Дискаунтер что это такое
Дискаунтер как маркетинговая уловка: в чем секрет этого формата
Слово «дискаунтер» все чаще встречается нам в обозначениях торговых точек, прессе и звучит из уст топ-менеджеров крупнейших ритейлеров. На сегодняшний день этот формат магазинов считается одним из самых перспективных в России: сети уже существующих игроков в этом сегменте растут как на дрожжах. В формат дискаунтеров устремилась и троица лидеров российского ритейла. Сначала «Магнит», затем X5 Retail Group, а недавно и «Лента», начали открывать свои магазины низких цен. Условно низких.
Что такое дискаунтер? Многие ассоциируют его с магазином для самых малоимущих и даже нищих слоев населения, но это заблуждение. Если обратиться к классической европейской модели, то дискаунтер — это магазин с широким и стабильным ассортиментом товаров по ценам ниже среднерыночных.
Достигается это за счет сокращения всевозможных услуг «вокруг товаров»: промо-кампаний, красивых выкладок, дорогого торгового оборудования и ряда других элементов, создающих вокруг того или иного товара антураж, который всегда оплачивается из кармана потребителя.
В России принято считать дискаунтерами сети вроде «Светофора» или «Доброцена», а также разного рода локальных игроков. Например, в Петербурге, таковым называют универсам «Народный»(на проспекте Косыгина и улице Хошимина). Но это не совсем верно. По сути, это не классические дискаунтеры, а «сборная солянка» из всего того, что не продается в других каналах сбыта. Ассортимент там крайне нестабилен, поскольку постоянно появляются новые поставщики, большинство из которых работает по принципу «где-то что-то за бесценок урвали, надо быстро сбыть куда угодно». Поэтому надолго мало кто задерживается, если не считать федеральных производителей, которые есть везде.
Грамотного покупателя, обращающего хоть какое-то внимание на качество товара, такая ротация должна заставить задуматься. Но в России покупатель, увы, по большей части неграмотный, думать особо не хочет. Поэтому и кормят его, как бы это помягче сказать, не самой лучшей едой.
Если более пристально изучить ассортимент и цены работающих сегодня в России дискаунтеров, включая уже открытые магазины от сети «Магнит» («Моя цена») и X5 Retail Group («Чижик»), то можно сделать несколько интересных наблюдений. В случаях этих ритейлеров, из ассортимента исключены продукты с высокой ценой (сегмента эконом+, премиум), а оставлены те, которые имеют низкую цену, и продукция под собственными торговыми марками. Нюанс в том, что значительная часть ассортимента из этих дискаунтеров (по крайней мере, на текущий момент) представлена и в классических магазинах этих ритейлеров. Только там она «размыта» в многообразии других товаров по разным ценам.
Получается, что нынешние дискаунтеры крупных федеральных игроков — это базовый ассортимент от федеральных поставщиков + собственные торговые марки + небольшая доля недорогих товаров от небольших производителей. Федеральные поставщики всегда дают значительные скидки: их продукция и в обычных магазинах регулярно продается с дисконтом в 40-60%, поэтому давать аналогичные скидки для формата дискаунтеров федералам труда не составляет. Продукция под СТМ сетей и продукция небольших производителей продается в дискаунтерах, как правило, по тем же ценам, что и в их обычных магазинах. Никаких по-настоящему сниженных цен на одни и те же товары почти нет.
То есть, весь фокус лишь в позиционировании. Тот самый максимально аскетичный интерьер дискаунтеров — это не столько желание сэкономить, сколько «картинка» перед глазами покупателя, которая должна создать ощущение крайне простого и недорогого магазина.
Если взять дискаунтеры типа «Маяка» или того же «Светофора», то на продукцию крупных федеральных поставщиков там точно такие же цены, как и в какой-нибудь «Пятерочке», где они продаются по акции. А очень дешевые продукты от малоизвестных производителей стоят так вовсе не из-за того, что выложены на паллетах и полутемном торговом зале с минимумом персонала. Они везде бы стоили так. Только на полки других магазинов по тем или иным причинам пробиться не могут, вот и вынуждены перебиваться периодическим сотрудничеством с сетями, которые берут дешево и нестабильно, но много. О качестве такой продукции, думаю, говорить не стоит.
Таким образом, современные российские дискаунтеры пока далеки от правильной (если ориентироваться на страны Европы) модели этого торгового формата. Игроки рынка пока преуспели лишь в создании красивой иллюзии в головах самой легко вводимой в заблуждение категории покупателей, которые редко умеют работать с информацией (сравнивать цены, находить данные о производителях) и которым вполне хватает соответствующего позиционирования торговых точек, чтобы верить в низкие цены и возможность экономить.
Михаил Лачугин, независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и узнавайте ещё больше!
Представленные на прилавках товары в магазинах-дискаунтерах не хуже товаров других магазинов. Однако данный формат магазина направлен на максимальное снижение издержек. Поэтому оплата труда обслуживающего персонала невысокая, и магазин не предъявляет разнообразие требований к квалификации персонала. В дискаунтере товары реализуются такие, которые не требуют специальных способностей персонала при их продаже: взвешивания, фасовки, консультации, штрих-кодирования и т. п.
За счет невысокой оплаты труда низкоквалифицированных сотрудников и небольшого количества высокооплачиваемых менеджеров в центральном офисе, возможно максимальное сокращение издержек магазина. Также в таких магазинах минимальные расходы на обслуживание и невысокое качество оборудования. Интерьер подобных магазинов выполнен очень просто и экономично. Осуществляя закупку большой партии товара, магазин может реализовать ее в течение 2 или 3 дней. Это связано с быстрым товарооборотом и большим спросом на представленную продукцию.
Устройство магазина
Для того чтобы понять, что такое магазин-дискаунтер, необходимо знать принципы его устройства и организации. Цены магазина-дискаунтера максимально приближены к оптовым, поэтому являются привлекательными для конечных потребителей. Не каждый магазин, который позиционирует себя дискаунтером, является на самом деле таким.
Дискаунтеры представляют собой сеть соответствующих магазинов, что предоставляет возможность нескольким магазинам осуществлять обмен партиями товаров. В рамках одной сети происходит перераспределение товаров в соответствии с потребностями покупателей. Ассортимент магазина включает в себя несколько сотен товаров, которые являются самыми востребованными. Поэтому ассортимент подобных магазинов можно назвать универсальным.
Особенности формата
Как правило, такие магазины расположены на пересечении крупных автотрасс в черте города. Это могут быть магазины электроники, продуктовые дискаунтеры. Торговые сети стараются развиваться в направлении мультиформатности. В качестве примера можно привести компанию «Ашан», которая активно развивает сеть дискаунтеров «Атак» и гипермаркетов «Ашан». Компания «Седьмой континент» ориентирована на развитие магазинов трех форматов: супермаркеты, магазины у дома и гипермаркеты. Сеть «Дикси» была ориентирована на развитие дискаунтеров, но сейчас открывает магазины в шаговой доступности и гипермаркеты. Сеть магазинов «Магнит» направила усилия на открытие гипермаркетов и супермаркетов. Приведенные примеры позволяют ответить на вопрос потенциальных покупателей о том, что такое магазин-дискаунтер.
Преимущества формата
У владельцев дискаунтеров существуют большие шансы выйти в лидеры, поскольку многие из тех, кто занят в торговой сфере, испытывают серьезные затруднения в условиях экономического кризиса.
Многие специалисты отмечают, что данный формат магазинов отличается высокой конкурентоспособностью и тенденцией к росту. Поэтому к дискаунтерам значительно возрос интерес в последнее время. Несмотря на минимальный перечень товаров и услуг, покупатели отдают предпочтение подобным магазинам по причине низких цен. Для подобных магазинов характерен упрощенный мерчендайзинг и гибкая финансовая политика.
Обувные дискаунтеры в России
Широкую популярность на отечественном рынке завоевали обувные магазины-дискаунтеры. Среди них можно выделить следующие:
Некоторые владельцы дискаунтеров заключают эксклюзивные контракты на поставку товаров, позволяющих реализовывать товары по ценам ниже среднерыночных. В свою очередь, это положительно влияет на динамику продаж и конкурентоспособность. Крупнейшие компании-производители, которые намерены избавиться от остатков товаров, осуществляют поставки магазинам-дискаунтерам по низким ценам. Поэтому покупатели могут приобрести и товары средней ценовой категории. Также клиенты могут приобрести продукцию от известных производителей на самых выгодных условиях.
Ритейлеры электроники
Ассортимент дискаунтеров
Львиная доля представленной продукции импортируется из Китая. Однако некоторые магазины реализуют подобную продукцию под собственными торговыми марками. В дискаунтерах также можно купить и качественные товары, представленные отечественными и европейскими производителями. Формирование ассортимента происходит на базе проведенной статистики продаж. В связи с этим в дискаунтерах можно найти множество модных и популярных моделей, пользующихся стабильным спросом среди покупателей.
Акции, скидки и распродажи
По проводимой торговой политике, все дискаунтеры можно классифицировать на следующие типы:
Жесткие дискаунтеры не применяют гибкую систему скидок и не проводят сезонные акции и распродажи. Для мягкого типа характерно применение систематического проведения распродаж и всевозможных акций.
Менталитет отечественных покупателей сформирован таким образом, что реагирует именно на наличие распродаж и различных скидок. Использование мягкой торговой политики позволяет увеличить покупательскую активность. Акции, подарки и большие скидки в дискаунтере вызывают большой интерес у потенциальных покупателей, поэтому трафик в дискаунтерах постоянно растет.
Небольшая справка
Первые магазины-дискаунтеры появились в Германии в конце 1950-х годов. Широкое развитие магазинов подобного формата привело к тому, что половина товарооборота в этой стране приходится именно на дискаунтеры. Данный формат привлекает даже тех покупателей, которые предпочитают совершать покупки в брендовых магазинах. Это привело к формированию феномена потребителя нового типа, которого назвали smart shopper (хитрый покупатель). Данное определение подразумевает, что покупатель приобретает не только товары, относящиеся к категории люкс, но и совершает экономичные покупки. Благодаря увеличению количества таких покупателей, наблюдается рост продаж в дискаунтерах.
Самые популярные дискаунтеры
Большую популярность дискаунтеры приобрели в развивающихся странах: Мексике, Китае, Бразилии и Индии. Отечественные магазины успешно конкурируют с зарубежными аналогами и выходят на международные рынки сбыта. Среди них можно выделить следующие дискаунтеры, которые являются лидерами рынка по посещаемости и обороту торговли.
Отзывы покупателей
Положительные отзывы отмечают большой ассортимент товаров и большие торговые площади магазинов-дискаунтеров. Многие клиенты говорят о том, что не существует идеальных продуктовых магазинов. Большинство клиентов отмечают, что, несмотря на экономию на персонале, в магазинах всегда чисто и отсутствует неприятный запах. Сотрудники дискаунтеров осуществляют строгий контроль за сроками годности. Негативные отзывы о дискаунтерах рассказывают о том, что ассортимент подобных магазинов достаточно однообразен и узок.
Дискаунтер
Сеть розничных магазинов с узким ассортиментом, но низкими ценами
Магазин с узким ассортиментом и минимальным набором услуг для покупателей
Содержание
Содержание
1. Общие ведомости о дискаунтерах
2. Как работают дискаунтеры
Дискаунтер — это магазин с узким ассортиментом и минимальным набором услуг для покупателей, с достаточно низкими ценами. Управление таким магазином направлено на снижение затрат за счёт минималистского исполнения торгового зала, упрощённой выкладки товаров, снижения количества работающего персонала, ограничения ассортимента, который должен продаваться достаточно большими политическими партиями за счёт низких цен.
Общие ведомости о дискаунтерах
Основная аудитория дискаунтеров – покупатели со средним и ниже среднего достатком. В классических дискаунтерах цены в среднем на 15-20% ниже, чем в супермаркетах.
В случае наличия достаточно большой сети таких магазинов практикуется постоянное перемещение политических партий продукта из одного магазина в другой, где есть бо́льший спрос на данный продукт. Таким образом достигается экономия на складских помещениях.
В период экономического коллапса дискаунтеры пользуются повышенной популярностью. Посещаемость и оборот продуктов в этот период вырастает существенно — на 20-40 %
Низкие цены достигаются благодаря снижению расходов: минимальное оформление торгового зала, небольшое количество персонала, упрощенная выкладка продукта. Основной принцип доходности сети дискаунтеров – высокая оборачиваемость всех товаров в ассортименте торговой сети. Выделяются два типа дискаунтеров: жесткий (не более 1000 наименований в ассортименте, площадь магазина составляет 500-800 кв.м.) и мягкий.(ассортимент 1500-3000 наименований, площадь до 1,5 тыс. кв. м).
Как работают дискаунтеры
Дискаунтеры – это магазины с достаточно большой площадью (от 700 до 1200 квадратных метров), как правило, без группы скоропорта и практически без брендированных товаров. Бывают так называемые жесткие и мягкие дискаунтеры. Жесткие характеризуются соотношением «1 ассортиментная позиция на 1 квадратный метр торговой площади». То есть в магазине в 800 метров будет всего 800 позиций! Можно ли такое представить у нас, где, кажется, даже в торговом павильончике будет чуть ли не столько же?
Мягкий дискаунтер на ту же площадь предоставит немного больше выбора – по 1,5-2 ассортиментные позиции на квадратный метр.
В чем еще особенности этого формата? В том, что во всем реализуется принцип экономии на затратах. Это централизация и максимальная автоматизация всех логистических, закупочных, аналитических процессов – они происходят в центральных офисах, магазин этим не занимается. В силу этого персонал дискаунтера еще несколько лет назад мог состоять из 4-6 человек на весь магазин в 700 метров! Эти люди делают все – и принимают продукт, и выкладывают его, и сидят на кассе, работают и грузчиками, и мерчендайзерами, и товароведами… Это дает колоссальную экономию на расходах, и, к сожалению, совершенно невозможно реализовать у нас в стране.
Экономия на запасах и поддержании ассортимента происходит в силу его жесткого ограничения. Выкладка часто производится прямо в упаковках, и висят картинки, поясняющие, что одну бутылку взять нельзя, можно только упаковку из четырех. Складов как таковых практически нет, весь продукт лежит в торговом зале. Автоматизация и штрих-кодирование стали применять относительно недавно, до этого времени на этом тоже экономили.
Несмотря на жесткое ограничение ассортимента, сети дискаунтеров серьезно отслеживают структуру потребления покупателей и без лишней скромности хвастаются, что в дискаунтере Вы можете купить 80% продуктов ежедневного потребления. Просто будет мало выбора: один вид бумажных салфеток, 5 вкусов сока, один вид консервированного горошка и т.п.
При этом именно благодаря четкому позиционированию дискаунтеры не боятся конкуренции со стороны универсамов, супермаркетов и магазинов у дома: они просто не конкуренты по цене – цена в дискаунтере может быть в 2 раза дешевле. Даже наоборот: управляющие дискаунтерами рады ставить их прямо напротив хорошего магазина. Тогда покупатель идет в оба: в одном закупается ежедневными продуктами, в другом покупает себе изысканный сыр, бутылку хорошего вина или приятные цветные тетрадки. Неизвестно, что о таком соседстве думают супермаркеты, но дискаунтеры при таком расположении чувствуют себя отлично.
Широко распространено мнение, что в дискаунтерах закупаются люди малообеспеченные, студенты и т.п. Это не совсем так. Конечно, именно там упомянутая группа людей и совершает основную массу покупок, но и средний класс, и верхний класс не брезгует ездить в дискаунтер. По крайней мере, в Федеративной Республики Германии. Немца деньги считать умеют, поэтому не редкость – встретить «Porsche» последней модели припаркованным возле дискаунтера.
Наши соотечественники, попадая в дискаунтеры, как правило, неприятно удивляются тому, что продавца в зале не сыскать, спросить что-либо не у кого, ассортимент очень ограниченный, чистота тоже часто оставляет желать лучшего. Но очень приятно удивляются ценам и говорят: «Когда же и у нас можно будет по таким ценам закупаться?» Вопрос риторический: у нас существование формата дискаунтера сейчас просто нереально: и в силу бухгалтерских причин, и санитарных требований и норм, и в силу трудового законодательства.
Дискаунтер (магазин) — что это и в чём его особенности
В моменты экономического кризиса большой популярностью начали пользоваться магазины «дискаунтеры», предлагающие более низкие цены, если сравнивать с другими продавцами. По сей день они создают большую конкуренцию сторонникам традиционного формата продаж. Зачастую, это сеть магазинов, где можно приобрести все необходимые товары для дома по привлекательной цене.
1. Что такое дискаунтер простыми словами
Первые дискаунтеры были построены в Западной Европе в середине XX века. Большинство из них находились в Германии. Это были торговые павильоны, где каждый пришедший мог сэкономить на товарах первой необходимости. Уже тогда собственники этих магазинов не считали необходимым вкладывать деньги в их внешний вид, а товар складывался в обычные ящики.
В то время дискаунтеры получили большую популярность из-за недостатка продуктов питания на фоне послевоенного периода. Поэтому такие торговые точки начали появляться по всему миру. В современных условиях, дискаунтер, это магазин, где представлен узкий ассортимент товара. Кроме этого, посетителю не стоит ожидать щепетильного сервисного обслуживания, здесь практически всё придётся делать самостоятельно.
Но, любой из недостатков компенсируется низкой стоимостью всех находящихся здесь товаров. На фоне данной информации может возникнуть вопрос о том, из чего образуется валовая прибыль такого магазина. Здесь можно выделить несколько принципов, которые являются базовой составляющей работы магазина-дискаунтера:
Площадь такого магазина обычно составляет 600-1000 м2. В ассортименте можно отыскать только те товары, которые пользуются максимальным спросом. Процент наценки зачастую составляет менее 10-12% в зависимости от товара. Также здесь не всегда есть достаточно места для складских помещений, поэтому практически весь товар расположен в торговом зале.
2. Что такое электронный дискаунтер
Выдача и приём товара происходит в арендованных пунктах с компьютерными терминалами. Для постоянных клиентов здесь разработана специальная система скидок. Популярность таких магазинов стала возрастать с тех пор, когда люди начали активно пользоваться электроникой.
Дискаунтеры бытовой техники могут заниматься продажей отремонтированной техникой или продавать товар, который заряжался в других магазинах. Большинство дискаунтеров электроники работают с китайскими производителями, это ещё одна из причин доступных для каждого цен. В последние годы в КНР производятся достаточно качественная техника, которая не уступает западным аналогам.
3. Преимущества и недостатки дискаунтеров
Еще одно из преимуществ таких магазинов, это отсутствие продуктов в продаже, которые быстро портятся. Поэтому, покупатели не рискуют тем, что в итоге получат просроченный и некачественный товар, на котором будет перебит срок годности.
Несмотря на присутствие в продаже товара со скрытыми дефектами, дискаунтеры никогда не теряют на этом своей прибыли. Если покупатель находит бракованный товар, продавец может сделать на него существенную скидку после чего, его обязательно купят. Если какая-либо вещь повреждена слишком сильно, её могут добавить в качестве подарка к другому товару.
4. Разновидности дискаунтеров
Стратегия торговли бывает «мягкой» и «жесткой». В последнем случае товары выкладывают в емкости из дерева или картона. Производители данной продукции делают упаковки так, чтобы их можно было максимально быстро выкладывать в подобных магазинах. Поэтому, покупатели не переплачивают за пакеты, которые продают в любом супермаркете. Владелец такого дискаунтера нанимает минимальное количество сотрудников.
Кроме этого, он может получить льготы благодаря крупным закупкам для своих торговых залов. Но, продукцию следует подбирать так, чтобы она была востребована ежедневно и в больших количествах. Низкая отпускная цена объясняется строгим функционированием большинства магазинов, которые включены в сеть. Таким образом удаётся минимизировать затраты на логистику и менеджмент.
Говоря о мягком дискаунтере, здесь доступен минимальный сервис, поэтому клиенты будут обеспечены средним уровнем обслуживания. В таких магазинах цены установлены на уровне ниже средних. Площадь помещения составляет не более 700 м2. Если речь идёт о складском помещении, оно имеет площадь примерно 200 м2. В торговом зале в среднем расположено 1000 наименований продукции. В штат входит 25-30 сотрудников. Ежемесячный денежный оборот доходит до 20 миллионов рублей.
5. Дискаунтеры в РФ
На российском рынке присутствует несколько сетей, которые можно назвать дискаунтерами. Одна из самых популярных это «Светофор». Но, данную разновидность бизнеса можно назвать транзакционной. Это означает, что магазин закупает большие партии товаров и после перепродает их потребителю по привлекательной цене.
Когда этот товар закончится, магазин ищет что-то другое. Например, сахар будет присутствовать в продаже постоянно, но поставщик может меняться. Говоря об одном из европейских дискаунтеров «Aldi», здесь применяется совсем другая концепция. Подразумевается продажа качественного товара по цене, ниже рыночной с использованием эффективной модели поставок. Продукция предложена покупателю в том же качестве, которое характерно аналогичному товару, но за более высокую цену.
В России многие считают, что дискаунтеры, это европейские магазины для бедных граждан, но это совсем не так. Их посетители, это люди как со средним, так с высоким уровнем дохода. Поэтому, сети дискаунтеров развиты в Бельгии, Нидерландах, Германии и остальных европейских странах, несмотря на высокий уровень жизни граждан.
Развитая сеть дискаунтеров приносит большую пользу, так как предоставляет возможность людям приобретать товары первой необходимости по доступной для каждого цене. Такой магазин выгоден не только покупателю, а и продавцу. Высокий доход можно получить благодаря низкому уровню конкуренции и большому количеству продаж.