Диджитал сервис что это
Что такое digital-агентство и какие функции выполняет
Digital-агентство — что же это такое? Как правило, когда организации хотят сделать свой бренд более узнаваемым на рынке и увеличить количество продаж, они обращаются в диджитал-агентства. Поскольку именно, такие агентства, позиционируют себя, как команда профессионалов, умеющих разрабатывать сайты, настраивать таргетированную рекламу, а также контекст и создавать грамотные digital-стратегии для продвижения ресурса и формирования репутации бренда. Давайте ознакомимся более подробно с данной немаловажной позицией в сфере IT.
Диджитал-агентство — что это такое
Digital-агентство — это студия, занимающаяся определенными видами деятельности в сфере информационных технологий. Слово «digital» переводится как «цифровой». Соответственно полный перевод — цифровое агентство.
Агентства, такого типа, специализируются на: создании не шаблонных сайтов с «чистым» кодом, web-дизайне, дальнейшим наполнении контента, формировании digital-стратегий, SEO-оптимизации, SMM-продвижении, разработке приложений, увеличение охвата целевой аудитории, аналитических работах, разработке воронки продаж, формировании «вирусного контента», который становится известным благодаря естественному росту и перепостам. Разумеется, это далеко не все виды деятельности, которыми может заниматься digital-агентство. Мы перечислили самые основные примеры, давайте разберем некоторые из них более подробно.
Чем занимаются digital-агентства
Несмотря на то, что диджитал-агентства оказывают различные IT-услуги, по созданию, продвижению сайтов и увеличению продаж, многие студии, работают в одном или двух направлениях. Поскольку, это дает возможность держать не большой штат сотрудников и следить за новостями только в своей отрасли, а не всего мира IT в целом.
Однако, наше digital-агентство Prostudio не придерживается данных взглядов — мы оказываем комплексный перечень услуг. Давайте разберем, чем же могут заниматься диджитал-агентства, на нашем примере.
Мы рассмотрели, что такое диджитал-агентство и чем оно занимается, давайте теперь разберем что же такое диджитал-агентство полного цикла.
Что такое digital-агентство полного цикла
Все цифровые студии по-своему исключительны — существуют как узкоспециализированные, так и широкого профиля. Особенности digital-агентства полного цикла заключаются в том, что все вышеперечисленные работы оно может выполнять комплексно. Что мы имеем ввиду — очень часто IT-компания, предоставляющая большой перечень различных услуг, не в состоянии произвести весь процесс «от и до».
К примеру, один отдел первоначально разрабатывает сайт, но с дальнейшим его продвижением или созданием адаптивного приложения могут возникнуть сложности из-за проблем с делегированием обязанностей, передачи сведений от заказчика к исполнителю определенного этапа работ и управленческих качеств в целом. Со стороны может показаться, что в этом ничего сложного нет, однако, это ошибочное мнение, поскольку в этих процессах участвует множество специалистов, работающих исключительно с целью оптимизировать работу сотрудников агентства. Мы знаем об этом исходя из личного опыта, поскольку Prostudio является агентством полного цикла.
Такие как, менеджер проектов, руководитель проектов, арт-директор, технический директор, senior developer, QA-инженер и многие другие. Именно этим качеством и отличается диджитал-агенство полного цикла — оно предоставляет комплексный перечень услуг и может разработать и продвинуть проект с нуля, не обращаясь к помощи подрядных организацией.
Чем отличается интернет-маркетинг от digital-маркетинга
Многие заказчики путают два схожих по значению термина: «маркетинговое агентство» и «digital-агентство», однако не полностью идентичных. Давайте же разбиремся в чем между ними отличия.
Интернет-маркетинг нацелен непосредственно на онлайн-продвижение ресурсов. То есть, любые коммуникации с покупателями или потенциальными клиентами происходят исключительно в интернете или посредством сотовой связи.
Ключевое отличие маркетинговых компаний в том, что они нацелены на работу именно с целевой аудиторией организации клиента. То есть, они не занимаются повышением лояльности и известности бренда.
Digital-маркетинг включает в себя более обширный перечень услуг. Иными словами, в данной области речь идет о различных методах продвижения, иногда выходящих за пределы работ в интернете. К примеру, разработка баннеров с QR-кодом, в дальнейшем расположенных на автомобилях, подключение СМИ в новостях по телевизору, социальные опросы, офлайн акции и так далее.
Также, в некоторых случаях digital-маркетинг может работать не только с целевой аудиторией фирмы заказчика, но и с пользователями, имеющими похожие интересы и увлечения, которые могут стать покупателями, при правильно проработанной digital-стратегии.
Как назвать и продвигать рекламное диджитал-агентство в интернет-маркетинге
Как вы могли догадаться, существует множество типов рекламных агентств:
Однако, вопрос в том, каким же образом их продвигать в интернете? На самом деле, отличий от продвижения любой компании или продукта заказчика, практически нет. Принципы работы полностью аналогичны.
Очень избитая фраза «как назовешь корабль, так он и поплывет», но актуальна по сей день. Размышляя над названием, вам следует продумать и учесть множество деталей, таких как: позиционирование бренда, перечень предоставляемых услуг, ваша целевая аудитория, ваша потенциальная аудитория и ваша концепция коммуникаций с заказчиками.
На самом деле перечислять можно еще довольно много, если вы действительно заинтересованы в том, как именно назвать ваше digital-агентство, а затем зарегистрировать товарный знак, рекомендуем прочитать наши статьи, о том, как появилось название агентства Prostudio и как мы регистрировали товарный знак.
Мы постарались дать краткую и содержательную информацию, об отличительных чертах нашей специфики. Если у вас остались вопросы или вам есть что добавить по прочитанному материалу — напишите нам в комментарии, и мы обязательно дадим обратную связь.
Как устроен рынок цифровых услуг: чем отличаются подрядчики, и как выбрать исполнителей для сложного проекта?
Как не переплатить за разработку цифрового продукта и получить обещанную ценность? Финансовый директор компании Work Solutions Максим Мул подготовил экскурс в мир заказной веб-разработки, который прояснит неочевидные моменты и поможет грамотно подойти к найму подрядчика.
Еще десять лет назад веб-проекты не отличались разнообразием — клиенты хотели сайт или баннерную рекламу. За такими задачами они обращались в веб-студию. С тех пор спектр услуг расширился, а роли исполнителей поменялись.
Перемены особенно заметны на примере HTML-верстальщиков, которые раньше были востребованными программистами. Сегодня верстальщику в чистом виде почти нечего предложить рынку, которой жаждет UX/UI-дизайнеров и frontend-разработчиков. Даже традиционные гуманитарии копирайтеры научились собирать продающие сайты на конструкторах.
Произошел сдвиг парадигмы, рынок стал сегментированным. Вчерашние веб-студии не только расширили портфель услуг, но и изменили бизнес-модель, поэтому сегодня чаще встречаются термины «диджитал-агентство» или «веб-интегратор». В глазах клиентов суть не изменилась — эти компании по-прежнему работают по принципу одного окна, осуществляя комплексную цифровизацию бизнеса.
Однако агентская модель в мире диджитал существует не совсем в привычной форме — веб-студии предпочитают делать вид, что все работы ведут штатными силами и скрывают от клиента субподрядчиков.
Чтобы разобраться, почему так происходит, предлагаю сперва рассмотреть типы поставщиков диджитал услуг. Представленная классификация условна, так как эталонной оргструктуры не существует, компании внутри могут сильно отличаться, обладать отдельными чертами друг друга и не являться представителями в чистом виде. Но для удобства будем отталкиваться от штатных производящих ресурсов, которые дают прямую ценность клиенту.
Итак, какие типы компаний представлены на диджитал-рынке?
Занимаются визуальными коммуникациями и креативом: от аналитики и составления карт путешествия пользователя до 3D-моделирований и motion-дизайна. В самом широком смысле это те люди, которые создают упаковку и делают конечный продукт красивым и удобным. В производстве задействованы арт-директора, проектировщики, графические и веб-дизайнеры, иллюстраторы, аниматоры и верстальщики. Программисты здесь нужны только потому, что макеты в чистом виде клиентов не интересуют. На сайте такой студии есть ссылки на behance или dribble, где компания публикует кейсы и наработки.
Главная компетенция — программирование, благодаря которому продукт работает и дает ценность бизнесу. Здесь пишут код, на котором работают веб- и мобильные приложения. Отдел производства состоит из программистов, которые занимают должности по вертикальной структуре: техдиры, системные аналитики, архитекторы, тимлиды, сениор- мидл- и джуниор-разработчики, а также девопсеры и сисадмины. Одни компании предоставляют разработчиков в аренду, другие работают на проектной основе. На сайте аутсорс-продакшна перечислен технологический стек, а также есть ссылка на github с примерами кода.
Делают так, чтобы кривые на графиках росли, охваты увеличивались. Внутри этого направления есть множество специализаций — SEO, SMM, веб-аналитика, таргет. Такие компании владеют технологиями закупок digital-рекламы и знают механику работы поисковых систем, соцсетей и прочих цифровых каналов продаж. Сегодня популярны KPI-ориентированные перформанс-агентства, где оплата идет за конкретный результат для клиента (регистрации, подписки, продажи и т.д.). На сайте такой компании вы найдете сертификаты и партнерские статусы от рекламных платформ.
Full Digital Service агентства объединяют в себе все вышеперечисленные направления. Здесь могут создавать концепцию бренда, выстраивать системы интернет-продаж, заниматься продвижением, медиапланированием, консалтингом, разработкой и внедрением ПО. Такая компания может предлагать все услуги из списка, но штатными силами работать только по двум-трём направлениям, отдавая остальные на аутсорс. На сайте диджитал-агентства, как правило, акцент делается на награды и престижные позиции в сводных отраслевых рейтингах Tagline, Ruward и «Рейтинг Рунета».
Определить производящий ресурс в FDS-агентствах сложно. Как правило, здесь есть креативный и продюсерский отделы. Креативный отдел разрабатывает стратегию продвижения продуктов клиента, решает, нужен ли клиенту сайт или, например, рекламная компания в соц-сетях. Продюсерский отдел создает продукт. Внутренними силами компания может сделать часть работ, например дизайн, а программирование отдать субподрядчикам.
После создания цифрового продукта работы по его продвижению, привлечению трафика, повышению конверсии и удержанию аудитории переходят обратно к агентству, которое потом формирует отчеты для клиента. Но и на этом этапе могут привлекаться сторонние исполнители, эксперты по конкретным маркетинговым инструментам.
Справедливо сказать, что ключевая компетенция FDS-агентства — это клиентский сервис. Они сопровождают клиента, нанимают субподрядчиков, отчитываются по результатам. Из-за этого в агентствах много менеджеров: сейлзы, аккаунты, проджекты и т.д. Фонд оплаты труда этих сотрудников конечно же закладывается в конечную стоимость разработки, хотя сами менеджеры прямой ценности не дают.
И студии и агентства берут заказы на создание сайтов под ключ. Разработчиков в таких компаниях недостаточно даже для того, чтобы закрывать основную часть потребностей. С помощью штатных сотрудников эти компании делают то, что у них получается наиболее эффективно в силу особенностей развития и взросления компании. При этом российские агентства любят делать вид, что работы ведутся только инхаус и заявляют о десятках программистов, а на самом деле содержат менеджеров в столичном офисе и отдают работу на аутсорс в регионы. Объяснить это несложно:
Для большинства задач подходят шаблонные решения или конструкторы. Можно быстро запустить сайт даже с уникальным дизайном, если использовать популярную CMS вроде «1С-Битрикс». Из-за этого компании хватает пары крепких программистов, которые специализируются на этих решениях и готовы работать с повторяющимися задачами в формате конвейера.
Из-за разнообразия технологий и инструментов одни компании специализируются на AR-приложениях, а другие — highload-сервисах. Для этого требуются разные навыки и держать в штате программистов всех специализаций невозможно. Их не удастся загрузить работой и неизбежно возникнут простои. Проще доверить разработку аутсорс-продакшну.
Программисты востребованы, рынку их не хватает, и зарплаты у них высокие. Чтобы удержать у себя опытных специалистов, у компании должна быть вертикальная оргструктура. Необходимы отлаженные механизмы найма, которые позволяют корректно оценивать навыки перспективных разработчиков. В идеале должен быть центр обучения или программа по подготовке кадров. Организовать это в рамках отдела, а не всей компании — крайне сложно.
Разработчики — капризные исполнители. Их интересует не только зарплата, но и свобода применять новые инструменты и технологии на проектах. Веб-студии этого дать не могут, так как подстраиваются под актуальные тенденции. Проекты могут сильно отличаться внешне, но редко внутри. Также клиентский сервис предполагает многолетние контракты на техподдержку, что тоже сильно деморализует программистов.
Профессиональный уровень разработчика из обычной веб-студии и аутсорс-продакшна будет отличаться. Это не значит, что программисты в веб-студиях хуже или слабее. Они могут прекрасно справляться со стандартными задачам, их навыков и знаний не будет хватать для реализации уникального проекта.
Так или иначе, для разработки функционала принято привлекать аутсорс-продакшны. Конечные заказчики цифровых услуг не догадываются, что качество разрабатываемого цифрового продукта может пострадать из-за посреднических звеньев и конфликтов интересов. В итоге на одном из этапов жизни продукта клиенту придется переплатить.
Для больших компаний подобные переплаты могут быть не столь критичными, а проблемы с качеством компенсироваться хорошим сервисом, который освобождает от ряда хлопот. Но представители малого и среднего бизнеса часто готовы активно участвовать в процессе создания цифрового продукта, контролировать каждый этап и следить за тем, чтобы разработанный функционал давал изначально обещанную ценность их бизнесу.
Таким клиентам я рекомендую напрямую обращаться в компанию, которая фокусируется на разработке. Найти исполнителя непросто, но это и не требует никаких тайных знаний — достаточно понимать специфику сотрудничества и приходить с правильными ожиданиями.
Например, распространены продакшны, которые делают аутстаффинг и могут «высаживать» целые команды в офис клиента. Это как взять IT-отдел на прокат. Но в таком формате работы нет никакого смысла, если на стороне клиента нет штатного продуктолога или IT-директора, который сможет руководить разработчиками. Если заказать у аутсорс-продакшна проект по созданию цифровой системы, то можно обойтись и без глубоких технических знаний, но нужно быть готовым к постоянному взаимодействию с исполнителем.
Далее обсудим моменты, которые позволят правильно сформировать ожидания от сотрудничества.
Не ожидайте, что предложение от аутсорс-продакшна гарантировано окажется дешевле, чем у веб-студии. Но и не спешите огорчаться — на основе предложенных бюджетов можно вовремя заметить неладное и уберечь проект от провала.
Агентства работают на скорость заключения сделки, и этап оценивания здесь проходит не тщательно — конечное предложение описывает только общие этапы работ. В итоге можно столкнуться с неполной сметой, которую потом будут расширять. Запуск проекта окажется под угрозой из-за преждевременного исчерпания бюджета. А если агентство существует за счет комиссии и содержит много не производящих ресурсов, то низкая цена — это повод задуматься об уровне квалификации конечного исполнителя. Не отдадут ли проект на субподряд дешевому фрилансеру?
В аутсорс-продакшнах для оценки привлекают опытного разработчика, который составит подробную оценочную документацию и защитит каждый пункт. Качеству кода здесь уделяется намного больше внимания, так как разработчики понимают важность дальнейшего сопровождения и развития системы.
Digital-агентства любят размещать у себя логотипы известных клиентов. Логотипы внушают доверие, но дают крайне мало информации без сопутствующих кейсов и отзывов. Нельзя быть уверенным, что компания выступала в роли разработчика ПО, а не нарисовала серию рекламных баннеров. И даже наличие кейса о разработке никак не подтверждает того, что для создания продукта не привлекалась третья сторона.
У аутсорс-продакшнов с портфолио все плохо. За плечами могут быть проекты для международных брендов, но без возможности их показать. На это есть несколько причин. Во-первых, работая в качестве субподрядчиков, разработчики вынуждены подписывать NDA — соглашение о неразглашении. Среди клиентов могут быть лучшие digital-агентства страны, но узнать, по каким проектам велось сотрудничество, не получится. Во-вторых, разработчики редко умеют интересно рассказывать про код. Кейсы в диджитал — это как правило истории о растущих графиках в сопровождении с яркими иллюстрациями. То, как система устроена под капотом, никого не интересует.
Еще одно заблуждение — это выбирать только из пула подрядчиков, обладающих обширным опытом работы с одной отраслью. Если продакшн работает со сложными и нестандартными проектами, которые требуют индивидуальную разработку, то речь идет о контрактах средней продолжительностью в год. Представьте, какое количество проектов может быть за историю аутсорс-продакшна с командой в 15-30 человек? Разумеется, это будут проекты с разной тематикой. Поэтому смотрите на веб-технологии в арсенале исполнителя. В конце концов, клиент сможет дать совет по специфике отрасли, а вот с неправильной подобранной технологией есть риск получить ненужный продукт.
Было бы нечестно дать столько советов о привлечении аутсорс-продакшнов и не сказать ни слова о том, как и где их находить. От общего числа digital-компаний их доля небольшая, поэтому предлагаю следующий алгоритм поиска:
Такой набор действий позволит охватить не больше 1/3 рынка, и в результате сформируется шорт-лист кандидатов. Но это только полдела. Среди команд предстоит выбрать самую подходящую.
Неважно, как позиционирует себя исполнитель — опытный подрядчик никогда не станет давать обещания, не разобравшись как следует в задаче. Поэтому выделим 10 признаков подрядчика, который с большей долей вероятности провалит проект:
— не настаивает на личной встрече или на продолжительном разговоре;
— не задает подробных вопросов об устройстве бизнеса;
— присылает коммерческое предложение за один день;
— не предупреждает о потенциальных рисках;
— готов бесплатно провести этап бизнес-аналитики;
— готов бесплатно предоставить выделенного менеджера проекта;
— обещает запустить проект в срок и не выйти за рамки бюджета;
— не готов показать сотрудников, которые будут вести разработку;
— не может предоставить подробную отчетность по часам, затраченным на проект;
— не предоставляет доступ к репозиторию с исходным кодом вашего проекта.
Убедиться, что перед вами опытный исполнитель, который поможет успешно запустить проект, можно с помощью обычного общения. Хороший исполнитель даст много полезной информации, не израсходовав ни рубля из вашего бюджета. Этап пресейла будет похож на консультацию, в результате которой вы лучше поймете процессы своей компании и особенности их переноса в цифровой формат.
Опытный подрядчик заинтересован в выпуске вашего продукта, потому что первоначальная разработка — это наименьшая из затрат. В случае успеха исполнитель сможет выстроить с клиентом долгосрочные отношения, которые принесут еще 60-80% от первоначального объема работ.
Продажи, имидж или разработка функционала требуют разных специалистов, которых невозможно держать под одной крышей.
Агентства и веб-студии занимаются запуском и сопровождением digital-активностей клиентов. Работать с таким исполнителем удобно, если вы не готовы активно участвовать в создании цифрового продукта и хотите получить качественный клиентский сервис.
Подготовленный клиент, который понимает, какую задачу нужно решить, может смело обращаться в компанию с узкой специализацией для решения поставленной задачи.
Если перед клиентом стоит цель с помощью цифровых технологий автоматизировать бизнес-процессы и сократить издержки, то лучше напрямую обращаться в аутсорс-продакшн, который обеспечит более управляемый процесс разработки без переплаты за посреднические звенья.
Дивный новый мир: как устроены NFT-площадки по продаже диджитал-искусства
NFT, или Non-Fungible Token, расшифровывается как невзаимозаменяемый токен, или уникальный цифровой актив, созданный на базе блокчейна. Именно это гарантирует существование NFT в неизменном виде, подтверждает его подлинность и хранит историю каждой транзакции. Его нельзя разделить или подменить — каждый NFT проходит процедуру закрепления прав, что гарантирует его уникальность. Сегодня художники активно размещают свои работы — NFT-токены — на маркетплейсах и ждут предложений о покупке.
Сегодня русские художники все смелее завоевывают NFT-рынки, доказывая свою экспертизу и конкурентоспособность, а такие платформы, как Rarible, OpenSea, Nifty Gateway, Snark.art и другие, предоставляют пространство для творчества. Художники, музыканты, журналисты, диджеи и представители других творческих профессий могут создавать на базе собственных произведений NFT-токены и находить покупателей для своего арта по всему миру. Некоторые платформы устроены по принципу магазина, где можно выбрать любой понравившийся лот и его оплатить, но есть и такие, на которых процесс покупки превращается в перфоманс. К ним в том числе относится наш проект, NFT-маркетплейса Digarty, который объединяет концепцию классической торговой площадки и виртуальных выставок: художники имеют возможность демонстрировать свои работы в 3D-залах, а покупатели могут «прогуливаться» по выставке и представлять, как будет выглядеть то или иное произведение в пространстве. Здесь же проводятся и торги, аукционы, где выставляются совершенно уникальные лоты, способные посоревноваться с традиционным искусством.
Работа Дмитрия Шмеля Фото: предоставлено пресс-службой платформы Digarty
NFT-платформы предоставляют полную свободу творчества и развивают среду, в которой каждый способен выразить свою индивидуальность и попробовать что-то абсолютно новое. Так и создаются поистине экспериментальные произведения искусства, над которыми работают художники, аниматоры, диджеи, музыканты и другие люди мира искусства. В подобных коллаборациях никто не лишний — навык каждого человека уникален и является тем самым недостающим компонентом. Именно такие сотрудничества развеивают многолетнее противоречие между так называемым «чистым искусством» и дизайном и доказывают, что каждый peace of art единственный в своем роде. Подобное сотрудничество не только повышает стоимость конечного продукта, но и объединяет художников в единое мощное комьюнити.
Не коллаборациями едиными
Функционал платформы не ограничивается кооперацией между авторами. Например, мы привлекаем к сотрудничеству крупные бренды по производству одежды, обуви, предметов интерьера и декора, которые часто находятся в поиске свежих идей и нового дизайна. Так, у художников появляются все шансы себя зарекомендовать: предлагают купить представителям бренда один из уже существующих артов, а затем разработать персонализированный. При таком раскладе все выигрывают: компания нашла уникального художника, который освежит брендинг, а автор — новый интересный проект.
Работа художника Константина Худякова Фото: ММОМА
Другой вариант продвижения художника на рынке NFT-искусства — сотрудничество с селебрити. Именно эта группа покупателей открыта к самым сумасшедшим идеям, за которые готова платить. Человек создает замысловатый арт, а инфлюенсер использует его в своих социальных сетях, тем самым нативно продвигая творчество художника в массы.
Большая же часть держателей NFT воспринимает блокчейн-искусство как инвестицию. Диджитал-арт — это цифровой актив, который со временем увеличит свою ценность, а вместе с тем возрастет в цене. Поэтому покупка подобных дропов является своего рода вкладом в будущее — именно так мыслят коллекционеры, которые «охотятся» за NFT-искусством и активно участвуют в аукционах в попытке найти что-то эксклюзивное. Не упускают свою возможность и дизайнеры интерьера, архитекторы, которые находятся в вечном поиске декора для собственных проектов.
Однако NFT-искусство не только про выгоду и инвестиции, но и про эмпатию и помощь тем, кто в ней нуждается. Наши проекты активно поддерживают благотворительные фонды: определенный процент с продажи дропа отправляется в соответствующие организации.
NFT-хедлайнеры: кто они
Российские художники становятся все более заметными фигурами в масштабах международного рынка NFT-искусства. И это происходит по понятным причинам: визуальный язык и стилистика наших соотечественников сильно отличается от иностранного контента в силу разного исторического развития. Работы западных художников выделяются ярким визуалом и чаще выполнены в духе рекламной эстетики, что обеспечивает им узнаваемость и востребованность на рынке. Русские же вдохновляются авангардом, поэтому в работах, представленных на нашей платформе, можно уловить отголоски конструктивизма, следы абстрактного экспрессионизма и других течений начала XX века. Российское цифровое искусство вырастает из традиций концептуального, в которых смысл имеет такое же значение, как и содержание. Яркая, бьющая по психике эстетика, которая плотно ассоциируется с NFT, постепенно трансформируется, но идея и содержание по-прежнему доминируют. Поэтому задача на ближайшее будущее — заявить об уникальности российских художников и помочь русскому диджитал-арту стать отдельным направлением цифрового искусства.
Сегодня на нашей платформе выставляются более тридцати российских художников. Кто-то специализируется на 2D- и 3D-графике, другие в совершенстве владеют моушн-дизайном и способны сделать анимацию любой сложности, третьи экспериментируют с концептуальной живописью и пытаются ее диджитализировать.
Фото: предоставлено пресс-службой платформы Digarty
Среди художников, выставляющихся на платформе, есть те, корни творчества которых уходят в традиционное искусство. Зрелый диджитал-арт представляют Константин и Марина Худяковы, Михаил Заикин и Владимир Кауров. Авторский стиль каждого из них ярко узнаваем и обладает уникальным идейным стержнем. Так, в диджитал-работах действующего члена Российской академии художеств Константина Худякова прослеживается синтез футуризма и конструктивизма, который порождает многослойность и новые, неожиданные смыслы. А в картинах Марины Худяковой видны отсылки к авангарду, живописи барокко, восточной графике и импрессионизму.
Михаил Заикин Фото: предоставлено пресс-службой платформы Digarty
Если говорить о новой волне цифрового искусства, то к ее амбассадорам можно отнести Алекса Петунина, чьи работы являются визуальным отображением футуро-биологических исследований; Антона Батишева, рассуждающего на философские темы в 3D-графике; Максима Тимофеева, арт которого словно доказывает существование бесконечного числа параллельных версий реальности; Алексея Неретина, его абстракции — это поиски баланса между органической природой человека и технократической средой; Александра Сплошного, создающего работы в жанрах мистического символизма и гиперреалистичного сюрреализма, а также Илью Сипягина, выходящего за рамки бинарного представления вещей и стремящегося доказать, что нет физического и виртуального, но есть такие понятия, как момент и предмет.
Также существует такое направление, как Science Art — это область современного искусства на стыке художественного и технологического. Так, композитор и продюсер Тарас Машталир создает уникальные интерактивные объекты, позволяющие человеку «прикоснуться» к произведению и разработать для него свою собственную палитру, звуковой спектр или анимацию. Каждый держатель подобного арта сможет почувствовать себя творцом и в моменте погрузиться в творчество.
NFT стал катализатором нового витка развития фотографии: Адонай Каф, Кристина Томашевская, Иван Заикин и другие фотографы с уже сложившейся репутацией начинают пробовать совершенно нестандартные для себя форматы. Евгений Военский, работающий традиционно в сфере фешен-фотографии, создал NFT-коллекцию Alien, в которой отразил одновременно прекрасную и пугающую красоту природы. А фотограф Константин Марков представил серию работ «Отраженная реальность», в которой превращает природные формы в категорию абстрактной живописи. Любовь и урбанистика кажутся чем-то несовместимым, но опровержением этому служит серия Кирилла Королева Stills from non-existent films, в которой эфемерные женские образы существуют в брутальной среде городской застройки.
Еще одно актуальное направление в искусстве — стрит-арт. На Digarty его представляет руководитель стрит-арт-секции Евразийского художественного союза Дмитрий Шмель, создающий работы в уникальной технике распыления аэрозоля на поверхность без использования трафарета. Концептуальную живопись и графику представляют: Андрей Верещагин, чьи работы — словно исторические артефакты древних цивилизаций, Вера Петрова, художница из Якутии, тематика работ которой тесно связана с местными этническими традициями, и Резцова Анна, исследующая тему культурных кодов и поиска новых способов взаимодействия с усложняющейся структурой современности.
Новая NFT-цивилизация
Художники заставляют нас двигаться вперед, предлагают посмотреть на привычные вещи с неожиданных ракурсов и формируют среду, где границы между реальным и виртуальным практически неразличимы. Именно таким стало новое NFT-направление, в рамках которого автор создает визуальный микроклимат, собственную реальность, которая будет подстраиваться под настроение в моменте. NFT выводят человека на новый эмоциональный уровень, который требует больших масштабов. Это шоу, позволяющее почувствовать себя владельцем собственной вселенной. Новый рынок для развития NFT-бизнеса сегодня — Арабские Эмираты. Местная аудитория, скорее, относится к разряду коллекционеров, но со своим особым запросом: им нужны не просто электронные картинки, а новые ощущения. Ближневосточная финансовая элита рассматривает NFT как следующий уровень владения, укрепляющий их имеющийся статус и дающий возможность распространять свою власть на что-то большее. Что нужно человеку, у которого есть все? Управлять погодными условиями, собственными эмоциями, менять город по желанию. С NFT это становится реальным: в ближайшем будущем на рынке появятся специальные цифровые панели, которые можно устанавливать на окна и менять городской облик в зависимости от настроения. По сути, это персональная цивилизация, которая дарит комплексные ощущения от возможности подстроить ее под себя и моделировать собственную реальность. Такие картины распознают психологическое состояние организма, помогают справиться с внешними триггерами в моменте и исполнить внутренние желания их владельцев. И ключевое в этом — человеческая эмоция.
NFT-платформы — это портал между реальным и виртуальным мирами, предоставляющий широкое поле возможностей для реализации самых смелых фантазий и желаний участников, независимо от социального статуса, возраста или имеющегося опыта. Это про энергию, которую художник вкладывает в работу на этапе создания и которая продолжает жить независимо от числа транзакций; про мощное комьюнити, где каждый участник профессионально растет со всеми остальными. Главное — не переставать экспериментировать и не бояться новой реальности.