Дислексия что это у взрослых
9 шагов психологической помощи взрослым с дислексией
Известная английская бизнесвумен Виктория Бэкхем призналась, что страдает от дислексии. По словам Виктории, с этой же проблемой столкнулись четверо ее детей. История знает множество талантливых дислексиков: Леонардо да Винчи, Агата Кристи, Ганс Христиан Андерсен… Однако в обычной жизни взрослый человек, которому трудно читать тексты, писать, обобщать информацию, часто испытывает стыд и недопонимание. Настоящей проблемой становится, например, любое заполнение документов. Как принять свою проблему и жить без страха опозориться? Об этом рассказала Наталья Овсяник, кандидат психологических наук, участница проекта dyslexia.pro и «100 книг для детей с дислексией».
Жить с дислексией можно счастливо
Специалисты отмечают, что в отношении проблемы дислексии есть две наиболее частых тенденции. И обе они провальные. Первая — заниматься чтением и письмом до посинения, подгоняя себя и не в силах остановиться. Второй — причислить себя к числу гениев (их среди дислексиков много). В первом случае высока вероятность загнать себя в ловушку, но так и не добиться результата. А во втором — пропустить сензитивный период, когда дислексию еще можно было скорректировать. Для взрослого человека важна психологическая составляющая. Дислексия — не болезнь. Это особое явление, которое требует осознанного отношения. Что можно сделать дислексику для наиболее комфортной жизни?
Шаг 1. Быть максимально информированным.
Наталья Овсяник: «Чтобы составить план действий о том, как справляться со своей проблемой, нужно прежде всего собрать о ней информацию. Сейчас есть множество семинаров, тренингов. Существуют также приложения, которые позволяют узнать, в какой степени у человека есть тот или иной тип дислексии (всего выделяют 5 типов). Есть люди, которые благополучно всю жизнь живут и могут в день прочитать максимум два абзаца. Они и не предполагают, что у них какие-то проблемы. Или люди, которые говорят о том, что им приходилось зубрить литературу или историю. Буквально целый параграф человек учил наизусть, не умея извлекать главную мысль. Когда вы выясняете, в какой степени у вас присутствует дислексия, легче понять, с чем можно прожить без вмешательств, а что требуется корректировать или подобрать определенные технические средства для помощи».
Шаг 2. Подружиться с человеком с похожими трудностями.
Несмотря на то что свои сложности всегда кажутся уникальными и свой путь каждый проходит сам, большим облегчением бывает узнать, что ты не один.
Наталья Овсяник: «В клубах и сообществах людей с похожими проблемами можно поделиться своими сложностями, переживаниями».
Шаг 3. Снять груз с плеч.
Наталья Овсяник: «Для того чтобы двигаться дальше, нужно принять свою проблему. Терапия необходима и должна присутствовать в жизни каждого дислексика. Насколько человек боится письменных работ, публичных выступлений, чтения, вопросов в стиле «суммируй и обобщи»… Это прорабатывается вместе с психологом, чтобы справиться с этим грузом раз и навсегда».
Шаг 4. Спокойно просить о помощи.
Шаг 5. Выявить сильную сторону.
Наталья Овсяник: «Нужно выявить ту самую сильную сторону, за счет которой человек может жить дальше. Если нет стержня, интереса, то жизнь превращается просто в погоню за бесконечно уезжающим поездом. Для детей есть диагностика на выявление способностей человека. Чаще всего ее выполняют в профориентационный период, с 13 лет. Хотя, например, известный психолог Адлер считал, что уже в 4 года мы можем определить коридор способностей.
У взрослых людей мы выбираем из списка имеющихся ресурсов и возможностей. В помощь — профориентологи, тренинги. Как только мы нашли свой ресурс, мы направляем туда максимум сил, а остальное делаем в остаточном режиме. Почему это важно? Мозг в принципе имеет ограниченные ресурсы. Если мы бесконечно вытягиваем их в разных направлениях (и хоккей, и бассейн, и 4 иностранных языка, и каллиграфия), то через какое-то время их не остается, нет желания ничем заниматься. У детей это чаще всего бывает в 6–7 классе. В этом возрасте многие уже ничего не хотят, потому что ресурсов нет. А дальше появляются уже взрослые, которые тоже чего-то не хотят по каким-то причинам. Поэтому так важно выявить свой интерес. Это никогда не поздно. Есть люди, которые лучшие свои произведения написали в 90 лет».
Шаг 6. Обезопасить себя на рабочем (учебном) месте.
Наталья Овсяник: «Людям с дислексией нужен очень строгий график выполнения работы. Срочные задания, изменения в режиме работы — все это для них огромный стресс. Например, ученики или студенты-дислексики, которым меняют расписание, на занятиях не могут собраться, поскольку готовились совсем к другому предмету. Лучше обезопасить себя на учебе и работе и сообщить, что вам нужно знать информацию заранее и это никак не отразится на рабочем процессе. Для людей с дислексией очень полезны коммуникативные тренинги, где их учат, не вступая в конфликт, говорить о своих потребностях, защищать границы и грамотно отстраивать свое рабочее пространство».
Шаг 7. Заменить негативные характеристики на положительные.
Наталья Овсяник: «Часто замечаю в работе с дислексиками такие фразы по отношению к себе: «Я глупый, я тупой, у меня ничего не получается». Нужно заменить негативные или критикующие характеристики на положительные. Есть целая стратегия, когда мы учимся вместо таких фраз говорить: «Я не справился, потому что. Каким образом мне нужно это сделать? Что мне нужно, чтобы этого достичь?» Это отдельный специальный тренинг, в котором дислексики нуждаются. Дислексия — это не только про тренировку чтения и письма. Нужно поднять очень много пластов, чтобы человек себя чувствовал хорошо. В частности, коммуникативные навыки».
Шаг 8. Использовать библиотерапию.
Наталья Овсяник: «Чтение книг о людях с похожими проблемами и о том, как они их преодолевали, важно как для детей, так и для взрослых дислексиков на протяжении всей жизни. Например, в «Анне Карениной» Лев Толстой как великий педагог тоже описал дислексика — сына Анны Серёженьку».
Шаг 9. Использовать средства технической помощи.
Знание о том, что такие средства существуют и что они действительно помогают, снимает психологическую напряженность.
Наталья Овсяник: «Если у меня плохое зрение, я использую очки. Если я живу с дислексией, то также использую техническую помощь и трачу меньше сил на борьбу с бесконечными сложностями».
Дислексия — ситуация, когда от взрослого человека требуется прежде всего спокойное принятие своей ситуации и поиск вариантов помощи. О том, какую литературу рекомендуют специалисты для взрослых и детей с такими проблемами и какие технические средства помощи существуют для облегчения жизни дислексиков, в наших следующих материалах.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, группы в Facebook, VK, OK и будьте в курсе свежих новостей! Только интересные видео на нашем канале YouTube, присоединяйтесь!
Дислексия: причины, виды и их признаки, как лечить
Дислексия – затруднение в овладении письмом и чтением при сохранении общей способности обучаться. При ней ребенок неправильно распознает буквы, поэтому нарушается восприятие прочитанного.
Выявление дислексии
Причинами дислексии называют нейробиологические факторы, при которых участок мозга ответственный за чтение, менее активен. Поэтому при диагностике проводится медицинское обследование с помощью МРТ и позитронно-эмиссионной томографии. Привести к заболеванию могут как наследственные факторы и нарушения в протекании беременности и родах, так и травмы и тяжелые инфекционные заболевания. Также причиной может стать педагогическая запущенность, если ребенку мало уделяется внимания в семье и в школе, существует неблагополучное окружение.
Основными симптомами дислексии считается отставание ребенка от сверстников при чтении и письме. Может наблюдаться задержка в развитии, дезорганизация, трудности восприятия и усваивания информации, непонимание прочитанного, нарушения координации, гиперактивность.
При всем этом интеллект ребенка развит по годам, наблюдаются постоянные ошибки при письме и чтении, плохая память, сложности в определении верха и низа, сторон.
Диагностика дислексии
Диагностикой дислексии занимается логопед на основании обращения родителей или направления от педиатра или школы. Работа начинается с выявления нарушений при беременности и родах, собирается информация о ранних годах ребенка – болезнях и развитии. Ребенок обязательно обследуется с помощью МРТ, проводится серия тестов для выяснения, насколько сформированы навыки чтения, письма и речи, как развит артикуляционный аппарат и моторика. Практикуется диктант, описание по картинке, устные и письменные пересказы.
Лечение и коррекция дислексии в логопедическом центре в Москве
К сожалению, полное излечение происходит не во всех случаях, но при проведении коррекционной работы по дислекции со школьниками наблюдается значительное развитие функциональных навыков чтения. Коррекция помогает осваивать школьную программу наравне с одноклассниками.
Программа по коррекции дислексии подбирается индивидуально. Осуществляется обучение чтению с помощью специального типа фонетических методов, к примеру, ребенок учится читать слова и выражения в целом, или вначале читать буквы, складывать их в слоги, затем в слова и предложения.
Лечение дислексии у детей и взрослых: что об этом нужно знать
Официальная медицина признаёт дислексию болезней, соответственно, её принято лечить. Что не так с лечением дислексии, почему многие предложенные способы неэффективны и не дают желаемых результатов? Все ответы в нашей статье.
В большинстве случаев дислексию выявляют в начальной школе, когда ребёнок учится читать. О чём это может говорить? Правильно, значит, дислексия у ребёнка была и раньше, только проявилась она в определённом возрасте.
И значит, эти 6-7 лет она ему не мешала жить, никто ничего не замечал, а потом, когда оказывается, что ребёнок не может научиться читать, да и грамотно писать, его начинают лечить от дислексии!
Самое интересное, что для определения дислексии используется следующее определение: «Это частичное специфическое нарушение процесса чтения, которое обусловлено несформированностью (нарушением) высших психических функций и которое проявляется в повторяющихся ошибках стойкого характера». При этом обращается внимание на то, что у дислексика отсутствуют нарушения зрительного и слухового анализаторов, а интеллектуальное развитие находится на нормальном уровне.
Другими словами, сама по себе дислексия не является болезнью как таковой, тем более, что отсутствуют какие-либо её возбудители, а течение заболевания не может быть описано. Но при этом широко применяется даже медикаментозное лечение дислексии, для чего в основном используются ноотропные препараты. А это, кстати, довольно сильнодействующие вещества, которые в основном прописываются людям с серьёзными болезнями мозга, например, деменцией, болезнью Альцгеймера и др.
Причины дислексии
Официальная медицина признаёт, что дислексия имеет нейропсихологическое происхождение. Многие специалисты уже открыто заявляют о том, что это генетическая заложенная особенность работы мозга, которая проявляется в нарушении синхронного функционирования полушарий мозга.
Для обучения навыкам чтения письма и чтения крайне важно, чтобы доминантным было левое полушарие мозга. А если такая доминация отсутствует, то мозг получает неправильную стимуляцию, отмечаются нарушения в его работе, что уже и обозначается как неврологическое расстройство. Вместе с ним возникают трудности с обучением, психоэмоциональные проблемы, неадекватное реагирование на учебную монотонную нагрузку.
Зная эти факты, тем не менее, у нас продолжают лечить дислексию как у детей, так и у взрослых.
Почему так происходит? Потому что к причинам дислексии относят и такие факторы, как:
И тут возникает закономерный вопрос: если дислексия вызывается такими причинами, то это означает, что около 20% всех современных российских школьников получили ту или иную травму! Ведь именно столько по статистике детей, учащихся в школе, испытывают те или иные дислексические трудности.
В действительности дислексия – это исключительно особенность функционирования мозга, которая заложена генетически. То есть дислексия у человека есть либо нет, и приобрести её невозможно, впрочем, как и избавиться полностью. Она поддаётся только коррекции, суть которой состоит в обеспечении доминации левого полушария мозга и формирования правильной нейродинамики чтения и письма.
Как проходит лечение дислексии у детей?
Итак, мы разобрались, из-за чего возникает дислексия и что для её преодоления нужна коррекция. Но тем не менее, большинство специалистов продолжают лечить дислексию.
Давайте посмотрим, какие для этого используются методы.
Лечение дислексии, как правило, проходит комплексно, а в лечебных мероприятиях принимают участие психолог, психиатр и логопед.
Почему не работают логопедические методы?
Конкретный набор техник и инструментов для преодоления дислексии логопед подбирает в зависимости от поставленного вида заболевания.
Например, для исправления аграмматической дислексии, при которой ребёнок искажает падежные окончания и рода существительных, специалист составляет и проговаривает с ребёнком предложения с правильными окончаниями. Как правило, ребёнок должен просто повторять слова за логопедом. Соответственно, когда ему нужно самостоятельно выполнить работу, то у него ничего не получается.
Для преодоления оптической дислексии (замена между собой графически схожих букв) от ребёнка требуют искать нужную букву среди других. Однако здесь почему-то никто не учитывает, что из-за особенности восприятия текстовой информации дислексик просто не видит буквы. Поэтому логопедическая коррекция дислексии может длиться и год, и два, но так и не дать нужных результатов!
Это только несколько примеров тех упражнений, которые делают дети-дислексики на занятиях у логопедов. Но проблема логопедической коррекции в том, что она направлена на устранение какой-то одной узкой проблемы. Но ведь нужно устранять первопричину – рассогласованность в работе полушарий мозга, а логопеды этим не занимаются.
Психологическая помощь
При лечении дислексии значительное внимание уделяется и психологической подготовке ребёнка. Это, несомненно, важно и нужно, так как ребёнок должен понимать, в чём причина его состояния, почему он не может научиться читать и писать, хотя обладает абсолютно сохранным интеллектом.
Да, психологи помогают детям справляться с их психоэмоциональными проблемами, правильно реагировать на имеющиеся трудности. Но большинство специалистов не объясняют детям, из-за чего у них дислексия. Почему так? Потому что они просто не знают, что дислексию нужно не лечить, а корректировать!
Если бы дети-дислексики знали правду о том, что эта особенность работы мозга даёт им определённые преимущества, то они бы по-другому относились к проблеме и были более замотивированы к самостоятельной работе по преодолению дислексических трудностей.
Медикаментозное лечение дислексии у детей
Практически любой дислексик, которого пытались лечить, проходил курс приёма ноотропных препаратов. Как правило, первым назначают Ноотропил, который должен улучшать скорость чтения, вербальное обучение, кратковременную память, точность письма.
Да, действительно, в Интернете можно найти много доказательств того, что приём Ноотропила способствует повышению беглости и точности чтения, снижению специфических орфографических ошибок на письме.
Однако такие показатели фиксируются всего у 55% детей с дислексией! Это означает, что тем детям, на кого не подействовал Ноотропил, назначают другой ноотроп.
Но почему при лечении дислексии ноотропными препаратами не считаются с тем, что они имеют побочные эффекты, а после окончания курса может произойти откат к изначальному состоянию ребёнка?
Для примера отметим только возможные побочные действия Ноотропила:
У многих ноотропных препаратов, которые назначают при лечении дислексии, схожие побочные эффекты.
Нужно также понимать, что любой ноотроп негативно сказывается на иммунной и нервной системе человека. А если мы говорим о лечении дислексии ноотропами у детей, то можно смело заявлять о торможении их естественного развития. Ноотропы заглушают природную активность ребёнка, подавляют его психику, нервную систему, приводят к дисбалансу и дисгармонии всего организма.
Коррекция или лечение дислексии?
Единственно правильный ответ – коррекция, которая осуществляется исключительно педагогическими методами и специальными физическими упражнениями, направленными на согласованную работу полушарий мозга, преодоление моторных трудностей, формирование правильной нейродинамики.
Именно такими способами проводится коррекция дислексии в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе. Мы не занимается лечением дислексии и тем более не используем медикаментозные методы лечения.
Опыт нашей работы показывает, что основные дислексические трудности можно преодолеть за 14 дней и для этого детям не придётся ни писать, ни читать, так как работа ведётся на уровне изменения мозговых ритмов, то есть устраняется первопричина дислексии, а не устраняются её последствия.
Значительное внимание в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе уделяется и профилактике дислексии, различных учебных трудностей, с которыми сталкиваются дети в школе.
Мы помогаем как детям, так и взрослым, ведь коррекция дислексии возможна в любом возрасте!
Дислексия
Дислексия – это парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного). Диагностика дислексии предполагает оценку уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых функций. Для преодоления дислексии необходимо развитие нарушенных сторон устной речи (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя, связной речи) и неречевых процессов.
МКБ-10
Общие сведения
Дислексия – специфические затруднения в овладении навыками чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ, принимающих участие в реализации процесса чтения. Распространенность дислексии среди детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%. Дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР страдают дислексией в 20-50% случаев. Соотношение частоты случаев дислексии у мальчиков и девочек – 4,5:1.
По степени тяжести нарушения процесса чтения в современной логопедии принято различать дислексию (частичное расстройство навыка) и алексию (полную невозможность овладеть навыком или его утрату). Дислексия (алексия) может наблюдаться изолированно, однако чаще она сопутствует другому нарушению письменной речи – дисграфии.
Причины дислексии
Биологические факторы
Большинство исследователей, изучающих проблему дислексии у детей, отмечает наличие в анамнезе воздействия патологических биологических факторов, вызывающих минимальную мозговую дисфункцию:
В постнатальном периоде задержку созревания и функционирования структур коры головного мозга, приводящих к дислексии, может инициировать:
Дислексия (алексия) при алалии, дизартрии, афазии связана с органическим поражением определенных зон головного мозга. В зарубежной литературе широко распространена теория наследственной предрасположенности к нарушениям письма и чтения – дисграфии и дислексии у лиц с правополушарным типом мышления. Некоторые авторы указывают на связь дислексии и дисграфии с явным и латентным левшеством.
Социальные факторы
Патогенез
В контроле и реализации чтения, как психофизиологического процесса, участвуют зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Процесс чтения включает этапы:
Нарушение последовательности и единства этих процессов и составляет суть дислексии с точки зрения психолингвистики.
В психологическом аспекте механизм дислексии рассматривается с точки зрения парциальной задержки развития психических функций, в норме обеспечивающих процесс чтения. При дислексии отмечается несформированность зрительного гнозиса, пространственных ориентировок, мнестических процессов, фонематического восприятия, лексико-грамматичского строя речи, зрительно-моторной или слухо-моторной координации, а также внимания и эмоционально-волевой сферы.
Классификация
По ведущим проявлениям различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов) дислексию.
В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения:
Т. о., фонематическая, семантическая и аграмматическая дислексии связаны с несформированностью речевых функций, а мнестическая, оптическая и тактильная дислексии – с несформированностью психических функций.
Симптомы дислексии
В устной речи у детей с дислексией отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность понимания и употребления слов. Речь детей с дислексией отличается неправильным грамматическим оформлением, отсутствием развернутых предложений, несвязностью.
Фонематическая дислексия
При фонематической дислексии на первый план выступают замены и смешения между собой звуков, сходных по артикуляторным или акустическим признакам (звонких-глухих, свистящих-шипящих и т. д.). В других случаях отмечается побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова (добавления, пропуски, перестановки звуков и слогов).
Семантическая дислексия
Семантическую дислексию также называют «механическим чтением», поскольку при этой форме нарушается понимание прочитанного слова, фразы, текста при правильной технике чтения. Нарушение понимания читаемого может возникать как при послоговом, так и при синтетическом чтении.
Аграмматическая дислексия
В случае аграмматической дислексии отмечается неправильное прочтение падежных окончаний существительных и прилагательных, форм и времен глаголов, нарушение согласования частей речи в числе, роде и падеже и др. Аграмматизмы при чтении соответствуют таковым в устной речи и на письме.
Мнестическая дислексия
При мнестической дислексии нарушается ассоциация между зрительной формой буквы, и ее произносительным и акустическим образом. То есть ребенок не запоминает буквы, что проявляется в их смешении и заменах при чтении. При обследовании слухоречевой памяти у ребенка с мнестической дислексией выявляется невозможность воспроизведения ряда из 3-5 звуков или слов, нарушение порядка их следования, сокращение количества, элизии.
Оптическая дислексия
Оптическая дислексия проявляется смешением и заменами букв, сходных графически и различающихся лишь отдельными элементами или пространственным расположением (б-д, з-в, л-д). При оптической дислексии может отмечаться соскальзывание с одной строчки на другую при чтении. К оптической дислексии относятся также случаи зеркального чтения, осуществляемого справа налево.
Тактильная дислексия
Тактильная дислексия свойственна незрячим людям. Проявляется смешением тактильно схожих букв (близких по количеству или расположению точек) при чтении азбуки Брайля. В процессе чтения у ребенка с тактильной дислексией также может наблюдаться соскальзывание со строк, пропуски букв и слов, искажение смысла прочитанного, хаотичность движений пальцев рук и т. д.
Диагностика
Логопедическое обследование складывается из характеристики уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых процессов. На предварительном этапе логопед изучает анамнез жизни и развития ребенка, особенности формирования речи, состояние артикуляционного аппарата, речевой и ручной моторики; выясняет успеваемость ученика по русскому языку.
По показаниям диагностическое обследование речи дополняется медицинским блоком диагностики, который может включать консультацию детского невролога с выполнением ЭЭГ, ЭхоЭГ; консультацию детского офтальмолога с проведением офтальмологических тестов.
Коррекция дислексии
Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает дифференцированную работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами.
Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии.
Прогноз и профилактика
Несмотря на то, что дислексия сегодня часто характеризуется как «проблема гениев», которой в свое время страдали многие знаменитые личности (Г. Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и др.), она нуждается в целенаправленной коррекции. От этого завит успешность обучения ребенка в школе и ВУЗе, степень его личностной самооценки, взаимоотношения со сверстниками и преподавателями, уровень притязаний и успешность в достижении целей. Результат будет тем эффективнее, чем раньше начата работа по преодолению недостатков устной и письменной речи.
Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику. Важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи. Необходимо своевременное выявление детей с нарушениями речи, и проведение логопедических занятий по коррекции ФФН и коррекции ОНР, подготовке к освоению грамоты.