Динамичная пауза на уроках что это
Методическая разработка упражнений для проведения динамических пауз на уроках в начальной школе
Класс: 4
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Упражнения на расширение зрительно-пространственной активности
Гимнастика для глаз по методу Г.А.Шичко
Пальминг
Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца (и правой, и левой руки) – на переносице, как мостик очков. Ладони на глазах должны лежать так, чтобы не было ни единой дырочки, и глаза совсем не чувствовал света. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начинает казаться, что вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.
Вверх-вниз, влево-вправо
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считать до 10.
Круг
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
Квадрат
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний, в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
Рисование носом
Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достаёт до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может конкретизировать задание в соответствии с темой урока).
УПРАЖНЕНИЯ, КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ОСАНКУ
Равновесие. Учитель предлагает детям проверить свою осанку. Упражнение может выполняться как сидя, так и стоя. Ребёнок садится прямо, распрямляет плечи, кладёт себе на голову дневник или тетрадь. Стараясь удержать предмет на голове, считает до 10.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Дыхательная медитация
Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка… Старайтесь вдыхать не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе просачивается наружу. Вдох. Выдох.
Шарик
Учитель предлагает детям представить, что они – воздушные шарики. На счёт: 1,2,3, 4 – дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают.
Каша кипит
Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторить не менее 8 раз.
Ветерок
Поднять голову вверх – вдох. Опустить голову на грудь – выдох (подул тихий ветерок).
Поднять голову вверх – вдох. Опустить и сдуть «ворсинку» (подул нежный ветерок).
Поднять голову вверх – вдох. Опустить и задуть свечи (подул сильный ветерок).
Физкультминутки
Введение в урок.
Сели прямо! Ножки вместе!
Ручки полочкой на стол!
Начинаем разговор.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
Ну-ка в сторону карандаши.
Ни линеек, ни ручек, ни мела.
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души!
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.
Гимнастические упражнения (зарядка)
Солнце глянуло в кровать…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть повыше,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Все мы делаем зарядку!
Физминутки
Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в сторону пошире развернули на «четыре».
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше!
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри (Руки в стороны).
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглянемся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
По дорожке, по дорожке,
Скачем мы на правой ножке,
И по этой же дорожке,
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте)
На лужайке, на лужайке,
Мы попрыгаем как зайки, (Прыжки на месте).
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте).
Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Монетки, видно, не нашел.
Чтоб монетки нам достать,
Надо на носочки встать.
С кустика достать монетку,
Закопать их в поле редко,
Чтобы выросли они.
Пчелки в домиках сидят,
И в окошечки глядят.
Порезвиться захотели,
Друг за другом полетели,
Полетели, прилетели,
И на место тихо сели.
Помахали мы крыльями,
Покружились над полями,
А теперь мы стали львами
Покачали головами:
Зарычали друг на друга
Замолчали от испуга.
Поднимите плечики,
Прыгайте кузнечик,
Прыг, скок, прыг, скок,
Сели травушку покушали,
Тишину послушали.
Топай, мишка,
Хлопай, мишка,
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
МОЯ СЕМЬЯ
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вот и вся и семья!
Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого пальца.
КАПУСТА
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трём-трём,
Мы капусту жмём-жмём.
Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание полушек пальцев, потирать кулачок о кулачок, сжимать и разжимать кулачки.
ЛОДОЧКА
На первые две строчки две ладони соединить лодочкой и выполнить волнообразные движения руками. На слова «паруса подниму» поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.
ЦВЕТКИ
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо-влево, медленно сжимают пальцы в кулаки, покачивают кулачками вперед-назад.
СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
Проверка настроя детей на урок
Офтальмотренажёр
Приемы, которые я использую для снижения напряжения:
– Путешествуем со звездочкой: 1 клетка вверх, 1 клетка вправо. Задание: найди значение выражения там, где остановилась звездочка (или назови геометрическую фигуру).
– 2 клетки влево. Найди значение выражения, и т.д. (назови геометрическую фигуру). Чтобы сохранить зрение детей, я их пересаживаю на другой ряд.
Динамические паузы
Просмотр содержимого документа
«Динамические паузы»
Динамические паузы для старших школьников
Динамические паузы – одна из форм поддержки здоровья обучающихся, проводятся в целях организации отдыха, смены вида деятельности, снятия утомляемости.
В школе, кроме психологической, получают и большую физическую нагрузку. Быстро утомляясь, они отвлекаются, внимание их рассеивается. Занимательная игра активизирует внимание, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала. В значительной мере этому способствуют динамические паузы. Наибольшая эффективность от них достигается тогда, когда они по форме и содержанию разнообразны. Они могут проводиться на уроках и переменах. Проводятся по мере уставания детей. При проведении динамических пауз, игровых моментов, педагог должен учитывать особенности класса, основные этапы урока, психологическое состояние обучающихся.
Динамические паузы могут быть разнообразны, выполняются как стоя за партой, так и сидя.
1, 2, 3, 4, 5 – все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
2) Упражнение «Мишка»
Приседай со мной, братишка.
Руки верх, вперед и вниз.
3) Упражнение « ходьбе на месте»
1.Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять.
2. Ходьба обычная, следя за осанкой.
3. Ходьба на носках, руки за головой.
4. Ходьба на пятках, руки на поясе.
5. Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.
Упражнения для эмоциональной разрядки.
4) Упражнение «Эмоции»
Нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница
Улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо
Устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху
Отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший воин
Статья «Целесообразность использования динамических пауз в начальной школе»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ПАУЗ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Ежеченко Я.В., Алистратова Ю.С.
THE FEASIBILITY OF USING DYNAMIC PAUSES IN PRIMARY SCHOOL.
Esuchanko Y. V., Y. S. Alistratova
Проблематика данной статьи состоит в том, чтобы доказать эффективность использования динамических пауз в начальной школе для сохранения и укрепления здоровья младших школьников.
The perspective of this article is to prove the effectiveness of using dynamic breaks in primary school for the preservation and strengthening of health of Junior schoolchildren.
Ключевые слова: динамические паузы, двигательная активность школьников, универсальные учебные действия
Dynamic pause, the motor activity of school students, universal educational actions
Исследования показывают, что около 25- 30% детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза.
В этой связи все чаще приходится задумываться над вопросом: как школа может повлиять на улучшение состояния здоровья школьников.
Важным гигиеническим принципом построения режима дня учащегося начальной школы является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, заключающаяся не только в получении ими разносторонних знаний, но и формировании физически здоровой и развитой личности с высокой потребностью в двигательной активности.
Важнейшее значение для этого приобретают динамические паузы.
Проведение динамических пауз должно строиться на таких принципах , как: реализация потребности детей в двигательной активности, учет специфики двигательных занятий, комплексный подход к укреплению и сохранению здоровья младших школьников при постепенном усилении физической и мышечной нагрузки, преемственность урочных и внеурочных форм работы с учениками.
Снятие у учащихся начальных классов утомляемости, повышение умственной работоспособности, привитие интереса и самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физической культурой- вот основные цели при проведении динамических пауз в начальной школе.
Комфортная адаптация в школе, устранение мышечной скованности, снятие физической и умственной усталости, ведение закаливающих процедур, укрепление и развитие дыхательного аппарата и организма детей, совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм и физическим упражнениям, формирование общих представлений о режиме двигательной активности, его значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья- важнейшие задачи при подготовке и проведении динамических пауз в начальной школе.
Также необходимо помнить о воспитании и формировании лидерских качеств личности, способной взаимодействовать в команде, развитии интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга.
При проведении динамических пауз необходимо помнить о реализации ФГОС II поколения, а соответственно и формировании универсальных учебных действий, которые включают в себя: формирование чувства гордости за свою Родину, уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, формирование здорового образа жизни- это те личностные универсальные учебные действия, которые можно и нужно формировать во время проведения динамических пауз.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определение наиболее эффективных способов достижения результата, умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих- это те метапредметные результаты, о которых необходимо помнить при проведении динамических пауз.
Формирование первоначальных представлений о значении двигательной активности для укрепления здоровья, ее позитивном влиянии на развитие человека, физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации, овладение умениями организовать здоровье сберегающую жизнедеятельность, а именно: режим дня, утреннюю зарядку, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и другие способы включения подвижных мероприятий в ежедневное расписание- об этом необходимо помнить, как о формировании предметных результатов при использовании динамических пауз для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Таким образом, детей необходимо приучить к систематическому наблюдению за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости), взаимодействию со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований, выполнению технических действий из базовых видов спорта, применении их в игровой и соревновательной деятельности.
Для этого в процессе урочной и внеурочной деятельности возможно применение следующих игр и упражнений:
Подвижные игры:
Данная игра проводится в зале или на площадке. Для ее проведения необходима веревочка длиной 3-4 метра с мешочком, наполненным песком. Играющие становятся в круг, в центре стоит водящий с веревочкой в руках. Водящий начинает вращать веревочку так, чтобы мешочек скользил по полу под ногами подпрыгивающих игроков. Задевший мешочек становится в центр круга и вращает веревочку, а бывший водящий идет на его место. Выигрывает тот, кто ни разу не задел веревочку. При вращении веревочки нельзя сходить со своего места.
При проведении данной игры количество игроков может быть от 10 до 30. Перед ее началом необходимо выбрать двух водящих: кошку и мышку. Остальные играющие становятся в круг, примерно на расстоянии одного шага друг от друга, и берутся за руки, образуя между собой ворота. Кошка стоит за кругом, мышка в круге. Кошка старается войти в круг и поймать мышку.
При этом кошке разрешено прорывать цепь игроков, подлезать под сцепленные руки или даже перепрыгивать через них. Играющие стараются не пропустить кошку, но при этом им запрещается сдвигать плечи. Если кошка наконец проберется в круг, играющие сразу открывают ворота и мышка выбегает из круга, а кошку они стараются из круга не выпускать. Если кошка поймает мышку, то они встают в круг, а играющие выбирают новых кошку и мышку.
Играющие делятся на две команды и становятся в 2 шеренги одна против другой. Между ними чертится круг диаметром 2 метра. Капитаны посылают в круг по одному «петуху». «Петухи» становятся в круг на одной ноге, другую подгибают, руки держат за спиной. По сигналу «петухи» стараются вытолкнуть соперника плечом из круга или заставить его встать на обе ноги. Кому это удается – получает очко для своей команды. Когда все «петухи» примут участие в игре, подсчитываются очки. Выигрывает команда, получившая больше очков.
Игра «Скатывание шаров»
Эту игру лучше проводить после снегопада. Играющие делятся на несколько групп (по 5-10 человек) и расходятся по площадке. По сигналу руководителя каждая группа начинает скатывать из снега шар. Через 10-15 минут подается второй сигнал, и ребята подкатывают свои шары к руководителю. Побеждает группа, чей шар окажется больше.
Скатанные шары можно использовать для постройки снежной крепости, лабиринта или других сооружений из снега.
Проведение динамических пауз может включать в себя проведение обще развивающих упражнений как с предметами, так и без них.
Проведение физкультминуток, гимнастики для глаз, пальцев, музыкальных пауз, релаксаций на уроке является эффективным активным отдыхом для детей. Применение кратковременных минуток отдыха способствуют снижению утомления и повышению умственной работоспособности ребят на уроке.
Таким образом, внедрение в обучение динамических пауз, как одного из видов здоровье сберегающих технологий, ведет к снижению показателей заболеваемости детей, сохранению и укреплению их здоровья, улучшение психологического климата в коллективах.
Литература
Матвеев, А.П. Физическая культура. Рабочие программы. 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А.П. Матвеев- Москва: Просвещение, 2011
Лях, В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов (общеобразовательная)/В.И. Лях, А.А. Зданевич- Москва: Просвещение, 2011
Печенкин А.В., Киселева Н.В. ОФП (ежедневные динамические паузы) как фактор сохранения здоровья учащихся в учебном процессе: http://www.schoolexpert.ru/ А.В. Печенкин, Н.В. Киселев- Режим доступа: http://www.schoolexpert.ru
Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. / М.Ф. Литвинова- Москва: Просвещение. 1986
Динамические паузы и их функции
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Применение динамических пауз
В каждом ребёнке таится заложенная природой неуёмная потребность движения. Для ребёнка бегать наперегонки, скакать на одной ноге, подражать движениям окружающих его людей, зверей и птиц столь же естественно необходимо, как дышать.
Потребность детей в движении удовлетворяется на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, подвижных играх, физ. минутках, динамических паузах.
Остановлюсь на динамических паузах, которые проводятся в течение всего дня и выполняют следующие функции:
Развлекательную – создают благоприятную атмосферу;
Релаксационную – снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;
Коммуникативную – объединяет детей в группы, способствует их сотрудничеству, взаимодействию межу собой;
Воспитательную – формирует моральные и нравственные качества
Обучающая – давать новые знания, умения, навыки, и закреплять их
Развивающую – развивает речь, внимание, память, мышление – возникшие психологические процессы
Коррекционную – «исправлять» эмоциональные, поведенческие и другие проблемы ребенка.
Профилактическую – предупреждают появления психологических заболеваний
Лечебную – способствовать выздоровлению.
Динамические паузы — это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки. Массаж лица, кистей рук (пшеном, рисом), пальцев, ритмические упражнения, игры в уголке валеологии (ходьба по ребристым дорожкам, пробкам, пуговицам, «классики» и т.д.).
Утро лучше начинать с психологического тренинга, в план записываю как эмоциональные минутки. «Доброе утро!», «Я твой друг и ты мой друг»,
«Я тебя люблю». Настроение у детей заметно улучшается, они окончательно просыпаются.
Дети очень любят игру – тренинг «Человек к человеку». Стоящих в кругу детей делю на пары и начинаем играть: ладошка к ладошке, локоть к локтю, плечо к плечу, спина к спине, щека к щеке, лоб ко лбу, нос к носу, колено к колену, носок к носку, пальчик к пальчику, ладошка к ладошке. Такие динамические паузы-тренинги лучше проводить между занятиями, т.к. они положительно настраивают детей.
Стихотворные тексты заучиваются, а затем чётко проговариваются с детьми совместно воспитателем. Это сопровождается всевозможными движениями. Дети с удовольствием разучивают стихотворение и комплекс упражнений к нему.
При проведении динамических пауз и пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики кистей рук и пальцев.
Остановлюсь на массаже пальцев и кистей рук.
Отношение к рукам у человек всегда было особым, даже мистическим. Руки добывали огонь, пищу. Защищали, строили жилище, измеряли, создавали всё необходимое для жизни, лечили, учили, учились. По рукам судили о здоровье человека, о его положении (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные или рабочие руки). О характере, темпераменте (вялые, быстрые, нервные). Не случайно в русском языке много выражений, связанных с руками: мастер на все руки, золотые руки, положа руку на сердце, рукой подать, не подать руки, руками развести, обеими руками за, своя рука владыка, чужими руками жар загребать, руки не оттуда растут, работать не покладая рук, как рукой сняло.
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно – психического развития является хорошее развитие руки, кисти – мелкой пальцевой моторики. Существует целая методика сохранения здоровья пальцевыми упражнениями. С двух лет рекомендуются приёмы самомассажа кисти руки, пальцев («Мальчик-пальчик»).
Пальцы встали дружно в ряд,
Десять маленьких ребят.
Эти два всему указка
Всё подскажут без подсказки.
Пальцы – два середничка,
Два здоровых добрячка.
Ну а эти безымянны
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них
Два больших и удалых.
Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем суп варил,
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Массаж пальцев начиная с большого и до мезинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать рифмовками.
Массаж ладонных поверхностей разными шариками.
Массаж шестигранными карандашами.
Массаж четками – очень успокаивает и настраивает на гармоничное восприятие окружающего.
Массаж лица проводится с детьми с 5 лет и как профилактическое мероприятие против гриппа и ОРЗ.
Физкультурные упражнения направлены на исправление осанки, профилактику плоскостопия, укрепление мышечного корсета, координацию и используются как для общих занятий физкультурой так и в комплексах лечебной гимнастики, физкультминутках, спортивных играх, динамических паузах.
Благотворное влияние физических упражнений в сочетании с художественным словом многократно усваивается.
Выйди, выйди солнышко
Мы посеем зёрнышко
Скоро вырастет росток
Потянется на запад
Потянется на восток
Перекинется мосток
Мы по мостику пойдём
В гости к солнышку придём!
Ритмические движения под музыку. Движения в сочетании со словом и музыкой представляют собой целостный воспитательно-развивающий процесс: на детей благотворно влияют темп, ритм, динамика музыки и слова, аритмическая пульсация, с которой связаны движения, вызывают согласованную реакцию всего организма.
Ритмический рисунок может выполняться самыми разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе шагом, бегом, прыжками.
Обучение детей воспроизводить ритмически рисунок хлопками, звоном бубенчиков, отстукиванием на барабане, бубне.
Динамические паузы «Обезьяна», «Узнай по движению, кто это?», «Где мы были не скажем, что делали покажем».
Ходьба спиной вперёд очень хорошо развивает координацию движений.
Цыплёнок на цыпочках крался за кошкой,
А кошка на цыпочках шла за Антошкой.
Антошка на цыпочках двигался к дому,
Теперь повернёмся, пойдём по другому.
На пяткой за кошкой плетётся Антошка,
За бедным цыплёнком усталая кошка.
Цыплёнок от страха забрался в корзину,
Сердитая кошка выгнула спину.
Потереть руки,
Умыть лицо.
По середине головы расчесались руками,
Брови пощипали,
Крылья оса погладили указательными пальцами.
Потереть сверху и снизу губ указательными пальцами.
Потереть мочки ушей.