Диспетчерская служба это что
ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА И ЕЕ ФУНКЦИИ
Под диспетчерской службой понимают централизованную форму оперативного управления с помощью технических средств связи, на основе сбора информации, ее обработки, осуществления оперативного контроля и регулирования производства.
Система диспетчерского регулирования хода производства должна отвечать следующим требованиям:
Диспетчерская служба выполняет следующие функции.
• Оперативный анализ — основа выполнения функций оперативного управления. В процессе анализа определяют степень выполнения плана, устанавливают причины отклонений, разрабатывают варианты решения проблем. Важен анализ конкретной проблемной ситуации. Анализируют выполнение плана работ, ист пользование трудовых и технических ресурсов, материальных и трудовых затрат на производство и сбыт продукции, качество труда и продукции.
• Оперативное целеполагание и планирование — это выработка целей и планирование развития производства и социальной сферы. В проблемной ситуации выбирают краткосрочные цели, призванные устранить возникшие проблемы. Оперативное планирование заключается в составлении месячных, декадных, сменносуточных заданий для коллектива организации, его подразделений и отдельного работника. Одна из функций планирования — самостоятельное решение работниками центрального диспетчерского пункта вопросов расстановки кадров и вариантов решения проблем, представляемых диспетчерскому совещанию.
• Оперативная организация управления — распределение должностных полномочий по решению проблем, расстановка техникческих и трудовых ресурсов, создание нового краткосрочного организационного и функционального регламентирования, поддержание постоянной связи с помощью технических средств с pyководителями, специалистами, рабочими для обеспечения устойчивости, гибкости и адаптивности механизма управления.
• Оперативное регулирование хода выполнения плановых npoграмм — обеспечивает взаимодействие коллективов различны) подразделений, надежную двустороннюю связь руководителей) специалистов и работников центрального диспетчерского пункта выявление срыва планов, отклонений от графика их выполнение и оперативное их устранение, корректировку планов, pacпpocтpaнение распоряжений работников аппарата управления по ликвщ дации возникших проблем, активизацию деятельности трудовы коллективов.
• Оперативный учет и контроль — осуществляют на основ сбора, обработки и анализа информации, диспетчерской докумемтации с помощью средств наглядного отображения информации Контроль осуществляется за выполнением оперативных планов текущими изменениями в организации труда и производства, реализацией распоряжений и указаний руководителей и специалистов, соблюдением режима использования технических и трудовых ресурсов, технологических приемов, проверкой технического состояния машинно-тракторного парка, качеством труда и продуктции, социальными, санитарно-гигиеническими, эстетическими Я психологическими условиями производства.
Оценка оперативной работы включает постоянный анализ выполнения решений, который проводят работники центрального диспетчерского пункта, диспетчерское совещание и руководители организации.
Деятельность диспетчерской службы регламентируется Положением о диспетчерской службе и распорядком дня диспетчерской службы.
Объекты диспетчеризации — производственные, перерабатывающие и подсобные подразделения, транспортные средства руководителей и специалистов, мобильные средства.
Диспетчерская система управления будет хорошо функционировать тогда, когда все ее подсистемы взаимосвязаны.
В техническую подсистему диспетчерской службы входят: внутрифирменная автоматическая и диспетчерская телефонная связь, директорская связь, диспетчерская радиосвязь, вещательно-поисковая связь, устройства передачи технологической и другой информации (телеконтроль, телеизмерение, телесигнализация, фототелеграф, телетайп, промышленное телевидение), средства фиксирования информации (диктофон, магнитофон), измерительная и вычислительная техника, средства наглядного отображения информации.
Информационную подсистему диспетчерской службы представляют все виды информации, циркулирующей в системе, методы и средства работы с ней. Информационные потоки определяются функциями диспетчерской службы, уровнем организации системы управления, числом объектов диспетчеризации, объемом производства и т. д.
На центральном диспетчерском пункте составляют следующие документы: журналы диспетчера, диспетчерских совещаний, учета заявок от подразделений, учета производства и реализации продукции; оперативные графики выполнения основных работ; контрольные графики проведения технических уходов за автомобилями и другой техникой. Для улучшения восприятия основные виды оперативной информации могут быть отображены на стендах, планшетах, диаграммах.
Функционирование диспетчерской службы осуществляют по установленному графику, который составляют с учетом правил внутреннего распорядка и производственной необходимости. В распорядке работы диспетчерского пункта указывают время и вид выполняемой работы, ее конкретных исполнителей. Этот распорядок меняется в зависимости от времени года. В летний период продолжительность работы обычно устанавливают с 7 до 20—22 ч, зимой —с 7 до 17—18 ч. Отдельные организации практикуют круглосуточную работу. Наряду с распорядком работы разрабатывается график передачи оперативной информации из подразделений.
На должность старшего диспетчера назначают специалиста сельского хозяйства, имеющего организаторские способности и опыт работы, хорошо знакомого с условиями производства в данной организации. Диспетчер обязан знать технологию производства, технику и правила ее использования, планирование, уметь анализировать работу подразделений и машинно-тракторного парка, самостоятельно решать многие оперативные вопросы. В ряде организаций старший диспетчер — заместитель руководителя организации по оперативной работе. В структуре управления данная служба имеет самостоятельное значение, ее руководитель непосредственно подчиняется руководителю организации.
Опыт работы сельскохозяйственных организаций повсеместно показал высокую эффективность диспетчеризации. При ней достигается более оперативное маневрирование трудовыми и материальными ресурсами, сокращаются простои техники и рабочей силы, особенно по организационным причинам, повышается культура управления производством в целом. Затраты на организацию диспетчерской службы окупаются, как правило, за 1 — 2 года. У руководителей и главных специалистов, как показали результаты исследований, сокращаются затраты времени на оперативное управление на 20—35 %, в связи с чем они могут лучше выполнять другие функции, прежде всего перспективного характера.
Общие способы оценки экономической эффективности диспетчерской службы в сельском хозяйстве еще не разработаны. Обычно применяют такие показатели, как прирост валовой продукции, сменной и сезонной выработки на трактор, комбайн, автомашину, сокращение простоев, сроков выполнения работ, снижение их себестоимости и т. д.
Объем работ, выполняемых диспетчерской службой, может быть различен, особенно в части оперативного распорядительства. В последние годы в связи с расширением самостоятельности внутрихозяйственных подразделений многие виды работ по оперативному распорядительству переданы на более низкий уровень управления — управляющим, бригадирам, однако это не исключает необходимости координации работ с помощью оперативного управления в целом по организации.
Благодаря диспетчерской службе другие функциональные и линейные службы управления получают возможность решать задачи, связанные с долгосрочными перспективами развития хозяйства, заниматься решением таких проблем, как совершенствование техники и технологии производства, организация труда, внедрение в производство новейших достижений науки и передового опыта.
Для решения вопросов оперативного управления аппарат диспетчерской службы должен обладать соответствующими знаниями. Деятельность диспетчера основывается на правильной оценке хода производства, умении предвидеть последствия отклонений от плана и наметить конкретные мероприятия, ведущие к устранению обнаруженных недостатков. Для этого диспетчерский аппарат помимо знания сельскохозяйственного производства должен обладать способностью к прогнозу и анализу, умением быстро ориентироваться в сложной, постоянно меняющейся производственной обстановке.
Структура диспетчерской службы определяется масштабами производства, его концентрацией, территориальным размещением, удаленностью производственных подразделений, содержанием и объемом выполняемых работ. В крупных сельскохозяйственных организациях оперативное управление осуществляется через центральный диспетчерский пункт и сеть диспетчерских пунктов при производственных подразделениях, в средних и небольших хозяйствах — через центральный диспетчерский пункт и диспетчерские посты в бригадах и фермах.
Руководит диспетчерской службой в хозяйствах главный (старший) диспетчер, выполняющий функции заместителя по оперативному управлению. На эту должность обычно назначают квалифицированных, опытных специалистов, имеющих практику руководства сельскохозяйственным производством. Главному диспетчеру подчиняются по оперативным вопросам все руководители подразделений основного и обслуживающего производств.
Сфера деятельности главного (старшего) диспетчера чрезвычайно разнообразна. Практика работы диспетчерской службы показала, что ему приходится решать вопросы, требующие разносторонних знаний.
Непосредственный помощник главного (старшего) диспетчера по оперативному управлению — диспетчер-оператор, обеспечивающий своевременное поступление, прием и обработку оперативной информации о ходе производственного процесса, подготовку ее для руководителей хозяйства и вышестоящих организаций.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое управление развитием производства?
2. Каковы основные требования к управлению производством?
3. Перечислите функции оперативного управления производством.
4. Какие вы знаете принципы оперативного управления?
5. Как организуется оперативное управление?
6. Каковы функции и подсистемы диспетчерской службы?
Что такое ЕДДС (единая дежурная диспетчерская служба) и для чего она нужна?
В каждом муниципальном образовании организована ЕДДС (единая дежурная диспетчерская служба)
Всем жителям необходимо знать, что такое ЕДДС, для чего она нужна и как воспользоваться ее услугами. Кроме того, существует большой процент обращений в ЕДДС по вопросам, не входящим в ее компетенцию.
Для начала следует еще раз разъяснить ее предназначение. Здесь существует несколько пунктов, но упомянем самый главный, касающийся непосредственно населения:
прием от населения и организаций сообщений о любых происшествиях и чрезвычайных ситуациях, несущих угрозу нормальной жизнедеятельности населения (ДТП, пожары, крупные нарушения на системах ЖКХ, наводнения, обрушения зданий, распространение инфекционных заболеваний человека и животных и т.п.). В частности, диспетчера ЕДДС принимают сообщения о вызовах экстренных служб – скорой помощи, пожарной части, полиции, службы газа и электроснабжения.
(ведется запись телефонных разговоров).
Несмотря на широкий круг решаемых задач, ЕДДС постоянно получает большое количество сообщений, которые не относятся к ее компетенции, а являются, как правило, личными проблемами граждан. ЕДДС не реагирует и не дает информации по следующим сообщениям:
· просьбы сообщить номера телефонов организаций, частных лиц, сотовых операторов. Для решения подобных вопросов нужно воспользоваться телефонным справочником. Исключение составляют только стационарные и короткие номера экстренных служб;
· другие личные проблемы граждан: потек кран, перегорела лампочка в подъезде, убежала собака соседей, просьбы прочистить от снега личную придомовую территорию и т.п. Такие вопросы решаются гражданами лично, либо через ТСЖ (обслуживающую организацию) или путем обращения к уполномоченным специалистам администраций;
· ЕДДС не решает вопросы, требующие безотлагательного принятия мер, но не являющихся экстренными, например, укусы клещей, потекшие краны;
· ЕДДС не имеет собственной техники и оборудования для ликвидации последствий ЧС и происшествий, а является только контролирующим и координирующим органом; не принимает претензий по работе организаций, служб, в части, не касающейся экстренного реагирования.
Несмотря на то, что диспетчера отвечают на любой звонок по номеру 112, следует представлять основной круг задач, решаемых ЕДДС, и воздержаться от звонка без веской на то причины (подчеркнем – это экстренное реагирование/ликвидация последствий).
Аварийно-диспетчерская служба в ЖКХ
С 1 марта введены новые правила работы аварийно-диспетчерской службы
Аварийно-диспетчерская служба в ЖКХ
С 01 марта 2019 года введены обновленные правила работы аварийно-диспетчерской службы в ЖКХ. К этому дню нужно было обеспечить переход АДС (Аварийно-диспетчерская служба) на иной порядок ведения деятельности. Представленная статья посвящена подробному рассмотрению новых требований и порядка работы аварийной службы.
ГОСТ Р 56037-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги диспетчерского и аварийно-ремонтного обслуживания. Общие требования» содержит определения «аварийно-диспетчерская служба» и «диспетчер».
Аварийно-диспетчерская служба — служба, в которой объединены функции аварийно-ремонтной и диспетчерской служб.
Диспетчер (оператор) — должностное лицо диспетчерской службы, принимающее, перерабатывающее, анализирующее и фиксирующее поступающую информацию, заявки и обращения об аварийных ситуациях и неисправностях, обеспечивающее и отвечающее за координацию действий аварийно-ремонтных служб при ликвидации аварийных ситуаций и неисправностей.
Организация работы Аварийно-диспетчерской службы
Для выстраивания работы круглосуточной аварийной службы ЖКХ в реалиях изменившегося законодательства с 1 марта 2019 года необходимо провести ряд мероприятий:
Если требования к работе службы не соблюдаются, то это чревато привлечением управляющей организации к ответственности.
Устройство работы Аварийно-диспетчерской службы
На управляющие организации в ЖКХ накладывается обязанность по обеспечению аварийно-диспетчерского обслуживания всех контролируемых домов – этим можно заниматься самостоятельно или путем привлечения специализированной службы по договору.
Особый порядок здесь предусматривается при непосредственном управлении МКД владельцами квартир. В таком случае собственники могут действовать двумя путями:
Режим работы Аварийно-диспетчерской службы
Особенность работы аварийной службы ЖКХ в Москве и любом другом городе – круглосуточное функционирование. Этот порядок действовал всегда, будет он сохранен и при всех обновлениях.
В число обязанностей диспетчеров входит постоянный контроль того, как работает инженерное оборудование. Эта информация вносится специалистами в журнал аварийно-диспетчерской службы ЖКХ. Заполнять журналы требуется, в том числе, и в электронном виде. Это условие описано в пункте 12 правил из ПП РФ № 416 от 15 мая 2013 года.
Аварийно-диспетчерская служба: обязанности
По действующим правилам функции аварийно-диспетчерской службы в ЖКХ выглядят следующим образом:
К перечисленным обязанностям добавляются новые, обеспечивающие работу службы в режиме «одного окна», принимающего обращения жильцов:
Описанные изменения предполагают обновление должностной инструкции диспетчера аварийно-диспетчерской службы ЖКХ. В него можно включить и другие обязанности диспетчеров, не предусмотренные нормативными документами. Эти дополнительные пункты требуется прописать в договоре управления домом или уставе ТСЖ. К примеру, в должностную инструкцию часто включается отслеживание того, как содержится территория вокруг дома, включенная в общедомовую собственность.
Порядок отработки обращений жильцов
В функционал диспетчера аварийно-диспетчерской службы ЖКХ входит прием и выполнение обращений владельцев квартир. Заявки могут подаваться по телефону или при непосредственном визите. Потребитель имеет право обратиться в Аварийно-диспетчерская служба напрямую с использованием переговорного устройства, стоящего в лифтовой кабине или подъезде, а также при помощи других доступных средств связи.
По действующим правилам диспетчеры обрабатывают обращения в соответствии с внутренним распорядком. С вводом новых норм действия специалистов Аварийно-диспетчерская служба регламентируются законодательством. В том числе, прописывается порядок обработки поступающих обращений:
Регистрация обращений жителей
Жалобы регистрируются в специальном журнале или в электронной системе учета (если она имеется). По обновленным правилам при любом варианте регистрации диспетчеры должны записывать разговор по телефону с собственником. Кроме этого, аварийно-диспетчерская служба теперь должна будет фиксировать в журнале результаты проверки того, насколько качественно и в срок исполняются заявки. Выше уже говорилось, что для этого фотографируется объект, а также опрашиваются жильцы.
Журнал учета жалоб шнуруется и скрепляется печатью службы, страницы в нем нумеруются. Этот документ хранится в помещении Аварийно-диспетчерской службы. У жильцов есть право на ознакомление с журнальными записями.
Сроки ответа на обращения и устранения проблем
В новых правилах детально описываются требования, по которым должны отрабатываться обращения жильцов.
Для ответа на звонок по телефону дается 5 минут. Превышение этого времени считается нарушением. Специалист Аварийно-диспетчерской службы не всегда успевает ответить, в такой ситуации он перезванивает жильцу сам в течение 10 минут после его попытки дозвониться. Дополнительно в функционал службы можно добавить возможность оставить заявку в голосовом или электронном виде. На рассмотрение такого сообщения тоже отводится 10 минут.
Правила выезда Аварийно-диспетчерской службы по заявкам
Круглосуточная аварийная служба ЖКХ должна иметь в штате специалистов для выездов с устранением поломок на месте. К их работе в обновленных правилах тоже предъявляется ряд требований. В том числе, специалист должен приезжать на аварию со всеми инструментами и материалами, требующимися для ее ликвидации. Кроме этого, сотруднику нужно иметь:
При необходимости попасть в квартиру или нежилое помещение его владелец заранее подробно информируется о времени и цели визита.
В соответствии с п.4.2 ГОСТ Р 56037-2014 специалисты аварийно-ремонтных служб должны быть обеспечены оперативным доступом в технические помещения многоквартирного дома, к внутридомовым системам инженерно-технического обеспечения и оборудованию, которое передано исполнителю для предоставления услуг диспетчерского и аварийно-ремонтного обслуживания, предоставив комплекты ключей от всех рабочих, подвальных и чердачных помещений многоквартирных домов (при наличии таковых).
Новые правила работы аварийно-диспетчерской службы в МКД
С 1 марта 2019 года аварийно-диспетчерские службы в МКД начинают работать по новым правилам, которые утвердило постановление Правительства РФ от 27.03.2018 № 331. Узнайте, к чему готовиться.
Содержание работы АДС
Аварийно-диспетчерская служба ежедневно следит за работой внутридомовых инженерных систем дома и качеством коммунальных ресурсов на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Аварийная служба устраняет неисправности и повреждения внутридомовых инженерных систем, принимает оперативные меры по обеспечению безопасности граждан в случае возникновения аварий или угрозы их возникновения
Собственники и пользователи помещений в МКД могут обратиться в АДС с заявками об исполнении других обязательств УО, ТСЖ или ЖСК.
Организация достойного и по новым правилам аварийно-диспетчерского обслуживания в доме – задача управляющих организаций, ТСЖ и ЖК.
Сроки устранения аварий
Сейчас сроки ликвидации аварий прописаны в ПП РФ № 416 скудно. Сказано, что АДС должна незамедлительно ликвидировать засоры внутридомовой инженерной системы водоотведения и мусоропроводов.
Сроков на устранение аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения вообще нет.
Законодатели решили, что раз телепорт ещё не изобрели, сроки ликвидации аварий нужно детализировать. По новым правилам, которые вступят в силу с 1 марта 2019 года, ответить на звонок собственника или пользователя помещения в МКД аварийно-диспетчерская служба должна в течение 5 минут. Дольше заставлять ждать человека нельзя.
Не успели ответить – перезвоните в течение 10 минут с момента поступления звонка. Или же предусмотрите возможность оставить голосовое или электронное сообщение. Такое сообщение АДС должна рассмотреть в течение 10 минут после поступления.
Полчаса с момента регистрации заявки отводится на локализацию аварий на внутридомовых системах ГВС и ХВС, водоотведения, отопления и электроснабжения. На ликвидацию засоров внутридомовой инженерной системы водоотведения можно потратить два часа с момента регистрации заявки.
А вот устранить саму аварию нужно не дольше чем за 3 дня с даты аварийного повреждения. При этом при таких авариях АДС обеспечивает подачу коммунальных услуг в срок, не нарушающий установленную продолжительность перерывов в предоставлении коммунальных услуг.
Кроме того, при аварийных повреждениях внутридомовых инженерных систем ХВС и ГВС, водоотведения и отопления АДС должна сообщить в орган местного самоуправления, на территории которого находится дом, характер повреждения и срок его устранения.
Засор мусоропровода устраняется за 2 часа после регистрации заявки, но не раньше 8 часов и не позднее 23 часов при круглосуточном приёме заявок.
После регистрации заявки в течение получаса нужно оценить срок её выполнения и проинформировать о нём заявителя.
Срок устранения мелких неисправностей согласовывается с заявителям. Это может быть хоть 2 часа ночи, всё равно нужно выехать, потому что АДС работает круглосуточно.
Регистрация заявок
В обоих случаях – с использованием записи телефонного разговора.
Выезд на объект
Сотрудники аварийно-диспетчерской службы берут с собой на выезд необходимые оборудование и материалы, служебное удостоверение, одноразовые бахилы и опознавательный знак (бейдж, нашивка на одежду), на котором будут указаны название организации, фамилия, имя и отчества, и профессиональная специализация.
Чтобы проверить, что заявка отработана, АДС попросит исполнителя сфотографировать результат и будет периодически опрашивать собственников и пользователей помещений в МКД. Всё серьёзно, результаты контроля будут вноситься в журнал учёта заявок или ГИС ЖКХ, если учёт заявок ведётся там.
Как не получить штраф за грубое нарушение лицензионных требований при организации аварийно-диспетчерского обслуживания жителей
В нашем новом сервисе (программе) «АДС на 100%» мы учли все требования постановления Правительства РФ от 27.03.2018 № 331, а также требования постановлений Правительства РФ № 354, № 416 и № 1090, постановления Госстроя РФ № 170 и ГОСТа 56037-2014.
Функционал сервиса позволяет управляющим организациям перейти с бумажных носителей и Excel-файлов на современный электронный формат и упрощает работу с обращениями жителей и третьих лиц, ведёт запись телефонных разговоров и контролирует работу сотрудников на выезде (сантехники, электрики, мастера). В нём настроена интеграция с IP-телефонией и ГИС ЖКХ. В качестве бонуса управляющие организации получают два мобильных приложения: одно для общения и информирования жителей, второе для управления бригадами на выезде.
В сервис «АДС на 100%» мы включили все возможности традиционных систем для компьютеров и дополнили их современными инструментами. Это поможет управляющим организациям любого размера усовершенствовать свою работу. Вы сможете отказаться от устаревших программ и бумажных журналов, сэкономите на автоматизации, увеличите эффективность обслуживания жителей и привлечёте больше клиентов.
Таким образом, использование сервиса «АДС на 100%» гарантирует управляющим организациям, что работа их аварийно-диспетчерских служб будет полностью соответствовать всем лицензионным требованиям законодательства, что поможет организациям укрепить свои позиции на рынке.
А самое приятное в сервисе «АДС на 100%» — его цена. Она составляет всего 1900 рублей + 40 рублей за МКД в месяц.