Девиация языка влево что значит
О чём расскажет язык?
Раньше, посещая врача, обязательно слышал фразу «покажите язык». Что такого интересного хотели увидеть старые терапевты и педиатры? Нынешние врачи на язык не смотрят, а всё больше пишут и печатают на компьютере. Михаил Смотров, Волгоград
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, внешний вид языка, величина, симметричность, обложенность, сглаженность рисунка имеют значение для диагностики болезней ЖКТ (желудочно-кишечного тракта), а также системы крови. Двигательные нарушения языка играют важную роль в диагностике патологии нервной системы. Осмотр языка – непременный элемент работы стоматолога, терапевта, педиатра, невролога и других специалистов. А делают они это или нет, это вопрос уже другой.
Диагностику по языку следует проводить утром, натощак, при естественном дневном освещении и после предварительного ополаскивания ротовой полости.
На что же обращает внимание доктор, глядя на язык пациента?
– Девиация языка (отклонение от прямой линии влево или вправо) свидетельствует о поражении подъязычного нерва, что бывает, например, при инсультах.
– Дрожание языка свидетельствует о тиреотоксикозе (повышенная выработка гормонов щитовидной железы), неврастении, алкоголизме.
– Макроглоссия – аномально большой язык. Увеличение может захватывать весь орган или его отделы. Язык не помещается во рту, выступает наружу, на нём определяются отпечатки зубов. Речь затруднена, может нарушиться глотание. Причины разные: врождённый дефект развития, опухоли, воспаление, амилоидоз (отложение в тканях языка белка – амилоида).
Цвет языка иногда зависит от особенностей пищи. Обычно он бледно-розовый, без налёта, с ровной складкой и выраженными сосочками на поверхности. При употреблении некоторых продуктов – ягод, фруктов, соков, не говоря уже о газировках и леденцах, язык может приобретать разнообразные весьма экзотические цвета и оттенки.
Следует обращать особое внимание на сочетанные изменения цвета и структуры слизистой оболочки спинки языка.
– Лакированный язык – гладкий, часто болезненный, утративший вкусовые сосочки. Встречается при раке желудка, неспособности организма усваивать витамин В2, хронических колитах (заболеваниях кишечника). При пеллагре (дефицит никотиновой кислоты и витамина В) язык покрыт трудно отделяемым налётом чёрно-коричневого цвета, с трещинами, напоминает шахматную доску. В поздней стадии пеллагры язык приобретает красный оттенок с лакированной поверхностью – «кардинальский язык».
– Обложенность языка характеризуется изменением его поверхности с появлением налёта. Как правило, налёты свидетельствуют о заболеваниях пищеварительного тракта.
Например, тонкий, легко снимающийся налёт на языке и металлический вкус во рту сопутствуют острому гастроэнтериту (поражению желудка и тонкого кишечника).
Хронический гастроэнтерит всегда сопровождается липким, трудно снимающимся налётом серого цвета с гнилостным запахом изо рта и едким вкусом.
Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки часто проявляется серым налётом на языке.
Налёт жёлтых и коричневых оттенков сигнализирует о заболеваниях печени и желчного пузыря. Как правило, сопровождается вкусом горечи.
– Гунтеровский язык (малиновый) – ярко-красная окраска языка и глянцевитость его поверхности, появляющиеся при дефиците витамина В12 и фолиевой кислоты. Такой язык – признак В12-дефицитной или фолиеводефицитной анемии.
– При железодефицитной анемии язык, как и другие слизистые оболочки, бледный.
– «Географический» язык характеризуется наличием на его поверхности различных по цвету и величине участков с глубокими бороздами и рельефами, по внешнему виду напоминает карту «морей» и «континентов». По сути дела – это чередование нормальных участков с участками, на которых атрофировались вкусовые сосочки и слущился эпителий. Такой язык достаточно загадочен, может указывать на пищевую аллергию (у детей), на глистные инвазии, токсикоз беременных, хронические заболевания желудочно-кишечного тракта и даже некоторые формы психических расстройств. Если увидели такое в зеркале, то скорее к врачу, он разберётся.
– Волосатый язык – удлинение сосочков на спинке языка с изменением их цвета на чёрный или коричневый. Может возникать при антибиотикотерапии и других состояниях, до настоящего времени не идентифицированных.
У пожилых людей язык может покрываться трещинами, довольно глубокими и «разделяющими» язык на дольки (бороздчатый язык). Также сухой язык с многочисленными трещинами может указывать на сахарный диабет, лихорадку, диарею. Налёт, трещины, эрозии, грибковые высыпания возникают под воздействием лекарственных препаратов, в частности антибиотиков.
Так что не стесняйтесь и не забывайте регулярно показывать язык хотя бы себе самому, чтобы не пропустить сигналы о том, что не всё благополучно в организме.
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
Девиация языка влево что значит
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Девиация языка – это отклонение языка в какую-либо сторону (вправо или влево) от срединной линии тела.
Статья:
Девиация языка – это отклонение языка в какую-либо сторону (вправо или влево) от срединной линии тела. Проявляется при функциональных нагрузках и артикуляционных пробах.
Если здорового человека попросить высунуть язык, то он без труда сделает это, при этом орган будет располагаться ровно посередине ротовой полости. В случае пареза мышц одной половины языка происходит его отклонение в слабую сторону (подбородно-подъязычная мышца здоровой стороны выталкивает язык в сторону паретичных мышц).
В каких случаях возникает девиация языка
Основной причиной девиации языка являются нарушения в функционировании нервной системы, вызванные патологиями головного мозга.
Девиация языка часто возникает при инсульте – это нарушение кровообращения головного мозга, которое сопряжено с неврологическими симптомами. Это очень серьезное заболевание, при котором существует большая вероятность летального исхода (примерно в 25% случаев).
Девиация языка при инсульте – это только один из симптомов, которые могут проявиться у человека. В частности, может возникнуть атрофия мышц лица, частичная или полная парализация тела.
Симптомы девиации языка
При девиации язык всегда отклоняется в сторону слабой половины, независимо от того, следствием какого (надъядерного или ядерного) поражения является слабость мышцы языка. Данное нарушение происходит из-за неправильной работы подъязычного нерва, в результате чего мышцы языка с левой стороны становятся существенно слабее, чем с правой (и наоборот, в зависимости от того, куда смещается орган).
Важно убедиться, что девиация является истинной, а не ложной. Мнимое впечатление о наличии отклонения языка может возникнуть при асимметрии лица, которая обусловлена односторонней слабостью мимических мышц.
Диагностика
Диагностировать девиацию языка в большинстве случаев достаточно просто – необходимо попросить пациента просто высунуть язык. При наличии отклонения делается вывод о том, какая именно сторона мышц более слабая.
Другой способ диагностики заключается в том, что пациента просят сделать быстрые движения языком из стороны в сторону. Если наличие патологии не очевидно, то больного просят поочередно надавить языком на обе щеки с внутренней стороны. Специалист проверяет с помощью руки силу этого надавливания, касаясь к внешней стороне щеки.
Девиация языка у детей
Девиация языка встречается не только у взрослых, но и у детей. Но причиной этого нарушения становится не ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения), а другие патологии.
В частности, девиация языка наблюдается при дизартрии у детей. Когда ребенка просят вытащить язык и удерживать его на нижней губе на счет до 5, то язык трясется, дрожит и он явно стремится сдвинуться в сторону – это характерный признак дизартрии. Из-за гиперкинезов происходит нарушение произношения группы шипящих, свистящих и сонорных звуков. Речь у таких детей невнятна, монотонна, невыразительна, ее достаточно трудно разобрать (у ребенка как будто «каша во рту»).
Способы лечения
Важно понимать, что девиация языка – это не самостоятельное заболевание, а только лишь симптом какой-то серьезной патологии. Соответственно, чтобы избавиться от этого симптома, нужно лечить первопричину, т.е. то заболевание, проявлением которого является девиация языка.
В случае стертой дизартрии у детей, проводятся не только занятия с логопедом и тренировка правильного звукопроизношения, но и массаж шеи, подбородка и воротниковой зоны. Часто в коррекции девиации используется массаж языка с помощью специальных логопедических зондов.
С медицинской стороны лечения необходимо добиться стимуляции мозгового кровообращения. Применяются ноотропные средства, а также различные витаминные комплексы. Положительное влияние оказывает рефлексотерапия и плавание.
Покажи себе язык. О каких болезнях предупреждает «мышечный гидростат»
«Белгородская правда» консультируется с врачом-терапевтом областной больницы святителя Иоасафа Леной Кубаевой
Что должен сделать с утра каждый заботящийся о своём здоровье человек? Выпить стакан воды, почистить зубы, сделать, в конце концов, так долго намечаемую зарядку. А ещё высунуть перед зеркалом язык и внимательно его осмотреть.
Осмотр
«Очень часто на приёме я прошу пациента показать язык, ведь его состояние подсказывает, в каком направлении мне, как врачу-диагносту, двигаться, какие обследования делать, – говорит Лена Кубаева. – Форма языка, его подвижность, цвет, увлажнённость, наличие или отсутствие налёта, оттенок и толщина говорят о локализации патологических процессов в организме и стадии их развития».
В восточной медицине язык считают своеобразной картой внутренних органов – древние китайские эскулапы диагностировали по нему более 200 болезней. Но и в нынешние времена УЗИ, компьютерной томографии и прочих современных методов обследования не стоит пренебрегать осмотром языка.
«В моей практике немало пациентов, которые на приёме сразу же заявляли: «Пришли, потому что с моим языком что‑то не так». То есть для людей это был достаточно серьёзный повод проверить своё здоровье, и действительно во всех случаях были диагностированы хронические заболевания», – говорит Лена Алексеевна.
Эта первоначальная диагностика доступна каждому. Так что покажи себе язык, и если он гладкий, розовый, увлажнённый, то живи спокойно. На что, по мнению врача, надо обратить внимание в ином случае?
Налёт
Как правило, налёт свидетельствует о заболеваниях пищеварительного тракта, ведь ротовая полость – начальное звено сложной цепочки многих органов. Поэтому их заболевания обязательно проявляются изменениями внешнего вида языка, высыпаниями, изъязвлениями.
Налёт жёлтого или коричневого оттенка сигнализирует о заболеваниях печени и желчного пузыря, поджелудочной железы.
Тонкий, легко снимающийся налёт на языке и металлический вкус сопутствуют острому поражению желудка и тонкого кишечника – гастроэнтериту. Хронический гастроэнтерит сопровождает трудноснимающийся налёт серого цвета с гнилостным запахом изо рта и едким вкусом.
При хронических запорах и глистной инвазии цвет налёта бывает грязным, бело-серым.
Желтоватый у корня часто встречается при хроническом тонзиллите – как результат хронической инфекции миндалин.
«Красный язык стопроцентно указывает на анемию, даже если её не показал общий анализ крови, – утверждает Лена Кубаева. – Специальный анализ определит её ещё пока скрытый характер».
Такая окраска языка появляется также при дефиците витамина В12 и фолиевой кислоты. А без ярко-красного языка не бывает скарлатины.
Жёлтый, зелёный, фиолетовый – такую радугу во рту легко получить благодаря современным лекарственным средствам с химическими красителями. Простая пастилка от кашля может надолго окрасить ваш язык в ядовитый цвет.
Девиация
Отклонение языка от прямой линии вправо, влево или иная девиация языка говорят о поражении подъязычного нерва, что бывает при инсультах либо ишемической атаке.
«В последнем случае при быстрой медицинской помощи этот признак уходит бесследно», – говорит врач.
Трещины
У пожилых людей язык может покрываться глубокими, как бы разделяющими его на дольки трещинами.
«Это свидетельствует о снижении общих функций организма, многолетних хронических гастритах, колитах. Станет ли язык бороздчатым, во многом зависит от того, ведёт ли пациент здоровый образ жизни», – объясняет Лена Кубаева.
Географический
Если постараться, то на таком языке можно видеть карту «морей» и «континентов». В столь причудливую картину сливаются различные по цвету и величине участки с бороздами. Так чередуются нормальные участки с теми, на которых атрофировались вкусовые сосочки и слущился эпителий.
Для географического языка много причин. Это пищевая аллергия у детей, глистные инвазии, заболевания кроветворной системы, хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, анемия при дефиците витамина В12.
Сухой
«Сухой язык с многочисленными трещинами редко встречается в терапевтической практике, но его хорошо знают врачи скорых. Я неоднократно наблюдала его у пациентов с тяжёлыми формами сахарного диабета, при сильной лихорадке, интоксикации», – вспоминает Лена Кубаева.
Дрожь
Дрожащий язык указывает на болезнь Паркинсона либо на повышенную выработку гормонов щитовидной железы – тиреотоксикоз.
Аномально большой
Такой увеличившийся язык не умещается во рту, выступает наружу. Речь затруднена, может нарушиться глотание. Резко снижаются вкусовые ощущения. Человек перестаёт ощущать сладкое, кислое или горькое. Врач ставит диагноз: глоссит.
«Это мучительное для пациентов заболевание, у которого есть много причин: не леченные ранее болезни желудочно-кишечного тракта, хронические заболевания дёсен и зубов и даже некоторые формы психических расстройств. Без ремиссии, которой врач с пациентом порой добиваются годами, трудно говорить об исчезновении этого симптома», – объясняет Лена Алексеевна.
Чистка языка
Диагностику по языку лучше всего проводить ранним утром, натощак, при хорошем освещении. Затем можно позавтракать и только потом почистить зубы и язык.
«Вопрос пациенту: «Чистите ли вы язык?» – часто вызывает недоумение. Этим занимаются считанные единицы, – говорит врач. – Но ведь его поверхность состоит из сосочков, на которых оседают остатки пищи и скапливаются микробы, что может стать причиной инфицирования всего организма».
Чистить язык просто: достаточно провести по нему 3–4 раза ребристой поверхностью обычной зубной щётки.
И ещё – не занимайтесь самодиагностикой.
«Увидев, например, коричневый налёт, пациенты заглядывают в Интернет и с ужасом видят, что это признак онкологии или гепатита. Начинают самостоятельно делать массу анализов и с готовым «диагнозом» идут к врачу. А причина такого налёта порой совершенно не опасна для жизни. Интернет часто даёт неверную информацию, а помочь вам может только специалист», – предупреждает Лена Кубаева.
Знаете ли вы, что
язык – это не одна, а восемь мышц, которые переплетаются друг с другом, создавая гибкую матрицу (подобную хоботу слона), называемую «мышечный гидростат»;
мышцы языка являются единственными мышцами человеческого тела, которые работают независимо от скелета;
на языке находится от 2 000 до 4 000 вкусовых рецепторов. Клетки вкусовых рецепторов обновляются каждую неделю.
Девиация языка влево что значит
1. Актуальность проблемы.
2. Симптоматика стертой дизартрии.
3. Неврологический статус детей с дизартрией.
4. Диагностика стертых или минимальных проявлений дизартрии.
5. Место логопедического массажа в комплексной системе коррекционно-логопедического воздействия.
6. Основные цели логопедического массажа.
1. Актуальность проблемы
Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение звуков.
Стертая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройстве фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.
Исследования детей в массовых садах показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60 % детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространенных нарушений – стертая дизартрия. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.
Стертая дизартрия чаще всего диагностируется после пяти лет. Для раннего выявления стертой дизартрии и правильной организации комплексного воздействия необходимо знать симптомы, характеризующие это нарушение. Анализ анамнестических сведений показывает, что имеют место отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония, нефропатия и др.); асфиксия новорожденного, стремительные или затяжные роды. В первый год жизни многие наблюдались у невролога, назначалось медикаментозное лечение и массаж. В диагнозе до года стояло ПЭП (перинатальная энцефалопатия). Развитие ребенка после одного года, как правило; у всех бывает благополучным, невропатолог больше не наблюдает этих детей, и ребенок считается здоровым.
При обследовании в поликлинике у логопеда, у детей в возрасте 5-6 лет со стертой дизартриейвыявляются следующие симптомы: нарушения общей моторики, мелкой моторики рук, патологические особенности в артикуляционном аппарате, нарушение звукопроизношения и просодики.
2. Симптоматика стертой дизартрии
Дети со стертой дизартрией моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т. д. Плохо подражают при имитации движений. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений.
Мелкая моторика рук
У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками («зеркальное письмо», плохой почерк, медленный темп письма и др.)
Особенности артикуляционного аппарата
У детей со стертой дизартрией выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате.
Паретичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т. к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый. Кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.
Спастичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лица при пальпации твердые, напряженные.Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у к-рых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка».Язык при спастическом симптоме изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.
при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании подержать широкий язык на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкий цианоз (посинение кончика языка, а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или поперечном направлении). В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом артикуляционного аппарата.
при стертой дизартрии выявляется одновременно в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении от одного движения к другому. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому. У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.
Девиация,т. е. отклонения языка от средней линии, проявляется также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке, со сглаженностью носогубной складки.
Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатываю слюну, при этом страдают произносительная сторона речи и просодика.
При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т. е. по заданию дети выполняют все артикуляционные движения – например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т. д.При анализе же качества выполнения этих движений можно отметить: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, их смешению и ухудшению в целом просодической стороны речи.
Звукопроизношение. При первоначальном знакомстве с ребенком звукопроизношение его оценивается как сложная дислалия или простая дислалия.При обследовании звукопроизношениявыявляются: смешение, искажение звуков, замена и отсутствие звуков, т. е. те же варианты, что и при дислалии. Но, в отличие от дислалии, речь при стертой дизартрии имеет нарушения и просодической стороны. Нарушения звукопроизношения и просодики влияют на разборчивость речи, внятность и выразительность. Некоторые дети обращаются в поликлинику после занятий с логопедом. Родители задают вопрос, почему звуки, которые логопед поставил, не используются в речи ребенка. При обследовании выясняется, что многие дети, которые искажают, пропускают, смешивают или заменяют звуки, изолированно эти же звуки могут правильно произносить. Таким образом, звуки при стертой дизартрии ставятся теми же способами, что и при дислалии, но долго не автоматизируются и не вводятся в речь. Наиболее распространенным нарушением является дефект произношения свистящих и шипящих. Дети со стертой дизартрией искажают, смешивают не только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные.
Достаточно часто отмечаются межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов сложной слоговой структуры, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных.
Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдают голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса,имитируя голоса животных: коровы, собаки и т. п.).
У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становится захлебывающейся.
3. Неврологический статус детей с дизартрией
Исследование неврологического статуса детей с дизартрией (со стертой дизартрией) выявляет определенные отклонения в нервной системе, проявляющиеся в форме неярко выраженного преимущественно одностороннего, гемисиндрома. Паретические симптомы наблюдаются в артикуляционной и общей мускулатуре, что связано с нарушением иннервации лицевого, языкоглоточного или подъязычного нервов.
В случаях нарушения функций подъязычного нерва отмечается отклонение кончика языка в сторону пареза, ограничивается подвижность в средней части языка. При подъеме кончика языка и средней части языка зазубно средняя часть его быстро опускается на сторону пареза, обуславливая возникновение боковой струи воздуха.
У части детей преобладают нарушения функции языкоглоточного нерва. В этих случаях ведущими в симптоматике нарушений являются расстройства фонации, появление назализации, искажение или отсутствие заднеязычных звуков. Часто выявляется нарушение мышечного тонуса. Существенно при дизартрии страдает голос. Он становится хриплым, напряженным или же, наоборот, очень тихим, слабым.
Таким образом, неразборчивая речь при дизартрии обусловлена не только расстройством собственно артикуляции, но и нарушением окраски речи, ее мелодико-интонационной стороны, т. е. нарушением просодики. При дизартрии характерна невыразительность речи, монотонность интонации, назальный оттенок произношения.
Исследования Лопатиной Л. В. выявили у детей со стертой дизартриейнарушения иннервации мимической мускулатуры: наличие сглаженности носогубных складок, асимметричность губ, трудности подъема бровей, зажмуривания глаз. Наряду с этим характерными симптомами являются трудности переключения с одного арт. Движения на другое, сниженный объем движений губ и языка; движения губ выполняются не в полном объеме, носят приблизительный характер, наблюдаются трудности в растягивании губ. При выполнении упражнений для языка отмечается избирательная слабость некоторых мышц языка, неточность движений, трудности распластывания языка, подъема и удержания языка наверху, тремор кончика языка; у некоторой части детей – замедление темпа движений при повторном выполнении задания.
У многих детей отмечается: быстрое утомление, повышение саливации, наличие гиперкинезов мышцы лица и язычной мускулатуры. В некоторых случаях выявляется отклонение языка – девиация.
Особенности мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей со стертой дизартрией свидетельствуют о неврологической симптоматике и связаны с парезами подъязычных и лицевых нервов. Эти нарушения чаще всего не выявляются первично неврологом и могут быть установлены только в процессе тщательного логопедического обследования и динамического наблюдения в ходе коррекционно-логопедической работы.
Фонетические и просодические нарушения при стертой дизартрии обусловлены паретичностью или спастичностью отдельных групп мышц артикуляционного, голосового и дыхательного отдела речевого аппарата.Вариативность и мозаичность этих нарушений обусловливает разнообразие фонетических и просодических нарушений:
— межзубное произношение переднеязычных в сочетании с горловым р.
— боковое произношение свистящих, шипящих и аффрикат;
— дефект смягчения: объясняется спастичностью кончика языка и тенденцией его к более передней артикуляции;
— свистящие сигматизмы: формируются, когда шипящие из-за паретичности кончика языка образуются в нижней позиции языка;
— шипящие сигматизмы: могут быть объяснены спастичностью языка, когда язык утолщен и напряжен;
— дефекты озвончения: их нужно рассматривать как частичное нарушение голоса, фонационные расстройства и другие фонетические нарушения.
Все перечисленные нарушения звукопроизношения сочетаются с разнообразными фонационными, просодическими и дыхательными нарушениями.
У детей со стертой дизартрией кроме нарушений звукопроизношения отмечаются нарушение голоса и его модуляций, слабость речевого дыхания, выраженные просодические нарушения. Вместе с тем в разной степени нарушаются общая моторика и тонкие дифференцированные движения рук. Выявленные моторная неловкость, недостаточная координированность движений служат причиной отставания формирования навыков самообслуживания, а несформированность тонких дифференцированных движений пальцев рук является причиной трудностей при формировании графомоторных навыков.
В ИССЛЕДОВАНИЯХ, ПОСВЯЩЕННЫХ ПРОБЛЕМЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ПРИ СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИИ, ОТМЕЧАЕТСЯ, ЧТО НАРУШЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И ПРОСОДИКИ ЯВЛЯЮТСЯ СТОЙКИМИ И ВО МНОГИХ СЛУЧАЯХ НЕ ПОДДАЮТСЯ КОРРЕКЦИИ.
4. Диагностика стертых или минимальных проявлений дизартрии
Основные критерии диагностики
• наличие слабо выраженных, но специфических артикуляционных нарушений в виде ограничения объема наиболее тонких и дифференцированных артикуляционных движений, в частности недостаточность загибания кончика языка вверх, а также асимметричное положение вытянутого вперед языка, его тремор и беспокойство в этом положении, изменения конфигурации;
• наличие синкинезий (движение нижней челюсти при движении языка вверх, движений пальцев руки при движениях языка, как правило, сопутствующие движения пальцев правой руки (особенно часто большого пальца);
• замедленный темп артикуляционных движений;
• трудность удержания артикуляционной позы;
• трудность в переключении артикуляционных движений;
• стойкость нарушений звукопроизношения и трудность автоматизации поставленных звуков;
• наличие просодических нарушений.
В ряде случаев для диагностики минимальных проявлений дизартрии помогают функциональные пробы.
ПРОБА 1. Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед и удерживать его неподвижно по средней линии и одновременно следить глазами за перемещающимся в боковых направлениях предметом. Проба является положительной и свидетельствует о дизартрии, если в момент движений глаз отмечается некоторое отклонение языка в эту же сторону.
ПРОБА 2. Ребенка просят выполнять артикуляционные движения языком, положив при этом руки на его шею. При наиболее тонких дифференцированных движениях языка ощущается напряжение шейной мускулатуры, а иногда и видимое движение с закидыванием головы, что свидетельствует о дизартрии.
5. Место логопедического массажа в комплексной системе коррекционно-педагогического воздействия
Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи.
Массаж используется в работе с детьми, у которых диагностированы такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе и ее стертые формы, ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. Логопедический массаж применяется в коррекционной практике во всех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.
Логопедический массаж – часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. И нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.
При преодолении артикуляторных нарушений логопедический массаж проводится наряду с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастикой. Эти средства нормализации речевой моторики применяются в логопедической практике давно, однако приемы дифференцированного массажа, а также дифференцированной пассивной и активной гимнастики в логопедической практике до недавнего времени были разработаны недостаточно.
Расширяя возможности движений речевых мышц, можно рассчитывать на лучшее спонтанное включение этих мышц в артикуляционный процесс, что в свою очередь повысит качество звуковой системы речи. Предлагаются различные способы проведения массажа, пассивных и активных движений в зависимости от характера неврологических расстройств речевых мышц у данного ребенка.
В своей практической работе с дошкольниками я использую приемы и методы логопедического массажа, разработанные Новиковой Е. Н. и представленные в ее работах «Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения: наглядное практическое пособие», «Нетрадиционные методы массажа артикуляционного аппарата при тяжелых случаях нарушения звукопроизношения» (только для работы со слушателями на лекции, Дьяковой Е. А. «Логопедический массаж», учитываю рекомендации по проведению логопедического массажа Архиповой Е. Ф. («Логопедический массаж (из опыта работы).
В работе Дьяковой Е. А. представлено физиологическое обоснование целесообразности использования массажа в логопедической практике, изложены научные представления о строении и анатомо-физиологических механизмах периферического речедвигательного аппарата, систематизированы приемы дифференцированного логопедического массажа с учетом этиопатогенетических механизмов тех расстройств, при которых целесообразно его использование.
6. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА
1. Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры.
2. Уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата.
3. Снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т. д.)
4. Стимуляция проприоцептивных ощущений.
5. Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений.
6. Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность.
7. Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Поваляева М. А. Справочник логопеда.
2. Дьякова Е. А. «Логопедический массаж».
3. Куликовская Т. А. «Массаж лицевых мышц».
4. Новикова Е. В. «Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения».
5. Блыскина И. В. Комплексный подход и коррекция речевой патологии у детей. Логопедический массаж. Методическое пособие для педагогов образовательных учреждений.
6. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие.
7. Архипова Е. Ф. «Логопедический массаж» (из опыта работы).
8. Архипова Е. Ф. «Стертая дизартрия у детей».
9. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. «Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии).
10. «Логопедия» под ред. Волковой Л. С. и Шаховской С. Н.