Диджитал шоу что это
Digital-ивент: как удивить зрителя сегодня. Инсайты от экспертов МТС Live
В 2020 году многие бренды проводили онлайн-концерты и фестивали с российскими артистами, экспериментировали с разными форматами, технологиями и креативными решениями. Команда платформы с билетами на любые мероприятия и собственными музыкальными онлайн-проектами МТС Live делится опытом проведения digital-ивентов от подготовки мероприятия до оценки его успешности.
Подготовка к digital-ивенту и модернизация площадки
Начнём с того, как отобрать пространство для ивента, провести его технологический апгрейд, подготовить к мероприятию, и что вообще важно учесть в первую очередь.
Стабильное интернет-соединение
Это условие, пожалуй, самое важное. Далеко не все площадки оснащены качественной связью. Иногда при организации ивентов нам приходилось самостоятельно проводить дополнительный интернет.
Высокое качество видео и звука
Никто не оценит визуальный ряд и музыку, если финальная картинка будет проседать, выглядеть нечётко и не насыщенно, а в звуке будут присутствовать эхо и посторонние шумы.
Инновационное решение и технологический апгрейд площадок
Вау-эффект помогают получить эксперименты и микс технологий. Например, для создания иммерсивного экспириенса мы попробовали новую технологию XR. Это инновационное решение в виде симбиоза AR, VR и реальной картинки. Формат создал ощущение максимального присутствия: специально созданные виртуальные миры позволили объединить артистов и зрителей трансляции.
Онлайн-образование — новая мишень фродеров
Большинство сайтов в категории заражены фрод-скриптами.
LED-экраны
Полноценное использование крупных LED-экранов позволит масштабнее отобразить графические локации и виртуальное сопровождение ивента. Экраны создадут максимально естественное освещение ключевых фигур: артистов и ведущих, а общая картинка будет максимально яркая и впечатляющая.
Каждая наша площадка под онлайн-концерт была оснащена LED-экранами, которые контентно дополняли образы артистов и переносили их в виртуальные миры. Это создавало эффект уникальности и подчёркивало индивидуальный музыкальный стиль исполнителя.
Например, во время онлайн-концерта Gruppa Skryptonite анимация на экранах менялась в зависимости от темпа, ритма и характера мелодий. Нам удалось попробовать множество эффектов, создав иллюзию изменения пространства, хотя всё и происходило в пределах одной площадки. Посмотрите и убедитесь сами.
Пространство с большим количеством площадок
По возможности выбирайте локации, которые располагают разными зонами, комнатами. Так будет проще, если на съёмках что-то пойдёт не так. Можно будет быстро переехать с одной площадки на другую. Плюс визуальная составляющая digital-ивента станет ярче и намного интереснее.
Удобный подъезд к локации
Так как съёмки и проведение ивента требуют большого количества оборудования, выбирайте локацию так, чтобы к ней можно было без затруднений подъехать и без проблем внести всю необходимую технику. Наличие парковки рядом также облегчит работу.
Проведение digital-ивента
Самое сложное для артистов при записи онлайн-концерта — расслабиться. Ведь одно дело, когда музыканты выступают перед публикой. И совсем другое — перед камерами и съёмочной командой. Если начать «шевелить» артистов, они могут, наоборот, закрыться и быть в напряжении во время всего ивента. Поэтому важно дать возможность выступающим почувствовать себя в максимально естественной для них обстановке.
Теперь к зрителям: конечно, без интерактива во время ивента сегодня не обойтись. Поддержание активности зрителей на протяжении всего мероприятия — главная задача организаторов. Самое простое — устроить различные конкурсы с вручением призов, вопросами и голосованием, квизами.
Сегодня в индустрии энтертейнмента внедряются и новые формы геймификации. Во время музыкального фестиваля МТС Live XR мы использовали такую интерактивную механику. Зрители ставили в стриме лайки и оставляли комментарии для того, чтобы менять виртуальные миры, в которых находились артисты, управлять спецэффектами и отправлять свои фото и видео в студию.
Любое мероприятие необходимо чётко планировать по таймингу. Продумайте сценарий до мельчайших подробностей. Так вы обезопасите себя от потенциальных рисков.
Продвижение мероприятия
О чём нужно помнить при выстраивании рекламной кампании ивента?
Главное — не нагнать нецелевой трафик. Просмотров у вашего ивента может быть сколько угодно, но никакого выхлопа это не даст. Люди могут посмотреть концерт и никогда не вернуться к вашему бренду.
Как этого не допустить? Дайте точный ответ на вопрос: «Зачем и для чего нам нужно привлечь новую аудиторию?» Ваши действия должны быть целенаправленными и мотивированными. Создавайте рекламную кампанию только в целевых сообществах, где есть необходимая ЦА. То же самое касается и продвижения мероприятия с помощью инфлюенсеров. Проекты и подача ведущего наших онлайн-концертов и шоу «Серёжа и Live» комика, блогера Сергея Мезенцева контентно синхронизируются с направлением нашего бизнеса и его аудитория соответствует нашим запросам по продвижению.
Не забывайте про продвижение за счёт участников ивента. Например, если это артисты онлайн-концерта, то они могут прорекламировать ваш ивент в своих соцсетях. Причём бесплатно. Каждый новый гость Студии МТС Live анонсирует своё выступление, как правило, в виде постов и сториз в Instagram, тем самым привлекая к нашему проекту релевантную и заинтересованную аудиторию.
Говоря про анонсирование: только обещание сильного впечатления способно убедить человека потратить несколько часов на просмотр digital-ивента. Поэтому проработайте основной посыл, фишку вашего события, подумайте над тем, чем именно вы можете зацепить аудиторию, и как это выгоднее преподнести.
В августе артисты групп АИГЕЛ и Zventa Sventana впервые исполнили вживую сингл «Колечко» в Студии МТС Live. Их песня имела интересную предысторию: она была создана в результате этнографической музыкальной экспедиции по деревням Нижегородской области. Обещание того, что зрители Студии МТС Live будут первыми, кто увидит живое исполнение такой необычной новой песни, привлекло к нашему проекту всеобщее внимание.
Если ваше мероприятие платное, то для привлечения аудитории можно использовать интерактивные механики, например, квест по поиску билетов. «Спрячьте» билет в какой-нибудь раздел вашего сайта, приложения или сообщества в социальных сетях. За определённое действие человек получит промокод и ссылку на онлайн-ивент. Это повысит посещаемость и узнаваемость ваших платформ. А розыгрыш возможности присутствовать на съёмках ивента станет дополнительной мотивацией для участия в квесте.
Используйте в трансляциях QR-коды, которые при сканировании будут перенаправлять зрителей на сайт и в сообщество бренда в соцсетях, где они смогут ознакомиться со всей информацией.
Оценка эффективности и успешности онлайн-концерта МТС Live XR
Конечно, критерии оценки эффективности и успешности ивента зависят от первоначальных целей и задач проведения мероприятия. Для имиджевых ивентов важны пиар-охваты, инфоповоды в СМИ. При изначальной задаче привлечь внимание к продукту основным показателем эффективности онлайн-ивента станет статистика продаж. Мы делим критерии на 3 категории: показатели, которые анализируются до проведения самого ивента, во время его трансляции и после.
В первую очередь, если ваш ивент предполагает регистрацию, то количество чекинов — один из очевидных показателей охвата мероприятия. Таким образом вам ясна общая картина: скольким людям заведомо интересно мероприятие, и какие охваты у вашей рекламной кампании.
Но одной этой цифры недостаточно для общей оценки ивента. Важно постоянно сравнивать количество зарегистрированных участников с количеством подключений к трансляции. Если эти два показателя сильно отличаются друг от друга и между ними большой разрыв, нужно выявить причину, по которой люди «не доходят» до события. Делайте такие замеры каждый раз, когда проводите digital-мероприятия. Это поможет определить динамику и установить собственные контрольные показатели.
Теперь к самой трансляции. Проводите не количественный, а качественный анализ просмотров ивента. Статистика просмотров на каждой отдельной платформе индивидуальна: во ВКонтакте в ленте пользователей включается функция autoplay. Это значит, что количество реальных просмотров видео можно смело делить на два: люди скроллят ленту и задерживаются на ролике только на доли секунд. Чистую статистику предоставляет YouTube: просмотры учитываются только в том случае, если они совершены реальными пользователями, автоматизированные программы сразу же отсеиваются.
Но и это ещё не всё. Активность аудитории в виде лайков, комментариев и репостов не только после трансляции, но и во время её проведения — один из ключевых показателей вовлечённости аудитории. Например, ивент МТС Live XR по количеству действий значительно превысил самый успешный наш фестиваль МТС Live Youth Rap и собрал 69 187 активностей. А сам ER (коэффициент вовлечённости) вырос в 2,5 раза и составил 4,48%. Такой показатель подтверждает успешность ивента и то, что внимание зрителей было удержано в течение всего мероприятия.
Когда вы оцениваете успешность ивента уже после его проведения, рекомендуем обращать внимание на количество посещений пользователями ваших платформ. Если digital-ивент прошёл отлично и впечатлил его участников, следует ожидать всплеска посещаемости. А ещё фиксируйте тех, кто посещает несколько ивентов в рамках серии. Ведь возвращение пользователя и удержание его внимания — признак того, что у вас формируется собственная лояльная и заинтересованная аудитория.
Дивный новый мир: как устроены NFT-площадки по продаже диджитал-искусства
NFT, или Non-Fungible Token, расшифровывается как невзаимозаменяемый токен, или уникальный цифровой актив, созданный на базе блокчейна. Именно это гарантирует существование NFT в неизменном виде, подтверждает его подлинность и хранит историю каждой транзакции. Его нельзя разделить или подменить — каждый NFT проходит процедуру закрепления прав, что гарантирует его уникальность. Сегодня художники активно размещают свои работы — NFT-токены — на маркетплейсах и ждут предложений о покупке.
Сегодня русские художники все смелее завоевывают NFT-рынки, доказывая свою экспертизу и конкурентоспособность, а такие платформы, как Rarible, OpenSea, Nifty Gateway, Snark.art и другие, предоставляют пространство для творчества. Художники, музыканты, журналисты, диджеи и представители других творческих профессий могут создавать на базе собственных произведений NFT-токены и находить покупателей для своего арта по всему миру. Некоторые платформы устроены по принципу магазина, где можно выбрать любой понравившийся лот и его оплатить, но есть и такие, на которых процесс покупки превращается в перфоманс. К ним в том числе относится наш проект, NFT-маркетплейса Digarty, который объединяет концепцию классической торговой площадки и виртуальных выставок: художники имеют возможность демонстрировать свои работы в 3D-залах, а покупатели могут «прогуливаться» по выставке и представлять, как будет выглядеть то или иное произведение в пространстве. Здесь же проводятся и торги, аукционы, где выставляются совершенно уникальные лоты, способные посоревноваться с традиционным искусством.
Работа Дмитрия Шмеля Фото: предоставлено пресс-службой платформы Digarty
NFT-платформы предоставляют полную свободу творчества и развивают среду, в которой каждый способен выразить свою индивидуальность и попробовать что-то абсолютно новое. Так и создаются поистине экспериментальные произведения искусства, над которыми работают художники, аниматоры, диджеи, музыканты и другие люди мира искусства. В подобных коллаборациях никто не лишний — навык каждого человека уникален и является тем самым недостающим компонентом. Именно такие сотрудничества развеивают многолетнее противоречие между так называемым «чистым искусством» и дизайном и доказывают, что каждый peace of art единственный в своем роде. Подобное сотрудничество не только повышает стоимость конечного продукта, но и объединяет художников в единое мощное комьюнити.
Не коллаборациями едиными
Функционал платформы не ограничивается кооперацией между авторами. Например, мы привлекаем к сотрудничеству крупные бренды по производству одежды, обуви, предметов интерьера и декора, которые часто находятся в поиске свежих идей и нового дизайна. Так, у художников появляются все шансы себя зарекомендовать: предлагают купить представителям бренда один из уже существующих артов, а затем разработать персонализированный. При таком раскладе все выигрывают: компания нашла уникального художника, который освежит брендинг, а автор — новый интересный проект.
Работа художника Константина Худякова Фото: ММОМА
Другой вариант продвижения художника на рынке NFT-искусства — сотрудничество с селебрити. Именно эта группа покупателей открыта к самым сумасшедшим идеям, за которые готова платить. Человек создает замысловатый арт, а инфлюенсер использует его в своих социальных сетях, тем самым нативно продвигая творчество художника в массы.
Большая же часть держателей NFT воспринимает блокчейн-искусство как инвестицию. Диджитал-арт — это цифровой актив, который со временем увеличит свою ценность, а вместе с тем возрастет в цене. Поэтому покупка подобных дропов является своего рода вкладом в будущее — именно так мыслят коллекционеры, которые «охотятся» за NFT-искусством и активно участвуют в аукционах в попытке найти что-то эксклюзивное. Не упускают свою возможность и дизайнеры интерьера, архитекторы, которые находятся в вечном поиске декора для собственных проектов.
Однако NFT-искусство не только про выгоду и инвестиции, но и про эмпатию и помощь тем, кто в ней нуждается. Наши проекты активно поддерживают благотворительные фонды: определенный процент с продажи дропа отправляется в соответствующие организации.
NFT-хедлайнеры: кто они
Российские художники становятся все более заметными фигурами в масштабах международного рынка NFT-искусства. И это происходит по понятным причинам: визуальный язык и стилистика наших соотечественников сильно отличается от иностранного контента в силу разного исторического развития. Работы западных художников выделяются ярким визуалом и чаще выполнены в духе рекламной эстетики, что обеспечивает им узнаваемость и востребованность на рынке. Русские же вдохновляются авангардом, поэтому в работах, представленных на нашей платформе, можно уловить отголоски конструктивизма, следы абстрактного экспрессионизма и других течений начала XX века. Российское цифровое искусство вырастает из традиций концептуального, в которых смысл имеет такое же значение, как и содержание. Яркая, бьющая по психике эстетика, которая плотно ассоциируется с NFT, постепенно трансформируется, но идея и содержание по-прежнему доминируют. Поэтому задача на ближайшее будущее — заявить об уникальности российских художников и помочь русскому диджитал-арту стать отдельным направлением цифрового искусства.
Сегодня на нашей платформе выставляются более тридцати российских художников. Кто-то специализируется на 2D- и 3D-графике, другие в совершенстве владеют моушн-дизайном и способны сделать анимацию любой сложности, третьи экспериментируют с концептуальной живописью и пытаются ее диджитализировать.
Фото: предоставлено пресс-службой платформы Digarty
Среди художников, выставляющихся на платформе, есть те, корни творчества которых уходят в традиционное искусство. Зрелый диджитал-арт представляют Константин и Марина Худяковы, Михаил Заикин и Владимир Кауров. Авторский стиль каждого из них ярко узнаваем и обладает уникальным идейным стержнем. Так, в диджитал-работах действующего члена Российской академии художеств Константина Худякова прослеживается синтез футуризма и конструктивизма, который порождает многослойность и новые, неожиданные смыслы. А в картинах Марины Худяковой видны отсылки к авангарду, живописи барокко, восточной графике и импрессионизму.
Михаил Заикин Фото: предоставлено пресс-службой платформы Digarty
Если говорить о новой волне цифрового искусства, то к ее амбассадорам можно отнести Алекса Петунина, чьи работы являются визуальным отображением футуро-биологических исследований; Антона Батишева, рассуждающего на философские темы в 3D-графике; Максима Тимофеева, арт которого словно доказывает существование бесконечного числа параллельных версий реальности; Алексея Неретина, его абстракции — это поиски баланса между органической природой человека и технократической средой; Александра Сплошного, создающего работы в жанрах мистического символизма и гиперреалистичного сюрреализма, а также Илью Сипягина, выходящего за рамки бинарного представления вещей и стремящегося доказать, что нет физического и виртуального, но есть такие понятия, как момент и предмет.
Также существует такое направление, как Science Art — это область современного искусства на стыке художественного и технологического. Так, композитор и продюсер Тарас Машталир создает уникальные интерактивные объекты, позволяющие человеку «прикоснуться» к произведению и разработать для него свою собственную палитру, звуковой спектр или анимацию. Каждый держатель подобного арта сможет почувствовать себя творцом и в моменте погрузиться в творчество.
NFT стал катализатором нового витка развития фотографии: Адонай Каф, Кристина Томашевская, Иван Заикин и другие фотографы с уже сложившейся репутацией начинают пробовать совершенно нестандартные для себя форматы. Евгений Военский, работающий традиционно в сфере фешен-фотографии, создал NFT-коллекцию Alien, в которой отразил одновременно прекрасную и пугающую красоту природы. А фотограф Константин Марков представил серию работ «Отраженная реальность», в которой превращает природные формы в категорию абстрактной живописи. Любовь и урбанистика кажутся чем-то несовместимым, но опровержением этому служит серия Кирилла Королева Stills from non-existent films, в которой эфемерные женские образы существуют в брутальной среде городской застройки.
Еще одно актуальное направление в искусстве — стрит-арт. На Digarty его представляет руководитель стрит-арт-секции Евразийского художественного союза Дмитрий Шмель, создающий работы в уникальной технике распыления аэрозоля на поверхность без использования трафарета. Концептуальную живопись и графику представляют: Андрей Верещагин, чьи работы — словно исторические артефакты древних цивилизаций, Вера Петрова, художница из Якутии, тематика работ которой тесно связана с местными этническими традициями, и Резцова Анна, исследующая тему культурных кодов и поиска новых способов взаимодействия с усложняющейся структурой современности.
Новая NFT-цивилизация
Художники заставляют нас двигаться вперед, предлагают посмотреть на привычные вещи с неожиданных ракурсов и формируют среду, где границы между реальным и виртуальным практически неразличимы. Именно таким стало новое NFT-направление, в рамках которого автор создает визуальный микроклимат, собственную реальность, которая будет подстраиваться под настроение в моменте. NFT выводят человека на новый эмоциональный уровень, который требует больших масштабов. Это шоу, позволяющее почувствовать себя владельцем собственной вселенной. Новый рынок для развития NFT-бизнеса сегодня — Арабские Эмираты. Местная аудитория, скорее, относится к разряду коллекционеров, но со своим особым запросом: им нужны не просто электронные картинки, а новые ощущения. Ближневосточная финансовая элита рассматривает NFT как следующий уровень владения, укрепляющий их имеющийся статус и дающий возможность распространять свою власть на что-то большее. Что нужно человеку, у которого есть все? Управлять погодными условиями, собственными эмоциями, менять город по желанию. С NFT это становится реальным: в ближайшем будущем на рынке появятся специальные цифровые панели, которые можно устанавливать на окна и менять городской облик в зависимости от настроения. По сути, это персональная цивилизация, которая дарит комплексные ощущения от возможности подстроить ее под себя и моделировать собственную реальность. Такие картины распознают психологическое состояние организма, помогают справиться с внешними триггерами в моменте и исполнить внутренние желания их владельцев. И ключевое в этом — человеческая эмоция.
NFT-платформы — это портал между реальным и виртуальным мирами, предоставляющий широкое поле возможностей для реализации самых смелых фантазий и желаний участников, независимо от социального статуса, возраста или имеющегося опыта. Это про энергию, которую художник вкладывает в работу на этапе создания и которая продолжает жить независимо от числа транзакций; про мощное комьюнити, где каждый участник профессионально растет со всеми остальными. Главное — не переставать экспериментировать и не бояться новой реальности.
Первое диджитал-шоу на РИФ. Зачем РОЦИТ все это затеял и что получилось
Второй год подряд за хэдлайн-панель форума отвечал соорганизатор РИФ, РОЦИТ. Секция представляла собой иммерсивное шоу «DigiTalking Heads».
Спикеры выступали на сцене и в зале, говорили друг с другом и с гостями, были одеты в костюмы-двойки и костюм суши; свет, звук, сплошной моушн-дизайн и дождь из блесток.
Было круто, необычно и красиво, и мы решили спустя время поговорить с человеком, который все это затеял и реализовал — Кети Сапович, диджитал-директор РОЦИТ, а заодно спросить, что дальше и чего ждать на RIW.
— Как это пришло вам в голову и как вам это разрешили?
— Секции, которые я делаю, давно больше, чем просто секции, приятно, что это замечают и отмечают. На сей раз у меня был повод: Рунету 25 лет. Стать хэдлайнером в юбилей — и честь, и ответственность, и небольшой карт-бланш. Я много бываю на конференциях как гость и спикер, я вижу, как стремительно развивается индустрия. Мне очень хотелось реализовать эти знания, чтобы РОЦИТ запомнили и зауважали еще больше.
Мы “продаем” и “прививаем” очень сложный продукт — интернет безопасность, цифровую грамотность. Благодаря нашим чудесным партнерам (мы напрямую коллаборируем с MailRu Group, Facebook и многими другими) мы постоянно экспериментируем с новейшими инструментами и технологиями, поэтому нам есть, что сказать рынку и я горжусь, что с каждым годом эта наша экспертиза вызывает все больше уважения.
Наконец, шоу — это полыхающий тренд текущего года, а я давно зарекомендовала себя как визионер. Я решила не только говорить о трендах, а демонстрировать их. От иммерсивной компоненты до блесток — одного из модных элементов диджитал-дизайна, без них было просто нельзя.
— Как приняли идею другие спикеры и гости сессии?
— Я и без того строго и придирчиво собираю участников панелей РОЦИТ. В этом году к матрице критериев кроме эксклюзива, свежих кейсов, бренда, опыта выступлений, харизмы и пунктуальности добавилась готовность участвовать в чем-то особенном, молниеносно реагировать друг на друга и зал. Кстати, именно благодаря этому мы стерли границу между спикерами и гостями форума, у нас был по-настоящему круглый стол из полутысячи человек.
Я отдельно хочу передать привет благодарности Андрею Фрольченко из Тануки, который без уговоров, тотчас ответил на приглашение быть спикером в костюме суши согласием. Сессия была чуть даже больше, чем просто про диджитал, но еще и о том, как важно и круто любить свою работу, относиться к себе не слишком серьезно.
Другое особенное спасибо предназначено Марине Курганской из “Мостранспроекта”. Специально для шоу коллеги создали голограмму, а спикер выступал на фоне видео — ночной съемки Москвы дроном, а вы понимаете, какая это редкость. И Роману Доронину, владельцу группы EORA, который был не просто спикером, а соведущим, отвечающим за технологическую часть контента, и Алексею Ярошу из Домодедово, сделавшему на конференции сразу несколько фантастических анонсов и рассказавшем о цифровом аэропорте.
Да что там, я собрала дримтим! Это и есть ответ на ваш вопрос. В зале был уже традиционный для нас аншлаг, а по результатам профессиональных пост-опросов я, как спикер, стала второй после господина Кириенко.
— Поделитесь главным, что вы поняли по результатам шоу.
— Что гости конференции с интересом и радостью относятся к моим регулярным попыткам переизобрести формат секции, наполнить его максимумом смыслов и показать объемную картинку.
А еще, что я чертовски везучая. Раньше на пульте все складывалось будто само собой. В этот раз случилось сразу несколько форсмажоров, не давших выстрелить еще паре технических фишек, но знаю об этом только я. Наконец, ни одно другое главное отраслевое мероприятие (как минимум, в этом сезоне) не начиналось пневмопушками с блестками. Снова и снова — благодарность коллегам, поддержавшим эту по-настоящему хасл-идею. Так вот они оказались очень классным приемом, чтобы полностью завладеть вниманием аудитории.
Зал понимал, что в любой момент может быть сказано или произойти что-то очень важное, особенное, ценное. Так и было. Мало собрать классных спецов на сцене. Мало продать билеты. Каждую минутку контента надо продавать уже по ходу мероприятия. Я снова подтвердила свои гипотезы и продолжу работать в этом направлении при поддержке коллег.
— Чего ждать от РОЦИТа на Russian Internet week?
— Сначала нам предстоит РИФ Воронеж. Прекрасное мероприятие в одном из моих любимых российских городов. За нами главный зал и снова статус хэдлайн-сессии. Важно правильно адаптировать материал для этой площадки и аудитории и, конечно, актуализировать кейсы.
По поводу RIW я уже сложила в голове паззл на очень важную тему, о которой уже начала говорить на РИФе и о которой уже говорят и будут говорить все — Н2Н коммуникация. Специально не буду подробно разъяснять — для одних будет интрига, другие, надеюсь, обрадуются и обязательно придут. Что касается формата — он не будет революционным, но точно будет свежим и бодрым. Но самое интересное начинается прямо сейчас. Мы с директором РОЦИТ, Сергеем Гребенниковым, работаем над сессией в несколько итераций — думаем, обсуждаем, пересобираем паззл. На выходе это всегда немного сюрприз еще и для нас самих, потому что получается лучше задуманного. Вот, пожалуй, главная благодарность в этом интервью. Уверена, на RIW в этом году мы снова выступим круто. Приходите!