
Острые углы выдает враждебность, активное нежелание мириться с тем, что мало устраивает. Округлость, наоборот, говорит о мягком, покладистом характере, готовым идти на компромиссы.
Значение рисунков в психологии воспринимается как символика подсознания. Через форму изображений, их цвет, размеры наружу выступает то, что человек запрятал глубоко и надежно. Задача специалистов — помочь индивидууму разобраться в истоках проблем, а затем найти пути их решения.
«Осенние традиции». Выставка детских рисунков У нашего детского сада появились новые друзья! Мы дружим с Агрохолдингом «Русское поле»! Познакомились очень просто – наши воспитанники.
Фотоотчет о конкурсе детских рисунков на асфальте В нашем детском саду прошел конкурс детских рисунков на асфальте. От каждой группы были заявлены участники к участию в конкурсе. Также были.
Фотоотчет о конкурсе детских рисунков Весной в нашем городе в рамках празднования Всемирного дня охраны окружающей среды,был объявлен конкурс «Экология глазами детей».Целью.
Фотоотчет о выставке детских рисунков «Мамочка моя!» Кто же лучше всех на свете? Мамочка моя! Милая, родная Я люблю тебя! Нарисую ей подарок, И на праздник подарю. Милая, родная Я тебя люблю.
Фотоотчет о выставке детских рисунков «Мы любим лето» Летнее мероприятие. Выставка детских рисунков «Мы любим лето».В июне этого года мы решили устроить выставку детских рисунков на улице..
Фотоотчёт детских рисунков «Осень со вкусом рябины» «Без рябины осень скучна» (пословица) Самые красивые деревья, на мой взгляд, это береза и рябина. Именно эти деревья являются символами.
Коллаж из детских рисунков «Воспоминания о лете» Коллаж из детских рисунков «Воспоминания о лете» В начале сентября, на занятиях, мы делились своими впечатлениями о прошедшем лете. Вспоминали.
Выставка детских рисунков «Моя любимая игрушка» Выставка детских рисунков «Моя любимая игрушка» Одной из форм взаимодействия и сотрудничества с семьей являются совместная организация.
Психология рисунка ребенка: как малыш говорит с вами через каракули
Психология рисунка ребенка позволяет лучше понять его внутренний мир. В этих каракулях, словно в зеркале, малыш отражает все, что творится на душе: его индивидуальность, его мечты и стремления, его желания и даже страхи. Изучая рисунок, детский психолог может дать и оценку уровня развития ребенка, поскольку его недостаточный речевой аппарат не всегда позволяет выразить себя и свои мысли.
Обычно наиболее информативными в психологии считаются рисунки детей в возрасте 4,5-5 лет. В это время каракули приобретают завершенность и уже несут смысловую нагрузку. При этом цвет является не изобразительным средством, а способом описать настроение. Но как правильно трактовать рисунок малыша? И стоит ли переживать, если в детском творчестве преобладают тревожные красные и черные цвета? Давайте разбираться.
Оценка состояния ребенка с помощью психологии рисунка
Дети не умеют, а иногда и не хотят рассказывать о своих личных переживаниях. Весь внутренний мир они переносят на бумагу, где с помощью карандашей, фломастеров или красок выплескивают эмоции, проявляют отношение к какому-то событию, определяют свое место в окружающем мире. Поэтому внимательные и заботливые родители, понимая психологию рисунка ребенка, обсуждая с ним детали сюжета, изображенных персонажей, смогут лучше узнать его внутренний мир. А малыш в этот момент попытается донести до взрослых свои мысли и чувства, развивая тем самым речь, логику, пополняя запас слов. Сокровенные мечты и тайны, взаимоотношения со сверстниками, мировосприятие – все это родители узнают, если прислушаются к рассказу маленького художника о том, что он изобразил на бумаге.
Анализ сюжета рисунка и его завершенности
Этот пункт крайне важен для изучения внутреннего «Я» детей любого возраста. Малыши до 5-ти лет рисуют схематично, не задумываясь о деталях. Это связано с возрастными особенностями психики. Детки постарше рисуют схематично в том случае, если в данный момент у них нет интереса к этому занятию. Но могут изобразить придуманных героев, отражающих состояние их внутреннего мира. Необычные сюжеты говорят о хорошем воображении и творческой фантазии детей. Если же у сына или дочери получаются лишь абстрактные картинки, никак не связанные с окружающей реальностью, то родителям стоит обеспокоиться психологическим состоянием своего чада. Подобные изображения говорят о том, что у маленького человека проблемы в общении со сверстниками, нет верных друзей, его не устраивает собственное положение.
Все, что ребенок считает для себя важным и наиболее значимым, он рисует крупно, порой нарушая всякие пропорции. А маленьким изображает то, что не имеет для него большого значения.
Сюжет детского рисунка, изображенные на бумаге персонажи надо интерпретировать крайне осторожно, чтобы не ошибиться в эмоциональном состоянии ребенка. Малыш может нарисовать улыбающегося монстра, что говорит всего лишь о его игривом, шутливом настроении.
Тема картинки зависит и от пола ребенка.
Тема картинки зависит и от пола ребенка. Мальчики – это машины, самолеты, корабли, а еще война и солдаты. Девочки рисуют чаще принцесс в роскошных платьях, бабочек, цветочки. Когда рисунок будет закончен, поговорите с юным художником – кто на нем изображен, о чем думает его персонаж, радуется он или грустит. Позитивное настроение автора, его душевное равновесие отражают зарисовки природы – солнышко, лес, речка, трава.
Анализ расположения рисунка на листе бумаги
Лист бумаги для ребенка – это целый мир, поэтому очень важно, какую его часть занимает детский рисунок. Детки, которым в этой жизни удобно и комфортно, расположат свой сюжет в самом центре листа. Робкий стеснительный малыш детали рисунка сделает мелкими. И вообще, маленькая картинка – это заниженная детская самооценка. А вот рисовать в центре листа, но так, чтобы заполнить все свободное пространство, будут дети с завышенной самооценкой.
Стоит обратить внимание и на то, как расположен детский рисунок по вертикали от центра.
Если он смещен в верхнюю плоскость, то это говорит о лидерских качествах, стремлении доминировать над окружающими, держать ситуацию под контролем. Соответственно, картинка в нижней части листа говорит о пассивном поведении, неуверенности, зависимости от окружения.
Сюжет, смещенный вправо, обозначает стремление в будущее. Это характерно для активных и решительных экстравертов, которые ум и интеллект ставят выше эмоций. Интроверты чаще рисуют на левой половине, их притягивает прошлое. Это очень эмоциональные дети, мечтатели, они долго не хотят взрослеть.
Анализ линий
Линии, которые проводит карандашом маленький художник, могут многое рассказать о его нервной системе. Активный динамичный ребенок в бодром состоянии рисует с сильным нажимом, уверенно обозначая контуры. Неуверенные, дрожащие линии, слабый нажим характерны для скованного, неуверенного в себе малыша. Либо он устал, причем не только физически, но и эмоционально. У детей с импульсивным характером нажим меняется в зависимости от настроения, становясь то сильным, то слабым.
Если вы заметили, что какая-то деталь на бумаге выделена ярче, линии проведены с более сильным нажимом, то имейте в виду – с этой деталью у ребенка ассоциируется эмоциональный подъем. К примеру, он может плотно заштриховать, закрасить рот нарисованной маме или бабушке, потому что часто слышит от них в свой адрес окрики и замечания.
Цвет рисунка в психологии ребенка
Изучая связь цветовой гаммы с поведением человека, известный психолог Макс Люшер доказал, что определенные цветовые предпочтения могут многое рассказать о физическом и психическом состоянии людей. Основываясь на выборе человеком того или иного цвета, можно определить его характер, эмоциональное состояние, другие особенности поведения.
В психологии каждый цвет имеет четкую характеристику, но из правил всегда есть исключения. Ведь люди по-разному воспринимают те или иные оттенки. Прежде, чем делать выводы, постарайтесь уточнить у малыша, каким он видит этот цвет – веселым или грустным, какие мысли он вызывает.
Дети в процессе рисования используют не меньше 5-6 цветов, это норма.
Дети в процессе рисования используют не меньше 5-6 цветов, это норма. Чем увереннее чувствуют себя дети, тем ярче цвета они выбирают. Но ребятишки непосредственны, так что не стоит делать однозначные выводы. Малыш раскрасил папу черными штрихами, потому что он часто видит его в любимом черном свитере. Но он может также выделить папу черным, если тот ушел из семьи. Когда в рисунках явно преобладают 1-2 цвета, то стоит заострить на этом внимание.
Многие специалисты в своей работе руководствуются интерпретацией цвета, которую разработал Макс Люшер – известный психолог и исследователь в этой области. Его выводы говорят о том, что неосознанное цветовое предпочтение говорит не только о психологическом состоянии человека, но и о его физическом здоровье.
Изучив психологию рисунка ребенка 5 лет, можно с помощью методики Макса Люшера проанализировать присутствие того или иного цвета в работах детей.
темно-синий – уход в себя, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;
зеленый – баланс в чувствах, уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;
красный – стремление к агрессии, крепкая сила воли, повышенная активность, возбудимость;
желтый – оптимистичное отношение к жизни, положительные эмоции, непосредственность, любознательность;
фиолетовый – творческая личность с развитой фантазией и интуицией, но при этом эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто предпочитают этот цвет);
коричневый – часто воплощает отрицательные эмоции, определяет чувственную опору ощущений, медлительность, физический дискомфорт;
черный – цвет протеста, подавленности, разрушения, настоятельная потребность в изменениях;
если ребенок использует только простой карандаш, не стараясь раскрасить рисунок – это говорит о безразличии, отстраненности, желании закрыться.
Важные моменты в анализе рисунка ребенка
Можно анализировать цветовую гамму рисунка только в том случае, если в распоряжении ребенка была вся палитра карандашей. Картинка в темных тонах может получиться и потому, что рядом с юным художником были только эти цвета. Если же в руках у малыша оказался лишь простой карандаш, то не стоит переживать о том, что сюжет получился мрачноватым.
Не пытайтесь анализировать работы, сделанные в детском саду. Чаще всего детям дается определенная тема для рисования, что лишает их свободы самовыражения.
Не стоит забывать и о том, что содержание рисунка напрямую зависит от настроения ребят, их душевного состояния на момент рисования. Если у ребенка был конфликт буквально перед началом занятия, или он просто не выспался, то на бумагу обязательно «выплеснутся» все обиды, эмоции, усталость, что поможет ему снять нервное напряжение. Именно поэтому арт-терапевты используют рисование как наиболее эффективный способ освобождения от негативных эмоций.
Содержание детского художественного творчества далеко не всегда очевидно для взрослого. Поэтому надо корректно обсудить его работу, уточнить у ребенка, что происходит с нарисованными героями, чем все закончится. И только тогда вы сможете правильно истолковать то, что он изобразил.
Простой вопрос: «Что ты тут нарисовал?» может вызвать волну негодования и даже обидеть юного художника. Ведь для него это очевидно. Не старайтесь угадать, вряд ли это получится, ведь картинку каждый воспринимает по-своему. Пусть лучше он сам расскажет, что он изобразил, а вы лишь будете аккуратно задавать уточняющие вопросы.
Удержитесь от поспешных выводов (Как похоже на кошку!), вряд ли это будет верным предположением. Не критикуйте, но и не хвалите в общем, без конкретных фактов (Какая красота, ты замечательный художник!).
Ребенку интересен сам процесс рисования, что и как он делает, поэтому обратите внимание на то, как он рисует (Какой необычный фон у тебя получился! А что ты хочешь на нем нарисовать?)
Расшифровка рисунка «Моя семья» в психологии ребенка
Больше всего дети любят рисовать свою семью, людей, которых они видят каждый день. Семейный портрет для психолога – открытая книга, но и родители могут сделать анализ психологии рисунка ребенка о семье и многое узнать о себе. Главное, вовремя заметить тревожные признаки.
Расположение фигур на рисунке
То, как расположены члены семьи на бумаге, говорит об их взаимоотношениях. Дети часто убирают из состава семьи нежелательных персонажей, объясняя это тем, например, что «папа в командировке», а сестра «ушла в свою комнату». Это не говорит о том, что отношения с ними не сложились, возможно, перед началом занятий произошла какая-то ссора, и ребенок выразил свою обиду тем, что не нарисовал своих родственников.
А вот любимые бабушки и дедушки появятся на картинке даже в том случае, если они живут в другом городе или даже стране.
Если изучить психологию рисунка ребенка, то можно заметить одну особенность. Того, кого он любит и считает самым близким и родным, он изображает рядом с собой. А если какие-то персонажи нарисованы отдельно ото всех, то чаще всего это означает, что малыш мысленно исключил их из своей семьи. Это может быть постоянно пропадающий на работе отец, брат или сестра, которые гораздо старше по возрасту.
Очень плохо, когда отдельно от всех малыш рисует себя, считая, что его никто не любит. Это должно обеспокоить родителей.
Изображение себя
Рисуя себя, ребенок занимает место либо в центре картинки (это нормально для единственного чада в семье), либо рядом с тем, кого он поместил в центр. Если фигурка малыша нарисована в стороне от родителей, то тем самым он обозначает свою отстраненность от семьи. Зачастую даже его собственные разъяснения вызывают тревогу: «Все ушли на праздник, а меня наказали (оставили дома, уложили спать)».
Когда дети счастливы, то их ручки и ножки на картинке торчат в разные стороны, поза максимально открыта миру.
Когда дети счастливы, то их ручки и ножки на картинке торчат в разные стороны, поза максимально открыта миру. Если же тщательно прорисованы прижатые к телу руки, то это говорит о неуверенности в себе. Фигурка с небольшими ручками или вовсе без них – понимание собственной неумелости. Возможно, похвала в его адрес звучит редко, а вот критикуют слишком часто.
Обычно фигуры на детской картинке соответствуют тому, что ребенок видит каждый день: родителей он рисует побольше, себя – поменьше, а младших братьев и сестер – совсем крохотными. Если же он изобразил слишком маленьким себя, то это говорит о потребности в заботе, о неуверенности, возможно, страхе.
О неуверенности в собственных силах говорит и еще одна особенность детского рисунка – «отрыв» себя от земли. Папа и мама нарисованы правильно, а чадо как бы висит, держась за их руки: голова находится на одном уровне с родителями, а ноги до земли не достают. Родители могут посчитать такую картинку просто неудачным опытом, даже не догадываясь, что малыш чувствует себя некомфортно, когда с ним общаются на равных.
Страх и агрессия на детских рисунках
Признаки страха и агрессии тоже можно увидеть в детских сюжетах. Психологи их сразу замечают, а вот родители могут остаться в неведении, принимая все за фантазию.
Огромные руки, похожие на грабли, ребенок нарисует тому члену семьи, который ведет себя агрессивно по отношению к остальным. Если он себя так нарисовал, значит, что-то вызывает в нем постоянную злость, которую он вынужден прятать от окружающих.
Четкие очертания ярких зрачков означают, что малыш испытывает чувство тревоги. О том же говорит и жесткая штриховка с сильным нажимом.
Яркое свидетельство агрессии и злобы – огромные кулаки, зубы, длинные и острые ногти. Если это детали автопортрета, то ребенку явно нужна защита, которой он не чувствует в своей семье.
Секс и детские рисунки
Изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей говорит скорее об их интересе к собственному телу и о понимании гендерного различия, о котором детки обычно узнают, когда начинают посещать детский сад. Вряд ли кто-то учит их этому специально.
Но если 6-7-летняя девочка рисует себя с развитым бюстом, или мальчик того же возраста добавляет себе «взрослые» усы и бороду, то это может вызвать некоторые опасения. Хотя чаще дети таким способом пытаются привлечь к себе внимание, приукрасить себя. Рисуя семью, они больше всего времени тратят на собственное изображение: прорисовывают детали одежды, украшения (девочки рисуют себе пышные прически и золотую корону).
Но окружение ребенка лучше еще раз проверить: нет ли к нему подозрительного внимания со стороны взрослого, или он случайно получил доступ к информации «18+» (порнофильм, журнал с откровенными фотографиями), которая его напугала?
Как понять ребенка через его рисунки? Психология детского рисунка
В детском рисунке, как в зеркале отражается внутренний мир ребенка. Детский психолог, рассматривая рисунок ребенка, получает представление об его индивидуальности, уровне развития, его переживаниях. Уровень речевого развития не позволяет малышам поделиться с родителями разнообразными мыслями и волнениями, а изодеятельность дает возможность ребенку выразить себя, свои ощущения и чувства. Наиболее информативными и выразительными становятся рисунки детей с 4,5-5 лет. Картины ребенка несут смысловую нагрузку, в них появляется завершенность. Цвет в детском творчестве служит не изобразительным, а выразительным средством.
Часто ребенку сложно рассказать прямо о своих переживаниях. Зато беседа о персонажах рисунка и их проблемах – это отличный способ для любящих родителей разобраться во внутреннем мире своего ребенка. Общаясь с вами, он развивает свою речь, учится излагать свои мысли и чувства, что, само по себе очень полезно. В своем рассказе дети делятся самым сокровенным, а взрослым нужно только внимательно прислушаться, чтобы узнать о том, как ребята воспринимают мир, людей, сверстников. Рисунки детей достойны самого пристального внимания родителей, в них ребенок раскрывает свое «Я».
Педагог-психолог Ирина Уточкина
Существует немало рисуночных тестов для изучения особенностей развития личности ребенка, которые применяются дополнительно к другим диагностическим методикам. Такие тесты психолог использует для углубленного исследования эмоционального мира ребенка, чтобы определить проблемные ситуации. Детский рисунок поможет специалисту оценить уровень психического развития ребенка, его эмоциональное состояние. По рисунку психолог определяет уровень развития мышления, моторики и речи ребенка.
Описывать подробную интерпретацию рисуночных тестов мы не будем. Глубокий психологический анализ рисунка может сделать только специалист. Для родителей важнее обратить внимание на оттенки, которые использует ребенок. А еще на энергию, которая исходит от рисунка, какие эмоции он вызывает. Пpeoблaдaниe в детском рисунке cвeтлыx и паcтeльныx тoнoв говорит o xopoшeм pacпoлoжeнии дуxa, o позитивном нacтpoeнии юного художника. Ecли в картинах малыша доминируют тeмныe тoнa, много штриховки и cильный нaжим, тo этo свидетельствует o высокой тревожности ребенка.
Через рисунок вы можете уловить, что в данный момент его беспокоит. Кроме того apт-тepaпeвтичecкиe мeтoды, доступные родителям позволят своевременно cкoppeктиpoвaть эмоциональное состояние малыша.
Анализ cюжeта pиcункa и его завершенности
В этом пункте есть немало нюансов, которые нельзя упускать из вида. Если ребенок младше 4-5 лет, то его рисунки часто схематичны и хаотичны в силу возрастных особенностей. Ребенок постарше может рисовать схематично, если сейчас у него нет интереса к этой деятельности. Он может изображать вымышленных героев, погружаясь в свой внутренний мир. Если в рисунке отражаются оригинальные сюжеты, то это свидетельствует о богатой фантазии ребенка. Но если большинство рисунков абстрактны и не связаны с реальностью, то можно сделать вывод, что ребенок испытывает проблемы в общении, у него нет близких друзей, он не удовлетворен своим положением в реальной жизни.
То, что для ребёнка является наиболее значимым и важным изображается значительно крупнее, а все, что нарисовано маленьким, не имеет большого значения.
О сюжете и персонажах, которых изобразил ребенок надо судить очень осторожно. Здесь легко допустить ошибку и неверно интерпретировать эмоциональное состояние ребенка. Монстр с забавной рожицей может отражать игривое настроение «художника».
Гендерные различия тоже откладывают свой отпечаток на тематику рисунка. Мальчики чаще рисуют войну, солдат, а девочки с большим удовольствием изображают принцесс, бабочек и цветы. Нужно поговорить с ребенком, что он изобразил, о чем думают его герои, в каком они настроении. О душевном балансе «художника» говорят рисунки природы, где есть солнышко, деревья, речка и трава.
Анализ расположения рисунка на листе бумаги
Очень важно, какое пространство занимает детский рисунок на листе бумаги. Ребенок, удовлетворенный своим положением, располагает рисунок в центре листа. Он чувствует себя комфортно и гармонично. Ребёнок робкий и неуверенный в себе изображает детали рисунка мелкими. Маленький рисунок соответственно говорит о заниженной самооценке ребенка. Если рисунок расположен в центре листа, но по размеру занимает почти все пространство, то можно говорить о завышенной самооценке ребенка, о его желании занимать еще большее место.
Еще обратите внимание на размещение рисунка по вертикали от центра. Смещение вверх говорит о стремлении доминировать и контролировать ситуацию. Если рисунок смещен вниз, ребенок пассивен, зависим от окружения и неуверен в себе.
Смещение рисунка вправо свидетельствует о стремлении ребенка в будущее. Такой рисунок характерен для экстравертов, которые активны, решительны, у них преобладает интеллект над эмоциональной сферой. Интроверты больше живут прошлым, поэтому чаще рисуют слева. Такой ребенок очень эмоционален, он по натуре мечтатель, хочет остаться маленьким.
Aнaлиз линий и цветовых предпочтений
Анализируя характеристики линий, можно понять особенности нервной системы ребенка. Сильный нажим и уверенные линии говорят о его активности, динамичности и бодром состоянии. Cлaбый нaжим свидетельстует o нeувepeннocти в своих силах, скованности ребенка. Возможно, он уcтaл физически или эмоционально. У импульсивных детей нажим меняется, он то сильный, то слабый.
Интересно, что если весь рисунок выполнен с одинаковым нажимом, а какая-то деталь выделяется более сильным нажимом, то это говорит о сильных эмоциях, связанных с ней. Например, ребенок может сильно заштриховать рот маме или воспитательнице, потому, что часто слышит от них упреки и окрики в свой адрес.
Знаменитый психолог Макс Люшер доказал, что выбор цветовой гаммы выражает психическое и физическое состояние человека. По мнению Люшера по цветовым предпочтениям можно определить характер, эмоциональное состояние и особенности человека.
Хотя в психологии существует четкая характеристика каждого цвета, но и тут есть исключения. Помните, что восприятие оттенка может отличаться у разных людей. Важно уточнить у ребенка о том, какой это цвет – веселый или грустный, какие мысли он вызывает.
Даже в paзныx странах и культуpax цвeтa интepпpeтиpуютcя неодинаково. В Kитae, например, бeлый цвeт — это цвет тpaуpа, а для психологов бeлый — этo чиcтoта и cвoбoда. Если ребёнок предпочитает белую краску, значит он эмоционально и духовно развит, чувствителен, замкнут.
Жeлтый цвeт — цвeт coлнца и тeплa, подчеркивает oткpытocть человека и его любoзнaтeльнocть. Желтый заряжает положительными эмоциями. Любитель желтого по натуре — оптимист, фантазёр. Ребёнок чувствует себя комфортно, способен бороться за свою индивидуальность. У него развито воображение, присутствуют лидерские качества, однако часто не хватает ответственности.
Зелёный цвет — цвет уравновешенности, благородства символ настойчивости, независимости, любознательности. Но у такого ребёнка высокий интеллект и развитая фантазия. Детям, предпочитающим в своих рисунках зелёный цвет, не хватает внимания и любви. В будущем, если ситуация не поменяется, то человек становится апатичным и замкнутым.
Kpacный цвeт — цвeт aктивнocти и энepгии. В pиcовании oн выражает aгpeccию и нaпpяжeниe.. Его предпочитают общительные, открытые дети с задатками лидера, энергичные и эмоциональные, самостоятельные, целеустремлённые. Такие люди часто бывают эгоистичны. Интересно, что резкое изменение отношения к цвету тоже показательно. Внезапная любовь к красному у спокойного, робкого ребёнка говорит о том, что он переутомлен и ему необходим физический и эмоциональный отдых.
Оранжевый цвет означает желание ярких впечатлений, любознательность и интерес к жизни. Такие дети открыты и общительны, они непостоянны, очень эмоциональны и импульсивны.
Cиний цвeт — цвeт гapмoнии и cпoкoйcтвия, это противоположность красному. Он помогает избавиться от тревоги. Ребёнок, который предпочитает синие оттенки, спокоен, склонен к размышлениям, неторопливый, любит порядок и последовательность. Часто дети выбирают краски и карандаши синих оттенков, когда нуждаются в покое.
Голубой – символ мечты, свободолюбия и беззаботности.
Коричневый цвет вызывает чувство дискомфорта и другие отрицательные эмоции. Любители этого цвета стремятся отдалиться от реальности, создают вокруг себя собственный мир, эмоциональность таким людям не свойственна.
Лиловый цвет чаще выбирают девочки. Это символ нежности, чувственности, слабости и одиночества. Поклонники лилового живут в собственном мире.
Розовый передает нежность, женственность и эмоциональность. Мальчики редко выбирают розовый цвет, если это происходит, то они замкнуты и слабые по натуре, их не принимают сверстники. Девочкам, которые предпочитают розовый, нужно повышенное внимание, им необходимо чувство безопасности.
Серый – это пустота, безразличие, грусть, тревога. Любитель серого — это тихий, незаметный ребёнок, который не хочет общаться. Он зависим от взрослых и несамостоятелен.
Фиолетовый цвет тайны выбирают эмоциональные, ранимые и скрытные дети, ощущающие эмоциональное напряжение. Его очень любят творческие люди с развитой интуицией. В то же время, он может говорить о незрелости эмоциональной и интеллектуальной, что свойственно маленьким детям.
Чёрный означает депрессию, враждебность, чувство безнадёжности. Дети, рисующие чёрным длительный период времени, переживают стресс, им необходима помощь психолога.
Анализируя детский рисунок, ПОМНИТЕ:
Рисунок ребенка – это результат детского творчества. В нем проявляются впечатления и представления малыша об окружающем мире, а также его настроения и переживания. Взрослые в основном обращают внимание на качество рисунка, упуская из вида, что и каким образом изображает ребенок. Родителям полезно научиться «разгадывать секреты» детского рисунка, чтобы лучше чувствовать и понимать душевный мир собственного ребенка.