Дискалькулия что это такое виды и признаки
Дискалькулия у детей: причины, симптомы, особенности и советы
Каждый человек уникален – он обладает теми или иными талантами, но бывает, что простое для большинства людей действие, для некоторых становится настоящей проблемой. И не всегда это говорит о низком интеллекте или задержке в развитии. Так, в случае дискалькулии, причины кроются в сугубо биологическом происхождении.
Дискалькулия или «математическая дислексия» относится к ряду расстройств, которое связано с дисфункцией нейронных соединений мозга, что и вызывает дальнейшее развитие когнитивного расстройства и психопатологии дискалькулии.
Чем это может помешать ребенку в будущем?
Однако подобный диагноз не является приговором. Большинство людей справляются с данной особенностью своего мозга и реализовываются в сферах, где необходимость вычислений сводится к минимуму. Часто они становятся деятелями искусства, актерами, языковедами или преуспевают на филологическом поприще.
Своевременно распознать дискалькулию и скорректировать образовательную программу ребенка поможет опытный врач-логопед. Специалист подтвердит или опровергнет диагноз и поможет справиться с ситуацией, как ребенку, так и его родителям.
Причины и симптомы
Диагностировать этот недуг можно уже в раннем детстве. Как только ребенок начинает развивать свои арифметические способности, можно заметить первые признаки того, что данному вопросу стоит уделить внимание. И чем раньше будет диагностирована дискалькулия, тем эффективнее окажутся действия.
С возрастом это состояние прогрессирует и если пропустить его в дошкольном возрасте, то более явные симптомы проявятся в школе. Однако не стоит дожидаться по-настоящему серьезных проблем для того, чтобы начать действовать.
Вот основной перечень симптомов в дошкольном возрасте, по которому вы можете заподозрить расстройство:
Еще одним явным признаком нарушения становится проблема счета с определенного числа. Ребенок не сможет начать перечисление цифр с 5. Малышу придется сначала проговорить предыдущие и только после этого приступить к выполнению задачи.
Естественно, это всего лишь общая информация, однако наблюдая за своим ребенком, вы сможете заподозрить неладное и своевременно обратиться к специалисту за помощью.
Виды и особенности расстройства
Приведенный выше список описывает наиболее распространенные симптомы, многие из которых могут перекликаться и с другими расстройствами. Но если говорить о дискалькулии, то важно определить и ее вид.
Так или иначе, ребенок может быть подвержен сразу нескольким видам дискалькулии в той или иной степени. В зависимости от этого создаются специальные программы для обучения, которым будет придерживаться не только ребенок, но и учителя.
Игры и советы при подтвержденном диагнозе
Важной составляющей успеха при обучении ребенка с подобным расстройством – это позитивная мотивация. И поддержка семьи играет в процессе обучения далеко не последнюю роль, ведь именно среди близких людей ребенок получает эмоциональную поддержку и учится трудолюбию.
Главное правило – дайте время на понимание, даже если задача кажется вам очень простой.
Таким не хитрым способом вы будете мотивировать ребенка обращать внимание на цифры и взаимодействовать с ними, что поможет снизить его уровень дискомфорта и напряжения. Но без профессиональной помощи сложно добиться необходимой корректировки, и чем быстрее вы обратитесь к специалисту логопеду, тем проще ребенку будет в дальнейшем.
Дата публикации: 17.08.2021. Последнее изменение: 19.11.2021.
Что такое дискалькулия у детей и взрослых? Виды и признаки нарушений
Под дискалькулией понимают нарушение способностей к счетным операциям. Чаще всего этот недостаток проявляется в дошкольном возрасте. В случае возникновения дискалькулии ребенок просто не воспринимает математические символы. В некоторых случаях дети могут справляться со сложением и вычитанием, но, например, совершенно быть неспособными к умножению и делению.
У кого может возникнуть дискалькулия?
Наиболее подвержены этому нарушению младшие школьники и дошкольники. Родители начинают замечать, что ребенок плохо считает. Методы коррекции подбираются специалистами в индивидуальном порядке.
Как часто встречается дискалькулия?
По разным данными приблизительно 5-6 процентов учащихся младших классов испытывают сложности с счетными операциями. Данная статистика не может претендовать на полную объективность, поскольку диагностика дискалькулии производится лишь в некоторых случаях. В большинстве ситуаций тот факт, что ребенок плохо считает, родители не склонны связывать с каким-либо отклонением. Как правило, такого ребенка определяют как “гуманитария” и концентрируются на его способностях к другим наукам.
На первые признаки дискалькулии психологи советуют обращать внимание в 5-6 лет ребенка. Именно в этот возрастной период ребенок начинает активно учиться и знакомиться с числовыми символами и действиями, производимыми с ними.
Акалькулия и дискалькулия не одно и то же?
Нет, эти понятия принято различать. Например, отличия состоят в том, что ребенок, у которого выявлена дискалькулия, испытывает сложности в освоении арифметики. Что касается акалькулии, то под этим термином понимают полное отсутствие способности к выполнению счетных операций. Причинами акалькулии могут быть как сильные отклонения в психике, так и педагогическая запущенность или грубые нарушения в воспитании ребенка.
Почему появляется дискалькулия?
Различают три причины возникновения:
В некоторых случаях несколько причин могут сочетаться между собой. Родителям следует помнить, что без четкого выявления признаков и причин дискалькулии, подобрать грамотные меры для устранения недуга практически невозможно.
Рассмотрим каждую причину возникновения дискалькулии в отдельности
Психогенные нарушения характеризуются отрицательным или вовсе негативные отношением ребенка к арифметическим операциям. С чем это может быть связано? Например, с давлением от родителей и учителей в процессе обучения азам. Физические наказания за плохие оценки, конфликты между учителем и ребенком тоже можно отнести к психогенным причинам.
Генетические причины дискалькулии встречаются у младших школьников и дошкольников, у родителей которых встречались аналогичные сложности с арифметическими действиями. К сожалению, ученым пока не удалось отыскать ген, который отвечает за способности к сложению, вычитанию, умножению и делению. Но ряд специалистов все чаще говорят о генетической природе данного расстройства и ведут активные исследования в этом направлении.
Органические причины дискалькулии связаны с определенными нарушениями в строении и работе некоторых участков головного мозга. В данном случае речь идет об областях мозга, которые отвечают за способность воспринимать и анализировать полученную информацию. Как могут возникнуть такие причины дискалькулии? Вариантов немало. Это могут быть последствия воздействия на плод во время беременности или травмы в процессе родов. Как правило, органический тип дискалькулии плохо поддается коррекции и встречается даже у взрослых людей.
Дискалькулия и мозг
Вне зависимости от того, что явилось причиной данного расстройства, у человека, страдающего дискалькулией наблюдается нейронная дисфункция в области теменной коры больших полушарий. Нарушения отчетливо наблюдаются в области внутритеменной борозды. Именно здесь располагается центр, который отвечает за восприятие символов и способность к счету. Если у ребенка выявлена дискалькулия, то чаще всего можно обнаружить, что одновременно с этим, у него также наблюдаются сниженные способности к познанию и анализу полученной информации. Как правило, это можно объяснить недостаточной скоростью обработки поступающих данных и недостаточной концентрацией.
Какие основные типы дискалькулии встречаются?
Отдельные типы дискалькулии могут сочетаться друг с другом, затрудняя диагностику и последующее лечение.
Как диагностировать симптомы дискалькулии?
Каждое отклонение имеет свои признаки. Если вы заметили у ребенка один из вышеописанных признаков, попробуйте обратиться к логопеду или психологу. Только специалист может увидеть признаки дискалькулии, провести необходимые тесты и установить верный диагноз. Постановка диагноза занимает некоторое время. Помимо сбора анамнеза, специалист обязательно проведет несколько тестов на восприятие и применение на практике абстрактных чисел, изучит неврологические функции человека, проведет оценку способностей к математике. Иногда к постановке диагноза подключают специальную технику: человеку с подозрением на дискалькулию могут провести электроэнцефалографию или МРТ.
Как лечить дискалькулию?
Схема лечения зависит от типа дискалькулии или их комбинации. В лечение могут быть включены специальные упражнения на вычисления, упражнения на ориентацию в собственном теле и пространстве, заучивание стихов. В некоторых случаях невролог или психолог может назначить антиоксиданты или ноотропы. Если использовать комплексный подход к лечению и грамотно выполнять все рекомендации специалиста, то можно с уверенностью говорить о том, что дискалькулия может легко поддаваться лечению не только у детей, но и у взрослых.
Улучшить способности к счету можно и с помощью специальных тренажеров. Сложение, вычитание, умножение и деление — если регулярно тренироваться, все эти математические операции можно выполнять в уме.
Дискалькулия глазами нейропсихолога
Дискалькулия – это неспособность к освоению счетных операций (соотношению абстрактных величин как в уме, так на бумаге с использованием символов) при сохранном интеллекте. Данное нарушение относится у группе расстройств обучения, встречается также часто, как СДВГ, дислексия и дисграфия. В отличие от упомянутых расстройств, дискалькулия одинаково распространена среди мальчиков и девочек (СДВГ и нарушения письма и чтения больше характерны для мальчиков). Гиперактивность с дефицитом внимания, нарушения чтения, письма и счета очень часто коморбидны, то есть сочетаются между собой.
Так же, как и дислексия, дискалькулия может быть обусловлена как генетическими причинами, так и повреждениями мозга в раннем возрасте.
Отдельно выделяют распад счетных навыков у взрослых, например, после инсульта и черепно-мозговой травмы – акалькулию. И хотя оба этих нарушения связаны с нарушением счета, они имеют разные механизмы.
Развитие математических представлений у детей недостаточно изучено. В норме ребенок после года быстро начинает понимать разницу между маленьким и большим количеством (например, что 3 конфеты больше, чем 2). В возрасте 4 лет ребенок может посчитать до 4-10, а в 5 лет уже имеет представление о числе. Примерно в этом же возрасте начинает формироваться навык написания цифр и их прочтения в пределах десятка. Вслед за этим в течение пары лет формируется понимание состава числа из сотен, десятков и единиц. В арифметическом плане первыми появляются операции сложения и вычитания (они интуитивно понятны даже детям 4 лет без использования символов). Умножение и деление являются более сложными, появляются позже, уже в школьном возрасте.
Исследования показывают, что первичные нарушения именно счетных операций (так называемая чистая операциональная дискалькулия) встречаются крайне редко. Намного чаще встречаются дефекты смежных функций, которые не позволяют освоить математические представления в полной мере и дают внешнюю картину дискалькулии. Для успешного освоения счетных операций необходимы:
Механизмы формирования математических представлений:
Таким образом, дискалькулия может возникать при дисфункциях как в левом, так и в правом полушарии, а также при нарушениях их взаимодействия.
Виды дискалькулии
На практике почти не встречается чистых форм дискалькулии, обычно имеет место смешанная клиническая картина.
Диагностика и коррекция дискалькулии
Для диагностики необходимо стандартное нейропсихологическое обследование, которое желательно дополнить исследованием элементарных математических представлений. Также важно провести анализ школьных тетрадей.
Коррекция дискалькулии проводится преимущественно нейропсихологом, в некоторых случаях – логопедом, который владеет соответствующими методами работы.
Запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.
Дискалькулия
В дошкольном возрасте каждый ребенок сталкивается с изучением простой арифметики, которая помогает ему определять время, запоминать числа, считать предметы. В основном дети успешно выполняют такие задания, но есть и те, которые не могут справиться с простейшими примерами.
Задавались ли вы вопросом, почему ваш ребенок плохо считает?
Всегда найдутся люди, которые будут твердить, что ваш ребенок просто ленится и со временем он это перерастет. Но если вы заметили, что он путает цифры и знаки, пишет их задом наперед, не способен считать в уме, в таких случаях необходимо вовремя распознать отклонение и оказать соответствующую помощь.
Дискалькулия – это нарушение навыков счета, недоразвитая способность к изучению арифметики и математических наук.
Симптомы дискалькулии
Основными признаками дискалькулии являются:
Дискалькулия является отдельным расстройством, которое не влияет на общее развитие интеллекта. Люди, страдающие этим заболеванием, имеют трудности только со счетом. Они могут полноценно и успешно осваивать другие математические науки, например, геометрию, в том числе изучать языки и заниматься творчеством.
Классификация дискалькулии
По образованию дискалькулия бывает двух типов: врожденная и приобретенная.
Системные нарушения в процессе развития ребенка могут отрицательно сказываться в изучении математических наук. Психологическая травма также может послужить развитию дискалькулии, если в раннем возрасте ребенок получил негативный опыт обучения счету.
Формы дискалькулии:
Профилактика дискалькулии
Профилактика дискалькулии актуальна только в том случае, когда речь идет о приобретенном расстройстве. Занятия по укреплению счетных навыков можно проводить как в различных учреждениях, направленных на развитие ребенка, так и дома. Существует масса различных методик и материалов для изучения математического представления и общеинтеллектуального развития ребенка. Исследования показывают, что при правильно подобранной программе ребенок достаточно легко осваивает принцип решения математических задач, а значит, дискалькулия ему не грозит. В случае врожденной дискалькулии необходима коррекция и занятия со специалистом, который сможет построить новые нейропсихические связи в мозгу ребенка.
Коррекция дискалькулии
Коррекцией дискалькулии занимается целый ряд специалистов: логопед, дефектолог, нейропсихолог и детский психолог.
В центре «Ember» при коррекции дискалькулии проводится целый комплекс специальных занятий со специалистами, направленных на:
В центре «Ember» занятия проходят в индивидуальной форме, при этом перед их началом ребенку стоит пройти комплексную диагностику, в которой принимают участие все перечисленные выше специалисты. Специальное психологическое тестирование поможет выявить степень выраженности дискалькулии, ее вид и другие отклонения, если они имеются.
Вне зависимости от степени и формы расстройства ребенку с дискалькулией рекомендуется развивать речь, максимально пополнять словарный запас, включая математические термины. В процессе коррекции дискалькулии ребенок:
Особый контроль осуществляется за письменной грамотностью: способностью верно записать цифры и знаки.
Если вы обнаружили у своего ребенка признаки дискалькулии и хотите пройти комплексную диагностику, звоните по телефону +7 (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.
Вашему ребенку нужна коррекция дискалькулии? Звоните и записывайтесь на прием, и наши специалисты вам обязательно помогут!
Дискалькулия что это такое виды и признаки
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Дискалькулия — это нарушение способностей к математическим наукам, наблюдаемое в детском возрасте.
Статья:
Дискалькулия — это нарушение способностей к математическим наукам, наблюдаемое в детском возрасте. Ребенок может полностью не понимать специальные символы или испытывать трудности с отдельными арифметическими манипуляциями. Расстройство чаще встречается у младших школьников и в дошкольный период развития. Для устранения симптомов используют программы коррекции, которые подбираются специалистами индивидуально.
Общая информация
Нарушения освоения математических операций и абстрактных понятий встречаются довольно часто — у 5-6% школьников. В большинстве случаев патология не диагностируется, так как воспринимается родителями в виде особенностей характера и склонности к гуманитарным предметам.
В каком возрасте можно говорить о дискалькулии?
Психологи рекомендуют выставлять диагноз не ранее 5-6 лет. Этот возраст соответствует дошкольному периоду, когда начинается обучение и формирование основных навыков и знаний по работе с абстрактными символами и действиями.
Важно различать понятия акалькулии и дискалькулии. Основные отличия между ними в том, что при дискалькулии у ребенка отмечается частичное нарушение освоения арифметики, в то время как при акалькулии способность к счету полностью отсутствует. Последнее нарушение отмечается при серьезном поражении головного мозга или педагогической запущенности в воспитании.
Причины развития нарушений
В зависимости от этиологического фактора, расстройство делят на три типа: генетическое, органическое или психогенное. Часто, указанные формы сочетаются друг с другом. Эффективное лечение без установления непосредственной причины невозможно. Врачи отмечают следующие особенности видов дискалькулии:
При любом типе расстройства в области теменной коры больших полушарий наблюдается дисфункция нейронов. В первую очередь нарушения затрагивают внутритеменную борозду, где расположен центр восприятия абстрактных символов и счета. У ребенка с заболеванием отмечается снижение способности к познанию и обработке символической информации. Кроме того, невозможность совершать математические действия может быть связана с повышенной отвлекаемостью, недостаточной скоростью обработки поступающих данных и нарушенным вниманием.
Виды расстройства
Различные механизмы развития нарушения обусловливают нарушения отдельных этапов работы с абстрактными символами. В зависимости от этого, выделяется несколько типов дискалькулии:
Вне зависимости от причин развития, отдельные типы дискалькулии могут сочетаться. Это приводит к усложнению восприятия информации и затрудняет освоение точных наук.
Клинические проявления
Первые признаки нарушения выявляются в дошкольном возрасте, в период формирования первых математических навыков. Чаще всего заболевание диагностируются в начальных классах, когда начинается изучение арифметики. Распространенность у школьников может достигать 5%. В отсутствии профессиональной помощью дискалькулия приводит к нарушениям процесса обучения и выбору в последующем специальностей, не связанных с арифметикой.
В дошкольном периоде дети долго усваивают понятие «цифр» и не могут свободно их перечислять. Отмечается неспособность сравнения двух предметов по размеру, количеству деталей, а также письменного отображения абстрактных величин. При некоторых вариантах дискалькулии человек не может распознавать математические символы, например, считает, что написанная цифра «5» и слово «пять» — это два разных понятия.
При преобладании клинической картины дисграфии дошкольник не может правильно записывать или переписывать цифры. Особенно ярко это заметно при работе с похожими символами: 3, 8, 6 и 9. Дети пишут их вверх ногами или изображают зеркально перевернутыми. Вербальный вариант расстройства проявляется в неспособности правильно отображать математические символы, при написании их под диктовку.
Симптоматика дискалькулии усиливается в период обучения в начальных классах школы. Школьники должны обучиться основным математическим операциям, держать в голове алгоритмы решения задач, а также воспроизводить и использовать на практике сложные абстрактные конструкции, например, таблицу умножения. При общении с ребенком отмечается его неспособность переводить условия задачи и логические конструкции в математические записи. Характерно использование наглядных предметов (пальцы, карандаши и пр.) для проведения подсчетов. Если у человека нарушено восприятия арифметических конструкций, он не может освоить умножение столбиком и деление уголком, требующие точного расположения цифр.
В отсутствии коррекции при дальнейшем обучении наблюдаются трудности в усвоении геометрии, алгебры и других точных наук, где требуется использовать абстрактные математические символы. На фоне указанных трудностей с обучением и восприятием математической информации, дети не могут ориентироваться по картам, проводить расчеты, связанные с датами и конкретным временем.
Диагностические мероприятия
При выявлении симптомов предполагаемого нарушения, необходимо обратиться к школьному психологу или логопеду. Если клинические проявления выражены сильно, то вопросами диагностики и лечения занимается врач-психиатр. В редких случаях, выявление болезни происходит у подростков.
Заболевание диагностируют по алгоритму, позволяющему подтвердить нарушения калькуляции и других когнитивных навыков. Обследование состоит из:
Дифференциальную диагностику дискалькулии необходимо проводить с рядом патологических состояний, таких как педагогическая запущенность, задержкой психического развития и олигофренией. У детей с заболеванием снижается только способность к арифметическим расчетам, а все остальные сферы (интеллект, память и пр.) сохраняются в пределах возрастной нормы.
Подходы к лечению
Коррекция основывается на выполнение специальных упражнений. Их подбирают в зависимости от формы заболевания. Помимо этого, неврологи и психиатры могут назначить прием лекарственных средств — ноотропов или антиоксидантов.
Коррекция вербальной дискалькулии
При нарушении запоминания и использования математической терминологии, показано выполнение следующих упражнений и формирование следующих умений:
Кроме этого применяются следующие меры:
Логопеды и психологи при беседе с родителями могут порекомендовать различные дополнительные упражнения.
Коррекция практогностического типа расстройства
При практогностической дискалькулии наблюдается нарушение восприятия предметов, а также связанных с ним действий. В рамках корректирующих мер рекомендуется:
Хорошей эффективностью при комплексном подходе обладают задания на улучшение мелкой моторики: сбор мозаики, вырезание фигур из бумаги и раскладывание небольших объектов.
Устранение дислексических нарушений
Дислексия — нарушение процесса чтения, что приводит к непониманию прочитанного материала и заданий. Для ее устранения используются специальные упражнения. Родителям необходимо сформировать у ребенка правильные зрительные образы в отношении геометрических фигур и арифметических знаков. С этой целью ему показывают соответствующие изображения и называют их. После чего вновь демонстрируют карточки со знаками и просят его вспомнить название.
Многие абстрактные символы легче воспринимаются при тактильном и других типах восприятия. Родители подготавливают фигуры, обозначающие арифметические символы, знаки и предметы различной формы. Таким способом можно легко объяснить, что такое цилиндр, пирамида, после чего закрепить полученный материал с помощью поиска аналогичных объектов в комнате или на улице.
Для улучшения зрительного восприятия цифр и знаков можно сделать их из подручных материалов — пенопласта, картона или пластилина. При тактильном контакте дети лучше понимают математические символы и могут усвоить их пространственные пропорции. Это помогает различать их во время чтения. С этой же целью выполняют задания для улучшения зрительной и слуховой памяти. Они основываются на выборе предметов по принципу общих свойств или различий.
Важным этапом в устранении дислексических нарушений является понимание ребенком математической терминологии. Для этого используются скороговорки, стихотворения и рисунки.
Устранение дисграфической дислексии
Данный тип расстройства характеризуется невозможностью записывать арифметические символы. Для коррекции нарушения рекомендуется выполнять ряд простых упражнений:
Помимо указанных упражнений важно формирование положительных ассоциаций с процессом обучения. Для этого ребенка следует хвалить и поощрять в процессе чтения, решения задач и др. Занятия проводят у логопеда или психолога и попутно дома.
Возможные осложнения
Арифметические расчеты лежат в основе повседневной жизни. Особенно важно это умение в период дошкольной подготовки и обучения в школе и средних специальных учреждениях. В основе дискалькулии лежат нарушения, которые приводят к нарастающей низкой успеваемости в точных науках. Помимо неудовлетворительных оценок это приводит к уменьшению стремления к познанию и прогулу занятий.
Основное осложнение заболевания — отказ от освоения профессий и трудоустройства. Многие дети вынуждены идти в ВУЗы по гуманитарным специальностям, несмотря на тягу к программированию и другим прикладным наукам.
Возможности профилактики и прогноз
Профилактика заболевания основывается на классификации дискалькулии, так как каждый тип расстройств требует своего подхода.
Предупреждение развития нарушения графического типа требует проведения упражнений, улучшающих восприятие зрительных образов, мелкую моторику и тренировать различные виды памяти. Важно помнить, что при дискалькулии присутствуют некоторые особенности зрительного гнозиса. Их профилактика основывается на использовании различного наглядного материала.
Практогностическое расстройство можно предупредить при своевременном обучении дошкольника основным арифметическим навыкам. При этом следует проговаривать ход вычислений, озвучивать результат и следить за формированием правильного восприятия математических действий. Кроме того, родителям следует работать над развитием пространственного восприятия и координацией в пространстве.
Для предупреждения дислексии выполняют упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия. Детям рассказывают о форме, цвете, учат воспринимать и узнавать различные математические символы. Важно обучать ребенка сопоставлять их с правильным названием и предназначением во время арифметических расчетов.
Вербальная дискалькулия развивается на фоне отсутствия занятия с дошкольником по пониманию математических операций и их сути. Следует выполнять упражнения на правильное называние действий, понимать различия между цветами, формой и размером объектов. При этом ребенок должен проговаривать эти отличия вслух.
Профилактика операционального расстройства требует своевременного обучения арифметическим действиям. Ребенка следует вовлекать в эту деятельность, а не заставлять решать примеры без каких-либо пояснений.
Помимо специфической профилактики, необходимо соблюдать и общие рекомендации: организовать правильный режим сна и отдыха, рациональное питание, регулярные физические нагрузки и пр. При появлении первых проблем с освоением математики следует проконсультироваться с психологом или педагогом. Они помогут установить характер расстройства и при необходимости направят родителей на консультацию со специалистами.
Прогноз
Своевременное выявление болезни и соблюдение всех принципов коррекции дискалькулии позволяет полноценно освоить счет и другие арифметические навыки. Если же родители длительное время не обращаются за помощью и игнорируют низкие способности детей в математики, то необходимые умения не формируются, что в итоге снижает качество жизни.