Диксон что это такое
Поселок Диксон
Поселок Диксон часто называют «воротами Арктики».
Поселок Диксон является городским поселением Таймырского муниципального района, расположен на севере Красноярского края. Диксон — скалистый остров, поселок и порт одновременно, территориально в его состав входят архипелаг Северная Земля и мыс Челюскин — самые северные точки Евразии. Удаленность Диксона от краевого центра, города Красноярска, составляет 2 507 км, от районного центра, города Дудинки, — 650 км по воде. Площадь поселения составляет 218 955 кв. км. По данным Красноярскстата на 1 января 2014 г., в Диксоне проживает 664 человека.
Климат на Диксоне суровый и соответствует зонам — арктической пустыне и тундре. На острове Диксон нет ни одного дерева, ни одного куста. Привозимые деревья и растения в условиях сурового климата не выживают. Абсолютный минимум температур достигает –49 °С, абсолютный максимум составляет +27 °С. Полярная ночь на Диксоне длится 82 дня, полярный день, когда солнце совсем не заходит, длится более 100 суток. Снег лежит в среднем 270—290 дней в году, устанавливается в конце сентября и тает в июне. Лето на Диксоне быстротечное — всего 20 дней. В долинах даже в августе лежат снег и лед.
Диксон обладает уникальным арктическим животным и растительным миром. Здесь не редки белый медведь, полярный волк, северный олень, песец, мускусный бык, нерпа, белуха (северный дельфин), моржи, морские зайцы. Породы рыб: омуль, осетр, чир, муксун, хариус — также представляют неоценимое богатство.
История
В 1915 г. на острове был поставлен первый домик — радиостанция для связи с Большой Землей Вилькицкого, зимовавшего у берегов Таймыра. С этого времени ведется официальный отсчет жизни поселка.
Первая зимовка полярников на острове Диксон состоялась в 1916 г., когда начала работать и метеорологическая станция, передававшая в Петроград сводки погоды. Тогда царское правительство нашло на это средства. В 1919 г. на Диксон приходят ледоколы «Таймыр», «Вайгач» и «Александр Невский». Они оставили двухлетний запас угля и продовольствия «Красной полярной станции».
С 1929 г. для обеспечения нужд гидрографии и Карских экспедиций на Диксоне начал базироваться постоянный авиаотряд. Развитие мореплавания по Северному морскому пути способствовало превращению полярной станции в районный центр.
С созданием в 1932 г. управления Севморпути началось строительство поселка, полярных станций на островах и побережье Таймыра — сначала производственные, жилые и вспомогательные станции на острове, затем на материковом берегу. Одноэтажные дома образовали улицы, которые называли в честь исследователей Севера: Седова, Бегичева, Папанина, летчиков Чкалова и Водопьянова, капитана Воронина, охотника Таяна.
Названия закреплялись начальником полярной станции и постановлением политотдела.
Поселок на материке, получивший название Новый Диксон, начал свою историю с 1934 г. в связи со строительством порта. Позднее здесь появилась гидрографическая база и штаб морских операций западного сектора Арктики — координатор судоходства. В 1939 г. на Диксоне оборудована угольная база для пароходов, идущих по трассе Северного морского пути. Именно в это время Диксон начали именовать «воротами Арктики».
В 1941 г. для обеспечения возросшего объема грузооборота вошел в строй новый причал морского порта. До настоящего времени он являлся главным причалом Диксонского морского порта.
С началом Великой Отечественной войны значение Диксона резко возросло. Все конвои, следующие через Карское море, формировались здесь. Уже после Великой Отечественной войны Диксон облюбовали военные, разместив здесь подразделение ПВО и пограничников.
С 1957 г. началось строительство двухэтажных зданий, а с 1976 г. — пятиэтажных. К 1990 г. Диксон превратился в базовый поселок со сложившейся инфраструктурой, способный обеспечить нужды любой экспедиции.
Остров Диксон
Арктическим мореходам остров Диксон известен с XVIII в.
Диксон — скалистый остров в северо-восточной части Енисейского залива Карского моря при выходе Енисейской губы в Северный Ледовитый океан, расположен в 1,5 км от материка, в двух часах полета от Северного полюса. Площадь острова составляет около 25 кв. км, средняя высота — около 26 м, максимальная — до 48 м. Остров состоит из горной породы, напоминающей мелкозернистый, слоящийся гранит. На острове Диксон находится западная часть поселка Диксон.
По одной из версий, остров Диксон был открыт в начале XVII в. поморами во время плаваний вниз по Енисею до его устья и далее — до реки Пясины. Арктическим мореходам остров Диксон известен с XVIII в. Во время Великой Северной экспедиции в 1738 г. начальник ее Обь-Енисейского отряда штурман Федор Минин назвал этот клочок суши «Большим Северо-Восточным». Позже русские промышленники именовали его «остров Долгий».
Однако эти названия были забыты. В XIX в. остров стал известен как «остров Кузькин», что, по легенде, якобы соответствует имени морехода-промышленника Кузьмы.
В 1875 г. Адольф Эрик Норденшельд, проходя на судне «Прёвен», назвал глубоко врезающуюся в восточный берег бухту Гаванью Диксона по имени шведского предпринимателя Оскара Диксона, финансировавшего его экспедицию. В 1878 г. Норденшельд распространил название Диксон на остров. Лишь в 1894 г. начальник Российской гидрографической экспедиции А. И. Вилькицкий официально присвоил острову нынешнее название, увековечив тем самым имя шведского купца Оскара Диксона.
Вокруг острова Диксона находятся еще несколько более мелких островов: острова Долгие, острова Медвежьи, остров Белуха, остров Сторожевой, остров Верн, остров Большой Олений и Малые Оленьи острова, острова Западный и Восточный Кораблики, остров Нерпёнок, остров Обходной, остров Створный, остров Альбанова, остров Север, остров Конус, остров Матвеева, Северо-Восточные острова, остров Борисихина.
Климат острова Диксон арктический, самый теплый месяц — август, средняя температура которого составляет примерно +5,5 °C. Положительная температура воздуха на острове Диксон наблюдается в среднем с третьей декады июня и до третьей декады сентября. Снег лежит более девяти месяцев в году. Самая низкая температура была зафиксирована здесь в 1960 г. и составляла –52 °C. Самая высокая температура была зафиксирована на Диксоне в 1955 г. и составляла +31 °C.
10 ноября на этой широте начинается полярная ночь. В первых числах февраля солнце вновь появляется на горизонте. Зато с 5 мая по 10 августа оно совсем не заходит, полярный день здесь длится более ста суток. На острове и на прилегающей части континента нет деревьев.
22 августа 1901 г., по распоряжению Эдуарда Толля, руководителя Русской полярной экспедиции 1900—1902 гг., Николай Коломейцев и члены экспедиции на северном берегу диксонской бухты соорудили деревянный амбар для хранения угля. Эта постройка стала первой на острове Диксон. В 1915 г. на острове были созданы запасы угля для экспедиции морских судов «Таймыр» и «Вайгач». Также были собраны два жилых дома и баня, привезенные вместе с углем буксиром «Корреспондент» и баржей.
7 сентября 1915 г. на острове впервые в эфире прозвучали позывные одной из первых арктических радиостанций, этот день считается днем основания Диксона. По завершении гидрографической экспедиции станция была закрыта. Однако, учитывая большое научно-практическое значение гидрометеорологических наблюдений на побережье Карского моря, 22 апреля 1916 г. Совет министров принял постановление о выделении средств на оборудование постоянной гидрометеорологической станции на острове. Летом 1916 г. на станцию были доставлены гидрологические и метеорологические приборы, оборудование для аэрологических шаропилотных наблюдений. На ее базе в 1930-х гг. построены первые на Северном морском пути арктический радиогидрометеорологический центр и геофизическая обсерватория. Радиоцентр в дальнейшем был преобразован в Диксонское управление гидрометеослужбы.
Во время Великой Отечественной войны пароход ледового класса «Александр Сибиряков» выдержал неравный бой в бухте острова Диксон с германским тяжелым крейсером «Адмирал Шеер» и совместно с береговой артиллерийской батареей заставил врага отойти.
Диксон: 10 фактов о САМОМ северном поселке России
1. На территории размером с Великобританию живет 548 человек
За селом Диксон закреплена территория в 220 тысяч квадратных километров, что сопоставимо с территорией Великобритании (243 809 км2). Но живет на ней, согласно данным 2018 года, всего 548 человек – получается, что это почти по пятьсот квадратных километров на каждого!
На самом деле, не смотря на то, что за селом по стечению обстоятельств оказалась закреплена столь огромная территория, все его жители живут рядом друг с другом, в небольшом поселении. За последние тридцать лет их число сократилось в десять раз – все уехали на «материк», так люди из отдаленных районов страны называют остальную Россию.
2. Въезд по пропускам
Жители Диксона не могу поехать и заправить машину бензином. В поселке нет заправки, а ближайшая находится в 500 км. Впрочем, даже туда уехать не получится – дорог нет в принципе.
Если нужен бензин, его нужно успеть заказать летом, сразу на весь год. Тогда его завезут кораблем. Следующая поставка – через год. Но автомобили тут редкость все равно. «В основном у людей снегоходы и моторные лодки. В навигацию заказываем от одной до двух тонн бензина. На год хватает», – говорит житель Александр Анисимов.
4. Здесь 9 месяцев зима
В июне здесь все еще ездят на снегоходах, и средняя температура поднимается до +5-6°C.
5. Здесь совсем нет деревьев
Район Диксона это арктическая пустыня. Здесь нет деревьев, даже карликовых. Летом это зеленая тундра, зимой – бескрайние белый снег.
6. От медведей защищает полиция
Преступность в Диксоне нулевая, но полиция все равно есть – она защищает местных от медведей и волков. О приближении белых медведей сообщает также смс-рассылка и расклеенные объявления: в них настоятельно рекомендуют не ходить по одному после 20:00, не пытаться покормить медведя и (на случай, если есть желающие) не фотографироваться с ним.
Но самый эффективный способ, считает Роберт Прасценис, программист, это наблюдение за собаками: «Единственная мера безопасности: если на улице не видно собак, значит, надо смотреть по сторонам. Если псы спокойно лежат или бегают, все нормально. Когда жители видят медведя, звонят в администрацию и полицию – те в машину и прогоняют хищника».
7. В Диксоне никто не качает видео из интернета
Сотовая связь здесь появилась только лет десять назад. Теперь в посёлке есть и интернет, но он настолько слабый, что для того чтобы загрузить несколько фотографий, уходит полтора-два часа. Зато стоит такой интернет в месяц как за полгода на «материке».
8. Здесь нет больницы
Несколько лет назад она закрылась из-за отсутствия врачей в Диксоне. Если станет плохо, единственный вариант – вызвать экстренный рейс санавиации. В обычное же время периодически сюда приезжает терапевт и осматривает население. А кроме больницы здесь нет ни кинотеатра, ни автобусов, кофеен, супермаркетов или рекламных баннеров. Но есть тренажерный зал – многие проводят время там.
9. Содержание поселка обходится в более 100 миллионов рублей ($1,2 млн) в год
Это в 30 раз дороже, чем содержание поселка с такой же численностью, например, на Саянах, на леднике на юге Сибири. Диксон на 90% дотационный. Помимо небольшого числа тех, кто живет тут постоянно, в основном в поселок завозят работников вахтовым методом, и почти все они работают в бюджетных организациях.
10. Бывшая столица Арктики
В советские годы Диксон был центром торговли, разработки месторождений, экспедиций, а также местом для ссылок. Сюда со всей страны приезжали геологи, учителя, военные, полярные летчики. В 1980-х тут еще проживало около 5 тысяч человек. Сейчас поселку 105 лет.
Севернее 73-й широты: посёлок Диксон
История арктического посёлка началась с истории освоения Арктики и Северного морского пути. Первое полное обследование и картирование побережья Диксонского района выполнено отрядом Великой Северной экспедиции в 1738 году. Штурман Федор Минин назвал этот клочок земли Большой Северо-восточный остров и написал:
А в 1875 году на зверобойном паруснике «Превен» («Попытка») здесь побывал известный шведский полярный исследователь Нильс Адольф Эрик Норденшёльд. Благополучно достигнув устья Енисея через Карское море и считая себя первооткрывателем острова, он назвал его и бухту именем шведского предпринимателя Оскара Диксона, финансировавшего экспедицию. В 1894 году острову официально было присвоено это название. На берегу гавани острова был основан посёлок Диксон. Нильс Норденшёльд предсказал в то далёкое время, как и Федор Минин:
В 1915 году, когда потребовалось установить надёжную радиосвязь с зимовавшими вблизи мыса Челюскина гидрографическими судами «Таймыр» и «Вайгач», на острове был поставлен первый домик – радиостанция. Первая зимовка полярников на острове Диксон состоялась в следующем году. Тогда же начала работать и метеорологическая станция, которая дважды в сутки передавала сводки погоды в Петроградскую геофизическую обсерваторию. Учёные понимали, что в Арктике формируется климат если не всей планеты, то уж Северного полушария точно. В 1919 году на Диксон приходили ледоколы «Таймыр», «Вайгач» и «Александр Невский». Они оставили на полярной станции двухлетний запас угля и продовольствия.
Но настоящая история Диксона началась при Советской власти, когда с 1930-х годов началось активное освоение Северного морского пути. Уже в 1932 году было создано Главное управление Севморпути, и на островах и побережьях Таймыра началось строительство посёлка и полярных станций. Сначала производственные, жилые и вспомогательные сооружения возводили на острове, затем на материковой части. Одноэтажные дома образовали улицы, которые получали имена в честь исследователей Севера: Седова, Бегичева, Папанина, лётчиков Чкалова и Водопьянова, капитана Воронина, охотника Таяна и других. Названия закреплялись начальником полярной станции и постановлением политотдела.
Посёлок на материке, получивший название Новый Диксон, ведёт свою историю с 1934 года, когда здесь начали строить порт, являющийся в настоящий момент единственным на побережье Карского моря. Позднее здесь появилась гидрографическая база и Штаб морских операций западного центра Арктики – координатора всего местного судоходства до 1996 года. Именно в это время Диксон и стали именовать «воротами Арктики», а некоторые присвоили посёлку титул её столицы. В 1941 году для обеспечения возросшего объёма грузооборота вошёл в строй новый причал морского порта. Он и сейчас является главным причалом Диксонского морского порта.
В 1956 году Диксон получил статус рабочего посёлка, а в 1957 году островной и береговой посёлки были объединены в один, ставший центром Диксонского района. Тут же началось строительство двухэтажный зданий, а с 1976 года – пятиэтажных. В 1970-1980-х годах людям не верилось, что на краю России строят на вечной мерзлоте многоквартирные дома, поликлинику и больницу, Дом культуры, музей и даже самую северную в стране картинную галерею. А люди в это время жили обычной жизнью, только посреди арктической пустыни: дети ходили в школы и детские сады, диксончане выращивали в теплицах овощи, пекли хлеб и содержали собственное стадо коров. Сорок лет назад от желающих переехать на Диксон не было отбоя. Привлекала не только романтика Крайнего Севера и красота первозданной природы, но и весьма приличные зарплаты, многочисленные льготы, налаженный быт и неплохое медицинское обслуживание.
До начала 1990-х годов о Диксоне писали исключительно в оптимистических тонах. Пели знаменитую «Морзянку»: «…четвёртый день пурга качается над Диксоном…», говорили о романтике, рассказывали о белых медведях, которые нет-нет, да и выходят на окраины посёлка. Журнальные и газетные публикации посвящались экипажам атомных ледоколов, летчикам, гидрографам и путешественникам. Но времена изменились.
Сегодня Диксон – это далёкая провинция у моря. От 5000 населения осталось чуть более 500 человек. А те, кто сюда прилетает, в основном – вахтовики, учёные или журналисты. Диксон 2018 года – это поселение городского типа, застроенный двух-, трёх- и пятиэтажными домами, у которых двери занесены снегом, окна крепко заколочены или вовсе отсутствуют. Порт обеспечивает жилые дома водой, теплом и электроэнергией. Однако в каждой квартире хранятся про запас свечи: пурга может неожиданно порвать провода или повалить столбы.
Поселок состоит из двух частей – островной и материковой. Их разделяет бухта. Расстояние между ними составляет 1,5 км (между островом и материком находится островок, называемый Сахалин, видимо, из-за его расположения относительно острова Диксон). Зимой машины (в основном, это вездеходы, ТРЭКОЛы и снегоходы) ездят по ледовой дороге, а летом курсируют катера. Весной и осенью из одной части посёлка в другую можно попасть лишь на вертолёте. Даже письма сюда приходят по двум адресам: Диксон-остров и Диксон-материк.
Сегодня этот арктический посёлок переживает крайне тяжёлые времена. Сеть полярных станций, геофизическая обсерватория, порт Северного морского пути, штаб морских операций, сеть береговых аэродромов, клубы полярников, охотничьи зимовки, рыбзавод, художественная галерея – остались только в краеведческих записках и памяти людей, которые приезжали обживать неприветливый Крайний Север. Погранзастава, неотапливаемый аэропорт, гидрометеостанция, котельная, дизельная, школа, администрация, библиотека и магазин — всё, что осталось сегодня.
В 2009 году остров закрыли, и сейчас он практически необитаем. Людей переселили в посёлок, а улицы остались пусты. Теперь только северный ветер выбивает в оставленных домах ещё где-то сохранившиеся окна и двери. Единственные места, где ещё горит свет и идёт работа – гидрометеостанция и аэропорт.
В Диксонском управлении по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды из 40 стационарных полярных станций осталось всего около 25. Есть острова, где два-три зимовщика живут безвылазно буквально по несколько лет. Также ухудшилось и снабжение полярников научным оборудованием, запасными частями, специальной тёплой одеждой, топливом и продуктами питания.
Что касается аэропорта, то раньше на Диксоне было достаточно вертолётов МИ-8 и экипажей. В те времена в состав авиапредприятия входили аэропорты на мысе Челюскин и на острове Среднем (архипелаг Седова). Теперь ледовая разведка с бортов самолёта не ведется. Самолеты ИЛ-14 списали, а замены им так и не нашлось.
Прилёт вертолёта на станцию теперь грандиозное событие, ведь следующий может прилететь и через месяц, и через два. Колоссальный и уникальный опыт работы Диксонского авиапредприятия остался невостребованным. Финансирование полярной гидрографии практически свернуто, а о проведении промеров глубин полярных морей речи уже давно не идёт.
От безысходности люди стали уезжать из некогда процветающей «столицы Арктики». То, что создавалось за много лет неимоверным трудовым подвигом полярников и всей страной, уничтожилось за кратчайший срок. Теперь остров — это город-призрак, с пустыми глазницами окон, это город-памятник тем, кто пытался героически освоить суровый Крайний Север, и город-свидетельство человеческой глупости и наивной веры в лучшие времена.
А те, кто остался… почему же они не уезжают из Диксона и так привязаны к этой суровой белой пустыне? Нельзя ответить на этот вопрос однозначно. Во-первых, есть такое выражение, хорошо знакомое каждому северянину: «Если ты полюбишь Север, не разлюбишь никогда!». Во-вторых, взаимоотношения людей на Севере, а особенно на Диксоне, совершенно другие, не такие, как на материке. В суровых условиях жизни люди постоянно делятся всем: последним куском хлеба, новостями, переживаниями. Тяжёлые полярные условия вынуждают людей держаться друг за друга и ценить такие человеческие качества, как ответственность, доброта, мужество и порядочность. А в-третьих, Север даёт человеческой природе свободу и обнажает её, показывая какой ты есть на самом деле.
В посёлке Диксон по улицам ходят люди и ездят советские гусеничные снегоходы ГАЗ-21, новенькие вездеходы ТРЭКОЛ и бураны, работает магазин, открыты школьный спортзал и библиотека. Также есть церковь. Но и здесь заколоченных окон и закрытых дверей с каждым годом не уменьшается.
Чуть более 500 человек на тысячи квадратных километров. Именно столько сейчас проживает на Диксоне. Эти люди ведут обычный образ жизни: живут в домах с круглогодичным отоплением, борются с полярными ветрами, ездят в тундру и ловят рыбу, ходят на работу, в школу и детский сад, сдают экзамены, учатся рисовать в художественной школе, ходят читать в местную библиотеку, пекут хлеб, рожают детей. Ещё они следят за отопительными котлами и скоростью ветра, пережидают полярную ночь и радуются первому солнцу. Из своих окон они видят Карское море, огромную мёртвую территорию, заброшенные дома и зимовки, которые превратились в развалины.
Если Диксон снаружи омывает холодное северное Карское море, то сам посёлок и остров внутри утопают в остатках человеческой жизнедеятельности. Брошенные катера, остовы автомобилей, пустые бочки из под горючего, бытовой мусор – всё это появилось здесь за время существования посёлка.
И вот уже второй отряд волонтёров в составе сорока человек в самом северном населённом пункте нашей страны разгребает завалы, сжигает мусор, разбирает пришедшую в негодность теплотрассу и ветхие дома, приводит в порядок мемориал воинам-североморцам.
Приехавших на субботних волонтёров посвятили в полярники: поили солёной водой, кормили свежей рыбой, попросили произнести клятву!
Помимо выполнения главной задачи, волонтёрам иногда удаётся сыграть матчи по мини-футболу или баскетболу с местными пограничниками. Также московские эксперты рассказывают студентам, как самим создавать подобные социальные программы. Впоследствии они смогут поучаствовать в конкурсе социальных проектов благотворительной программы «Мир новых возможностей» и воплотить в жизнь свои идеи по развитию Арктики.
Хочется верить и надеяться, что у Диксона есть будущее. Диксон — это форпост в Арктике и её столица. Лучшая гавань для стоянки судов по трассе Северного морского пути. Здесь должны работать ученые, метеорологи, как и было раньше. Здесь сосредоточена более чем столетняя история, на которую почему-то перестали обращать внимание. Север необходимо продолжать осваивать, ведь будущее за Арктикой.
Автор: Екатерина Попова