Диагноз фас у детей что
Дети с ФАС – фетоалкогольным синдромом
Алкоголь и токсические продукты его распада оказывают сильнейшее воздействие на организм ребенка. Алкоголь избирательно воздействует на определенные органы, этанол легко проходит через плацентарный барьер, подавляет синтез нуклеиновых кислот развивающегося организма, замедляет питание плода, что приводит к необратимым нарушениям в развитии внутренних органов и систем. Из-за того что у плода нет ферментов, которые могут блокировать активность этанола и продуктов его распада, а также из-за физиологических особенностей организма, который только начинает развиваться, вредное воздействие алкоголя проявляется ярко и быстро и приводит к необратимым изменениям в организме. Признаки фетоалкогольного воздействия остаются у человека на всю жизнь.
В течение жизни у такого ребенка изменяется чувствительность к продуктам, содержащим алкоголь – это способствует возникновению зависимости, а вредное воздействие алкоголя в разы чаще приводит к необратимым последствиям, чем у обычных людей.
Дети, которые подверглись воздействию алкоголя, развиваются медленно или очень неравномерно. Их масса тела нарастает как бы скачками, а общий рост чаще всего замедлен. Они миниатюрные, очень гибкие из-за недоразвития мышечной системы. У них обычно особенный внешний вид – много так называемых стигм, «знаков». Типичная внешность ребенка с ФАС: узкие глаза с нависшими веками, уплощенный нос, тонкая верхняя губа, маленькая голова с плоским затылком и узким, вытянутым лицом. Многообразно выражены типичные неврологические нарушения: судороги, повышенный тонус мышц, непропорциональная по отношению к телу голова (так называемый «гидроцефальный синдром»), а впоследствии – отклонения в развитии, умственная отсталость.
Все это обуславливает нарушения нервной системы: снижение или неравномерность интеллектуального и психологического развития, вплоть до умственной осталости, нарушения поведения, снижение памяти. внимания, признаки повышенной возбудимости и трудности контроля эмоций, неустойчивость побуждений. Это часто делает таких детей объектами использования. Они легко поддаются влиянию других, что грозит асоциальными тенденциями, если нет контроля.
Что нужно знать приемным родителям, которым приглянулся такой ребенок
Внешние признаки сильно не помешают дальнейшей жизни ребенка. Главное – никогда не сравнивать его со сверстниками по красоте и скорости развития, потому что такие дети растут неравномерно, медленно набирают массу и кажутся очень худыми и маленькими, не соответствующими своему возрасту. Часто они даже много едят, но усваивается пища плохо из-за нарушения обмена веществ.
Именно эти их особенности удается использовать при привлечении к таким видам спорта, как цирковая студия, синхронное плавание, гимнастика. Если им понравится заниматься, то они будут очень настойчивы и прилежны и во многом преуспеют.
Эмоционально такие дети могут быть неустойчивы, у них часто меняется настроение – от смеха к слезам, без видимой на то причины, или из состояния проявлений всеобщей любви они впадают в состояние глухой обиды, могут начать сильно кричать, как говорится, «на ровном месте». Все это раздражает взрослых, и надо проявить гигантское терпение, чтобы успокоить такого ребенка. Происходят эти вспышки из-за незрелости структур головного мозга и из-за трудностей контроля эмоций – мозг очень быстро перегружается новой информацией. У таких деток возникают сложности с процессом выбора, поэтому до поры до времени родителю надо быть проводником для ребенка, помогая выбрать и исследовать то, что ему понравилось.
Из-за неравномерного развития у таких детей возникают проблемы с усвоением информации – что-то не успевает зафиксироваться и усвоиться в голове, подача информации происходит слишком быстро для них, а что-то остается непонятным. Если не замечать такие особенности, а только повышать уровень требований, не анализировать, как именно ребенок накапливает новые сведения, то это может стать причиной появления страха перед новизной в принципе (особенно если дети были в сиротской системе). Такой страх, в свою очередь, усугубляет проявления задержки психологического развития (которые сформировались еще в плохих условиях родного дома и из-за пребывания в сиротском учреждении). Словарный запас таких детей может быть беден, они могут не к месту употреблять слова и часто отвлекаться от того, что другие говорят им. Это происходит потому, что дети не понимают, что от них хотят. Поэтому надо общаться с ними очень размеренно, четко и понятно объясняя все слова, стараться часто смотреть в глазки, проверяя, все ли они поняли. Может потребоваться многократное повторение – пусть это вас не удивляет. Нужно закреплять информацию разными способами: стараться задействовать все органы чувств – трогать, нюхать, слушать и смотреть.
Такие детки любят играть и привлекать к себе внимание самыми разными путями – к этому надо относиться терпимо, потому что во время игры они обретают силы и уверенность. Не надо торопить их развитие, так как любые стрессы и недовольства родителей вызывают у них напряжение и не способствуют созреванию мозга. Эти детки, как правило, очень хотят радовать своих родителей, и если с самого начала быть им помощниками и поддерживать их достижения (принимать их подарочки и обращать внимание на их слова), то они будут очень стараться шагать вместе с родителями вперед.
Поскольку их биологические родители были в них не заинтересованы, то огромное значение для таких деток играет внимание взрослых, частый глазной контакт, добрые слова, обращенные к ним, похвала, телесный контакт и разговоры о том, что они уже умеют. Когда вы видите, что у ребенка что-то получается, будет здорово, если вы ему об этом скажете. Например, «мой дорогой, ура – у тебя получилось!». Хорошо делать фотографии с достижениями и потом их рассматривать вместе – поскольку память и самооценка часто снижены, то если ребенок еще раз увидит себя успешным, он будет двигаться дальше и поймет, что у него уже что-то получается.
Еще одна особенность таких детей – большая тревожность, которая может проявляться в трех вариантах:
Степень задержки развития у таких детей бывает разная. Есть степень задержки, которую пусть сложно, но можно компенсировать, так как нет глубокого разрушения клеток мозга. Такие дети бывают утомляемы, раздражительны, часто отвлекаются, устают от людей, требуют особого подхода в обучении, но все же учатся в массовой школе. Более того, у них часто проявляется неравномерность интеллектуального развития, и они могут очень хорошо успевать по какому-то одному предмету, а другой усваивать плохо. В таких случаях надо развивать то, что можно, и помогать там, где не получается.
Чтобы не доводить особенности развития ребенка до крайних проявлений, надо сразу после того, как ребенок оказался дома, посоветоваться со специалистами (желательно, чтобы специалисты имели опыт работы, знали деток с опытом сиротства и были к ним лояльны):
Особенно наблюдение специалистов важно для деток, которые родились с малым весом. Надо постоянно наблюдать за тем, как они берут материал, который им дают: надо делать это так, чтобы ребенок получал максимальное удовольствие через игры и практический опыт – трогал руками, нюхал, двигал (кинестетическая память позволяет запустить механизмы «я могу, я ориентируюсь»).
Если же мозг был сильно поврежден, то ребенок рождается с некоторым ограниченным ресурсом развития и усвоения информации, впоследствии он может получить диагноз – так называемую олигофрению, и родителям надо принять этот диагноз, если он подтвержден и скомпенсированы все тягости, которые принес детский дом. Надо постараться понять, что эти дети должны учиться по специализированной программе, и тогда им будет гораздо легче эмоционально, они смогут реализовать свой человеческий потенциал. Специализированные программы построены таким образом, что ребенок обучается тем конкретным действиям, которые он может усваивать. Отношение учителей в школах, где есть специализированные программы, понимающее, и требования у них отличаются от требований учителей других школ – в специализированных школах много дополнительных занятий и помимо учебных, как правило, есть возможность отрабатывать ручные навыки. В условиях дома это сделать практически невозможно. Дети развиваются с отставанием в учебе, и основная задача родителя – помочь им найти свое место в мире, так, чтобы уверенно стоять на ногах и в дальнейшем обеспечить себя.
Дети эти имеют чудесные свойства характера. Если они растут в принимающих семьях, без необходимости соревнования с другими, в семьях, обеспечивающих им уважение, то они долго, но качественно формируют чувство привязанности и становятся детками с очень добрым сердцем и большим состраданием к людям. Они всегда готовы поделиться тем, что у них есть, или помочь. При этом они бывают зависимы от своих родителей – тут важно соблюдать определенную грань, так, чтобы они могли в дальнейшем чувствовать себя самостоятельными.
Если нет желания отдавать ребенка в специализированную школу, то надо учить ребенка соответственно его возможностям (как это сделать, подскажет психолог или коррекционный педагог после специального обследования) в условиях частного или домашнего образования. Это тоже хорошо, но другие дети в коллективе могут не всегда принимать таких детей, и самооценка их будет формироваться долго – на это уйдет много сил.
Дети с ФАС очень нуждаются в помощи сильных взрослых, и от них часто можно получить большую отдачу, если оставить позади амбиции взрослых о том, что можно кого-то переделать. Взрослые – хранители того, что им доверено, и к этому сокровищу надо относиться бережно и терпимо. Удачи всем, кто готов помочь таким детям. Ждем вас на сопровождение!
Татьяна Дорофеева,
психиатр, психотерапевт,
специалист по сопровождению приемных семей
СЗБФ «Дети ждут»
Фетальный алкогольный синдром и его причины
Женщины, активно употреблявшие алкоголь во время беременности, могут столкнуться с опасной патологией у своих детей – фетальным алкогольным синдромом (ФАС). Почему-то считается, что он лишь влияет на лицо малыша, но последствия на самом деле куда серьезнее.
Виды фетального алкогольного синдрома
В зависимости от тяжести состояния и нарушений развития выделяют несколько типов ФАС:
Алкогольный синдром плода (алкогольная эмбриофетопатия);
Парциальный алкогольный синдром плода;
Алкогольное расстройство нервного развития;
Нейроповеденческое расстройство, связанное с пренатальным воздействием алкоголя (злоупотребление до беременности).
У детей с ФАС помимо некоторых физиогномических особенностей могут развиться проблемы со зрением, слухом, запоминанием, концентрацией внимания, а также способностью учиться и общаться. В общей сложности ученые насчитывают до 400 патологических состояний, сопряженных с ФАС.
Несмотря на то, что дефекты по тяжести последствий разные, увы, они часто являются необратимыми.
Причины фетального алкогольного синдрома
Как понятно из названия, основная причина – это распитие алкоголя матерью во время беременности. Этиловый спирт обладает тяжелым тератогенным воздействием. Он легко преодолевает плаценту и попадает в кровеносную систему плода. Основной негативный эффект – это недостаток кислорода, который препятствует нормальному развитию внутренних органов.
Основная причина фетального алкогольного синдрома в том, что женщины далеко не всегда подозревают о своей беременности и продолжают пить. При этом алкоголь начинает вредить эмбриону уже на первой неделе после зачатия. Риск возрастает, если женщина употребляет крепкий алкоголь.
Многочисленные исследования показывают, что распитие алкоголя наиболее вредно в течение первых трех месяцев. Однако Американская академия педиатрии категорически запрещает пить любое спиртное на протяжении всей беременности.
Симптомы фетального алкогольного синдрома у детей
Поскольку ФАС вызывает целый спектр различных проблем, то симптоматика чрезвычайно широка и варьируется от легкой до тяжелой. При этом, как уже было сказано, у ребенка проявляются определенные физиогномические черты и особенности психики:
Сглаженная носогубная складка;
Маленькие и широко расставленные глаза, часто с выраженным эпикантусом (поперечной складкой в углу глаза у переносицы);
Крайне тонкая верхняя губа;
Недостаточный для его возраста рост и вес;
Неспособность фокусироваться на предметах;
Проблемы со зрением и слухом;
Неспособность к обучению;
Резкие перемены настроения, гиперактивность;
Заболевания сердца и мочеполовой системы;
Деформированные конечности, суставы пальцев рук.
Как диагностируется фетальный алкогольный синдром?
У ребенка, родившегося с подозрениями на ФАС, очень важно вовремя выявить первые признаки заболевания. Чем раньше поставлен диагноз, тем легче болезнь поддается лечению. Собственно, легкие формы фетального алкогольного синдрома до определенного возраста остаются незамеченными, но они обязательно в дальнейшем повлияют на развитие ребенка.
Методов диагностики ФАС несколько. Аускультация грудной клетки может выявить посторонние шумы в сердце или другие проблемы. Второй важный параметр – отклонения в развитии. К ним относятся:
Слишком медленный темп роста и веса (отклонение от процентиля по возрасту). Чтобы узнать, правильно ли развивается ваш ребенок, воспользуйтесь калькулятором процентиля окружности головы;
Аномальные черты лица;
Проблемы со слухом и/или зрением;
Нарушения координации и т.д.
Чтобы поставить верный диагноз, врач также обращает внимание на поведенческие нарушения. Как уже было сказано, они могут проявляться в виде гиперактивности, чрезвычайной возбудимости, либо плаксивости и резких перемен настроения.
Методы лечения фетального алкогольного синдрома
К сожалению, ФАС неизлечим, однако, существует множество способов контролировать течение болезни. В зависимости от набора симптомов ребенку с фетальным алкогольным синдромом потребуется внимание врача и практически наверняка специальное коррекционное обучение, включая работу с логопедом.
Атмосфера в доме
Фетальный алкогольный синдром у ребенка требует особого внимания и любящей атмосферы в доме. Дети с таким диагнозом всегда более чувствительны к резкой смене обстановки, переменам в плане обучения, игр, диете, дольше адаптируются. Чаще всего они хорошо справляются с повседневными делами, если следуют простым правилам и получают награды за позитивное поведение.
Медикаменты
Не существует лекарств, специально разработанных для лечения ФАС. Детям с выраженными неврологическими нарушениями индивидуально подбирают комплекс препаратов для борьбы с симптомами болезни:
Антидепрессанты и нейролептики;
Стимуляторы при СДВГ и других поведенческих препаратах;
Транквилизаторы и противотревожные препараты.
Поведенческая терапия
Дети с ФАС страдают от сниженной способности к обучению. Они хуже запоминают, хуже воспринимают новый материал, более склонны к конфликтам со сверстниками и неуспеваемости.
Несмотря на то, что нередко дети с фетальным алкогольным синдромом учатся в обычных общеобразовательных школах, им может понадобиться дополнительная академическая помощь, особенно по отстающим предметам.
Как правило, семьи, в которых воспитывается ребенок с ФАС, нуждаются обучении методам разрешения семейных конфликтов. Поэтому психотерапевты рекомендуют групповую семейную терапию.
Альтернативные методы лечения
Многие родители часто обращаются к методам альтернативной медицины, таким как иглоукалывание, акупрессура или дыхательные практики из йоги. Подобные методы также могут применяться, но только после согласования с психиатром и неврологом.
Как предотвратить фетальный алкогольный синдром?
Единственный и самый простой способ избежать фетального алкогольного синдрома – не употреблять алкоголь во время беременности ни в каком виде. Запрещено даже безалкогольное пиво! Женщинам с алкогольной зависимостью рекомендуется сначала пройти лечение в наркологической клинике перед зачатием.
Фетальный алкогольный синдром и фетальные алкогольные эффекты: все, что нужно знать
Алкоголь повреждает развивающиеся клетки плода. Мозг и нервная система весьма чувствительны к алкоголю и могут пострадать.
Любое количество может иметь определенный эффект, поэтому при беременности не существует минимального количества алкоголя, которое было бы безопасным. Развивающийся плод не может перерабатывать алкоголь так быстро, как взрослый организм, поэтому воздействие алкоголя на плод крайне сильно.
Причины фетального алкогольного синдрома
ФАС и ФАЭ вызываются при беременности матерью, употребляющей алкоголь. Алкоголь наносит вред развивающемуся мозгу и нервной системе малыша, приводя к психическим, физическим патологиям и проблемам развития.
Симптомы и осложнения
Признаки аномалий нервной системы включают замедленное развитие, поведенческие проблемы или неспособность к обучению и интеллектуальные нарушения. Например, дети с ФАС могут развить способность говорить или ходить позже, чем обычно. Поведенческие проблемы могут включать в себя гиперактивность, нервозность, беспокойство и т. д.
Типичные признаки уродства лица включают короткие глазные щели или опущенные глаза, тонкую верхнюю губу, уплощенные скулы и отсутствие четкой бороздки между верхней губой и носом.
Ребенок с ФАС или ФАЭ может быть меньше для своего возраста, чем другие. При рождении ребенок может быть меньше или иметь маленькую голову. Другие дефекты включают пороки внутренних органов, таких как сердце, печень и почки. Также могут существовать нарушения зрения и слуха.
Дети с ФАС часто наивны. Обладая плохими навыками суждения и принятия решений, они иногда сталкиваются со злоупотреблением психоактивных веществ и трудностями с законом в дальнейшей жизни.
Постановка диагноза
Диагноз ФАС включает в себя историю употребления алкоголя матерью, медицинский осмотр ребенка и систематическое наблюдение. Врач или психолог может также проверить ребенка на предмет трудностей с обучением. Это поможет определить ребенка в школьные программы и в службы раннего развития, чтобы помочь ему с учебой. Чтобы исключить возможное генетическое заболевание, доктор также может провести генетическое тестирование.
Лечение и профилактика
Беременная женщина может предотвратить ФАС и ФАЭ у своего ребенка, не употребляя алкоголь во время беременности.
Если женщина обнаруживает, что она беременна после употребления алкоголя, воздержание от употребления алкоголя с этого момента является лучшим решением. Тем самым предотвращается дальнейшее повреждение организма ребенка.
Я видел такое лицо… Детское лицо алкоголизма. ТЕСТ онлайн на фетальный алкогольный синдром!
Что мы знаем о вреде алкоголя? А о вреде алкоголизма в период беременности? Мировое сообщество об этой проблеме говорит давно, обозначив последствия приёма алкоголя во время беременности как фетальный алкогольный синдром (ФАС). В конце статьи вас ждет тест на вероятность наличия этого синдрома!
В медицине понятие фетальный алкогольный синдром или его синонимы — алкогольный синдром плода(АСП), эмбриональный алкогольный синдром —используется с 1973 года. Этот медицинский термин объединяет в себе различные по характеру и степени выраженности отклонения в психофизическом развитии ребенка, причиной которых является употребление женщиной алкоголя до и во время беременности.
Короткая глазная щель — на 2 или более стандартных отклонения ниже среднего. Cглаженный губной желобок (вертикальное углубление между носом и верхней губой) — 4 или 5 баллов по шкале губ и губного желобка. Тонкая верхняя губа — 4 или 5 баллов по шкале губ и губного желобка.
Таких детей несложно узнать — они отстают в росте и весе и имеют целый комплекс нарушений:
Конечно же, такие дети нуждаются в социальном и медицинском сопровождении, специальных школах и обучении.
Полученные дефекты и отклонения в развитии сохраняются в течении всей жизни и определены международным классификатором болезней — МКБ-10 P04.3 Поражения плода и новорождённого, обусловленные употреблением матерью алкоголя.
Дефицит роста и/или веса: рост и/или вес меньше или на уровне 10-ой процентили. Характерные особенности строения лица: короткая глазная щель, сглаженный губной желобок, тонкая верхняя губа. Поражение/дисфункция головного мозга: структурные и/или функциональные неврологические признаки или нарушения когнитивных функций, указывающие на поражение.
Объединив все нарушения, связанные с ФАС, можно выделить три основных области поражения:
Схематически ФАС представлен на картинке:
Приём алкоголя в период беременности опасен на любом сроке, и, особенно, в первом триместре, когда распитие алкоголя приводит к развитию грубых пороков или прерыванию беременности. Во втором триместре употребление спиртного приводит к расстройствам и дефектам нервной и костно-суставной систем.
Степень выраженности и объём нарушений внутриутробного развития напрямую зависят от тяжести алкогольной зависимости матери.
Определить внешне людей с фетальным алкогольным синдромом можно по следующим аномалиям развития лица и черепа:
Наглядно видно на картинках ниже:
Среди прочих пороков и дефектов наблюдаются:
Лечение детей с ФАС симптоматическое и включает в себя не только медикаментозную терапию, но и лечебную гимнастику, массажи, психотерапию и, главное, участие родителей, полноценный уход и доброжелательность взрослых.
Тест на фетальный синдром!
Определите свои баллы в соответствии с пунктами
У вас дефицит веса и/или роста умеренный? Это строка 3 в столбце рост.
У вас характерные особенности лица выраженные? Это строка 4 в столбце лицо.
Поражение головного мозга определенно есть? Это строка 4 в столбце мозг.
Алкоголь в антенатальном (внутриутробном) периоде употреблялся с высоким риском? Это строка 4
Например, результат — 3444. Проверьте и посмотрите на его интерпретацию в таблице ниже.
Дополнительно: а здесь можно посмотреть ролик Бориса Цацулина об алкоголе и похмелье.
О важном
Проблема пагубного влияния алкоголя на плод представлена во всём мире, более того, ФАС считается самым распространённым врождённым пороком в Южной Африке. В США фиксируется в среднем от 0,2 до 2 детей на 1000 новорождённых. В России не проводилось глобальных исследований, однако существуют локальные данные скрининга детей педиатрами. К примеру, в специальных сиротских приютах Москвы у 7,9% детей от общего числа был выявлен ФАС.
Профилактика
Можно ли бороться с проблемой алкоголизма у женщин и как защитить будущее поколение от последствий нездоровой беременности?
В первую очередь нужно повышать осведомленность населения о влиянии и вреде алкоголя на здоровье женщины и плода. Такую роль стоит возложить на врача-гинеколога, как первоисточника и специалиста в области женской репродуктивной системы.
Во-вторых, диспансеризация или ранняя диагностика, определение женщин, находящихся в группе риска и их консультирование.
Также, специалисты в вопросах здравоохранения акцентируют внимание на необходимости квалифицированной подготовки врачей и медсестёр, социальных работников, а также финансировании данной деятельности за счёт медицинских страховок. Международный опыт показывает, что проведение педагогической работы и оказание психологической помощи будущим родителям, женщинам детородного возраста, является важным методом в профилактике фетального алкогольного синдрома.
Дополнительно: о том, как алкоголь влияет на слабый пол в целом читайте в этой статье.