Дихотомия добра и зла что
Что такое дихотомия добра и зла??)
Противопоставление одного другому! Разделение двух параллельных понятий путём их сравнения по конкретным критериям.
ДИХОТОМИЯ (от греч. dichotomia разделение на две части) — деление надвое; в логике – подразделение на два ряда; отсюда: дихотомический метод.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
Проблема добра и зла принадлежит к ряду вечных проблем философии, с которыми сталкивается человек на протяжении всей своей жизни. Проблема взаимодействия добра и зла в разных ее аспектах занимает важное место в русской философии, одной из особенностей которой является панморализм, фокусирующий философские размышления на проблемах морали и нравственности.
Одним из крупнейших русских философов XX века, уделявших внимание данной проблеме, является Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965). Во введении одного из своих главных трудов этой проблематики («Условия абсолютного добра») он приводит определение этики как «науки о нравственном добре и зле и об осуществлении его в поведении человека» [1,с. 24]. Автор отмечает, что существуют не только относительные, но и абсолютные ценности. Для того, чтобы человеку избрать «правильный путь поведения», нужно сразу исключить неправильные. Поэтому Н. О. Лосский рассматривает и критически оценивает некоторые наиболее распространенные этические учения – эвдемонизм, биологизм и натуралистический эволюционизм.
Множество существ, сотворённых Богом, имеют возможность активно и творчески принимать участие в совершенном бытии Творца. Добро и зло, по Н. О. Лосскому, есть проявления этого свободного и творческого взаимодействия. Субъектов этого мира философ именует деятелями, которые сверхвременны и сверхпространственны. Деятели – это «индивиды, незаменимые и неповторимые в силу их нормативной идеи» [1,с. 10]. Каждый такой деятель обладает творческой силой, имеет способность создавать события. Личностями же являются те, кто осознают и реализовывают в жизни абсолютные ценности. Главная задача «деятелей» – осуществить «конкретное единосущие Царства Божия» [1,с. 62] – основывается на свободном выборе. Вследствие этого «некоторые деятели избирают путь, на котором возникает зло и всевозможные виды несовершенства» [1].
Теодицея Н. О. Лосского заключается в том, что зло он признаёт не внешним наказанием за грех, а «внутренне необходимым результатом искаженного соотнесения ценностей» [1], т. е. виной самих деятелей. Ведь «Творец мира Бог никоим образом не причастен мировому злу и не повинен в нем. Бог сотворил мир как совокупность существ, способных осуществлять свободную самостоятельную деятельность и удостаиваться обожения, т. е. абсолютного совершенства» [1,с. 136].
ДИХОТОМИЯ — что это такое
Дихотомия. Современные науки имеют сотни инструментов для изучения и классификации окружающего мира. Существуют методики, уникальные для каждого вопроса и всеобъемлющие, описывающие любое понятие. Дихотомия — один из таких глобальных подходов.
Что такое дихотомия?
Дихотомия — это принцип парного деления, заключающийся в том, что каждый член пары не имеет общих признаков с другим. Термин произошёл от двух греческих слов «надвое» и «деление» и успешно применяется в различных областях знаний. В математике, лингвистике и подобных науках используется для деления крупных единиц на мелкие.
Принцип действует так:
И так до получения нужного результата. Система очень удобна для создания всевозможных классификаций, но в этом кроется её основной минус. Вторая группа становится слишком размытой. Так «не отличники», это и троечники и двоечники и хорошисты. Чтобы добраться до последнего звена, придётся перебрать огромное количество вариантов.
Дихотомия в психологии
Из всех подразделов психологии самое активное и плодотворное применение нашёл принцип дихотомии в соционике. Это сравнительно молодое направление, возникшее на основе типологии Юнга. Учёный описал четыре основных, качества:
Он ввёл для каждого из них значение интравертного, направленного внутрь себя, применения. Или экстравертного, направленного вовне. В этой системе использование дихотомии отличается от классического. Например то, что интуиция не является мышлением, лишь обозначает этот факт, не давая оценочной характеристики. В большинстве случаев, когда производится деление по принципу «объект» и «не объект», оценка присутствует, пусть и неумышленно.
Видео: Джемаль — дихотомия мировых религий
Дихотомия в философии
Как и в соционике, дихотомия в философии это способ деления общего понятия на противоречащие друг другу определения. Но если в психологических науках дихотомическое мышление используется для описания и оба варианта равноценны, то в философии методом деления на две части выявляются пары антагонистов, из которых необходимо выбрать более значимый вариант. В ХХ веке такой подход к философским рассуждениям подвергся жестокой критике. Некоторые мыслители указывали, что дихотомия мышления и противопоставление понятий «субъект» и «объект» ведёт к излишней категоризации мышления.
Что такое дихотомия добра и зла?
Одна из известных пар, в которой проявляется дихотомия в чистом виде — «добро» и «зло». Основные вопросы, возникающие при рассмотрении этой пары:
Используя дихотомическое разделение и представляя добро как «не зло» или наоборот, мыслители тем самым заявили, что одно без другого невозможно. Это стало оправданием для морального релятивизма, то есть позиции, согласно которой, если свершение зла неизбежно, пусть оно послужит во благо определённой группе. Подобным принципом руководствовались, совершая кровавые революции и развязывая жестокие войны.
В Азии от решения дихотомии добра и зла отошли сразу два философа. Принц Сиддартха Гаутама (впоследствии Будда) и китаец Лао Цзы. В буддизме идея неделения мира на хорошее и плохое и нейтральное отношение ко всему происходящему является главенствующей. Полное восприятие такого мироощущения ведёт к просветлению и выходу из колеса сансары.
Лао Цзы создал более рационалистический подход. Он считал, что осознанное стремление сотворить как можно больше добрых дел в конечном итоге приведёт к размножению злых, так как без понятия не появится и его антагониста. Мыслитель призывал не бросаться в крайности и руководствоваться в поступках исключительно разумом. Лучше всего восточное отношение к противопоставлению добра и зла характеризует знак инь-янь (кажущаяся дихотомия души, в которой элементы на самом деле проникают друг в друга).
Дихотомия жизни и смерти
Дихотомия и дуализм
Дуализм — это так же, как и дихотомия, метод деления целого на две части. Но в этом случае элементы получаются взаимосвязанными, не антагонистичными и не влияющими друг на друга. В этом на дуализм похожа соционика дихотомии, чьи психотипы равноценны и равнозначны. К классической дихотомии приближен этический дуализм — система, чётко разделяющая всё на источники добра и зла.
Видео: Дихотомии. Это должен знать каждый соционик. Андрей Божко
Дихотомия и трихотомия
Трихотомия — похожий на метод дихотомии способ деления целого на части. Главное отличие этих систем в том, что тройное деление допускает взаимосвязь этих элементов между собой. Самый известный объект трихотомического деления — понятие Бога в Христианстве, представленное тремя существами из Святой Троицы.
Дихотомия и дуализм в философии и психологии
Что такое дихотомия?
Принцип действует так:
И так до получения нужного результата. Система очень удобна для создания всевозможных классификаций, но в этом кроется её основной минус. Вторая группа становится слишком размытой. Так «не отличники», это и троечники и двоечники и хорошисты. Чтобы добраться до последнего звена, придётся перебрать огромное количество вариантов.
Дихотомия в психологии
Из всех подразделов психологии самое активное и плодотворное применение нашёл принцип дихотомии в соционике. Это сравнительно молодое направление, возникшее на основе типологии Юнга. Учёный описал четыре основных, качества:
Он ввёл для каждого из них значение интравертного, направленного внутрь себя, применения. Или экстравертного, направленного вовне. В этой системе использование дихотомии отличается от классического. Например то, что интуиция не является мышлением, лишь обозначает этот факт, не давая оценочной характеристики. В большинстве случаев, когда производится деление по принципу «объект» и «не объект», оценка присутствует, пусть и неумышленно.
Дихотомия в философии
Как и в соционике, дихотомия в философии это способ деления общего понятия на противоречащие друг другу определения. Но если в психологических науках дихотомическое мышление используется для описания и оба варианта равноценны, то в философии методом деления на две части выявляются пары антагонистов, из которых необходимо выбрать более значимый вариант. В ХХ веке такой подход к философским рассуждениям подвергся жестокой критике. Некоторые мыслители указывали, что дихотомия мышления и противопоставление понятий «субъект» и «объект» ведёт к излишней категоризации мышления.
Что такое дихотомия добра и зла?
Используя дихотомическое разделение и представляя добро как «не зло» или наоборот, мыслители тем самым заявили, что одно без другого невозможно. Это стало оправданием для морального релятивизма, то есть позиции, согласно которой, если свершение зла неизбежно, пусть оно послужит во благо определённой группе. Подобным принципом руководствовались, совершая кровавые революции и развязывая жестокие войны.
В Азии от решения дихотомии добра и зла отошли сразу два философа. Принц Сиддартха Гаутама (впоследствии Будда) и китаец Лао Цзы. В буддизме идея неделения мира на хорошее и плохое и нейтральное отношение ко всему происходящему является главенствующей. Полное восприятие такого мироощущения ведёт к просветлению и выходу из колеса сансары.
Лао Цзы создал более рационалистический подход. Он считал, что осознанное стремление сотворить как можно больше добрых дел в конечном итоге приведёт к размножению злых, так как без понятия не появится и его антагониста. Мыслитель призывал не бросаться в крайности и руководствоваться в поступках исключительно разумом. Лучше всего восточное отношение к противопоставлению добра и зла характеризует знак инь-янь (кажущаяся дихотомия души, в которой элементы на самом деле проникают друг в друга).
Дихотомия жизни и смерти
Дихотомия и дуализм
Дихотомия и трихотомия
Трихотомия — похожий на метод дихотомии способ деления целого на части. Главное отличие этих систем в том, что тройное деление допускает взаимосвязь этих элементов между собой. Самый известный объект трихотомического деления — понятие Бога в Христианстве, представленное тремя существами из Святой Троицы.
Дихотомия добра и зла
«Одно Кольцо, чтоб править всеми. »
В заключительной статье нашего курса речь пойдёт о вечном противостоянии сил света и тьмы. Дж.Р.Р. Толкин, К.С. Льюис и Дж. Роулинг размышляют о том, что такое добро и зло, кто является их источниками. Отправляемся в последнее путешествие по волшебным мирам ХХ века и выясняем, как их создатели раскрывают эту тему в своих произведениях.
Единое Кольцо – символ безграничной власти. Стоит отметить, что власть понимается автором легендариума не как награда или дар Божий, а как тяжёлое бремя и отчасти наказание. Гэндальф говорит о Кольце Всевластия так:
Могущество у него такое, что сломит любого смертного. Сломит и овладеет им… [2].
Именно поэтому Фродо решается нести бремя за всех жителей Средиземья и уничтожить волшебный артефакт в жерле Ородруина [3]. Жажда власти и то, на что персонажи Дж.Р.Р. Толкина готовы пойти ради неё, определяет героев профессора: в итоге побеждает тот, кто нашёл в себе силы одолеть искушение и отказаться от этой губительной власти [4].
[1] См.: Shippey, T.A. The Road to Middle-Earth: How J.R.R. Tolkien Created a New Mythology. Boston: Houghton Mifflin, 2003. – 416 p.
[2] Толкиен Дж.Р.Р. Хранители: [Повесть] / Пер. с англ. В. Муравьева. – М.: ЭКСМО-пресс: Яуза, 1998.
[4] См.: Штейнман М.А. Игра с мифом в трилогии Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец» // «…Лучших строк поводырь, проводник просвещения, лучший читатель!»: Книга памяти А. М. Зверева. М., 2006. – С. 75-95.
Так, не способный побороть желание овладеть Кольцом, погибает Боромир, а Голлум становится рабом Кольца: он не живёт, а существует. Оно губит и развращает душу того, кто решает присвоить его силу, т.к. только истинный владелец Кольца, Тёмный Властелин Саурон, способен подчинить волшебный артефакт себе.
Во второй статье нашего курса мы уже говорили, что ключевую роль в борьбе со злом в тексте профессора играет маленький человек. Фродо стал Хранителем Кольца и спас Средиземье от гнёта Властелина Мордора, но не менее важную роль в этой истории сыграл его слуга и верный друг Сэм Гэмджи, которого зачастую называют главным героем легендариума. Такой взгляд на главного героя справедлив, т.к. именно бесконечно преданный своему хозяину хоббит спасает Фродо из логова Шелоб и несёт его на руках к сердцу Ородруина, когда Бэггинс уже не в силах идти самостоятельно.
Сэм так же, как и другие персонажи Дж.Р.Р. Толкина, проходит испытание Кольцом, но его мысли не о безграничной власти: Сэм думает о том, как благодаря его могуществу выжженное мордорское плато Горгорот можно превратить «в цветущий, плодоносный сад» [1].
Однако затем размышления садовника приводят его к другому выводу: «. в глубине души он твёрдо знал, что такое бремя ему не по силам, пусть даже видения и не совсем обманные. Хватит с него и собственного сада, незачем превращать в свой сад целое царство; есть у него свои руки – и ладно, а чужими руками нечего жар загребать» [2].
Он добровольно расстаётся с этой мыслью и в конце путешествия помогает сомневающемуся Фродо справиться со своим бременем (уничтожить Кольцо в жерле Роковой Горы). Решительный Сэм Гэмджи совершает, пожалуй, самый важный выбор, напрямую повлиявший на судьбу Средиземья. Без этого отважного хоббита спасение мира и победа над Тёмным Властелином не были бы возможны.
Так Дж.Р.Р. Толкин подчёркивает, что зло, захватившее Средиземье, возможно победить не силой, а надеждой и любовью.
[1] Толкиен Дж.Р.Р. Возвращение Государя: [Повесть] / Пер. с англ. В. Муравьева. – М.: ЭКСМО-пресс: Яуза, 1999. – 480 с.
Во имя Аслана
В цикле повестей К.С. Льюиса так же, как и в тексте Дж.Р.Р. Толкина, персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных. Олицетворением зла в «Хрониках Нарнии» выступают богиня Таш, Дама в зелёном и Белая Колдунья. Аслан побеждает Джадис в повести «Лев, Колдунья и Платяной шкаф», но мы вновь встречаем упоминание о ней в «Принце Каспиане»: ведьма говорит юному тельмаринцу, что Белая Колдунья не может умереть (мотив неисчезающего зла).
Зло не способно создавать что-то новое, оно лишь разрушает то, что было сотворено. В четвёртой повести «Принц Каспиан» К.С. Льюис на примере народа Тельмара показывает, что происходит, если люди отказываются от веры и надежды: Нарнией правит жестокий и беспощадный король Мираз; страна, которой дети Певенси управляли в Золотой Век Нарнии, превращается в место, где есть лишь безверие и тьма. Автор подчёркивает значение веры в жизни человека: у Нарнии есть настоящий правитель, поэтому герои должны вновь уверовать в него, чтобы побороть зло.
Лев Аслан олицетворяет собой силы света, однако его появление перед многочисленными героями цикла заставляет каждого из них чувствовать себя рядом с великим львом по-разному: у того, кто честен и добр, Аслан вызывает смешанное с ужасом изумление и благоговейный трепет, тот, кто зол, испытывает при его появлении ужас. Аслан выступает как объект бесконечного сердечного стремления к чему-то неизведанному (мотив Голубого цветка – символ немецкого романтизма XIX века; голубой цветок олицетворяет бегство к своей мечте, тоску по чему-то необъяснимому, недосягаемому и бесконечному): это мечта и желание человеческого сердца прикоснуться к богу [1].
Питер хочет поскорее встретиться с правителем Нарнии, его могущество не пугает мальчика; Люси тяжело прощаться с Асланом, когда ей и Эдмунду необходимо навсегда покинут Нарнию. Так автор «Хроник Нарнии» противопоставляет силы зла, несущие разрушение, и Аслана, олицетворяющего вечность.
[1] См.: МакГрат А. Клайв Стейплз Льюис. Человек, подаривший миру Нарнию / Пер.с англ.: Л. Б. Сумм. М.: Эксмо, 2019. – 520 с.
История К.С. Льюиса повествует о добре и зле, о человеческой добродетели и поиске смысла, о выборах и вызовах, о том, как человек познает свои слабости и самого себя, о его стремлении стать тем, кем ему предопределено быть [1].
[1] См.: МакГрат А. Клайв Стейплз Льюис. Человек, подаривший миру Нарнию / Пер.с англ.: Л. Б. Сумм. М.: Эксмо, 2019. – 520 с.
Lumos Maxima
Зло в романах Дж. Роулинг воплощается в конкретную фигуру – Волан-де-Морта, который готов пойти на всё, чтобы простота восторжествовала над сложностью. Тёмный Лорд делает выбор между бессмертием тела и бессмертием души, предпочитая первое: он привязывает себя к материальному миру, раскалывая свою душу на 7 частей. Одна из этих частей живёт в Гарри, и это необходимое условие для победы на Томом Реддлом. Победа юного волшебника над злом возможна только потому, что он сам носит в себе часть этого зла, может понять его и сокрушить [1].
Министерство Магии к концу семикнижия также превращается в символ абсолютного зла (ему противостоит Хогвартс) и становится инструментом для подавления личности [1].
Несмотря на внешнюю войну с Волан-де-Мортом, Гарри борется прежде всего с самим собой, со своим внутренним злом. Главным помощником юного волшебника выступает профессор Дамблдор. В последней книге Гарри узнаёт о тёмном прошлом своего наставника и начинает сомневаться. Однако это испытание он проходит и остаётся верным Дамблдору до конца. Самопожертвование ради спасения мира – это и есть главный вызов, который должен принять юный волшебник.
В конце семикнижия Гарри, как и герои Дж.Р.Р. Толкина, становится истинным повелителем смерти, отказываясь от символа власти – Бузинной палочки [2]: «Ты – настоящий Повелитель смерти, потому что настоящий повелитель не убегает от нее. Он сознает, что должен умереть, и понимает, что в жизни есть вещи намного худшие, чем смерть» [3], – говорит ему Альбус Дамблдор.
[3] Роулинг Дж. Гарри Поттер и Дары Смерти / Пер. с англ. М. Сокольской, М. Лахути, С. Ильина. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2007.
На этом наше небольшое путешествие заканчивается. В рамках курса мы поговорили о способах создания вымышленных литературных миров и разобрали несколько ключевых тем, которые английские писатели затронули в своих произведениях. Безусловно, нам удалось изучить лишь их небольшую часть, но мы надеемся, что наш курс приоткрыл для Вас дверь в волшебные миры ХХ века, и теперь Вы готовы самостоятельно исследовать новые!
Что такое дихотомия добра и зла??)
Противопоставление одного другому! Разделение двух параллельных понятий путём их сравнения по конкретным критериям.
ДИХОТОМИЯ (от греч. dichotomia разделение на две части) — деление надвое; в логике – подразделение на два ряда; отсюда: дихотомический метод.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
Проблема добра и зла принадлежит к ряду вечных проблем философии, с которыми сталкивается человек на протяжении всей своей жизни. Проблема взаимодействия добра и зла в разных ее аспектах занимает важное место в русской философии, одной из особенностей которой является панморализм, фокусирующий философские размышления на проблемах морали и нравственности.
Одним из крупнейших русских философов XX века, уделявших внимание данной проблеме, является Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965). Во введении одного из своих главных трудов этой проблематики («Условия абсолютного добра») он приводит определение этики как «науки о нравственном добре и зле и об осуществлении его в поведении человека» [1,с. 24]. Автор отмечает, что существуют не только относительные, но и абсолютные ценности. Для того, чтобы человеку избрать «правильный путь поведения», нужно сразу исключить неправильные. Поэтому Н. О. Лосский рассматривает и критически оценивает некоторые наиболее распространенные этические учения – эвдемонизм, биологизм и натуралистический эволюционизм.
Множество существ, сотворённых Богом, имеют возможность активно и творчески принимать участие в совершенном бытии Творца. Добро и зло, по Н. О. Лосскому, есть проявления этого свободного и творческого взаимодействия. Субъектов этого мира философ именует деятелями, которые сверхвременны и сверхпространственны. Деятели – это «индивиды, незаменимые и неповторимые в силу их нормативной идеи» [1,с. 10]. Каждый такой деятель обладает творческой силой, имеет способность создавать события. Личностями же являются те, кто осознают и реализовывают в жизни абсолютные ценности. Главная задача «деятелей» – осуществить «конкретное единосущие Царства Божия» [1,с. 62] – основывается на свободном выборе. Вследствие этого «некоторые деятели избирают путь, на котором возникает зло и всевозможные виды несовершенства» [1].
Теодицея Н. О. Лосского заключается в том, что зло он признаёт не внешним наказанием за грех, а «внутренне необходимым результатом искаженного соотнесения ценностей» [1], т. е. виной самих деятелей. Ведь «Творец мира Бог никоим образом не причастен мировому злу и не повинен в нем. Бог сотворил мир как совокупность существ, способных осуществлять свободную самостоятельную деятельность и удостаиваться обожения, т. е. абсолютного совершенства» [1,с. 136].