Дихроическое стекло что это
Дихроическое стекло что это
Что видит наблюдатель, рассматривая изделие из дихроического стекла? Он замечает два различных цвета, видных в зависимости от угла зрения на предмет. Например, поверхность, кажущаяся зеленой при фронтальном освещении будет казаться красной при боковом. Отсюда и происходит термин «дихроический», означающий буквально «два цвета» от греческих слов «di» (два) и «chroos» (цвет).
Дихроизм – оптическое явление, первоначально относящееся к кристаллам, имеющим оптическую асимметрию, то есть различную окраску при наблюдении вдоль оптической оси и перпендикулярно к ней. Например, кристалл апатита меняет свою окраску в зависимости от угла зрения от светло-жёлтого до зеленого цвета. Впервые это свойство кристаллов избирательно поглощать свет различных длин волн в зависимости от направления поляризации было описано французским геологом П.Кордье (P.Cordier) в 1809 году на примере минерала, названного в честь первооткрывателя кордиеритом.
Современное понятие дихроизма содержит в первую очередь способность материала делить световой поток на две (и более) части, например, дихрои́чный фильтр, применяемый в осветительных приборах и цифровой технике, отражает одну и пропускает другую часть спектра падающего на него излучения.
Все мы наблюдали явление дихроизма, любуясь зелеными переливами павлиньего пера или пламенной игре света в опале. Существует удивительная тропическая бабочка Morpho, что в переводе с греческого означает «красивая». «Кусочком неба, упавшим на землю», называют ее индейцы: бабочка отражает фантастический голубой цвет. Если она раскрывает крылья, то видна с расстояния двух с половиной километров, а если сложит – становится совсем незаметной даже вблизи. Самое поразительное в этом уникальном создании природы, что сами крылья бесцветны, цвет изменяется не за счет пигментации, а за счет их оптических свойств. Учены выяснили, что краски (отраженный свет) играют только за счет того, что в разных местах красочных пятен имеется наноструктура разной геометрии – крохотные разнообразные нано волоски.
По такому же принципу устроены искусственно созданные дихроические поверхности – они представляют собой множество сверхтонких слоев оксидов металлов толщиной в миллионные доли сантиметра. Для получения нужного эффекта на поверхность прозрачной пластины наносят от десяти до двухсот слоев с чередующимися высоким и низким показателями преломления.
Таким образом, понятие «дихроического стекла» содержит определенную неточность – само стекло прозрачно, различные цвета, которые мы видим, создаются микротонкими слоями металлических окисей. Микротонкие слои прозрачны, сами по себе они не несут никакого цвета, они лишь играют роль фильтра, позволяя лучам света с определенной длиной волны проходить через пластину стекла или отражаться от нее, создавая различные цветовые эффекты.
Почему именно стекло стало идеальным материалом для создания искусственных дихроических поверхностей? Стекло устойчиво, твердо, в состоянии противостоять довольно высоким температурам, не боится влажности или растворителей, и главное, оно прозрачно. Уникальность дихроического фильтра в том, что он не поглощает света, луч с любой длиной волны, попадающий на него, либо отражается, либо пропускается (в цветном стекле, напротив, испускается лишь часть цветного спектра, остальное поглощается). В зависимости от толщины каждого микрослоя, сочетания металлических окисей и свойств самого стекла, дихроический фильтр выборочно отражает свет с определенной длиной волны, создавая различные цвета, которые мы видим. Можно было бы сравнить дихроическую поверхность с наслоенными друг на друга микротонкими зеркалами. Переливчатость происходит, когда световые волны, отраженные от всех слоев, совпадают по фазе и объединяются.
Прежде чем технология производства дихроического стекла не сформировалась, не существовало искусственного материала, который обладал бы истинной переливчатостью в техническом смысле. Только когда космическая промышленность заинтересовалась производством дихроических покрытий для оптических систем, мерцающие и изменяющиеся под различными углами зрения цвета стали доступными творческому сообществу.
Волшебное стекло
Дихроичное стекло, пожалуй, самая новая технология в производстве бижутерии. Этот метод стал доступен благодаря новейшим исследованиям в оптике и достижениям космической промышленности..
Слово дихроичный означает »два цвета» и является производным от греческих слов »ди» (два) и »цветность». Так оно было названо из-за своей способности отражать разные цвета. Несмотря на то, что стекло называется «дихроичным», оно также может отражать три и более цветов. Рассматривая дихроическое стекло под разными углами можно заметить волшебные перемены цветов. Цвета преломляются в зависимости от угла падения света.
Тем не менее, дихроичное стекло уходит корнями к 4-му веку нашей эры. Первые подобные стёкла были изготовлены в Римской империи и состояли из полупрозрачного стекла, содержащего коллоидные частицы золота и серебра, распределенные в матрице стекла в определенных пропорциях. Благодаря этому стекло имело свойство отображать один определенный цвет, а отражать совершенно другой. Это было связано с тем, что свет, падая под одним углом отражался, под другим же – проходил сквозь стекло.
В наше время дихроичное стекло изготавливают с использованием современных технологий.
В ходе изготовления поверхность горячего стекла покрывается оксидами металлов (золото, серебро, титан, хром, алюминий, цирконий, магний, кремний) в плавильной печи в условиях вакуума. Ультра-тонкие слои различных металлов испаряются при помощи электронного луча в вакуумной камере, а затем пар конденсируется на поверхности стекла в виде кристаллической структуры. Тип, порядок и количество металлических слоев оксида используемых металлов определяет окончательный вид стекла. В зависимости от выбранных окисей, толщины наносимых слоев и их количества получается уникальная картина цветов. Стекло может быть покрыто 30-50 слоями различных металлов, при этом толщина покрытия составит всего порядка 800 нанометров. Покрытие стекла делает его похожим на драгоценный камень.
Благодаря своим исключительным свойствам преломлять лучи и изменять цвет в зависимости от угла зрения, а также богатой палитре оттенков, дихроичное стекло широко используется при создании украшений.
Чаще всего из дихроичного стекла изготавливают бусины и кабошоны, но встречаются так же вазы, декоративные фигурки и посуда.
Чарующий разноцветный блеск дихроичного стекла никого не оставит равнодушным, а руками мастеров дихроичное стекло превращается в настоящее искусство.
В моём магазинчике уже имеется несколько оттенков кабошонов фабричного производства, очаровательные искрящиеся капельки.
Но сегодня я с удовольствием и гордостью представляю мастерам 12 великолепных кабошонов ручной работы, сделанных в США, где работа с дихроичным стеклом особенно популярна (что и неудивительно, так как именно в США оно было разработано). Фотографии не могут передать и половины их магической красоты.
Надеюсь разделить с Вами свои восторг и восхищение этими маленькими чудо-галактиками и пополнить ряды поклонников этого волшебного стекла
Дихроическое стекло что это
Что видит наблюдатель, рассматривая изделие из дихроического стекла? Он замечает два различных цвета, видных в зависимости от угла зрения на предмет. Например, поверхность, кажущаяся зеленой при фронтальном освещении, будет казаться красной при боковом. Отсюда и происходит термин «дихроический», означающий буквально «два цвета» от греческих слов «di» (два) и «chroos» (цвет).
Дихроизм – оптическое явление, первоначально относящееся к кристаллам, имеющим оптическую асимметрию, то есть различную окраску при наблюдении вдоль оптической оси и перпендикулярно к ней. Например, кристалл апатита меняет свою окраску в зависимости от угла зрения от светло-жёлтого до зеленого цвета. Впервые это свойство кристаллов избирательно поглощать свет различных длин волн в зависимости от направления поляризации было описано французским геологом П.Кордье (P.Cordier) в 1809 году на примере минерала, названного в честь первооткрывателя кордиеритом.
Современное понятие дихроизма содержит в первую очередь способность материала делить световой поток на две (и более) части, например, дихроичный фильтр, применяемый в осветительных приборах и цифровой технике, отражает одну и пропускает другую часть спектра падающего на него излучения.
Все мы наблюдали явление дихроизма, любуясь зелеными переливами павлиньего пера или пламенной игре света в опале. Существует удивительная тропическая бабочка Morpho, что в переводе с греческого означает «красивая». «Кусочком неба, упавшим на землю», называют ее индейцы: бабочка отражает фантастический голубой цвет. Если она раскрывает крылья, то видна с расстояния двух с половиной километров, а если сложит – становится совсем незаметной даже вблизи. Самое поразительное в этом уникальном создании природы, что сами крылья бесцветны, цвет изменяется не за счет пигментации, а за счет их оптических свойств. Учены выяснили, что краски (отраженный свет) играют только за счет того, что в разных местах красочных пятен имеется наноструктура разной геометрии – крохотные разнообразные нановолоски.
По такому же принципу устроены искусственно созданные дихроические поверхности – они представляют собой множество сверхтонких слоев оксидов металлов толщиной в миллионные доли сантиметра. Для получения нужного эффекта на поверхность прозрачной пластины наносят от десяти до двухсот слоев с чередующимися высоким и низким показателями преломления.
Таким образом, понятие «дихроического стекла» содержит определенную неточность – само стекло прозрачно, различные цвета, которые мы видим, создаются микротонкими слоями металлических окисей. Микротонкие слои прозрачны, сами по себе они не несут никакого цвета, они лишь играют роль фильтра, позволяя лучам света с определенной длиной волны проходить через пластину стекла или отражаться от нее, создавая различные цветовые эффекты.
Почему именно стекло стало идеальным материалом для создания искусственных дихроических поверхностей? Стекло устойчиво, твердо, в состоянии противостоять довольно высоким температурам, не боится влажности или растворителей, и главное, оно прозрачно. Уникальность дихроического фильтра в том, что он не поглощает света, луч с любой длиной волны, попадающий на него, либо отражается, либо пропускается (в цветном стекле, напротив, испускается лишь часть цветного спектра, остальное поглощается). В зависимости от толщины каждого микрослоя, сочетания металлических окисей и свойств самого стекла, дихроический фильтр выборочно отражает свет с определенной длиной волны, создавая различные цвета, которые мы видим. Можно было бы сравнить дихроическую поверхность с наслоенными друг на друга микротонкими зеркалами. Переливчатость происходит, когда световые волны, отраженные от всех слоев, совпадают по фазе и объединяются.
Прежде чем технология производства дихроического стекла не сформировалась, не существовало искусственного материала, который обладал бы истинной переливчатостью в техническом смысле. Только когда космическая промышленность заинтересовалась производством дихроических покрытий для оптических систем, мерцающие и изменяющиеся под различными углами зрения цвета стали доступными творческому сообществу.
Работаем с дихроическим стеклом: делаем кобошоны в технике «Фьюзинг»
Любите ли вы стело так, как люблю его я?
Тут нужно сказать, что я не просто его люблю, это не только моя жизнь и мое все, но я еще и очень жадная до него! Сегодня речь опять пойдет о дихроике. Тут я уже рассказывала об этом волшебном стекле. Кроме своего стекла, я стала докупать его в витражном магазине. Стекольщики поймут какое это удовольствие — выбирать, смотреть на свет, проводить по нему пальцами. Ты погружаешся в мир натурального волшебства, испытываешь почти физическое удовольствие. А в мастерской все это великолепие распаковываешь и по второму кругу все разглядываешь, думаешь что с ним сделать.
После моей последней поездки в витражный магазин у меня появилось несколько пластинок дихроического стекла. Они божественны! Я выбрала лучшие из них и покажу как работаю с этим стеклом.
Для первого этапа мне понадобились :
— станок для обтачивания стекла;
1. Хочу попробавать сделать сразу несколько кабошонов. Сделаю дихроик + бесцветное, дихроик + синее, дихроик + розовое, дихроик + белое и дихроик + черное стекло. Часть кабошонов сделаю квадратными, часть круглыми.
Для кружочков в качестве шаблона у меня крышечки от бутылок. Для совсем маленьких — я вырезаю квадратики и потом скругляю углы кусачками.
Обвожу кружочки на стекле :
2. Вырезаю квадратики и кружочки в виде квадратиков.
3. Квадратики-кружочки обкусываю специальными кусачками.
Тут нужно сказать, что я очень люблю специальный инструмент для работы со стеклом. При случае обзавожусь всеми этими штуками — линейки для резки стекла, всякие кусачки. К сожалению, для фьюзинга и витража их не так много, как для лэмпворка.
4. Откусаные кусочки я использую в другой раз для всяких мозаичных украшений или в более крыпных работах. Никогда ничего не выбрасываи и храню все в баночках 🙂
5. Делаю многослойные пирожки. Люблю, чтобы стекло было толстенькое. Верхнее стекло делаю побольше, чтобы оно накрыло дихроик и не дало ему высунуться по бокам.
Квадратные на белом и на черном — это один и тот же дихроик выглядит так по разному.
К каждому цвету стекла нужно подобрать свой дихроик. Например, зеленый не будет красив на розовом стекле. А вот с голубоватым отливом — самое то!
6. Склеиваю стекло, чтобы донести до печки.
7. Включаем печь на ночь.
8. На следующий день ближе к обеду открываю печь. Она остыла до 100 градусов. Когда в печи лежит мелочевка, то открываю и при 150 градусах, если срочно нужно. На фото видно, что стекло где-то сползло, где-то не ровное. Это случается, когда поверхность стекла не ровная, а фактурная.
Кое-где дихроик вылез и организовал неровности :
Тут сползло стекло.
9. Значит, будем подгонять на шлифовальном станке.
10. Таким образом обтачиваю все кабошоны. Парные (будущие сережки) делаю, разумеется, одинаковыми.
Тут нужно обратить внимание на шлифованный край. Знаю, что многие новички мучаются с этим краем при запекании. Он становится матовым или белесым. Чтобы избажать этого — нужно всего лишь промыть край с жесткой губкой под струей воды, потом насухо вытереть. Я и сама долго не знала про этот простой способ 🙂 Мне его подкинули знающие люди 🙂
Некоторые сережки не обтачиваю, а кладу внешней стороной вниз.
11. Ставим запекать на ночь.
Все ровненькое и красивое.
Один и тот же дихроик на бесцветном и черном :
Это уже другой дихроик на розовом и бесцветном.
На черном и бесцветном.
На синем и бесцветном.
Вот так по-разному выглядит одно и то же дихроическое стекло в сочетании с другими цветами. Из одной и той же пластинки стекла можно сделать совершенно разные украшения!
А теперь нам нужно оправить наши кабошончики. Но это уже другая история!
Геометрические конструкции из дихроичного стекла от Chris Wood
Сегодня на страницах сайта Музей Дизайна мы расскажем об удивительных инсталляциях из дихроичного стекла художника Криса Вуд.
Это стекло было разработано специалистами НАСА в середине прошлого столетия и применялось в оптике для космических спутников и защитных щитках на скафандрах астронавтов.
Дихроичное стекло содержит микроскопические слои металлических окисей, что делает его способным отражать определённые лучи света, а другие пропускать. Благодаря этим свойствам инсталляции Криса получаются довольно красочные и оригинальные, где одновременно присутствуют все цвета радужного спектра.
Некоторые композиции выполнены в форме абстрактных лабиринтов, если долго смотреть на них, то создаётся впечатление, что они начинают закручиваться по спирали — такая вот оригинальная игра света.
Крис окончил Мидлсекский университет и стал дизайнером по мебели, затем он оканчивает колледж Королевский колледж искусств, где и открылся его природный талант в работе со стеклом и преломлением света с его помощью.
Можно только удивляться скрупулёзной работе довольно молодого маэстро по составлению стеклянных лабиринтов, где каждое стёклышко стоит на определённом месте и под нужным углом, чтобы в результате получился затейливый и неповторимый рисунок.
В настоящее время Крис Вуд живёт и работает в графстве Cambridgeshire, которое известно на весь мир, благодаря знаменитому Кембриджскому университету. Его оригинальные работы можно увидеть на национальных выставках, он работает и по спецзаказам для дизайна мебели и интерьеров.
В 2005 году Крис был в компании одиннадцати художников и дизайнеров, которых пригласили для проектирования и ввода в строй Схемы Эскалаторов метро в восточной части Англии.