Детство ратибора о чем мультик
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
М/ф «Детство Ратибора»
Эпиграфом послужила цитата о доблести и мужестве руссов и россичей, якобы принадлежащая Захарии Ритору (VI век).
Мультфильм начинается с колыбельной песни, убаюкивающего новорожденого Ратибора, но вдруг новость приходит: Анеюшке приходится скакать на коне в другую деревню, лечить мальчика Растислава. Проходя через преграды и опасности, Анеюшка добирается до деревни и молитвами славянским богам излечивает маленького Растислава.
Несмотря на молитвы стариков и мудрецов своим богам, на деревью внезапно нападают враги. Растислав пытается добежать до соседней деревни и оповестить о беде, но его убивают стрелой, тогда один из стариков выбирается из вражеской территории и доносит о опасности. Собирается армия богатырей и сильных духом и телом солдат. Тогда солдаты решают напасть внезапно, и с большим превосходством руссы отбиваются, разбивают армию врагов, где во время боя погибают самые отважные россичи, а последняя стрела от раненного врага попадает в сердце отца Ратибора.
Молитвами об усопших, хоронят по славянским обычаям умерших в битве за свободу русского народа. «Живя для жизни — россич всегда выбирает свободу — нет смерти» — это последнее, что услышал от отца Ратибор.
Детство Ратибора (мультфильм)
Детство Ратибора (мультфильм)
Сюжет
Эпиграфом послужила цитата о доблести и мужестве руссов и россичей, якобы принадлежащая Захарии Ритору (VI век).
Мультфильм начинается с колыбельной песни, убаюкивающего новорожденого Ратибора, но вдруг новость приходит: Анеюшке приходится скакать на коне в другую деревню, лечить мальчика Растислава. Проходя через преграды и опасности, Анеюшка добирается до деревни и молитвами славянским богам излечивает маленького Растислава.
Несмотря на молитвы стариков и мудрецов своим богам, на деревню внезапно нападают враги. Растислав пытается добежать до соседней деревни и оповестить о беде, но его убивают стрелой, тогда один из стариков выбирается из вражеской территории и доносит о опасности. Собирается армия богатырей и сильных духом и телом солдат. Руссы разбивают армию врагов, но во время боя погибают самые отважные россичи, а последняя стрела от раненного врага попадает в сердце отца Ратибора.
Молитвами об усопших, хоронят по славянским обычаям умерших в битве за свободу русского народа. «Живя для жизни — россич всегда выбирает свободу — нет смерти, Ратибор» — это последнее, что услышал от отца Ратибор.
Полезное
Смотреть что такое «Детство Ратибора (мультфильм)» в других словарях:
Детство Ратибора — Тип мультфильма рисованный … Википедия
Список мультфильмов студии «Союзмультфильм» — Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/3 сентября 2012. Дата постановки к улучшению 3 сентября 2012 … Википедия
Русь изначальная (роман) — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/19 ноября 2012. Пока процесс обсуждени … Википедия
Иванов, Валентин Дмитриевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Иванов. В Википедии есть статьи о других людях с именем Иванов, Валентин. Валентин Дмитриевич Иванов (18 июля 1902(19020718), Самарканд, Самаркандская область, Российская… … Википедия
Список мультфильмов студии «Союзмультфильм» — Крупнейшая в СССР студия мультипликационных фильмов «Союзмультфильм» начала свою работу в Москве в 1936 году с создания мультфильма «В Африке жарко». За более чем 70 ти летнию историю студия выпустила более 1500 рисованных … Википедия
Русь изначальная — Русь изначальная: «Русь изначальная» исторический роман о древних славянах в VI веке. Первая книга исторической трилогии Валентина Иванова. В 1973 году студией Союзмультфильм по одной из сюжетных линий романа был снят мультфильм Детство… … Википедия
Детство Ратибора
Детство Ратибора — советский анимационный фильм по мотивам книги В. Д. Иванова «Русь изначальная», снятый режиссёром Романом Давыдовым на студии Союзмультфильм в 1973 году.
Содержание
Сюжет [ править ]
Ратибор растёт и изучает мир. Отец его, сильный «росич»-воин, учит сына езде на лошади, стрельбе из лука, рассказывает историю «Роси/Руси», а тот внимает ему с огромным любопытством. Главное, что должен понять человек, родившийся на «Роси/Руси», — «смерть не страшна, страшна жизнь в неволе». Этому учит маленького Ратибора его отец. Мальчик познаёт окружающий его мир: славянский род живёт единым целым с природой, бережно заботится о земле, возделывая её. Основная забота старших — о будущем своего рода. «Придёт беда аль нет, а ты паши да сей. Верить надо в лучшее, жизни ждать», — учит Ратибора его дед.
Но на земли «росичей» уже наступают грозные враги — хазары. Воины-«росичи» бесстрашно бьются, но хазар слишком много, и уже захвачена деревня, где живёт маленький Мстислав. Дед посылает его добежать до посада (где живёт Ратибор с родителями) и оповестить о беде, но мальчика настигает вражеская стрела. Тогда старик добирается до реки и в лодке плывёт за помощью. Другие селения о беде оповещает дым сигнальных костров. Волхвы приходят на капище и взывают к богам славян — к Стрибогу, Даждьбогу, к берегиням — даровать славянам победу в бою, сохранить славянский род. Собирается армия «росичей» — воинов, сильных духом и телом. «Росичи» разбивают врага, но во время боя погибает много витязей, а в финале боя копьё раненого врага попадает в сердце отца Ратибора.
Производство [ править ]
Съёмочная группа
Роли озвучивали
Интересные факты [ править ]
Достоверность [ править ]
В качестве эпиграфа в начале мультфильма используется вымышленная цитата «о доблести и мужестве русов и „росичей“», якобы «принадлежащая Захарию Ритору»:
…Издавна мы, греки, называем богатырей сих — россичами или руссами. Мужи росские — доблестные воины.
Реальный текст Захарии о народе «ерос» и его соседях выглядит следующим образом:
В мультфильме используется название якобы славянского племени «росичи» для событий VI века, хотя этноним «росы/русы» начал появляться на славянских землях только с середины IX века.
Древние славяне-анты в фильме сражаются с нападающими на них «хазарами». Однако в VI веке через земли антов на запад проходили обры-авары, с которыми они и сражались, а хазары и Хазарский каганат появились в причерноморских степях не раньше VII века.
Детство ратибора о чем мультик
Итак, русский дух, воплощенный в мультипликации отличается от западного. Но кроме множества отличий, есть одно по-настоящему существенное. Русский мультфильм всегда содержит в себе размышление и преображение. Или, говоря проще – идею осмысленного становления личности.
Детство Ратибора.
Мультфильм “Детство Ратибора ” повествует о становлении личности в древнерусское время. С колыбели и до зрелого возраста, Ратибор познает мир вместе со своими родителями, раскрывая заложенные в нем смыслы. При этом большее внимание в мультфильме уделено неявной, внутренней составляющей мира (духи, насылающие болезнь; ворожба волхвов). В этом моменте показано, что вовсе не количественные параметры (физическая сила, сноровка, количество знаний) формируют внутренний стержень личности, а принципы, на которых стоит миропорядок. Для Ратибора это принципы – веры предков, семьи, чести и другие.
Несколько другая, но о том же, история заблудшего в тумане ежика (“Ежик в тумане”). Отправившись на привычное дело – навестить своего друга медвежонка, он внезапно сталкивается с туманом.
Туман этот, в сущности, ни что иное как глубины бессознательного. В них укрываются случайные помыслы, порывы, страхи… Именно в лабиринте собственного подсознания оказывается ежик по воле судьбы.
Он метается под воздействием не осознанных факторов, но запутывается в них еще более. Зайдя в тупик, он останавливается (плавает на поверхности воды). И в этот момент он, наконец, начинает размышлять, и мыслительные процессы (явленные в виде таинственной рыбы) выводят его из тумана случайных переживаний прямиком к цели. В конечном итоге, отталкиваясь от размышления, ежик получает необходимое для выхода из тумана качество.
Травматическая философия Винни-Пуха.
Не менее яркой иллюстрацией анимационного размышления, является мультфильм “Винни-Пух и все-все-все”.
Хотелось бы уделить некоторое внимание сравнению русского Винни-Пуха и западного (“Новые приключения Винни-Пуха”). Западный – персонаж, действующий по правилам механики. Он говорит и действует в определенной последовательности, но при этом, ни одной секунды, ни уделяет рефлексии. Максимум, который он способен помыслить – констатация того или иного события.
Существенно отличается от него русский Винни-Пух. Он размышляет о происходящем в каждом, самом кратком эпизоде мультфильма. Более того, создается впечатление, что своей мыслью он может охватить как нечто фундаментальное (“Если б мишки были пчелами, то они бы ни по чем, никогда и не подумали, так высоко строить дом”), так и рассмотреть мельчайшую деталь (“Если шарик будет зеленым, они могут подумать, что это листик”). Иногда он выстраивает целую цепочку мыслей, от мелкой детали к значимому выводу (“Само дерево жужжать не может, значит, кто-то тут жужжит. А зачем тебе жужжать, если ты не пчела? А зачем на свете пчелы? Для того, чтобы делать мед. А зачем на свете мед? Для того, чтобы я его ел!”). Специфическая черта его размышления – травматический опыт, с которым сопряжены его мыслительные процессы. Падение с дерева в колючки, пчелиные укусы, удары об ветки – все это травмируя его, дает новые основания для размышлений.
В этом моменте можно заметить расхождение в жизнеустройстве Винни-Пухов. Та или иная травма для западного медвежонка – повод для эмоции (жалости), в то время как для русского – повод задуматься.
Феномен Проньки и модернизация.
Напоследок хотелось бы задуматься о важной, общественной проблеме – модернизации. О ней много говорят, но ничего вразумительного. Без внятного ответа остается даже самый первый вопрос – а кто должен выступить субъектом модернизации?
Игорь Юргенс и ИНСОР говорят лишь о том, кто субъектом быть не может – русский народ. Поэтому им остается только застыть в мистическом ожидании загадочных модернизаторов, по всей видимости, из параллельных миров.
А между тем, русский народ посредством русского мультфильма уже все понял. Мультфильм “Mister Пронька” рассказывает о судьбе обыкновенного, русского паренька родившегося в эпоху рыночных отношений. Американский миллионер предлагает ему сделку – не мыться, не стричься и вообще за собой не ухаживать 15 лет, и получить взамен громадный капитал. Пронька Грезной соглашается, скорее просто ради интереса, чем из алчности.
В течение полутора десятков лет он виртуозно овладевает капиталистическими технологиями, вплоть до того, что сам глава государства – его должник. Проявив усердие, Пронька ставит рынок себе на службу. Но что любопытно, при этом он не пускает деньги себе на благо. Во-первых, потому, что условиями спора он приговорен к аскетизму, а во-вторых, потому, что лишен американской жажды наживы, и руководствуется попросту принципом спора.
Тут проявляется черта русского характера. Русский без особого труда может все что угодно, но сначала он должен на это всерьез решиться. И здесь проблема, так как привыкшее к умозрению русское сознание, не желает стараться реализовать его в действительности. Хотя, как это ни парадоксально, решиться на подвиг, подобный подвигу Проньки, русский может по самому пустяковому поводу.
В конце концов, Пронька осуществил модернизацию, оставаясь по своей сути и внешности человеком архаическим. Это и есть упрощенный рецепт модернизации – взять рыночные возможности в качестве инструмента, но не интегрироваться в них личностью.
Каждый русский мультфильм – это не череда кадров для развлечения, а глубокое размышление в анимационной форме. Через мультфильмы с нами говорит неповторимая, суверенная и прекрасная – русская душа. И в тяжелое время, когда русская душа заключена в узкие рамки западного формата, мы должны вновь услышать ее голос. И тогда, как наши не такие уж далекие предки, мы сможем творить анимационные миры, наполненные высокими русскими смыслами.
А значит, вопреки закату западных мультфильмов, для русской мультипликации начнется новый рассвет!
Детство Ратибора
Мария Виноградова, Степан Бубнов, Иван Лапиков, Люсьена Овчинникова, Николай Сергеев
[www.animator.ru/db/?p=show_film&fid=2615 ID 2615]
«Детство Ратибора» — советский рисованный мультфильм по мотивам книги Валентина Дмитриевича Иванова «Русь изначальная». Фильм создал режиссёр Роман Давыдов на студии «Союзмультфильм» в 1973 году.
Содержание
Эпиграф
В качестве эпиграфа в начале мультфильма используется фальшивая «цитата о доблести и мужестве русов и „росичей“», якобы «принадлежащая Захарии Ритору»:
Мужи росские — доблестные воины.
Однако реальный текст Захарии о народе «ерос» и его соседях выглядит следующим образом:
Сюжет
Ратибор растет и изучает мир. Отец его, сильный «росич»-воин, учит сына езде на лошади, стрельбе из лука, рассказывает историю «Роси/Руси», а Ратибор с огромным любопытством внимает ему. Главное, что должен понять человек, родившийся на «Роси/Руси» — «смерть не страшна, страшна жизнь в неволе». Этому учит маленького Ратибора его отец. Ратибор познает окружающий его мир — славянский род живёт единым целым с природой, бережно заботится о земле, возделывая её. Основная забота старших — о будущем своего рода. «Придёт беда аль нет, а ты паши да сей. Верить надо в лучшее, жизни ждать» — учит Ратибора его дед.
Но на земли «росичей» уже наступают грозные враги — хазары. Воины-«росичи» бесстрашно бьются, но хазар слишком много, и уже захвачена деревня, где живёт маленький Мстислав. Дед посылает Мстислава добежать до посада (где живёт Ратибор с родителями) и оповестить о беде, но мальчика настигает вражеская стрела. Тогда дед Мстислава добирается до реки и в лодке плывет за помощью. Другие селения о беде оповещает дым сигнальных костров. Волхвы приходят на капище и взывают к богам славян — к Стрибогу, Даждьбогу, к берегиням — даровать славянам победу в бою, сохранить славянский род. Собирается армия «росичей» — воинов, сильных духом и телом. «Росичи» разбивают врага, но во время боя погибает много отважных воинов-«росичей», а копье раненого врага в финале боя попадает в сердце отца Ратибора.
Создатели
Интересные факты
Достоверность
См. также
Напишите отзыв о статье «Детство Ратибора»
Примечания
Ссылки
Отрывок, характеризующий Детство Ратибора
– Петр Кириллович.
– Ну, Петр Кириллович, пойдем, мы тебя отведем. В совершенной темноте солдаты вместе с Пьером пошли к Можайску.
Уже петухи пели, когда они дошли до Можайска и стали подниматься на крутую городскую гору. Пьер шел вместе с солдатами, совершенно забыв, что его постоялый двор был внизу под горою и что он уже прошел его. Он бы не вспомнил этого (в таком он находился состоянии потерянности), ежели бы с ним не столкнулся на половине горы его берейтор, ходивший его отыскивать по городу и возвращавшийся назад к своему постоялому двору. Берейтор узнал Пьера по его шляпе, белевшей в темноте.
– Ваше сиятельство, – проговорил он, – а уж мы отчаялись. Что ж вы пешком? Куда же вы, пожалуйте!
– Ах да, – сказал Пьер.
Солдаты приостановились.
– Ну что, нашел своих? – сказал один из них.
– Ну, прощавай! Петр Кириллович, кажись? Прощавай, Петр Кириллович! – сказали другие голоса.
– Прощайте, – сказал Пьер и направился с своим берейтором к постоялому двору.
«Надо дать им!» – подумал Пьер, взявшись за карман. – «Нет, не надо», – сказал ему какой то голос.
В горницах постоялого двора не было места: все были заняты. Пьер прошел на двор и, укрывшись с головой, лег в свою коляску.
Х
30 го числа Пьер вернулся в Москву. Почти у заставы ему встретился адъютант графа Растопчина.
– А мы вас везде ищем, – сказал адъютант. – Графу вас непременно нужно видеть. Он просит вас сейчас же приехать к нему по очень важному делу.
Пьер, не заезжая домой, взял извозчика и поехал к главнокомандующему.
Граф Растопчин только в это утро приехал в город с своей загородной дачи в Сокольниках. Прихожая и приемная в доме графа были полны чиновников, явившихся по требованию его или за приказаниями. Васильчиков и Платов уже виделись с графом и объяснили ему, что защищать Москву невозможно и что она будет сдана. Известия эти хотя и скрывались от жителей, но чиновники, начальники различных управлений знали, что Москва будет в руках неприятеля, так же, как и знал это граф Растопчин; и все они, чтобы сложить с себя ответственность, пришли к главнокомандующему с вопросами, как им поступать с вверенными им частями.
В то время как Пьер входил в приемную, курьер, приезжавший из армии, выходил от графа.
Курьер безнадежно махнул рукой на вопросы, с которыми обратились к нему, и прошел через залу.
Дожидаясь в приемной, Пьер усталыми глазами оглядывал различных, старых и молодых, военных и статских, важных и неважных чиновников, бывших в комнате. Все казались недовольными и беспокойными. Пьер подошел к одной группе чиновников, в которой один был его знакомый. Поздоровавшись с Пьером, они продолжали свой разговор.
– Как выслать да опять вернуть, беды не будет; а в таком положении ни за что нельзя отвечать.
– Да ведь вот, он пишет, – говорил другой, указывая на печатную бумагу, которую он держал в руке.
– Это другое дело. Для народа это нужно, – сказал первый.
– Что это? – спросил Пьер.
– А вот новая афиша.
Пьер взял ее в руки и стал читать:
«Светлейший князь, чтобы скорей соединиться с войсками, которые идут к нему, перешел Можайск и стал на крепком месте, где неприятель не вдруг на него пойдет. К нему отправлено отсюда сорок восемь пушек с снарядами, и светлейший говорит, что Москву до последней капли крови защищать будет и готов хоть в улицах драться. Вы, братцы, не смотрите на то, что присутственные места закрыли: дела прибрать надобно, а мы своим судом с злодеем разберемся! Когда до чего дойдет, мне надобно молодцов и городских и деревенских. Я клич кликну дня за два, а теперь не надо, я и молчу. Хорошо с топором, недурно с рогатиной, а всего лучше вилы тройчатки: француз не тяжеле снопа ржаного. Завтра, после обеда, я поднимаю Иверскую в Екатерининскую гошпиталь, к раненым. Там воду освятим: они скорее выздоровеют; и я теперь здоров: у меня болел глаз, а теперь смотрю в оба».