Диагностический инструментарий что это
Описание инструментария педагогической диагностики
Мария Карабанова
Описание инструментария педагогической диагностики
Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые используются для определения уровня сформированное у ребенка того или иного параметра оценки. Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.
Основные диагностические методы педагогаобразовательной организации:
• проблемная (диагностическая) ситуация;
Формы проведения педагогической диагностики:
Описание инструментария по образовательным областям
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе.
Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: фиксировать па прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения ребенка.
2. Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений.
Методы: беседа, проблемная ситуация.
Материал: сказка «Теремок».
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Почему звери расстроились? Кто поступил правильно? Кто поступил нечестно? Почему?»
3. Разыгрывает самостоятельно и по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: игрушки герои сказок по количеству детей.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Давайте расскажем сказку „Колобок»».
Образовательная область «Познавательное развитие»
1. Знает свои имя и фамилию, имена родителей.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Как твоя фамилия? Как зовут папу/маму?»
2. Умеет 1руппировать предметы по цвету, размеру, форме.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, муляжи и картинки овощей, фруктов, кукольная
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Найди все красное, все круглое, все большое»
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Четко произносит все гласные звуки, определяет заданный гласный звук из двух.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: дидактическая игра «Какой звук».
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Повтори за мной — А, У. О, Э, Ы. Хлопни тогда, когда услышишь А».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Создает изображения предметов из готовых фигур. Украшает заготовки из бумаги разной формы.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: геометрические фигуры из бумаги разных цветов и фактур (круг, квадрат, треугольник, заготовка ваза.
Форма проведения: подгрупповая.
Образовательная область «Физическое развитие»
1. Умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, в разных направлениях по указанию взрослого.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.
Форма проведения: подгрупповая. групповая.
Задание: «Сейчас мы будем играть в игру „Солнышко и дождик“. Когда я скажу „солнышко», дети бегают. Когда скажу „дождик“, дети бегут под
Аналитическая справка по результатам диагностики коррекционной группы ПМПК в МБДОУ №207 В коррекционной группе в феврале 2014года была проведена диагностика уровня развития речи детей. По итогам диагностики было.
Информационная справка по итогам диагностики (конец года) Информационная справка по итогам диагностики познавательного развития детей дошкольного возраста в МБДОУ №37 «Гвоздичка» г. Симферополя.
Информационная справка по итогам диагностики познавательной деятельности Во исполнение плана работы на 2015/2016 учебный год, в соответствии с «Положением о системе оценки индивидуального развития детей (диагностике).
Справки по результатам диагностики в подготовительной группе муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №258 Справка по результатам диагностики в подготовительной группе «Колобок».
Описание психолого-педагогической технологии работы педагога-психолога Описание психолого-педагогической технологии работы педагога-психолога МАДОУ ЦРР – д/с № 16 «Петушок» В свою психолого-педагогическую деятельность.
Результаты психологической диагностики детей на готовность к школе Цель: исследование психолого-педагогической готовности ребенка к обучению в школе. Методика № 1: «Ориентировка в окружающем» опросник Банкова.
Диагностический инструментарий что это
Кардинальные изменения, происходящие в последние годы в обществе, обусловливают необходимость переключения системы высшего образования на новую парадигму, которая предполагает отказ от модели образования «знаниевой» и переход на модель образования, ориентированную на творческое, целостное развитие личности студентов.
Человека творческого склада отличает развитый интеллект, стремление к самосовершенствованию и саморазвитию, чувство нового, нешаблонное мышление, готовность к риску, адаптированность к изменяющимся условиям, мобильность, коммуникабельность и уверенность в себе [11, 14].
Проблема развития творческой активности, творческого мышления, креативности и организации процесса становления творческой личности относится к числу наиболее актуальных в педагогике на сегодняшний день.
Общетеоретические вопросы развития у студентов творческих качеств личности, необходимых для участия в творчестве, широко представлены в работах отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Д.Б. Богоявленской, Л.И. Божович, Т.В. Кудрявцева, В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтеса, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, Я.А. Пономарева, П.М. Якобсона и др. Содержащиеся в работах названных ученых теоретические положения и экспериментальные материалы по развитию творческих способностей, склонностей, творческого мышления нашли реализацию в педагогической теории и практике. Анализ работ этих ученых позволяет выделить следующие положения, которые широко используются в педагогике при разработке как теоретических, так и прикладных аспектов творчества обучающихся всех возрастных групп:
• способностями к творчеству обладает каждый обучающийся;
• различия их проявлений в деятельности, эффективность, темпы, закрепление, динамика изменений, особенности связи с другими личностными компонентами и другое не отменяют факта их наличия, а предполагают необходимость индивидуального подхода к педагогическому процессу их формирования;
• творческие способности поддаются воспитанию; в их развитии существенная роль принадлежит так называемому механизму переноса, обеспечивающему преемственность развития этих способностей в различных видах деятельности;
• творчество обучающихся и творчество взрослых имеют одну психолого-педагогическую основу;
• творческие качества, формируемые в процессе овладения содержанием образования на основе учебно-познавательной деятельности, сохраняют свою значимость и выступают преемственным основанием их дальнейшего развития по окончании школы во всем многообразии социальных сфер деятельности [1, 12, 16, 18].
Считаем, что каждый студент имеет определенный творческий потенциал, который необходимо заметить, выявить, а затем развить. Помогает выявлению способностей, в том числе и творческих, личностно-ориентированный подход к обучению. При таком подходе студент становится субъектом учения и сам активно участвует в каждом шаге обучения. Так, проводя контроль по изученному модулю дисциплины, студентам можно предложить самим выбрать тип, вид и форму итоговой работы – тестовая работа, исследовательская работа, написание реферата или выступление с докладом [13, 15].
Рассматривая развитие творческой активности студентов, считаем, что этот процесс будет наиболее эффективным, если обучающиеся будут вовлечены в различные виды деятельности: творческую, проективную, исследовательскую, которые способствуют качественным изменениям личности, происходящим в различных сферах: интеллектуальной, когнитивной, мотивационной и других.
Образовательный процесс, ориентированный на творческое развитие личности каждого студента, требует адекватных подходов к диагностике учебных достижений, которая должна основываться на требованиях обязательного минимума содержания образования к качеству знаний обучающихся, прописанных в ФГОС ВО.
Диагностика – это процесс получения опережающей информации об изучаемом объекте или явлении с помощью совокупности методов, способов и приёмов. Диагностика позволяет эффективно управлять учебно-познавательным процессом, всесторонне исследовать формирование и развитие каждого студента, выявлять картины происходящих в нём изменений и определять эффективность применяемых в обучении методов, приёмов и средств [5].
Для оценки качества образовательного процесса, ориентированного на творческое развитие студентов, могут быть использованы оценочные коэффициенты, критерии, параметры и показатели, которые отражают изменения (количественные и качественные), произошедшие в организме, психике, интеллектуальной и духовной сферах личности студента в результате выполнения им учебно-познавательной деятельности, включающей элементы репродукции и творчества [7, 8].
При определении комплекса критериев мы исходили из оценки их как качественных характеристик, свойств, параметров процесса развития обучающихся. Эти характеристики позволяют судить о развитии той или иной способности личности, в нашем случае – о творческом развитии студентов. Опираясь на теоретические положения Ю.К. Бабанского, В.В. Серикова, В.А. Сластёнина, мы отнесли к критериям творческого развития такие, как качество мыследеятельности и степень креативности [2, 3, 10].
Показатели можно определить как количественные (качественные) характеристики сформированности каждого качества, свойства, параметра реализуемого процесса, в нашем случае – процесса творческого развития учащихся.
К показателям, характеризующим вышеназванные критерии, относятся:
• сформированность мыслительных операций: анализа и синтеза, классификации, обобщения, способности выделять существенное, абстрагирования;
• развитости совокупности свойств творческого мышления: чувствительности к проблемам, оригинальности, самостоятельности и технологичности.
При рассмотрении перечисленных критериев и показателей мы исходили из уровневого подхода – уровневой шкалы. Это минимальный (низкий) уровень, общий (средний) и продвинутый (высокий). Уровни представляют собой последовательность стадий сформированности соответствующих показателей творческого развития студентов [17].
К способам выявления перечисленных показателей относятся: анализ результатов учебной деятельности (самостоятельные, контрольные и творческие работы), тестирование, анализ выполнения творческих заданий и учебных проектов студентами.
При определении уровня сформированности мыслительных операций (обобщение, анализ и синтез, классификация, аналогия, выделение существенного, установление причинно-следственных связей, абстрагирование) применяют различные тесты.
С целью изучения уровня сформированности мыслительных операций (обобщение, анализ и синтез, классификация, аналогия, выделение существенного, установление причинно-следственных связей, абстрагирование) составляются тесты, разработанные на основе методических рекомендаций Л.Ф.Тихомировой и других учёных [3, 6, 8, 9]. Тест включает 6 субтестов по 5 проб в каждом. Первый субтест позволяет выявить способность студентов обобщать, второй – способность к анализу и синтезу, третий – умение классифицировать понятия, четвёртый – умение устанавливать причинно-следственные связи и выполнять задания по аналогии, пятый – способность выделять существенное, а шестой – абстрагирование.
Суммируя количество баллов всех шести субтестов, получается общий показатель степени сформированности основных мыслительных операций. Если набранное количество баллов соответствовало промежутку 0-15 баллов, то уровень развития мыслительных операций – низкий (I); 16-34 балла, то уровень развития мыслительных операций – средний (II); а 35-45 баллов соответствует высокому уровню развития мыслительных операций.
Для выявления уровня развития креативности студентов проводят анализ творческих заданий исследовательского, проективного и эвристического содержания, проверяющих умения обучающихся включаться в деятельность, самостоятельно и технологично выполнять определённые действия для получения оригинальных конечных результатов деятельности [3].
Задание исследовательского содержания включает выполнение студентами следующих самостоятельных действий, каждое их которых оценивалось одним баллом:
• сформулирована цель исследования;
• постановка опыта и проведение исследования;
• правильное проведение наблюдения в результате эксперимента;
• выбран оптимальный вариант оформления результатов эксперимента;
• сформулирован вывод после проведения исследования.
Интеллектуально-творческое задание проективно-эвристического характера оценивалось по пятибалльной шкале: 1 балл – студент не приступил к выполнению задания; 2 балла – задание не выполнено, но обучающийся приступил к его выполнению: 3 балла – задание выполнено частично с оказанием педагогической поддержки; 4 балла – задание выполнено полностью, технологично, традиционным способом с педагогической поддержкой; 5 баллов – задание выполнено полностью, технологично, оригинально, самостоятельно и правильно.
Отнесение к определённому уровню (низкому, среднему, высокому) развития степени креативности проводилось при помощи выведения среднего балла по трём заданиям. Если средний балл соответствовал промежутку , то уровень развития степени креативности относится к низкому (I), если средний балл относится к промежутку
, то уровень развития степени креативности – средний, а если средний балл находится в промежутке
, то уровень развития степени креативности – высокий (III).
При определении уровней сформированности мыслительных операций и степени развития креативности выводился средний балл уровня.
Показатель среднего балла вычисляется по формуле [4]
,
где – оценка i студента; n – число студентов.
Таким образом, на современном этапе развития общества проблема развития творческой активности является одной из основных педагогических проблем, требующей глубокого исследования. Её актуальность обусловлена изменениями, происходящими в социально-экономическом развитии страны, которые повлекли за собой обновление системы профессионального образования, одной из основных целей которой стало формирование опыта творческой деятельности студентов.
Анализ психолого-педагогической литературы, а также исследование практического состояния проблемы показали необходимость целенаправленной, систематически организованной работы преподавателей по формированию интеллектуального и творческого потенциала каждого студента, а также необходимость поиска новых эффективных методик организации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Для оценки качества образовательного процесса, ориентированного на творческое развитие студентов, могут быть использованы оценочные коэффициенты, критерии, параметры и показатели, которые отражают изменения (количественные и качественные), произошедшие в психике, интеллектуальной и духовной сферах личности студента в результате выполнения им учебно-познавательной деятельности, включающей элементы репродукции и творчества.