Диалогическая речь что это
Диалогическая и монологическая речь
Диалогическая и монологическая речь это основные типы речевой коммуникации. Субъективно окрашенные и характеризующие ее носителей диалогическая и монологическая речь становятся организующим началом многих словесных текстов, и в частности произведений художественной литературы, где они выступают в качестве предмета изображения. Прямо или косвенно включенная в коммуникативные процессы и их осуществляющая речь как таковая всегда отмечена диалогичностью в широком смысле. Вместе с тем в зависимости от характера выполнения речевой деятельностью коммуникативных функций в ее составе традиционно выделяются высказывания диалогические и монологические, или диалоги и монологи.
Диалогическая речь — это взаимное (чаще всего двустороннее) общение, при котором активность и пассивность переходят от одних участников коммуникации к другим, главное же — высказывания стимулируются предшествующими, выступая в качестве реакций на них. Для диалогической речи наиболее благоприятны неофициальность и непубличность контакта, его устный и непринужденно-разговорный характер, атмосфера нравственного равенства говорящих. Для неё характерно чередование кратких высказываний разных лиц (по Л.П.Якубинскому — реплицирование), хотя диалогические начала присутствуют и в речи одного лица, стимулируемой мимикой и жестами «собеседника». По-иному реализуются ритуальные, официальные, риторические диалоги, которым присущи нормированность, заданность и традиционность. Существовали весьма специфические формы речевого общения (застольные беседы), а также «турниры речей» (риторические диалоги), оказавшие влияние на форму диспутов, сформировавших культуру дискуссий и споров. Диалогическая речь в полной мере обнаруживает свои возможности в виде разговора с глазу на глаз (Х.Г.Гадамер): собеседникам для взаимопонимания надо видеть друг друга. Однако бытует диалог и вне визуального контакта (переписка, телефонные разговоры, общение по Интернету). Диалогическую речь, состоящую из высказываний значительного количества людей, нередко называют полилогом.
Монологическая речь, не требуя чьего-либо безотлагательного ответа и протекая независимо от реакций воспринимающего (даже если последние активны), бытует, во-первых, в форме устной речи (вырастая из диалога или существуя независимо от него), во-вторых, в облике речи внутренней и, в третьих, как речь письменная. «Уединенные» монологи (нем. Selbstgesprach) осуществляют «авто-коммуникацию» (Ю.М.Лотман) и нередко выступают как общение воображаемое. Эта разновидность устной монологической речи широко применяется в драме, а иногда и в повествовательных произведениях («Ночь перед Рождеством», 1832, Н.В.Гоголя) как художественная условность. Автокоммуникация и общение воображаемое со временем обрели форму речи внутренней (см. Внутренний монолог), либо письменной (таковы интимные дневники). «Обращенная» монологическая речь осуществляет общение реальное, носитель речи здесь направленно воздействует на сознание тех, к кому адресуется, но двусторонний контакт говорящего и слушающих отсутствует или слабо выражен, их «роли» строго разграничены и остаются неизменными. К числу обращенной монологической речи относится также подавляющее большинство письменных текстов, в том числе литературно-художественные произведения в их предназначенности читателям. Адресация писателя читателям, всегда монологическая, может быть не только прямой (авторское повествование, авто-психологическая медитация в лирике), но и косвенной, опосредованной: поэты порой обращаются к реальным лицам (лирические послания); нередко в основу словесно-художественного текста ложится неавторская монологическая речь («Я убит подо Ржевом…», 1946, А.Т.Твардовского; повествование от персонифицированного рассказчика), ответственная роль в эпических и драматических произведениях принадлежит также речи персонажей (изображенная речь).
В диалогической и монологической речи значимы интонации, которые в письменно закрепленных высказываниях присутствуют опосредованно (в их синтаксических конструкциях). Адресация речи к слуху воспринимающего важна для художественной литературы. В художественном произведении речи персонажей, повествователей, лирических героев нередко сопутствует информативно значимое молчание, которое способно передать глубину переживаний (Татьяна при первом объяснении с Онегиным, Онегин, слушающий Татьяну в восьмой главе); запечатлеть психологически предельно-напряженные ситуации (драмы М.Метерлинка), обозначить тотальное одиночество (пьесы С.Беккета, Г.Пинтера). Речь, готовая перейти в тишину размышления, составляет важнейшую предметную сферу драм А.П.Чехова. В театре, обогащенном опытом К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, «подтекст» и «зоны молчания» (будто слушание одним из героев другого либо прямые паузы в ведении речи) весьма существенны. И, наконец, фигура умолчания представляет собой художественный прием авторского недоговаривания, построенный на игре с читателем или рассчитанный на чтение «между строю). Мотив умолчания вслед за Пушкиным широко используется в «Поэме без героя» (1940-62) А.Ахматовой. Диалогической и монологической речи — главное художественное средство воссоздания поступков людей и их духовного общения, сопряженных с процессами мышления в их эмоционально-волевой окрашенности. Диалогическая и монологическая речь составляют важнейший предмет изображения во всех родах литературы. Диалогичны или монологичны высказывания персонажей эпических и драматических произведений; речь повествователей-рассказчиков и лирических героев преимущественно монологична. Литературно-художественные текст—своего рода нервущаяся линия диалогической и монологическая речи (хотя расположение высказываний в тексте не всегда соответствует последовательности их «протекания» в изображаемом времени).
На исторически ранних этапах в словесном искусстве монологическая риторика и декламационность преобладали над диалогической разговорностью; в эпических жанрах голоса героев звучали в унисон повествовательной речи, что ныне составляет впечатление их немоты. Диалогическая речь давала о себе знать главным образом в неканонических, смеховых жанрах (фамильярно-площадной обмен репликами как перебранка или состязание в остроумии). Эта традиция творчески унаследована У.Шекспиром: контакт героев здесь осуществляется интеллектуально-насыщенной и образно-богатой речью, где патетика сочетается с непринужденно-диалогической разговорностью. Однако монологическая риторика доминировала в ведущих литературных жанрах (особенно драматических) вплоть до эпохи романтизма. В литературе 1920 веков Диалогическая речь используется более много планово и широко, чем ранее, что связано с обращением писателей к частной жизни людей и тщательной разработкой социальных и индивидуальных речевых характеристик.
В современной науке присущее речевой деятельности диалогическое начало нередко понимается как ее важнейшее универсальное свойство, ибо в высказываниях неизменно наличествует ожидание (стимулирование) чьего-то ответа на них, а также отклик на предыдущий речевой опыт. В этой связи диалогическая и монологическая речь в литературе соотносимы с диалогичностью и монологичностью сознания героев (см. Полифония) и самих писателей, соответственно — с особенностями идейно-художественных концепций как таковых. Диалогическое сознание ориентировано на широкие межличностные контакты и обогащение чужим опытом, оно, по мысли М.М.Бахтина, наиболее благоприятно для современной в широком смысле художественной деятельности (в том числе воспринимающей) и полнее раскрывается во внутренней диалогичности монологов повествователей и героев романов, нежели в диалогах как таковых, которые преобладают в драме. Монологическое сознание, проявляясь в сфере межличностного общения, напротив, сопряжено с духовной изолированностью человека, убежденного в своей интеллектуальной непогрешимости и склонного подменять живое двустороннее общение собственными высказываниями, понимаемыми в качестве единственно истинных; адекватная речевая форма такого сознания—отмеченный риторичностью монолог (хотя сущностно монологическими бывают и реплики диалога).
Диалогическая речь
(от греч. διάλογος — беседа, разговор двоих) — форма (тип) речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта. Для Д. р. типичны содержательная (вопрос/ответ, добавление/пояснение/распространение, согласие/возражение, формулы речевого этикета и пр.) и конструктивная связь реплик (преимущественно соседних: «Где ты был? — На работе задержался»). Её отсутствие возможно при реакции говорящего не на речь собеседника, а на ситуацию речи («Где ты был? — Отойди от двери, простудишься»), или (реже) на обстоятельства, не имеющие отношения к данному речевому акту. Последняя черта используется как художественный приём для изображения некоммуникабельности персонажей (например, у А. П. Чехова).
Д. р. — первичная, естественная форма языкового общения. Генетически восходит к устно-разговорной сфере, для которой характерен принцип экономии средств словесного выражения. Информативная полнота Д. р. может быть (помимо интонации, мимики и жеста) обеспечена тем меньшим их объёмом, чем больше проявляются её ситуативная обусловленность и «общность апперцепционной базы» (Л. П. Якубинский): «Сюда! — Сырку?» (говорящие идут мимо магазина); «Математика когда? — Последняя пара» (разговор студентов о расписании лекций). Нарушение этой закономерности вызывает повышение экспрессии высказывания, увеличиваемой лексико-синтаксическими повторами (ср.: «В семь придёшь? — Да»; «В семь придёшь? — В семь? Приду»), степень развёрнутости которых непредсказуема («Ты прекрасно знаешь, как нужно держать себя, чтобы не бросить тень на фамилию Тальберг. — Хорошо. Я не брошу тень на фамилию Тальберг» — М. А. Булгаков). Разные варианты повторов способны, пронизывая отрывок Д. р., сформировать из него (относительно законченное тематически) структурное целое.
При воспроизведении разговорной Д. р. в художественной литературе роль ситуации играет авторский комментарий (ремарка). Языково-стилистические особенности Д. р. соответствуют индивидуальному стилю писателя и информативно-эстетическим нормам жанра. Внешняя форма Д. р. (чередование реплик) характерна для философско-публицистического жанра, например диалоги Платона, Галилея и современные дискуссии, интервью, «беседы за круглым столом» и пр., в которых, однако, большинство типологических признаков живой Д. р. отсутствует.
Полезное
Смотреть что такое «Диалогическая речь» в других словарях:
ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ — ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ. Форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами (ср. монологическая речь). Условия, в которых протекает Д. р., определяют ряд ее особенностей (см. диалог). Единицей… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Диалогическая речь — – (греч. dialogos – беседа, разговор двоих) – форма (тип) речи, состоящая из обмена высказываниями репликами, на содержательный и языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности… … Энциклопедический словарь СМИ
диалогическая речь — условия, в которых протекает диалогическая речь, определяют ряд ее особенностей, к которым относятся: краткость высказываний (особенно в вопросно ответной форме диалога, в меньшей степени при смене предложений реплик), широкое использование… … Толковый переводоведческий словарь
ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ И МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ — ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ И МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ, основные типы речевой коммуникации. Субъективно окрашенные и характеризующие ее носителей Д. р. и м. р. становятся организующим началом многих словесных текстов, и в частности произведений художественной… … Литературный энциклопедический словарь
монологическая и диалогическая речь — Виды речевой деятельности по характеру участия говорящего и адресата в ситуации речевого общения. В М.р. активным является говорящий или пишущий. Адресат может не принимать непосредственного участия в речевом акте: он может быть отдален в… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
монологическая и диалогическая речь — Виды речевой деятельности по характеру участия говорящего и адресата в ситуации речевого общения. В М.р. активным является говорящий или пишущий. Адресат может не принимать непосредственного участия в речевом акте: он может быть отдален в… … Синтаксис: Словарь-справочник
РЕЧЬ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ — РЕЧЬ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ. См. диалогическая речь … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Речь — (общеславянск. rekti – говорить) использование языка в процессах коммуникации. Считают, что вне речи невозможно функционирование отвлечённого мышления или даже формирование структур сознания (см. Бессознательное). Различают речь устную,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
речь устная — вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Р. у. характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения Р. у. включают звенья… … Большая психологическая энциклопедия
речь — безглагольная (Сологуб); благоуханная (Пушкин); бойкая (Горький, Тургенев); буйная (Сологуб); вдохновенная (Надсон); властная (Елпатьевский); восторженно пылкая (Чюмина); выспренняя (Блок); ветряная (Пушкин); гордая (П.Я.); горячая… … Словарь эпитетов
Диалогическая речь
Полезное
Смотреть что такое «Диалогическая речь» в других словарях:
ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ — ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ. Форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами (ср. монологическая речь). Условия, в которых протекает Д. р., определяют ряд ее особенностей (см. диалог). Единицей… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
диалогическая речь — условия, в которых протекает диалогическая речь, определяют ряд ее особенностей, к которым относятся: краткость высказываний (особенно в вопросно ответной форме диалога, в меньшей степени при смене предложений реплик), широкое использование… … Толковый переводоведческий словарь
Диалогическая речь — (от греч. διάλογος беседа, разговор двоих) форма (тип) речи, состоящая из обмена высказываниями репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта. Для Д. р.… … Лингвистический энциклопедический словарь
ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ И МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ — ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ И МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ, основные типы речевой коммуникации. Субъективно окрашенные и характеризующие ее носителей Д. р. и м. р. становятся организующим началом многих словесных текстов, и в частности произведений художественной… … Литературный энциклопедический словарь
монологическая и диалогическая речь — Виды речевой деятельности по характеру участия говорящего и адресата в ситуации речевого общения. В М.р. активным является говорящий или пишущий. Адресат может не принимать непосредственного участия в речевом акте: он может быть отдален в… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
монологическая и диалогическая речь — Виды речевой деятельности по характеру участия говорящего и адресата в ситуации речевого общения. В М.р. активным является говорящий или пишущий. Адресат может не принимать непосредственного участия в речевом акте: он может быть отдален в… … Синтаксис: Словарь-справочник
РЕЧЬ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ — РЕЧЬ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ. См. диалогическая речь … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Речь — (общеславянск. rekti – говорить) использование языка в процессах коммуникации. Считают, что вне речи невозможно функционирование отвлечённого мышления или даже формирование структур сознания (см. Бессознательное). Различают речь устную,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
речь устная — вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Р. у. характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения Р. у. включают звенья… … Большая психологическая энциклопедия
речь — безглагольная (Сологуб); благоуханная (Пушкин); бойкая (Горький, Тургенев); буйная (Сологуб); вдохновенная (Надсон); властная (Елпатьевский); восторженно пылкая (Чюмина); выспренняя (Блок); ветряная (Пушкин); гордая (П.Я.); горячая… … Словарь эпитетов
ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ
Полезное
Смотреть что такое «ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ» в других словарях:
Диалогическая речь — – (греч. dialogos – беседа, разговор двоих) – форма (тип) речи, состоящая из обмена высказываниями репликами, на содержательный и языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности… … Энциклопедический словарь СМИ
диалогическая речь — условия, в которых протекает диалогическая речь, определяют ряд ее особенностей, к которым относятся: краткость высказываний (особенно в вопросно ответной форме диалога, в меньшей степени при смене предложений реплик), широкое использование… … Толковый переводоведческий словарь
Диалогическая речь — (от греч. διάλογος беседа, разговор двоих) форма (тип) речи, состоящая из обмена высказываниями репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта. Для Д. р.… … Лингвистический энциклопедический словарь
ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ И МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ — ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ И МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ, основные типы речевой коммуникации. Субъективно окрашенные и характеризующие ее носителей Д. р. и м. р. становятся организующим началом многих словесных текстов, и в частности произведений художественной… … Литературный энциклопедический словарь
монологическая и диалогическая речь — Виды речевой деятельности по характеру участия говорящего и адресата в ситуации речевого общения. В М.р. активным является говорящий или пишущий. Адресат может не принимать непосредственного участия в речевом акте: он может быть отдален в… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
монологическая и диалогическая речь — Виды речевой деятельности по характеру участия говорящего и адресата в ситуации речевого общения. В М.р. активным является говорящий или пишущий. Адресат может не принимать непосредственного участия в речевом акте: он может быть отдален в… … Синтаксис: Словарь-справочник
РЕЧЬ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ — РЕЧЬ ДИАЛОГИЧЕСКАЯ. См. диалогическая речь … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Речь — (общеславянск. rekti – говорить) использование языка в процессах коммуникации. Считают, что вне речи невозможно функционирование отвлечённого мышления или даже формирование структур сознания (см. Бессознательное). Различают речь устную,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
речь устная — вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Р. у. характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения Р. у. включают звенья… … Большая психологическая энциклопедия
речь — безглагольная (Сологуб); благоуханная (Пушкин); бойкая (Горький, Тургенев); буйная (Сологуб); вдохновенная (Надсон); властная (Елпатьевский); восторженно пылкая (Чюмина); выспренняя (Блок); ветряная (Пушкин); гордая (П.Я.); горячая… … Словарь эпитетов
Диалогическая речь
Современная школа предъявляет достаточно серьезные требования к учащимся. Часто дети понимают материал, но испытывают сложности у доски, не могут подобрать синоним, подходящее слово, либо у них возникают трудности с пересказом. Дети могут говорить торопливо, из-за чего их речь становится невнятной.
Связная речь дошкольника является значимым показателем его речевого и общего развития. Ребенок должен выражать свои мысли точно и последовательно, поэтому необходимо учить будущего школьника самостоятельно высказываться на разного рода темы.
Что такое диалогическая речь
Существует два типа связной речи – монологическая и диалогическая. Под диалогической речью понимается естественная форма языкового общения, яркое проявление коммуникативной функции.
Если говорить упрощенно, то диалогическая речь (или диалог) – это обмен фразами между собеседниками. Для дошкольников их диалоги не менее важны, чем коммуникация взрослых людей. Как правило, детские разговоры (особенно в младшем дошкольном возрасте) не несут какой-то особой речевой содержательности и информативности, но они помогают установить контакт между детьми.
Овладение диалогической речью является главной задачей речевого развития детей дошкольного возраста. Оно зависит от большого количества факторов: правильная речевая среда, обстановка в семье, социальное окружение, особенности личности самого ребенка и т.д.
Основные особенности связной диалогической речи
Диалог – это всегда беседа двух и более людей. Он представляет собой форму социального взаимодействия, участвовать в которой зачастую сложнее, чем строить монолог.
Вот несколько особенностей диалогической речи:
Требования к диалогической речи по возрастным группам
В группах раннего возраста основная задача – это развитие понимания речи окружающих людей, а также использование детской речи как средства коммуникации. Дети учатся выражать свои желания словом, отвечать на вопросы (Какой? Какая? Что делает?).
В младшем дошкольном возрасте важно научить детей свободно вступать в диалог со своими сверстниками и взрослыми. Важно, чтобы они могли выражать свои мысли словами. У ребенка нужно развивать потребность в общении, чтобы он делился своими впечатлениями, подробно рассказывал о том, как играл дома, как они с родителями ездили в магазин и т.д.
В среднем дошкольном возрасте детей учат активно вступать в диалог с другими детьми и взрослыми, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов: их качеств, действий с ними, характеристик. На этом этапе уже больше внимания уделяется тому, как ребенок отвечает на вопросы. Воспитатель учит детей отвечать, как в краткой, так и в развернутой форме. Дошкольники постепенно приобщаются к участию в коллективных разговорах, где нужно отвечать только тогда, когда об этом спрашивает педагог, при этом важно слушать то, что говорят другие дети.
В старших группах дети учатся более точно отвечать на вопросы, в краткой или развернутой форме. Формируется умение слушать своего собеседника, не перебивая его. На этом этапе больше внимания уделяется умению задавать вопросы, а также реагировать на ответы: дополнять, на основании сказанного отвечать на реплики, исправлять собеседника и т.д.
Беседа как метод формирования навыков диалога у детей
Беседа как способ обучения – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с детьми на определенную тематику. Она способствует скорейшему развитию коммуникативных навыков дошкольников.
Участие в беседе предполагает наличие у детей навыков не только слушать взрослого, участвовать в диалоге с ним, но и слушать и понимать своих сверстников. При подготовке беседы важно учесть несколько важных моментов:
На таких занятиях можно практиковать чтение повестей и сказок с дальнейшим обсуждением прочитанного. Кроме того, простые поручения воспитателя также закрепляют навыки диалогической речи (к примеру, можно попросить ребенка на словах передать родителям какую-то информацию).
Другой прием развития связной диалогической речи – речевые ситуации, в которых участвуют дошкольники. Педагог придумывает ситуацию, распределяет роли между детьми, а они должны обсуждать произошедшее (заданную ситуацию) в рамках своих персонажей (ролей).
Сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи
Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста проводится, в том числе, и с помощью сюжетно-ролевых игр. Игры могут быть какими угодно: «дочки-матери», «прием у врача», «продавец и покупатель». И именно диалог является основным средством коммуникации в подобных играх, где дети играют определенные роли в рамках заданного сюжета.
Важно помнить, что для дошкольников основное значение имеет именно овладение диалогической речью, потому что это важное условие их социального развития. Дети младшего дошкольного возраста еще только учатся коммуникации, но дети в старших группах уже должны активно участвовать в диалоге, охотно вступать в разговор, уметь отвечать и задавать вопросы.