Дилерский сертификат что это
Нужно ли получать сертификаты, если поставляешь чужой товар на маркетплейсы?
Нет, не нужно. Производитель обязан передать копии всех сертификатов вместе с товаром
Виктор Подгорский
Алексей спрашивает: «Супруга производит товары и продает их на маркетплейсе со всеми сертификатами. Если я буду сам поставлять ее товары на маркетплейс, нужно ли мне повторно получать сертификаты?»
Нет, повторно получать сертификаты не нужно
По закону производитель должен передать товар покупателю со всеми документами на него — в том числе с сертификатами или декларацией соответствия.
Это значит, что ваша супруга может передать сертификаты и вам не нужно заново их получать.
Договориться о сертификатах на словах недостаточно: нужно зафиксировать это в договоре. Например, в разделе с обязанностями поставщика написать: «Производитель должен передать сертификаты на товар вместе с товаром».
Это нужно указывать в договоре не только на случай ссоры с женой, но и на случай проверки. Например, Роспотребнадзор может проверить, есть ли у предпринимателя документы.
Требования к сертификату
Нельзя просто распечатать сертификат или сфотографировать его на телефон: такая копия не будет действовать. Копия сертификата станет действительной, когда ее заверит производитель товаров подписью.
Если копию заверяет компания и у нее есть печать, можно поставить к подписи печать.
Копия сертификата должна выглядеть так:
Предприниматель может поставлять товар в другие страны. Если он не сам повезет товар через таможню, а обратится к посреднику, к сертификату нужна доверенность.
Если у продавца нет действительной копии и доверенности, его могут оштрафовать. На сентябрь 2021 года штраф для ИП — от 20 000 до 40 000 ₽, для организаций — от 100 000 до 300 000 ₽.
Как запросить сертификаты у поставщика
По закону поставщик обязан передать бумаги вместе с товаром. Если продавец забыл приложить документы, покупатель должен назначить новый срок, например прислать партнеру уведомление.
Бывает, что товар пришел без документов, а предприниматель внес предоплату. Если поставщик отказывается передать сертификаты, можно вернуть товар и забрать предоплату.
Если поставщик не возвращает деньги, тогда предприниматель может отправить ему претензию и через 30 дней пойти в суд.
В крайнем случае покупатель может пройти сертификацию сам в аккредитованном центре, если не хочет тратить время в суде или нужно быстро продать товар.
Как проверить сертификаты
У сертификатов есть срок действия, после которого они становятся недействительными. Предприниматель может проверить на сайте Росаккредитации, действует ли документ от поставщика.
Еще такая проверка поможет избежать мошенников: если в базе документа нет, скорее всего, он поддельный.
Нужно ли предоставлять сертификат на маркетплейсе
Сертификат нужно предоставлять по запросу маркетплейса. Маркетплейс может запросить его во время или после регистрации: у каждой интернет-площадки условия отличаются, нужно смотреть договор.
Покупатели маркетплейса также могут попросить сертификаты на товар. Если они не получат ответ, то могут пожаловаться на торговую площадку в Роспотребнадзор. На основании жалобы он начнет проверку.
Если по итогам проверки Роспотребнадзора маркетплейс получит штраф, эти деньги должен будет компенсировать продавец, который не предоставил сертификаты. Это стандартное условие договора маркетплейса.
Ниже рассказываем, как обстоят дела на популярных площадках. Информация актуальна на сентябрь 2021 года. Если читаете статью позже, правила могут измениться.
Эксперты ответят на ваш вопрос
Эксперты Тинькофф отвечают на вопросы по налогообложению, законам, трудовым спорам и другим проблемам в бизнесе. Чтобы мы разобрали вашу ситуацию, пишите на secrets@tinkoff.ru.
Сертификаты для Wildberries
Чтобы начать продавать на Wildberries, сертификаты не нужны. Но их могут спросить позже — так написано в оферте.
Сертификаты для Ozon
Чтобы продавать на Ozon, сертификаты нужны при заполнении карточки — без них продавать на площадке нельзя.
Сертификаты для Яндекс.Маркета
На Яндекс.Маркете сертификаты не спрашивают. Но это не освобождает продавца от обязанности получить их у поставщика.
Сертификаты для Lamoda
При регистрации на сайте Lamoda сертификаты тоже не спрашивают, но поставщик обязан передавать их на товар, а также присылать по запросу площадки.
Подписка на новое в Бизнес-секретах
Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.
Сейчас читают
ИП сдает в аренду нежилое помещение: какие налоги платить?
ИП платит страховые взносы, налоги с доходов в зависимости от выбранной системы налогообложения и в некоторых случаях — налог на имущество
Как оплачивать простой по вине работодателя?
Работодатель должен выплатить 2/3 среднего заработка работника за время простоя
Можно ли уменьшить стоимость патента, если изменились условия работы?
Да. Если изменились показатели, которые влияют на стоимость патента, можно сделать перерасчет цены патента
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Что такое дилерский договор и кому он выгоден
Дилерское соглашение — это документ, в рамках которого посредник покупает товар у дистрибьютора и реализует его на определенной территории, при этом дистрибьютор не может продавать товар на этой территории кому-то еще.
Что собой представляет дилерский договор
Сегодня такие контракты встречаются повсеместно, поэтому определить правовую природу дилерского договора в 2020 году нетрудно: он смешанный и включает в себя элементы купли-продажи, поставки, оказания услуг, агентирования, коммерческой концессии. Поэтому дать определение дилерского договора по ГК РФ невозможно — закон не выделяет такую конструкцию в самостоятельный вид. Учитывайте, что законодательство меняется, и не исключается появление новой правовой конструкции в ГК РФ.
Смешанные контракты законодательство допускает, противоречить закону он не может, несмотря на принцип свободы (ст. 421 ГК РФ). Смешанные контракты распространены и в сферах банковских продуктов, агентирования, услуг по управлению.
Судебная практика ввиду правовой неопределенности неоднозначна: суд оценивает сделку по ее содержанию, признакам и элементам, которые свойственны тем или иным правовым конструкциям, чтобы определить применимый закон или аналогию закона. Суды не выделяют такие контракты в самостоятельный вид. Учитывайте, что в различных регионах судебная практика различна и суды по-разному оценивают такие контракты.
Больше всего такие сделки схожи с отношениями по поставке, к контрактации их отнести сложно — государство не выступает в качестве посредника и осуществляет закупки только для собственных нужд. Вот перечень того, чем отличается дилерский договор от договора поставки и других, схожих с ним:
Когда его выгодно заключать
Первым делом при упоминании слова «дилер» у многих на ум приходит сфера автомобильных салонов. В чем выгода от такой сделки и для чего заключается дилерский договор, например автомобильным концерном? Благодаря такому соглашению, производителю становится проще реализовать свою продукцию:
Такие сделки выгодны крупным концернам, которые поставляют продукцию по всей стране, им проще осуществить сбыт продукции через посредника. Особенно выгодна такая сделка зарубежным компаниям, продающим товар через посредника, он лучше знает местный рынок и особенности покупательской способности на нужной территории.
Существующие правовые конструкции сделок, поименованных в ГК РФ, не дают сторонам использовать конкретный вид контракта и прописать все условия и обязательства сторон, поскольку условия специфичны.
Основные условия дилерского договора
Любая сделка содержит существенные условия, без которых она не является заключенной. Поскольку ГК РФ не говорит, что такое дилерский договор, и не выделяет его в самостоятельный вид, судебная практика идет по аналогии закона и выделяет такие существенные условия посреднического контракта: предмет, цена, территория действия, порядок использования товарного знака.
В такой сделке четко прописывают перечень продукции, на который она распространяет действие, чтобы избежать претензий относительно ассортимента. Поскольку контракт имеет особенность относительно территории действия, укажите страну, округ, край, область, город и, при необходимости, район города или даже улицы, если в вашем городе есть еще один дилер вашего поставщика. Цена указывается твердая, иногда к контракту прикладывают прайс на каждый вид продукции. Четко пропишите условия использования товарного знака, поскольку дилер рекламирует товар и иным образом его использовать нельзя.
В случае заключения дилерского договора с производителем продукта необходимо указать, какие документы стороны должны предоставить друг другу, помимо оформленного экземпляра соглашения. Дистрибьютор предоставляет посреднику сертификат или гарантийное письмо. Учитывайте, что это дилерские документы, которые подтверждают факт официальных отношений дилера и дистрибьютора, их размещают в торговом зале или на сайте.
Регистрация товарного знака и сертификация продукции: основные требования маркетплейсов
В числе основных сложностей, с которыми сталкиваются предприниматели прежде, чем выйти со своим предложением на маркетплейс – сертификация товаров и регистрация товарного знака. В чем нюансы этих процедур, для кого они обязательны и каких правил нужно придерживаться – читайте в статье.
Все о регистрации товарного знака для маркетплейсов
Каждый маркетплейс предъявляет особые требования к селлерам. Политика торговых онлайн-платформ в РФ относительно товарного знака (ТЗ) отличается. Некоторые вообще не работают с продавцами, у которых нет свидетельства о регистрации ТЗ. Кто-то перекладывает ответственность за нарушение законодательства в этом плане на самого предпринимателя, указывая данный нюанс в договоре.
Наличие ТЗ подтверждает право на легальное использование бренда.
Для этого подходит несколько видов документов:
Помимо того, что ТЗ – обязательное или крайне желательно условие размещения на маркетплейсе, это еще и:
Также регистрация поможет предотвратить такие нежелательные ситуации:
Давайте разберем требования самых крупных популярных маркетплейсов относительно процедуры регистрации ТЗ.
Wildberries
«Вайлдберриз» не запрашивает у селлера свидетельство о регистрации ТЗ во время создания личного кабинета. Скан можно загрузить позже.
Однако нужно учитывать риски, которые возникнут в случае претензий по поводу неправомерного использования торговой марки от третьих лиц. Тогда продавец должен будет не только убрать свою продукцию с сайта маркетплейса, но и возместить WB понесенные затраты. Также придется заплатить штраф в размере 100 000 рублей.
Фрагмент договора-оферты WB
Прецеденты, касающиеся нелегального применения ТМ у Wildberries уже были. Один из самых крупных произошел в 2018 году. Компания «СТС Медиа» подала иск за продажу женской одежды под именем бренда Sweet Me. Сумма компенсации составила 40 000 000 рублей.
Теперь при появлении каких-либо жалоб администрация маркетплейса оперативно блокирует нарушителей авторских прав.
Подробные условия по регистрации ТЗ на «Вайлдберриз» есть в договоре-оферте. Получить информацию можно после того, как зарегистрируетесь и предоставите коммерческое предложение.
Учитывая последние данные, компания не требует подтверждения прав на ТЗ в обязательном порядке. Но продавать контрафакт и использовать чужие торговые марки недопустимо. Вся ответственность за это возлагается на партнера.
Если на маркетплейс выходят 2 селлера с идентичным товарным знаком, WB может запросить уведомление о приеме и регистрации заявки в форме №940. Она подтверждает приоритет ТМ и свидетельствует о том, что документ находится на рассмотрении патентного ведомства.
Запрос может поступить в любой момент. А на предоставление нужных документов дается всего 24 часа. Сама процедура регистрации – долгий процесс, который стоит начинать за несколько месяцев до выхода на маркетплейс.
Подведем итог всему вышесказанному: по факту работать без товарного знака на «Вайлдберриз» можно, если на платформе не присутствует бренд с аналогичным названием. Однако это всегда серьезный риск.
На «Озон» все жестче. Здесь нарушение авторских прав и отсутствие ТЗ – одна из самых частых причин блокировки склада или товара. Это касается продажи любой брендированной продукции, торговая марка которой зарегистрирована в международной или российской системе интеллектуальной собственности.
Маркетплейс работает по таким правилам:
Всю необходимую документацию администрация может также запросить в любой момент, как и на Wildberries. При возникновении прецедентов продавцы компенсируют убытки платформе и выплачивают штраф в размере 150 000 рублей.
Lamoda
На «Ламоде» самые строгие требования к товарным знакам. Их разработали после негативного опыта, связанного с рядом судебных разбирательств. Сейчас на торговой платформе могут работать исключительно правообладатели.
Письмо с подробными правилами приходит партнеру сразу же вслед за регистрацией на сайте. И среди пунктов в перечне условий размещения на Lamoda – зарегистрированный товарный знак.
Чтобы добавить на сайт маркетплейса новый бренд, следует предоставить один из следующих документов:
Как происходит процедура регистрации
Если вы хотите зарегистрировать собственный ТЗ для последующей торговли на маркетплейсе, необходимо:
Также можно обратиться за помощью в специализированную компанию.
Сертификация для маркетплейсов
Какая нужна документация
Цель любого маркетплейса – чтобы на торговой площадке продавались только безопасные, качественные продукты. Продавцы несут полную ответственность за качество товара. Перед размещением на платформе они обязаны убедиться, что продукт соответствует всем применимым нормам безопасности.
Разрешительные документы, которые требуются для продажи на маркетплейсах:
1. Декларация или сертификат соответствия. Юридический документ, в котором производитель официально заявляет соответствие продукта требованиям по здоровью, безопасности и экологическим директивам. ДОС обязательна для любого продукта, попадающего под действие законодательства о маркировке CE.
2. Свидетельство о государственной регистрации. Документ выдается в территориальном отделении Роспотребнадзора на отдельную продукцию, соответствующую решению КТС № 299. Товары, которые подлежат обязательному оформлению СГР:
Для оформления документов необходимо иметь:
Особенности оформления отчета о лабораторных испытаниях товара
Лабораторное тестирование необходимо для проверки соответствия продукта требованиям.
Несколько ключевых моментов оформления:
Какие товары должны иметь декларацию соответствия и как ее получить
Продукты, для которых требуется декларация:
Если декларация недоступна или недействительна, продавец обязан отозвать продукт. В противном случае на него наложат денежный штраф и может грозить даже тюремное заключение. Декларацию соответствия хранят в течение 10-ти лет с даты размещения последнего продукта на рынке, если соответствующие директивы CE не предусматривают иной срок.
Маркировка CE на продукте указывает на наличие соответствующей технической документации, которая подтверждает использование сертификационного знака.
Процедура получения декларации:
Формат и содержание ДОС должны соответствовать определенной структуре, чтобы ее было легче понять. Декларация обычно включает в себя следующие элементы:
Декларация соответствия – это простой способ подтвердить выполнение договорных и других технических требований, предъявляемых покупателем к продукции.
Документы о соответствии требуют на всех маркетплейсах, включая «Вайлдберриз»
Наиболее распространенная ошибка продавцов в том, что они отправляют ДОС, не соответствующий отчету об испытаниях. Артикул, название компании, а также перечисленные правила и стандарты тестирования должны соответствовать информации в отчете о тестировании.
Процедура независимой оценки для продавца и потребителя – признак стабильности, безопасности и качества продукции.
Необходимость и преимущества сертификации
Потребность в сертификации продукции может возникнуть по одной или нескольким из следующих причин:
Сертификация продукции, проводимая сторонними независимыми органами по сертификации, наиболее приемлема для покупателей, импортеров и регулирующих органов.
Многие национальные органы по стандартизации предоставляют сторонним организациям услуги по сертификации продукции. Они включают нанесение сертификационного знака на продукт вместе со ссылочным номером национального стандарта, используемого в качестве критерия для тестирования продукта.
Основные преимущества сертификации:
Заключение
Зарегистрированный товарный знак и сертификаты качества на продукцию – гарантия предотвращения многих рисков для продавца, который работает на маркетплейсе. Несоблюдение требований торговых платформ приводит к нежелательным прецедентам, блокировкам, частым отказам и возвратам. Все это сказывается на показателях продаж и прибыльности бизнеса.
Чтобы предотвратить подобные риски, нужно предусмотреть все заранее. Перед выходом на маркетплейс зарегистрируйте ТЗ или получите документ, дающий право на использование этой марки. Также обязательно проверьте, необходима ли для вашей категории товара сертификация.
Как получить сертификат соответствия и для чего он нужен
Некоторые товары нельзя произвести и сразу отправить в продажу. Для начала нужно получить сертификат или декларацию соответствия, которые закрепляют качество продукции. Рассказываем, кто обязан получать эти документы и как это сделать.
Содержание статьи
Для чего необходим сертификат соответствия продукции
Это барьер для защиты рынка от некачественной продукции. В каждой стране существуют стандарты, чтобы потребитель покупал вещи или продукты, которые не принесут вреда.
Например, предприниматель запустил производство детских игрушек. Сначала специалисты проводят исследования и выясняют, сделаны ли игрушки из безопасных материалов. Проверяют, не повредят ли детали детские руки. После этого производство получает сертификат соответствия и выходит на рынок. Без испытаний и разрешений продавать такую продукцию не получится. Это вне закона.
Бизнес зачастую использует сертификат соответствия в маркетинге и рекламе. Производители продуктов часто подчеркивают, что заботятся о покупателях и все делают по ГОСТу. Это значит, что потребитель получает качественный товар.
Какие товары нужно сертифицировать
Полный список товаров, подлежащих сертификации, можно найти в Постановлении правительства от 1 декабря 2009 года N 982. Например, в России производители и импортеры обязательно сертифицируют:
Кроме этого, если бизнес ведет торговлю со странами таможенного союза, то для этих территорий действуют сертификаты с обозначением ТР ТС. Список в Решении Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N 620.
Есть один важный момент. Иногда для продукции не нужен сертификат, но необходима декларация соответствия. Это значит, что ответственность за качество продукции несет производитель, а не комиссия по сертификации. Декларации нужны для бытовой химии, минеральных удобрений, пиломатериалов. Полный список смотрите в том же постановлении правительства.
Если хотите узнать, нужен ли сертификат для продукции, придется изучить оба документа. Потому что некоторые группы товаров исключены из сертификации, но по решению таможенного союза для них нужна декларация. Например, так произошло с чаем. В целом, при запуске бизнеса стоит узнать все требования и выяснить, нужен ли сертификат на продукцию.
Виды сертификатов соответствия
В России и странах таможенного союза действуют 2 основных сертификата соответствия:
Кроме этого, в некоторых случаях понадобятся и другие сертификаты:
Что такое обязательная сертификация продукции
Выше указаны товары, которые необходимо сертифицировать. То есть без получения сертификата или декларации соответствия — продавать эти товары запрещено законом.
В КоАП РФ есть статья 14.44. «Недостоверное декларирование соответствия продукции». Согласно этой статье, если продукция попала на рынок без сертификации или с использованием недостоверных документов, то за это грозят штрафы:
А если из-за несертифицированной продукции пострадали люди, животные, растения, имущество граждан и государства, то наказание ужесточается:
Если из-за этой продукции кто-то получил тяжкий вред для здоровья, то все может перерасти и в уголовное наказание.
Основатель бренда «Воронцовские сыры» Александр Воронцов считает, что сертификация по большей части держится на честном слове бизнеса:
«Мы получаем декларацию соответствия продукции. Надо сказать, что бизнес в принципе может легко пройти проверку. Например, мы отправляем сыр на экспертизу, но кто знает, чей это сыр? Я могу привезти его из Италии и отдать на экспертизу. Но мне это не нужно. Потому что если кто-то отравится нашими продуктами, то можно получить не только штраф, но и срок. В итоге сертификация, конечно, вещь необходимая, но потребитель выбирает не по документам, а по реальному качеству. Поэтому качество лучше соблюдать не только для контролирующих органов»
Что такое добровольная сертификация
Возвращаемся к закону, который регламентирует товары для обязательной сертификации. Есть продукция, которую можно не сертифицировать. Например, фанерные изделия, спички, сортовая посуда и разные полимеры.
Но некоторые предприниматели проходят добровольную сертификацию в маркетинговых целях. Можно сказать покупателям, что компания настолько уверена в качестве, что не боится пройти тесты, которые это подтверждают. Добровольная сертификация проводится в аккредитованных центрах по правилам ГОСТ Р.
Кроме маркетинга, есть и бизнес-цели. Некоторые предприниматели сами заказывают сертификаты соответствия, чтобы получить преимущество в тендерах. Например, школа закупает посуду по 44-ФЗ. Есть два одинаковых поставщика, но один готов подтвердить качество продукции, а другой нет. Скорее всего, школа выберет того, кто предлагает более качественный товар.
Другие компании идут на это, чтобы стать поставщиками крупных заказчиков. Иногда бренды с помощью добровольной сертификации устраивают фильтр для контрагентов. Работает это так: идет закупка полимеров, но есть угроза нарваться на некачественную продукцию. Компания объявляет, что закупается только у поставщиков, которые имеют сертификат соответствия на свои товары.
Директор онлайн-бухгалтерии «Небо» Артем Туровец считает, что добровольно проходят сертификацию и для развития компании:
«Иногда это нужно не для завоевания клиентов или контрагентов. Например, стандарты ISO 9001 реально помогают разложить по полочкам внутренние процессы компании, чтобы стать лучше и эффективнее. Только надо понимать, что такая сертификация займет год, и ее не стоит получать для галочки. К сожалению, на рынке есть конторы, которые нарисуют сертификат, но в таком подходе нет смысла. У меня есть документ аудитора по ISO 9001, и я провожу обучение, чтобы максимально приблизить процессы к стандартам. Возможно, позже компания пройдет и сертификацию»
Как получить сертификат соответствия и кто его выдает
Процесс выдачи сертификатов соответствия на продукцию контролирует Росаккредитация, а выдают заключения центры сертификации. Они проходят аккредитацию, чтобы работать официально и без претензий со стороны контролирующих органов. На сайте Федеральной службы аккредитации размещен реестр подходящих центров и лабораторий.
Заходите на страницу, вводите данные центра и смотрите результат. Главное, чтобы около центра был зеленый значок. Это обозначение, что организация действует и лицензия в порядке.
После этого нужно написать заявление на получение сертификата соответствия и отобрать образцы продукции, которую предстоит проверить. Если сертифицируют производство, то представители центра придут на территорию компании. Если продукция соответствует стандартам, то компания получает зарегистрированный сертификат соответствия. У определенных товаров есть дополнительные требования.
Сооснователь пивоварни Manfas Brewery Александр Орлов считает, что проходить сертификацию не трудно, но долго:
«Нам приходится отправлять на экспертизу каждый сорт пива, расписывать все ингредиенты, содержание алкоголя, в какой емкости напиток, что будет на этикетке, нужно еще дать все протоколы и акты экспертизы. Сначала пиво проверяют в лаборатории, а потом еще и в Росалкогольрегулировании. В итоге на все уходит 3-4 недели. Без сертификата пиво продавать нельзя, поэтому приходится ждать. И это довольно утомительно, если у тебя несколько сортов продукции. С другой стороны, я понимаю, что сертификация в нашей области необходима, чтобы на рынок не попало некачественное пиво»
Сооснователь агентства по управлению продажами на маркетплейсах Upmarket Олег Неворотов объясняет, почему нужно серьезно готовиться к сертификации:
«Допустим, мы решили завести новые товары, нашли в Китае устраивающего нас поставщика, однако в момент, когда первый заказ придет на границу, для таможенного оформления потребуются сертификаты. Получить их можно, протестировав товар в аккредитованных испытательных лабораториях. А лаборатории в свою очередь необходимо убедиться в том, что она исследует образец того производителя, кто далее будет выпускать партию этого товара. Еще пару лет назад достаточно было утверждения заявителя, что товар от фабрики Х, и это принималось на веру.
Сейчас процедура усложнилась: сначала необходимо сделать и проплатить заявку на сертификацию, потом орган по сертификации выписывает официальный запрос с указанием номера заявки, далее фабрика при отправке должна точно указать этот номер в своих сопроводительных документах, отправить образец от того юрлица, которое занимается производством, и при этом указать точные реквизиты заявителя. Учитывая то, что мы имеем дело в основном с иностранными отправителями, часто происходят ошибки, и приходится запускать процесс заново или долго обмениваться корректировочными письмами, теряя время и деньги на этот непродуктивный процесс. Таким образом, на практике получение и передача образцов в лабораторию даже у опытных компаний может занять около 3-х недель. Поэтому сертификация — это первое, о чем мы рекомендуем задуматься будущим продавцам на маркетплейсах»
Для получения сертификата соответствия понадобится стандартный пакет документов:
Кстати, если компания сменила юридический адрес, сертификацию придется пройти заново.
Как выглядит сертификат соответствия
Сертификат соответствия на продукцию выдают в бумажном и электронном видах. В России действует форма, которая установлена Приказом №3725 Министерства промышленности и торговли от 28.10.2020.
В сертификате соответствия размещают следующую информацию:
Регистрационный номер сертификата. Формат номера RU C-XX.YYYY.A.00001/ZZ:
Заявитель. Компания, которая отправляет продукцию на прохождение сертификации.
Изготовитель. Информация о производителе и продукции, которую необходимо сертифицировать. Если компания находится не в России, то указывают код GLN.
Орган сертификации. Вся информация о центре, который выдает сертификат: от названия до юридического адреса.
Полная информация о продукции: название, марка, коды, номер и размер партии. Если информации слишком много, то к сертификату добавляют приложение.
Код ОКПД 2 (для России) или ТН ВЭД ЕАЭС(для Таможенного союза).
Соответствие требованиям. Прописывают регламенты, которые приняты в России для сертификации данной продукции.
Основание для выдачи сертификата. В этом поле указывают информацию о протоколах исследований или испытаний, которые подтвердили, что продукция успешно прошла проверку.
Дополнительная информация. Например, что компания проходит добровольную сертификацию
Срок действия сертификата.
Подписи руководителя центра аккредитации и экспертов, которые провели испытания.
Срок действия сертификата соответствия
В России сертификаты соответствия выдают на срок от 1 года до 5 лет. Например, если продукция проходит по ГОСТ Р, то максимальный срок до 3 лет. Это закреплено в законе «О техническом регулировании».
Если сертификацию проходит продукция, которая продается в странах Таможенного союза, то срок действия документов может быть до 5 лет. Главное запомнить, что каждый год придется проходить проверку, чтобы сертификат не приостановили или не аннулировали.
Если появилась необходимость проверить срок действия сертификата, используйте сервис от Росаккредитации. Вводите номер документа и получаете информацию о документе:
Можно ли подделать сертификат соответствия?
Это сложно, но предприниматели знают, что на рынке действуют организации, которые предлагают купить поддельные сертификаты и декларации. Работать с такими документами получится до первой проверки, а Росаккредитация ежегодно проводит десятки проверок по выявлению поддельных сертификатов.
В последнее время в борьбу за качество товаров включились и торговые площадки. например, весной 2021 года Ozon и Федеральная служба аккредитации объявили о сотрудничестве. Маркетплейс будет добавлять данные о сертификатах и декларациях в карточки товаров. Это поможет выявлять продавцов с некачественным товаром.
Олег Неворотов считает, что от сертификации выигрывают и потребители:
«Сейчас, когда процесс сертификации стал более прозрачным, потребители продукции могут быть уверены, что если у товара есть сертификат соответствия, то тестировались именно реальные образцы, а не первые попавшиеся или похожие, как часто бывало раньше.
Кроме того, идет постоянная проверка лабораторий, и те компании, которые нарушают требования законодательства, прекращают свою деятельность. С одной стороны, это приводит к удорожанию процесса сертификации, но с другой — делает отношение к нему более доверительным и осмысленным, что гораздо важнее для рынка, так как дает потребителю уверенность в соответствии продукции существующим стандартам»
В целом, сертификация защищает рынок от некачественных товаров, и это стимулирует производить и продавать товары, которые не навредят потребителю.