Диоскуры у конногвардейского манежа что означает

Диоскуры на Конногвардейском плацу

Ещё, прозябнув, бьются кони,
Наскуча упряжью своей,
И кучера, вокруг огней,
Бранят господ и бьют в ладони.
А.С.Пушкин

Мало кто сейчас знает, что более 100 лет скульптуры Трискорни украшали не Манеж, а Конногвардейский плац и находились не на Исаакиевской площади, а в Конногвардейском переулке.

Здание Конногвардейского манежа было построено архитектором Дж. Кваренги в 1807 году к 100-летию Лейб-Гвардии Конного полка. Манеж предназначался для тренировок в верховой езде. В первые годы существования манежа у современного входа стояли не Диоскуры, а два кентавра. С 1817 года их сменили мифологические братья-близнецы Полидевк и Кастор, прозванные Диоскурами. Они умели укрощать диких коней.

В 1840 году наши скульптуры неожиданно перенесли к казармам Конногвардейского полка в Конногвардейском переулке. Столичное духовенство, смущавшееся видом мужских гениталий, потребовало убрать “неприличные обнаженные фигуры”, оказавшиеся по соседству со строящимся кафедральным Исаакиевским собором.

Надо заметить, Римскую церковь не смущали античные скульптуры, даже факт обнаружения этих статуй в термах Константина никак не повлиял на судьбу Диоскуров. Удивительно, но первый проект фонтана был воплощен в 1588 году по заказу ПАПЫ Сикста V. Тогда статуи Кастора и Поллукса были перенесены из терм Константина и добавлены в архитектурный ансамбль фонтана. В конце 1780-х гг. по приказу ПАПЫ Пия VI площадь была перестроена, а Фонтан Диоскуров перенесён на современное место, где был дополнен обелиском.

Санкт-Петербургские Диоскуры отправились на выселки от кафедрального собора, где простояли целых 104 года.

В архиве семьи Тэрвидис сохранилась фотография Надежды Владиславовны Тэрвидис-Гавриловой, дочери Дин Санны, подруги моей прабабушки. Они проживали в квартире №3 нашего дома, Надежда работала гимнасткой в Госцирке. На фотографии на заднем плане хорошо видны скульптуры в Конногвардейском переулке. Фотография была сделана в начале 1950-х годов.

В 1954 году Диоскуры вернулись обратно к Манежу. Старые постаменты из полированного красного гранита остались на месте бывшего Конногвардейского плаца, а новые – из блоков серого гранита, мягко говоря, коротковаты…

В доме на Почтамтской №20, уж так тесен мир, проживала семья часовщика дяди Павла. Пращуром мамы дяди Павла, Софьи Адамовны, был тот самый скульптор, Петр Карлович Клодт. Скульптор скончался в нищете, как это у нас полагается, как и скульптор памятника Александра Невского в наши дни. Барон Клодт покоится в Александро-Невской лавре.

Источник

ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ: О ЕВРОПЕЙСКИХ ОРИГИНАЛАХ

Близнецы

Пара юношей с конями перед зданием манежа, пара колонн в начале Конногвардейского бульвара, пара львов у соседнего дома Лобанова-Ростовского – все они имеют близких родственников за рубежом.

Темные петербургские колонны немного теряются на фоне разросшегося бульвара

Н

аряду с уникальными, отдельно стоящими изваяниями, место которым посредине площади, в старых городах можно встретить и парные статуи, немыслимые одна без другой. Порой такое удвоение необходимо по смыслу (нет Кастора без Поллукса), порой оно делалось лишь симметрии ради. Занимая подчиненное положение в классической композиции, такие скульптуры либо фланкировали парадный подъезд важного здания, либо отмечали начало магистрали. Так, в Петербурге одинокий Медный всадник соседствует с Диоскурами манежа, а в спор с Александрийским столпом вступают более мелкие колонны в начале Конногвардейского бульвара. Но поскольку у многих здешних статуй имеются европейские прототипы, то удвоение означает для них учетверение или еще большее преумножение, открытое в бесконечность – как если бы они оказались меж двух зеркал.

Диоскуры

В греческой мифологии близнецы Кастор и Полидевк (у римлян Поллукс) были известны как кулачные бойцы и укротители коней. Полидевк считался бессмертным, и когда в одном из поединков Кастор был убит, его горячо любящий брат, взятый на Олимп, поделился с ним вечной жизнью. С тех пор они появляются на небе в виде утренней и вечерней звезд в созвездии Близнецов.

В Риме близнецы словно разбегаются от египетского обелиска, вбитого меж ними столетия спустя

Так и стоят они в ряд: кони, люди, ангелы

Иногда отыскать прототип очень просто. В XIX веке, как и до него, часто имело место банальное тиражирование популярных мотивов. Так, итальянский скульптор Паоло Трискорни преуспел в копировании известных римских статуй, а его брат Агостино, исполняя роль торгового агента в России, пристраивал их здесь. Помогая Джакомо Кваренги в отделке манежа, именно он, по всей видимости, посоветовал зодчему в развитие лошадиной темы заказать в Риме копии знаменитых Диоскуров. Когда-то эти укротители коней украшали термы Константина на холме Квиринал. После их разрушения в XVI веке, когда грандиозный комплекс позднеримской эпохи уступил место новому папскому дворцу (теперь здесь резиденция президента), Диоскуры устояли на месте и даже сформировали вокруг себя новую площадь. Ее иногда называют Лошадиной – Монтекавалло.

Вот идеальный случай парной скульптуры! Ведь эти два героя были неразлучны при жизни, вместе их принято изображать и после смерти – в многочисленных статуях, более или менее похожих на оригинал, иногда увенчанных звездами. Римских пап соседство с языческими колоссами – а питерская копия значительно меньше оригинала – нисколько не смущало. В Риме, правда, не было рядом большой церкви, в Петербурге же служители еще не открытого Исаакиевского собора потребовали убрать «неприличные» статуи – оскорбили их чувства то ли нагота, то ли намек на астрологию… Статуи сослали на задний двор манежа, и они смогли вернуться на прежнее место лишь в советское время.

Львы у подъезда дома Лобанова-Ростовского на Адмиралтейском проспекте

Языческий гений славы перекликается с ангелами Исаакиевского собора

Гении славы в берлинском Шарлоттенбурге

Гении

Крупнейший специалист по конным изваяниям Петр Клодт фон Юргенсбург предусмотрительно прикрыл наготу своих укротителей драпировками. К тому же Аничков мост декорирован не парой, а четверкой статуй, ведь на мост въезжают с двух сторон. Впрочем, император Николай I отправил двух аничковских коней в подарок прусскому королю в Берлин. Благодаря еще одной отливке эта вариация на тему античности добралась затем и до Италии, украсив ворота королевского дворца в Неаполе. Прусский король отблагодарил Николая другой парой скульптур: подарил копии крылатых гениев из своей пригородной резиденции Шарлоттенбург. Там они открывают аллею, что идет вдоль протяженного корпуса дворца. Положение для статуй немного странное, если не замечать, что с другой стороны они служат монументальным преддверием собственного дома архитектора Карла Фридриха Шинкеля, с которым их творец, скульптор Кристиан Даниэль Раух, постоянно сотрудничал. Наверное, Шинкель, выдающийся немецкий зодчий, и выбрал место для этих колонн, и сочинил сами колонны, доверив Рауху лишь скульптуры гениев славы (или победы). А в Петербурге с воздвижения этих колонн началась трансформация гнилого Адмиралтейского канала в импозантный бульвар, только в роли дворца, вдоль которого идет аллея, оказался манеж Кваренги. Не забывая о триумфальных мотивах эпохи Александра I, воплощенных Карло Росси, Николай вернул бездействовавшего зодчего из опалы, дав ему скромное задание установить колонны. Тот, однако, одним лишь воплощением чужого замысла не ограничился, переделав колонны на свой манер. У Рауха капители коринфские, у Росси – ионические, кроме того, берлинские гении спешат навстречу друг другу, в Петербурге же движутся параллельно.

Как и братьев Трискорни, Рауха едва ли можно назвать великим ваятелем. И все же в свое время он был гораздо популярнее Клодта. Не случайно в одном из залов как раз тогда построенного Нового Эрмитажа на потолке, над головой Зевса Олимпийского, где перечислены величайшие скульпторы всех времен и народов, рядом с Микеланджело и крупнейшими мастерами классицизма Торвальдсеном и Кановой упомянут именно он, Раух.

Лев-образец на флорентийской площади Синьории

Источник

Изложенное в тексте является попыткой автора доказать читателю, что немалая часть «античных» авторов проживала в Петербурге и использовала в описаниях уже существующие архитектурные или географические объекты, что ставит под сомнение древность античных источников.

Оба брата Диоскуры принимали участие в походе аргонавтов. Никто не мог превзойти Кастора в искусстве укрощения коней, а Поллукс считался лучшим кулачным бойцом, не знавшим себе равных. Они всегда были вместе, их связывала самая преданная дружба и братская любовь. После смерти Кастора, Зевс, видя безутешное горе своего сына Поллукса, поместил их вместе на небе, так появилось созвездие Близнецов.

Как говорит легенда, во вре­мя бит­вы рим­лян с лати­на­ми, кото­рые пыта­лись сно­ва заво­е­вать Рим, внезапно появи­лись два таин­ст­вен­ных всад­ни­ка, благодаря которым, римляне и одержали победу. Поз­же эти всад­ни­ки были заме­че­ны воз­ле источ­ни­ка ним­фы Ютур­ны, где поили сво­их лоша­дей. Они объ­яви­ли горо­ду о победе римлян и исчез­ли. Во всад­ни­ках народ узнал братьев Дио­с­ку­ров. Было принято решение построить храм в их честь. И построили.

В одном из туристических справочников по итальянскому Rom написано:»по неизвестным причинам, в источниках того времени это святилище называли «Храмом Кастора и Минервы», а не храмом Кастора и Поллукса.» Вопросы, вопросы и ни одного ответа, а всё потому, что ответы не там ищут.

Над входом в Манеж фриз со сценами укрощения коня. Несколько сцен в динамике, как на киноплёнке, конь движется словно живой. Есть ещё два барельефа с сидящими фигурами старцев, рядом с которыми стоят Лель и Полель, и у одного из братьев рожок в руке. Если, кто не читал сказку Островского «Снегурочка», то уже пора. В сказке Лель на рожке играет, весну призывает. Лель и Полель пастухи, а не укротители коней, поэтому на барельефах с ними ни один конь не присутствует. Шапочки у них на головах круглые, на яичную скорлупку совсем не похожие. Значит, создатели древнегреческой мифологии это учли и сделали братьев почти яйцеголовыми. Но снизу детали барельефа мало различимы, а тем статуям, которые на крыше стоят, шапочки сделать похожими на скорлупки от яйца, всего лишь пара движений скульптора.

На фасаде Манежа стоят восемь колонн, и по четыре, как бы декоративных колонны в середине каждой боковой стороны, которые не несут никакой функциональной нагрузки, но зато дают чёткое представление о прежних размерах храма. Очевидно, что храм сильно пострадал в катастрофу, разрушившую старый город, но хорошо сохранился фасад, который был встроен в новый периметр здания, и были оставлены по бокам уцелевшие колонны. Если посчитать, сколько колонн встанет в промежутки между окон, то их будет ровно одиннадцать.

По преданиям, храм был построен на том месте, где после боя видели братьев, поивших своих коней у источника нимфы Ютурны. Судя по всему, источник находился с западной стороны Манежа, там, где долгое время стоял пристроенный к основному зданию вестибюль, который, впоследствии, был разобран. Сегодня полукружие клумбы перед западным входом, показывает примерные, а, может, точные размеры бассейна источника Ютурны.

Немного правее от Конногвардейского Манежа находятся здания Сената и Синода, соединённые аркой, которая закрывает собой вход на узкую Галерную улицу. Это Арка Септимия Севера, у которой заканчивалось Триумфальное шествие пришедшее от Марсова поля по Священной дороге к Форуму на Исаакиевскую площадь. Арка была сооружена в соответствии с традициями того времени, в честь Септимия Севера и двоих его сыновей и их побед над арабами и ассирийцами. В Rom на форуме туристам показывают сильно обветшавшую арку и утверждают, что это и есть арка Септимия Севера, поскольку на ней изображены сцены из битв. Но на всех арках изображались сцены из битв, ведь они и сооружались, как триумфальные или победные.

По некоторым описаниям, арка была пятипролётной, что мы ясно видим на Арке Сената-Синода. Четыре малых пролёта в ней заложены, но обозначены и в них поставлены скульптуры. На барельефах над пролётом арки изображены две крылатые богини Виктории-Славы с венками в руках, которые чествуют победителей. Наверху арки должна бы по традиции стоять квадрига лошадей с богиней победы Викторией, но её нет. Возможно, что скульптура погибла, или же перенесена в другое место.

на фото: Конногвардейский Манеж на Исаакиевской площади в С-Пб,

или Храм Кастора и Поллукса, а правильнее Храм Кастора и Минервы.

Источник

История Конногвардейского манежа в Санкт-Петербурге

Конногвардейский манеж в Санкт-Петербурге находится на Конногвардейском бульваре, 2.

В 1721 г. в Петербурге был образован Кроншлотский драгунский полк. Его основой стали драгунский лейб-эскадрон князя Меншикова, личная драгунская рота генерал-фельдмаршала графа Шереметева и драгунская рота Санкт-Петербургского губернского батальона.

В 1725 г. Кроншлотский полк был переформирован, составлен исключительно из дворян и назван Лейб-региментом. Пять лет спустя указом Анны Иоанновны соединение было именовано Конной гвардией и стало первым гвардейским конным полком русской армии. Лейб-гвардии Конным полк стал называться при Александре I.

Казармы гвардейцев долгое время располагались в районе Смоляного двора, а Таврический дворец в ту пору даже называли Конногвардейским домом. В начале XIX в. было решено перевести полковую слободу на южный берег Адмиралтейского канала.

В 1804 г. началось строительство новых казарм для полка в районе современных улиц Якубовича, Почтамтского переулка, Конногвардейского переулка и Конно-гвардейского бульвара. Позднее в районе современной площади Труда возвели полковую Благовещенскую церковь (она не сохранилась до наших дней).

В комплекс слободы входил и манеж, в котором объезжали лошадей и выполняли воинские упражнения, а также проводили торжественные мероприятия, смотры и парады.

Если архитектура казарм носила скорее утилитарный характер, то манеж, спроектированный выдающимся зодчим Дж. Кваренги, строили в строгих формах русского классицизма. Здание было возведено за три года, к моменту возвращения полка из Австрийского похода в 1807 г.

В плане оно представляет собой вытянутый прямоугольник. Парадный восточный фасад, выходящий на Исаакиевскую площадь, Кваренги украсил глубоким восьмиколонным портиком с тремя статуями античных героев на фронтоне.

К главному входу подвели широкую лестницу из сердобольского гранита, а для въезда в манеж с боковых сторон портала устроили пологие пандусы.

Почти весь объем сооружения занимал большой, просто оформленный зал. При главном входе располагалась небольшая галерея «для дам и знатных господ» — постоянных посетителей манежа.

На противоположной стороне размещались подсобные помещения для обслуживающего персонала.

В 1806 г. в Италии, в мастерской скульптора А. Трискорни, были заказаны два мраморных изваяния Диоскуров — героев древнегреческих мифов.

В контракте Кваренги оговорил размеры статуй: «Вышиной фигуры от пьедестала в 3,5, а лошадь 4,5 аршина». Заказ изготовили к 1810 г., но к тому времени Европу уже охватили наполеоновские войны, и в Петербург скульптурные группы доставили лишь шесть лет спустя. Еще через год они обрели свои места перед главным фасадом манежа. До этого момента вход в здание украшали статуи кентавров.

В 1840 г. церковные иерархи сочли кощунственным присутствие обнаженных языческих богов неподалеку от строившегося Исаакиевского собора — главного христианского храма города. Вскоре статуи Диоскуров сняли с пьедесталов и перенесли к казармам в Конногвардейском переулке.

За все время существования манеж неоднократно подвергался ремонту и всевозможным переделкам. В ходе первой из них в 1820 г. на торцевых сторонах здания появились удобные ложи для почетных гостей полка. В 1844 г. в тимпане восточного фронтона вместо декоративных украшений был установлен императорский двуглавый орел.

В 1853 г. произвели ремонт обветшавшего перекрытия, а с фронтона сняли статуи, к тому времени почти разрушившиеся под воздействием суровой петербургской погоды.

В 1872-1873 гг. проводилась и существенная перестройка манежа под руководством архитектора Д. И. Гримма. Тогда были полностью заменены перекрытия, на южном и северном фасадах в простенках между окнами установили симметричные парные колонны, а к западному фасаду пристроили новый парадный вестибюль.

На I фронтоне над главным входом поместили новые декоративные из ваяния взамен прежних, снятых двадцатью годами ранее. Тимпаны западного и восточного фронтонов украсили барельефами с изображениями конных состязаний, выполненными скульптором, Д. И. Иенсеном. Внутри здания соорудили императорскую ложу. Все помещения оборудовали новыми отопительными приборами.

Просторное помещение манежа нередко использовали не только для обучения верховой езде, но и для иных целей: здесь устраивали всевозможные выставки, концерты и прочие развлекательные мероприятия. Постепенно манеж совсем перестал использоваться по назначению, а после Октябрьского переворота был расформирован Конногвардейский полк.

В начале 1930-х гг. в здании случился пожар. В процессе восстановления его перестроили под гараж НКВД, и манеж во многом утратил свой первоначальный облик.

Так, тимпанах фронтонов вместо барельефов разместили гербы СССР.

В годы Великой Отечественной войны здание сильно пострадало от артобстрелов и авианалетов, после завершения войны был проведен его ремонт, а в 1954 г. вновь заняли свои места у главного фасада изваяния Диоскуров.

В 1973 г. было решено реконструировать здание бывшего Конногвардейского манежа и переоборудовать его под выставочный зал. После проведенных работ фасады стали максимально соответствовать своему первоначальному облику, а внутри появились просторные помещения для экспозиций.

В 1977 г. в Центральном выставочном зале «Манеж» открылась первая выставка.

В 2000 г. с фронтона главного фасада для реставрации снова демонтировали статуи. Они заняли свое место шесть лет спустя.

К 300-летнему юбилею Петербурга были отреставрированы фасады здания и скульптурные группы Диоскуров перед главным входом.

Источник

Манеж Конногвардейского полка

Диоскуры у конногвардейского манежа что означает. Смотреть фото Диоскуры у конногвардейского манежа что означает. Смотреть картинку Диоскуры у конногвардейского манежа что означает. Картинка про Диоскуры у конногвардейского манежа что означает. Фото Диоскуры у конногвардейского манежа что означает

Диоскуры у конногвардейского манежа что означает. Смотреть фото Диоскуры у конногвардейского манежа что означает. Смотреть картинку Диоскуры у конногвардейского манежа что означает. Картинка про Диоскуры у конногвардейского манежа что означает. Фото Диоскуры у конногвардейского манежа что означает

Конногвардейский манеж построен в 1804-1807 годах по проекту архитектора Джакомо Кваренги на углу Сенатской площади и Конногвардейского бульвара. Манеж предназначался для верховых занятий солдат Конногвардейского полка в осеннее и зимнее время года.

Проект Кваренги на практике реализовывал архитектор Гирше.

До появления Исаакиевского собора и засаженного деревьями Александровского сада Конногвардейский манеж играл большое значение в перспективе Сенатской площади.

Парадная лестница выполнена из сердобольского гранита. Базы колонн Конногвардейского манежа первоначально принадлежали бирже на стрелке Васильевского острова, которую в 1780-х годах начал строить тот же Кваренги. Но её возведение не было доведено до конца, биржа была разобрана.

Главный вход в здание украшен барельефом, изображающим конные состязания. Здесь же в 1810-1811 годах установлены копии римских античных статуй Диоскуров. Их автор Паоло Трискорни, выполнивший и украшающие здание барельефы. Изготовлены они в Италии в 1810 году, являются уменьшенными копиями античных Диоскуров, стоявших у Квиринального дворца в Риме. Статуи изображают мифических близнецов Кастора и Полидевка, сыновей Зевса и Леды, олицетворявших братскую любовь и преданность и потому отображавшихся всегда вместе, зеркально отображёнными.

Статуи Диоскуров не были выполнены в указанный в контракте срок. Первое время Конногвардейский манеж был украшен мраморными кентаврами. К августу 1816 года Диоскуры прибыли в Кронштадт. И только в 1817 году, после реставрации повреждённой при перевозке одной из фигур, они были открыты для всеобщего обозрения у входа в манеж.

Постоянными посетителями манежа были царские особы. Существовала легенда о подземном ходе, якобы связывавшим Зимний дворец и манеж.

Диоскуры у конногвардейского манежа что означает. Смотреть фото Диоскуры у конногвардейского манежа что означает. Смотреть картинку Диоскуры у конногвардейского манежа что означает. Картинка про Диоскуры у конногвардейского манежа что означает. Фото Диоскуры у конногвардейского манежа что означает

В 1837 году на фронтонах Конногвардейского манежа установили барельефы работы Д. И. Иенсена.

В 1840-х годах капитул Исаакиевского собора посчитал кощунственным нахождение рядом с храмом обнажённых языческих богов. Статуи поставили позади манежа, рядом с казармами Конногвардейского полка. Вернули их на своё историческое место только в 1954 году. Диоскуры являлись предметом изучения для скульптора Петра Клодта. Он работал с ними перед созданием своих знаменитых скульптурных групп Аничкова моста.

Благодаря большим размерам помещения Конногвардейского манежа использовались для выставок. 19 сентября 1850 года Вольное Экономическое Общество демонстрировало здесь русским земледельцам жатвенные машины, локомобили и молотилки.

Скромный облик Конногвардейского манежа постепенно переставал соответствовать соседним ампирному зданию Сената и Синода, перестроенному зданию Адмиралтейства. В 1872-1873 годах фасад здания был частично скорректирован архитектором Д. И. Гриммом, опиравшемся на первоначальные нереализованные задумки Кваренги. Тогда боковые фасады манежа были украшены парными трёхчетвертными колоннами, его фронтон украсили статуи.

Кроме выставок в Конногвардейском манеже проводились и концерты. В 1886 году здесь давал представление знаменитый Иоганн Штраус. Для этого в зале оборудовали 900 нумерованных кресел, помещение украсили и задрапировали при помощи 1800 аршин ткани. В программу концерта были включены «Конногвардейский марш» и вальс «Петербургские дамы».

В 1930-х годах Конногвардейский манеж переоборудовали по проекту Н. Е. Лансере под гараж. В 1954 году статуи Диоскуров вернулись на своё исконное место перед главным входом. В 1977 году после капитальной реконструкции в здании был открыт центральный выставочный зал, которым пользуется Союз художников Санкт-Петербурга. Выставочным целям это здание служит по сей день.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *