Диорама с чего начать
Первая диорама. часть 1 «с чего начать»
Стендовый моделизм и создание диорам это очень тонкое и сложное искуство, объединяющее в себе множество видов прикладного искуства: скульптура, роспись, знание правил композиции.
Сегодня я хочу поделиться с читателями своим опытом в создании диорам в масштабе 135
И как логично предположить, начинать надо с простого, и по мере совершенствования навыков росписи и работы с материялами, усложнять свои работы.
И так. С чего начать. театр начинается с вешалки, а диорама с сюжета.
Сюжет это ключевой момент любой диорамы или виньетки. (А. да. Виньетка это такая маленькая диорамка из 1-2 бойцов, объединённых маленьким сюжетом.) сюжет обусловит выбор нужных наборов и основания.
И так, я буду писать о первой диораме, на основе своей первой диорамы «по тревоге». Идея сюжет будоражила меня давно. Сделать диораму с немецкими горными ягерями.
И так, идея есть, теперь надо определиться с ценовой категорией. Сейчас на рынке представленны три слоя наборов бойцов. это наборы фирм «Звезда», «МастерБокс», «МиниАрт» они недорогие, но иногда страдают очень низким качеством скульптуры или литья. (об этом я отдельно напишу в своём блоге). Второй слой это такие фирмы как «Драгон», «Тамия» (но сейчас тамия выпускает наборы в другом масштабе) эти наборы стоят дороже, но отличаются кучей дополнительных бонусов, и очень высоким качеством отливок. И третий слой это фигурки из смолы. Их выпускают такие фирмы как «Танк», «5.45», «сталинград» и ещё несколько фирм. Качество этих моделей просто великолепное, но цена от 300 рублей за одну фигурку.
И так, для своей диорамы я взял набор драгона «Горные ягеря». Окончательный сюжет ещё не был готов, но посмотрев на позы фигурок я понял, что на диораме должен быть бой. потом ещё подумав, я понял, что бой должен быть внезапным.
И вот, есть сюжет, есть идея, есть начальный набор (потом потребовался ещё один, но об этом позже).
Теперь надо определиться с местом и временем. В качестве места я выбрал Кольский полуостров.
Место очень важно для создания основы диорамы. Ведь в европпе и в России совершенно разные почвы и архитектура, почва и прочие детали.
Время будет влиять на выбор росписи фигурок и подбор деталей антуража. Ведь если сделать диораму посвящённую боям под Москвой, постави на неё танк ис-2 или Тигр-2, как бы качествнно вы не сделали все части диорамы, она не будет оценана по достоинству.
Определившись с местом и временем, надо сделать примерный план диорамы. в котором будут учтены все крупные элементы пейзажа, места размещения фигурок.
в дальнейшем, этот план может поменяться. (и скорее всего так и будет).
В следующей части, я подробно распишу поцесс сборки и окраски и подбора краски, цветов и афтермаркета для фигурок.
Диорамы БТТ для начинающих
Смотреть все картинки
Как-то гуляя по лесу, неожиданно обратил внимание, что лист папоротника удивительно похож на лист пальмы… С тех пор для бронетехники делаю диорамы, на «голой» полке модели смотрятся как-то не так, да и диорама, сама по себе, несколько отвлекает внимание от различных «ляпов» в модели, так как сама представляет собой хаос разных элементов.
Материал для диорам – все, что можно найти в лесу. В качестве примера представлены две диорамы – пустыня (с моделью Revell 03107 Panzer V ‘Panther’ Ausf. D und A масштаб 1:72) и полупустыня (с моделью Matchbox 40183 T-80 масштаб 1:72) Модели не состарены, ни как руки не дойдут… А может, и не надо? Вот траки с катками только загрязнить, и все.
Диорама 1 – пустыня
Материалы из леса: песок, мох, веточка сосны, листья папоротника; все высушенное.
Помимо «подножного корма» также использованы: лист металла для основания, мелкие камешки (куплены в зоомагазине, это грунт для аквариумов), клей ПВА и Момент-Кристалл (прозрачный клей, вроде обыкновенного Момента, не цинакрилатного).
Технология следующая – на лист металла наливаем ровным слоем ПВА и засыпаем песком, желательно самым мелким (у меня несколько крупноват). Через полчаса вдавливаем модель в получившуюся массу – во-первых, теперь мы в следующий раз точно поставим модель на это место, а во-вторых, не по воздуху же танк прилетел на это место! Поэтому, помимо основного места остановки, надо также потыкать моделью и в другие места, создавая следы техники. После этого оставляем основание сушиться, лучше сутки ее не трогать. Не рекомендую использовать в качестве основания материалы, которые могут впитать клей – они могут покоробиться. Картон потом вообще не выправить.
Пока основание сохнет, берем веточку сосны (кору не счищать), обрезаем по длине. Берем лист папоротника и ломаем от него «лапы», разной длины. Не берите зрелый папоротник, у него снизу черные точки со спорами, они ухудшат вид и вызывают аллергию! Клеим сначала самые крупные лапы, затем поменьше, в самую серединку клеим маленькие кусочки, все это – на клей Момент. Последние лапы следует «приподнять», приклеить как-бы «торчком». Откладываем пальму сохнуть.
Как только на основании все высохло, стряхиваем с нее лишний песок, и клеим на тот же ПВА мох и камешки; клеим пальму на ПВА, обкладывая ее сразу камешками и мхом. Если обкладывать не сразу – она может упасть, или, при обклеивании потом, упадет когда-нибудь позже, лучше, чтобы крепление было монолитным.
Диорама 2 – полупустыня
Материалы из леса: песок, мох, извилистые корешки; все высушенное.
Также использованы: лист металла для основания, мелкие камешки (куплены в зоомагазине, это грунт для аквариумов), клей ПВА и Момент-Кристалл (прозрачный клей, вроде обыкновенного Момента, не цинакрилатного), алебастр (строительный гипс), упаковочный пенопласт.
Изготовление основания не отличается пустынного варианта с той разницей, что возвышенности (горки) надо предварительно вырезать из пенопласта и наклеить на основание. Вместо пальмы на этой диораме дерево (предположительно береза) и укрепление (стена).
Дерево – это тонкие корешки какого-то дерева, обклеенные сухим мхом, он изображает листья (для 72 масштаба – самое оно).
С укреплениями несколько сложнее, фактически повторяется технология постройки настоящего укрепления. На «местности» размечается контур будущей постройки, затем наноситься слой алебастра (разводиться водой до густого состояния), выкладывается ряд камешков, ждем минут 15 (пока алебастр не затвердеет), наносим следующий слой и т.д. После высыхания кладку можно «подредактировать» скальпелем или обыкновенным ножом, поверхность рекомендую смочить водой – алебастр не водостоек, размывается по чуть-чуть. Имитацию травы и валунов (камней) клеиться на ПВА и обсыпается песком.
После высыхания диораму надо перевернуть «вверх ногами» и потрясти, лишний песок ссыплется.
Вместо песка можно использовать землю, получается красивее и натуральнее, но со временем она пересыхает и превращается в пыль, теряется вид. Больше года такие диорамы у меня не жили… Лаком пробовал покрывать – сразу цвет менялся, на грязь похоже, но не очень, непонятное месиво.
Красить диорамы не советую, используйте только натуральные материалы, ни одна краска не передаст прелести природы, ее неповторимости и непредсказуемости.
Дерзайте, смотрите по сторонам, может быть, что вон та коряга когда-нибудь станет убежищем и вашим солдатикам!
« Знай своё место, рейх!»: как построить диораму, которую не стыдно показать деду
Наши предки разорвали на куски опаснейшего врага в самой грандиозной и разрушительной войне в истории человечества. Отмечать такое событие можно по-разному. Один из вариантов разнообразить праздник — вспомнить про моделизм и сделать ко Дню Победы красивую диораму.
Наши предки разорвали на куски опаснейшего врага в самой грандиозной и разрушительной войне в истории человечества. Отмечать такое событие можно по-разному. Один из вариантов разнообразить праздник — вспомнить про моделизм и сделать ко Дню Победы красивую диораму.
А что такое диорама?
Всё очень просто. Есть модели танчиков — скажем, в масштабе 1/35, одном из самых популярных. Есть фигурки бойцов и офицеров — возьмём в таком же масштабе. Есть элементы фона — например, полуразрушенные здания, мусорные баки, уличные фонари и брусчатка; а также в изобилии встречающиеся в модельных магазинах смеси для имитации земли, при застывании дающие твёрдую корку.
Ещё есть твёрдое основание. Можно, например, кусок мебельного щита взять, зашлифовать и покрыть воском. А можно заморочиться и заказать в столярке подставку из драгоценных пород — неважно.
Когда мы берём всё вышеперечисленное и на основе продуманного сюжета выстраиваем из элементов композицию — это и есть диорама.
Изучите матчасть
Великим событиям — пристальное внимание. Если вашу диораму и правда увидит ветеран ВОВ, помнящий боевые действия, лучше сделать всё, чтобы не облажаться.
И дело даже не в « заклёпках» — на это такие люди внимание обращают реже всего. Что может быть гораздо хуже, так это невнятная тактика. Лучше изучить наставления того времени, пробежаться по « Памяти народа» — в документах нередко есть « разборы полётов», в том числе и со схемами.
В идеале от вашей диорамы должно появиться ощущение, что на ней слаженно действуют подразделения, а не просто катаются танчики и бегают солдатики. Не будем порождать у дедушки ехидные колкости в духе: « А они у тебя точно в ту сторону воюют?».
Для « праздничной» диорамы стоит и грамотно выбрать событие.
Пробегитесь по производителям
Неплохо посмотреть, что предлагают нам производители того же фона или фигурок. Грамотно атакующие или обороняющиеся красноармейцы — это, конечно, хорошо. Но ещё лучше, когда мы показываем что-то неизбитое. Особенно если оно отвечает « праздничной» тематике.
Есть, например, интересные смоляные фигуры фирмы Bravo 6 — скажем, корреспондент РККА, который может фотографировать победителей на фоне побитого немецкого танка. Рядом с ними можно поставить пленного германского танкиста от этой же фирмы — у того как раз достаточно обиженный и злобный вид.
Хотя безоговорочный лидер у этого производителя — набор Gettin’ some kicks, на которой бодрый красноармеец даёт бодрого пинка конвоируемому немецкому пленному — а то, мол, « еле тащишься».
Интересные пленные есть и у фирмы Stalingrad Miniatures– в частности, доступна целая колонна понуро бредущих немцев. А если совместить с советскими конвоирами от той же Bravo 6 — какая красота получится!
Не бойтесь не про войну
У той же Stalingrad Miniatures есть и жизнерадостные фигурки уже отвоевавшихся — по крайней мере в Европе — красноармейцев. Довольный танкист, чистящий сапоги вражьим знаменем, два друга, решивших « накатить» в честь победы из жестяной кружки.
Война войной, а ковалась Победа в первую очередь ради того, чтобы настал мир.
И стремление подчеркнуть это в диораме оценит, пожалуй, любой дедушка — и воевавший, и заставший Великую Отечественную ребёнком.
Благо у ещё одной хорошей « фигурочной» фирмы Evolution Miniatures есть около десятка советских бойцов на финальный период ВОВ, которые… танцуют гопак и играют на гармошке. Если совместить это с, например, колонной ‘ title=>рейхстага, украшенной знаменитыми автографами победителей, то выйдет вообще конфетка — причём жизнеутверждающая.
Ещё хороший вариант — « поиздеваться» над техникой противника. Вполне заслуженно — повергли же! Так что горе побеждённым. Можно, например, изобразить « кладбище» некогда грозных « тигров» и « пантер», на которых играют местные дети. Сюжет не то чтобы очень популярный, но нет-нет да и мелькнёт что-то в таком духе.
А если не избито, почему бы и не переосмыслить?
Искусство Диорамы. Часть 2
Автор: Александр Завалий
Как сделать основание для диорамы?
Содержание:
Выбор композиции
Если диорама, как вид искусства, существует давно, то её младшая сестра, мини-диорама или то, что мы, моделисты, понимаем под этим словом, родилась, развивается и «взрослеет на наших глазах». И ту и другую мы называем одним термином, а между ними существует весьма существенное принципиальное отличие. И дело не в размере. В «макро»-диораме сданным художественным объектом является живописное полотно, а в «мини» непосредственно сама объемная композиция, наличие же живописного или фотозадника не предполагается! Те редкие случаи, когда он все-таки применяется, не являются, на мой взгляд, убедительными и обоснованными. Чтобы написать хороший живописный фон надо иметь незаурядный, художественный талант и профессиональное образование. В живописи неграмотность ничем не замаскируешь, и любое дело надо делать или хорошо, или никак!
Науке построения произведения из отдельных частей (компонентов) и соотношении их между собой, т.е. композиции, учат, и не один год, в художественных и архитектурных институтах, но можно начать хотя бы с нескольких простейших правил. Следуя им, вы избежите характерных ошибок, которые порой колют глаз даже на солидных выставках, а потом еще и тиражируются в печати.
Правило первое: ни один объект нашей диорамы не должен повторять направлении сторон основания подставки (рис. 57.57а).
В соответствии с ним следует избегать таких вариантов размещения, когда какое-либо сооружение «выходит» точно из угла основания (рис. 58,59). Одиноко стоящий объект, имеющий доминирующую высоту (башня, дерево.столб), нельзя располагать в геометрическом центре (на пересечении диагоналей). Такую «математическую правильность» следует нарушать, смещая предмет в ту или другую сторону. Не привязываться к геометрии подставки важно потому, что вы, во-первых, избегаете, таким образом, нарочитости, искусственности, во-вторых, даете понять, что наша диорама часть пространства, как бы случайно выхваченная из действительности (делая окоп параллельным раме, вы тем самым как бы включаете и саму раму в линию оборонительных сооружении).
Исключением из этого правила могут быть лишь случаи, строго говоря, не являющиеся диорамой, когда подставка играет роль своеобразного пьедестала, например: танк-памятник, танк или автомобиль на фрагменте дороги.
Выбирая размер основания, вы должны учитывать, какая техника, какие сооружения будут на ней находиться для того, чтобы содержимому на ней не было «тесно» (если только «теснота» не является самостоятельным художественным приёмом.
Не бойтесь в диорамах пустых пространств. Наоборот, они необходимы, поскольку, и это еще одна особенность нашего восприятия, глазу надо «отдыхать». Ему для комфорта нужен контраст объема и плоскости.
Композиция с людьми, объединенными каким-то общим сюжетом, называется жанровой. Остановимся на этом чуть подробнее. Строя жанровую сценку вы должны использовать нечетное количество персонажей.
Это правило распространяется и на технику, и на другие объекты в диораме. Взаиморасположение действующих лиц между собой не должно быть монотонным нельзя располагать их на одинаковом расстоянии друг от друга, даже если они идут в цепи.
Группа людей должна выглядеть живописно, сочетать фигуры стоящие и сидящие, компонуйте их между собой, используя свой вкус и художественное чутье (рис. 60).
Продумывая общую композицию диорамы, в зависимости от того, какую роль в ней будут играть персонажи, главную или второстепенную, соответствующим образом их располагайте. (В нервом случае предпочтительно поместить их в ближней четверти основания, если условно рассечь сто по диагоналям.
Главное действие диорамы не обязательно должно происходить на переднем плане. Возможно и на среднем, тогда какие-то предметы на переднем подчеркнут глубину, появится плавность, а наша-то задача как раз и состоит в том, чтобы, кроме всего прочего, создать иллюзию пространства: минимум средств максимум выразительности.
Даже у памятника, предназначенною для кругового обзора, есть одна-две наиболее эффектных точки. Поэтому и вам также надо определиться, где «зад», где «перед», и, исходя из этого, главному подчинить второстепенное (рис. 62).
В силу психологии нашего восприятия, движение, направленное справа налево, воспринимается происходящим с сопротивлением, с трудом, с усилием. Наоборот, слепа направо с легкостью, со скоростью. Это также стоит принимать в расчет во имя большего психологического воздействия. Например, «мчащийся» транспорт скорей будет казаться движущимся, если вы расположите его слева направо, а чтобы подчеркнуть трудность солдатских дорог, колонну пехоты, предпочтительнее сориентировать справа налево.
Правда, в нашем восприятии не все так однозначно. К сказанному следует добавить, что в диораме право-лево может ассоциироваться еще со сторонами света: запад-восток. Поэтому, например, «гитлеровским армадам», переходящим границы СССР 22 июня 1911 года, возможно, стоит придать направление на «восток» слева направо.
Так и вертелось на языке сказать: «Вот и все.
Но нет, это, конечно, далеко не нее. лишь какие-то общие начальные понятия. Важно понять, что проблема существует, ее не перепрыгнешь. Зачет ставится по всем дисциплинам. Хуже нет, когда ваш промах виден всем, кроме вас.
Изготовление основания для диорамы
Гипс для наших целей подходит идеально: он доступен (в магазинах стройматериалов можно приобрести хоть фасованным в пакеты, хоть мешками); прочен, отливается в любую форму. легко обрабатывается, красится, при сушке почти не дает усадки.
Вначале надо детально продумать композицию: какой рельеф почвы будет на вашей диораме, где будет располагаться техника, «человечки», растительность. Вычертите план и натуральную величину на листе бумаги и в соответствии с ним, на листе стекла выгородите нужный вам периметр стеклянными же полосками, скрепляя их пластилином. Проверьте перпендикулярность стенок между собой и к основанию.
Для разведения гипса, нам понадобится емкость из гибкой пластмассы, например пластиковая бутылка со срезанным горлом (рис. 63). Так как отливки из чисто белого гипса требуются в модельном деле довольно редко, то целесообразно разводить гипс не и прозрачной воде. а в подкрашенной черной гуашью. В этом случае отливка получется уже цвета почвы и в дальнейшем готовой диораме не страшны будут случайные сколы, предательски сверкающие белизной.
Разбираем стеклянную опалубку. Обратите внимание, что отливка на торцах имеет почти зеркальную поверхность и не нуждается в дополнительной обработке, что является еще одним достоинством данной технологии.
Если вам нужно сымитировать грязную, разъезженную дорогу, со следами колес и гусениц, то эта работа вынолняется и один прием на уже подготовленном ландшафте. Заранее заготовьте штампы: гусеничные ленты, колеса с протекторам, надетые на ось (рис. 65). Затем выливаете разведенный гипс в колею и быстро раскатываете ею колесами. Конечно, в данном случае быстрая схватываемость гипса нам не на руку, но приходится с этим мириться и работать споро. Сноровка нужна, но задача выполнима (рис. 66). Следы гусениц лучше всего получаются, если в свежий раствор притопить полоски виниловых гусениц и удалить только после полного схватывания гипса.
Грязь можно поддуть потом из аэрографа краской подходящего «мокрого» оттенка и покрыть лаком (можно лаком для волос).
Велик соблазн залить в колеи эпоксидку для имитации луж, но практика показала, что после полимеризации поверхность такой «воды» приобретает вогнутую линзообразную форму, а значит, мы теряем в достоверности (рис. 67). И я сам раньше, и коллеги-моделисты, для имитации луж часто используют эпоксидку.
Лучше поступить по-другому: вначале вмуровать и почву кусочек оконного пекла. Чтоб снизу не просвечивал планшет, окрасить изнанку стекла укрывистой «болотной» краской. Вмуровать его в почву, сделать неровные края. Рябь на поде имитировать масляным покрывным лаком для живописи, замутнёным масляной краской. Нанести 2-3 слоя и при подсыхании, в стадии вязкости, оттиснуть «волны» деревянной палочкой. Можно «притопить» в лужу каски, процарапать вокруг них концентрические полны и рябь. Высыхая, лаковый слой чуть оплывет, царапины достоверно сгладятся, не потеряв рельефа. Краски, конечно, должны быть предварительно подготовленными: купол срезан на «глубину погружения» (рис. 68-70).
Фактуру сухой почвы можно имитировать натуральными песком и пылью. Для этою летом, в сухую погоду, на обочине проселочной дороги надо собрать придорожную пыль. Выбирайте мелкую фракцию, почти текучую, как цемент. Берите впрок это один из редких случаев, когда платить не надо.
Основание под диораму может быть также изготовлено в виде планшета из реек и ДВП на клею. Рельеф местности к этом случае также либо гипсовый, либо из нового материала, не так давно появившегося в магазинах стройматериалов «Пластинила» (рис. 74). Он представляет из себя волокнистую массу с водоимульсионным связующим. т.е. похож ни старый добрый папье-маше. Достоинства: позволяет вылепить любой рельеф, после высыхания подает усадки, растрескивания, коробления. Полное высыхание и течение недели, что позволяет как угодно долго работать с нанесением следов протекторов на дороге. Недостатки: ярко выраженная волокнистая структура, которую можно исправить, добавив изрядное количество порошкового мела без видимого влияния на прочность.
В пластиниле рельеф получается сглаженным, невозможно добиться эффекта скажем, свежей жирной дорожной грязи, но ее можно имитировать густо замесив цемент с клеем ПВА и, раскатав потом колесами вокруг луж. Одним словом, «Пластинил» материал, на который стоит обратить внимание моделистам.
Нельзя не упомянуть и о таком виде «покрытия», как снег. Диорама, отражающая зимний период обладает особым психологическим настроем. Снег, ощущение холода, может стать дополнительным средством выражения, подчеркивающее тяготы войны. Или же, наоборот, в контрасте с оптимистическим сюжетом, сильнее выявит героизм и несгибаемую волю наших персонажей в преодолении трудностей. В любом случае кусочек зимы очень эффектно смотрится в квартире, особенно если за окнами июльский зной.
Вначале поверхности, которые будут покрываться снегом, смачиваем водой. Наносим ее из аэрографа строго сверху вниз (или под углом, в соответствии с вашим замыслом, если хотите, скажем, показать, что мела метель). С этого же направления сыплем соду через мелкое сито. Она прилипнет к влажной поверхности, впитает ее и высохнув, сохранит ту же форму и объем. Во влажном состоянии на покрытии можно оттиснуть следы ног и колес. Чтобы «снег» искрился на солнце, можно притрусить его сверху через то же сито толченым стеклом.
Толщина такого содового покрытия относительно невелика: 2-4 мм. А если вы хотите изобразить глубокие сугробы и снежные заносы, то их объем вначале стоит выполнить из гипса.
Продолжая тему, следует сказать, что снег редко имеет вид только что выпавшего, особенно на войне. Он загрязняется пороховом гарью, землей, выброшенной из воронок, на дорогах в морозы имеет вид грязного леденца, а в оттепели перемешивается с грязью. Крыши домов часто обрамлены сосульками, их можно имитирован, из тянутого прозрачного литника.