Детский психолог с чего начать
Как стать психологом: что нужно знать, чтобы быть хорошим психотерапевтом, и с чего начать самостоятельное обучение, если нет образования
Эта популярная профессия привлекает многих. Ведь она позволяет проникнуть в душу другого человека, получить ключ к его тайнам, разобраться в самом сокровенном. Это очень интересная деятельность, поэтому в этой статье я расскажу вам, как стать хорошим частным психологом, если вы не имеете образования, и с чего начать самостоятельное обучение.
Характеристика профессии: функции и задачи
Специализация весьма непростая, она подразумевает постоянный контакт с разными людьми. Кто-то приходит на прием сам, а кого-то принуждают. Сложностей в некоторых ситуациях не избежать.
Услуги такого врача востребованы повсеместно. Специалисты данного профиля трудятся в правоохранительных органах, учебных заведениях, крупных компаниях. Там, где на фоне постоянного стресса сотрудникам или ученикам может понадобиться психологическая поддержка.
Деятельность предполагает работу с клиентами, проведение консультаций, тренингов, оценку личностных качеств и состояния психики, оказание помощи в сложных жизненных ситуациях. Прямые обязанности обычно обусловлены рабочим местом и направлением специализации. Например, в крупной фирме психотерапевт консультирует руководящий состав по взаимодействию с подчиненными, в садиках и школах следит за психическим здоровьем детей.
Что нужно для того, чтобы стать психологом
В первую очередь, необходимо понимать, что выбор профессии — большая ответственность. В ходе своей деятельности специалист, как и любой другой врач, не должен принести вред пациенту. Его отличительной чертой выступает любовь к людям – истинное желание помочь им разобраться в проблемах, выбрать правильный путь в жизни.
Железное терпение — важнейший инструмент успешной психотерапии. Стать терпеливым способен только по-настоящему увлеченный человек. Направлений такой деятельности очень много, поэтому быть профессионалом сразу во всех — невозможно. Неплохим началом станет курс самообразования, в рамках которого следует изучить имеющуюся информацию в сети, научно-популярные книги.
Какие требуются качества
Тактичность, умение сопереживать, слушать, конечно, очень пригодятся будущему специалисту. Но интеллект и профессионализм — основные характеристики, необходимые для эффективной деятельности. Кроме того, чтобы изучить огромное количество общей и профильной литературы, впитать в себя получаемую информацию, нужно обладать отличной памятью, усидчивостью, логическим мышлением и силой воли.
Эта работа зачастую приводит к эмоциональному перенапряжению. Поэтому человеку, связавшему жизнь с этой профессией, надо уметь абстрагироваться, отгораживаться от проблем пациентов. В противном случае из-за перепадов настроения, плохого сна и недостатка отдыха неминуема депрессия. Психотерапевт обязан иметь крепкое психологическое и физическое здоровье.
Чтобы научиться помогать людям с психологическими проблемами, следует больше читать, постоянно наблюдать за окружающими и много трудиться. Этот доктор, как никто другой, обязан понимать, что недостающие навыки необходимо вырабатывать.
Какие бывают психологи
Разновидностей этой профессии несколько. Специалисты в этой сфере занимаются самыми разными проблемами, задействуют соответствующие методики, подходящие для достижения определенных целей.
Детский
Его работа заключается в том, чтобы помочь взрослым разобраться, что происходит с их детьми. Как им преодолеть возникающие трудности в общении с ним, как наладить контакт и оказать благотворное влияние.
В терапевтический процесс детский доктор вовлекает не только ребенка, но и его родителей. Вся его деятельность в этом случае направлена на выявление проблем и на причины их возникновения. Он отлично понимает психологические особенности развития детей, знает все о возрастных кризисах, через которые проходит абсолютно каждый маленький человек. Ведь психика малышей совершенно другая, поэтому и подход к таким пациентам нужен особенный.
Школьный
Как правило, он работает в образовательных учреждениях, где наблюдает за развитием, адаптацией и поведением своих подопечных. Квалифицированная психологическая помощь очень важна в этот период. Сами родители не в состоянии справиться с многочисленными трудностями, неизбежно возникающими в юном возрасте.
Ведущая цель педагога-психолога — обеспечение психического здоровья учеников. Он помогает им развиваться в верном направлении, с учетом индивидуальных особенностей характера. Корректирует реализацию творческого потенциала, стимулирует заинтересованность в различных социальных сферах. В его обязанности входит обеспечение благоприятного климата для становления детей.
Военный
Этот специалист большую часть времени уделяет не научно-исследовательской работе, а практике. Он находится в постоянном контакте с военнослужащими и их близкими, поэтому прекрасно разбирается не только в своей профессии, но и обладает необходимыми знаниями о жизни офицеров и солдат. Свою деятельность осуществляет посредством постоянного наблюдения, проведения анкетирования, тестирования, опросов и анализа полученной информации.
Это очень ответственная специализация. Отличительными чертами такого врача выступают сдержанность и умение хранить сведения. Ежедневно ему предстоит решать множество вопросов и задач, ведь в обязанности военного психотерапевта входит:
Клинический
Данный профиль подразумевает наличие дополнительного медицинского образования. Оно необходимо для работы с психосоматикой и оказания помощи физически больным пациентам. Этот доктор подкован в области патопсихологии, способен диагностировать механические расстройства. В его обязанности входит:
Основные обязанности
Как стать семейным психологом-консультантом
Это непростая задача. Ведь работать предстоит не с одним человеком, а с целыми семьями, отношения в которых складываются ненадлежащим образом. Чтобы грамотно помогать им выходить из трудных ситуаций и справляться с многочисленными проблемами, гуманитарного образования будет мало. Придется постоянно практиковаться. Наработку опыта лучше начинать еще в студенческий период. Способствовать становлению могут различные программы для волонтеров, которые нацелены на помощь людям, оказавшимся в затруднительном положении. Не помешает пройти курсы по повышению квалификации в сфере семейной психологии.
Как стать консультантом
В первую очередь нужно позаботиться о получении базового образования в этой области. Потом необходимо пройти дополнительное обучение в заведении, осуществляющем подготовку специалистов по консультированию. Помните, получение данной специализации требует регулярной практики. Начинать тренироваться следует в первую очередь на себе, выявляя и рассматривая собственные проблемы.
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Начинающему педагогу-психологу ДОУ. Документация
Начиная работать педагогом-психологом в детском саду, сразу после окончания университета,я столкнулась с рядом вопросов:
какая документация должна вестись ;
какие диагностики использовать в работе ;
как организовать свое время и т. д.
Интернет дает множество материала, но, как показывает практика, чрезмерное количество информации так же не помогает в работе, а зачастую даже мешает, как и ее полное отсутствие.
В своем блоге я попытаюсь ответить на эти и другие вопросы, прежде всего для себя. Буду рада помощи и советам.
Прежде всего, поговорим о документации, которая должна у нас быть и для нашего удобства, и для проверок, от которых никто из нас (к сожалению)не застрахован :
— циклограмма (график работы);
— журнал учета видов работ;
— карта психологического обследования воспитанника;
— заключение по результатам проведенного психодиагностического обследования;
— журнал коррекционной работы;
— программа коррекционно-развивающих занятий;
— аналитический отчет о работе педагога-психолога за предыдущий учебный год;
— акты психологической экспертизы занятий;
P.S. Журналы учета проведенной работы ведется по направлениям.
— Журнал групповой коррекционно-развивающей,профилактической работы с воспитанниками. Указываются фамилии детей данной, даты занятий, темы.
— Журнал Диагностической работы с указанием
• ФИ воспитанника (группы детей, родителей, педагогов,
кодом –целью диагностики:
определение уровня актуального развития – У;
оценка эмоционально – волевой сферы – Э;
проблемы поведения – П;
проблемы обучения – О;
проблемы воспитания – В;
готовность к обучению в школе – Г.
•характером диагностики – указание конкретных методик.
Кроме того рекомендую составить План на месяц или План на неделю.
Игротерапия в помощь детскому психологу Игротерапия в помощь детскому психологу (игры для групповых занятий) Игровое упражнение «Волшебные шарики» Игра способствует снятию эмоционального.
Конспект практикума для педагогов «Эффективное общение» (психологу) Цель семинара: проанализировать особенности взаимодействия воспитателя с воспитанниками, препятствующие эффективному взаимопониманию, и.
Логопедическая документация на логопункте в ДОУ Документации учитель- логопед должен уделять особое внимание ежедневно. Её ведение, хранение, разработка отнимает много времени и сил. За.
Мини-музей и его документация Алгоритм создание мини – музея и его документация Алгоритм создания мини-музея 1. выбор темы мини-музея, 2. определение места размещения.
Памятка педагогу по выявлению и организации работы с художественно-одаренными детьми. «Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться» А. Экзюпери Особенности изобразительной деятельности художественно одаренных.
В помощь педагогу-психологу. Диагностический материал и развивающие программы. Как, наверное, и у каждого начинающего специалиста, у меня возникали трудности с систематизацией диагностического материала и развивающих.
Волшебные игры в помощь педагогу — психологу для работы с детьми старшего дошкольного возраста Волшебные игры в помощь педагогу – психологу для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Работа педагога-психолога в дошкольном учреждении.
Методика подготовки и проведения психологического занятия в детском саду
Индивидуальность ребёнка во многом определяется пластичность психики малыша, то есть неодинаковостью развития у детей психики. Изучением этих особенностей и коррекцией возможных нарушений в детском саду занимается педагог-психолог. Иными словами, суть его работы заключается в создании условий для комфортного проживания ребёнком периода дошкольного детства с учётом индивидуальных особенностей развития малыша. Рассмотрим методику подготовки и проведения психологических занятий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Суть деятельности психолога в ДОУ
Педагог-детский психолог — это специалист узкого профиля, который занимается с ребятами, не имеющими (!) отклонений в сфере психики, с целью совершенствования их психологических функций. Психолог не ставит диагноз по результатам своей деятельности, он только составляет условный прогноз развития малыша, а также в случае необходимости рекомендует пройти консультацию у психиатра, логопеда или невролога.
Педагог-психолог работает со здоровыми детьми, отслеживая гармоничность их психического развития
Несколько слов о терминологии
Деятельность педагога-психолога затрагивает несколько понятий психологии, из которых наиболее значимыми в контексте работы с детьми являются психологические функции. Это организованные психофизиологические процессы, к которым относятся
Цели и задачи занятий по психологии в детском саду
Миссия занятий по психологии сводится к следующим позициям:
Задачи проведения в детском саду занятий с психологом варьируются в зависимости от возраста подопечных.
Педагог-психолог диагностирует разные уровни развития малышей, в том числе и интеллектуальный
Таблица: задачи проведения занятий по психологии с детьми разного возраста
Формы психологических занятий в ДОУ
В практике работы детских садов в зависимости от принципа классификации, положенного в основу, проводится целый ряд форм занятий по психологии.
Форма занятия выбирается педагогом под тему и проблему, которая, возможно, есть в коллективе детей
Таблица: классификация форм занятий по психологии
Принцип классификации | Вид занятия (его суть) | Примеры |
По количеству участников | Групповое (направлено на воспитание чувства коллектива, а также обогащение опыта общения) | Задания в основном носят групповую форму. Так, в начале рассмотрения темы «Давайте жить дружно» дети подготовительной группы вместе поют песенку «Настоящий друг». |
Индивидуальное (направлено на коррекцию поведенческой линии) | Тема «Почему я дерусь» для воспитанников средней (реже второй младшей) возрастной группы организуется в форме беседы психолога и малыша в присутствии воспитателя. Беседу можно выстраивать от лица сказочного персонажа, который рассказывает от первого лица ситуацию, сложившуюся в отношениях малыша со сверстниками. | |
Совместное для детей и родителей | В старшей группе урок на тему «Как мы преодолеваем конфликты дома» уместно организовать с обеими сторонами потенциальных инициаторов конфликта. Занятие построено на решении проблемных ситуаций (к примеру, малыш разбил дорогую для мамы вазу или ребёнок страдает оттого, что в разговоре взрослые его всегда перебивают, не дают договорить до конца) в форме сюжетно-ролевой игры «Семья». | |
По направлению образовательного процесса | Познавательное (направлено на расширение представлений о том или ином объекте или явлении) | В старшей группе занятие «Геометрические фигуры» построено на упражнениях, развивающих психологические функции. Например, задание «Геометрический квартал», цель которого развивать логическое мышление. Дети рассматривают дома страны Геометрии и отвечают на вопросы («Какая геометрическая фигура в каком домике живёт?», «У кого самый высокий/низкий дом?» и пр.). |
Развивающее (может быть направлено на развитие эмоциональной сферы или коррекцию того или иного потенциального отклонения) | На занятии «Радуга эмоций» во второй младшей группе дети выполняют блок упражнений психогимнастики. Например, игра- упражнение «Повернись, повернись и улыбнись»: дети показывают мимикой и жестами хорошее настроение и плохое, а затем комментируют, когда у них может быть то одно, то другое. | |
По методике проведения | По О.В. Хухлаевой, автору программы «Тропинка к своему я». Методика направлена на создание условий для повышения уровня психологической сопротивляемости негативным факторам окружающей среды. | Тема «Мои чувства. Радость» в старшей группе. Педагог рассказывает о том, что такое радость, малыши, закрыв глаза под музыку, представляют себе образ радости и рисуют её цветными карандашами. |
Это интересно. Как правило, занятия по психологии носят характер комплексных, то есть сочетающих в себе элементы всех описанных выше видов. Например, на занятии в старшей группе по теме «Три поросёнка», призванного развивать сферу эмоций малышей, педагог предлагает воспитанникам такие задания: передать улыбку друг другу по кругу (элемент развивающего урока), всем вместе построить домик для поросёнка из деталей конструктора (элемент группового), собрать «Цветик-семицветик» из смайликов, то есть учиться задавать эмоциональный тон деятельности (элемент методики О.А. Хухлаевой). Таким образом, это комплексное занятие помогает малышам учиться узнавать и передавать эмоциональные состояния (радость, озадаченность) в мимике, тренировать навык вербализации эмоций, способствует сплочению группы.
Видео: фрагмент индивидуального занятия с психологом
Приёмы на занятиях по психологии
Педагог-психолог, реализуя цели и задачи своей области деятельности, в работе использует группы приёмов, которым пользуются все педагогические работники детского сада. А точнее:
Рассмотрим набор приёмов для каждой из этих групп.
Наглядные приёмы
Поскольку зрительный канал восприятия у дошкольников является самым информативным, пренебрегать обеспечением достаточного уровня наглядности на занятиях, а также рекомендациями по оформлению кабинета психолога и соответствующей зоны предметно-развивающей среды педагогу нельзя.
Картинки, игрушки
Иллюстрации по разным темам, стенгазеты и плакаты (для старших дошкольников, родителей) – всё это помогает детям легче воспринять и лучше запомнить материал занятия. Например, систематизируя с детьми старшей группы знания эмоций, на уроке обязательно должен быть плакат с изображением основных переживаний: радости, грусти, волнения и пр. А также, если нет подходящих игрушек, в виде картинок к детям могут приходить персонажи-гости.
Что касается игрушек, то в кабинете психолога должна быть одна постоянная игрушка, хорошо знакомая детям, которая презентовала бы тот или иной проблемный вопрос, то есть мотивировала бы малышей на работу. К примеру, Петрушка может стать «героем» занятий в младшей группе, который:
На психологических занятиях картинки также широко используются, как и на уроках другой образовательной направленности
Демонстрация
Суть этого приёма заключается в том, что психолог личным примером показывает тот или иной вид работы на занятии. Это могут быть элементы психогимнастики, к примеру, в задании «Повернись, повернись и улыбнись» педагог показывает, как нужно поворачиваться, кому улыбаться и пр. Или порядок выполнения задания игры. Например, как находить пары из картинок, на одной из которых ситуация — мальчик забирает игрушку у товарища, а на другой её следствие — тот, у кого отняли, плачет. После этого взрослый комментирует порядок описания получившегося цельного сюжета.
Использование ИКТ
В контексте наглядности речь идёт о приёме показа: психолог организует для детей просмотр видеороликов или мультимедийных презентаций по теме. Так, для ребят 2–6 лет упражнение на развитие интуиции, чувственного восприятия, мышления можно представить в виде слайдов. В работе по развитию памяти с ребятами 3–6 лет игры и упражнения также могут быть оформлены в презентацию.
Например, обсуждая с малышами старшего дошкольного возраста вопрос о важности уступать друг другу, педагог предлагает посмотреть забавный ролик: животные, движущиеся навстречу друг другу, решают вопрос, как пройти узкий мост. После просмотра дети с помощью взрослого формулируют вывод о важности вовремя уступить, найти решение, которое устроит всех.
Видео: мультфильм о том, как важно уступать друг другу
Организация психологической зоны в группе
Педагогу-психологу, как правило, выделяется отдельный кабинет в детском саду. Однако зачастую это помещение небольших размеров, поэтому пригодно только для проведения индивидуальных занятий. И основная работа проводится в помещении групп, поэтому одна из зон предметно-развивающей среды организуется под работу психолога, где оборудование и материалы группируются под направления работы с психологом.
Таблица: наполнение уголка психологии в группе
Важные нюансы оформления кабинета психолога
Помещение, в котором предполагается работа с тонкой психикой малышей, требует соблюдения определённых правил оформления:
Видео: оформление кабинета педагога-психолога
Речевые приёмы
Развитие речи у малышей напрямую связано с совершенствованием психологических функций. Поэтому слово выполняет только задачу передачи информации детям, но и выступает в качестве инструмента воздействия на ребёнка с целью формирования у него богатого словарного запаса, воспитания культуры общения.
Объяснение
Это приём на занятиях по психологии сводится в основном к тому, что педагог разъясняет суть упражнения или порядок игровых действий. Так, например, в средней группе на занятии «Подарок для Ёжика» психолог предлагает малышам сыграть в игру, развивающую координацию, внимание, воображение и восприятие, «Дикие и домашние животные». Объяснение условий можно сформулировать так: «Ребята, давайте поставим стулья так, чтобы они образовали круг. Теперь занимаем свои места. Я буду показывать вам картинки с животными, а вы, увидев домашнюю зверушку, должны будете похлопать руками по коленям. Если же я показываю дикого зверя, то вам нужно потопать ногами».
Объяснение является важным приёмом в работе педагога-психолога
Стихотворения
Стихотворения на занятиях по психологии обычно используются в качестве ритуала приветствия, то есть для мотивации малышей. Например, во второй младшей группе на уроке, посвящённом изучению многообразия эмоций, педагог вводит малышей в тему стихотворением о короле Боровике:
После того как малыши прослушали рифмовку, педагог задаёт вопрос о настроении, в котором пребывал король, и, выслушав, ответы детей, предлагает проиллюстрировать действия Боровика по тексту стихотворения. Увидев много «сердитых Боровиков», психолог берёт волшебную палочку и приглашает ребят присоединиться к созданию хорошего настроения у всех присутствующих. Таким образом, дошкольники оказываются включёнными в сюжет занятия, а значит, в разработку темы.
Это интересно. Отдельное место в методической копилке педагога-психолога отводится шуточным стихам-мирилкам, ценность которых в том, что они позволяют, с одной стороны, мгновенно включиться в решение проблемы, то есть помирить ссорящихся, а с другой, мотивировать остальных малышей на работу (если предполагается групповая форма деятельности). Вот один из примеров «мирилки»: Я мирюсь, мирюсь, мирюсь, И я больше не дерусь. Ну а если подерусь,- В грязной луже окажусь! Картотеку коротких стихотворений для примирения малышей можно найти здесь.
Стихотворения благоприятно влияют на развитие речи, тренируют память
Загадки
Загадки на психологических занятиях обычно используются для игр. Например, в старшей группе на уроке по теме «Космос» ребята узнают, что космические тела могут быть разных форм и размеров. В этой связи педагог предлагает повторить, что такое форма, и сосредотачивается на рассмотрении геометрических фигур, повторение которых организуется в форме загадок:
Беседы
Диалогическая форма приёма позволяет обсуждать тот или иной вопрос по теме, учиться соглашаться или не соглашаться с чужой точкой зрения, осваивать навык продуктивного общения, то есть выстаивать свои высказывания логично и чётко, а также давать возможность товарищу или педагогу донести своё мнение. Примеры бесед по психологии со старшими дошколятам можно найти здесь.
Беседа может использоваться и в работе с родителями. В этом случае психологу пригодится картотека тезисов, на основании которых можно создать композицию разговора.
Это интересно. В методике проведения занятий разных учебно-воспитательных направлений беседы по психологии как отдельный жанр могут не оговариваться, они включаются в перечень картотек познавательных и этических разговоров во всех группах.
Беседы приучают малышей культурно вести диалог
Чтение и обсуждение прочитанного
Чтение может быть формой индивидуальной работы: ребёнок зачитывает отрывок, который ему показал педагог. Либо же групповой, когда дети самостоятельно ищут информацию в тексте по заданию взрослого.
Сказки
Сказкотерапия — это отдельное направление психологии, воздействующее на психику малыша с целью коррекции проблем личностного развития. Например, сказки для борьбы со страхами, с жадностью и пр. Интересные примеры историй на разные темы представлены в картотеке сказок для малышей.
Практические приёмы
Задания такого вида являются очень продуктивными способами достижения целей и решения задач по психологии. К практическим приёмам относятся:
На психологических занятиях практические приёмы используются в групповых формах работы
Арт-терапия
Потенциально эффективным практическим приёмом, объединяющим творчество и игру, является арт-терапия (лат. art — искусство, греч. therapeia — лечение). Этот приём ещё называют лечение творчеством: арт-терапия знакомит с миром вокруг, помогает решить целый ряд проблем психологического характера (борется с агрессией, страхами, упрямством, помогает преодолеть кризисные ситуации). Цель приёма — гармонизировать способы самовыражения и самопознания личности при помощи создания оригинальных художественных образов и благодаря этому осознания своей неповторимости.
Таблица: техники арт-терапии
Техника | Суть |
Марания | Дети создают изображения (вход в пещеру, басен для дракона и пр.) красками, используя подручные материалы, в том числе ладони, пальцы, то есть в образной форме забывает о запретах и табу. |
Штриховка | Нанесение хаотичных линий карандашами или мелками и чтение случайно созданных образов. Важность техники заключается в том, что каждый малыш действует в своём темпе, а такой природный психофизиологический ритм тонизирует и настраивает малыша на деятельность. |
Кляксография | Среди нескольких видов этой техники малышам особенно нравится получать оттиск при помощи нитки. Нитку окунаем в краску, кладём между двух половинок сложенного листа, оставив свободный кончик, прижимаем и вытягиваем нитку. Создание таких образов развивает фантазию ребят, к тому же полученный результат — это своего рода сюрпризный момент. |
Рисование на мокрой бумаге | Лист смачивается водой, а затем хаотично наносятся мазки краски. Наблюдение за растекающимися красками дарит детям положительные эмоции. |
Рисование пластилином | Выкладывание изображений по контуру пластилином. Эта техника довольно сложная, но особенно эффективной она оказывается в работе с гиперактивными детьми. |
Рисование пальцами | Помогает пережить необычные тактильные ощущения (обмакивание пальца в густую краску, нанесение её на лист), развивает фантазию и расширяют образ своего я. |
Фотогалерея: примеры рисунков в разных техниках арт-терапии
Игровые приёмы
Игры являются мощным педагогическим приёмом решения поставленных задач в работе с детьми. Психолог использует этот способ взаимодействия с воспитанниками детского сада в нескольких видах:
В публикации педагога Метелевой О.В. можно найти обширную подборку по каждому виду игр.
В песочнице дети практикуются в ведении диалога
Методика организации занятия по психологии
Как и урок любого образовательного направления, занятие по психологии организуется на основании документации, в которой описаны принципы и требования к способам реализации целей и задач работы психолога в ДОУ. И, прежде всего, это рабочая программа, опирающаяся на образовательную программу детского сада и на рекомендации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), а также целый ряд нормативных документов.
Как составить рабочую программу по психологии
Психолог работает со всеми детьми ДОУ, поэтому программа разрабатывается для проведения занятий сразу с ребятами младшей, средней, старшей и подготовительной групп.
В целевом разделе программы рассматривается:
Для каждой возрастной группы в рабочей программе указывается:
Пример составления рабочей программы по психологии, а также образцы составления календарно-тематических планов представлены в публикации педагога-психолога Долговой С.Г.
Календарно-тематический план помогает структурировать работу по отдельным темам, а также подбирать под сиюминутное значение
Временной план занятия по психологии
Поскольку формально занятие по психологии не отличается от уроков по другим образовательным областям, то и хронометраж будет единым.
Таблица: хронометраж занятия с психологом в детском саду
Этап занятия (содержание) | Хронометраж (минуты) | |||
Младшая группа | Средняя | Старшая | Подготовительная | |
Вводный (введение в тему) | 2 | 3 | 2 | 3 |
Основной (разработка темы, физкультпауза или шутка-минутка) | 11 | 15 | 20 | 23 |
Заключение (оценка педагогом качества работы детей, в средней и старших группах добавляется рефлексия). | 2 | 2 | 3 | 4 |
Итог | 15 | 20 | 25 | 30 |
Таблица: Аноприкова Г., конспект занятия по психологии в первой младшей группе (фрагменты)
Проекты, разрабатываемые длительное время
Для их организации требуется больше времени с чётким обозначением трёх этапов разработки темы:
Иллюстрацией к каждому из этих этапов может быть проект Герасимович Т.А. «Неделя психологии».
Роль психолога в работе с детьми переоценить сложно. Работа этого специалиста направлена на определение и коррекцию развития психологических функций малышей, а также оказание помощи воспитателю относительно выработки общей стратегии образовательной деятельности с ребятами разных возрастных групп. В итоге от сотрудничества педколлектива и родителей с педагогом-психологом во многом зависит развитие личности ребёнка в дальнейшем.