Деятельность всегда направлена на что овз

Статья «Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ»

Деятельность всегда направлена на что овз. Смотреть фото Деятельность всегда направлена на что овз. Смотреть картинку Деятельность всегда направлена на что овз. Картинка про Деятельность всегда направлена на что овз. Фото Деятельность всегда направлена на что овз

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», принципами гуманизации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения, выделяется категория обучающихся с ОВЗ.

Это – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий

Деятельность всегда направлена на что овз. Смотреть фото Деятельность всегда направлена на что овз. Смотреть картинку Деятельность всегда направлена на что овз. Картинка про Деятельность всегда направлена на что овз. Фото Деятельность всегда направлена на что овз

Содержимое разработки

Учебная деятельность – основная нормативная деятельность в учреждениях образования; особая форма активности личности, направленная на усвоение (присвоение) социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами внешних предметных и умственных действий.

Однако, как показывает практика, при равных условиях обучения учащиеся дают существенно отличающиеся результаты, что свидетельствует о различии их психологических возможностях.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», принципами гуманизации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения, выделяется категория обучающихся с ОВЗ. Это – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий(Глава 1, ст. 2, п.16). Образование данной категории обучающихся может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах, посредством проведениягрупповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ [там же]. В настоящее время обучение данной категории учащихся осуществляется по 2 основным формам: инклюзивное образование (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю; включенное обучения детей с ОВЗ в ОУ, когда образовательный процесс осуществляется с учетом образовательных потребностей ребенка) и интегрированное обучение (от лат. integratio – соединение, восстановление – обучение детей с ОВЗ в ОУ, когда сам ребенок приспосабливается под общеобразовательную систему).

Таким образом, в ОУ зачисляются дети с ОВЗ, основной дефект развития которых замедляет формирование познавательных процессов, снижает познавательную активность, затрудняет самоконтроль и саморегуляцию у данной категории учащихся. Эмоциональная и личностная сфера младших школьников с ОВЗ характеризуется незрелостью. Данные особенности развития эмоционально-волевой и познавательной сферы затрудняют адаптацию к школе, формирование учебных умений и навыков, усвоение программного материала в целом. Как правило, эти учащиеся не могут понять значимость и необходимость обучения.

Конечно, следует отметить, что у школьников общеобразовательного класса и школьников с ОВЗобщие закономерности развития учебной деятельности. Однако особенности развития высших психических функций и личностной сферы школьников с ОВЗ препятствует быстрому и своевременному формированию полноценной мотивации учения, что приводит к неуспешности в учебной деятельности. Данная проблема обостряется при переходе данной категории учащихся на среднюю ступень ОУ, так как происходит рассредоточение и снижение целенаправленности педагогических усилий по формированию мотивации учебной деятельности.

Рассмотрим подробнее причины снижения мотивации учебной деятельности младших школьников с ОВЗ:

Низкая сформированность внутренней позиции школьника, что выражается в отрицательном отношении к поступлению в школу, отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности.

Низкая готовность к обучению, которая включает инертность познавательных процессов, несформированность произвольных форм деятельности, психоэмоциональную незрелость. Так, у данной категории учащихся отмечаются трудности в процессах:

— восприятия, что выражается в недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний детей об окружающем мире; неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ; недостатки пространственного восприятия;

— мнемической деятельности, что выражается в повышенной тормозимости мнемических следов под воздействием помех, уменьшение объема памяти, скорости запоминания;

— мышления, а именно в применении таких интеллектуальных операций, как синтез, анализ, сравнение, обобщение, абстракция; страдает словесно-логическое мышление; дети не владеют иерархией понятий; недостаточно выражен ориентировочный этап при решении интеллектуальных задач, обнаружена неспособность к необходимому умственному усилию, выявлено неумение контролировать себя в ходе выполнения задания;

— речи, что проявляется в слабой способности к звуковому и содержательному анализу речи: звуков, слогов, слов; трудности в понимании лексико-грамматических структур; неумение выстроить развернутую фразу, бедность пассивного и активного словаря; речь в основном носит ситуативный характер;

— внимания, при этом снижение его устойчивости носит разный характер: максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания и последующее его снижение, сосредоточение после некоторого периода работы, периодические смены напряжения внимания и его спада на протяжении всей работы.

Дефицитарность произвольной регуляции поведения. Данная группа учеников не соотносит цель деятельности с этапами планирования и контроля, они не могут организовать свою деятельности и самостоятельно справиться с заданием.

Заниженный уровень притязаний. Так, на оценивание учителем учащиеся реагируют неадекватно, не принимая при этом негативную оценку и не стремясь что-то изменить. Они не могут оценивать выполненную ими работу, не обращают внимания на исправленные учителем в тетрадях ошибки. Некоторые дети, несмотря на низкую успеваемость, говорят про себя, что учатся хорошо.

Преобладание игровых мотивов над познавательными, что затрудняет плавный переход от игровой ведущей деятельности к учебной. То есть такой ученик продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов. В своей деятельности он, как правило, руководствуется эмоцией удовольствия.

Незрелость личностных компонентов учебной деятельности. При несформированности школьных интересов ученики данной группы не полностью понимают учебную ситуацию, не могут самостоятельно выполнять задания, так как не удерживают инструкцию, не могут контролировать свою работу. Их эмоции неустойчивы и поверхностны. В ситуации, когда необходимо подчиняться инструкции педагога и подавлять собственные желания, такие ученики вялы, бездеятельны и оживляются, когда переключаются на игру, соответсвующую их потребностям.

Младшие школьники с ОВЗ характеризуются низким уровнем готовности к школьному обучению. В связи с этим в процессе обучения в начальной школе познавательная сфера детей данной категории также имеет свои характерологические особенности.

Анализ психолого-педагогической литературы и педагогический опыт показывают, что у школьников данной категории отмечается пониженная работоспособность, неустойчивость внимания. У многих из таких детей наблюдаются трудности с восприятием, что выражается в недостаточности, ограниченности и фрагментарности знаний ребенка об окружающем мире. Детям с ОВЗ свойственна значительная замедленность процесса переработки информации, поступающей через органы чувств. Также у детей данной категории отмечаются недостатки пространственного восприятия, Пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие у таких детей складывается неполноценным, недостатки данного вида восприятия затрудняют обучение чтению и письму.

У всех детей наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается в развитии у детей мыслительной деятельности. Это выражается в информированности таких операций, как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления. Для этих школьников характерны неумение организовать свою умственную деятельность, отсутствие навыков самоконтроля.

Школьники с ОВЗ испытывают затруднения в планировании предстоящих действий, в речевом их оформлении, как в устном, так и письменном плане.

Таким образом, учебная деятельность школьников с ОВЗ характеризуется снижением познавательной активности, что приводит к неуспешности в учебной деятельности. Поэтому в педагогической науке и практике особого внимания заслуживает проблема развития познавательной сферы данной категории учащихся, как стратегии повышения успешности учебной деятельности.

Источник

Основные направления деятельности образовательного учреждения в классах с детьми с ОВЗ.

Деятельность всегда направлена на что овз. Смотреть фото Деятельность всегда направлена на что овз. Смотреть картинку Деятельность всегда направлена на что овз. Картинка про Деятельность всегда направлена на что овз. Фото Деятельность всегда направлена на что овз
Деятельность всегда направлена на что овз. Смотреть фото Деятельность всегда направлена на что овз. Смотреть картинку Деятельность всегда направлена на что овз. Картинка про Деятельность всегда направлена на что овз. Фото Деятельность всегда направлена на что овзДеятельность всегда направлена на что овз. Смотреть фото Деятельность всегда направлена на что овз. Смотреть картинку Деятельность всегда направлена на что овз. Картинка про Деятельность всегда направлена на что овз. Фото Деятельность всегда направлена на что овзДеятельность всегда направлена на что овз. Смотреть фото Деятельность всегда направлена на что овз. Смотреть картинку Деятельность всегда направлена на что овз. Картинка про Деятельность всегда направлена на что овз. Фото Деятельность всегда направлена на что овзДеятельность всегда направлена на что овз. Смотреть фото Деятельность всегда направлена на что овз. Смотреть картинку Деятельность всегда направлена на что овз. Картинка про Деятельность всегда направлена на что овз. Фото Деятельность всегда направлена на что овзДеятельность всегда направлена на что овз. Смотреть фото Деятельность всегда направлена на что овз. Смотреть картинку Деятельность всегда направлена на что овз. Картинка про Деятельность всегда направлена на что овз. Фото Деятельность всегда направлена на что овзДеятельность всегда направлена на что овз. Смотреть фото Деятельность всегда направлена на что овз. Смотреть картинку Деятельность всегда направлена на что овз. Картинка про Деятельность всегда направлена на что овз. Фото Деятельность всегда направлена на что овзДеятельность всегда направлена на что овз. Смотреть фото Деятельность всегда направлена на что овз. Смотреть картинку Деятельность всегда направлена на что овз. Картинка про Деятельность всегда направлена на что овз. Фото Деятельность всегда направлена на что овзДеятельность всегда направлена на что овз. Смотреть фото Деятельность всегда направлена на что овз. Смотреть картинку Деятельность всегда направлена на что овз. Картинка про Деятельность всегда направлена на что овз. Фото Деятельность всегда направлена на что овзДеятельность всегда направлена на что овз. Смотреть фото Деятельность всегда направлена на что овз. Смотреть картинку Деятельность всегда направлена на что овз. Картинка про Деятельность всегда направлена на что овз. Фото Деятельность всегда направлена на что овзДеятельность всегда направлена на что овз. Смотреть фото Деятельность всегда направлена на что овз. Смотреть картинку Деятельность всегда направлена на что овз. Картинка про Деятельность всегда направлена на что овз. Фото Деятельность всегда направлена на что овзДеятельность всегда направлена на что овз. Смотреть фото Деятельность всегда направлена на что овз. Смотреть картинку Деятельность всегда направлена на что овз. Картинка про Деятельность всегда направлена на что овз. Фото Деятельность всегда направлена на что овзДеятельность всегда направлена на что овз. Смотреть фото Деятельность всегда направлена на что овз. Смотреть картинку Деятельность всегда направлена на что овз. Картинка про Деятельность всегда направлена на что овз. Фото Деятельность всегда направлена на что овзДеятельность всегда направлена на что овз. Смотреть фото Деятельность всегда направлена на что овз. Смотреть картинку Деятельность всегда направлена на что овз. Картинка про Деятельность всегда направлена на что овз. Фото Деятельность всегда направлена на что овз

Основные направления деятельности образовательного учреждения в классах с детьми с ОВЗ.

Психолого-диагностическое изучение детей с ОВЗ:

диагностика интеллектуального развития (наглядных и словесно-логических форм мышления, внимания, памяти, воображения и т.д.);

диагностика социальной готовности на различных возра стных этапах развития (отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобре тению знаний);

изучение эмоционально-волевой готовности (умение подчиняться требованиям учителя, выполнять задания по образ цу и словесному указанию педагога, осуществлять контроль путем сопоставления с образцом как эталоном выполнения заданий).

Специальное педагогическое изучение детей с ОВЗ.

выявление и анализ педагогом класса типичных затрудне ний в усвоении УУД на основе результатов контрольных сре зов и итоговых работ учащихся;

клинико-педагогическая диагностика учителем-логопедом речевых нарушений школьников;

изучение учителем-дефектологом причин трудностей в ус воении программного материала, уровня и характера сфор мированности приемов умственной работы учащихся;

разработка форм взаимодействия специалистов психолого-медико-педагогического консилиума;

определение функциональных обязанностей специалис тов (психолога,учителя класса,учителя-логопеда) ;

оформление итогово-оценочной документации.

Создание благоприятных условий психологического микроклимата

детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.

анкетирование учителей общеобразовательных классов и администра ции школы с целью выявления их отношения к детям с ОВЗ ;

анализ результатов анкетирования родителей детей с ОВЗ с целью выявления оценки-эффективности обучения их детей;

динамическое психолого-педагогическое изучение учащихся;

диагностика ОУУН (общеучебных умений и навыков) учащихся;

анализ успешности коррекционно-развивающей работы, соответствующей индивидуальной комплексной программе коррекции развития школьников и предельно допустимой нагрузке на учащихся;

выбор главных направлений в воспитательной работе на основе результатов изучения личности каждого ребенка, се мей, особенностей класса в целом;

включение родителей в решение коррекционно-воспита тельных задач и их особая подготовка силами школьного консилиума;

о тслеживание информации об интеграции учащихся на массовые формы обучения и ее анализ.

Работа психолого-педагогического консилиума в рамках общеобразовательной школы.

В обязанности специалистов консилиума входит:

изучение состояния здоровья ребенка (медицинское об следование);

выявление уровня развития ведущего вида деятельнос ти, особенностей развития познавательной и эмоциональ но-личностной сфер (психологическое изучение);

изучение социальной ситуации развития ребенка, запа са знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни и на начальной ступени обучения (педагогичес кое изучение).

Итогом изучения ребенка специалистами

установление четких целей коррекционно-развиваю щей работы с ребенком, путей и сроков их достижения;

выработка адекватного состоянию ребенка общего под хода со стороны всех взрослых;

выявление качеств личности и особенностей ребенка, на которые можно опереться в коррекционно-развивающей работе;

анализ хода развития и оценка результатов учебно-педагогиче ской работы, заноситься в дневник индивидуального развития ребенка с ОВЗ.

коррекционно-развивающего обучения, детей с ОВЗ:

введение в содержание обучения разделов, предусмат ривающих восполнение пробелов предшествующего разви тия, формирование готовности к восприятию наиболее сложных разделов программы;

использование методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребенка, создающих оптимальные условия для реализации его потенциальных возможностей;

коррекционную направленность учебно-воспитатель ного процесса, обеспечивающего решение задач общего раз вития, воспитания и коррекции познавательной деятельнос ти и речи ребенка, преодоление индивидуальных недостат ков развития;

определение оптимального содержания и отбор учебно го материала в соответствии с поставленными задачами.

Среди коррекционно-развивающих задач особо выделя ются и имеют методическую обеспеченность следующие:

развитие познавательной активности детей (дости гается реализацией принципа доступности учебного ма териала, обеспечением «эффекта новизны» при решении учебных задач);

формирование общеинтеллектуальных умений: при емов анализа, сравнения, обобщения, навыков группи ровки и классификации;

нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самокон троля, самооценки;

развитие словаря, устной монологической речи в един стве с обогащением знаний и представлений детей об ок ружающей действительности;

логопедическая коррекция нарушений речи;

психокоррекция поведения ребенка;

социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.

Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса

в классах детей с ОВЗ.

Учебно-воспитательный процесс организуется по про граммам для классов КРО. Для отслеживания результатов этой работы ведется психологический конт роль эффективности коррекционно-развивающего обуче ния. С этой целью психолог знакомит учителей классов коррекционно-развивающего обучения с доступными методами диагностики психического развития обучающихся (наблюдения за деятельностью ученика в ходе индивидуальной и фронтальной форм работы и др.).

Взаимодействие школьного психолога с родителями учащихся

При работе с детьми с ОВЗ необходимо проводить анализ особенностей семейного воспитания учащихся, оп ределять типовое состояние семьи, стиль семейного воспитания, выявлять психотравмирующие факторы, находящие ся в сфере психологического контроля.

Важное внимание уделяется разработке рекомендаций по оптимизации состояния семьи, включающих:

ознакомление и согласование с родителями модели кор рекционной работы;

поиск индивидуальных путей адаптации хронически бо леющих детей;

апробацию и оценку эффективности коррекционной работы с семьей.

Основные принципы деятельности психолога при работе с детьми с ОВЗ.

соблюдение интересов ребенка на всех этапах обследова ния, а также при выборе индивидуального образовательного маршрута;

к омплексное изучение ребенка как результат индивидуаль ного обследования ребенка каждым специалистом и выра ботки заключения на основе их междисциплинарного вза имодействия;

с истемное изучение ребенка как интеграция в едином об следовании нейропсихологической оценки, психодинами ческого подхода и элементов психокоррекции;

ц елостное изучение состояний ребенка как единства ко гнитивного и аффективного развития, совокупности всех психических качеств личности, обусловленных мотивацион ными установками и психофизическими особенностями;

с труктурно-динамическое (по Л.С.Выготскому) изучение ребенка как оценка развития с точки зрения возрастной со отнесенности и определенной последовательности развития функций. Учет данного принципа позволяет определить причины возникновения нарушений, оценить структуру дефекта и иерархию проблем развития;

к оординированностъ коррекционно-развивающей работы как четкое распределение и согласованность действий спе циалистов.

СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГАМИ строится по следующей схеме:

Пихолого-педагогическая деятельность с родителями

— исследование родительско-детских отношений в рамках психолого-педагогического мониторинга;

-проблемное и тематическое консультирование;

-родительские проблемные семинары;

-акции для родителей и детей по профилактике наркомании:

-ролевые и деловые игры для детей и родителей;

Работа с классными руководителями

-спортивные соревнования в общешкольном празднике «День здоровья»;

занятии по пропаганде ЗОЖ;

-классный час с психологом;

-родительские собрания в тренинговом режиме;

-психологическое консультирование учащихся по профессиональной ориентации;

-занятия с педагогами

-лекции и беседы для родителей(по запросу);

-выпуск информационных листов в помощь родителям;

Система работы учителя-логопеда по коррекции речи

Содержание коррекционно-воспитательной работы.

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению.

Устойчивость произвольного внимания.

Восприятие (зрительное, слуховое, пространственное) объектов и явлений.

Анализирующее наблюдение (особенно языковых явлений).

Способность к запоминанию (с опорой на наглядность, графические схемы).

Способность к переключению.

Навыки и приёмы контроля и самоконтроля.

Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.

Умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, подчинять свои действия его инструкции и замечаниям.

Умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме.

Умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи, соответствующей полученной инструкции.

Умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценку со стороны учителя-логопеда.

Соблюдение речевого этикета при общении.

Содержание работы по преодолению отклонений в речевом развитии.

Уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе, и дальнейшее его обогащение как путём накопления новых слов, относящимся к различным частям речи, так и за счёт развития у детей активного умения пользоваться различными способами словообразования. Последовательное накопление «гнёзд родственных слов».

Уточнение, развитие и совершенствование грамматически правильного оформления речи путём овладения словосочетаниями, связью слов в предложениях, моделями разных синтаксических конструкций.

Совершенствование умений и навыков отбора языковых средств, необходимых для построения высказывания в различных речевых ситуациях (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, картинки, творческие письменные работы).

Работа по формированию и развитиюзвуковой стороны речи (фонематического анализа, синтеза, восприятия; произношения).

Содержание работы по преодолению отклонений в речевом развитии.

1. Активизация, уточнение и обогащение словаря, т. е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка.

2. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов.

3. Коррекция звукопроизношения.

Восполнение недостатков в области овладения лексикой и грамматикой, развитие связной речи.

1. Совершенствование звуковой стороны речи.

2. Формирование полноценных представлений о морфологическом составе слова,

3. Формирование умения грамматического оформления речи.

4. Развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания.

Восполнение недостатков в формировании связной речи.

1. Совершенствование связной речи (центральное место занимает работа над предложением как основной речевой единицей).

установление последовательности высказывания, отбор языковых средств для построения высказывания, в зависимости от цели и вида общения;

3. Совершенствование навыка строить и перестраивать предложение по заданным образцам.

Письменной (чтения и письма)

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕННЫХ ФУНКЦИЙ

Мелкой моторики пальцев рук.

Фонетико-фонематических процессов. Лексико-грамматического строя речи. Нарушений процессов чтения и письма.

Семинары и методическиеобъединения

Сотрудничество с коллегами

Связь с психологом

Работа с родителями

МАОУ «Средняя Общеобразовательная (Русская Культурологическая) Школа №2»

Источник

Деятельность педагогического коллектива при включении обучающихся с ОВЗ в образовательное пространство.

Деятельность педагогического коллектива при включении

обучающихся с ОВЗ в образовательное пространство.

Оценка уровня готовности педагогического коллектива к внедрению инклюзивной практики. Цель деятельности педагогов и специалистов при работе с учащимися с ОВЗ. Основные направления работы с учащимися с ОВЗ в общеобразовательном учреждении. Основные формы и методы работы с учащимися с ОВЗ.

Содержание: понятие « безбарьерной » образовательной среды, рекомендации по организации доступной среды в школе, связь обучения и развития, определение предметно-развивающей среды, задачи предметно-развивающей среды по направлениям деятельности (компьютерное оборудование, проектная деятельность, легооборудование, песочный стол).

В условиях современного российского образования согласно закону « Об образовании в Российской Федерации » от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ и Профессиональному стандарту педагога_от 18.10.2013 г. № 544н одной из ключевых компетенций педагога является готовность и способность работать с воспитанниками и обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Одним из условий эффективной работы образовательного учреждения является наличие грамотной системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок. А также адаптация всех участников образовательного процесса — родителей, детей, педагогов к меняющимся социальным условиям.

В_системе работы учителя при работе с детьми с ОВЗ необходимы занятия, развивающие все составляющие познавательной и личностной сферы.

Недостаточный уровень развития познавательных процессов часто выступает как один из ведущих факторов, препятствующих не только усвоению образовательной программы и ее практической части, но и формированию личности, лежит в основе неуспешности ученика.

Успешность учебной деятельности младшего школьника напрямую зависит от качества его мотивационного сопровождения.

Занятия представлены в виде блока упражнений и игр, способствующих развитию, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуни-кативных навыков, учебной мотивации. Так же данные занятия способствуют обучению учащихся способам учебной работы на материале разных учебных дисциплин. Речь идет о формировании « широких » приемов, которые используются на уроке вне зависимости от области знаний и носят межпредметный характер (это метапредметные результаты обучения по ФГОС НОО). К ним относятся такие приемы, как рассмотрение объекта с разных точек зрения, логическая обработка текста, выделение основного смысла контекста, сжатый пересказ и др.

В структуре занятий можно выделить следующие этапы:

1. Организационный момент, который включает упражнения, направленные на сплачивание детей, создание атмосферы группового доверия.

2. Сообщение темы занятия в занимательной, игровой или проблемной форме, что позволяет активизировать учащихся с ОВЗ, создает благоприятный эмоциональный настрой. Создание подобной ситуации пробуждает интерес к предстоящей деятельности, нацеливает детей на достижение высоких результатов.

3. Основное содержание занятия, которое представляет собой совокупность методических приемов, упражнений, игр, заданий на:

— формирование мотивации учебной деятельности, выработку способов учебной работы, социальных навыков. Например, обсуждение поступков героев книги М. А. Панфиловой « Лесная школа », составление рассказа-размышления на тему « Важность выполнения домашних заданий », « Зачем я хожу в школу? » и т. д. Данные задания и виды работы направлены, с одной стороны, на развитие внутренней, личностно-значимой мотивации учения, с другой стороны, на компенсацию нарушений в экспрессивной речи, развитие операций словесно-логического мышления;

— развитие памяти, мышления, внимания, восприятия, связной речи, пространственной ориентации, воображения. Например, упражнения « Анаграммы », « Пиктограммы », « Две линии », « Четвертый лишний » с использованием по преимуществу слов на школьную тематику, что позволяет не только работать над компенсацией слаборазвитых свойств познавательной сферы, но и обеспечивает развитие мотивационной сферы учащихся.

4 . Итог занятия – рефлексия, что позволяет оценить работу и результаты в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). На этом же этапе целесообразно дополнительно стимулировать учеников, которые работали активно и качественно (похлопать, вручить знак отличия – флажок, значок).

Наполняемость каждого занятия определяется реализацией поставленных целей и задач.

Так на каждом занятии осуществляется обучение в ситуации успеха за счет учета « актуального уровня развития » и « зоны ближайшего развития » каждого ребенка. Упражнения, предлагаемые учащимся с ОВЗ, важно выстраивать в соответствии с принципом « от простого к сложному ».

Учителю на занятиях важно соблюдать смену видов деятельности, так как учащиеся с ОВЗ характеризуются быстрой истощаемостью, утомляемостью, снижением работоспособности. Занятия должны быть насыщены физ. минутками, артикуляционными гимнастиками, дыхательными упражнениями, упражнениями на развитие мелкой и общей моторики.

Учителю важно при работе с учащимися с ОВЗ ориентироваться на эмоциональное благополучие. Для реализации данной цели задания должны быть эмоционально насыщеными, так как эмоции являются одним из механизмов регуляции внешней и внутренней деятельности. Обеспечение эмоционального « принятия » реализовывается через возможность свободного обмена мнениями, впечатлениями, переживаниями между учителем и учениками, учениками друг с другом. При этом каждое высказывание обсуждается, поддерживается, одобряется или тактично и безлично отклоняется. На занятиях не обсуждаются прошлые неудачи, внимание учащихся с ОВЗ концентрируется на собственном успехе в ходе текущего занятия и проводится сравнение результатов деятельности по сравнению с предыдущим успехом самого ребенка, показывая детям динамику их успешности. Такая фиксация на результатах мотивирует учащихся с ОВЗ на более успешную деятельность на последующих занятиях.

Таким образом, деятельность педагогов и специалистов при работе с учащимися с ОВЗ обеспечивает своевременную специализированную помощь данной категории учащихся в овладении ими обязательным минимумом содержания образования в условиях общеобразовательного учреждения, что позволяет достичь гармоничного развития личности ученика, повышая уровень его школьной и социальной успешности.

Актуальной проблемой является создание « безбарьерной » образовательной среды. Одним из общих правил такой образовательной среды является критерий ее доступности для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Социальная среда в образовательных учреждениях должна учитывать уровень современной жизнедеятельности общества и быть приближена к ее требованиям. Особенно это касается технического оснащения всех сфер жизни ребенка: осуществление бытовых нужд, формирование социальной компетентности, социальной активности и жизнеустойчивости ребенка.

Наличие у детей с ограниченными возможностями здоровья проблем контактирования с окружающей средой, гиподинамии, нарушения психоэмоциональной сферы и, часто, зависимости от взрослых требуют условий для систематического упражнения детей в проявлении себя при выполнении различных видов деятельности.

В этом особая роль принадлежит вспомогательным технологиям, т.е. устройствам или услугам, которые позволяют людям с функциональными ограничениями принимать активное участие в повседневной жизни, получать образование, работать или отдыхать.

Деятельность всегда направлена на что овз. Смотреть фото Деятельность всегда направлена на что овз. Смотреть картинку Деятельность всегда направлена на что овз. Картинка про Деятельность всегда направлена на что овз. Фото Деятельность всегда направлена на что овз

Рассмотрим подробнее каждое направление:

Деятельность всегда направлена на что овз. Смотреть фото Деятельность всегда направлена на что овз. Смотреть картинку Деятельность всегда направлена на что овз. Картинка про Деятельность всегда направлена на что овз. Фото Деятельность всегда направлена на что овз

Использование компьютерных технологий позволяет учителю индивидуализировать обучение, развивать познавательную и мотивационную сферу младших школьников с ОВЗ, повысить качество обучения.

Деятельность всегда направлена на что овз. Смотреть фото Деятельность всегда направлена на что овз. Смотреть картинку Деятельность всегда направлена на что овз. Картинка про Деятельность всегда направлена на что овз. Фото Деятельность всегда направлена на что овз

1. Развитию и совершенствованию высших психических функций (делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);

2. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

4. Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

5. Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.

Легоконстриурование теснейшим образом связано с областями ФГОС, такими как: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Песочный стол Dusyma

П рактика работы показывает, что среди первоклассников c ОВЗ отмечается группа ребят с низким уровнем развития мелкой моторики, графо-моторных навыков. Этим детям сложно соотносить образ буквы с её написанием, работать в матричной сетке и рабочей строке « Прописи ». Поэтому необходим некий « посредник » между предъявляемым учителем образцом буквы и её написанием в « Прописи ». Таким посредником выступает стол с песком Dusyma.

Песок является прекрасным сенсорным материалом, раздражающий рецепторы подушечек пальцев, сигнал от которых поступает в моторные зоны коры головного мозга. Тем самым развивается мелкая моторика, графо-моторная функция, зрительно-моторная координация, ориентирование на плоскости. Данное оборудование используется в арттерапии (песокотерапии).

При работе на песке у ребенка удерживается мотив – деятельность ради деятельности, что заставляет его целиком погружаться в процесс рисования или письма. Данный факт обуславливает развивающую направленность данного оборудования.

Применение предметно-развивающей среды при работе с младшими школьниками с ОВЗ позволяет в занимательной и игровой форме развивать графо-моторные навыки, компенсировать слаборазвитые свойства познавательной сферы ребенка, обеспечивает повышение мотивационной составляющей занятий и их эмоциональное насыщение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *