Детство отрочество юность что дальше
Детство, отрочество, юность: этапы взросления. Что такое отрочество?
В данном материале мы расскажем, что такое отрочество, детство, юность. Кратко рассмотрим каждый период человеческой жизни, укажем общепринятые возрастные разграничения.
Детство
Отрочество
Что такое отрочество? Этот период характерен влиянием знаковых систем: подросток становится потребителем. Потребление является смыслом его жизни. Для поддержания своего чувства личности и приобретения значимости в кругу сверстников подросток становится обладателем определенного набора вещей.
Юность
После отрочества приходит пора юности. Главной и самой важной особенностью этого периода является переход к самостоятельной взрослой жизни. Наступает так называемый этап зрелости. К концу юношеского периода, примерно к двадцати двум годам, завершается процесс созревания человеческого организма: рост, половое созревание, формирование костно-мышечной системы. Черты лица приобретают определенность. В этот период степень личностной зрелости значительно уступает зрелости организма. Профессиональное самоопределение именно на этом этапе является ведущим критерием. Этот момент является значительным шагом к самостоятельности. Многие виды психических функций, таких как внимание, сенсомоторные реакции, некоторые виды памяти, достигают максимального развития. Умение вести самостоятельный образ жизни, которое в этот период требует от юношей и девушек ответственного поведения и инициативы, является главным признаком социальной адаптации и в целом показывает позитивный ход развития личности молодого человека. Личные привязанности ставятся в приоритет перед коллективными отношениями.
Годы взросления
Все три этапа можно разбить на следующие примерные временные рамки:
Описанные возрастные рамки не являются строго определенными, для каждой культуры и страны они могут быть немного сдвинуты. Но в целом картина возрастного разграничения выглядит именно таким образом, и она на текущий момент является устоявшейся.
Вместо заключения
Итак, в статье мы рассмотрели, что такое отрочество, юность и детство. Каждый из этих этапов жизни важен исходя из того, какое влияние он может оказывать на становление личности человека в целом, определение его профессионального пути развития, усвоение им общечеловеческих ценностей, формирование нравственного сознания и выбора гражданской позиции.
19. Возрастные особенности человека
Психолог: Человеческую жизнь можно сравнить с длинной дорогой. Когда человек молод, она кажется ему бесконечной, он живёт с ощущением, что у него ещё всё впереди и в его распоряжении много времени. Так много, что порой он даже не знает, как его использовать и чем заполнить. На закате жизни, когда большая часть этой дороги уже пройдена, человек оглядывается назад и видит, что годы пролетели, словно один миг. Он сознаёт, что время нельзя было растрачивать по пустякам в ущерб тому, что было задумано, о чём мечталось. Подробнее о возрастных особенностях человека расскажет мой друг Врач.
Врач: Возраст – это один из периодов, этапов или циклов развития человека. Наступление каждого возраста сопровождается изменениями в организме, в умственном развитии человека, а также в самом его отношении к окружающим людям и миру в целом.
Считается, что человек от рождения до смерти проходит через пять основных возрастных этапов, пять эпох своей жизни: детство, отрочество, юность, зрелость и старость. Давайте поговорим о каждом из них.
Что такого особенного в детстве?
Врач: Детство это самый активный, самый многообразный период в жизни человека. За 11-12 лет он проходит огромный путь от новорождённого до подростка. Казалось бы, ребёнок первого года жизни только спит, ест и плачет, совершает лишь неловкие попытки перемещаться в пространстве, управляться с предметами, вступать в общение. Но именно в эти месяцы человек составляет мнение о том мире, в который пришёл. В детстве важно всё: окружающая обстановка, питание, уход, игрушки. Но самое главное – любовь. Если малыш лишается ласки матери, у него развивается глубокая психическая и физическая отсталость.
Детство можно разделить на несколько периодов?
Врач: Совершенно верно. Сделав первые шаги, ребёнок тем самым вступает в период раннего детства – от года до трёх. Это совершенно особое, уникальное время, когда человек овладевает такими фундаментальными и принципиально новыми для него способностями, как ходьба, речь и мышление.
Возраст от трёх до шести лет принято называть дошкольным детством. Ребёнок быстро расширяет собственные возможности: сам ест и одевается, учится кататься на велосипеде, рисовать и резать ножницами. Особенно важно в этот период совершенствовать мелкие и точные движения рук. Психологи доказали, что подобные действия напрямую связаны с развитием мозга.
Трудным испытанием для маленького человека становится переход в разряд школьников. Резко меняется весь уклад жизни, появляются постоянные обязанности, расширяется круг общения. Если этот переход совершился успешно, то от 7 до 11-12 лет развитие ребёнка протекает плавно, без каких-либо особых проблем. Отношения с папой и мамой, оставаясь по-прежнему значимыми, всё же отходят на второй план. Огромным авторитетом обладают учителя. Рождается дружба, потрясают первые предательства. Нормально развивающегося младшего школьника отличает широта интересов: он увлекается то рисованием, то музыкой, то спортом, пробует себя в самых разных областях.
2. Этот трудный переходный возраст
А что особенного в отрочестве?
Врач: Подростковый возраст называют переходным. За очень короткий срок – примерно с 12 до 15 лет (девочки чуть раньше, мальчики чуть позже) – человек из ребёнка превращается во взрослого. Этот процесс сопряжён не только с радостями, но и с трудностями. В период самого бурного роста мальчики прибавляют в год от 7 до 12 см. Девочки вырастают на 6-11 см в год. Внутренние органы, не поспевающие за ростом тела, работают с напряжением – отсюда утомляемость, сонливость. Снижается умственная работоспособность, возникают проблемы с кожей и излишним весом. Недавняя детская лёгкость и резвость сменяются неуклюжестью. Резко вытянувшийся подросток порой не идёт, а тащится, не садится на стул, а тяжело падает, то и дело задевает за углы мебели, словно он не привык к новым границам своего тела.
Почему подростковый возраст называют «трудным»?
Ну, как здесь не сорваться!
3. Юность и зрелость
Подростковые проблемы со временем проходят?
Врач: К 16 годам в основном завершается ускоренный рост организма, улучшаются самочувствие и внешность. Наступает пора юности. Ребёнок окончательно превращается во взрослого. Исследования показывают, что существенной разницы между мышлением юноши и взрослого человека нет. Расцвет переживают и другие способности: в юности часто сочиняют стихи и песни, рисуют, играют в спектаклях, изобретают. Юноша уже, как правило, знает, что ему нужно, и может управлять собой. Меняется отношение к учёбе: она воспринимается теперь как часть собственных жизненных планов. Один из основных вопросов подросткового возраста «Кто я?» сменяется вопросами о своих жизненных целях: «Чего я хочу?» и «Что я могу?». Сами обстоятельства жизни заставляют совершать серьёзный выбор: профессии, круга общения, стиля поведения, а возможно, и спутника жизни. Постепенно налаживаются отношения со старшими. Пережив острое разочарование в подростковом возрасте, человек в юности начинает по-новому относиться к родителям и учителям.
Чем зрелость отличается от юности?
Врач: Взрослостью или зрелостью принято называть длительный этап между юностью и старением, примерно с 25 до 60-65 лет. Положение в обществе взрослых людей более высокое, чем у молодых. И это, в общем, справедливо: уже накоплен жизненный опыт, есть знания и умения, которые приобретаются только с возрастом. Взрослый человек – это состоявшаяся личность со своим багажом знаний и умений. Взрослый человек способен принимать самостоятельные решения и главное – нести ответственность за сделанный выбор, быть хозяином собственной судьбы. Вместе с тем люди с богатым жизненным опытом спокойно относятся к жизни, принимая её такой, какая она есть.
Старость у всех разная!
Врач: Верно. Люди по-разному проживают детство, юность, зрелые годы, но, пожалуй, никогда эта разница так не бросается в глаза, как на склоне дней. Кто-то и в 70, и в 80 лет полон бодрости, планов, идей, к нему тянутся окружающие, его мнением дорожат. Другой в том же возрасте лишь «доживает», целиком поглощённый своими болезнями и сожалениями об ушедшей молодости, а постоянное брюзжание и манера всех поучать способны вызвать раздражение даже у близких.
Чем вызвана такая разница?
Врач: Считают, что самоощущение человека в старости во многом зависит от оценки им пройденного пути: испытывает ли он в итоге удовлетворение от сделанного и происшедшего или отчаяние, вызванное осознанием, что всё было не так, а теперь ничего не изменишь.
Самое тяжёлое в старости – это утратить смысл существования. Главные жизненные задачи выполнены, от человека уже никто ничего не ждёт, и сам себя он порой начинает воспринимать ненужным, случайно забытым обломком прошлого. Для стариков в полный рост становится вопрос о приближения смерти. Необходимо выработать своё отношение к ней.
Да, старость – непростой возраст!
Врач: Но вместе с тем это вершина жизни, точка максимального накопления опыта, знаний, мудрости. Пора максимальной свободы от обязательств и суеты. Знаменитый английский писатель Бернард Шоу, который прожил 94 года и до самой смерти сохранял удивительную работоспособность, бодрость и чувство юмора, в беседе о старости подчеркнул: «Нет старости для людей с живой душой и разумом, вбирающих жизнь всеми пятью чувствами. Старым можно быть и в молодости, но можно прожить долгую жизнь, так и не познав её. Человек часто умирает раньше, нежели исчерпал все свои духовные и умственные силы. И если молодость – стихия страстей и эмоций, то старость – стихия мысли, творчества, разума».
Почему люди старятся и умирают?
Врач: Знаменитый римский комедиограф Публий Теренций объявил старость болезнью. Многие из современных учёных согласны с ним. Они считают, что возрастные изменения – результат повреждений, накапливающихся на различных уровнях организма. Упрощенно говоря, мельчайшие частицы, из которых состоит клетка, в процессе своей жизни неизбежно получают повреждения, «портятся». С такими клетками вступают в борьбу защитные системы организма. Но в них тоже накапливаются испорченные молекулы. В результате с возрастом значительно снижается способность исправлять повреждения, возникающие внутри организма. Какая-то из очередных «поломок» убивает человека…
Но есть и другая точка зрения?
Психология развития и возрастная психология: конспект лекций
Конспект лекций по курсу «Психология развития и возрастная психология» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и предназначен для освоения студентами вузов специальной дисциплины.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология развития и возрастная психология: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
ЛЕКЦИЯ № 2. Возрастное развитие человека
Возрастная психология как научная дисциплина в России начала складываться в середине ХХ в. Получившая распространение идея воспитания, построенного на знании законов духовного и телесного развития человека, выдвинула на первый план физиологию и психологию. На первоначальном этапе главной задачей было доказательство значимости психологии и педагогики. Необходимо было на основе сведений о духовном и физическом развитии ребенка попытаться ответить на ряд принципиальных вопросов. Попытка их решения нашла наиболее яркое воплощение в трудах Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Н. Х. Весселя и П. Д. Юркевича, Л. С. Выготского.
Л. С. Выготский избрал областью своего исследования психологию сознания. Он назвал ее «вершинной психологией» и противопоставил ее трем другим: глубинной, поверхностной и объяснительной. Л. С. Выготский разработал учение о возрасте как единице детского развития и показал его структуру и динамику. Он заложил основы детской (возрастной) психологии, в которой реализуется системный подход к изучению детского развития. Учение о психологическом возрасте позволяет избежать биологического и средового редукционизма при объяснении детского развития.
Традиционно принято разделять начало жизненного цикла на следующие периоды: внутриутробный период, детство, отрочество, юность.
Внутриутробный период делят на 3 стадии:
1) предзародышевую стадию — составляет две недели;
2) зародышевую стадию — до двух месяцев развития. На этой стадии происходит формирование и развитие различных органов;
3) стадию плода — длится до появления младенца на свет.
Детство также делится на несколько периодов:
1) младенчество (от 0 до 12–14 месяцев);
2) ранний возраст (от 1 до 3 лет);
3) дошкольный возраст (от 3 до 6–7 лет);
4) младший школьный возраст (от 6–7 до 10–11 лет).
Детство — период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху Средневековья или в наши дни. Этапы детства человека — продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.
Отрочество включает две стадии: подростковую, или пубертатного развития (длится до 15 лет. У подростка начинает формироваться новое мировоззрение, складывается новое представление об окружающем мире и о себе), и юношескую, или ювенильную (длится до 22–23 лет).
Юность — период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Хронологические границы юности определяются в психологии по-разному, наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность, т. е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет). К концу юношеского периода завершаются процессы физического созревания человека. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь. В ранней юности формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде, способность строить жизненные планы, общественная активность. В юношеском возрасте окончательно преодолевается свойственная предшествующим этапам онтогенеза зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. В отношениях со сверстниками наряду с сохранением коллективно-групповых форм общения нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей. Юность — напряженный период формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориен-таций и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности. Ответственные и сложные задачи, стоящие перед индивидом в юношеском возрасте, при неблагоприятных общественных или макросоциальных условиях могут приводить к острым психологическим конфликтам и глубоким переживаниям, к кризисному протеканию юности, а также к разнообразным отклонениям в поведении юношей и девушек от предписанных общественных нормативов.
Аристотель предлагал в качестве критерия возрастной периодизации степень развития души. Он предложил классификацию по «седмицам» (по 7 лет).
Возрастную периодизацию предлагал также Ян Амос Коменский (возрастные периоды по 6 лет):
1) от 6 до 12 лет — период отрочества — ребенок посещает школу родного языка;
2) от 12 до 18 лет — юность — подростки обучаются в школе латинского языка;
3) от 18 до 24 лет — период возмужалости — юноша может поступать в академию.
Классификация Ж.-Ж. Руссо:
1) от рождения до 2 лет — период физического развития;
2) от 2 до 12 лет — имеет место сон разума;
3) с 12 до 15 лет — активное умственное развитие;
4) с 15 лет и старше — период бурь и страстей.
Критерии периодизации, принятые в психологии:
1) внутренний критерий.
Блонский в качестве такого критерия предложил признак появления и смены зубов:
а) беззубое детство;
б) детство молочных зубов;
в) появление постоянных зубов;
2) внешний критерий.
Комплексные критерии возрастной периодизации:
а) в отечественной психологии приняты следующие критерии:
— социальная ситуация развития;
— ведущий вид деятельности;
— характер протекания кризиса;
б) периодизация З. Фрейда: в основе классификации видел развитие сексуальности.
Он рассматривал несколько возрастных периодов, полагая, что в основе критерия развития лежит сексуальное развитие ребенка:
— оральный. От рождения до раннего детства;
— анальное детство. Возникают проблемы: расточительство, накопительство;
— пассивно-сексуальная стадия (5–6 лет). Дети впервые влюбляются;
— латентный возрастной этап. В этот период дети утрачивают интерес к сексуальной теме;
— активный генитальный. Период активной сексуальности (от 11–12 до 15–16 лет).
в) в периодизации Э. Эриксона выделяется 8 фаз развития:
— младенчество, первый год жизни. Первая фаза характеризуется доверием или недоверием ребенка к окружающему миру;
— раннее детство, 2-3-й годы жизни ребенка. Вторая фаза характеризуется автономией или стыдом и сомнением;
— дошкольный возраст, 4-5-й годы жизни ребенка. Третья фаза характеризуется инициативой или чувством вины;
— школьный возраст, с 6 до 11–12 лет. Четвертая фаза характеризуется чувством ценности и трудолюбия или малоценности;
— юношество, с 13 до 20 лет. Пятая фаза характеризуется личностной индивидуальностью, идентичностью или диффузией идентичности;
— молодость, с 20 до 30 лет. Характеризуется близостью, интимностью и солидарностью или изоляцией;
— зрелость, с 30 до 40 лет. Характеризуется творческим началом, интегративностью или застоем;
— старший взрослый возраст плюс старость. Характеризуется целостностью личности или раздвоенностью, отчаянием;
г) в отечественной психологии принята периодизация Д. Б. Эльконина. Периоды и стадии детского развития он классифицировал следующим образом:
1) этап раннего детства состоит из двух стадий. Первая стадия — младенчество, открывается кризисом новорожденности. Именно на кризисе новорожденности развивается мотивацион-но-потребностная сфера личности. Вторая стадия — ранний возраст. Начало этой стадии — кризис первого года жизни;
2) этап детства. Начало данного этапа — кризис 3 лет, который открывает начало дошкольного возраста. Вторая стадия начинается с кризиса 6–7 лет. Этот кризис — начальный этап младшего школьного возраста;
3) этап отрочества делится на две стадии. Первая — стадия подросткового возраста. Начало — кризис 11–12 лет. Вторая — стадия ранней юности, начинается кризисом 15 лет.
Д. Б. Эльконин считал, что кризисы 3 и 11 лет — это кризисы отношений, после которых формируются новые ориентации в человеческих отношениях. Кризисы 1-го года, 7 и 15 лет — это кризисы мировоззрения, меняющие ориентацию в мире вещей.
Проблема периодизации развития человеческой психики — крайне интересная и обширная тема, исследовательские работы ведутся и в настоящее время. Среди современных исследователей большой интерес представляет периодизация В. И. Слободчикова, которая была разработана в 80-х гг. ХХ в.
В. И. Слободчиков изучал, что именно изменяется в процессе развития. Он предложил схему — «матрицу возраста», в которой каждая ступень — это относительно завершенный цикл развития, выстроенный в логике процесса развития, горизонтальная последовательность периодов (становления и реализации) и стадий (критических и стабильных):
1) оживление. На данном этапе развития родовой возникает кризис: 7-й месяц эмбрионального развития — 3 недели после рождения. Стадия принятия: новорожденность — 0,5—4-й месяц жизни. Кризис новорожденности: 3,5—7-й месяц. Стадия освоения (младенец): 6—12-й месяц;
2) одушевление. На данном этапе развития возникает кризис младенчества в 11–18 месяцев. Стадия принятия — раннее детство: 1 год 3 месяца—3 года. Кризис раннего детства: 2,5–3,5 года. Стадия освоения — дошкольное детство: 3–6,5 лет;
3) персонализация. На данном этапе развития возникает кризис детства: 5,5–7,5 лет. Стадия принятия — отрочество: 7—11,5 лет. Кризис отрочества: 11–14 лет. Стадия освоения — юность: 13,5—18 лет;
4) индивидуализация. На данном этапе развития возникает кризис юности: 17–21 год. Стадия принятия — молодость: 19–28 лет. Кризис молодости: 27 лет—33 года. Стадия освоения — взрослость: 32–42 года;
5) универсализация. На данном этапе развития возникает кризис взрослости: 39–45 лет. Стадия принятия — зрелость: 44 года—66 лет. Кризис зрелости: 55–65 лет. Стадия освоения — старость: 62 года.
В данной периодизации последовательность ступеней — это смена режима индивидуальной жизни. Начало новой ступени — это новое рождение в новую форму жизни, кризис рождения — это кризис самоидентичности («так жить нельзя») и поиск новых форм бытия на стадии принятия.
Распишите возраста по годам детство, подростковый, юность, молодость, средний возраст, зрелость, старость?
Первыми, кто предложил возрастную периодизацию развития, были Пифагор, Гиппократ и Аристотель.
Пифагор (VI в. до н. э. ) выделял четыре периода в жизни человека :
весну (становление человека) – от рождения до 20 лет;
лето (молодость) – 20-40 лет;
осень (расцвет сил) – 40-60 лет;
зиму (угасание) – 60-80 лет.
Гиппократ в ходе всей жизни человека выделял 10 семилетних периодов.
Аристотель делил детство и отрочество на три стадии:
первая – от рождения до 7 лет;
вторая – от 7 до 14 лет;
третья – от 14 до 21 года.
На сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. В результате этого появилось множество различных классификаций, а единой классификации так и не было создано.
В классификации Дж. Биррена (1964) выделяются восемь фаз жизненного развития человека.
Первая фаза – младенчество, охватывает период до 2 лет.
Вторая фаза – предшколъный возраст, от 2 до 5 лет.
Третья фаза – детство, 5-12 лет.
Четвертая фаза – юность, 12-17 лет.
Пятая фаза – ранняя взрослость, 17-25 лет.
Шестая фаза – зрелость, 25-50 лет.
Седьмая фаза – поздняя зрелость, 50-75 лет.
Восьмая фаза – старость, от 75 лет и далее.
В классификации Э. Эриксона выделяются следующие возрастные этапы, стадии психосоциального развития:
младенческий возраст – от рождения до 3 лет,
раннее детство – от 3 до 6 лет,
детство – от 6 до 12 лет,
подростковый (юношеский) возраст – от 12 до 18 лет,
молодость – от 18 до 40 лет,
зрелый возраст – от 40 до 65 лет,
пожилой возраст – от 65 лет.
В современном фундаментальном издании по психологии развития Г. Крайг (2000) приводится периодизация хотя и близкая к вышеуказанной, но не совпадающая с ней полностью. Здесь выделяются следующие возрастные этапы:
младенческий возраст – от рождения до 2 лет,
раннее детство – от 2 до 6 лет,
среднее детство – от 6 до 12 лет,
подростковый (юношеский) возраст – от 12 до 19 лет,
ранняя взрослость – от 20 до 40 лет,
средняя взрослость – от 40 до 60 лет,
поздняя взрослость – от 60 лет и далее.
Младенчество, детство, отрочество, юность в русской деревне
Содержание:
↑ МЛАДЕНЧЕСТВО
Женщина не то чтобы стеснялась беременности. Но она становилась сдержанней, многое, очень многое уходило для нее в эту пору куда-то в сторону. Не стоило без нужды лезть людям на глаза. Считалось, что чем меньше о ней люди знали, тем меньше и пересудов, а чем меньше пересудов, тем лучше для матери и ребенка. Ведь слово или взгляд недоброго человека могут ранить душу, отсюда и выражение «сглазить», и вера в порчу. Тем не менее женщины чуть ли не до последнего дня ходили в поле, обряжали скотину (еще неизвестно, что полезнее при беременности: сидеть два месяца дома или работать в поле). Близкие оберегали женщину от тяжелых работ. И все же дети нередко рождались прямо в поле, под суслоном, на ниве, в сенокосном сарае.
Ребенка принимала бабушка: свекровь или мать роженицы. Она беспардонно шлепала младенца по крохотной красной попке, вызывая крик.
Кричит, значит, живой.
Пуп завязывали прочной холщовой ниткой.
Молитвы, приговорки, различные приметы сопровождали рождение младенца. Частенько, если баня к этому моменту почему-либо не истоплена, бабушка залезала в большую печь. Водою, согретой в самоваре, она мыла ребенка в жаркой печи, подостлав под себя ржаную солому. Затем ребенка плотно пеленали и лишь после всего этого подносили к материнской груди и укладывали в зыбку.
Скрип зыбки и очепа сопровождал колыбельные песни матери, бабушки, а иногда и деда. Уже через несколько недель иной ребенок начинал подпевать своей няньке. Засыпая после еды или рева, он в такт качанью и бабкиной песенке гудел себе в нос:
Молоко наливали в бараний рожок с надетым на него специально обработанным соском от коровьего вымени, пеленали длинной холщовой лентой. Пеленание успокаивало дитя, не давало ему возиться и «лягаться», не позволяло ребенку мешать самому себе.
Первая простейшая игра, например, ладушки либо игра с пальчиками. «Поплевав» младенцу в ладошку, старуха начинала мешать «кашу» жестким своим пальцем:
Персональное обращение к каждому из пальчиков вызывало нарастание интереса и у дитя, и у самой рассказчицы. Когда речь доходила до последнего (большого) пальчика, старуха теребила его, приговаривала:
А ты, пальчик-мальчик,
В гумешко не ходишь,
Горошку не молотишь.
Тебе нет ничего!
Все это быстро, с нарастанием темпа, заканчивалось легкими тычками в детскую
Бабушка щекотала у ребенка под мышкой, и внук или внучка заходились в счастливом, восторженном смехе. Другая игра-припевка тоже обладала своеобразным сюжетом, причем не лишенным взрослого лукавства.
Конец прибаутки с легким шуточным щелчком в лоб вызывал почему-то (особенно после частого повторения) детское волнение, смех и восторг.
Таких игр-прибауток существовало десятки, и они инстинктивно усложнялись взрослыми. По мере того как ребенок развивался и рос, игры для мальчиков и для девочек все больше и больше разъединялись, разграничивались.
Припевки, убаюкивания, колыбельные и другие песенки, прибаутки, скороговорки старались оживить именем младенца, связать с достоинствами и недостатками формирующегося детского характера, а также с определенными условиями в доме, в семье и в природе.
Кое-где на русском Северо-Западе в честь рождения ребенка, особенно первенца, отец или дед сажал дерево: липу, рябину, чаще березу. Если в палисаде у дома места уже не было, сажали у бани или где-нибудь в огороде. Эта береза росла вместе с тем, в честь кого была принесена из лесу и посажена на родимом подворье. Ее так и называли: Сашина (или Танина) береза. Отныне человек и дерево как бы опекали друг друга, храня тайну взаимности.
↑ ДЕТСТВО
Писатели и философы называют детство самой счастливой порой в человеческой жизни. Увлекаясь таким утверждением, нельзя не подумать, что в жизни неминуема пора несчастливая, например старость.
Народное мировоззрение не позволяет говорить об этом с подобной определенностью. Было бы грубой ошибкой судить о народных взглядах на жизнь с точки зрения такого сознания, по которому и впрямь человек счастлив лишь в пору детства, то есть до тех пор, пока не знает о смерти. У русского крестьянина не существовало противопоставления одного жизненного периода другому. Жизнь для него была единое целое* (*Она и теперь поддается членению лишь теоретически, условно; любое суждение о ней будет всегда ограниченным по отношению к ней). Такое единство основано, как видно, не на статичности, а на постоянном неотвратимом обновлении.
Граница между детством и младенчеством неясна, неопределенна, как неясна она при смене, например, ночи и утра, весны и лета, ручья и речки. И все же, несмотря на эту неопределенность, они существуют отдельно: и ночь, и утро, и ручей, и речка.
По-видимому, лучше всего считать началом детства то время, когда человек начинает помнить самого себя. Но опять же когда это начинается? Запахи, звуки, игра света запоминаются с младенчества. (Есть люди, всерьез утверждающие, что они помнят, как родились.)
По крестьянским понятиям, ты уже не младенец, если отсажен от материнской груди. Но иные «младенцы» просили «тити» до пятилетнего возраста. Кормление прерывалось с перспективой появления другого ребенка. Может быть, отсаживание от материнской груди — это первое серьезное жизненное испытание. Разве не трагедия для маленького человечка, если он, полный ожидания и доверия к матери, прильнул однажды к соску, намазанному горчицей?
Завершением младенчества считалось и то время, когда ребенок выучивался ходить и когда у него появлялась первая верхняя одежда и обувь.
Способность игнорировать неприятное и ужасное (например, смерть), вероятно, главный признак детской поры. Но это не значит, что обиды детства забывались быстрее. И злое и доброе детская душа впитывает одинаково жадно, дурные и хорошие впечатления запоминались одинаково ярко на всю жизнь. Но зло и добро не менялись местами в крестьянском мировосприятии, подобно желтку и белку в яйце, они никогда не смешивались друг с другом. Атмосфера добра вокруг дитяти считалась обязательной** (* *А. С. Пушкин в письме другу своему П. В. Нащокину размышлял: «Говорят, что несчастие хорошая школа: может быть. Но счастие есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному. »). Она вовсе не означала изнеженности и потакания. Ровное, доброе отношение взрослого к ребенку не противоречило требовательности и строгости, которые возрастали постепенно. Как уже говорилось, степень ответственности перед окружающим миром, физические нагрузки в труде и в играх зависели от возраста, они возрастали медленно, незаметно, но неуклонно не только с каждым годом, но и с каждым, может быть, днем.
Прямолинейное и волевое насаждение хороших привычек вызывало в детском сердце горечь, отпор и сопротивление. Если мальчишку за руку волокут в поле, он подчинится. Но что толку от такого подчинения? В хорошей семье ничего не заставляют делать, ребенку самому хочется делать. Взрослые лишь мудро оберегают его от непосильного. Обычная детская жажда подражания действует в воспитании трудовых навыков неизмеримо благотворнее, чем принуждение. Личный пример жизненного поведения взрослого (деда, отца, брата) неотступно стоял перед детским внутренним оком, не поэтому ли в хороших семьях редко, чрезвычайно редко вырастали дурные люди? Семья еще в детстве прививала невосприимчивость ко всякого рода нравственным вывертам.
В детстве, как и в прочие периоды жизни, ни одна весна или осень не были похожи на предыдущие. Ведь для каждого года детской жизни предназначено что-то новое. Если в прошлом году разрешалось булькаться только на мелком местечке, то нынче можно уже купаться и учиться плавать где поглубже. Тысячи подобных изменений, новшеств, усложняющихся навыков, игр, обычаев испытывал на себе в пору детства каждый, запоминал их и, конечно же, знакомил с ними потом своих детей.
Детские воспоминания всегда определенны и образны, но каждому из людей запоминалось что-то больше, что-то меньше. Если взять весну, то, наверно, почти всем запоминались ощущения, связанные с такими занятиями.
Летом на детей обрушивалось так много всего, что иные терялись, от восторга не знали, куда ринуться, и не успевали испытать все, что положено испытать летом. Игры чередовались с посильным трудом или сливались с ним, полезное с приятным срасталось незаметно и прочно.
Зима воспитывает человека ничуть не хуже лета. Резкая красочная разница между снегом и летней травой, между домом и улицей, контрастное многообразие впечатлений особенно ощутимы в детстве. Как приятно, намерзшись на речке или навалявшись в снегу, забраться на печь к дедушке и, не дослушав его сказку, уснуть! И зареветь, если прослушал что-то интересное. И радостно успокоиться после отцовской или материнской ласки.
Температурный контраст, посильный для детского тела, повторяющийся и возрастающий, всегда был основой физической закалки, ничего не стоило для пятилетнего малыша на минуту выскочить из жаркой бани на снег. Но от контрастов психологических детей в хороших семьях старались оберегать. Нежная заботливость необязательно проявлялась открыто, но она проявлялась везде. Вот некоторые примеры.
Когда бьют печь, кто-нибудь да слепит для ребенка птичку из глины, если режут барана или бычка, то непременно разомнут и надуют пузырь, опуская в него несколько горошин (засохший пузырь превращался в детский бубен). Если отец плотничает, то обязательно наколет детских чурбачков. Когда варят студень, то мальчишкам отдают козонки (бабки), а девочкам лодыжки, охотник каждый раз отдает ребенку пушистый белый заячий хвост, который подвязывают на ниточку. Когда варят пиво, то дети гурьбой ходят глодать камушки. В конце лета для детей отводят специальную гороховую полосу. Возвращаясь из леса, каждый старается принести ребятишкам гостинец от лисы, зайца или медведя. Подкатить ребенка на санях либо на телеге считалось необязательным, но желательным. Для детей специально плели маленькие корзинки, лукошки, делали маленькие грабельки, коски и т.д.
Большое место занимали в детской душе домашние животные: конь, корова, теленок, собака, кошка, петух. Все, кроме петуха, имели разные клички, свой характер, свои хорошие, с точки зрения человека, или дурные свойства, в которых дети великолепно разбирались. Иногда взрослые закрепляли за ребенком отдельных животных, поручали их, так сказать, персональной опеке.
↑ ОТРОЧЕСТВО
Чем же отличается детство от отрочества? Очень многим, хотя опять же между ними, как и между другими возрастами, нет четкого разделения: все изменения происходят плавно, особенности той и другой поры переплетаются и врастают друг в друга. Условно границей детства и отрочества можно назвать время, когда человек начинает проявлять осмысленный интерес к противоположному полу.
Однажды, истопив очередную баню, мать, бабушка или сестра собирают мальчишку мыться, а он вдруг начинает капризничать, упираться и выкидывать «фокусы».
Общая нравственная атмосфера вовсе не требовала какого-то специального полового воспитания. Она щадила неокрепшее самолюбие подростка, поощряла стыдливость и целомудрие. Наблюдая жизнь домашних животных, человек уже в детстве понемногу познавал основы физиологии. Деревенским детям не надо было объяснять, как и почему появляется ребенок, что делают ночью жених и невеста и т.д. Об этом не говорилось вообще, потому что все это само собой разумелось, и говорить об этом не нужно, неприлично, не принято. Такая стыдливость из отрочества переходила в юность, нередко сохранялась и на всю жизнь. Она придавала романтическую устойчивость чувствам, а с помощью этого упорядочивала не только половые, но и общественные отношения.
В отрочестве приходит к человеку первое и чаще всего не последнее увлечение, первое чувство со всем его психологическим многоцветьем. До этого мальчик или девочка как бы «репетируют» свою первую настоящую влюбленность предыдущим увлечением взрослым «объектом» противоположного пола. И если над таким несерьезным увлечением подсмеиваются, вышучивают обоих, то первую подлинную любовь родственники как бы щадят и стараются не замечать, к тому же иной подросток не хуже взрослого умел хранить свою жгучую тайну. Тайна эта нередко раскрывалась лишь в юности, когда чувство узаконивалось общественным мнением.
Обстоятельства, связанные с первой любовью, объясняют все особенности поведения в этом возрасте. Если раньше, в детскую пору, человек был открытым, то теперь он стал замкнутым, откровенность с родными и близкими сменилась молчанием, а иногда и грубостью.
Улица так же незаметно преображается. В детские годы мальчики и девочки играли в общие игры, все вместе, в отрочестве они частенько играют отдельно и задирают друг друга.
Становление мальчишеского характера во многом зависело от подростковых игр. Отношения в этих играх были до предела определенны, взрослым они казались иногда просто жестокими. Если в семье еще и для подростка допускалось снисхождение, нежность, то в отношениях между сверстниками-мальчишками (особенно в играх) царил спартанский дух. Никаких скидок на возраст, на физические особенности не существовало. Нередко, испытывая свою физическую выносливость или будучи спровоцирован, подросток вступал в игру неподготовленным. Его «гоняли» без всякой жалости весь вечер и, если он не отыгрывался, переносили игру на следующий день. Трудно даже представить состояние неотыгравшегося мальчишки, но еще больше страдал бы он, если бы сверстники пожалели его, простили, оставили неотыгравшимся. (Речь идет только о спортивных, физических, а не об умственных играх.) Взрослые скрепя сердце старались не вмешиваться. Дело было совершенно принципиальное: необходимо выкрутиться, победить, и победить именно самому, без посторонней помощи.
Одна такая победа еще в отрочестве превращала мальчика в мужчину.
Игры девочек не имели подобной направленности, они отличались спокойными, лирическими взаимоотношениями играющих.
Подростки обоего пола могли уже косить травы, боронить, теребить, возить и околачивать лен, рубить хвою, драть корье и т.д. Конечно же, все это под незримым руководством и тщательным наблюдением взрослых.
Соревнование, иначе трудовое, игровое и прочее соперничество, особенно характерно для отроческой поры. Подростка приходилось осаживать, ведь ему хочется научиться пахать раньше ровесника, чтобы все девки, большие и маленькие, увидели это. Хочется нарубить дров больше, чем у соседа, чтобы никто не назвал его маленьким или ленивым, хочется наловить рыбы для материнских пирогов, насобирать ягод, чтобы угостить младших, и т.д. Удивительное сочетание детских привилегий и взрослых обязанностей замечается в этот период жизни! Но как бы ни хороши были привилегии детства, их уже стыдились, а если и пользовались, то с оглядкой. Так, дома, в семье, среди своих младших братьев еще можно похныкать и поклянчить у матери кусочек полакомей. Но если в избе оказался сверстник из другого дома, вообще кто-то чужой, быть «маленьким» становилось стыдно. Следовательно, для отрочества уже существовал неписаный кодекс поведения.
Мальчик в этом возрасте должен был уметь (стремился, во всяком случае) сделать топорище, вязать верши, запрягать лошадь, рубить хвою, драть корье, пасти скот, удить рыбу. Он уже стеснялся плакать, прекрасно знал, что лежачего не бьют и двое на одного не нападают, что если побился об заклад, то слово надо держать, и т.д. Девочки годам к двенадцати много и хорошо пряли, учились плести, ткать, шить, помогали на покосе, умели замесить хлебы и пироги, хотя им этого и не доверяли, как мальчишкам не доверяли, например, точить топор, резать петуха или барана, ездить без взрослых на мельницу.
Подростки имели право приглашать в гости своих родственных или дружеских ровесников, сами, бывая в гостях, сидели за столом наравне со взрослыми, но пить им разрешалось только сусло.
На молодежных гуляньях они во всем подражали более старшим, «гуляющим» уже взаправду.
↑ ЮНОСТЬ
Непорядочная девица со всяким смеется и разговаривает, бегает по причинным местам и улицам, разиня пазухи, садится к другим молодцам и мужчинам, толкает локтями, а смирно не сидит, но поет блудные песни, веселится и напивается пьяна. Скачет по столам и скамьям, дает себя по всем углам таскать и волочить, яко стерва. Ибо где нет стыда, там и смирение не является. О сем вопрошая, говорит избранная Люкреция по правде: ежели которая девица потеряет стыд и честь, то что у ней остатца может?
Юности честное зерцало
Существовала как природная стыдливость (не будем путать ее с застенчивостью), так и благоприобретенная. В любом возрасте, начиная с самого раннего, стыдливость украшала человеческую личность, помогала выстоять под напором соблазнов* (*В крестьянском обиходе не было, разумеется, таких терминов, как «сексуальная революция», «сексуальная свобода», синонимом которых служит короткое и точное слово: бесстыдство). Особенно нужна она была в пору физического созревания. Похоть спокойно обуздывалась обычным стыдом, оставляя в нравственной чистоте даже духовно неокрепшего юношу. И для этого народу не нужны были особые, напечатанные в типографии правила, подобные «Зерцалу».
Отрочество перерастало в юность в течение нескольких лет. За это время крестьянский юноша окончательно развивался физически, постигал все виды традиционного полевого, лесного и домашнего труда. Лишь профессиональное мастерство (плотничанье, кузнечное дело, а у женщин «льняное» искусство) требовало последующего освоения. Иные осваивали это мастерство всю жизнь, да так и не могли до конца научиться. Но вредило ли им и всем окружающим такое стремление? Если парень не научится строить шатровые храмы, то избу-то рубить обязательно выучится. Если девица не научится ткать «в девятерник», то простой-то холст будет ткать обязательно и т.д.
Юность полна свежих сил и созидательной жажды, и, если в доме, в деревне, в стране все идет своим чередом, она прекрасна сама по себе, все в ней счастливо и гармонично. В таких условиях девушка или парень успевает и ходить на беседы, и трудиться. Но даже и в худших условиях хозяйственные обязанности и возрастные потребности редко противоречили друг другу. Наоборот, они взаимно дополнялись. К примеру, совместная работа парней и девиц никогда не была для молодежи в тягость. Даже невзгоды лесозаготовок, начавшихся с конца 20-х годов и продолжавшихся около тридцати лет, переживались сравнительно легко благодаря этому обстоятельству. Сенокос, хождение к осеку, весенний сев, извоз, многочисленные помочи давали молодежи прекрасную возможность знакомства и общения, что, в свою очередь, заметно влияло на качество и количество сделанного.
Кому хочется прослыть ленивым, или неряхой, или неучем? Ведь каждый в молодости мечтает о том, что его кто-то полюбит, думает о женитьбе, замужестве, стремится не опозориться перед родными и всеми другими людьми.
Труд и гуляние словно бы взаимно укрощались, одно не позволяло другому переходить в уродливые формы. Нельзя гулять всю ночь до утра, если надо встать еще до восхода и идти в поскотину за лошадью, но нельзя и пахать дотемна, поскольку вечером снова гуляние у церкви. Правда, бывало и так, что невыспавшиеся холостяки шли в лес и, нарочно не найдя лошадей, заваливались спать в пастуший шалаш. Но у таких паренина в этот день оставалась непаханой, а это грозило и более серьезными последствиями, чем та, о которой говорилось в девичьей частушке:
Задушевная, невесело
Гулять осмеянной.
У любого ягодиночки
Загон несеяной.
Небалованным невестам тоже приходилось рано вставать, особенно летом. «Утром меня маменька будит, а я сплю-ю тороплюсь»* (* Из книги превосходного знатока северного быта Б. В. Шергина «Запечатленная слава. Поморские были и сказания» (М., «Советский писатель», 1967)). Родители редко дудели в одну дуду. Если отец был строг, то мать обязательно оберегала дочь от слишком тяжелой работы. И наоборот. Если же оба родителя оказывались не в меру трудолюбивыми, то защита находилась в лице деда, к тому же и старшие братья всегда как-то незаметно оберегали сестер. Строгость в семье уравновешивалась добротой и юмором.
В отношениях парней и девушек вовсе не существовало какого-то патриархального педантизма, мол, если гуляешь с кем-то, так и гуляй до женитьбы. Совсем нет. С самого отрочества знакомства и увлечения менялись, молодые люди как бы «притирались» друг к другу, искали себе пару по душе и по характеру. Это не исключало, конечно, и случаев первой и последней любви. Свидетельством духовной свободы, душевной раскованности в отношениях молодежи являются тысячи (если не миллионы) любовных песен и частушек, в которых женская сторона отнюдь не выглядит пассивной и зависимой. Измены, любови, отбои и перебои так и сыплются в этих часто импровизированных и всегда искренних частушках. Родители и старшие не были строги к поведению молодых людей, но лишь до свадьбы.
Молодожены лишались этой свободы, этой легкости новых знакомств навсегда и бесповоротно. Начиналась совершенно другая жизнь. Поэтому свадьбу можно назвать резкой и вполне определенной границей между юностью и возмужанием.
Но и до свадьбы свобода и легкость новых знакомств, увлечений, «любовей» отнюдь не означали сексуальной свободы и легкомысленности поведения. Можно ходить гулять, знакомиться, но Девичья честь прежде всего. Существовали вполне четкие границы дозволенного, и переступались они весьма редко. Обе стороны, и мужская и женская, старались соблюдать целомудрие.
Как легко впасть в грубейшую ошибку, если судить об общенародной нравственности и эстетике по отдельным примерам! Приведем всего лишь два: пьяный, вошедший в раж гуляка, отпустив тормоза, начинает петь в пляске скабрезные частушки, и зрители одобрительно и, что всего удивительнее, искренне ахают.
Зато потом никто не будет относиться к нему всерьез.
Новейшие чудеса вроде цирка и ярмарочных аттракционов с женщинами-невидимками каждый в отдельности воспринимают с наивным, почти детским одобряющим восторгом.
Но общее, так сказать, глобальное народное отношение к этому все-таки оказывалось почему-то определенно насмешливым.
А к некоторым вопросам нравственности общественное мнение было жестоким, неуступчивым, беспощадным. Худая девичья слава катилась очень далеко, ее не держали ни леса, ни болота. Грех, свершенный до свадьбы, был ничем не смываем. Зато после рождения внебрачного ребенка девице как бы прощали ее ошибку, человечность брала верх над моральным принципом. Мать или бабушка согрешившей на любые нападки отвечали примерно такой пословицей: «Чей бы бычок ни скакал, а телятко наше».
Ошибочно мнение, что необходимость целомудрия распространялась лишь на женскую половину. Парень, до свадьбы имевший физическую близость с женщиной, тоже считался испорченным, ему вредила подмоченная репутация, и его называли уже не парнем, а мужиком* (* В начале века понемногу распространяется иное, противоположное представление о мужском достоинстве).
Красота отношений между молодыми людьми питалась иной раз, казалось бы, такими взаимно исключающимися свойствами, уживающимися в одном человеке, как бойкость и целомудрие, озорство и стыдливость. Любить означало то же самое, что жалеть, любовь бывала «горячая» и «холодная». О брачных отношениях, их высокой поэтизации ярко свидетельствует такая народная песня:
Ты воспой, воспой,
Жавороночек.
Ты воспой весной
На проталинке.
Ты подай голос
Через темный лес,
Через темный лес,
Через бор сырой
В Москву каменку,
В крепость крепкую!
Тут сидел, сидел
Добрый молодец,
Он не год сидел
И не два года.
Он сидел, сидел
Ровно девять лет,
На десятый год
Стал письмо писать,
Стал письмо писать
К отцу с матерью.
Отец с матерью
Отказалися:
«Что у нас в роду
Воров не было».
Он еще писал
Молодой жене,
Молода жена
Порасплакалась.
Слишком поздняя или слишком ранняя свадьба представлялась людям несчастьем. Большая разница в годах жениха и невесты также исключала полнокровность и красоту отношений. Неравные и повторные браки в крестьянской среде считались не только несчастливыми, но и невыгодными с хозяйственно-экономической точки зрения. Такие браки безжалостно высмеивались народной молвой. Красота и противоестественность исключали друг друга. Встречалось часто не возрастное, а имущественное неравенство. Но и оно не могло всерьез повлиять на нравственно-бытовой комплекс, который складывался веками.
Жалость (а по-нынешнему любовь) пересиливала все остальное.