Дидактическая единица это что
Понятие дидактической единицы и методология выбора дидактических единиц по русскому языку в колледжах
Дата публикации: 18.03.2016 2016-03-18
Статья просмотрена: 10093 раза
Библиографическое описание:
Рахимова, Н. Х. Понятие дидактической единицы и методология выбора дидактических единиц по русскому языку в колледжах / Н. Х. Рахимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 805-807. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27204/ (дата обращения: 09.12.2021).
Понятие дидактической единицы и методология выбора дидактических единиц по русскому языку в колледжах
Понятие «дидактическая единица» не имеет точной дефиниции, однако, следует отметить, что это — элемент содержания учебного материала, изложенного в виде утвержденной в установленном порядке программы обучения в рамках определенной профессиональной дисциплины или общеобразовательного предмета. Дидактическая единица — одна из предметных тем, подлежащих обязательному освещению в процессе подготовки специалистов, учащихся по данному предмету.
Обучение русскому языку является важным элементом системы начального и среднего профессионального образования, поскольку в настоящее время русский язык сохраняет особенную значимость, как в социально-бытовой, так и в профессиональной сферах общения.
Основной задачей овладения русским языком обучающимися (для профессий автомеханик, швея, повар) является развитие у них способности использовать русский язык как инструмент непосредственного и опосредованного общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира. Формирование ключевых компетенций подразумевает: развитие умений у учащихся использовать полученные знания и умения в своей профессиональной деятельности; развитие у учащихся умений осуществлять поиск, анализ и оценку информации; развитие умений у учащихся использовать информационно-коммуникативные технологии; развитие у обучающихся умений самостоятельно определять задачи своего профессионального и личностного развития.
Профессионально-коммуникативное развитие подразумевает дальнейшее формирование языковой, речевой и других компетенций, а также использование русского языка в профессионально-ориентированных сферах жизни с учётом специальностей повара или швеи.
Культурное развитие студентов средствами русского языка подразумевает не только дальнейшее расширение объема знаний о культурной специфике русскоязычных стран, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике в социально-бытовых и профессионально-ориентированных сферах общения, но и формирование таких личностных качеств, как толерантность и дисциплинированность.
В связи с этим учебный процесс в рамках дисциплины «Русский язык» для профессий автомеханик, швея, повар предусматривает трехступенчатую структуру языкового образования.
Первая ступень — общеобразовательная — содержит коррекцию и дальнейшее формирование у обучающихся языковых навыков, и дальнейшее развитие речевых умений, а также умений, входящих в состав учебно-познавательной компетенции. На этой стадии работа ведется над фонетическим, лексическим и грамматическим аспектами языка в основных видах речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение и письмо). Уже на этом этапе в содержание дисциплины вводятся профильные дидактические единицы в соответствии с профилем будущей специальности.
Вторая ступень — подразумевает сочетание общего, культуроведческого и профессионально-ориентированного материала, связанного с будущей профессиональной деятельностью обучающегося.
Третья ступень — русский язык в профессиональной коммуникации — подразумевает узкопрофессиональное овладение основами делового языка, профессиональной лексикой, техникой перевода профессионально-ориентированных текстов и профессиональным общением в рамках выбранной специальности.
Цель дисциплины — обучение практическому владению разговорно-бытовой речью и языком специальности для активного применения русского языка, как в повседневном, так и в профессиональном общении.
Задачи: развитие навыков восприятия звучащей (монологической и диалогической) речи, навыков устной разговорно-бытовой речи, навыков чтения и письма; развитие навыков чтения специальной литературы, реферирования и перевода литературы по специальности.
Основные дидактические единицы (разделы): основы грамматики, устная речь в монологической и диалогической форме, чтение специальной литературы на русском языке.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен знать: основы русского языка. Уметь — читать специальную литературу на русском языке. Владеть навыками разговорной речи на русском языке.
Основы общения на русском языке: фонетика, лексика, фразеология, грамматика, основы делового языка по специальности, профессиональная лексика фразеологические обороты и термины, техника перевода (со словарём) профессионально-ориентированных текстов, профессиональное общение.
Содержание дисциплины — это один из наиболее традиционных разделов рабочей программы предмета. Дидактическая единица — это«квант» содержания дисциплины. Это может быть термин, определение, понятие и т. п., подлежащее усвоению в процессе изучения дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: вести как диалог–расспрос, диалог–обмен суждениями, диалог–побуждение к действию, так и этикетный диалог в ситуациях официального и неофициального общения в бытовой, культурной и учебно-трудовой сферах, используя аргументацию; рассуждать в связи с изученной тематикой, проблематикой прочитанных текстов; умение вести монологическую речь, описывать события, излагать факты, делать сообщения; создавать словесный портрет; аудирование; понимать основное содержание текстов познавательного характера, выборочно извлекать из них необходимую информацию; оценивать важность информации, определять свое отношение к ней. Это говорение.
Дидактические единицы. Социокультурный компонент: географическое положение стран изучаемого языка и нашей стране; политический строй России, достопримечательности столицы; природа и экология изучаемой страны. Речевой компонент: диалог этикетного характера; образцы текстов для чтения и аудирования по изучаемой теме. Учебный компонент: приёмы культуры чтения и слушания; приёмы работы с текстом.
Читать тексты разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные и технические), используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое или поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи. Это чтение.
Описывать явления, события, излагать факты в письме личного и делового характера; заполнять различные виды анкет, сообщать сведения о себе в форме, принятой в странах изучаемого языка. Это письмо.
В результате освоения предмета обучающийся должен знать значения новых лексических единиц, выражения, оценочную лексику, а так же обслуживающие ситуации общения в рамках изучаемых тем; новые значения глагольных форм, средства и способы выражения модальности; условия, предположения, причины, следствия, побуждения к действию; лингвострановедческую, страноведческую и социокультурную информацию, расширенную за счет новой тематики и проблематики речевого общения; тексты, построенные на языковом материале повседневного и профессионального общения, в том числе инструкции и нормативные документы по специальностям СПО.
Вот раздел из тематического плана дисциплины русский язык для профессии — «повар, кондитер»: «Моя профессия — повар».
Что касается педагога, то он долженспособствовать развитию познавательного интереса, творческой направленности личности обучающихся, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т. д.: обеспечивать профориентационную направленность уроков, формируют у обучающихся общетрудовые, профессионально важные навыки; способствовать формированию у учащихся адекватной самооценки; проводить наблюдения по выявлению склонностей и способностей обучающихся; а главное адаптировать учебные программы в зависимости от профиля обучения, в данном случае для профессий автомеханик, швея и повар.
Таким образом, обязательный минимум содержания основных образовательных программ представлен в виде набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в надлежащем порядке в основные учебные программы профессионального образования.
Дидактическая единица
Вы будете перенаправлены на Автор24
Дидактическая единица – это одна из предметных тем, которая подлежит обязательному освещению в процессе обучения.
Понятие дидактической единицы
Изучение конкретной учебной дисциплины или предмета предполагает освоение достаточно большого объема учебного материала. Для того, чтобы освоение было результативным, не возникало переутомления и перегрузок учащихся, учебный материал принято структурировать. Структурирование зависит от поставленных целей. Каждый элемент структурной части принято называть дидактической единицей.
Дидактические единицы имеют конкретные цели, в зависимости от которых осуществляется их предметное наполнение.
Если ставится воспитательная цель, то учебный материал дидактической единицы будет направлена на воздействие ценностной сферы личности ребенка (биографии знаменитых людей, эмоциональные и яркие примеры из жизни, обращение к личному опыту и т.д.).
В том случае если ставится цель освоения учащимися определенной системы научных знаний, то необходимо наполнять дидактическую единицу материалами об ученых, разработанных теориях, развитии наук и т.д.
Если целью ставится развитие у учащихся определенных умений, то побирается материал, соответствующий осваиваемым знаниям: инструкции, методические рекомендации, памятки и т.д. Кроме того необходима и практическая часть. Это может быть показ, демонстрация случаев из практики или жизненных.
Таким образом, для удобства весь учебный материал принято измерять дидактическими единицами.
Готовые работы на аналогичную тему
Объем и структура дидактической единицы по своему содержанию и структуре соответствует таким компонентам как понятие, теория, закон, факт, объект, явление и т.п. Отличие от базовой учебной дисциплины заключается в том, что дидактическая единица имеет конкретную цель.
Виды дидактических единиц
Основными дидактическими единицами выступают:
Дидактические единицы являются своеобразным ориентиром для отбора необходимого содержания учебной дисциплины, изложенного в государственных программах и стандартах по каждому конкретному предмету
Дидактические единицы включены во все школьные учебники. Для того чтобы их отличать друг от друга, каждую принято выделять специальным шрифтом. Освоение дидактической единицы требует от учителя развернутого изложения учебного материала. Задача учащихся осознанно усвоить полученный материал и прочно закрепить. Уровень усвоения и закрепления осуществляется посредством проведения контрольных и самостоятельных работ.
Освоение дидактической единицы может занять несколько уроков. Изучение дидактической единицы является обязательным для освоения учебного предмета и оказывает значительное влияние на оценку результативности обучения.
Для того, чтобы вся педагогическая деятельность осуществлялась систематично принято выделять следующие их следующие виды:
В рамках конкретного учебного предмета или курсе различают следующие виды дидактических единиц:
По отношению к образовательному стандарту:
По познавательной значимости:
По времени усвоения:
Довольно часто одни и те же учебные сведения могут быть представлены учащимся, как в развернутом, так и в сжатом виде. Это зависит от того в рамках какой учебной дисциплины учащимся преподносится данная информация, например, сведения о правосознании могут быть рассмотрены как в рамках учебного предмета психология, так и в рамках политологии. Только в одном предмете это будет основная дидактическая единица, а в другом дополнительная. Соответственно и представляемые сведения в одном случае будут сжаты, а в другом развернуты.
Дидактические единицы образовательной области «познание»
И алгоритм их реализации
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ»
И АЛГОРИТМ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
,к. п.н., доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии ТГУ,
, зам. заведующего по ВМР МБУ детский сад № 52 «Золотой улей»,
, зам. заведующего по ВМР МБУ детский сад № 000 «Бусинка».
, зам. заведующего по ВМРМБУ детский сад № 000 «Ивушка»,
, зам. заведующего по ВМР МБУ детский сад № 000 «Ладушки»
Цель ОО: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей.
Задачи ОО: — развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности.
I. Дидактическая единица «Конструирование»
1. Формировать представления о конструируемых объектах и обобщенных способах конструирования.
2. Развивать устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать.
3. Формировать умения:
— осуществлять самостоятельный анализ сооружений, конструкций, рисунков, фотографий, чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов;
— конструировать по условиям, темам, замыслу;
— использовать готовые чертежи и вносить в конструкции свои изменения, создания собственных планов, схем, чертежей, в том числе чертежей построек в трех плоскостях;
— использовать разнообразные конструкторы, создавая из них конструкции, как по предлагаемым рисункам, так и придумывая свои.
1.1.1. Умение выделять признаки деталей (цвет, форма, величина, пространственные ориентировки);
1.1.2. Умение преобразовывать конструкции (способы соединения и изменения конструкций);
1.1.3. Умение анализировать образец постройки (умение обследовать объект, знакомство с объектом);
1.1.4. Умение планировать этапы создания постройки (последовательность возведения постройки);
1.1.5. Умение обыгрывать постройки
1. Формировать представления о конструируемых объектах и обобщенных способах конструирования из строительного материала
2. Развивать интерес к конструированию предметов окружающей действительности из строительного материала, желание придумывать новые, оригинальные конструкции и использовать их в творческих играх.
3. Формировать умения:
— обследовать образец, построенный по принципу: от общего к частям и к общему;
— конструировать по собственному замыслу;
— преобразовывать образец в соответствии с заданными условиями.
2. Конструирование из деталей конструктора, имеющих разные способы крепления (пазы, штифты, гайки и т. д.)
1.2.1 Умение выявлять особенности и возможности нового материала, необходимые для решения проблемных задач.
1.2.2 Умение решать проблемные задачи двух типов: на развитие воображения и на формирование обобщенных способов конструирования (использование умения экспериментировать с новым материалом в новых условиях);
1.2.3. Умение конструировать по собственному замыслу.
1. Формировать представления о конструируемых объектах и обобщенных способах конструирования из деталей конструктора, имеющих разные способы крепления (пазы, штифты, гайки и т. д.)
2. Развивать интерес к конструированию предметов окружающей действительности из деталей конструктора, имеющих разные способы крепления (пазы, штифты, гайки и т. д.), желание придумывать новые, оригинальные конструкции и использовать их в творческих играх.
3. Формировать умения выявлять особенности и возможности нового материала, необходимых для решения проблемных задач.
3. Компьютерное конструирование
1.3.1. Умение различать и сопоставлять форму и взаимное расположение плоскостных фигур;
1.3.2. Умение представлять объемное тело по его плоскостному изображению на экране;
1.3.3. Умение выделять три вида объемной фигуры (спереди, сбоку, сверху) и оперировать ими в образном плане;
1.3.4. Умение создавать возможный вариант конструкции по одному, наиболее информативному ее изображению (виду спереди)
1. Формировать представления о различиях и взаимосвязи реальных объектов и их плоскостных изображений.
2. Развивать интерес к компьютерному конструированию.
3. Формировать умения воссоздавать и преобразовать (комбинировать) пространственные представления (образы).
4. Конструирование из крупногабаритных модулей
1.4.1 Умение выявлять особенности и возможности нового материала, необходимые для решения проблемных задач.
1.4.2 Умение решать проблемные задачи двух типов: на развитие воображения и на формирование обобщенных способов конструирования (использование умения экспериментировать с новым материалом в новых условиях) ;
1.4.3. Умение конструировать по собственному замыслу
1. Формировать представления о конструируемых объектах и обобщенных способах конструирования из крупногабаритных модулей
2. Формировать стремление продолжить поиск оригинальных решений с целью создания функциональных и прочных конструкций.
3. Формировать умения создавать конструкции для игр, спортивных соревнований и т. п., соответствующие не только их функциональному назначению, но и росту детей и взрослых.
5. Конструирование из природного материала
1.5.1. Умение анализировать природный материал как основу для получения разных образов;
1.5.2. Умение решать проблемные задачи на построение образов с использованием нового материала;
1.5.3. Умение конструировать с опорой на представления, связанные с придуманными ими сюжетами, передавая выразительность образов
1. Формировать представления о конструируемых объектах и обобщенных способах конструирования из природного материала (богатство его форм, цвета, фактуры, его многофункциональность).
2. Развмвать интерес к конструированию из природного материала.
3.Формировать умение создавать художественный образ с опорой на наглядность (природный материал) и многоаспектный детский опыт.
6. Конструирование из бумаги
1.6.1. Умение выделять различные способы конструирования;
1.6.2. Умение переносить усвоенные способы конструирования, в соответствии с новыми условиями, в новую ситуацию;
1.6.3. Умение конструировать по собственному замыслу
1. Формировать представления о конструируемых объектах и обобщенных способах конструирования из бумаги.
2. Развивать интерес к изготовлению разных новых и интересных поделок, игрушек из бумаги.
3. Формировать умения:
— создавать новые оригинальные замыслы (вне задачи, данной взрослым);
— находить нестандартные решения, используя существенные изменения известных операций и разнообразное их комбинирование, часто приводящие к изобретению детьми новых способов: подбирать материал по фактуре, цвету, форме, величине в определенном сочетании, соответствующем замыслу;
— обобщать способы конструирования и для создания других поделок.
7. Конструирование из различных материалов на участке
1. Формировать представления о свойствах материала.
2. Формировать культуру использования созданных конструкций.
3. Формировать умение создавать конструкции более масштабных размеров.
II. Дидактическая единица «Исследование»
2.1.Умение выбрать тему исследования (выделение и постановка проблемы);
2.2.Умение выработать гипотезу;
2.3.Умение найти возможные варианты решения гипотезы;
2.4.Умение собирать материал по теме исследования;
2.5.Умение анализировать и обобщать полученные данные;
2.6.Умение подготовить и защитить итоговый продукт (сообщение, доклад, макет и др.)
1. Формировать представления ребенка об окружающем, связывая их в целостную картину мира.
2. Формировать естественное стремление ребенка к самостоятельному изучению окружающего.
3. Формировать умения устанавливать причинно-следственные, родовидовые, пространственные, временные, количественные отношения в процессе исследования.
III. Дидактическая единица «Экспериментирование»
3.1. Умение видеть и выделять проблему
3.2. Умение принимать и ставить цель
3.3. Умение решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент
3.4. Умение высказывать суждения, делать выводы и умозаключения
3.5. Умение фиксировать этапы действий и результаты графически
1. Формировать представления о явлениях окружающего мира, существующих взаимосвязей.
2. Развивать интерес к экспериментированию.
3. Формировать умение наблюдать, познавать, такие свойства и связи, которые недоступны непосредственному восприятию в повседневной жизни (свойства магнита, движение воздуха и т. п.), анализировать, сопоставлять, высказывать предположения, аргументировать выводы.
IV. Дидактическая единица «Моделирование»
4.1.Умение замещать объекты в игре, в процессе освоения речи, в изобразительной деятельности
4.2.Умение использовать готовые модели (с 4-х лет)
4.3. Умение строить модели по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации
1. Формировать представления о явлениях окружающего мира, существующих взаимосвязей.
2. Развивать интерес к моделированию.
3. Формировать способность к опосредованному решению познавательных задач в процессе моделирования
V. Дидактическая единица «Проектирование»
1. Умение выделять проблему из темы проекта (осознание и осмысление темы);
2. Умение планировать решение проблемы;
3. Умение решать проблемы с помощью познавательной, экспериментальной и исследовательской деятельности;
4. Умение представить (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
1. Формировать элементарные представления об окружающем мире, осведомленность в области взаимоотношений людей в социуме.
2. Формировать познавательный интерес через создание проблемной ситуации.
3. Формировать активную, самостоятельную, инициативную позицию.
Цель ОО: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей.
Задачи ОО: — формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Дидактическая единица 1
1. Формировать представления о разнообразии и неповторимости окружающего мира природы, способного раскрыть в сознании ребёнка собственную картину мира.
2. Формировать эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
3. Формировать практические умения взаимодействия с миром природы.
1. Формировать представления о свойствах и явлениях неживой природы (форма, величина, цвет, состояние, характерные особенности, деятельность объекта) и ее функциональном значении для жизни людей.
2. Развивать познавательный интерес к явлениям неживой природы, стимулировать детей к нахождению ответов на поисковые, проблемные вопросы.
3. Формировать умение выстраивать причинно-следственные связи между явлениями неживой природы в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
1.1.1. Времена года (сезонные изменения в природе)
1. Формировать представления о характерных признаках времен года, взаимосвязях каждого сезона с особенностями жизни живых существ.
2.Развивать познавательный интерес в процессе наблюдений за сезонными изменениями в природе.
— устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
— обобщать и систематизировать представления о временах года.
1.1.2. Вода как явление неживой природы.
1.Формировать представления о свойствах воды, различных состояниях воды, ее изменениях.
2.Формировать эмоционально-положительное отношение к познавательно-исследовательской деятельности с водой.
3. Формировать умение обобщать и систематизировать представления о воде как явлении неживой природы.
1.1.3. Воздух как явление неживой природы
1.Формировать представления о свойствах воздуха, функциональном значении воздуха для жизни растений, животных и людей, об основных источниках загрязнения и очистки воздуха.
2. Развивать познавательный интерес к познавательно-исследовательской деятельности с воздухом.
3. Формировать умение обобщать и систематизировать представления о воздухе как явлении неживой природы.
1.1.4. Почва как явление неживой природы (земля, песок, глина, камни)
1.Формировать представления о свойствах почвы (земля, песок, глина, камни, природные богатства) и необходимости этого материала для жизни человека, растений, и обитателей, которые в ней живут.
2. Развивать познавательный интерес к познавательно-исследовательской деятельности с почвой.
3.Формировать умение применять на практике знания о свойствах и качествах почвы, формировать навыки обращения с природными материалами.
1.Формировать представления о:
— Земле как планете, на которой живут люди;
— движении Земли по орбите вокруг Солнца;
— условиях, созданных на планете Земля, для жизни живых существ.
2.Развивать интерес к сведениям о мироздании, желание экспериментировать и отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.
3.Формировать умение пользоваться различными источниками информации для удовлетворения потребности познания окружающего мира.
1.Формировать представления о Солнечной системе, планетах Солнечной системы.
2. Развивать интерес к познанию Солнечной системы.
3.Формировать умение пользоваться различными источниками информации для удовлетворения потребности познания окружающего мира.
1.Формировать представления о космическом пространстве (вселенная, космос, первый космонавт, космический корабль).
2. Развивать интерес к познанию космоса.
3.Формировать умение пользоваться различными источниками информации для удовлетворения потребности познания окружающего мира.
1.Формировать представления детей о разнообразных формах мира живой природы.
2.Формировать эмоционально-положительное отношение к миру живой природы.
3. Формировать умения:
— наблюдать за природными явлениями и объектами живой природы;
— применять элементарные природоохранные действия в ближайшем окружении;
— исследовать и воспринимать природу с помощью всех органов чувств;
— отражать представления о живой природе через продукты своей деятельности.
1.2.1.1. Многообразие растений и их связь со средой обитания
1.Формировать представления о растениях как о живых существах со своими потребностями, необходимыми условиями для жизни, которые создает человек.
2. Развивать интерес к многообразию видов растений и их связи со средой обитания.
3.Формировать умение отличать и классифицировать растения по внешнему виду, строению, условиям произрастания.
1.2.1.2. Рост и развитие растений, и их связь со средой обитания
1.Формировать представления о:
— способах выращивания растений;
— о стадиях роста и развития культур, цветении и плодоношении;
— необходимых условиях для роста и развития растений;
— способах размножения растений (черенкование, деление листа и куста, проращивание семян и луковиц).
2.Развивать познавательный интерес к процессу выращивания растений различными способами.
3. Формировать умение принимать активное участие в выращивании растений (в групповом уголке природы, на участке детского сада, в домашних условиях).
1.2.1.3.Жизнь растений в сообществе
1.Формировать представления о растениях различных экосистем (лес, тайга, тропический лес, пруд, озеро, море, луг, степь).
2.Развивать познавательный интерес к жизни растений разных климатических зон, леса, луга, степи, моря, реки, пруда.
3. Формировать умение различать представителей растительного мира природы, отражать свои знания в практической деятельности.
1. Формировать представления о распространенных в Самарской области растениях; редких и исчезающих растениях, занесенных в Красную книгу.
2. Формировать эмоционально-положительное отношение к красоте растительного мира родного края.
3. Формировать умение отражать представления о растительном мире через продуктивные виды деятельности
1.2.2.1. Многообразие животных и их связь со средой обитания
1. Формировать представления о видах, классах, потребностях животных, среде их обитания.
2. Развивать познавательный интерес к многообразию животных.
3. Формировать умение различать и классифицировать представителей животного мира по строению тела, условиям обитания на планете.
1.2.2.2. Рост и развитие животных и их связь со средой обитания
1. Формировать представления о разнообразных способах размножения животных (в зависимости от класса животного).
2. Развивать интерес к росту, развитию животных.
3.Формировать умение наблюдать, проявлять готовность создавать благоприятные условия для роста и развития животных, следуя правилам поведения в природе.
1.2.2.3. Жизнь животных в сообществе
3. Формировать умение различать представителей животного мира: звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые.
1.2.2.4.Животный мир Самарской области
1. Формировать представления детей о животном мире Самарской области; редких и исчезающих животных, занесенных в Красную книгу.
2. Формировать эмоционально-положительное отношение к представителям животного мира родного края.
3. Формировать умение отражать представления о животном мире через продуктивные виды деятельности.
человека с природой
1.Формировать представление о том, что человек – часть живой природы; жизнь человека на Земле во многом зависит от состояния окружающей среды и порядка в окружающей обстановке (что благотворно или неблагоприятно сказывается на здоровье и жизни человека, на взаимоотношениях между людьми).
2. Формировать эмоционально-положительное отношение на чистоту и красоту окружающей обстановки, на способы исправления нарушений баланса в окружающем мире.
3.Формировать умения использовать экологические знания и умения во всех видах деятельности.
1.3.1.Использование человеком природных ресурсов
1.Формировать представления о использовании человеком природных ресурсов.
2.Развивать познавательный интерес, желание узнавать о природе и способах использования природных ресурсов человеком.
3.Формировать умение рачительно использовать природные ресурсы.
1.3.2.Прироохранная деятельность человека
1. Формировать представления о природоохранной деятельности человека на примере создания заповедника Самарская Лука и ведения Красной книги Поволжья.
2. Развивать познавательный интерес к природоохранной деятельности человека.
3. Формировать умение передавать своё отношение к природе в интегрированных видах деятельности.
Дидактическая единица 2
1.Формировать представления о предметном окружении.
3.Формировать умение применять знания о предметном мире в интегрированных видах деятельности.
1.Формировать представления детей о свойствах предметов рукотворного мира (название предмета, определение цвета, формы, величины, веса, составных частей предмета, расположение предмета по отношению к себе, материалов, из которых изготовлен предмет).
2. Развивать интерес к освоению свойств предметов рукотворного мира.
— различать предметы по заданным сенсорным эталонам;
— сравнивать предметы, подбирать по тождеству, группировать по заданному признаку;
— классифицировать предметы по разным основаниям: по свойствам, по материалу.
— анализировать, классифицировать предметы, используя знаковые образования (алгоритм)
2.2.Предмет, как результат
1.Формировать представления о назначении, функциях предметов рукотворного мира.
2. Развивать интерес к освоению способов действия с предметами.
3.Формировать умение разнообразно действовать с предметами, самостоятельно использовать предметы в различных видах деятельности (или в жизни).
1.Формировать представления о предметах рукотворного мира, созданных в процессе творческой деятельности человека.
2. Развивать интерес и стремление к преобразующей деятельности предметного мира.
3. Формировать умения:
— применять разнообразные способы обследования предметов для удовлетворения их потребности в игре, в быту.
— формировать умение классифицировать предметы по разным основаниям: по направленности на удовлетворение потребностей человека.
— формировать умение объяснять, как люди преобразовывали предметы, умение придумывать будущее предметов.
Дидактическая единица 3
1. Формировать первоначальные представления о себе, ближайшем социальном окружении, простейших родственных связях, макросоциальной среде, деятельности людей, явлениях общественной жизни.
2. Развивать интерес к явлениям окружающей действительности.
3. Формировать умение накапливать, обогащать и применять эмоционально-чувственный опыт детей в процессе непосредственного восприятия и взаимодействия с объектами и явлениями внешнего мира, с другими людьми.
3.1. Кто такие взрослые
1.Формировать представления о:
— принадлежности к человеческому роду;
— социальной роли в семье;
— родственных связях и отношениях;
— жизни в детском саду;
-выполнении правил поведения на улице, в детском саду, дом;
— о разнообразной деятельности взрослых людей.
2.Формировать интерес к традициям своей семьи, к родословной, к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания.
3. Формировать умения:
— называть строение своего тела, имя, отчество родителей, домашний адрес, название детского сада, № группы, имя, отчество воспитателей;
— ориентироваться в своей группе, на территории детского сада;
— создавать макет детского сада, схему группы, план квартала;
— игровой деятельности передавать отношение к работе, взаимоотношения между людьми.
3.2. Земля – наш общий дом
1.Формировать представление о Земле и жизни людей на Земле, о стране, о родном городе.
2. Развивать интерес к людям, их деятельности, культуре, быту, традициям народов, к народному творчеству.
3. Развивать умение моделировать действительность с помощью условных обозначений, читать схемы.
Цель ОО: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей.
Дидактическая единица 1.
1.Формировать представления о сенсорных эталонах в познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности..
2. Развивать интерес к сенсорным эталонам.
3. Формировать умения использовать сенсорные эталоны как своеобразные чувственные мерки для систематизации свойств окружающей действительности.
1.Формировать представления о:
— цветах спектра (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, оранжевый, голубой, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, сиреневый);
— хроматических и ахроматических цветах;
— особенностях расположения цветовых тонов в спектре;
— светлости цвета (степень близости данного цвета к белому) и его насыщенности (степень чистоты),
— понятии «сочетание цветов».
2. Развивать интерес к созерцанию предмета, делая его объектом специального рассмотрения, воспринимать целостный облик предмета, выделять в нем цвет
3. Формировать умения:
— создавать новые оттенки цвета, получать новый цвет;
— подбирать соответствующий цвет к предмету;
-сочетать цвета в окружающей жизни: сочетание цвета штор и стен, выбор вазы определенного цвета для цветов.
1.Формировать представления о:
— геометрических формах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник) и фигурах (шар, конус, куб, цилиндр, ромб, кирпич, брусок, пластина, призма);
— плоскостных и объемных фигурах.
2. Развивать интерес к созерцанию предмета, делая его объектом специального рассмотрения, воспринимать целостный облик предмета, выделять в нем форму.
3. Формировать умения:
— преобразовывать плоскостной материал из одной формы в другие (лист бумаги прямоугольной формы в квадрат и треугольник);
— изменять конструкции из плоскостного материала в объемные формы (квадрат и прямоугольник – в цилиндр, круг – в конус, квадрат – в куб);
— объединять различные геометрические фигуры в одну (квадрат, прямоугольник, многоугольник);
— подбирать материал определенной формы для создания выразительного образа.
1.3. Эталон величины
1. Формировать представления о параметрах величины (длина, ширина, высота).
2. Развивать интерес к созерцанию предмета, делая его объектом специального рассмотрения, воспринимать целостный облик предмета, выделять в нем величину.
3. Формировать умения:
— различать параметры величины (длину, ширину, высоту);
— сравнивать параметры величины (длинный – короче – короткий, широкий – уже – узкий и т. д.);
— раскладывать предметы в убывающем (возрастающем) по величине;
— пользоваться приемами наложения и приложения для определения равенства или неравенства предметов по величине
1.4. Эталон слухового восприятия
1.Формировать представления о звуковысотном ряде, неречевых слуховых образах, слуховых образах слов
2. Развивать интерес к сравнению и оценке звуков по силе, тембру, характеру.
3. Формировать способность к сосредоточенному слуховому восприятию, речевому слуху и речевой моторике
1.5. Эталон вкусового восприятия
1. Формировать представления о предметах с помощью вкусовых эталонов, дифференцировать и сравнивать их с предметами той же видовой группы.
2. Развивать интерес к восприятию и исследованию предметов с помощью вкусовых рецепторов.
3. Формировать умение определять вкусовые характеристики предметов и использовать полученную информацию в повседневной жизни.
1. Формировать представления о массе, весе предметов.
2. Развивать интерес к восприятию и исследованию предметов с помощью ощущений, возникающих при непосредственном воздействии предмета на кожные покровы.
3. Формировать умение различать и сравнивать разные предметы по тяжести (тяжелый – легкий)
1.7. Эталон осязательного восприятия
1.Формировать представления о предметах и явлениях окружающей действительности при помощи осязания, дифференцировать и сравнивать их с предметами той же видовой группы.
2. Развивать интерес к восприятию и исследованию предметов с помощью осязания.
3. Формировать умение определять осязательные характеристики предметов и использовать полученную информацию в повседневной жизни
1.8. Эталон восприятия температуры
1.Формировать представления о предметах и явлениях окружающей действительности при помощи температурных характеристик, дифференцировать и сравнивать их с предметами той же видовой группы.
2. Развивать интерес к измерению температуры предметов, окружающей среды, собственного тела.
3. Формировать умение определять температуру предметов, окружающей среды, собственного тела и использовать полученную информацию в повседневной жизни.
Дидактическая единица 2
1. Формировать представления о перцептивных действиях, необходимых для выявления свойств и качеств предметов.
2. Вызвать желание осуществлять перцептивные действия при познании свойств и качеств предметов.
3. Формировать умение выделять сенсорную информацию на основе активизации работы всех органов чувств и адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.
Цель ОО: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей.
Дидактическая единица 1
1. Формировать представления о геометрических фигурах и телах, обобщенные понятия: «многоугольники», «четырехугольники», «треугольники»; свойства геометрических фигур.
2. Развивать интерес к исследованию геометрических фигур и геометрических тел, действиям с ними.
3. Формировать умения:
— зрительно распознавать геометрические фигуры и тела;
— называть свойства геометрических фигур;
— самостоятельно обследовать предметы и определять их свойства
1.1. Геометрические фигуры
1. Формировать представления о геометрических фигурах.
2. Формировать стремление к исследованию геометрических фигур и действиям с ними.
— обследовать фигуру осязательно-двигательным путем под контролем зрения;
— видеть форму фигуры, независимо от ее цвета, размера и пр.;
— выбирать фигуру по образцу (найди такую же);
— взаимно накладывать / прикладывать фигуры для сравнения, выделения сходства и различия;
— сопоставлять геометрические фигуры с предметами сходной формы;
— зрительно расчленять предметы на определенные формы и воссоздавать предмет из частей (домик, машина, снеговик и пр.);
— «читать» геометрический узор, расчленять сложный узор на простые компоненты;
— составлять разные композиции из одних и тех же фигур;
— составлять плоские геометрические фигуры путем преобразования разных фигур.
1.2. Геометрические тела
1. Формировать представления о геометрических телах.
2. Формировать стремление к исследованию геометрических тел и действиям с ними.
— выполнять обследование геометрического тела, используя одновременно зрительный и осязательно-двигательный анализаторы;
— сопоставлять плоские фигуры и объемные тела, находить между ними общности. находить общности с геометрическими плоскими фигурами.
1.3. Свойства геометрических фигур
1. Формировать представления о свойствах геометрических фигур (равности сторон квадрата, прямые углы у прямоугольника, у круга нет вершин и сторон и пр.)
2. Развивать интерес к познанию свойств геометрических фигур.
3. Формировать умения:
— выполнять обследование фигуры, используя одновременно зрительный и осязательно-двигательный анализаторы;
— чувственно выделять в любой фигуре образ в целом и его части стороны, углы, вершины);
— распознавать такие свойства, как устойчивость – неустойчивость;
— классифицировать предметы по заданному свойству (признаку);
— сопоставлять плоские и объемные фигуры, находить общности между ними;
— различать внутреннюю область фигуры, ее границы, считать число сторон, вершин углов;
— пользоваться шаблонами, трафаретами, линейкой (проводить измерительные действия).
Дидактическая единица 2
1.Формировать представления о:
— множествах (группах однородных предметов);
— единичных предметах (один);
— натуральном ряде чисел;
— количественном и порядковом значениях числа;
— разных способах счета;
— целом, части целого
2. Развивать интерес к самостоятельной счетной деятельности.
3. Формировать умения:
— действовать с различными предметными множествами, выделять отдельные элементы множества;
— применять количественный и порядковый счет в практической деятельности;
— составлять любое число (в пределах 10) из отдельных единиц и двух меньших чисел;
— делить предмет на 2-8 равных частей, правильно называть полученные части;
— выполнять простые арифметические вычисления
1. Формировать представления о количестве предметов, множеств, совокупностей, изменяемости количества и его независимости от расположения предметов.
2. Развивать интерес к самостоятельной счетной деятельности.
3. Формировать умения:
— действовать с различными предметными множествами, выделять предмет из группы (один – много);
— считать и отсчитывать предметы, множества слева направо, сосчитывать разные совокупности предметов по образцу, по названному числу;
— разбивать множества и воссоединять их, сравнивать разные части, выделять большую часть;
-вести счет на слух; на ощупь;
— выражать результат счета, отвечая на вопрос «сколько?»;
— обозначать количество предметов цифрой, соотносить количество предметов с числом;
— последовательно называть числа числового ряда (в пределах 10);
— сравнивать смежные числа.
1.Формировать представления о порядковом счете, порядковом значении числа (который по счету); о зависимости порядкового места предмета от направления счета.
2. Развивать интерес к самостоятельной счетной деятельности.
3. Формировать умения:
— соотносить называемое по порядку число с одним из предметов, не пропускать предметы и числа, и не называть их повторно;
— отвечать на вопрос «который по счету?», производя счет предметов в разных направлениях.
1. Формировать представления об образовании числа разными способами, количественном составе числа.
2. Развивать интерес к самостоятельной счетной деятельности.
-делить множества предметов на два меньших;
— составлять любое число из отдельных единиц;
— раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в предела10).
2.4.Деление целого на части
1. Формировать представления о том, что предмет можно разделить на несколько равных (неравных) частей, о зависимости целого и части.
2. Развивать интерес к делению целого на части в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
— разбивать множества и воссоединять их, сравнивать разные части, видеть равные части, выделять большую часть;
— сравнивать части, полученные при делении целого, между собой с помощью наложения;
— делить лист бумаги на 2 и 4 равные части путем складывания (сгибания), правильно обозначать часть от целого (половина, 1 часть из 4, 2 части из четырех и т. д.)
— делить предмет (в том числе жидкие и сыпучие тела) на равные части путем использования условной меры;
— делить плоские модели геометрических фигур на равные части;
— делить геометрические фигуры на равные части на бумаге в клетку
1.Формировать представление о равенстве и неравенстве множеств, способах уравнивания множеств.
2. Развивать интерес и активность ребенка при овладении вычислительными навыками.
3.Формировать умение уравнивать множества двумя способами: путем добавления одного элемента к меньшему множеству (или исключения одного предмета из большего множества)
2.6. Сохранение количества
1.Формировать представление о сохранении количества.
2. Развивать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности. 3.Формировать умения:
— составлять множества из разных по качеству элементов;
— видеть одно и то же количество, независимо от внешних несущественных признаков;
— видеть, что одно и то же количество может быть представлено из разных объектов, отличающихся размерами, занимаемой площадью, пространственным расположением
Дидактическая единица 3
1. Формировать представления о различных параметрах величины, массе, объеме предметов; общепринятых приборах для измерения различных величин.
2 Развивать интерес к экспериментальной и измерительной деятельности.
3. Формировать умения:
— сравнивать предметы, отличающиеся по одному или сразу нескольким параметрам величины;
— производить измерительные действия, пользуясь условными мерками и общепринятыми;
— измерять объем жидких и сыпучих тел.
1.Формировать представления о способах измерительной деятельности.
2. Развивать интерес к измерительной деятельности, деятельности с различными приборами.
— видеть в предмете определенные признаки (длину, ширину, объем, массу);
— находить «точку отсчета и правильно перемещать условную мерку;
— проводить измерительную деятельность при помощи предметов быта (веревки, тесьма, шнур, детали конструктора и пр.), а также специально приготовленными условными мерками;
— проводить измерение естественными мерками (шаг, горсть, руки и т. д.);
— измерять длину, высоту, ширину, массу предметов, изменять показатели измерений (добавлять, отрезать и пр.);
— производить измерение при помощи линейки;
— измерять объем жидких, сыпучих тел условной меркой, соблюдая правила измерения;
— пользоваться различными измерительными приборами (линейкой, литровой кружкой, простыми чашечными весами)
3.2. Параметры величины (длина, ширина, высота)
1.Формировать представления о параметрах величины (длине, ширине, высоте).
2. Развивать интерес к обследованию предметов по различным параметрам, исследованию их свойств.
— сравнивать предметы по различным параметрам; строить сериационные ряды (по убывающему / нарастающему признаку).
— правильно выделять и показывать длину, ширину, высоту предмета;
— сравнивать предметы, отличающиеся по одному признаку (или по длине, или ширине, или высоте) или нескольким параметрам (длине и ширине; длине, ширине и высоте);
— выкладывать ряд предметов по нарастающей (убывающей) величине (длине, толщине, высоте и пр.).
1. Формировать представления об объеме как признаке предмета, эталонах измерения объема.
2. Развивать интерес к экспериментальной деятельности.
— измерять объем сыпучих тел условными мерками, соблюдая требования измерения;
— измерять объем жидкостей с помощью условной мерки, с помощью эталона измерения – литра
3.4. Масса предметов
1.Формировать представления о массе предметов, эталонах измерения массы.
2. Развивать интерес к исследовательской деятельности.
— сравнивать предметы по признаку «масса»;
— определять более тяжелый предмет «на руках»;
— пользоваться общепринятыми эталонами и приборами для определения массы предмета;
-различать и сравнивать между собой два предмета, отличающихся друг от друга массой;
— находить место предмета с определенной массой, выполнять сериационный ряд (от более тяжелого к легкому и наоборот);
— отвешивать определенное количество крупы с помощью общепринятых эталонов (гири 1,2,5.кг);
— видеть независимость массы предмета от его объема, размера.
1. Формировать представления о времени, как величине; временных отрезках; эталонах времени; общепринятых приборах для измерения времени.
2. Формировать стремление экспериментировать с временными отрезками.
— выделять время, временной отрезок как величину;
— различать временные отрезки различной протяженности;
— правильно называть эталоны величины «время»
1. Формировать представления о сохранении величины, независимо от преобразования предмета.
2. Формировать стремление к экспериментальной деятельности.
— видеть сохранение массы предмета независимо от преобразования предмета;
— видеть сохранения объема, независимо от формы предмета.
— видеть сохранение величины, отражать результаты измерений в речи.
Дидактическая единица 4
Ориентирование в пространстве
1.Формировать представления о пространстве, пространственных направлениях.
2. Развивать интерес к самостоятельным пространственным действиям, развивать пространственное воображение.
3.Формировать опыт ориентирования в пространстве по основным направлениям.
1.Определение пространственных направлений «на себе»
2. Развивать интерес к самостоятельным пространственным действиям, развивать пространственное воображение.
-показывать и правильно называть части своего тела; выделять симметричные части тела (правая и левая рука);
2. Определение пространственных направлений «от себя»
2. Развивать интерес к самостоятельным пространственным действиям, развивать пространственное воображение.
— адекватно использовать в речи «пространственные» предлоги и термины, осознавая их смысл;
— показывать и правильно называть парные взаимообратные направления (вверх – вниз, вперед – назад, справа – слева);
3.Определение пространственных отношений от предмета
1.Формировать представления о возможности ориентирования от предмета.
2. Формировать стремление приобретать навык ориентирования.
— выделять различные стороны у предметов (верх, низ, лицевую сторону (переднюю), тыльную сторону (заднюю), боковые стороны (правую и левую);
— ориентироваться от предмета;
— ориентироваться от другого предмета ( представлять себя на месте предмета).
4.Определение пространственных отношений между предметами
1. Формировать представления о возможности ориентирования между предметами.
2. Развивать интерес к играм с ориентированием.
3. Формировать умение устанавливать пространственные отношения между предметами (положение одного предмета по отношению к другому).
5.Ориентация на местности
1. Формировать представления об ориентировании на местности.
2. Развивать интерес к игровой деятельности с элементами ориентирования. 3.Формировать умения:
— передвигаться в указанном направлении, менять направление движения, располагать и перемещать предметы;
— выделять заметные предметные ориентиры, устанавливать пространственные отношения между ними;
— представлять « картину пути»;
— осознанно употреблять в речи слова, определяющие расстояние («ближе», «дальше», «близко», «далеко»).
6. Ориентирование на плоскости
1. Формировать представления об ориентировании на плоскости (листе бумаги).
2. Развивать интерес ребенка к графической деятельности.
— располагать предметы на верхней и нижней полосках, вверху и внизу листа;
— раскладывать предметы в ряд по порядку в направлении счета (слева направо);
— правильно показывать и называть верх – низ листа, боковые стороны (левую и правую), центр листа (середина), углы (верхний – нижний, левый – правый);
— проводить линии на листе бумаги сверху вниз и слева направо (дождик, дорожки и пр.)
Дидактическая единица 5
Ориентирование во времени
1.Формировать представления о временных отрезках; эталонах времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год), о текучести, необратимости времени, о его смене и периодичности.
2. Развивать интерес к различным временным отрезкам, в которых протекает разнообразная деятельность детей, способам измерения времени.
3. Формировать умения:
— ориентироваться в окружающей действительности с помощью календаря;
— ориентироваться во времени;
— определять время по часам с точностью до часа.
1. Формировать представление о сутках, их продолжительности.
2. Развивать интерес к временным промежуткам, их моделированию.
3. Формировать умения:
— распознавать и правильно последовательно называть части суток;
— определять тот или иной промежуток времени по характерной для него деятельности и внешним объективным признакам (положение солнца, степень освещенности земли, цвет неба и пр.);
— соотносить каждую из частей суток (утро, день, вечер, ночь) с соответствующим промежутком времени;
— отвечать на вопрос «когда?».
1.Формировать представления о календаре как форме исчисления времени и ориентировании в социальной действительности.
2. Развивать интерес к временным промежуткам, их моделированию.
— правильно называть дни недели, определять количество недель в месяце;
— последовательно называть месяцы года;
— определять дату по календарю.
1. Формировать представления о различных временных отрезках.
2. Развивать интерес к временным промежуткам.
— определять и чувствовать определенные промежутки времени (1,2,3,5 минут, полчаса, час);
— регулировать свою деятельность во времени (менять темп деятельности);
— рассчитывать свои действия (выбирать объем работы) и выполнять их в заранее установленное время;
— оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени;
— оценивать длительность своей деятельности по представлению об 1 минуте;
— оценивать реальную вместимость конкретного временного интервала;
— измерять время, пользуясь общепринятыми приборами, а затем и самостоятельно оценивать временные промежутки;
— определять время по часам (с точностью до часа).
4.Отношения временной последовательности
1. Формировать представления о развитии событий, явлений во времени.
2. Развивать интерес к установлению отношений временной последовательности.
3. Формировать умения:
— определять «точку отсчета», от которой выстраивается цепь событий;
— устанавливать и отражать последовательность знакомых видов деятельности, явлений, событий (начало – продолжение – конец);
— определять последовательность изменения человека по возрасту
Дидактическая единица 6
1. Формировать представления об алгоритмических действиях.
2. Формировать стремление производить действия по порядку, по правилам.
— расчленять сложные действия на более простые;
— логически выстраивать цепочку событий;
— планировать свои действия;
— строго придерживаться определенных правил