Диагноз алалия у ребенка что это
Алалия: коррекция, причины, симптомы, признаки
Алалия – полное или частичное нарушение речевых функций из-за мозговых заболеваний или травм. Алалия у детей может возникнуть вследствие патологии беременности или гипоксии плода при родах, а также из-за некоторых заболеваний перенесенных самим ребенком.
При заболевании требуется ранняя диагностика алалии. Постановку диагноза ставят в 2,5-3 года, когда дети начинают активно пополнять словарный запас, склонять слова и изменять по родам. Самое оптимальное время начала занятий – четыре года.
При алалии наблюдается нарушение умственного развития ребенка. Часто оно является вторичным и вызвано неспособностью малыша общаться со сверстниками, низкого восприятия учебного материала и плохой памяти. После коррекции алалии, у детей происходит восстановление интеллекта, позволяющее обучаться по школьной программе и жить полноценной жизнью.
Симптомы алалии у детей
Симптомы алалии зависят от формы недуга.
Сенсорная алалия. При ней ребенок не различает речь, поэтому сам может произносить только простые слова, а его речь неразборчива. Для общения он использует жесты и мимику.
Моторная алалия. Ребенок слышит и понимает разговор, но сам либо не разговаривает, либо выговаривает слова тихо и невнятно.
Сенсомоторная алалия. Неспособность к пониманию речи и её воспроизведению.
Коррекция (лечение) алалии в логопедическом центре в Москве
Для того чтобы отделить алалию от других возможных заболеваний, детскому логопеду может понадобиться провести несколько сеансов с малышом. В основном 5-6 занятий, в течение которых ребенок привыкает к специалисту и занятиям, и раскрывается. Коррекция алалии начинается после диагностики заболевания, определения формы и степени недуга.
В зависимости от результатов назначается индивидуальное лечение алалии. Один из важных факторов при этом выполнение рекомендаций специалиста родителями. Без этого сложно говорить об успехе. При работе с детьми с алалией, логопед уделяет внимание не только становлению речи, но и развитию внимания, памяти, мышления.
Лечение включает занятия с логопедом-дефектологом. Они могут совмещаться с лекарственной терапией, логопедическими массажами и физиотерапией.
Алалия
Алалия – это недостаточность (дефицитарность) речи, не связанная с соматическими нарушениями слуха или интеллекта. Возникает на фоне поражения речевых долей мозга во время родов или в дородовой период.
Самые тяжелые степени заболевания проявляются полным отсутствием речи или бессвязным лепетанием. Для легкой степени нарушения характерны трудности при освоении навыков письма и чтения, ограниченный словарный запас и прочие отклонения в использовании речевых конструкций.
Виды алалии
Алалия может быть выражена в разных формах, каждая из которых имеет свои особенности в зависимости от дефекта и специфических проявлений:
Чистый вид нарушения речи встречается довольно редко. Наиболее распространенная форма алалии – смешанная, с преобладанием какого-то одного направления. Кроме этого, определение вида алалии затрудняется тем, что симптоматика пересекается с показателями других нарушений или сопровождается интеллектуальными и эмоциональными отклонениями.
Симптомы
Общим симптомом для всех видов алалии является отсутствие взаимосвязи между словарными и действенно-смысловыми сферами, бедность словарного запаса и косноязычие. Формирование речевых навыков происходит с задержкой, присутствует длительное сохранение паттернов речи из предыдущих этапов (лепет, односложные высказывания и т.д.).
Дальнейшая детализированная симптоматика основана на локализации поврежденных участков или воздействующих факторов, отличается в зависимости от вида нарушения.
Для моторной алалии характерно:
Симптомы сенсорной алалии:
Проблемы в эмоционально-волевой сфере при любом виде алалии могут проявляться гиперактивностью, импульсивностью или, наоборот, чрезмерной замкнутостью и малоподвижностью. Вторичные личностные изменения, вызванные речевыми нарушениями, могут напоминать расстройства аутистического спектра. Сюда можно отнести:
Важна грамотная диагностика, поскольку часто встречаются так называемые сочетанные нарушения. То есть ребенок имеет и нарушения речи, и расстройства аутистического спектра (РАС) вследствие недоразвития подкорковых отделов мозга.
РАС – это не синоним аутизма. Расстройства аутистического спектра являются приобретенными особенностями органического происхождения. Их наличие приводит к появлению смешанных диагнозов, при которых ставится определенный вид алалии с аутоподобными чертами (или «первазивное расстройство неуточненное» и другие варианты формулировок). В чистом виде «истинный аутизм» (синдром Каннера, синдром Аспергера, синдром Ретта) встречается редко, является врожденным и имеет стабильный процент по встречаемости в популяциях. Важно понимать, что «эпидемия аутизма» как раз связана с распространенностью нарушений аутистического спектра, которые обусловлены нарушениями в работе подкорковых структур мозга.
Кроме аутического спектра, который характеризует поведение и эмоциональную составляющую, дополнительно при алалии можно выделить вероятность задержки познавательного развития. Сниженные когнитивные функции компенсируются посредством дефектологической и нейрокоррекции. Это связано с тем, что интеллектуальное снижение часто является вторичным в задержке познавательных способностей и психического развития. После трех лет мышление и интеллект ребенка развиваются в большей степени в вербальной, речевой форме. И если к 3 годам нет речи, то мышление тормозится в своем развитии, сохраняя инфантильные формы. Поэтому крайне важно провести своевременную диагностику и коррекцию при подозрении на алалию.
Причины алалии
Возникновению речевых нарушений на различных жизненных этапах способствуют разные факторы. Так, в антенатальном периоде:
В перинатальном периоде:
В первые годы жизни:
Помимо биологических факторов состояние усугубляют неблагоприятные социальные условия развития ребенка: педагогическая запущенность, отсутствие вербального контакта или его редкость. Как правило, при алалии присутствует не одна причина, провоцирующая нарастание дефекта, а целый комплекс, который приводит к мозговой дисфункции.
Диагностика и коррекция алалии
Для постановки диагноза, связанного с нарушениями речи, ребенка необходимо показать нескольким специалистам:
В нашем Центре существует услуга психолого-педагогического консилиума, то есть комплексной консультации нескольких специалистов одновременно. При алалии мы рекомендуем следующий состав специалистов: нейропсихолог, логопед, дефектолог. После предварительной диагностики специалисты при необходимости дают направление на аппаратные обследования (например, ЭЭГ, допплерографию, МРТ, АВП) и консультации врачей, а также составляют дальнейший маршрут коррекции.
Коррекция алалии требует комплексного подхода, при котором применяются следующие методы:
Терапия подбирается индивидуально в зависимости от формы и тяжести нарушения, а также возраста ребенка.
Обязательным условием являются занятия с дефектологом, во время которых можно развить все познавательные функции. Также поможет логопед-дефектолог, занятия у которого будут строго направлены на запуск и формирование правильной речи.
Для более эффективной реабилитации используется Метод Томатис, который показан для:
Правильное лечение и грамотное сочетание методов терапии возможно подобрать только после проведения консилиума. Диагноз, поставленный одним специалистом на основании ограниченных данных, не позволяет составить эффективную коррекционную программу алалии. Успех коррекции во многом зависит от срока обнаружения алалии (лучше с 2-3 лет) и максимально раннего начала комплексного воздействия.
3 Комментариев
Ясмине 2 года и 8 месяцев. Мы приехали в центр Ember на летний интенсивный курс на запуск речи из Риги. Мы приехали, чтобы наш ребенок начал говорить или хотя издавать какие-то дополнительные звуки. До приезда в центр дочка не говорила, издавала только «ба», «ма».
Проходили до этого в Риге курс АВА, который ничего нам не дал, потому что Ясмина не аутист, нам исключили эту болезнь, хотя было подозрение, когда мы ехали сюда.
Выбрали Ember, потому что здесь был именно летний курс, мы могли оставить все дела и приехать, как в отпуск.
Когда мы приехали, нам провели комплексную консультацию, где нам впервые озвучили наш диагноз: алалия. Самая тяжкая, сенсомоторная. Благодаря этому центру мы уже знаем точку отсчета и с чем мы должны работать с нашим ребенком. Нам было назначено: курс Томатиса 14 дней по 40 минут и занятия с логопедом и дефектологом.
Мы прошли этот курс.
Что сейчас улучшилось. Ребенок начал лучше понимать речь, которую к нему обращают. Конечно, сложные предложения она пока не понимает, нельзя сказать «Иди в комнату и принеси игрушку», и она это сделает. Но можно сказать «принеси игрушку» — и она сделает. Или «идем в комнату» — и она пойдет. То есть односложные предложения она начала понимать. Плюс к этому в речи наметились изменения: она не односложные слоги стала выдавать, а многосложные: «бамапа», «памаба», то есть уже появились какие-то подобия слов. Также появились дополнительные буквы, такие, как «Ч», «Г», «К», которые я не слышала в ее речи раньше.
Также очень сильно увеличилась (я не знаю, это так Томатис повлиял или занятия с дефектологом) большая моторика. То есть для ребенка, который начал бегать только три месяца назад, она сейчас уже залезает на стенку, которая вертикальная, она делает перевороты (она никогда этого не делала), она висит на руках. То есть за неделю ребенок, который был физически не сформировавшийся, стал делать всё. То есть это повлиял Томатис, наверное, на большую моторику, мы никак не влияли. Никаких занятий не было дополнительно физкультурой, это просто само пришло.
Из положительного для меня (не знаю, насколько меня другие мамы поймут) – она начала надевать шапки без завязочек. То есть носить шапки. У нас надевание шапок – это была проблема. Только на завязках она надевала (снимала). Сейчас она носит спокойно, не снимает. Плюс к этому у нее увеличился указательный жест-расстояние. То есть если раньше это было 50 см максимально, то сейчас это до 2 метров и больше. Сейчас она уже может показать с одного конца комнаты на какую-то вещь, и эта вещь будет находиться очень далеко. Это очень много для нас.
Также она больше стала есть. У нее порция увеличилась, как у взрослого человека порцию она начала есть. Из психических факторов она стала показывать руки и ноги – то есть тело свое. То есть уже знает, где руки, где ноги. Также она показывает нос, зубы, открывает рот. Открыть рот – это раньше была проблема для нас. Сейчас по команде «покажи зубы» — показывает зубы, «открой рот» — открывает рот. И с ней уже можно ходить по парку. Раньше я боялась выходить. Раньше я если выходила с ней, я должна была все время держать ее за руку, чтобы она не убежала. Она могла просто взять и убежать, все. Ее надо было догонять. Сейчас уже можно спокойно ходить по парку без руки, она идет по тропинке, можно ее отпускать на 2-3 метра. Следить, конечно, надо, она может куда-то свернуть. Но факт тот, что с ребенком уже легче куда-то выйти. В магазине тоже, раньше на кассе были истерики, надо было выходить. Сейчас уже она дает что-то купить, если скажешь «подожди», она это уже выполняет. То есть у нас очень много положительной динамики идет, но в речи пока только на своем языке стала говорить.
Добрый день, Аниса! Спасибо, что оставили отзыв о нашем центре у нас на сайте! Это поможет другим семьям, у кого есть ребенок с алалией, найти нас в интернете.
Мы рады, что смогли поставить точный диагноз вашей дочке (сенсомоторная алалия) и исключить аутизм, а также дать хороший старт для запуска речи.
Несмотря на то, что сенсомоторная алалия действительно является одной из самых сложных форм алалий, с данным нарушением можно и нужно работать, при правильном подходе и регулярных занятиях алалия поддается коррекции.
Здоровья и счастья вашей дочке и всей вашей семье!
По рассказам, мой отец не говорил вообще до 3-х лет. А потом это повторилось у его внучки, моей племянницы. Этот случай я уже наблюдала сама. Она тоже до 3-х лет вообще не говорила, хотя все понимала. А потом однажды заговорила практически в один день, это случилось при мне. Что это было? Врачам этих детей не показывали.
Диагноз алалия у ребенка что это
С каждым годом количество детей с разными нарушениями речи растет. Беспокойство у родителей вызывает долгое молчание у ребенка трех лет. Он может использовать в речи буквально 3-4 слова и показывать все жестом. Алалия – тяжелое нарушение, которое появляется вследствие недоразвития определенных зон мозга.
Характеристика моторной алалии
Моторная алалия у детей проявляется рядом специфичных симптомов. Для болезни характерно нарушение всех компонентов речи: фонетики, фонематики, лексики, грамматики:
На каждого ребенка составляется характеристика с учетом индивидуальных особенностей.
Причины и факторы риска
В течение многих лет логопеды изучали алалию и пытались определить причины ее появления. Р. Коэн еще в 1888 году полагал, что все дело в воспалительных болезнях во внутриутробном развитии и в первый год жизни малыша.
А. Трейтель выдвинул теорию о том, что алалия является закономерным последствием плохой памяти и недостаточного внимания. Другие ученые объясняли болезнь интеллектуальными нарушениями.
Только в середине прошлого века М. Зееман связал нарушение речи с недостаточным развитием зон головного мозга. Ряд исследователей продолжили его гипотезу и сделали ведущей причиной асфиксию новорожденных.
Кислородное голодание и возникающее после него удушье, родовые травмы провоцируют внутриутробные патологии. При отсутствии кислорода страдать начинают клетки третьего слоя коры головного мозга. Именно этот уровень обеспечивает:
Менингит, энцефалит, травмы головы, тяжелые болезни в первый год жизни – это основные причины появления алалии. Рахит, недостаточное питание, патологии дыхательной системы вызывают истощения нервной системы, а это негативно сказывается на развитии головного мозга.
В последние годы отмечается рост детей с алалией. У ученых нет точного мнения о причинах повреждения речевых зон мозга. Некоторые связывают это с ухудшающейся экологией, накопленными мутациями, болезнями отца и матери. Точных подтверждений о наследственной природе алалии нет.
В группе риска оказываются недоношенные дети. Из-за преждевременных родов их организм не успевает развиться до нормального состояния, и после у них могут проявиться разные патологии.
Ученые уверены, что нельзя выделить одну причину появления алалии, так как часто действует комплекс факторов риска.
Формы алалии
Современная классификация нарушений речи выделяет две формы алалии – сенсорную и моторную. Некоторые авторы еще добавляют сенсомоторную, но о ее целесообразности до сих пор идут споры.
Сенсорная форма мало изучена и встречается редко. Для нее характерно нарушение процесса понимания речи. Кора головного мозга недостаточно развита, это приводит к проблемам формирования связи между звуком и предметом.
Важно не путать сенсорную алалию с глухотой. Ребенок прекрасно слышит других людей, но из-за того, что процессы слуховой дифференциации нарушены, он не выделяет речь из других звуков.
Попытки разговаривать с ребенком с сенсорной алалией на повышенных тонах приводят только к его негативной реакции. Высокие раздражители угнетают слабо развитое восприятие речи. Спокойная и тихая беседа понимается лучше.
Характерно наличие гиперакузии – некоторые звуки воспринимаются обостренно и вызывают патологическую реакцию. Например, смятие бумаги приводит к истерике, слезам, беспокойству.
При моторной алалии восприятие речи есть. Ребенок понимает, что от него хотят (одноступенчатые инструкции «дай зайца» и т. п.). Среди ученых все еще идут споры о механизмах возникновения болезни. В основе лежат нарушения двигательной сферы: общей и мелкой моторики. Например, ребенок может правильно произнести звук изолированно, но в словах и слогах он его искажает или не воспроизводит.
Для понимания принципа головного мозга необходимо вспомнить про эфферентные и афферентные пути. Первые передают импульс от мозга к нервным окончаниям, вторые – от нервных окончаний к мозгу. Именно эта информация стимулирует развитие коры.
При моторной форме отмечаются трудности в воспроизведении слогов и слов. Нельзя путать болезнь с дизартрией. При дизартрии дети будут говорить. Искаженно, путая звуки, заменяя их, но они будут разговаривать и общаться, идти на контакт.
Симптомы моторной алалии
Психика человека связана между собой, и особенности развития одной функции будут отражаться на остальных. Моторная алалия включает в себя комплекс речевых и неречевых симптомов.
Первый и основной признак болезни – это недоразвитие речи. Отмечаются нарушения всех компонентов. Ребенку затруднительно выполнить последовательную серию артикуляционных движений, но он может сделать их по отдельности. Появляются смещения и замены звуков. Слоговая структура серьезно нарушена, вместо «машина» может быть примитивное «биби» либо «ина». В словаре преобладают существительные в именительном падеже.
Развитие речевых зон головного мозга задерживается, и поэтому фраза представлена короткими предложениями, что задерживает формирование связной речи. Словарный запас ребенка беден и ограничен, он плохо усваивает новые категории.
Признаки моторной алалии касаются не только речи. Неречевые признаки болезни:
Дети неуклюжие, неловкие, общая моторика развита слабо. Им тяжело ловить мяч, играть в подвижные игры. Из-за отсутствия общения со сверстниками формируются патологии личности: замкнутость, невроз, обидчивость, нерешительность. Из-за негативной реакции окружающих они начинают избегать речевых ситуаций.
Симптоматика нарушения может проявляться в разной степени выраженности. Многое зависит от степени поражения зон головного мозга. Ученые отмечают, что в школьной деятельности у таких детей будут сложности из-за недостаточного развития регулирующей и планирующей функции речи, обобщений.
Симптоматика нарушений не всегда ярко выражена и поэтому она может быть спутана с другими болезнями. Поэтому важна тщательная диагностика и дифференциация с другими проблемами.
Диагностика
Диагностика алалии осуществляется психиатром. Врача посещают не все родители, но первые признаки болезни может определить невролог. Настораживать должно отсутствие связной речи в 3 года, нежелание говорить фразы, ограниченный активный словарь.
Обследование включает в себя сбор анамнеза. Часто у детей с алалией отмечаются отсутствие лепета и молчаливость. Для составления характеристики малыши изучаются несколько дней. Оцениваются их реакция, взаимодействие, есть ли критичность.
Стоит учитывать, что задержка речевого развития ставится в возрасте трех лет, но это синоним алалии. Запоздания в развитии возникают из-за минимальных мозговых повреждений, и проблема может решиться с походом в садик, где под влиянием среды ребенок начинает говорить.
В возрасте 4 лет родителей должно настораживать молчание ребенка. При возможности психиатр направит на МРТ головного мозга – это лучшее решение. На снимках будут видны повреждения речевых зон коры.
Обязательно делается обследование состояния слуха. Проводится аппаратное исследование, которое позволяет обнаружить снижение слуха. Если оно не подтверждается, ребенка отправляют к сурдологу.
Диагноз ставится после консилиума специалистов. Обследование проводится психологом, неврологом, психиатром, логопедом, отоларингологом. Здоровье малыша беспокоит всех родителей и поэтому они нацелены на работу со специалистами.
Комплексный подход позволяет правильно оценить причину нарушений. Алалия никогда не ставится при интеллектуальных проблемах, так как там задержка речи обусловлена другими механизмами. Некоторые люди ошибочно считают аутизм и алалию синонимами.
Но при аутизме и его вариантах первично нарушена коммуникативная функция психики, а не речь. В таком случае требуется совсем иная работа.
Лечение моторной алалии
Недостаточно методик раннего развития ребенка для преодоления проблем с речью. Родителям стоит морально подготовиться к нескольким годам упорного труда. В лечение входят медикаментозная терапия, занятия у психолога и логопеда, домашние упражнения.
Если есть парезы или другие выраженные патологии двигательной мускулатуры, то назначают физиотерапию и логопедический массаж. В ходе лечения происходит приведение мышц в нормальный тонус, и это облегчает усвоение правильного произношения звуков.
Возможные осложнения и последствия
Некоторые родители в силу неопытности не всегда оценивают серьезность нарушения. Можно встретить мнение, что нет ничего страшного в задержке развития речи, и проблема рассосется самостоятельно.
Это в корне неправильный подход, который чреват последствиями. При проблемах в речи страдает психика ребенка. Долгая задержка скажется на развитии всех функций, в первую очередь мышления. У детей будет наблюдаться снижение интеллекта, не появится абстрактное мышление.
В дальнейшем ребенку будет тяжело учиться даже в коррекционной школе, у него будут небольшие шансы выйти на нормальный уровень развития.
Проблемы с устной речью неизбежно приведут к проблемам в письменной. Дислексия и дисграфия проявляются стойкими ошибками на письме и в чтении.
Поэтому нельзя затягивать с постановкой диагноза и лечением. Чем раньше начнется работа, тем больше шансов на полную реабилитацию и выздоровление малыша.
Патогенез
Механизмы формирования того или иного нарушения позволяют правильно определять причины болезни. На основе этого строится работа по коррекции и лечению. При моторной алалии не сформированы проводящие пути между премоторной зоной мозга и постцентральной областью. Не хватает связи и с височной долей.
Особенно эти нарушения выражены в доминантном полушарии.
Коррекция моторной алалии
Коррекция моторной алалии проводится логопедом. Он есть в поликлиниках, детских садах, реабилитационных центрах. Она включает в себя разные этапы, которые направлены на формирование всех компонентов речи.
В ходе занятий ведется стимулирование активной речи. С помощью игрушек разыгрываются ситуации, побуждающие ребенка к осуществлению высказываний. Пособия и прочие материалы стимулируют накопление словаря.
Обязательно проводится артикуляционная гимнастика перед зеркалом. Она отрабатывает тонкие движения языка, губ и т. д. Такая подготовка позволяет ставить звуки в правильном произношении.
Занятия дома тоже необходимы. В их ходе закрепляется усвоенный материал, стимулируется развитие речи. Для мотивации детям выдают поощрения в виде наклеек. При договоренности с родителями – материальный презент.
Обязательно работает психолог. Его задача – развитие памяти, мышления, восприятия. Корректируется эмоционально-волевая сфера.
Родителям не стоит ждать молниеносных результатов. Средний срок лечения – 2-3 года. Иногда приходится продолжать и в школьном возрасте.
Прогноз и профилактика
При раннем оказании помощи, комплексной работе специалистов прогноз благоприятный. В большинстве случае алалия проходит к семи годам, и дети идут в обычную школу.
В редких случаях, при тяжелых поражениях мозга, отмечается недостаточность развития. Тогда целесообразно ждать 8 лет (с продолжением лечения!) либо отправить ребенка в коррекционную школу. В этом нет ничего плохого. Ученики осваивают стандартную программу и получают помощь специалистов (психолога, логопеда и т. д.).
Как заниматься дома самостоятельно
Родители – неотъемлемые участники коррекционного процесса. Они обязательно проводят каждый день артикуляционную гимнастику – комплекс выдает логопед. В процессе автоматизации звуков или закрепления лексических тем выполняют различные домашние задания.
Обязательно развивают сенсорику. Для этого используют миски с крупами, песком и другими материалами. В них складывают маленькие игрушки и предлагают малышу их найти. Для мелкой моторики полезны аппликация, лепка, рисование, перебирание и т. п.
Общая моторика развивается в подвижных играх. На детской площадке полезно кататься с горки, крутиться на карусели и лазить по специальным лесенкам. Впечатления стимулируют нервную систему и ее развитие.
При слаженной работе специалистов и родителей алалия полностью излечима.
Что такое алалия
Алалия – это тяжелое недоразвитие или полное отсутствие речи, которое вызвано органическим поражением корковых речевых центров головного мозга. При этом физический слух и интеллект ребенка не повреждены. Глубокая несформированность речевой функции носит системный характер, т.е. нарушены все компоненты речи – фонетико-фонематический и лексико-грамматический.
По своим проявлениям это нарушение имеет множество общих черт с афазией. Отличие заключается в том, что афазия возникает уже после того, как ребенок овладел речью (после 3-х лет). Для алалии же характерно изначальное отсутствие или сильное ограничение речевой функции. Иными словами, органическое поражение речевых центров произошло во внутриутробный период, в процессе родов, либо в детском возрасте до трех лет.
Виды алалии
В логопедии используется определенная классификация этого недоразвития речи, которая основывается на локализации участка поражения головного мозга.
Выделяют следующие формы алалии:
Основные симптомы алалии
Симптоматика зависит от того, какая именно форма диагностирована у ребенка.
Имеются данные о том, что среди детей дошкольного возраста алалия встречается приблизительно у 1%, а среди детей школьного возраста от 0,6 до 0,2%. В среднем можно считать, что алалия встречается у 0,1% населения. У мальчиков это нарушение речи встречается в 2 раза чаще, чем у девочек.
Для моторной алалии характерны следующие симптомы:
Для сенсорной алалии характерны следующие признаки:
Необходимо отметить, что в чистом виде сенсорная алалия встречается достаточно редко. Как правило, речь идет о смешанной форме – сенсомоторной алалии.