Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины

Спроси библиотекаря

На картине Валентина Серова«Девочка с персиками» изображена 11-летняя дочь хозяина усадьбы Абрамцево Вера Мамонтова.

Виктор Васнецов написал картины «Боярышня» и «Девушка с кленовой веткой», на которых так же изображена «Абрамцевская богиня» Вера Мамонтова.

Картина Валентина Серова«Девочка с персиками» хранится Государственной Третьяковской галерее: https://www.tretyakovgallery.ru

Дорогие читатели!

Специалисты библиографического отдела помогут вам найти информацию о книгах, статьях, Интернет-ресурсах, а также подобрать список литературы по конкретной теме.

Правила выполнения запроса

Вы можете:
— узнать, есть ли необходимые вам книги, журналы, газеты, диски и прочее в фондах нашей библиотеки;
— уточнить элементы библиографического описания издания (автор, заглавие, выходные данные);
— подобрать список литературы по интересующей вас теме;
— получить информацию о конкретном факте, персоне, событии;
— получить информацию по краеведению;
— получить информацию по правовым вопросам, используя СПС «КонсультантПлюс».
Ответ на ваш вопрос будет размещен в разделе «Ответы на вопросы читателей».
Справочная служба библиотеки не предоставляет:
— готовые рефераты, сочинения, курсовые и дипломные работы;
— полные тексты документов;
— сканированные материалы;
— информацию развлекательного характера (решение кроссвордов, участие в интеллектуальных играх, викторинах и т.п.);
— информацию, связанную с коммерческой деятельностью;
— информацию, направленную на нарушение действующего законодательства.
Мы оставляем за собой право удалять и не отвечать на некорректные вопросы и реплики.
Запросы выполняются ежедневно с 9:00 – 18:00 (кроме выходных и праздничных дней). Срок выполнения запроса от 1 до 3 рабочих дней (в зависимости от сложности).

Источник

Судьба девочки с персиками

Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть картинку Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Картинка про Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины

Верочка Мамонтова, конец 1880-х.

Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть картинку Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Картинка про Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины

Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть картинку Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Картинка про Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины

Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть картинку Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Картинка про Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины

«Девушка с кленовой веткой». В.Васнецов, 1896 год
В этом же платье Вера венчалась с А.Д.Самариным

Через девять лет после «Девочки с персиками» еще один портрет Веры написал Виктор Васнецов, пообещав подарить ей его только в том случае, если она выйдет замуж за русского.

Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть картинку Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Картинка про Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины

Вскоре подарок уже висел над письменным столом ее мужа: Вера вышла замуж за Александра Дмитриевича Самарина, будущего обер-прокурора Святейшего Синода (министра по делам церкви) и предводителя дворянства города Москвы.
Популярность его среди православных москвичей была так велика, что когда летом 1917 года в Москве избирали митрополита, среди кандидатов были: архиепископ Тихон Ярославский (позже избранный Патриархом) и мирянин Александр Самарин.

Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть картинку Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Картинка про Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины

Вера Саввишна и Александр Дмитриевич Самарины, 1903 год. Италия, Рим, свадебное путешествие.

Радовались за них все – молодые давно любили друг друга, но пожениться смогли только после смерти отца Александра Дмитриевича, который долгие годы не давал согласие на его брак с Верой.
Поселились молодожены в своем имении неподалеку от села Аверкиево Павло-Посадского района. А в апреле 1904 года у Самариных появился первенец, Юрочка.

Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть картинку Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Картинка про Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины

Вера Саввишна Самарина (Мамонтова) с сыном Юрием, 1904 год.

Панихида по Вере Саввишне, 1908 год.

Похоронили ее в любимом Абрамцеве, около церкви Спаса Нерукотворного.
Вере было всего 32 года.

Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть картинку Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Картинка про Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины

Александр Дмитриевич пережил Веру на 25 лет. Больше он никогда не женился.
В память о любимой жене Самарин построил храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, недалеко от их усадьбы.

Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть картинку Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Картинка про Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины

Храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, архитектор Башкиров.

В 30-е годы храм был закрыт и разграблен и все годы советской власти использовался как подсобное помещение, в том числе для хранения различных химических удобрений. Сейчас усилиями прихожан, спонсоров и меценатов храм почти восстановлен.

Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть картинку Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Картинка про Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины

А.Д.Самарин с дочерью Лизой в якутской ссылке, 1926 год.

Сам Александр Дмитриевич погиб в ГУЛАГе в 1932 году.
Все годы якутской ссылки с ним провела его дочь, Лиза.

Источник

Что объединяет картины «девочка с персиками» и «абрамцевская богиня»?

Что объединяет картины «девочка с персиками» и «абрамцевская богиня»?

Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть картинку Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Картинка про Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины

Они девочи ясно тебе и мне.

Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть картинку Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Картинка про Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины

Как называется всемирная сеть, объединяющая в себе большинство существующих в мире сетей?

Как называется всемирная сеть, объединяющая в себе большинство существующих в мире сетей?

Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть картинку Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Картинка про Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины

Однажды жители Лилипутии решили выяснить, сколько необходимо слив, чтобы уравновесить яблоко?

Однажды жители Лилипутии решили выяснить, сколько необходимо слив, чтобы уравновесить яблоко.

При этом лилипуты выяснили, что яблоко уравновешивается на чашечках весах персиком и сливой.

Два ананаса уравновешиваются тремя персиками.

Яблоко и слива уравновешивается ананасом.

Помоги решить задачу!

Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть картинку Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Картинка про Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины

Задали сделать презентацию на тему «информатика объединяет мир»?

Задали сделать презентацию на тему «информатика объединяет мир».

Что можно там написать?

Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть картинку Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Картинка про Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины

Яблоня, виноград, груша, персик, слива?

Яблоня, виноград, груша, персик, слива.

Клавиатура, мышь, принтер, сканер, микрофон.

Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть картинку Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Картинка про Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины

Богини Гера, Афродита и Афина пришли к юному Парису, чтобы тот установил, кто из них прекраснее всех?

Богини Гера, Афродита и Афина пришли к юному Парису, чтобы тот установил, кто из них прекраснее всех.

Они высказали следующие утверждения.

Афродита : Я с амая прекрасная.

Гера : Я самая прекрасная.

Афина : Афродита не самая прекрасная.

Афродита : Гера не самая прекрасная.

Афина : Я самая прекрасная.

Парис предположил, что все утверждения прекраснейшей из богинь истинны, а все утверждения двух других ложны.

Считая это предположение истинным, определите, кто прекраснейшая из богинь.

Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть картинку Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Картинка про Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины

1. К какому типу сети (локальная или глобальная) относится : • сеть, связывающая все административные службы завода ; • сеть, объединяющая все университеты России ; • сеть, объединяющая все оборонные предприятия Урала ; • сеть, объединяющая все учебные классы школьников?

Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть картинку Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Картинка про Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины

Картина это документ или нет?

Картина это документ или нет?

Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть картинку Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Картинка про Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины

6. На улице, став в кружок, беседуют четыре девочки : Аня, Валя, Галя, Надя?

6. На улице, став в кружок, беседуют четыре девочки : Аня, Валя, Галя, Надя.

Девочка в зеленом платье (не Аня и не Валя) стоит между девочкой в голубом платье и Надей.

Девочка в белом платье стоит между девочкой в розовом платье и Валей.

Какое платье носит каждая из девочек?

Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть картинку Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Картинка про Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины

Решить с помощью паскаль, расписать все.

Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть картинку Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Картинка про Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины

На улице, встав в кружок, беседуют 4 девочки : ира, Вера, оля и катяя?

На улице, встав в кружок, беседуют 4 девочки : ира, Вера, оля и катяя.

Девочка в голубом платье (не катя и оля) стоит между девочкой в белом платтье и ира.

Девочка в зеленом платье стоит между девочкой в розовом платье и олей.

Какого цвета платье на каждой из девочек?

Источник

sadalskij

СТАНИСЛАВ САДАЛЬСКИЙ

Народный блогер России

Девочка с персиками

Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть картинку Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Картинка про Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины
Верочка Мамонтова, конец 1880-х.

Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть картинку Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Картинка про Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины
«Девушка с кленовой веткой». В.Васнецов, 1896 год
В этом же платье Вера венчалась с А.Д.Самариным

Через девять лет после «Девочки с персиками» еще один портрет Веры написал Виктор Васнецов, пообещав подарить ей его только в том случае, если она выйдет замуж за русского.

Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть картинку Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Картинка про Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины
Вскоре подарок уже висел над письменным столом ее мужа: Вера вышла замуж за Александра Дмитриевича Самарина, будущего обер-прокурора Святейшего Синода (министра по делам церкви) и предводителя дворянства города Москвы.
Популярность его среди православных москвичей была так велика, что когда летом 1917 года в Москве избирали митрополита, среди кандидатов были: архиепископ Тихон Ярославский (позже избранный Патриархом) и мирянин Александр Самарин.

Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть картинку Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Картинка про Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины
Вера Саввишна и Александр Дмитриевич Самарины, 1903 год. Италия, Рим, свадебное путешествие.

Радовались за них все – молодые давно любили друг друга, но пожениться смогли только после смерти отца Александра Дмитриевича, который долгие годы не давал согласие на его брак с Верой.
Поселились молодожены в своем имении неподалеку от села Аверкиево Павло-Посадского района. А в апреле 1904 года у Самариных появился первенец, Юрочка.

Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть картинку Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Картинка про Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины
Вера Саввишна Самарина (Мамонтова) с сыном Юрием, 1904 год.

Панихида по Вере Саввишне, 1908 год.

Похоронили ее в любимом Абрамцеве, около церкви Спаса Нерукотворного.
Вере было всего 32 года.

Александр Дмитриевич пережил Веру на 25 лет. Больше он никогда не женился.
В память о любимой жене Самарин построил храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, недалеко от их усадьбы.

В 30-е годы храм был закрыт и разграблен и все годы советской власти использовался как подсобное помещение, в том числе для хранения различных химических удобрений. Сейчас усилиями прихожан, спонсоров и меценатов храм почти восстановлен.

Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть картинку Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Картинка про Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины
А.Д.Самарин с дочерью Лизой в якутской ссылке, 1926 год.

Сам Александр Дмитриевич погиб в ГУЛАГе в 1932 году.
Все годы якутской ссылки с ним провела его дочь, Лиза.

Источник

Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Смотреть картинку Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Картинка про Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картины. Фото Девочка с персиками и абрамцевская богиня что объединяет эти картиныngasanova

Вспомнить, подумать.

«Девочка с персиками»

Такой её написал Валентин Серов в «Девочке с персиками».

Её не стало очень рано — в 32 года, а все, кто хоть чуть-чуть знаком с русской
живописью, навсегда запомнили её двенадцатилетней.
Но, кроме Серова, Веру Мамонтову писали Виктор Васнецов, Николай Кузнецов,
Михаил Врубель. Шутили, что это «счастливая для художников девочка».

Веруша – дочь знаменитого мецената Саввы Мамонтова

Она была любимой и долгожданной дочкой железнодорожного магната, известнейшего
промышленника и предпринимателя Саввы Ивановича Мамонтова и его жены
Елизаветы Григорьевны.

До Веры у них уже родилось трое сыновей и, по семейной легенде, после третьих родов,
когда стало ясно, что «опять мальчик!», Елизавета Григорьевна пообещала мужу:
«Но следующей непременно будет девочка!»
Так и случилось. После трёх мальчиков в семействе Мамонтовых родились еще две дочери
— Вера и Александра.

И Верой её назвали неслучайно.

Имена своим детям Мамонтовы подбирали с умыслом: первые их буквы должны были
последовательно составить имя САВВА: Сергей — Андрей — Всеволод — Вера — Александра.
Елизавета Мамонтова очень любила своего мужа и была по-настоящему, без лицемерия
и ханжества, религиозна.


Валентин Серов писал своей невесте Ольге Трубниковой:
«Здесь, у Мамонтовых много молятся и постятся, т. е. Елизавета Григорьевна и дети
с нею. Не понимаю я этого, я не осуждаю, не имею права осуждать религиозность и
Елизавету Гр потому, что слишком уважаю её — я только не понимаю всех
этих обрядов. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности,
не переношу дьячков и т. д.), совестно становится. Не умею молиться, да и невозможно,
когда о Боге нет абсолютно никакого представления».

Но для Елизаветы Григорьевны то, что вызывало неприятие её любимца Антоши Серова,
было исполнено глубокого смысла. Имя «Вера» для матери Веруши связывалось с
важнейшей христианской добродетелью: вера была важнейшей составляющей её духовной
жизни. Такой же определяюще важной, как потом будет и для мужа Веры Александра
Самарина, будущего обер-прокурора Священного Синода.


Савва Мамонтов с дочерьми Верой (на фото справа) и Александрой.

Елизавета Григорьевна Мамонтова с дочерью Верой.

Илья Репин Портрет С. И. Мамонтова

Илья Репин Портрет Е. Г. Мамонтовой

Андрей, Шура и Вера Мамонтовы. 1883−1884.

«Девочке с персиками» досталось чудесное детство.
В доме Мамонтовых на Садово-Спасской, известном всей просвещённой Москве, и особенно
в их подмосковной усадьбе Абрамцево царила атмосфера творчества, радости, взаимной
приязни и любви. Туда приезжали лучшие люди своего времени: художники, скульпторы,
литераторы, музыканты. Домашние спектакли, прятки и салки, игра в городки — обычные
и особые, «литературные», казаки-разбойники, в которых наравне с детьми участвует
художник Репин, и свой собственный детский лодочный «флот» на речке Воря, руководимый
художником Поленовым, конные прогулки, увлекательные творческие занятия — резьба
по дереву, акварель, керамика… Так что легко объяснимы сетования Серова о позировании
ему Веруши «Измучил её, бедную, до смерти» — девочке не терпелось бежать заниматься
чем-то поинтереснее. И всё же почти полтора месяца Вера послушно сидела за столом
абрамцевской гостиной. Такой была цена шедевра.

Нет сомнений, что обаятельная Вера Мамонтова с самого рождения была всеобщей любимицей.
Об этом же говорят и воспоминания, и письма многочисленных друзей семьи. Однажды Савва
Иванович отправил семейное фото близкому другу, скульптору Марку Антокольскому.
Ответное письмо Антокольского — восторженно:

«Фотография ваша до того прелестна, что радуешься и смеёшься с вами вместе. Дай же
Бог вам всегда радоваться и смеяться. Абрамцевская богиня прелесть, прелесть!
Расцелуйте её, пожалуйста, от меня. Одним словом, про всё я повторяю:
„прелесть, прелесть!“ И это совершеннейшая правда».

«Абрамцевской богиней» и «прелестью», как нетрудно догадаться, Марк Матвеевич называет Веру.

Вера Мамонтова в кресле позирует художнику Николаю Кузнецову. Фото. 1880-е.


Вера Мамонтова, одетая в костюм библейского Иосифа для участия в домашнем
спектакле. 1880-е.

Пасхальный стол в семье Мамонтовых. 1888 год.
За столом — Вера со старшими братьями.

Живая картина «Русская пляска». Вера с двоюродным братом Иваном Мамонтовым.
1895-й год.

Вера и Всеволод Мамонтовы на лошадях в Абрамцеве.

Что ж это за название такое? Узнать помогает Абрамцевская летопись — журнал, где
записывали всё самое важное: над чем работали, во что играли, чем были заняты и кто
приезжал в гости.
В начале мая 1877 года рукой Саввы Мамонтова сделана запись:
«Построена отдельная дача под названием „Яшкин дом“. Название это дано потому, потому
что маленькая Верушка называла этот домик своим, а так как её прозвище было „Яшка“,
то и домик назвали Яшкин».

Биограф Мамонтова Бахревский поясняет происхождение прозвища: «Маленькая Веруша с
детства много якала». Что ж, возможно, и так — для всеобщей любимицы в том не было
бы ничего из ряда вон выходящего. Но у Мамонтовых, как и во многих семьях, это было
обычное дело, всем детям давались ласковые прозвища: Андрея звали Дрюшей, Всеволода
— Вокой, Веру — Яшкой, младшую Александру — Шуренкой-Муренкой. Похоже, для Мамонтовых
это и был тот самый «повседневный обмен скрытыми от других семейными шутками, которые
составляют тайный шифр счастливых семей», как много позже замечательно сформулирует
Владимир Набоков в «Других берегах».

Для Веры Валентин Серов не был мэтром – он был просто старший товарищ.
Их и разделяло-то всего какое-то десятилетие: когда писалась «Девочка с персиками»,
Веруше было 12, Серову — 22. Десятилетним мальчиком Серов впервые появился в Абрамцеве,
Вера в то время только-только появилась на свет. Он был сверстник её любимых братьев,
с детства подолгу жил у Мамонтовых, участвовал во многих абрамцевских «творческих
безобразиях». Он был в мамонтовской семье совершенно свой.

Всеволод, старший брат Веры, вспоминал о Валентине Серове:
«Трогательно дружил он с моими сёстрами, которые были много моложе его, и при этом
удивительно добродушно переносил всяческие их проказы… На почве этой дружбы и явилась
на свет знаменитая серовская „Девочка с персиками“, один из перлов русской портретной
живописи. Только благодаря своей дружбе удалось Серову уговорить мою сестру Веру
позировать ему. Двенадцатилетнюю жизнерадостную, бойкую девочку в летний погожий день
так тянет на волю, побегать, пошалить. А тут сиди в комнате за столом, да еще поменьше
шевелись. Эта работа Серова потребовала много сеансов, пришлось сестре долго позировать
для неё. Да Антон и сам признавал медленность своей работы, очень этим мучился и
впоследствии говорил сестре, что он её неоплатный должник».

Фотографии 1880-х годов.

Валентин Серов Автопортрет 1880

Валентин Серов Портрет Всеволода Саввича Мамонтова. Этюд 1887

Валентин Серов (крайний слева) в кабинете московского дома Мамонтовых.
За фортепиано — художник Илья Остроухов. Стоят: племянники Саввы Мамонтова
и его сын Сергей. Фото 1880-х гг.

Васнецов подарил на свадьбу жениху Веры её портрет. С особенной нежностью к Вере
относился художник старшего поколения Виктор Васнецов. Он увидел её совсем иначе,
чем юный Серов. Увлечённый русской стариной Васнецов написал Веру Мамонтову в образе
боярышни. И эта расшитая золотом душегрея, и «парчовая на маковке кичка» удивительно
шли черноглазой, серьёзной, с густыми собольими бровями и унаследованным от матери
легендарным румянцем Веруше, дочке потомственного купца Саввы Мамонтова.
А еще Васнецов взял с Веры шуточное обещание, что она непременно выйдет замуж за
русского. На свадьбу жениху Веры Александру Самарину (который пожеланиям Васнецова
удовлетворял вполне, поскольку происходил из древних столбовых дворян) художник
преподнёс другой портрет Веры — «Девушку с кленовой веткой». Она изображена на нём
в том же простом и милом платье жемчужного цвета, в котором будет венчаться с Самариным.

«Это был тип настоящей русской девушки по характеру, красоте лица, обаянию»,
— с восхищением и горечью скажет о Вере уже после её скоропостижной смерти Васнецов.


Виктор Васнецов Портрет Веры Саввишны Мамонтовой


Виктор Васнецов Боярышня (Портрет В.С.Мамонтовой)

Мастерская в Абрамцеве. На стене — портрет Веры Мамонтовой работы Васнецова.
Под стеклом — её наряд.

Конечно, васнецовские портреты Веруши не сравнятся по известности с «Девочкой с
персиками» Серова. Но есть и у Васнецова вполне хрестоматийная картина, навеянная
образом Веры Мамонтовой — «Алёнушка». Непосредственной моделью для неё послужила
другая девушка, бедная сирота из соседней с Абрамцевым деревушки, однако источником
вдохновения стала именно Вера. Васнецов писал:

«Критики и, наконец, я сам, поскольку имеется у меня этюд с одной девушки-сиротинушки
из Ахтырки, установили, что моя „Алёнушка“ натурно-жанровая вещь!
Не знаю!
Может быть.
Но не скрою, что я очень вглядывался в черты лица, особенно в сияние глаз Веруши
Мамонтовой, когда писал „Алёнушку“. Вот чудесные русские глаза, которые глядели
на меня и весь Божий мир и в Абрамцеве, и в Ахтырке, и в вятских селениях,и на
московских улицах и базарах и навсегда живут в моей душе и греют её!»

Аленушка Виктор Михайлович Васнецов 1881

Семейная жизнь Веры была счастливой, хотя, увы, недолгой. Да и сам брачный союз
между Верой Саввишной Мамонтовой и Александром Дмитриевичем Самариным стал возможен
далеко не сразу.

В середине 1890-х годов Вера Мамонтова занималась общественной работой в школах и
приютах, наследуя в этом свою мать Елизавету Григорьевну, много сделавшую, чтобы в
соседних с Абрамцевым селах Ахтырка и Хотьково появились школы, действовал лазарет
и ремесленные мастерские, помогающие трудоустраивать крестьянских детей после
окончания школы. Выросшая среди людей искусства Вера посещала в Москве лекции по
истории, литературе. Там она познакомилась с Софьей Самариной, племянницей
славянофила Юрия Самарина и представительницей дворянского рода, находящегося в
родстве с Волконскими, Трубецкими, Голицыными, Ермоловыми, Оболенскими, поэтом Жуковским.

Софья и Вера близко сошлись, и Мамонтова стала бывать у подруги в доме. Там и случилась
встреча с Александром, братом Софьи. Обаятельная Вера пленила старшего её на 7 лет
Александра Дмитриевича сразу и навсегда. Он просил у своих родителей благословения
на брак с Верой Саввишной, но каждый раз получал категорический отказ. Обладатели
древней дворянской фамилии и обширных земельных наделов не желали даже слышать о том,
чтобы породниться с купцами Мамонтовыми. Это для русских художников Веруша была
Вдохновением и «прелестью» — а для старших Самариных она оставалась дочкой сомнительного
«миллионщика». «Жениться на купчихе — значит разбавить голубую древнюю кровь дворян
чересчур густой, чересчур красной», образно объясняет возникшее отторжение Бахревский.
А тут еще для Мамонтовых началась полоса серьёзных испытаний: ушел из семьи, увлекшись
солисткой своей Частной оперы Татьяной Любатович, Савва Иванович, а в 1900-м году он
был обвинен в растрате, арестован, потерял значительную часть состояния. Скандалы были
публичными, детально освещались в прессе. Самарины отталкивали Веру Мамонтову, не
хотели слышать о ней.

Александр Самарин пережил любимую ровно на четверть века и больше никогда не был женат.
Он остался в русской истории как самостоятельная величина, не просто «муж девочки с
персиками». С 1908 года Самарин был московским губернским предводителем дворянства,
с 1915 — обер-прокурором Святейшего Синода и членом Государственного совета. Глубоко
верующий, прекрасно разбирающийся в церковной истории и при этом бескомпромиссно
смелый человек, Самарин резко выступал против Распутина, чем навлёк на себя немилость
царской семьи. После отставки с поста обер-прокурора был главноуполномоченным
Российского Красного Креста, председателем Московского епархиального съезда.
Александра Самарина не раз выдвигали на те позиции в иерархии Русской церкви, которые
до него не могли занимать миряне — только духовные лица; случай редчайший. В 1919-м
был арестован Советами и приговорён к расстрелу, но позже приговор был отменён.
В 1925-м — вновь арест и ссылка на три года в Якутию. В 1931-м — снова арест.

По воспоминаниям отбывавших ссылку вместе с мужем Веры Саввишны, и там он оставался
верным своим монархическим и религиозным убеждениям, много работал — преподавал
докторам немецкий язык, занимался книгой по якутской грамматике.

Заботы по воспитанию осиротевших детей Веры взяла на себя её младшая сестра Александра.

Александр Дмитриевич и Вера Саввишна Самарины.

Вера Мамонтова. Начало 1900-х.

Вера Саввишна Самарина с сыном Юрием. 1904 г.

Панихида по Вере Саввишне, отслуженная в абрамцевской
Церкви Спаса Нерукотоврного. 1908 год.

Савва Мамонтов (в центре) с внуками Серёжей, Лизой и Юрой (детьми Веры). 1910.
Крайняя слева — Александра Мамонтова, младшая сестра Веры, посвятившая себя
воспитанию маленьких племянников.

Александр Самарин с дочерью Елизаветой.


Лиза и Юра Самарины (дети Веры) и Наташа Поленова (дочка художника).

Дочь и муж Веры Самариной(Мамонтовой) в якутской ссылке. Конец 1920-х.

Для Врубеля Вера Мамонтова осталась Тамарой и Тайной
Должно быть, постфактум, когда «абрамцевская богиня» ушла, кто-то вспомнил о плохой
примете. Ведь задолго до своей физической смерти Вера уже «умирала» на рисунке
Михаила Врубеля «Тамара в гробу», выполненном выразительной и зловещей чёрной акварелью.

Дети Саввы Мамонтова, с которыми Врубель приятельствовал, нередко служили ему моделями.
Он дружил с рано умершим Андреем Мамонтовым, тоже художником и начинающим архитектором.
У другого Вериного брата, Всеволода, художник заимствовал многие черты для Демона и
лермонтовского Казбича, с самой Веры писал Тамару.

А Вера, поддразнивая, звала своего приятеля Врубеля «Монелли». На римском диалекте это
означает «малыш, воробушек»(Wróbel по-польски — воробей). Некоторые находили такое
перелицовывание фамилии весьма обидным. Но ведь известно, что Врубель, очень своенравный,
не обладавший покладистым характером и безапелляционно резкий в суждениях, писал только
тех, к кому испытывал симпатию.

Пожалуй, лучше всего отношения Врубеля к Вере и саму абрамцевскую атмосферу — атмосферу
«теплоты сплачивающей тайны», счастливого творческого заговорщичества, без которого не
возникло бы ни «Алёнушки», ни «Девочки с персиками», ни врубелевских шедевров — передаёт
история, записанная сыном профессора Адриана Прахова Николаем. Однажды, гостя в
Абрамцеве, Врубель опоздал к вечернему чаю. Он неожиданно появился в столовой «в тот
момент, когда Верушка сказала что-то шепотом сидевшей с ней рядом моей сестре… Михаил
Александрович воскликнул: «Говорите все шепотом! Говорите шепотом! — я только что
задумал одну вещь. Она будет называться — «Тайна»». Мы все стали дурачиться, шептать
что-нибудь соседу или соседке. Даже всегда тихая и спокойная «тетя Лиза» (мать Веры
Елизавета Григорьевна ) улыбнулась, глядя на нас, и сама спросила шепотом у Врубеля:
«Хотите еще чашку чая?»
Через день Михаил Александрович принес к вечернему чаю женскую головку, обвитую
вященной египетской змеей Уреей.
Вот моя «Тайна», — сказал Врубель.
Нет, — возразили ему, — это «Египтянка»

М. Врубель. Свидание Тамары и демона

Михаил Врубель Тамара в гробу 1880-е

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *