Диджериду что это такое
Диджериду музыкальный инструмент
Один из самых древних музыкальных инструментов, по способу звуковоспроизведения относится к группе деревянных аэрофонов – духовых инструментов. Благодаря своему экзотическому виду и необычному тембру, схожему с горловым пением народов Алтая и журчанию воды, получил достаточно широкое распространение в современной музыке.
История инструмента диджериду
Начиная с XX в. диджериду стали активно использовать в своем творчестве западные музыканты, особое же место в его распространении сыграл Aphex Twin, создавший британский танцевальный хит «Диджериду». В это же время об инструменте начали писать во многих австралийских изданиях.
Устройство и изготовление диджериду
В настоящее время встречаются «бюджетные» варианты, выполненные из пластмассы.
Разновидности инструмента
Диджерибон – имеет некие сходства с тромбоном – состоит с двух, вложенных одна в другую трубок. Таким образом, выдвигая или задвигая одну из них, исполнитель может изменять высоту звука непосредственно во время игры. Изобретатель – Ч. МакМахон. Keyed – имеет систему клапанов, изобрел Г. Виггинс.
Multidrone – отличается длинным тонким раструбом и мундштуком, благодаря овальной форме которого у музыканта появляется возможность исполнения одновременно нескольких звуков. Изобретатель У. Торен.
Didjflute – оснащен отверстиями, схожими с флейтовыми. На нем можно играть достаточно сложные мелодии, однако тембр инструмента невыразителен.
Как играть на диджериду: Способ игры
Как и исполнение музыки на других духовых инструментах, игра на трубе диджериду требует немалых затрат дыхания. Поэтому новичкам в «духовом деле» первое время будет непросто, может даже кружиться голова или немного темнеть в глазах. Во избежание подобных «неприятностей», тем кто желает всерьез научиться играть на инструменте следует освоить технику диафрагмального дыхания. Профессиональные исполнители пользуются сложной техникой циклического (непрерывного) дыхания, заключающегося в наборе «резервного» воздуха в раздутые щеки – когда дыхание заканчивается, звук извлекается посредством подачи этого воздуха, а в это время носом делается глубокий вдох.
Звукоизвлечение здесь схоже с техникой, которую используют при игре на медных духовых инструментах, так называемый «базинг» — вибрирующие губы, как при произнесении звуков «фр» или «тпруу». Это достаточно сложно, поэтому желающим научиться следует намного запастись терпением.
Данный инструмент, если речь идет о классическом диджериду, воссоздает один тон, который называют «дроном». Во время игры «трубач» может повышать или понижать звук посредством зажатия или расслабления губ и регуляции подачи воздуха – «передувом». Одновременно при игре на йедаки можно произносить разные слоги и отдельные звуки, что сделает звучание более разнообразным и интересным.
Также возможно исполнение штриха двойного стаккато — быстрое произнесение слогов «та-ка, та-ка».
Диджериду в современном мире
На инструменте играют многие современные музыканты, в основном это исполнители электронной музыки. Любители битбокс музыки выбирают диджериду. С его помощью можно изменять и усиливать звучание голоса, создавая более насыщенные звуки.
Обратили внимание на данный инструмент и медики, представители Цюрихского университета, они утверждают – игра на диджериду полезна для здоровья: тренирует верхние дыхательные пути, укрепляет сердце, нервную систему и избавляет от храпа.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно с уверенностью сказать, что диджериду – один из самых ярких и необычных этнических инструментов, недаром пользующийся популярностью у любителей экзотики.
Игра на диджериду видео
Посмотрите видео ниже чтобы послушать и насладиться звучанием инструмента.
Диджериду – музыкальное наследие Австралии
Звук этого древнейшего инструмента трудно описать словами. Низкий гул, рокот, немного напоминающий по тембру горловое пение сибирских шаманов. Он получил известность сравнительно недавно, но уже завоевал сердца многих фолк- и ambient-музыкантов.
Диджериду – народный духовой инструмент австралийских аборигенов. Представляет собой полую трубку длиной от 1 до 3 метров, с одной стороны которой находится мундштук диаметром 30 мм. Производится из дерева или стволов бамбука, часто можно встретить дешевые варианты из пластика или винила.
История диджериду
Диджериду, или yidaki, считается одним из самых древних инструментов на земле. Австралийцы играли на нем, когда человечество еще не знало никаких нот. Музыка была необходима для проведения языческого ритуала Корабори.
Мужчины разрисовывали свои тела охрой и углем, надевали украшения из перьев, пели и танцевали. Это священная церемония, посредством которой аборигены общались со своими богами. Сопровождались танцы барабанным боем, пением и низким рокотом диджериду.
Эти странные инструменты изготовляла для австралийцев сама природа. Во времена засухи термиты выедали сердцевину эвкалипта, создавая полость внутри ствола. Люди срубали такие деревья, прочищали их от требухи и делали мундштук из воска.
Широкое распространение yidaki получил в конце XX века. Композитор Стив Роуч, путешествуя по Австралии, заинтересовался интересным звучанием. Он обучался игре у аборигенов, а затем стал использовать диджериду в своей музыке. За ним последовали и другие.
Настоящую известность инструменту принес ирландский музыкант Ричард Дэвид Джеймс, написав композицию «Didgeridoo», которая покорила британские клубы в начале девяностых.
Как играть на диджериду
Сам процесс игры очень нестандартен. Звук получается за счет вибрации губ, а затем многократно усиливается и искажается, проходя через полость yidaki.
Для начала нужно научиться извлекать хоть какой-нибудь звук. Пока что отложите инструмент и порепетируйте без него. Вам нужно попробовать фыркнуть как лошадь. Расслабьте губы и скажите «тпруууу». Повторите несколько раз и внимательно наблюдайте за тем, как работают ваши губы, щеки и язык. Запомните эти движения.
Теперь возьмите диджериду в руки. Плотно приложите мундштук ко рту так, чтобы губы оказались внутри него. Мышцы губ при этом должны быть максимально расслаблены. Повторите отрепетированное «тпруу». Фыркайте внутрь трубы, стараясь не нарушать контакт с мундштуком.
У подавляющего большинства людей на этой стадии ничего не выходит. Или губы слишком напряжены, или они неплотно прилегают к инструменту, или фырканье получается слишком сильным. В результате или звука нет вообще, или он получается чересчур высоким, режущим слух.
Как правило, нужно 5-10 минут практики, чтобы издать свою первую ноту. Вы сразу поймете, когда диджериду подаст голос. Инструмент ощутимо завибрирует, а помещение наполнит всепроникающий рокот, исходящий, казалось бы, из вашей головы. Еще немного – и вы научитесь получать этот звук (он называется дрон) сразу.
Мелодии и ритм
Когда вы научитесь уверенно «гудеть», можно идти дальне. Ведь из одного гудения музыку не построишь. Вы не можете изменить высоту звука, но можете изменить его тембр звучания. Для этого нужно изменить форму рта. Попробуйте во время игры неслышно пропевать разные гласные, например «е-е-о-о-у-у-е-е». Звук при этом будет ощутимо меняться.
Следующая техника – это артикуляция. Звуки нужно выделять, чтобы получился хоть какой-нибудь ритмический рисунок. Выделение достигается за счет резкого выброса воздуха, как будто вы произносите согласный звук «т». Попробуйте задать своей мелодии ритм: «ту-ту-ту-ту».
Все эти движения совершаются языком и щеками. Положение и работа губ остаются неизменными – они равномерно гудят, заставляя инструмент вибрировать. Поначалу воздух у вас будет заканчиваться очень быстро. Но со временем вы научитесь гудеть экономично и растягивать один вдох на несколько десятков секунд.
Профессиональные музыканты осваивают так называемую технику циркулярного дыхания. Она позволяет играть непрерывно, даже во время вдоха. Если коротко, то суть в следующем: в конце выдоха нужно надуть щеки. Затем щеки сокращаются, выпуская остатки воздуха и не давая губам перестать вибрировать. Одновременно с этим делается мощный вдох через нос. Эта техника довольно сложна, и для ее изучения нужен не один день упорных тренировок.
Несмотря на свою примитивность, диджериду – интересный и многогранный инструмент. Музыканты сочетают его с этническими барабанами, варганами, флейтами и горловым пением для создания завораживающих медитативных композиций. Если вы ищите новое нестандартное звучание в своей музыке – возможно, вы сможете получить его именно с помощью этого древнего инструмента.
Диджериду
Австралийский континент, таящий в себе огромное количество загадок, всегда привлекал огромное количество искателей приключений, авантюристов всех мастей, исследователей и ученых. Постепенно загадочная Австралия расстается со своими тайнами, оставляя за рамками понимания современного человека лишь самые сокровенные. К таким мало объяснимым явлениям относится коренное население зеленого континента. Культурное наследие этих удивительных людей, выраженное в особых обрядах, ритуалах, предметах быта, бережно сохраняется каждым поколением. Поэтому неудивительно, что звуки, раздающиеся из диджериду — традиционного музыкального инструмента аборигенов, ровно те же, что и 2000 лет назад.
Что такое диджериду
Музыкальный инструмент диджериду — это одна из разновидностей примитивной трубы. Приспособление для извлечения звуков можно так же характеризовать как амбушюрное, так как имеет некоторое подобие мундштука.
Название «диджериду» инструмент получил, распространяясь по Европе и Новому Свету. Кроме того, это название можно услышать от двуязычных представителей коренного населения. Среди аборигенов этот инструмент называется по разному. Например, народ йолнгу называет эту трубу «йдаки», а среди племени Наилнаил деревянный духовой музыкальный инструмент носит название «нгариби».
Устройство инструмента
Традиционный способ изготовления трубы диджериду носит ярко выраженный сезонный характер. Дело в том, что в этом процессе активное участие принимают… термиты или, как их еще называют, большие белые муравьи. В период засухи насекомые в поисках влаги выедают сочную сердцевину эвкалиптового ствола. Все, что остается сделать аборигенам — срубить погибшее дерево, освободить от коры, вытряхнуть из него труху, приладить мундштук из пчелиного воска или глины и украсить его примитивными орнаментами — тотемами племени.
Длина инструмента варьируется от 1 до 3 м. Примечательно, что в качестве рабочих инструментов аборигены до сих пор используют мачете, каменный топор и длинную палку.
Как звучит диджериду и как на нем играть
Издаваемый диджериду звук колеблется в диапазоне от 70-75 до 100 Гц. По сути, это непрерывный гул, который модулируется в разнообразные звучания со сложными ритмическими эффектами исключительно в руках аборигена или умелого музыканта.
Для неопытного музыканта или новичка извлечение звука из диджериду — практически неосуществимая задача. В первую очередь необходимо сопоставить мундштук дудки, который может быть по размеру в диаметре более 4 см, и губы исполнителя таким образом, чтобы последние беспрерывно вибрировали. Кроме того, необходимо владеть особой техникой непрерывного дыхания, так как остановка на вдох влечет за собой прекращение звука. Для того, чтобы разнообразить звук, играющий должен задействовать не только губы, но и язык, щеки, гортанные мышцы и диафрагму.
История происхождения инструмента
Известно, что инструмент, напоминающий диджериду, существовал на Зеленом континенте задолго до того, когда там появился первый европеец. Об этом наглядно свидетельствуют обнаруженные в ходе археологической экспедиции наскальные рисунки. Первым же, кто описал ритуальную трубу, стал исследователь-этнограф по фамилии Уилсон. В своих заметках, датируемых 1835 годом, он описывает, что его буквально потрясло звучание странного инструмента, сделанного из ствола дерева.
Куда более подробным считается описание диджериду в рамках диссертационного исследования, выполненного английским миссионером Адольфусом Питером Элькином в 1922 году. Он не только детально описал устройство инструмента, способ его изготовления, но и постарался передать эмоциональный эффект воздействия как на самих коренных жителей Австралии, так и на всякого, кто попадал в зону его звучания.
Примерно в то же время была сделана первая звукозапись диджериду. Это смог осуществить сэр Болдуин Спенсер при помощи фонографа и восковых цилиндров.
Разновидности диджериду
Классическая австралийская дудка сделана из эвкалиптового дерева, и может быть в виде цилиндра или расширяющегося к низу канала. Цилиндрический диджериду издает более низкий и глубокий звук, второй вариант трубы звучит более тонко и пронзительно. Кроме того, стали появляться разновидности духового устройства с двигающимся коленом, что позволяет менять тон. Он называется диджерибон или слайд-диджериду.
Современные мастера, специализирующиеся на изготовлении этнических духовых инструментов, позволяя себе экспериментировать, выбирают самые разные сорта древесины — бук, ясень, дуб, граб и др. Эти диджериду очень дорогие, так как их акустические характеристики очень высоки. Чаще всего они используются профессиональными музыкантами. Новичкам или просто увлеченным людям вполне по силам соорудить себе экзотический инструмент из обычной пластиковой трубы из строительного магазина.
Диджерибон
Применение диджериду
Пик популярности инструмента на европейском континенте и в США пришелся на 70-80 годы, когда случился всплеск клубной культуры. Диджеи стали активно использовать австралийскую дудку в своих композициях для придания своим музыкальным сетам этнического колорита. Постепенно к музыкальному устройству австралийских аборигенов стали проявлять интерес профессиональные музыканты.
Сегодня лучшие исполнители классической музыки не гнушаются включать диджериду в состав оркестра наряду с другими духовыми. В сочетании с традиционным звучанием европейских инструментов, специфический звук трубы придает привычным музыкальным произведениям новое, неожиданное прочтение.
Ученым-этнографам так и не удалось дать мало-мальски достоверного объяснения тому, откуда появились аборигены в Австралии, почему внешний вид и уклад жизни существенно отличается от подобных народностей в других точках земного шара. Но одно несомненно: культурное наследие этого древнего народа, подарившего миру диджериду, — ценная составляющая разнообразия человеческой цивилизации.
Музыка, песни и танцы издревле были неотъемлемой частью жизни буквально всех народов мира, не исключая и коренных жителей Австралии. Обычаи австралийских аборигенов объединяют сознание с не всегда объяснимыми ощущениями и законами природы. Это своего рода попытка держаться «корней», не теряя контакта с окружающим миром и стихиями. Примером такого единения может служить традиционная этническая музыка, разливающаяся по просторам континента во время игры на диджериду. Есть предположение, что диджериду – старейший духовой музыкальный инструмент на Земле.
Более 2000 лет под музыку диджериду
Археологические исследования свидетельствуют о том, что диджериду существовало на австралийском континенте более 2000 лет. Доказательством этому служат исследования наскального искусства в Северных территориях. На стенах пещер изображены люди, играющие на инструменте. Свидетельств более раннего его существования на настоящее время обнаружить не удалось.
Диджериду глазами первых европейцев
Первые документальные упоминания о диковинном духовом инструменте принадлежат перу исследователя по фамилии Уилсон, описавшего играющего коренного жителя, которого он встретил на полуострове Кобург на северном берегу Австралии в 1835 году. Он описал изделие, сделанное из бамбука около трех футов в длину. Несмотря на то, что начало заселения европейцами австралийского континента датируется 1788 годом, западное общество относительно недавно смогло познакомиться с этим удивительным древним инструментом. Только к 1912 году была выполнена первая аудиозапись диджериду. Его звук записал сэр Болдуин Спенсер с помощью фонографа и восковых цилиндров.
Европейские этнографические исследования
В 1922 году антрополог Норман Тиндейл провел этнографическое исследование Грут Айленда в северо-восточной части Австралии. А в 1925 году, благодаря исследованиям в поселении Ганбаланье, слово диджериду пришло в обиход жителей Старого Света с подачи ученого Херберта Баседоу. В 1926 году антрополог Ллойд Уорнер начал первые исследования в Милинджимби. Результаты этнографических изысканий были опубликованы в труде «Социальные исследования племени аборигенов». В статье упоминалось о ритуальной «трубе», длиной около четырех футов. Информация о музыке континента начала распространяться по всему миру именно стараниями ученых-антропологов и этнографов. Начатые в начале прошлого года исследования ведутся до сегодняшнего дня.
В 1935 году в поселение Арнемленд состоялся визит антрополога Дональда Томпсона. Его исследования края остаются одними из наиболее важных и существенных работ по изучению культуры аборигенов. Им было собрано большое количество артефактов и предметов уникальной культуры. Историческое наследие аборигенов в наши экспонируются в музеях Мельбурна.
Первая запись звучания диджериду
Среди исследователей жизни и обычаев коренных австралийских племен особое место занимал англиканский священник Адольфус Питер Элькин. Элькин заинтересовался культурой аборигенов и, несмотря на то, что антропология не преподавалась в то время в Австралии, в 1922 году написал диссертацию, на тему обычаев коренного населения континента. В 1974 году Адольфус Питер писал, что, начиная с 1927 года он имел возможность наблюдать за церемониальными танцами корробори, происходившим непременно в сопровождении музыки, но только проведя полноценный анализ собранных материалов он смог по-настоящему оценить разнообразие, уникальность и богатство культурного наследия региона. Эта часть культуры коренного населения в последнее столетие имела ограниченное распространение в Австралии и наблюдалось лишь в Восточном Кимберли и в Северных территориях.
В 1953 году его стараниями вышла виниловая пластинки «Музыка племен Австралии» — первая коммерческая запись звучания диджериду, изданная звукозаписывающей компанией «Folkways Records». В настоящее время любовь к инструменту распространилась по всему миру. Музыканты демонстрируют, как правило, традиционный стиль игры и технику.
Как изготавливали диджериду
Принято считать, что инструмент был распространен исключительно на севере и северо-востоке страны. Но в последние 100 лет диджериду используются и в Квинсленде, и на западе Нового Южного Уэльса и в Западной Австралии. Древесина, наиболее часто применяемая при его изготовлении, относится к семейству миртовых. Наибольшее применение получил эвкалипт косой и эвкалипт длиннолистный.
Термиты
Термиты — примитивные насекомые, которых часто ошибочно называют «белыми муравьями», а на деле они являются родственниками таракана и неоценимыми помощниками в изготовлении одного из самых древних духовых музыкальных инструментов. Некоторые разновидности термитов строят подземные жилища, другие — большие курганы-термитники, но и те, и другие потребляют древесину. В Северной Австралии, термиты питаются сердцевинами живых деревьев, которые и использовали издревле аборигены в качестве полых трубок для изготовления диджериду.
Породы древесины
В качестве альтернативы выеденных термитами эвкалиптовых деревьев, есть технология изготовления инструмента из бамбука. Сердцевина бамбука выжигается с помощью углей. Многие современные производители в Америке и в Европе делают его из различных лиственных пород, высверленных на токарном станке, из пластика или металлических труб.
Технология обработки
Удостоверившись в полости дерева, с помощью простого постукивания по стволу, мастер оставлял заготовку необходимой длины, очищал ее от коры, с помощью каменного ножа или мачете, полировал поверхность, подготавливал сторону, в которую предполагалось дуть, обрабатывая ее пчелиным воском и начинал тестировать свойства заготовки. Древними аборигенами традиционно в работе использовались каменные топоры, для рубки и обработки дерева. Очистка сердцевины от продуктов жизнедеятельности термитов производилась путем вымачивания заготовки в воде в течении нескольких дней с последующей очисткой палкой. Заготовка должна не иметь сквозных отверстий или трещин, а стало быть, была необходимость в проверке герметичности ствола. Для этого, заткнув с обоих концов инструмент руками, его удерживали под водой в течение двух-трех минут. Если появились пузырьки воздуха, становилось очевидным, что отверстия имеются и их заполняли пчелиным воском. Готовое изделие всячески украшали, нанося традиционные для края орнаменты и узоры.
Применение инструмента
Как выяснили исследования, нет жестких требований к форме или размеру инструмента. Акустические характеристики каждого отдельного образца зависят от длины трубки и ее формы вблизи конического отверстия. Исходя из измерений характеристик образцов, выполненных в различных частях Австралии, становится очевидно, что корпус диджериду выполнялся из полых ветвей или стволов древесины, длиной от метра, до 160 сантиметров.
Звучание диджериду
Самый низкий звук, издаваемый инструментом находятся в диапазоне частот от 70 до 100 Гц. Диджериду производит непрерывный гул. Искусный игрок может модулировать различные сложные ритмические эффекты и даже добиться мелодического звучания. Диджериду является чрезвычайно выразительным инструментом, способным вызывать разнообразные эмоции, начиная от мрачных или зловещих, заканчивая ощущением беззаботности и радости.
Церемониальное предназначение
Традиционно инструмент использовался племенами в качестве необходимого атрибута при проведении церемониальных ритуалов, в качестве подражания звукам природы, для общения с духами, для изучения окружающего мира. Исполнитель использует уникальные игровые техники звукоизвлечения, среди которых можно выделить визг, покашливание, ворчание, так необходимые для сходства с звуками определенного животного, чтобы в рассказе об охоте реалистично имитировать его.
Особенности звукоизвлечения
Еще одной уникальной особенностью диджериду является наличие несъемного мундштука. Он достигает диаметра 3-4 сантиметров, в исключительных случаях может быть и больше. Играя, необходимо, чтобы практически вся поверхность губ музыканта вибрировала, для извлечения низких звуков. Сам мундштук, как правило, выполнен из пчелиного воска или эвкалиптовой резинки, жестко зафиксированной на узком конце диджериду. Опытный исполнитель может производить устойчивый гул в течение нескольких минут. Существующие техники дыхания позволяют музыканту поддерживать ноту, не останавливаясь, чтобы перевести дыхание. Круговое дыхание известно многим кларнетистам, саксофонистам и свойственно для разнообразных духовых инструментов мира.
Музыкант может добавлять сложные ритмические эффекты к гулу путем манипулирования губами, языком, щеками, гортанными мышцами и диафрагмой. Некоторые выдающиеся исполнители могут играть ритм и контр-ритм одновременно. Несмотря на то, диджериду является инструментом, предназначенным для получения одного основного тона, который зависит главным образом от длины диджериду, специальные техники игры способны добиться очевидного изменения его высоты. При пении в инструмент можно добиться целого ряда гармонических эффектов, например, извлечь звук целого аккорда. Этот прием часто используется музыкантами, играющими на металлических духовых инструментах.
Диджериду и современность
Диджериду невероятно универсальный инструмент, который, как показывает время, хорошо приспосабливается к различным музыкальным стилям. Так, в конце 70-х, начале 80-х годов прошлого века его применение распространилось по Европе и Америке. Звук исконно австралийского инструмента в сочетании с европейскими мелодическими образцами, такими как гитара, флейта, скрипка или кларнет, стали применяться музыкантами, исполняющими музыку в различных стилях по всему миру.