Дилижанс что это в истории
Дилижанс
Содержание
Дилижансы в России
В каретах на момент открытия линий помещалось по восемь пассажиров.
Интересные факты
В некоторых странах почтовые перевозки до сих пор осуществляются совместно с междугородными пассажирскими автобусными перевозками. Например, швейцарская почта эксплуатирует сеть междугородных линий «почтовых автобусов». Как и почтовые дилижансы в старину, эти автобусы перевозят пассажиров и почту.
В фильмах дилижанс кажется вполне комфортным средством передвижения, но на самом деле внутри царила чудовищная теснота. Четверо пассажиров сидели на двух относительно удобных сидениях лицом к лицу, остальные четверо — на откидных сидениях на дверцах. Нередки были случаи, когда из-за ненадежности замков дверцы открывались и пассажиры выпадали на ходу.
См. также
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Дилижанс» в других словарях:
дилижанс — а, м. diligence f. 1. Карета для перевозки пассажиров и почты. Сл. 18. Первые платные общественные экипажи, уезжавшие в определенное время по постоянному маршруту, появились в Париже в последней четверти 17 века. Они назывались carosse à sing… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ДИЛИЖАНС — (франц. diligence поспешность, от лат. diligens прилежный). Общественный экипаж, имеющий всегда определенное направление между двумя известными пунктами. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИЛИЖАНС… … Словарь иностранных слов русского языка
ДИЛИЖАНС — (Stagecoach), США, 1939, 96 мин. Вестерн по новелле Эрнста Хейкокса. 1870 е годы. По безлюдной прерии на самой границе цивилизованного мира движется дилижанс. Среди его пассажиров самые разные люди: беременная женщина, едущая к мужу военному… … Энциклопедия кино
ДИЛИЖАНС — (франц. diligence) (устар.) большой крытый экипаж, запряженный лошадьми, использовавшийся для регулярной перевозки пассажиров, почты и багажа. Появился в Англии в 16 в … Большой Энциклопедический словарь
ДИЛИЖАНС — ДИЛИЖАНС, дилижанса, муж. (франц. diligence) (ист.). Большая карета общего пользования для перевозки пассажиров и почты. Дилижансы вышли из употребления с развитием железных дорог и автомобильного сообщения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков … Толковый словарь Ушакова
ДИЛИЖАНС — ДИЛИЖАНС, а, муж. Многоместная карета для перевозки пассажиров, почты и багажа. | прил. дилижансный, ая, ое и дилижансовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ДИЛИЖАНС — муж., франц. переиначен в належанец и в лежанку; общественная почтовая или частной промышлености карета, или иного рода повозка. Дилижансовый, к нему относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Дилижанс — (см. Омнибус). Санкт Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. М.: Большая Российская Энциклопедия. Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 … Санкт-Петербург (энциклопедия)
дилижанс — сущ., кол во синонимов: 1 • карета (14) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Дилижанс — ■ Сожалеть о временах дилижанса … Лексикон прописных истин
ДИЛИЖАНС — многомест. кон. экипаж для перевозки пассажиров и их багажа, а также почты. До появления развитой железнодорожной сети Д. совершали регулярные рейсы по определ. маршрутам между населенными пунктами … Справочник по коневодству
Значение слова «дилижанс»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ДИЛИЖА’НС, а, м. [фр. diligence] (истор.). Большая карета общего пользования для перевозки пассажиров и почты. Дилижансы вышли из употребления с развитием железных дорог и автомобильного сообщения.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
дилижа́нс
1. истор. многоместная карета, запряжённая лошадьми и служащая для регулярной перевозки пассажиров и почты ◆ В 1840 году железных дорог существовала самая малость; господа туристы разъезжали в дилижансах. И. C. Тургенев, «Вешние воды», 1872 г. ◆ Ехал я в так называемых дилижансах компании «Общая польза», которые, как известно, таким образом устроены, чтобы едущие в них, вследствие взаимных толчков и невольных телесных оскорблений, к концу путешествия непременно делались заклятыми врагами. Салтыков-Щедрин, «Наша общественная жизнь», 1863—1864 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: надзирать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
p_i_f
ДЛЯ ВСЕХ И ОБО ВСЕМ
Лишь в конце 18го века вместо старых колымаг стали пользоваться каретами, которые строили специально для междугородних переездов. Эти кареты были меньше по размеру и ехали быстрее. К 1754 году относится упоминание о первом дилижансе на рессорах. Наверняка это нововведение сделало путешествие более приятным, ведь карета уже не тряслась так сильно. А у тех, кто сидел сверху, было меньше шансов вывалиться.
William Powell Frith. Нападение на дилижанс
Путешествие из города в город могло растянуться на несколько дней. Например, в 1706 году дилижанс из Лондона добирался в Йорк за 4 дня. Дилижансы отъезжали из Лондона 3 дня в неделю — по понедельникам, средам и пятницам. Пассажиры могли бесплатно провозить 14 фунтов (6 кг) багажа и доплачивали 3 пенса за каждый дополнительный фунт. В 1742 году дилижанс из Лондона в Оксфорд отъезжал в 7 утра, останавливался в городе Хай-Вайкомб ( High Wycombe) в 5 вечера, чтобы пассажиры могли передохнуть, а наутро продолжал путь в Оксфорд. В том же году дилижанс из Лондона в Бирмингем с остановкой в Оксфорде, отъезжал в понедельник и прибывал к месту назначения в среду. В 1754 году манчестерская компания предлагала услуги так называемого «летучего дилижанса». Подразумевалось не наличие крыльев, а невероятно быстрая скорость. Согласно рекламе, дилижанс добирался из Манчестера в Лондон за 4 с половиной дня.
Плата за проезд зависела от денежной политики компании, предоставлявшей услуги, а так же от расстояния. К примеру, в 1765 году проезд из Дувра в Лондон на дилижансе, запряженном шестеркой лошадей, стоил гинею. Слуги платили пол-гинеи и располагались снаружи.
Расписание дилижансов и почтовых карет в 1820х
Edward Villier Rippingille. Почта в деревне
В 18м и 19м веках, транспортные услуги предоставляли многочисленные частные компании. Поначалу, они же работали по контракту с Почтовым Ведомством, но в начала 19го века Почтовое Ведомство обзавелось собственными каретами. Сопровождавшие их охранники носили черные шляпы и алые ливреи с синими лацканами и золотыми галунами. В отличе от кучеров, охранники были служащими Почтового Ведомства. Чтобы охранники работали на совесть, жалование им платили щедрое. Эта служба считалась престижной, так что охранники за нее держались. Известно, что некий мистер Ноббс охранял почту на протяжении 55 лет, с 1836 года по 1891, сначала на каретах, а под конец жизни — на поездах.
Скорость почтовых кареты достигала 7 — 8 миль в час (11 — 13 км/ч) летом и 5 миль (8 км) — зимой. Лошадей меняли каждые 10 — 15 миль (16 — 24 км). Остановки для обмена почтой были короткими. Иногда карета лишь замедляла ход и охранник сбрасывал мешок с письмами местному почтмейстеру, а тот уже швырял ему другой мешок.
Внутри почтовой кареты были места для 4х пассажиров. Кучер сидел на облучке, охранник — тоже снаружи, в задней части кареты возле ящика с письмами. Со временем, на крышу добавили пассажирские сидения. Кроме того, возле кучера оставалось место для еще одного седока. Сажать пассажиров возле охранника было запрещено. Путешествие на почтовой карете обходилось дороже, чем на частном дилижансе, но почтовые кареты были чище и просторнее. Напротив, частники старались набить в дилижанс как можно больше народа, из-за чего дилижансы нередко переворачивались. Кроме того, почтовые кареты часто путешествовали по ночам, когда дороги были не так запружены транспортом, так что и ехали быстрее.
В общем и целом, путешествие на почтовой карете было если не комфортным, то относительно безопасным. Впрочем, случались и курьезы. Так, в 1816 году почтовая карета, направлявшаяся из Эксетера в Лондон, уже въезжала на постоялый двор где-то на равнине Солсбери, как на лошадей набросилась. львица! Она сбежала из передвижного зверинца. Прежде чем охранник успел отреагировать, львица отскочила от лошадей и погналась за крупным псом, которого растерзала на месте. Тем временем, перепуганные пассажиры бросились в гостиницу и закрыли за собой дверь, опасаясь, как бы львица не добралась и до них. В конце концов, хозяин зверинца отыскал ее в одном из сараев и забрал с собой. Можно представить, как долго пассажиры вспоминали это происшествие!
Источники информации:
The British Postal Museum and Archive
Journal of the Society of Arts, Volume 25, 1877
Дилижансы в России
Вскоре зарубежный опыт перемещения нашел применение и в родном отечестве.
В 1820 г., почти одновременно с началом строительства нового Московского шоссе, князь М.С. Воронцов возглавил акционерную компанию для устройства регулярного движения дилижансов между двумя столицами. Между прочим имелось в виду и показать, что Россия не уступает Европе по части удобства передвижения.
Дилижансы представляли собой длинные обтянутые кожей возки, с двумя оконцами, спереди и сзади, потому что пассажиры сидели посередине двумя рядами, спинами друг к другу; их разделяла перегородка.
Зимой дилижансы брали четырех пассажиров, летом — шестерых, да еще двое могли поместиться рядом с кучером. Поездка в дилижансе обходилась дорого, одно место внутри экипажа стоило 100 рублей (в два раза больше месячного жалованья мелкого чиновника), на открытом воздухе – 75 рублей, вследствие чего этим видом транспорта пользовалась только «чистая публика». Отправлялись дилижансы по расписанию, два раза в неделю, по пути делали остановки на ночь в придорожных городах и станциях. Из письма П.А.Вяземского (июль 1830) узнаем, что дорога занимала обыкновенно около четырех суток, во время которых путешественники успевали сделать еще массу других дел: « 10-го выехали мы из Петербурга с Пушкиным в дилижансе. Обедали в Царском Селе у Жуковского. В Твери виделись с Глинкой. 14-го числа утром приехали мы в Москву ».
По тем временам это было очень неплохо, хотя А. С. Пушкин в одном письме к жене и ворчал: « Дилижанс поспешал как черепаха, а иногда даже как рак ».
Впрочем, порой скорость перемещения еще более возрастала, свидетельством чему являются следующие строки из повести А.Погорельского «Двойник или Вечера в Малороссии»: « Главное же преимущество наших дилижансов пред иностранными состоит в скорой езде. Если дорога изрядная, то путешествие из Москвы до Петербурга не продлится более трое суток; и вы согласитесь со мною, что такая скорость в чужих краях, особливо в Германии, показалась бы невероятною «. Надо полагать, речь идет о зимнем накатанном пути.
Вот как описывает Ф.Ф.Вигель свои дорожные впечатления от путешествия на дилижансе: « …Я взял место и 4 декабря поехал по столь знакомой мне дороге. Сидел я в экипаже, который казался тогда затейливым. Это была низкая кибитка, немного подлиннее обыкновенной; но она была прочно сделана, хорошо обтянута кожей и разгорожена надвое. Лежать было невозможно: четыре человека, разделенные перегородкой, сидели друг к другу спиной и смотрели двое вперед, двое назад по дороге. Как дотоле зимняя кибитка значила лежанье, то наши мужички, глядя на новое изобретение, дилижансы прозвали нележанцами. Спутников было у меня всего только двое: старый немец-ремесленник с женою; они сидели в одной из двух отправленных кибиток, и я один в другой, и оттого мне было раздолье. Виделся я с ними только на станциях и даже обедал вместе с ними ».
Для пассажиров победнее существовали так называемые «сидейки» — нечто вроде омнибуса или линейки. Проезд на них обходился в шесть раз дешевле, чем в дилижансе. Зато и тащились они из столицы в столицу почти неделю.
За 30 лет работы дилижансы перевезли больше 80 тысяч пассажиров. Но в ноябре 1851 г. открылась железнодорожная ветка Петербург–Москва. Время, которое пассажиры проводили в дороге, сократилось до 22 часов. Эпоха дилижансов отходила в прошлое. В 1880-х гг. Глеб Успенский уже с ностальгической грустью писал: « Вот-вот уже исчезнут эти чудные кони в наборной сбруе, эти бубенчики с малиновым звоном. и вместо этого будет ходить по земле какой-то коробок, вроде стряпучей печки, и без лошадей, и будет из него валить дым и свист» .
Впрочем, в провинциальных городах дилижансы можно было увидеть еще и в начале ХХ века.
Вспомним, что такое дилижанс
В литературных произведениях, описывающих события с конца XVIII и до начала XX века, часто встречается странное слово «дилижанс». Если внимательно вчитаться в эти строки, становится понятно, что оно как-то связано с транспортом, если точнее, то с общественным.
Дилижанс: значение слова
Чтобы уточнить, какой смысл вкладывается в существительное, рассматриваемое в этой статье, заглянем в толковые словари.
Итак, что такое дилижанс?
Это карета на лошадиной тяге, в которой одновременно перевозилось большое количество пассажиров, груз или почта. То есть, это предок современного поезда.
Как выглядел обычный дилижанс
До распространения поездов, совсем вытеснивших дилижансы, последние являлись самым популярным средством передвижения на дальние расстояния.
Дилижанс представлял собой большую четырехколесную карету, в которую запрягали четырех выносливых лошадей. Корпус кареты обтягивали кожей, которую пробивали гвоздями. Колеса и рамы покрывали яркой красной краской. На боковых сторонах дилижанса крупно писали место отправления и пункт прибытия. Примечательно то, что пассажирские места располагались не только внутри кареты, но и на крыше, а также на запятках.
Время от времени пассажирам приходилось выходить или спускаться с дилижанса, чтобы дать лошадям отдохнуть.
Правописание существительного
Слово «дилижанс» состоит из восьми букв и такого же количества звуков. Каждый школьник знает правило: «Сколько гласных — столько и слогов». Следовательно, слово можно разделить на три слога, причем ударение падает на третий из них.
Так как существительное является словарным, его правописание следует просто запомнить: «Д-И-Л-И-Ж-А-Н-С», особенно это касается безударных гласных «и» в первом и втором слогах.
Морфологические характеристики и склонение
Что такое дилижанс с точки зрения морфологии?
Прежде всего, это имя существительное.
Во-вторых, это существительное нарицательное и неодушевленное.
В-третьих, оно мужского рода и, как прочие существительные этого рода, оканчивающиеся на согласную, оно относится ко второму типу склонения.
Падеж | Вопрос | Единственное число | Множественное число |
Именительный падеж | Что? | Что такое дилижанс? Это пассажирская или почтовая карета. | Кто из вас точно знает, что такое дилижансы? |
Родительный падеж | Чего? | Никогда раньше маленькая Лизонька Воронова не видела такого большого и красивого дилижанса. | Скорость самых первых дилижансов была очень небольшой, не более десяти километров в час. |
Дательный падеж | Чему? | Дилижансу, прослужившему столь долгое время, необходим капитальный ремонт. | Мишенька, не смей подходить к дилижансам, лошади могут тебя очень больно ударить или укусить. |
Винительный падеж | Что? | Митенька, не моргая, смотрел на огромный дилижанс, он был буквально облеплен людьми. | Мы с Марией Федоровной ждали дилижансы, к сожалению она ждала свой, а я — свой, нам было не по пути. |
Творительный падеж | Чем? | Над красно-желтым дилижансом летали бабочки и стрекозы. | С дилижансами творится что-то неладное: то колесо отвалится, то гвоздь выпадет. |
Предложный падеж | О чем? | Анатолий Васильевич, пожалуйста, расскажите нам о самом первом дилижансе. | В современных дилижансах нет ничего интересного. |
Словосочетания с дилижансом
Каким может быть дилижанс?
Красивым, новым, многоместным, старым, легким, громоздким, антикварным, тесным, новым, красивым, почтовым, гужевым, грузовым, цветным, зеленым, хорошим, современным, старинным, модным, интересным, теплым, подходящим, королевским, красочным, бракованным, темным, ненужным, скрипучим, переполненным, удобным, пустым.
Что делает дилижанс?
Прибывает, отъезжает, едет, ломается, ждет, готовится, везет, опаздывает, останавливается, стоит, шумит, перевозит.
Что можно сделать с дилижансом?
Управлять, ломать, вести, украсить, украсть, угнать, запрячь, распрячь, разбить, поставить, покрасить, починить, продать, купить, отдать, увидеть, забыть, вспомнить, подождать, описать, найти, пропустить.
Рифмы к дилижансу
Когда-то стихосложение считалось обязательной дисциплиной в лицеях. Попробуем подобрать рифмы к слову «дилижанс»: сеанс, баланс, реверанс, конферанс, брейк-данс, пасьянс, баланс, альянс, ренессанс, шанс, декаданс, преферанс, пасьянс, романс, нюанс, аванс, фаянс.
Предложения со словом «дилижанс»
Чтобы лучше усвоить особенности употребления изучаемого существительного, советуем изучить приведенные ниже примеры, которые мы подсмотрели у литературных классиков:
Теперь, когда вы узнали, что такое дилижанс и зачем он был нужен, попробуйте составить собственные предложения с этим словом.