Дислексия и сдвг что это

Дислексия и СДВГ

В научных кругах пристальное внимание уделяется диагностированию синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и дислексии при их сосуществовании друг с другом. Последнее означает, что у дислектика могут наблюдаться два условия СДВГ.

По оценкам учёных, у 30% дислектиков заболевание сосуществует с СДВГ, что, в свою очередь, не может не влиять на лечение дислексии.

Стоит определиться с понятием сосуществования этих двух заболеваний. Оно означает присутствие их у пациента, но вовсе не означает того, что одно заболевание вызвано другим. При диагностике заболеваний из-за схожести некоторых их проявлений может произойти путаница. Поэтому к ней нужно подходить крайне внимательно и тщательно.

Дислексия – языковая обучающая инвалидность, характеризующаяся трудностями с точным и плавным распознаванием слов, орфографией и расшифровкой чтения. Её наличие вызывает трудности с различением звуков в слове и фонемах, определяющими проблемы с чтением и орфографией.

СДВГ – достаточно распространённая проблема развития младших школьников, главными признаками которой являются повышенная активность, высокая отвлекаемость, импульсивность и невнимательность, что также вызывает проблемы с чтением, но уже иного характера.

Для правильного лечения дислексии необходимо сразу определиться с точным диагнозом ребёнка.

Диагностика СДВГ и дислексии

Диагностирование СДВГ и дислексии происходит по разным критериям. Разберём особенности диагностики СДВГ. Она осуществляется врачом или психологом и включает в себя:

При сосуществовании СДВГ и дислексии для эффективного лечения необходимо предельно точно диагностировать СДВГ.

Впервые это заболевание было диагностировано в 1902 году и с тех пор было выявлено несколько его видов. В 4-м издании «Диагностического и статистического руководства» (DSM-IV) описываются следующие подтипы СДВГ:

Лечение дислексии после диагностики посредством психоэвакуационной оценки при наличии СДВГ проводится с учётом его особенностей.

Является ли СДВГ более диагностированным?

СДВГ уделяется большое внимание в научных кругах. Так, этим вопросом вплотную занимается Американская медицинская ассоциация.

Как уже говорилось выше, диагностирование СДВГ играет важную роль в его лечении, а также в лечении дислексии, если эти два заболевания сосуществуют у одного человека.

На сегодняшний день, по данным Американской медицинской ассоциации и Центров по контролю и профилактике заболеваний, СДВГ не переопределяется. В то же время повышенная осведомленность о нём увеличила число поставленных диагнозов.

Существенные сложности с диагностированием возникают в случае с девочками, которые в большинстве своём имеют СДВГ преимущественно невнимательный тип, признаки которого легко не заметить в раннем детстве, а также с одаренными детьми, на протяжении длительного времени способными компенсировать недостаток внимания, вызванный болезнью, сильными интеллектуальными способностями.

Во время лечения дислексии стоит провести обследование ребёнка на СДВГ, чтобы иметь возможность вовремя определить их сосуществование у одного пациента.

Могут ли люди наследовать СДВГ и дислексию?

И СДВГ, и дислексия являются наследственными заболеваниями. ПО оценкам специалистов, у 50% детей с диагнозом СДВГ он передаётся на генетическом уровне. У остальных пациентов заболевание имеет неопределённую этиологию, с которой учёным ещё предстоит определиться в будущем.

Для людей, имеющих диагноз дислексия есть вероятность рождения ребёнка с тем же заболеванием, равная 1/3, поэтому лечение дислексии на сегодняшний день является важной задачей для общества.

Существуют ли особенности, характерные для людей с СДВГ и дислексией?

Главной проблемой дислектиков и одной из основных для больных СДВГ являются проблемы с чтением. При лечении дислексии следует учитывать тот факт, что у детей с ней и с СДВГ имеются похожие признаки, и уметь их разграничивать.

Так, пациенты с обоими заболеваниями испытывают трудности с прочтением текстов, однако эти трудности различны и по характеру, и по степени влияния на развитие и жизнь ребёнка.

При изучении, диагностировании и лечении дислексии и СДВГ отмечено, что пациенты с этими заболеваниями быстро устают от чтения, им тяжело сосредоточиться на процессе и поддерживать концентрацию во время него.

Кроме того, само чтение вызывает серьёзные трудности у дислектиков, которые, в силу своего заболевания, неправильно распознают слова, читают неточно, их чтение отличается недостаточностью и сложностью понимания смысла текстов.

Лечение дислексии ставит перед собой цель избавить ребёнка от его проблем или насколько это возможно уменьшить их, чтобы он мог войти в социум полноценным членом общества.

Проблемы с чтением у пациентов с СДВГ носят иной характер: они пропускают знаки препинания, упускают окончания предложений и легко теряют то место, где читали текст. При этом проблем с прочтением самого текста (слов) у них не возникает.

Лечение дислексии, как и лечение СДВГ, преследует цель не только помочь ребёнку влиться в общество, но и избавить его от негативных эмоций и переживаний, неизбежно возникающих из-за неспособности читать должным образом.

Дети с этими заболеваниями не получают удовольствия от чтения книг, как их сверстники, а из-за проблем с ним они стремятся читать как можно меньше. Это, в свою очередь, негативно сказывается на общем развитии детей.

Помимо того, у детей с этими диагнозами обычно есть проблемы и с письмом, которые также призвано полностью или частично решить лечение дислексии и СДВГ.

У детей с дислексией основными проблемами при письме являются орфография, пунктуация и оформление. У пациентов с СДВГ главные затруднения вызывают оформление и грамотность. Пациенты с обоими диагнозами могут иметь нечитаемые почерки.

Из-за своих особенностей дети с дислексией и СДВГ могут не успевать в школе, хотя уровень мотивации у большинства из них высок, а также есть задатки для развития своих способностей.

Проблемы с чтением и письмом мешают им, поэтому лечение дислексии и СДВГ должно проводиться как можно раньше.

При этом очень важно правильное диагностирование заболеваний для последующего успешного лечения. Ошибки в постановке диагноза и задержка с оказанием помощи могут усугубить положение.

Неврологические исследования показали функциональные и/или анатомические различия в мозге людей с СДВГ по сравнению с мозгом людей с дислексией?

Учёные мира стремятся выяснить изменения в мозговой деятельности, приводящие к возникновению у людей СДВГ и дислексии, чтобы добиться лечения этих заболеваний на более высоком уровне.

Для этого уже был предпринят ряд серьёзных исследований. Так, изучение мозга покойных людей, при жизни страдавших дислексией и СДВГ, помогли обнаружить различия между мозгом дислектиков и здоровых людей. Однако при этом «центр дислексии» так и не был обнаружен.

Физиологические исследования и изучение томограмм пациентов с дислексией дали интересные результаты, но они не позволили сделать окончательные выводы о том, в чём состоит механизм действия этих расстройств.

Отсутствие доступных биологических тестов для объективного диагностирования СДВГ и дислексии также затрудняет их лечение.

Каковы перспективы детей с дислексией и СДВГ?

При раннем диагностировании дислексии и СДВГ у пациентов с этими заболеваниями есть все шансы минимизировать свои трудности и сохранить позитивное видение мира, а также найти в нём своё место.

Своевременное лечение дислексии, несмотря на то, что перерасти инвалидность для пациентов невозможно, позволяет им адаптироваться в школе, потом – в средних и высших учебных заведениях и, наконец, в трудовой жизни и усилить свои слабые навыки.

Что касается детей с СДВГ, то около 40-50% из них после периода полового созревания справляются с болезнью настолько, что её симптомы уже не возвращаются. Однако остальные проживают жизнь с трудностями, сопутствующими СДВГ. Впрочем, правильная адаптация и поддержка специалистов позволяет и дислектикам, и людям с СДВГ частично преодолеть свои проблемы даже при высокой сложности заболеваний, найти своё место в социуме, построить карьеру и личную жизнь.

Никогда не поздно диагностировать эти расстройства и начать лечение дислексии и СДВГ.

Даже если диагноз был поставлен уже во взрослом возрасте (например, при прохождении аспирантуры), профессиональная помощь позволит пациентам преодолеть сложности и достигнуть успеха и счастья в своей жизни.

Источник

Признаки дислексии

Дислексия, дисграфия и другие трудности обучения — распространенные особенности восприятия информации, о которых, к сожалению, так мало знают учителя и родители.

Дислексия — сложности развития навыков чтения

Дисграфия — сложности освоения письменной речи

Дискалькулия /Акалькулия — нарушения разной степени, связанные со счетными операциями

СДВГ/СДВ — виды синдромов дефицита внимания (и гиперактивности) – это расстройства, вызывающие импульсивность, стабильную невнимательность и разной степени гиперактивности.

Дислексия и сдвг что это. Смотреть фото Дислексия и сдвг что это. Смотреть картинку Дислексия и сдвг что это. Картинка про Дислексия и сдвг что это. Фото Дислексия и сдвг что это

Чтобы помочь ребенку, важно быть осведомленным о данной проблеме. Обратите внимание на симптомы ниже — это основная часть. Если хотя бы несколько признаков присутствуют у ребенка, обратитесь к специалисту.

Многие симптомы начинают проявляться еще в дошкольном возрасте:

Ребенок также может испытывать зрительно-пространственные и моторные сложности:

Дислексия и сдвг что это. Смотреть фото Дислексия и сдвг что это. Смотреть картинку Дислексия и сдвг что это. Картинка про Дислексия и сдвг что это. Фото Дислексия и сдвг что это

У ребенка нарушены речевые (устные и/или письменные) и слуховые навыки:

Кроме того, у ребенка может быть нарушена ориентация и память:

Еще ребенок может испытывать сложности с усидчивостью, концентрацией внимания, терпением и организацией:

Дислексия и сдвг что это. Смотреть фото Дислексия и сдвг что это. Смотреть картинку Дислексия и сдвг что это. Картинка про Дислексия и сдвг что это. Фото Дислексия и сдвг что это

Признаки дислексии и других трудностей обучения ежедневно помогают семьям и преподавателям выявить тех, кому необходима профессиональная помощь в освоении отдельных навыков. Эксперты Ассоциация родителей и детей с дислексией оказывают помощь семьям с трудностями обучения в специализированном медико-педагогическом центре на базе МЕДСИ на Красной Пресне в Москве.

Источник

СДВГ. Советы детского врача-психиатра

«Не может сидеть на одном месте», «постоянно крутится и вертится», «все у него ломается», «в комнате постоянный беспорядок, вещи раскиданы». Бешеная энергия и активность, невнимательность и двигательная расторможенность, плохая успеваемость и проблемы в отношениях – далеко не полный перечень жалоб, с которыми обращаются родители к специалистам.

Ребенок с диагнозом «синдром дефицита внимания и гиперактивность» (СДВГ) может стать настоящим наказанием для воспитателей в детском саду и школьных учителей. Гиперактивный ребенок мешает вести уроки, на переменках устраивает «ледовое побоище» – неуемная энергия требует выхода. Педагоги постоянно вызывают папу или маму «на ковер», пытаясь им доходчиво объяснить, что они совершенно не занимаются воспитанием своего чада. Родители виновато отводят взгляд, тяжело вздыхают и разводят руками: «Да, не уследили, все работа, работа». И это при том, что ребенок-то добрый, хороший, да и семья вполне приличная. Главное, чего хотят педагоги, так это побыстрее избавиться от этого «милого» ребенка, лишние проблемы никому не нужны. Пусть родители сами с ним разбираются.

А ведь и правда, гиперактивные дети шумны и непоседливы. Не могут долго концентрировать внимание на предмете, особенно если это не увлекательный мультфильм или компьютерная игра. В этом случае их не оторвать от экрана телевизора или компьютера. Они, словно завороженные, могут часами смотреть (делать) то, что им действительно интересно, увлекает.

Дети с гиперактивностью и нарушением внимания могут ходить по классу, «помогать» учителю вести урок, вставляя свои комментарии, разговаривают с друзьями. В некоторых случаях провоцируют конфликтные ситуации. У гиперактивных детей «рот не закрывается», они постоянно куда-то спешат, хотят успеть сделать одновременно множество дел, при этом до конца ни одно из них не доводят. В учебных заданиях делают много ошибок и помарок, хотя интеллект и потенциальные способности у них достаточно неплохие. Так что же не так?

Что такое синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ)?

Существуют определенные заболевания, когда доминирующим признаком является чрезмерная активность и нарушение внимания. А любое ментальное нарушение требует не только квалифицированного медицинского лечения, но и индивидуального психолого-педагогического подхода. Таким детям просто необходима поддержка как со стороны семьи и учителей, так и со стороны психолога. Для того, чтобы помощь была эффективной, надо детально разобраться в причинах чрезмерной активности ребенка, понять не является ли они одним из признаков психического расстройства.

Сочетание «импульсивность», «нарушение внимания», «плохая самоорганизованность», «низкая успеваемость» может быть характерно для ряда психопатологических состояний, таких как СДВГ, невроз, шизофрения.

1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ)

СДВГ – наиболее частая причина проявления данных расстройств. В зарубежных источниках указываются данные, что частота проявлений среди детей дошкольного и младшего школьного возраста составляет от 4 до 9,5%. Много это или мало?! К примеру, если взять школу с числом учащихся в 100 человек, то с большей долей вероятности 9 из них будет с СДВГ. Педагоги знают, что одного гиперактивного ребенка в классе будет достаточно, чтобы дезорганизовать весь коллектив. Давайте «разложим» на отдельные составляющие понятие нарушение внимания, которое мешает социальной адаптации, непосредственно влияет на школьную успеваемость и освоение новых знаний.

Внимание – направленность психической деятельности на избирательное восприятие каких-либо предметов, явлений, целенаправленное выполнение каких-либо действий.

Концентрация, объем и распределение – 3 важных ключевых аспекта внимания.

Концентрация – степень сосредоточения на одном (наиболее значимом) объекте. Эта способность зависит от волевых усилий, т. к. заключается в сознательном удержании внимания на определенной задаче с выведением за рамки актуальности других, на данный момент менее значимых дел.

Объем – способность при достаточной концентрации на выполняемой задаче удерживать во внимании несколько объектов или явлений, не имеющих отношение к главной теме деятельности. К примеру, школьник, занятый решением математических уравнений, одновременно понимает – находится учитель в классе или нет, слышит звук сигнализации машины, припаркованной рядом со школой, прислушивается к разговору девочек за соседней партой.

Распределение – способность следить за выполнением нескольких компонентов в процессе деятельности. Например, в процессе написания сочинения школьнику нужно следить не только за смысловой составляющей, но и за грамотностью, разборчивым почерком.

У ребенка с СДВГ нарушены в той или иной степени все компоненты внимания.

Причины СДВГ

1. Патология во время беременности: токсикоз, нефропатия, анемия, простудные заболевания, угроза выкидыша, травмы и стрессы, курение, употребление алкоголя и психоактивных веществ, лекарственных препаратов.

2. Тяжелые роды, «кесарево сечение», низкие показатели у ребенка по шкале АПГАР, тяжелое состояние младенца после родов.

3. Черепно-мозговые травмы у ребенка, такие как сотрясение мозга или более тяжелые.

В результате воздействия такого рода неблагоприятных факторов нарушается процесс созревание систем головного мозга, отвечающих за память, мышление, речь, внимание, восприятие. Также отстает формирование процесса торможения, именно поэтому такие ребята возбудимы с самого раннего детства.

СДВГ или избалованность?

К основным признакам СДВГ у ребенка можно отнести:

1. Не может надолго сконцентрировать на конкретном занятии внимание, хватается за несколько дел сразу, мешает и раздражает окружающих своим поведением (бесцельно прыгает, бегает, залезает в разные места).

2. Постоянно «теряет» вещи в школе или дома. Забывает приносить тетради, учебники и школьные принадлежности. Не помнит, что нужно записывать домашнее задание.

3. Внешний вид – растрепанный, неряшливый.

4. Может «не слышать» родителей или учителей, когда к нему обращаются.

5. Допускает много мелких ошибок и помарок из-за невнимательности, торопится при выполнении работ, не доводит дело до конца.

6. По возможности не делает или избегает заданий, требующих длительной сосредоточенности и концентрации.

7. На стуле постоянно крутится, вертится, раскачивается, спокойно не сидит. Во время урока может встать и «прогуляться» про классу.

8. Много и быстро разговаривает, на вопросы отвечает, даже не дослушав до конца, о чем его спрашивают. Выкрикивает с места во время урока, не подняв руку для ответа.

9. Плохие оценки, вызов родителей в школу, наказания – не приводят к действенному результату. От переживаний, волнений и наказаний ситуация лучше не становится.

10. Ближе к вечеру состояние, поведение и успеваемость заметно ухудшается. Начало и конец урока – самое сложно время, середина проходит более спокойно и гладко.

11. Отмеченные выше трудности отмечаются в течение как минимум 6 месяцев.

Гиперактивный ребенок – что будет дальше?

Ребенок растет, мозг созревает. Вышеописанные проблемы – это не навсегда!

Беда состоит в том, что такие дети с первых дней занятий в детском саду или обучения в школе заметно отстают в достижениях от своих сверстников. Несобранность, неорганизованность, неусидчивость мешают полноценному процессу обучения и развития. Таких детей воспитатели и учителя автоматически записывают в ряды хулиганов и двоечников.

Во взрослом возрасте учеба им также может трудно даваться, несмотря на вполне нормальный интеллект.

Агрессия. С таким вариантом проявления заболевания можно столкнуться в подростковом возрасте, когда повышенная активность заменяется конфликтностью и агрессивным поведением в отношениях с учителями, родителями. И все это может происходить на фоне плохой успеваемости, асоциальных наклонностей, пагубного пристрастия к алкоголю и психоактивным веществам. Подростку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью сложно выстраивать длительные доверительные отношения, они склонны к частой смене сексуальных партнеров (промискуитет).

Сексуальная активность – проблема, которая приходит на смену расторможенности и проявляется в старших классах школы. Последствия раннего начала интимной жизни и промискуитета часто волнуют родителей подростков с СДВГ. И волнение здесь вполне оправданно.

По статистике, каждый 10-й аборт делается девушками до 18 лет, 60% подростков, участвующих в порноидустрии и вовлеченных в проституцию, идут на это по собственному желанию.

2. Невроз и невротические реакции

В основе невроза всегда лежит какая-либо внешняя психотравмирующая причина, на которую ребенок выдает определенную реакцию. При синдроме дефицита внимания и гиперактивности обычно никаких внешних причин для плохого поведения нет.

Как правило, невротические реакции дают о себе знать начиная с 3-4 класса школы и затем уже ближе к окончанию школы (стресс, экзамены, поступление в ВУЗ). В то время как СДВГ – бедствие ребят младшего школьного возраста.

Невроз возникает при комбинации двух обстоятельств: внешних и «внутренних». К первым можно отнести:

1. Напряженные отношения в семье и школе, конфликты с учителями, родителями, друзьями.

2. Утрата, тяжелая болезнь близкого человека.

3. Материнская депривация, развод родителей, раннее отлучение ребенка от семьи или эмоционально недостаточно теплая мать.

Ко второму, «внутреннему» обстоятельству относят характер ребенка, вернее так называемый «невротический» характер.

Истероидный характер. Как правило дети с таким типом характера инфантильны, ребячливы, любят «работать на публику», обращают на себя внимание, при необходимости «включают» обиженного страдальца.

В школе их успеваемость во многом может зависеть от учителя. У строгого и эмоционально холодного педагога ребенок с истероидным характером может учиться на двойки и тройки, т.к. успех завоевать довольно проблематично. У более эмоционального учителя, который не только ругает, но и хвалит, поддерживает – на четыре и пять.

Такой ребенок может быть душой компании, с удовольствием играть в театральном кружке, выступать на сцене. Бессознательная цель – стать самым заметным, самым «обаятельным и привлекательным», доказать всем, что он достоин лучшей доли.

Тревожно-мнительный характер. Ребята с таким характером отличаются боязливостью, высокой чувствительностью, склонны к переживанию негативных эмоций. При неблагоприятном стечении жизненных обстоятельств, их тревожность, мнительность, беспокойство вырастает в разы. Ребенок становится расторможенным, суетливым, не может довести дело до конца, расстраивается. Внимание становится неустойчивым, успеваемость и работоспособность снижаются, настроение ухудшается.

Возможные причины невроза:

1. Связь изменения в поведении с тревожной или психотравмирующей ситуацией. Может впереди выпускные экзамены или усложнилась школьная программа? Проблемы с одноклассниками или близкими? Стоит деликатно и с осторожностью поинтересоваться не только у ребенка, но и у его друзей, учителей, что происходит на самом деле.

2. Всплески чрезмерной активности возникают перед публикой. Наедине с родными или учителем подросток ведет себя спокойно и тихо. В некоторых случаях возбуждение проявляется в виде хлопанья дверями, как реакция на какой-либо комментарий или оценку педагога, шутку одноклассников.

3. Тревожность, беспокойство, рассеянность, невнимательность усиливается после каникул или нескольких дней, проведенных дома. Возможно усиление перечисленных явлений именно в контакте с кем-то конкретным из близких.

4. Нарушение внимания и повышение двигательной активности усиливается в «значимые и ответственные моменты» – контрольная работа, открытые уроки, публичные выступления.

5. Состояние сохраняется от 1-2-х месяцев и более.

Как ни странно звучит, но шизофрения часто «сопровождается» гиперактивностью и нарушением внимания.

Шизофрения – хроническое психическое расстройство, причина которого остается до конца не изученной. Данное заболевание характеризуется разнообразием проявлений: расстройстве познавательных функций, речи, поведения, эмоций, нарушением социальных отношений и адекватного восприятия реальности.

Шизофрения. Отличительные признаки:

1. О таком ребенке можно сразу сказать, что он странный, значительно отличается от сверстников, в первую очередь, своим поведением.

3. Бросается в глаза его неумение общаться с другими ребятами. Он держится в стороне, не принимает участия в коллективных играх и занятиях.

4. Бесцельная активность. Это может быть однотипные хлопки, подпрыгивание, бег по определенной траектории. Поведение импульсивное и нелепое, мотив, логическое объяснение которому трудно найти.

5. На уроках продуктивность снижена за счет нарушения распределения внимания, а также за счет смещения фокуса внимания на свои внутренние переживания. Ребенок может не решить достаточно простую логическую задачу, но при этом отлично справляется с примерами, в которых присутствуют крупные числа. Со стороны может казаться, что он как бы не присутствует на уроке, погружен в свою реальность.

6. Возбуждение появляется приступообразно. Моменты спокойствия сменяются внезапным возбуждением, криками, чрезмерной «болтливостью», веселым и «дурашливым» настроением.

7. Школьная дисциплина – не для такого ребенка. Он не может понять и приспособиться к социальным требованиям, подчинить им свое поведение и желания.

8. При общении ребенок может избегать взгляда в глаза, закрывать уши, или, наоборот, не соблюдать личную дистанцию по отношению к собеседнику, придвигаться к нему очень близко, создавая психологический дискомфорт.

Заметили 4 признака и более – стоит обратиться за помощью к детскому врачу-психиатру, т.к. подобные нарушения психолого-педагогическими методами крайне слабо корректируются, необходимо медикаментозное лечение.

Гиперактивный ребенок. Что делать педагогам?

Гиперактивный ребенок (СДВГ) требует к себе особого отношения, стандартные школьные программы для него не подходят, т.к. особенности заболевания непосредственно влияют на усвоение учебного материала. Итак, что нужно сделать, чтобы помочь ребенку с СДВГ освоить школьную программу?

Ребенок с СДВГ. Советы родителям

1. Заведите четкий и понятный режем дня и совместно с ребенком его соблюдайте: надо, значит надо, компромиссы здесь не уместны. Добивайтесь результата твердо, последовательно и спокойно. Дайте возможность ребенку почувствовать личную ответственность, не забывайте хвалить за сделанную работу или задания. Не выполнит, что было задумано – не ругать, а помочь.

2. По возможности не ходить вместе с ребенком в места с большим скоплением людей: гипермаркеты, крупные рынки, массовые мероприятия.

3. Переутомление – перевозбуждение. Сильно уставший ребенок может перевозбудиться. Чтобы этого не допускать, необходимо давать ему короткий отдых через каждые 20 минут занятий. Также урок можно поделить на отдельные задания, чтобы он их смог выполнить до конца. Стоит быть готовым к тому, что первые несколько лет обучения в школе вам придется делать уроки вместе с ребенком. Подсказывать совсем не обязательно. Ваша задача следить, чтобы ученик выполнял задание и не отвлекался. Хорошо проговорить задание вслух, при этом рассуждая, как можно найти решение данной задачи. В случае необходимости – нанять педагога, который будет помогать.

4. Находите поводы, чтобы похвалить своего ребенка даже за самую, казалось бы, незначительную победу. Это придаст ему силы и уверенность в себе.

Дополнительно об СДВГ можно прочитать: https://familyland.ru/library/publicarticle/publicarticle_112.html

Лечебное питание и фитотерапия при повышенной активности и возбудимости

1. Обилие сахара и вкусностей способствует усилению возбуждения. Старайтесь избегать в рационе питания сладостей, замените их фруктами и сухофруктами. Исключите газировку, чипсы, фаст-фуд.

2. Желательно, чтобы питание было сбалансированным и богатым витаминами группы В, С, фолиевой и пантотеновой кислотой, магнием, калием, цинком. Эти витамины и микроэлементы содержаться в цельнозерновом хлебе, овсяной каше (не быстрорастворимой), печени, яйцах, цельном молоке, рыбе, креветках, фасоли, абрикосах и кураге, кисломолочных продуктах, цитрусовых, смородине, зелени. При этом, не рекомендуется по личной инициативе давать ребенку биологически активные добавки, препараты железа, витамины. Для начала стоит проконсультироваться с педиатром и сдать необходимые анализы.

3. При переносимости эфирных масел и отсутствии на них аллергии, можно каждый день, утром и вечером, растирать запястья, голеностопные, коленные и локтевые суставы смесью: 2 капли масла лаванды, 2 капли масла ромашки, 1 капля масла розмарина, 2 чайные ложки растительного масла.

4. Настойка боярышника помогает нормализовать внутричерепное давление. Принимать следует утром за 20 минут до еды по 1 капле на год жизни. К примеру: 5 лет – 5 капель.

5. Перед сном можно сделать успокоительные ванны из мяты, хмеля, пустырника, зверобоя, шалфея. Для этого необходимо взять по 1 чайной ложке перечисленных сухих трав, залить 0,5 литра кипятка, настаивать 2 часа в термосе и добавить полученный раствор в ванну. Время приема процедуры – 15-20 минут.

Шапошникова Антонина, врач-психиатр, заведующий Отделением №9 Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *