Дифференциация что это такое простыми словами в школе

Что такое дифференциация

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Встречаются слова, значение которых вроде бы понятно, но в разных сферах человеческой деятельности они обозначают что-то свое, специфическое.

Одно из таких слов – «дифференциация». В этой статье мы проанализируем конкретику данного понятия в различных областях применения.

Дифференциация что это такое простыми словами в школе. Смотреть фото Дифференциация что это такое простыми словами в школе. Смотреть картинку Дифференциация что это такое простыми словами в школе. Картинка про Дифференциация что это такое простыми словами в школе. Фото Дифференциация что это такое простыми словами в школе

Общее понятие

Слово «дифференциация» заимствовано из латинского языка (differentia) и переводится как «разность, различие».

В более обобщенном смысле оно обозначает разделение единого на части, уровни, этапы, ступени. Данный термин является антонимом для интеграции (что это?), обратного процесса ведущего к объединению.

Дифференциация что это такое простыми словами в школе. Смотреть фото Дифференциация что это такое простыми словами в школе. Смотреть картинку Дифференциация что это такое простыми словами в школе. Картинка про Дифференциация что это такое простыми словами в школе. Фото Дифференциация что это такое простыми словами в школе

Простые примеры: все буквы алфавита можно дифференцировать (разделить) на гласные и согласные, звуки – на твердые и мягкие, коллектив учащихся – на классы или группы, человечество – на расы и т. д.

Дифференциация всегда происходит по каким-либо общим признакам.

Используем пример с разделением коллектива школы на классы. Признаком, по которому подразделяются учащиеся, является их возраст (не учитывая тех, кто в силу каких-либо причин стал второгодником). Поэтому логично, что в первом классе обучаются дети 7 лет, а в 11 – 17-летние молодые люди.

Дифференциация в экономике

Рассмотрим это понятие как процесс развития применительно к разным областям человеческой деятельности и признаки, по которым данный процесс происходит.

Дифференциация в экономике – это сложившаяся система экономических отношений в определенном обществе. В понятие «общество» в данном контексте вкладывается смысл: обособленный территориальный субъект, т. е. регион либо целое государство, либо все мировое сообщество.

Так, в рамках РФ существует множество территориальных субъектов, экономическая деятельность которых определена по отраслевому принципу исторически.

Например, Краснодарский край – это аграрный регион, а Дальний Восток – рыбный. В рамках мирового сообщества: Япония – страна, производящая высокотехнологичные товары, а Эквадор – мировой поставщик бананов и нефти.

Вывод: основа дифференциации в экономике заключается в разделении труда по отраслевому и (или) территориальному признаку.

На уровень дифференциации в этом случае основополагающее значение оказывают следующие факторы:

Не стоит путать это с экономическим аспектом социальной дифференциации, т. е. с разделением общества на слои с различным уровнем дохода.

Дифференциация что это такое простыми словами в школе. Смотреть фото Дифференциация что это такое простыми словами в школе. Смотреть картинку Дифференциация что это такое простыми словами в школе. Картинка про Дифференциация что это такое простыми словами в школе. Фото Дифференциация что это такое простыми словами в школе

Так, в РФ дифференциация доходов населения достигла огромных значений: разница в зарплате десяти процентов наиболее высокооплачиваемых и десяти процентов наименее оплачиваемых работников достигает 40 раз! Это практически в 8 раз выше, чем в экономически развитых странах.

Дифференцированный подход в педагогике

Все люди имеют разные способности, неодинаковую степень обучаемости и различный психоэмоциональный статус, поэтому дифференцированный подход к обучению – это наиболее эффективный способ достижения максимального результата в получении знаний.

В чем он заключается? Дифференциация обучения осуществляется на внешнем и внутреннем уровнях:

Дифференциация что это такое простыми словами в школе. Смотреть фото Дифференциация что это такое простыми словами в школе. Смотреть картинку Дифференциация что это такое простыми словами в школе. Картинка про Дифференциация что это такое простыми словами в школе. Фото Дифференциация что это такое простыми словами в школе

Внешняя дифференциация предполагает разделение учебных заведений в рамках общеобразовательной программы в зависимости от уровня развития ее учащихся. «Продвинутый» уровень развития ребенка дает возможность учиться в лицее или гимназии, коррекционные школы предназначены для детей с пониженным интеллектуальным статусом.

В особую группу выделены классы педагогической поддержки (для детей, испытывающих трудность в обучении) и профильные классы (с углубленным изучением каких-либо предметов).

Дифференциация что это такое простыми словами в школе. Смотреть фото Дифференциация что это такое простыми словами в школе. Смотреть картинку Дифференциация что это такое простыми словами в школе. Картинка про Дифференциация что это такое простыми словами в школе. Фото Дифференциация что это такое простыми словами в школе

Внутренняя дифференциация – это разделение учащихся в классе (группе), ранее созданном по случайным признакам, на определенные подгруппы (по уровню подготовки, по психоэмоциональному статусу и т. д.). Как правило, преподаватели, ориентируясь на подобное условное разделение учащихся, используют метод индивидуального подхода.

Что можно дифференцировать в психологии

Дифференциация в психологии означает умение индивидуума быть личностью (что это такое?), оставаясь при этом социализированным членом общества.

Простой пример: есть человек, он социализирован, т. е. адекватно сосуществует с остальными членами какого-либо коллектива, выполняет свои гражданские обязанности по отношению к государству, в котором живет.

Но в то же время он имеет свои увлечения, духовные привязанности, свою точку зрения. Чем выше психологическая дифференциация человека при нормальном уровне социализации, тем более он стабилен в психологическом плане, тем полноценней как личность.

Дифференциация что это такое простыми словами в школе. Смотреть фото Дифференциация что это такое простыми словами в школе. Смотреть картинку Дифференциация что это такое простыми словами в школе. Картинка про Дифференциация что это такое простыми словами в школе. Фото Дифференциация что это такое простыми словами в школе

Стоит отметить, что чрезмерное увлечение компьютерными «стрелялками» оказывает на несформированную детскую психику пагубное влияние.

Погрузившись в виртуальный мир, ребенок перестает развиваться в психоэмоциональном плане, т. е. тормозится его психологическая дифференциация в личностном плане и не происходит адекватной социализации в обществе.

Дифференциация языка

Этот термин в лингвистике подразумевает появление новых разновидностей языка. Проще говоря – это появление наречий, говоров и диалектов.

Пример: существует русский язык, но практически в каждой «глубинке» в нем обнаруживаются свои особенности. Так, в одном районе Тверской области говорят не «гора», а «горушка», не «поезжайте», а «ехайте». И таких изменений в русском языке не счесть, как, впрочем, и в языках всего мира.

Существует 3 основных причины дифференциации языка:

В науке

Дифференциация в науке означает выделение из определенного научного направления новых дисциплин по мере накопления знаний.

Данный процесс неотделим от научного прогресса. Исследования в рамках узкой специализации позволяют глубже проникнуть в суть явлений и процессов.

Этот процесс подобен цепной реакции: по мере накопления информации из «материнской» науки выделяется «дочернее» направление. Оно развивается, и при расширении и углублении знаний о своем объекте дифференцируется еще на несколько научных дисциплин. И так может продолжаться до бесконечности.

Пример: изучение наследственности биологических организмов привело к созданию нового научного направления – генетики. Затем уже из этой дисциплины выделились новые специализации – медицинская генетика, молекулярная, биохимическая. А развитие этих направлений, в свою очередь, неминуемо приведет к созданию новых дисциплин.

Рассмотрим наглядно на схеме дифференциацию в науке на примере педагогики:

Дифференциация что это такое простыми словами в школе. Смотреть фото Дифференциация что это такое простыми словами в школе. Смотреть картинку Дифференциация что это такое простыми словами в школе. Картинка про Дифференциация что это такое простыми словами в школе. Фото Дифференциация что это такое простыми словами в школе
*при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

На схеме приведены только 3 уровня педагогики как науки. Развитие и углубление знаний третьего уровня приведет к созданию дифференциаций следующего уровня.

Краткое резюме

Дифференциация – это процесс выделения частей из единого целого. Наряду с интеграцией – это два противоположных процесса, лежащих в основе развития наук и эволюции человечества.

В этой статье мы проанализировали только малую толику значений этого термина. Если вы хотите знать об этом и других понятиях больше – читайте наш блог!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Если основная деятельность в регионе определена исторически, это неминуемо приведет к экономическому кризису. Ведь, любая продукция рано или поздно теряет актуальность для рынка. Экономическая дифференциация должна быть гибкой.

С этим определением никогда не сталкивалась, т.к. не работаю в бизнесе. Теперь буду иметь представление, что оно означает. Дифференциация — это деление на разные этапы, части. Можно так его ещё назвать.

Источник

Дифференцированное обучение: понятие, виды и формы

Слово дифференциация было заимствовано из иностранного словаря и означает расслоение, разделение единого на составляющие части, ступени или формы. Полное определение подразумевает разделение методов в процессе обучения. Дифференциация говорит об использовании деления обучаемых на группы. Дифференциация характеризуется интеграцией, выражаемой в процессе объединения учащихся.

Группирование детей может производиться явным образом, то есть с четким разделением, или неявным – наличие возможности свободного перемещения участников.

Дифференциация

Деление на группы рассматривается в качестве одного из самых важных признаков дифференциации. На практике было доказано, что он может быть не единственным. Различие в построении процесса в группах – другой важный момент. Во время дифференциации обучение должно подвергаться изменениям, что является обязательным условием. Это было подтверждено еще в практике из педагогики, когда создавались классы с разными уровнями подготовки, где отсутствовали изменения в течение образовательного процесса. Положительного результата не было, так как у детей отсутствовала мотивация к обучению, являющаяся основным пунктом для освоения знаний.

Для четкого определения дифференциации, что это такое, необходимо учитывать признаки, по которым будут разделены дети по группам. Это особенности каждого учащегося, помогающие в правильном разделении учащихся в условиях дифференциации.

Дифференциация обучения – это учет индивидуальных и типологических особенностей личности в форме группирования детей и различного построения процесса обучения в образовавшихся группах.

Что такое дифференцированный подход?

Дифференцированный подход определяют в качестве подхода к обучению, где предполагается дифференциация в различных ее формах и видах. Такой подход подразумевает наличие неординарных требований к разным группам в овладении ими содержанием образования.

Классификация форм дифференцированного обучения

Что такое дифференцированное обучение?

Дифференцированное обучение – это технология обучения, которая ставит своей целью создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей обучающихся.

При наличии дифференцированного обучения возникает проблема с выбором ее формы для применения. Предварительно необходимо сориентироваться в уже имеющихся для дальнейшего обучения.

По индивидуальным и типологическим особенностям учащихся руководствуются следующим:

Основываясь на этом, должны быть исключены:

Благодаря использованию дифференциации, возможно выявление:

Виды дифференциации

На уровне класса возможно охарактеризовать основные формы. Дифференциация по психологическим особенностям личности – это учет особенностей познавательных процессов учащихся, а именно: памяти, мышления, внимания, которые проявляются после выполнения специальных заданий на развитие усидчивости и концентрации, логической памяти и другие. Руководствуясь принципом адаптационно-развивающего характера дифференциации, предполагается не только следовать индивидуально-типологическим особенностям, а учитывать и развивать еще неразвитые до необходимого уровня.

Дифференциация по обученности рассчитывает задания такого плана, чтобы было возможно устранить образовавшиеся пробелы в знаниях. На школьном уровне дифференциация обученности – это формирование классов по успеваемости, причем данная классификация не считается эффективной, так как обученность принято считать гибкой.

Предложенный вид сопровождает другие педагогические технологии:

Последняя из них говорит о делении учеников на две группы: усвоившие и не усвоившие материал, применив для этого такую форму контроля, как сдача итогового норматива. Поэтому дальнейшая форма работы с обеими группами будет отличаться. Усвоившие материал получат дополнительный для углубления и расширения уже имеющихся знаний, а не усвоившие – задания по корректировке изученного.

Дифференциация по специальным особенностям подразумевает видовые разделения. То есть по музыкальным, коммуникативным способностям, познавательным и так далее. Например, для изображения рисунка на уроке или исполнения музыкального произведения должна быть проведена специальная установка для создания определенного эмоционального настроя, так как для детей это очень важно.

В дифференциации по познавательным особенностям классифицируют на:

Данный вид дифференциации рассматривает и уровневую дифференциацию.

Особую популярность обрела дифференциация по склонностям и интересам учащихся. Она проявляется в выполненных творческих заданиях или заданиях любого другого формата, соответствующих интересам и тематике. Этот вид позволяет ученикам проявить себя в определенной области знаний по своим способностям.

Применение в обучении видов и форм позволяет разнообразить его процесс. Чем больше их применяет учитель, тем выше интерес к обучению у учащихся. Только правильный подход к процессу обучения обеспечит качественный результат.

Источник

Основы дифференцированного обучения в школе. Что такое дифференциация обучения и почему она необходима в современной школе

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

ОСНОВЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ.

Что такое дифференциация обучения и почему она необходима в современной школе.

Что такое дифференциация? Это слово происходит от ла­тинского differentia — различие, разделение. Что же разделяет­ся в процессе обучения? Разделяются, а точнее, выделяются отдельные группы учащихся, обучение которых строится по-разному.

Необходимость дифференциации проистекает от имею­щихся у людей различий. В условиях классно-урочной систе­мы без введения дифференциации процесс обучения организуется одинаково для всех учащихся и оказывается по-разному эффективен для них. Общие интеллектуальные спо­собности учеников разные, разная у них и обучаемость : кто-то может очень быстро усвоить новый материал, кому-то нужно гораздо больше времени, большее число повторений для закрепления его, для кого-то предпочтительнее слуховое восприятие новой информации, для кого-то зрительное. Есть ученики, обладающие хорошо развитым логическим мышле­нием и хорошо усваивающие предметы естественно-матема­тического цикла, но не испытывающие склонности и интереса к гуманитарным дисциплинам. А есть ученики с хорошо раз­витым образным мышлением, глубоко чувствующие, но. не любящие математику, физику, химию. Конечно, можно учить столь разных индивидов одинаково, но качество обра­зовательного процесса, естественно, снизится.

В понимании дифференци­ ации можно выделить три основных аспекта:

1. Учет индивидуальных особенностей учащихся.

2. Группирование учеников на основании этих особенностей.

3. Вариативность учебного процесса в группах.

Первый аспект — учет индивидуальных особенностей уче­ ников характерен и для дифференциации, и для индивидуализ ации. Специфика дифференцированного обучения — учет ин­ дивидуальных особенностей, присущих группам учеников, и орг анизация вариативного учебного процесса в этих группах.

Индивидуализация — это предельный вариант дифферен­циации, когда учебный процесс строится с учетом особенно­стей не групп, а каждого отдельно взятого ученика.

Под дифференциацией понимается способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуаль­но-типологические особенности личности (способности, ин­тересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности и т.д.). Дифференциация характеризуется со­зданием групп учащихся, в которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются.

В современной педагогической литературе часто встреча­ется понятие вариативности, иногда смешиваемое с поняти­ем дифференциации.

Если изменения содержания обусловлены индивидуаль­ но-типологическими особенностями учеников, правомерно говорить о дифференцированном обучении. В данном случае каждая группа учеников усваивает инвариантное содержа­ ние, обогащенное фрагментами, которые необходимы именно для этой группы.

Если изменения содержания образования связаны с пред­ почтениями учителя, методиста, их взглядами на учебный предмет, то речь идет о вариативности в образовании, но не о дифференциации

Личностно-ориентированное обучение предполагает по­строение индивидуальных образовательных траекторий с учетом субъектного опыта индивида, его предпочтений и цен­ностей, актуализацию личностных функций учащегося в процессе обучения. В центр образовательного процесса ста­вится личность, в цели образования включается необходи­мость обеспечения самоопределения, самораскрытия, самореализации личности. Дифференцированное обучение способствует раскрытию индивидуальности, выявлению способностей и склонностей личности, предполагает актуализацию функций личностного выбора.

Классификация форм дифференцированного обучения

в современной практике.

Конкретные проявления дифференциации мы называем формами дифференцированного обучения, которые могут быть объединены в виды и реализоваться на различных уровнях.

Виды дифференциации определяются, исходя из тех ин­дивидуально-типологических особенностей учащихся, кото­рые в данном случае учитываются.

Традиционно выделяются следующие виды дифференци­ рованного обучения : по общим и специальным способностям, по интересам, склонностям, по проектируемой профессии

Постановка в центр учебно-воспитательного процесса личности ученика привели к усилению роли психофизиологических особенностей чело­ века в дифференциации : выделению групп учащихся с силь­ ной, слабой нервной системой, преобладающим типом памяти, уровнем развития произвольного внимания и т.д.

Важно отметить, что деление на виды дифференциации, вообще говоря, является условным, так как в некоторых фор­мах дифференциации учитывается не одна группа индивиду­ально-типологических особенностей, а несколько.

В дифференциации по национальному признаку, религи­озной принадлежности, социальному и имущественному по­ложению родителей на первый план выходят факторы социальные. Создание национальных школ преследует цель сохранения национальной культуры и языка в последующих поколениях представителей данной национальности.

Дифференциация по проектируемой профессии учитыва­ет и личностные факторы (наличие определенных склонно­стей и способностей детей), и социальные (престижность определенных профессий в данное время в обществе),

2-й мезоуровень — уровень школы, когда дифференциация осуществляется внутри школы между от­дельными классами, профилями, направлениями.

Охарактеризуем кратко выделенные формы дифферен­циации Начнем с дифференциации по общим способностям.

Классы различного уровня обучения разделяются на клас­сы повышенного, среднего и пониженного уровня.

Дифференциация по индивидуально-физиологическим особенностям на микроуровне предполагает учет этих особен­ностей в учебном процессе. Учитель может учесть скорость протекания нервных процессов у ученика и не торопить туго­дума, учесть преобладающий вид памяти учащихся и изложе­ние материала строить с ориентацией на него. Можно учесть силу нервной системы ученика, и для ученика со слабой нер­вной системой предусмотреть меры, предупреждающие утом­ление, которое при интенсивной мыслительной деятельности наступает очень быстро.

Дифференциация по интересам и проектируемой профес­ сии на микроуровне предполагает выполнение учениками на уроках и во внеурочной деятельности творческих исследова­тельских заданий, связанных с интересами, проектируемой профессией учеников. Это может быть групповая работа над исследовательскими проектами, изготовление моделей, ма­кетов, постановка опытов, экспериментов.

В дифференциации по интересам на мезоуровне выделя­ются классы с углубленным изучением отдельных предметов и профильные классы, которые от первых отличаются тем, что углубленно изучается ряд взаимосвязанных предметов (например, в математическом классе математика, информа­тика), вводятся спецпредметы, спецкурсы, соответствующие профилю

Дифференциация по частным способностям предусматривает различия учащихся по способностям, к тем или иным предметам: Одни учащиеся имеют склонности к гуманитарным предметам, другие — к точным наукам; одни — к историческим, другие — к биологическим и т.д.

Обратимся теперь к дифференциации по проектируемой профессии учеников. Если на микроуровне эту форму можно было объединить с дифференциацией по интересам, то на мезоуровне выделяются классы, спрофилированные на опреде­ленное высшее учебное заведение, лицейские классы, групповые занятия в школе по подготовке в вуз.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФОРМ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ.

Внутриклассная дифференциация учащихся.

В начальной школе при работе над произведением детской литературы дифференцированные задания ученикам могут выглядеть следующим образом: на самом низком уровне группа учащихся готовит выразительное чтение произведе­ния; на более высоком — план пересказа; на самом высоко-— группа работает мультипликаторами или готовит инсцени­ровку отрывка.

Выполняя задание с дозированной помощью, ученик получает конверт с необходимыми инструктивными материалами, к которым он может обратиться, а может и не обратиться в процессе выполнения задания. В данном случае объем дозированной помощи определяет сам ученик.

Авторы исходят из того, что в процессе обучения учителя всегда ориентировались на максимум содержания учебного материала. Если ученик полностью усваивал этот максимум его знания оценивались 5 баллами, если были незначитель­ные пробелы или неточности — 4 баллами и т.д. Добросовестный ученик ориентирован был именно на максимум знаний и изо всех сил старался его усвоить. Это, естественно, вызывало перегрузку ученика, так как он ставил себе цель усвоить мак­симум знаний по всем предметам.

Авторы идеи уровневой дифференциации предложили пе­рейти в процессе обучения от ориентации на максимум содер­жания к ориентации на минимум. При этом необходимым является четкое определение того минимума, которым дол­жен овладеть ученик, без которого он не сможет двигаться дальше в изучении данного предмета. Это — минимальный уровень, уровень общих требований, который задается явно в виде перечня понятий, законов, закономерностей, которые ученик должен знать; в виде вопросов, на которые ученик должен уметь ответить; в виде образцов типовых задач, кото­рые ученик должен уметь решать. Определяется также содержание, которое необходимо усвоить ученику и на повышенных уровнях.

Каждый ученик получает право и возможность самостоя­тельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал. Единственное условие — этот уровень должен быть не ниже уровня обязательной подготовки. Учитель объясняет материал на уровне, более высоком, чем минимальный. При этом учитель четко выделяет содержание учебного материала, который уче­ники должны усвоить, занимаясь на том или ином уровне, и перед началом изучения очередной темы знакомит учеников с результатами, которых они должны достичь.

Если ученик желает изучать определенный предмет на уровне обязательных требований, а другой — на повышенном уровне (причем не только желает, но и способен это делать) то такую возможность он должен получить. Таким образом, в уровневой дифференциации учитываются не только интел­ лектуальные способности ученика, но и его интересы.

Характерно, что при введении уровневой дифференциа­ции в практику обучения, выяснилось, что некоторые ученики, имеющие способности к изучению определенного предмета, не хотели выбирать уровень выше обязательного Такая же картина наблюдалась и в отношении других пред­метов, т.е. нельзя было сказать, что ученик изучает один предмет на минимальном уровне, для того, чтобы другой изучить углубленно. Интересы таких учеников лежали во внешкольной сфере: могли определяться спортом, общением с друзьями, увлечением музыкой.

До введения уровневой дифференциации учебные успехи данных учащихся были значительно выше. Потребовалась корректировка вводимой формы дифференциации. Учителя поставили дополнительную задачу — начиная с 1-го класса формировать у детей стремление к состязательности, здоро­вому соперничеству. Учителя добиваются того, чтобы учени­ку было стыдно получить знания на низком уровне, чтобы он стремился реализоваться полностью. Такая работа проводит­ся в школе № 26 г. Москвы.

После изучения определенной темы на уровне базового содержания материала и сдачи зачета, в ходе которого и опре­деляется достижение поставленных целей, класс делится на две группы: первая — ученики, усвоившие тему, с ними орга­низуется расширенное и углубленное изучение материала, и вторая группа не усвоивших тему, с этими учениками прово­дится дополнительная работа по усвоению содержания.

В первой группе может быть организована работа по ре­шению задач повышенной сложности, выполнению нестан­дартных, творческих заданий, обсуждение научных проблем, знакомство с дополнительной литературой. Такой работе мо­гут быть посвящены одно- два занятия.

Во второй группе идет отработка знаний, способов дейст­вий, которые недостаточно усвоены. К такой отработке могут подключаться и ученики первой группы в качестве консультантов, помощников учителя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *