Диктатура пролетариата что это простыми словами
Диктатура пролетариата
Власть рабочего класса, устанавливаемая в результате социалистической революции (См. Социалистическая революция) и имеющая целью построение социализма и переход общества к строительству коммунизма. Эта власть называется пролетарской потому, что руководящее положение в обществе и государстве занимает рабочий класс во главе с марксистско-ленинской партией, выступающий в союзе с крестьянством и др. демократическими слоями общества. Эта власть называется диктатурой потому, что она, осуществляя самую широкую демократию для трудящихся, использует силу, когда это необходимо, для подавления сопротивления эксплуататорских классов и пресечения деятельности враждебных социализму элементов.
Учение о Д. п. с неизбежностью вытекает из марксистско-ленинской теории Классов и классовой борьбы (См. Классовая борьба). К. Маркс и Ф. Энгельс выступили против мелкобуржуазных течений, стремившихся к примирению и затушёвыванию классовых противоречий, а также против анархистов, призывавших к немедленному разрушению всякой государственности. В противоположность этому К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали необходимость завоевания политической власти пролетариатом для построения нового общества. Власть нужна пролетариату для того, чтобы «. вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. e. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил» [«Манифест Коммунистической партии» (1848), см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 446].
Особое значение для развития идеи Д. п. имело обобщение опыта Революции 1848—49 в Германии и Парижской Коммуны 1871; это позволило Марксу и Энгельсу сделать важный вывод о необходимости слома буржуазной государственной машины, а также выявить основные черты и особенности пролетарской власти. Маркс впервые употребляет термин «диктатура пролетариата» в работе «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.» (см. там же, т. 7, с. 31,91). Впоследствии, опираясь на опыт международного рабочего движения, Маркс сформулировал в «Критике Готской программы» (1875) следующий вывод: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата» (там же, т. 19, с. 27). Дальнейшее развитие учение о Д. п. применительно к эпохе империализма и пролетарских революций получило в трудах В. И. Ленина. Ленин подчеркнул, что Д. п. означает особую форму его союза с крестьянством и другими эксплуатируемыми массами, вскрыл глубоко демократический характер Д. п. как власти трудящихся, т. е. большинства общества, над эксплуататорами, составляющими незначительное меньшинство. Ленин открыл Советы как новую форму государства рабочего класса, разработал вопрос о системе организаций Д. п. и руководящей роли коммунистической партии в этой системе, о многообразии форм Д. п. в различных странах. Положение о необходимости установления Д. п. было впервые закреплено в Программе РСДРП, принятой на 2-м съезде партии (1903).
Марксистско-ленинское учение о Д. п. блестяще подтвердилось на примере первой страны социализма — Советского Союза, опыт которого обогатил теорию Д. п. новыми идеями и выводами.
Новая полоса в развитии теории Д. п. наступила после 2-й мировой войны 1939—45, когда рабочий класс в союзе с широкими демократическими силами одержал победу в ряде стран Европы и Азии. Этот опыт обобщён в решениях 20—24-го съездов КПСС, в Программе КПСС, в документах братских коммунистических и рабочих партий. В этих документах разработаны проблемы единства в основном и разнообразия форм перехода к социализму и Д. п., о возможности в современную эпоху более широких классовых союзов пролетариата в социалистической революции, а также о превращении в известных условиях парламента из орудия буржуазии в форму народовластия при осуществлении социалистических преобразований. В Декларации Совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран 1957 Д. п. характеризуется как всеобщая закономерность социалистической революции и строительства социализма.
Переход к коммунизму, осуществляемый в СССР, выдвинул проблемы дальнейшего развития социалистического государства. Коммунистическая партия Советского Союза в своей Программе (1961) разработала вопрос о перерастании государства Д. п. во всенародное социалистическое государство.
Марксистско-ленинское учение о Д. п. складывалось и развивалось в ожесточённой борьбе против правого и «левого» оппортунизма. «Марксист лишь тот, — писал Ленин, — кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата. В этом самое глубокое отличие марксиста от дюжинного мелкого (да и крупного) буржуа. На этом оселке надо испытывать действительное понимание и признание марксизма» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 33, с. 34). Борясь против реформистов и правых ревизионистов, отрицающих необходимость Д. п. для перехода от капитализма к социализму, марксисты-ленинцы исходят из того, что без Д. п. строительство социализма невозможно. Вместе с тем марксизм-ленинизм ведёт решительную борьбу против догматического, вульгаризаторского толкования Д. п., стремления увековечить её, преувеличения роли насилия при переходе к социализму и коммунизму, недооценки необходимости развития социалистической демократии.
Характер и черты Д. п. определяются задачами построения социализма. В области экономической необходимо заменить частную собственность на орудия и средства производства общественной и ввести планомерную организацию производства в интересах благосостояния и всестороннего развития трудящихся; в области социальных отношений — ликвидировать эксплуататорские классы, возможность эксплуатации человека человеком; в области политической — укрепить государство путём расширения его социальной базы, упрочения союза рабочих и крестьян, привлечения всё более широких масс к участию в управлении общественными делами, дальнейшего развития пролетарской демократии; в области военной — укреплять оборонную мощь и вооружённые силы. Д. п., — писал Ленин, — «. есть упорная борьба, кровавая и бескровная, насильственная и мирная, военная и хозяйственная, педагогическая и администраторская, против сил и традиций старого общества» (там же, т. 41, с. 27).
Одним из первых шагов Д. п. является экспроприация собственности крупной буржуазии и помещиков. Опыт показал, что экспроприация, как правило, вызывает ожесточённое сопротивление эксплуататорских классов. Сопротивление свергнутой буржуазии тем опаснее, что она непосредственно после социалистического переворота располагает ещё большой силой. Парализовать силу буржуазии и подавить её сопротивление способна только сильная и решительная власть. Сила, которую рабочий класс вынужден использовать против реакционеров, носит глубоко демократический характер как по своим целям, выражающим волю подавляющего большинства народа, так и по своим методам, применяемым самим народом.
Сущность и высший принцип пролетарской власти состоит в союзе рабочего класса со всеми трудящимися и др. демократическими силами. «Диктатура пролетариата, — писал Ленин, — есть особая форма классового союза между пролетариатом, авангардом трудящихся, и многочисленными непролетарскими слоями трудящихся (мелкая буржуазия, мелкие хозяйчики, крестьянство, интеллигенция и т.д.), или большинством их, союза против капитала, союза в целях полного свержения капитала, полного подавления сопротивления буржуазии и попыток реставрации с ее стороны, союза в целях окончательного создания и упрочения социализма» (там же, т. 38, с. 377). Рабочий класс не в силах в одиночку, без союзников, решить грандиозные задачи социалистического строительства. Он исторически призван не только повести всех трудящихся на свержение капиталистического строя, но и возглавить их в строительстве социалистического общества.
Широта союза рабочего класса с др. демократическими силами зависит от конкретно-исторических условий, а также от гибкой политики пролетарского государства.
Власть рабочего класса и всех трудящихся на практике воплощается в системе политических и общественных организаций, к числу которых относятся: органы государства, политические партии, профсоюзы, кооперативные объединения, молодёжные организации и др. Руководящей силой в системе Д. п. является марксистско-ленинская партия рабочего класса. Она играет особую роль в политической системе стран социализма. Рабочему классу и его союзникам после взятия власти предстоит выдержать упорную борьбу против сил и традиций капиталистического строя, против отсталых взглядов и привычек миллионов людей. «Без партии, железной и закаленной в борьбе, без партии, пользующейся доверием всего честного в данном классе, без партии, умеющей следить за настроением массы и влиять на него, вести успешно такую борьбу невозможно» (там же, т. 41, с. 27). На основе теории марксизма-ленинизма и опыта масс партия вырабатывает политическую линию во всех областях социалистического и коммунистического строительства и руководит всем процессом осуществления этой линии на практике.
Такое понимание роли партии в системе Д. п. подвергается критике со стороны ревизионистов. Ревизионисты настолько сужают руководящую роль партии, что это равноценно полному отказу от партийного руководства социалистическим строительством. Они утверждают, что партия должна быть лишь идеологическим фактором развития социалистического сознания, но не политическим фактором, фактором власти. Эта концепция способна привести к усилению влияния в обществе и государстве враждебных трудящимся политических сил. Отвергая концепцию ревизионистов, марксисты-ленинцы вместе с тем дают отпор вульгаризаторам, которые утверждают будто диктатура рабочего класса тождественна диктатуре его партии. Это привело бы к свёртыванию многообразных форм, через которые рабочий класс осуществляет своё руководство обществом, сузило бы базу его власти, а значит ослабило её.
Партия руководит всеми государственными и общественными организациями, но не подменяет их. Она добивается осуществления своей политики, действуя через членов партии, работающих в государственном аппарате и в общественных организациях.
Для всех социалистических стран характерно возрастание роли масс в общественно-политической и хозяйственной жизни. Этому способствуют принципы устройства всех организаций Д. п. на основе демократического централизма (См. Демократический централизм). Диктатура рабочего класса порождает исторически новый тип демократизма — пролетарскую демократию, направляемую и руководимую рабочим классом, которая служит классам и группам населения, строящим социализм, т. е. интересам подавляющего большинства общества.
Власть рабочего класса вырастает из конкретных условий освободительной борьбы каждого народа. Поэтому в разных странах она не может не приобретать различной формы. «Все нации придут к социализму, — писал Ленин, — это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни» (там же, т. 30, с. 123).
Разнообразие форм Д. п. объясняется тем, что на форму пролетарской власти, наряду с определяющим влиянием её классовой сущности, оказывают воздействие и др. факторы, к числу которых относятся: уровень экономического и политического развития страны, расстановка классовых сил в ней и соотношение сил социализма и капитализма на мировой арене, мирный или немирный путь развития социалистической революции, уровень политического сознания народа, национальные традиции.
Исторически первой формой власти рабочего класса была Парижская Коммуна 1871. Советы были формой Д. п., рождённой революционным опытом рабочего класса, народных масс России и утвердившейся в результате Великой Октябрьской социалистической революции. В ходе дальнейших революций после 2-й мировой войны 1939—45 родилась новая форма Д. п. — народная демократия. Развитие революционного движения убедительно показало, что основные черты власти рабочего класса одинаковы для всех стран, осуществляющих переход к социализму.
Опыт стран народной демократии свидетельствует, что при благоприятной внутренней и внешней обстановке есть возможность перехода от демократического этапа революции к социалистическому и установления власти рабочего класса без гражданской войны. Слом старой государственной машины в этих условиях может быть осуществлён постепенно посредством отсечения наиболее реакционных частей её, преобразования и использования традиционных демократических форм. Новая расстановка классовых сил предопределила особенности народной демократии. Диктатура в этих странах была направлена в основном против крупной буржуазии, а демократия распространяется на пролетариев, крестьянство, городскую мелкую буржуазию, интеллигенцию. Почти во всех этих странах существуют народные, национальные фронты, включающие социалистические и демократические силы: Национальный фронт чехов и словаков в Чехословакии, Отечественный фронт в Болгарии, Фронт социалистического единства в Румынии и т.д.
Переход народов др. стран к социализму породит новые формы власти рабочего класса. Однако каждый народ, встающий на путь социализма, неизбежно должен будет в той или иной форме осуществить социалистическую революцию и установить политическую власть рабочего класса и всех трудящихся.
Построение социализма и переход к коммунизму вызывают изменение характера, задач, функций, форм и методов деятельности власти рабочего класса. Д. п., рождённая социалистической революцией, играет всемирно-историческую роль в построении социализма. В то же время в процессе строительства социализма она претерпевает изменения. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов в той или иной стране отмирает функция подавления их сопротивления. На этой основе начинается процесс перерастания государства Д. п. во всенародную организацию тружеников социалистического общества. Обеспечив полную и окончательную победу социализма в СССР и переход общества к строительству коммунизма, Д. п. выполнила свою историческую миссию и с точки зрения задач внутреннего развития перестала быть необходимой в Советском Союзе. Государство Д. п. превратилось в общенародное социалистическое государство, пролетарская демократия — во всенародную социалистическую демократию. «. Диктатура рабочего класса перестает быть необходимой раньше, чем государство отмирает» (Программа КПСС, 1971, с. 101). Социалистическое общенародное государство продолжает дело пролетарской диктатуры. Руководство рабочего класса во главе с коммунистической партией сохраняется и в период перехода к коммунизму. Но оно также претерпевает изменения. Рабочий класс как руководящий класс не пользуется никакими особыми преимуществами. С исчезновением классов и построением коммунизма рабочий класс завершит выполнение своей роли руководителя общества.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т 3; Маркс К., Нищета философии, там же, т. 4, гл. 2, § 5; его же, Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850, там же, т. 7; его же, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; его же, Гражданская война во Франции, там же, т. 18; его же, [Письмо] И. Вейдемейеру 5 марта 1852 г., там же, т. 28; Ленин В. И., О задачах пролетариата в данной революции, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 31; его же, Государство и революция, там же, т. 33; его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 37; его же, О «демократии» и диктатуре, там же; его же, О государстве, там же, т. 39; его же, О диктатуре пролетариата, там же; его же, Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, там же; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Москва, 1969 г. Документы и материалы, М., 1969; К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Тезисы ЦК КПСС, М., 1969; Основы марксизма-ленинизма, 2 изд., М., 1962; Основы научного коммунизма, 3 изд., М., 1969; Бурлацкий Ф. М., Государство и коммунизм, М., 1963; Ленинское учение о диктатуре пролетариата, М., 1970.
Диктатура пролетариата
Содержание
Появление термина
Термин Диктатура пролетариата появился в середине XIX века. Первое известное использование термина — в работе Карла Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 гг.» (написана в январе — марте 1850 года): «Этот социализм есть объявление непрерывной революции, классовая диктатура пролетариата как необходимая переходная ступень к уничтожению классовых различий вообще, к уничтожению всех производственных отношений, на которых покоятся эти различия, к уничтожению всех общественных отношений, соответствующих этим производственным отношениям, к перевороту во всех идеях, вытекающих из этих общественных отношений» (т. 7, с. 91).
«Диктатура пролетариата» в марксизме
В Манифесте коммунистической партии (1847 год) Маркс и Энгельс, хотя и не используя собственно термина «диктатура пролетариата», изложили основные положения концепции: «Первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии. Пролетариат использует своё политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, то есть пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил.» [4]
1 января 1852 года журналист Джозеф Вейдемейер опубликовал статью «Диктатура пролетариата» в газете New York Times. В «Письме Вейдемейеру» от 5 марта того же года Маркс писал, что он доказал, в частности, «что классовая борьба необходимо ведёт к диктатуре пролетариата» и что «эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов.» [5] Маркс считал «диктатуру пролетариата» единственно возможной и неизбежной формой пролетарской власти, так как он ошибочно [6] полагал, что в буржуазном обществе существует «диктатура буржуазии», и буржуазия власть не отдаст, кроме как при её (буржуазии) насильственном уничтожении. Реальное развитее общества, однако, показало, что существуют и иные формы контроля власти буржуазии. [6] Не вдаваясь в детали практического построения такой формы власти, Маркс, в качестве примера воплощения своей теории о «диктатуре пролетариата» в реальном мире, привёл Парижскую коммуну.
Теоретики революционного марксизма объясняли коренное отличие процесса превращения капиталистического общества в коммунистическое от предыдущих смен формаций тем, что зачатки новых форм отношений зарождались внутри старых обществ. При капитализме, однако, зарождение новых коммунистических форм невозможно. Ленин, к примеру, писал:
— Политический отчет Центрального Комитета Седьмому экстренному съезду РКП(б). 6—8 марта 1918 г.
Справиться с этой задачей может, согласно марксизму, только диктатура пролетариата, которая (а) насильственным путём отберёт у господствующего класса буржуазии существующий государственный капиталистический механизм, уничтожит его, создаст новый, пролетарский государственный механизм и (б) будет подавлять попытки буржуазии вернуть себе власть.
«Парижская коммуна» и «диктатура пролетариата»
«Диктатура пролетариата» в марксизме-ленинизме
Определение Ленина
Развитие теории о диктатуре пролетариата происходило и во время существования «государства диктатуры пролетариата». Ленин писал о «диктатуре пролетариата»:
Определение Сталина
И. В. Сталин определял «диктатуру пролетариата» следующим образом:
Комментарий
«Диктатура пролетариата» и социал-демократия
К концу XIX века рабочее марксисткое движение разделилось на две основные ветви — «революционный» марксизм (коммунизм) и «ревизионизм» (социал-демократия) (Бернштейн, Каутский). Последние подвергли учение Маркса, возникшее в середине XIX века, «ревизии» на основании нового исторического опыта, накопленного за прошедшие с того времени годы. Наблюдая за практическим развитием капиталистических отношений социал-демократы делали такие выводы: ставили под сомнение, как недоказательный, тезис Маркса о неизбежности социализма, как более высокой степени развития общества; отрицали факт растущей нищеты пролетариата по мере развития капиталистическх отношений и обострения в связи с этим классовой борьбы, а утверждали, что наоборот, практика показала, что имущественная пропасть между капиталистами и пролетариями уничтожается, а классовые противоречия притупляются; безусловно отвергалась теория о «диктатуре пролетариата», так как насильственный переворот становится бессмысленным, а социализм должен зародится внутри демократического буржуазного общества и «мирно врасти» в него. Социал-демократы указывали на то, что по мере развития капиталистических отношений, пролетариат завоёвывает всё больше экономических и политических свобод, и значит что только при условии соблюдения демократии, а не её уничтожении, возможно завоевание пролетариатом господства, и что эта же демократия сделает невозможной «диктатуру буржуазии». [14] :168—171 Но всё это были лишь теоретические выкладки, так ни в одной стране мира до 1917 года пролетариат не получал власть ни насильственным, ни парламентским путём.
Из-за различных оценок «диктатуры пролетариата» раскол между большевиками и европейскими социал-демократами углубился ещё больше. В III Интернационал, организуемый большевиками, согласно одному из условий приёма, могли входить лишь те партии, которые признавали верность теории о «диктатуре пролетариата».
Не менее категорично-отрицательно оценивали большевистскую диктатуру пролетариата и некторые российские социал-демократы. Так, глава Правительства Северной области и авторитетный российский револююционер Н. В. Чайковский в «Декларации главы Архангелькой области», написанной с «социал-демократических позиций» и изданной в феврале 1919 г., писал о созданной большевиками политической системе: «… Что же касается диктатуры пролетариата, то это только знамя. В сущности же это — диктатура кучки фанатиков…» [17] :410
«Диктатура пролетариата» в СССР — практическое воплощение теоретических установок
Закрепление формы власти в основных законах
Советское государство официально именовало себя «диктатурой пролетариата» после Октябрьской революции 1917 года. Первая конституция Советской России, принятая в июле 1918 года и названная «конституцией переходного момента», провозглашала своей основной задачей «установление диктатуры городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии…». [18] :Ст.9
Первая конституция СССР, принятая в 1924 году, называла образовавшееся союзное государство «диктатурой пролетариата». [19] Тем не менее, Конституция 1936 года (так называемая «Сталинская конституция») провозгласила, что в СССР социализм победил и в основном построен. Это означало, что в стране официально уничтожена частная собственность на средства производства и эксплуататорские классы, а значит исчез и сам пролетариат, как класс эксплуатируемых и, следовательно, его диктатура, с помощью которой пролетариат удержал власть, — уже пройденный этап. Заявлялось, что в стране в основном победили социалистические производственные отношения, экономической основой провозглашалась плановая социалистическая система хозяйства, опирающаяся на социалистическую собственность в двух ее формах — государственную и колхозно-кооперативную. При этом СССР продолжал официально оставаться государством диктатуры пролетариата.
В дальнейшем Конституция 1977 года провозгласила утверждение в СССР «развитое социалистическое общество», в связи с чем определение СССР как государства диктатуры пролетариата была официально заменено на общенародное государство: «ведущей силой которого выступает рабочий класс. Выполнив задачи диктатуры пролетариата, Советское государство стало общенародным». При этом отмечалось, что «возросла руководящая роль Коммунистической партии — авангарда всего народа». [20]
Практическая реализация
Выполнение задач по «разбиванию вдребезги старого государственного аппарата»
Захватив власть, большевики принялись разрушать имеющийся государственный аппарат и уничтожать экономическую основу буржуазного общества, для «подрыва господства, авторитета, влияния буржуазии». Были национализированы все банки, распущена армия, которая заменялась «вооружением трудящихся», вся земля объявлялась «общенародным достоянием», все «леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельско-хозяйственные предприятия» национализировались, все «фабрики, заводы, рудники, железные дороги, прочие средства производства» переходили в собственность Советской Рабоче-Крестьянской Республики. Советская власть аннулировала все займы, заключённые старой властью. [18]
Для лишения буржуазии возможности агитации и «уничтожении зависимости печати от капитала» все типографии передавались в руки рабочего класса, все независимые газеты закрывались. Все пригодные для проведения собраний помещения отбирались у их владельцев и передавались «в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты». Вводилась всеобщая трудовая повинность — «не трудящийся да не ест». [18]
Подавление «бешеного сопротивления» [21] буржуазии
Считалось, что диктатура пролетариата обрела практическую форму организации во власти Советов. По основному закону РСФСР 1918 года правом избирать и быть избраными в советы (основное право, дающее возможность гражданам принимать участие в управлении государством) лишались следующие категории лиц:
а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.;
в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;
е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой:
ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.
При этом сами выборы в высший орган власти — «Всероссийский Съезд Советов» — оставались, как и в царской России, непрямыми и неравными: корпус его депутатов составлялся из представителей городских советов «по расчету 1 депутат на 25.000 избирателей, и представителей губернских Съездов Советов, по расчету 1 депутат на 125.000 жителей». [18] :Cт.25 То есть городской пролетариат получал преимущество перед сельским населением, имеющим право голоса.
Параграф 23 Конституции гласил:
Коль социальное неравенство было прописано основным законом страны, то разнообразные законы более низкого уровня и ведомственные инструкции ставили отдельные социальные группы просто-напросто «вне закона». Так, вскоре после принятия конституции, закрепившей в виде основного закона лозунг «Кто не работает, тот не ест», был издан декрет «О трудовых книжках» (октябрь 1918 года). Согласно этого декрета, все лица, подпадающие под статью 65 конституции (то есть те, кто был лишён всех прав), обязаны были получить «трудовые книжки». В них не реже одного раза в месяц должны были заноситься данные о выполнении возложенных на них «общественных работ и повинностей» (расчистка улиц от снега, заготовка дров и т. п.). Те, кто не был занят общественным трудом, обязаны были отмечаться один раз в неделю в милиции. Этим лицам было запрещено перемещаться по стране без этой книжки и, самое главное, без предъвления трудовой книжки с отметкой о произведённых работах невозможно было получить продовольственные карточки, что в условиях военного коммунизма было равносильно голодной смерти. [24] Продовольственные и иные карточки, являвшиеся исключительным способом получения жизненных припасов для горожан, ввиду полного запрета свободной торговли, так же выдавались гражданам в зависимости от их социальной принадлежности. Так, в 1919 году в Петрограде насчитывалось 33 вида карточек, каждую из которых необходимо было ежемесячно обновлять — хлебные, молочные, обувные и т. д. Население было разбито на три категории: к первой относились рабочие, ко второй — служащие, к третьей — все те, кто по конституции был лишен всех прав. Размер пайка у первой категории был вчетверо больше, чем у третьей. [25]
Для экономического уничтожения буржуазии все состоятельные классы были обложены единоразовым «чрезвычайным налогом» — разовой контрибуцией в размере 10 миллиардов рублей. В счет налога изымались деньги, ценности, предметы искусства. [25]
Созданная Чрезвычайная комиссия наделялась правом внесудебных расправ. ЧК сосредоточила в своих руках арест, следствие, вынесение приговора и его исполнение. Вскоре был объявлен «красный террор», государство «диктатуры пролетариата» считало допустимым брать заложников из лиц, лишённых прав, которых размещали в концлагерях и, как акты усташения или мести, могли казнить. Заложничество приняло невиданные масштабы. [25] Даже в 1927 году, уже много позднее окончания гражданской войны, советская власть продолжала казнить заложников «именем диктатуры пролетариата». Сталин, отвечая на протесты западных социал-демократов по этому поводу, писал: