Диаспора что это такое определение
Диаспора
Отношения с диаспорой осознаются как важное направление внешней политики многими странами. Для некоторых стран (Израиль, Армения, Индия) диаспора, оказывающая политическую и экономическую поддержку исторической родине, играет особо важную роль.
Диаспора может играть также заметную роль в сохранении национальной культуры и формировании национального самосознания.
Содержание
История
Диаспоры возникали в результате эмиграции групп населения, вынужденной или добровольной. Зачастую первыми эмигрировали торговцы и вновь образованные колонии имели торговый характер. Подобные методы расширения жизненного пространства были характерны для финикийцев, евреев и греков. Все эти народы, имея небольшие по площади государства, распространились и создали колонии на огромных пространствах Древнего мира. [2]
В среде эллинизированных евреев термин диаспора употреблялся для обозначения еврейских общин, состоящих из добровольно проживающих вне Земли Израиля, в отличие от насильно изгнанных (галут) из Иудейского царства вавилонянами в 586 г. до н. э., и римлянами — из провинции Иудея в 136 году. [3]
В современном значении термин диаспора стал использоваться с конца XX века, перестав быть связанным исключительно с еврейским этносом. Термин до сих пор не является строго определенным, вокруг него ведутся оживленные дискуссии, как в России, так и за рубежом. [4]
Некоторые государства устанавливают и поддерживают контакты со своей диаспорой за рубежом, например в Грузии за это отвечает соответствующее министерство.
На территории любой страны можно выделить определенное количество диаспор. Они различаются по историческому происхождению и определенным специфическим признакам. Но что означает слово диаспора? Какую роль они играют в укреплении национальной культуры народа? Как формировались в прошлом и как классифицируются в настоящее время. О происхождении, значении слова «диаспора», о ее роли в жизни общества в целом и пойдет речь в статье.
Общая информация. Терминология
История
Историки утверждают, что диаспоры появились примерно в 6 веке до нашей эры. В это время вавилонский правитель завоевал часть Палестины, после чего насильно переселил еврейский народ в Вавилонию, где они и проживали до завоевания территории персидским королем Киром.
Тот, кто возглавлял самоуправление у еврейского народа в Вавилонии, титуловался как «Глава диаспоры». Первым главой был Йеояхин, царь Иудеи. Титул передавался по наследству от отца к старшему сыну.
Финикийцы, греки и евреи из-за небольших площадей государств были вынуждены эмигрировать и создавать колонии на завоеванных землях. Первыми родные земли покидали торговцы.
Во времена Средневековья число таких диаспор росло из-за завоевательных походов, войн, религиозных преследований, ограничений и притеснений отдельных народов. Особенно выделяется судьбы армянского этноса: диаспора его берет начало с 14 века, после вторжения орды Тимура в пределы Армении и уничтожения большей части населения.
Со временем диаспоры стали появляться вследствие экономических преобразований, массовая миграция происходила в те регионы, где требовались трудовые ресурсы – Канада, США, Индия, Австралия, ЮАР, Латинская Америка. Причиной переселения были притеснения, ограничения, аграрные возможности и другие.
Первоначально понятие употреблялось по отношению к конкретному (еврейскому) народу, но в ходе развития человеческого общества, оно стало применяться ко всем народам и этническим группам, которые по каким-либо причинам были оторваны от своего народа, но которые продолжали жить и сохранять этническую общность.
Позже понятие «диаспора» стало использоваться по отношению к культурологическим и религиозным группам, которые вынуждены жить среди представителей другой культуры и религии.
Современное понимание
В современном понимании термин «диаспора» стал использоваться с конца 20 века. Он даже в настоящее время не является конкретным и строго определенным, вокруг него продолжаются оживленные дискуссии как за рубежом, так и в России.
Но несмотря неопределенность термина, как явление диаспора играет важную роль. Во многих странах устанавливается прочная связь с общинами, проживающими за пределами страны. Например, Грузия, Армения поддерживают контакты со своими диаспорами во всем мире.
Признаки и характерные черты «диаспоры»
Диаспора – это не только часть народа, которая живет среди другого народа, это этническая общность, которая обладает чертами национальной самобытности своего народа (культура, литература, искусство, язык, сознание) – поддерживает их, сохраняет и развивает.
Трудно назвать диаспорой, часть народа, которая вступила на путь ассимиляции и полного исчезновения этнической самобытности (потеря языка, культуры, быта и обычаев).
Характерной чертой диаспоры является наличие определенных организационных форм, начиная от землячеств и заканчивая политическими и национально-культурными движениями.
Отличительной чертой этнической группы является также осуществление социальной защиты людей (своих членов).
Если народы не нуждаются в отдельном этническом развитии, то они и не образуют диаспор в иностранных государствах. Например, немцы и британцы в США, они представлены во всех сферах общественной и культурной жизни.
Особой чертой диаспоры является религиозный признак. Религия во многих случаях становится цементирующим фактором, она объединяет единоверцев. Например, греко-католическая церковь сплотила украинцев в Латинской Америке и Канаде.
Важную роль сыграла религия в жизни армянской общины. Армянская церковь в 5 веке нашей эры сделала монофизитский выбор. Это еретическое направление как для католиков, так и для православных, и именно монофизитство выделило армян в этнос. Связь этноса и религии очень сильная, и это привело к устойчивости этноса и его повышенной сопротивляемости ассимиляции.
Диаспора и ассимиляция
Не каждый этнос способен создавать диаспору, а только тот, который устойчив к ассимиляции. Это достигается только в случае четкой и структурированной организации диаспоры и органов ее самоуправления, учебной и культурной деятельности. Историческая память, наличие национальной идеи, религиозные факторы – все это сплачивает людей, сохраняя этническую общность и не позволяя ей раствориться в иностранной среде.
Таким образом, диаспора – это совокупность людей, которых объединяет единое этническое происхождение, которые проживают за пределами исторической Родины. Важной чертой диаспоры – способность к самоорганизации, которая позволяет ей сохраняться и функционировать.
Классификация
Типы диаспор различны, это связано со сложностью их типологических признаков. Для рассмотрения классификаций нужно знать, кто представитель ее, какие страны относятся к их исторической Родине.
Классификация диаспор по видам деятельности, которые они выполняют:
Крупные диаспоры мира
Одной из крупнейших диаспор мира считается китайская, в ее состав входят около 50 миллионов человек. Индийская и русская диаспора составляют каждая по 25 миллионов человек. В состав польской этнической группы входит 21 миллион человек, а украинской – около 12.
Цыганская, итальянская, еврейская, армянская диаспора включают по 8 млн человек каждая. Адыгская и греческая группы объединяют около 7 миллионов человек (каждая). Вьетнамская, казахская, немецкая группы состоят из 3,5 миллионов человек. Наименьшей считается азербайджанская диаспора, в ее состав входят 2,4 миллиона человек.
Русская или русскоговорящая диаспора
Считается одной из самых крупных в мире. Ее численность составляет примерно 25 миллионов человек, которые проживают по всему свету, за пределами России. Первая волна ее формирования началась в середине 19 века, часть дворян создали русскую общину в центре Парижа.
Значительное расширение диаспора получила после падения Российской империи, в период гражданской войны и в первые годы становления советской власти.
Второй мощный рост пришелся на период 90-х годов, когда СССР развалился.
Но до сих пор сложным является вопрос о том, кого именно относить к русской диаспоре – этнических русских, граждан РФ, потомков из Российской империи, переселенцев из бывших стран СССР или всех русскоговорящих.
Вместо заключения
Итак, диаспора – это общность людей, которые имеют единое этническое происхождение и проживают за пределами страны происхождения. Длительное время под «диаспорой» понималась только еврейская общность, которая являлась уникальным явлением. Постепенно термин стал использоваться по отношению к другим народам, так как «рассеяние» этносов и народностей стало частым явлением.
Характерными чертами диаспоры являются оторванность от исторической Родины, сохранение национальной самоидентичности (культура, язык, литература, быт, традиции), устойчивость к ассимиляции, осуществление социальной и политической защиты своих членов.
Диаспора — что это такое, определение простыми словами.
Диаспора – это термин, который используется для обозначения религиозных или этнических групп, проживающих за пределами своих родных земель. Также данным словом принято характеризовать людей, как коллективную группу или сообщество.
Диаспора – происхождение термина.
Слово диаспора пришло к нам из древнегреческого языка, и буквально обозначает – «разбросанные или посеянные семена». Стоит отметить, что данное древнегреческое определение наиболее точно и колоритно передает суть самого явления. Человеческая история наполнена различными примерами переселения и миграции национальных и культурных групп, которые создают собственные ячейки в новых землях.
Основными отличием диаспоры, является поддержание и следование своей культуре. Буквально это значит, что помимо принятия новой и чужой культуры, члены диаспоры чтут свои традиции, культурные ценности и язык своих предков.
Одним из самых ярких примеров, может послужить еврейская диаспора. Все мы знаем, что данный народ за свою долгую историю был вынужден переселятся с места на место, как по своей, так и по чужой воле. Но, в любом месте, где селилась группа евреев, всегда возникала их культурная диаспора, члены которой держались вместе и исповедовали свою религию и культурные традиции.
Диаспора как явление.
Сама концепция диаспор является очень позитивным явлением, так как именно общение с представителями своего народа позволяет поддерживать собственную идентичность и сохранять культуру всего народа. Благодаря диаспорам, дети которые родились на новой земле, имеют возможность изучить язык своих предков и понять собственное этническое происхождение.
Хотя следует понимать, что у диаспор есть и негативная сторона, которая может заключаться в самоизоляции и отстранении от развития мирового сообщества. Простыми словами, это когда диаспоры, замыкаются только на своей культуре и традициях, и не желают принимать правила и ценности той страны, в которой они сейчас живут. Это приводит к тому, что они становятся изгоями, которые не хотят развиваться в ногу с остальными миром.
ДИАСПОРА
Полезное
Смотреть что такое «ДИАСПОРА» в других словарях:
диаспора — диаспора … Орфографический словарь-справочник
ДИАСПОРА — (греческое diaspora рассеяние), постоянное пребывание (добровольное или вынужденное) части народа на территории другого государства (т.е. вне страны происхождения народа) … Современная энциклопедия
ДИАСПОРА — часть растения (спора, семя, плод, клубень и т. п.), естественно отделяющаяся от материнского организма и служащая для размножения и расселения … Большой Энциклопедический словарь
ДИАСПОРА — (греч. diaspora рассеяние) часть народа (этническая общность), живущая вне страны своего происхождения, своей исторической родины. Первоначально совокупность евреев, расселившихся (со времени Вавилонского плена, 6 в. до н. э.) вне Палестины … Большой Энциклопедический словарь
ДИАСПОРА — ДИАСПОРА, ы, жен. (книжн.). Люди одной национальности, живущие вне страны своего происхождения, вне своей исторической родины. Украинская д. в Канаде. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ДИАСПОРА — (от греч. diaspora рассеивание, разбрасывание), диссеминула, часть растения разл. морфологич. природы, естественно отделяющаяся от материнского растения и служащая для размножения и расселения. Различают вегетативные Д. (клубни, луковицы,… … Биологический энциклопедический словарь
ДИАСПОРА — (от греч. diaspora разрозненность) англ. diaspora; нем. Diaspora. Пребывание части народа (этнической общности) вне страны его происхождения при сохранении чувства идентификации со своей родиной. см. ГЕНОЦИД, ЭМИГРАЦИЯ. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии
Диаспора — (греч. diaspora рассеяние) часть народа (этническая общность), живущая вне страны своего происхождения, своей исторической родины. Первоначально совокупность евреев, расселившихся (со времени Вавилонского плена, 6 в. до н. э.) вне Палестины.… … Политология. Словарь.
диаспора — сущ., кол во синонимов: 2 • пропагула (1) • тфуца (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ДИАСПОРА — (от греч. diaspora – рассеяние). Устойчивая совокупность людей единого этнического или национального происхождения, живущая за пределами своей исторической родины, иногда имеющая социальные институты для поддержания и развития своей общности.… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ДИАСПОРА
В XX в. в правосл. канонической лит-ре слово «Д.» стало употребляться в качестве термина в значении более специфическом, чем при его обычном употреблении, обозначая совокупность правосл. общин в странах, находящихся за каноническими границами территорий исторических Поместных Православных Церквей.
Идеальным решением проблемы размежевания юрисдикции Поместных Церквей в Д. было бы образование новых автономных или автокефальных Церквей и определение их канонических территорий исходя из границ Д. Но для этого должны сложиться надлежащие условия: находящиеся в Д. общины должны вырасти и иметь достаточное число епископов. К тому же стремление оказавшихся в Д. правосл. христиан сохранить юрисдикционную связь с Поместной Церковью, к к-рой принадлежат они сами и принадлежали их предки, может препятствовать образованию новых мультинациональных поместных Церквей в Д.
При территориальном размежевании Д. определенное значение имеет и этнический принцип, связанный с личным выбором проживающих в Д. правосл. христиан той или иной юрисдикции, к-рые чаще всего, но не всегда, тяготеют к той Церкви, с к-рой связаны родным языком, происхождением и культурными традициями. Свобода выбора юрисдикции в Д. предоставляется в полной мере только мирянам. Епископы и клирики не могут делать такой выбор свободно, и их переход из одной юрисдикции в др. без санкции священноначалия, в частности без отпускной грамоты, квалифицируется как каноническое преступление (см.: Карф. 23(32), 105(118), 106(119-120)).
Особую позицию по вопросу о юрисдикции в Д. занимает К-польская Патриархия, т. зр. к-рой официально поддерживают и нек-рые др. грекоязычные автокефальные Церкви. Эта позиция была впервые обозначена в 1922 г., когда К-польский Патриарх Мелетий IV (Метаксакис) провозгласил доктрину о праве К-польского Патриархата на исключительную юрисдикцию над всей правосл. Д. Это означало распространение юрисдикции К-польского Патриархата на епархии, приходы, мон-ри и миссии, возникшие в результате миссионерского служения иных Поместных Церквей в Д. Патриарх Мелетий распространил свои претензии на юрисдикцию даже на епархии, расположенные на исторически сложившейся единой канонической территории Русской Церкви, оказавшиеся в результате распада Российской империи в новообразованных гос-вах: Польше, Финляндии, Латвии и Эстонии, которые принято было тогда называть лимитрофами. К-польский Патриархат пошел навстречу политическим интересам правительств этих государств, которые побуждали местное священноначалие просить К-польского Патриарха о принятии их в свою юрисдикцию. Так, в 1923 г. в юрисдикцию К-польского Патриархата без согласования вопроса со священноначалием гонимой Русской Церкви были приняты правосл. епархии в Польше, Финляндии и Эстонии. В 1924 г. К-польский Патриарх Григорий VII канонически незаконным образом предоставил автокефалию правосл. Церкви в Польше. В 1935 г. Патриархом Фотием II была принята в юрисдикцию К-польского Патриархата Латвийская Церковь.
Поскольку ссылка на 28-е прав. Халкидонского Собора не является достаточным основанием для этих претензий, главные аргументы К-поль находит в содержании 9-го и 17-го правил того же Собора, где говорится о правах клириков подавать апелляции на суд митрополита «. экзарху великия области, или к престолу царствующаго Константинополя» (IV Всел. 9). На эти правила ссылаются как на подтверждение исключительных прав К-польского Патриархата, из чего затем выводятся его частные преимущества и права, в т. ч. и юрисдикция над Д. Между тем анализ исторического контекста и содержания этих правил показывает, что речь в них идет о клириках К-польского Патриархата, получившего право юрисдикции над Понтийским, Асийским и Фракийским «великими экзархатами» только на Халкидонском Соборе (IV Всел. 28). Иоанн Зонара в толковании на IV Всел. отмечал: «Но не над всеми без исключения митрополитами Константинопольский Патриарх поставляется судьею, а только над подчиненными ему» (Никодим [Милаш], еп. Правила. Т. 1. С. 374).
Т. о., никаких канонически значимых аргументов в обоснование притязаний К-польского Патриархата на исключительное право юрисдикции в Д. не существует, и эти притязания отвергаются большинством автокефальных правосл. Церквей не только теоретически, но и самим фактом осуществления ими параллельной с К-полем юрисдикции в Д. Так, в наст. время Д. РПЦ включает следующие епархии: Корсунскую, Сурожскую, Берлинскую и Германскую, Венскую и Австрийскую, Брюссельскую и Бельгийскую, Гаагскую и Нидерландскую, Аргентинскую и Южноамериканскую, а также не входящие в состав этих епархий приходы в ведении Святейшего Патриарха. В юрисдикцию РПЦ входит также Японская автономная Церковь, канонической территорией которой является Япония.
Каноническую территорию К-польского Патриархата составляют Турция и часть Греции (сев. номы, о-в Крит и нек-рые др. острова). С 1957 г. Русская Церковь признает принадлежность К-польскому Патриархату Финляндской автономной Церкви, хотя ранее территория Финляндии входила в юрисдикцию Русской Церкви. В Д. юрисдикция К-польского Патриархата распространяется на архиепископии Австралийскую и Фиатирскую (на территории Великобритании, Ирландии и Мальты), митрополию Франции, в к-рую помимо Франции входят также Испания и Португалия, митрополии Германии, Австрии, Бельгии, Швейцарии, Италии, Швеции и всей Скандинавии, Буэнос-Айреса, включающую всю Юж. Америку, Панамы (Центр. Америка), Нов. Зеландии, в к-рую включена также Юж. Корея и Гонконг. В юрисдикции К-польского Патриархата находится также Экзархат приходов рус. традиции, преемственно связанный с Экзархатом, к-рый в 30-40-х гг. XX в. возглавлял митр. Евлогий (Георгиевский), отчего его обыкновенно называют евлогианским.
Проблема канонически правомерного размежевания юрисдикции в Д. предварительно включена в программу проектируемого Всеправославного Собора и составляет наряду с темой церковной автокефалии наименее согласованный и поэтому самый трудный из вопросов, к-рые предполагается вынести на Собор.
Лит.: Никодим [Милаш], еп. Православное церковное право. СПб., 1897; Павлов А. С. Курс церковного права. Серг. П., 1902; Гидулянов П. В. Восточные Патриархи в период четырех первых Вселенских Соборов. Ярославль, 1908; Суворов Н. C. Учебник церковного права. М., 19135; Троицки С. Црквено право. Београд, 1937-1938. 3 т.; Maxime des Sardes, metr. Le Patriarcat œcuménique dans l’Église Orthodoxe. P., 1975; Перић Д. Црквено право. Београд, 1997; Phidas V. I. Droit Canon: Une perspective orthodoxe. Gen., 1998; Цыпин В., прот. Курс церковного права. М., 2002; Иларион [Алфеев], еп. Православие в новой Европе: Проблемы и перспективы: Докл. на междунар. конф. «Европа в XXI в.: Перекресток цивилизаций», Прага, 5 мая 2004 г. // http://www abc-globe. com/pravosl-evropa.htm (электр. ресурс).
Прот. Владислав Цыпин