Диспут что значит быть счастливым
Урок-диспут по рассказам А. И. Куприна, А. П. Чехова, И. А. Бунина «Что значит быть счастливым?»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЛЯНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
План-конспект урока по литературе
по рассказам А. И. Куприна, А. П. Чехова,
«Что значит быть счастливым?»
учитель русского языка и литературы
Тип урока: систематизация и обобщение материала.
раскрыть понятие « диспут» и научить обучающихся правилам ведения диспута, учить корректно отстаивать свое мнение, приводя веские аргументы из текста и из жизни;
выявить проблематику рассказов А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна методом анализа текста; совершенствовать умения и навыки определять тему и идею произведения;
создать условия для выражения эмоционально-личностных оценок поступков и судеб героев, формируя ценностное отношение к поставленной проблеме.
развитие коммуникативной компетенции;
сформировать у обучающихся готовность к процессу познания, воспитывать гражданскую позицию, самоуважение обращение к нравственным семейным ценностям, чуткое отношение к любви, способности переживать, понимать другого человека.
на основе работы с литературными произведениями «О любви» А.П.Чехова, «Кавказ» И.А.Бунина, «Куст сирени» И.А.Куприна научить анализу поступков героев, их характеров, а также видению и пониманию обучающимися смысла прочитанного;
совершенствование навыков анализа текста путём прогнозирования фрагментов сюжета и сопоставления с авторской версией;
развитие творческих способностей, креативности;
развитие коммуникативной компетенции.
обращение к нравственным семейным ценностям; воспитание чуткого отношения к любви, способности переживать, понимать, другого человека
Оборудование : презентация, учебник; иллюстративный раздаточный материал по теме урока.
Виды деятельности: работа с текстом, составление таблиц, аналитическая беседа, словарная работа.
формирование готовности обучающихся к саморазвитию с учётом устойчивых познавательных интересов;
совершенствование нравственных качеств личности;
развитие умения вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
расширение представления обучающихся о сложности и кропотливости писательского труда; воспитание думающего не равнодушного человека и читателя;
формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.
умение работать по плану, выполнять задания в соответствии с поставленной задачей.
формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией;
строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение оппонентов;
формирование умений работать в группе; проявление взаимопомощи, поддержки. умения договариваться о последовательности действий и формах презентации результата.
осознание значимости чтения и изучения литературы как средства познания мира и себя в этом мире;
формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, создавать развёрнутые высказывания разных жанров.
Добрый день! Ребята, у каждого на парте лежит текст притчи. Прочитайте, впишите нужное слово. О чём она? Какое слово в тексте пропущено?
Жили-были на белом свете три друга, и каждый мечтал о своем …………….
— читают, вписывают слово СЧАСТЬЕ
Тема урока: Что значит быть счастливым?
Цель: показать мастерство А.И.Куприна, А.П.Чехова, И.А.Бунина в изображении мира человеческих чувств
узнать, как каждый из писателей отвечает на вопрос: «Что значит быть счастливым?»
Понять, что значит счастье для каждого из нас.
Человек пришел в мир для безмерной свободы,
творчества и счастья.
— Эпиграф урока, как вы его понимаете?
Вывод учителя: Все люди ищут счастья, да не все находят. И не для всех оно одинаково. Для кого-то счастье – богатство, для кого-то счастье – здоровье. Для героев рассказов Куприна, Бунина и Чехова счастье в любви. Только понимают они счастье по-разному.
Нами прочитаны три замечательных рассказа, которые дают предмет для спора. В этих рассказах прослеживается общая тема. Нам предстоит разобраться: что значит быть счастливым не только для героев рассказа, но и для нас самих?
Знакомство с темой
В «Словаре русского языка» советского лингвиста, профессора Сергея Ивановича Ожегова значение этого слова звучит так:
«Счастье – 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; 2. Успех, удача»
— Сегодня на уроке мы проведем диспут «Что значит быть счастливым»?
— Кто может объяснить лексическое значение слова диспут?
— Для того, чтобы в споре родилась истина, необходимо знать и соблюдать правила корректного спора. Я для каждого из вас эти правила распечатала, они у вас на парте. Давайте прочитаем их вслух
1. Я критикую идеи, а не людей.
2. Я выслушиваю соображения каждого, даже если с ним не согласен.
3. Я стремлюсь осмыслить и понять разные взгляды на проблему.
— Ребята, эти правила нужно воспринимать не как требование извне, а как внутренние установки: это облегчает их восприятие и принятие.
2.Основной этап урока
1. Рассказ А.П. Чехова « О любви»
ПРЕДСТАВЬТЕ ГЕРОЕВ РАССКАЗА
По чьей вине два любящих человека не смогли стать счастливыми? Почему?
Сколько раз в жизни может любить человек?
Почему герои рассказа А. Чехова не могут быть счастливы?
Герои сожалели об упущенном счастье?
Герой задаёт себе бесчисленное множество вопросов, которые, с его точки зрения, оправдывают его:
«К чему может повести наша любовь?»,
«Куда бы я мог вести её?»,
«Как бы долго продолжалось наше счастье?»
Подобными вопросами задавалась и героиня.
На этот вопрос косвенно отвечает Алёхин: «Во мне все видели благородное существо». Эта фраза подразумевает, что благородство было внешним. Соблюдение приличий, общественной морали, бесконечные сомнения, неверие в себя и любимого человека привели к обратному результату: герои разрушают истинные чувства, лгут себе и другим. Это приводит Анну Алексеевну к «расстройству нервов», сознанию «неудовлетворённой, испорченной жизни». Примерно то же испытывает и Алёхин. Он понимает, но поздно, «как ненужно, мелко и обманчиво было всё то, что…мешало любить
2. И А Бунин рассказ « Кавказ»
ПРЕДСТАВЬТЕ ГЕРОЕВ РАССКАЗА
Какой выход нашли герои, чтобы быть счастливыми?
В чём счастье и несчастье героев рассказа?
Виноват ли кто-нибудь из героев в разыгравшейся трагедии?
Можно ли простить измену?
Вывод: Вырвались на миг, заплатив за мгновение счастья ценою жизни другого человека. Нельзя отложить, нельзя упустить в жизни то, что называется любовью, которое приносит счастье, хотя бы на мгновение.
Вывод: Весь рассказ «Кавказ» посвящен описанию любви и достижению счастья. В отличие от чеховских персонажей бунинские влюбленные позволили себе быть счастливыми на короткое время.
ПРЕДСТАВЬТЕ ГЕРОЕВ РАССКАЗА
Что помогло героям сохранить счастье?
Вывод учителя: В рассказе Куприна «Куст сирени» молодые супруги любят друг друга. В их доме, действительно, живет счастье. Но счастье само по себе не появляется, в данном случае это результат самоотверженности Веры. Она способна радоваться не своему счастью. Поэтому для Веры счастье означает не просто любить, а сделать счастливым любимого человека. Это признак благородной и возвышенной души
Вывод 2:Любовь – это «труд»: доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана, поэтому делает людей счастливыми»
И теперь я думаю, каждый из вас может и готов ответить на вопрос «Что значит быть счастливым?»
Помогать другим людям.
Любить своих близких.
Вносить в свою жизнь элементы новизны.
Не впадать в отчаяние, если чувствуете себя несчастными.
Уделять много сил любимой работе (учебе), какому – то делу.
Быть физически активным.
«Большинство людей счастливы настолько, насколько сами решили быть счастливы» Авраам Линкольн
«Каждый сам кузнец своей судьбы и счастья» Русская пословица
«Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом» Пифагор Самосский
«Не говори о прошлом: какой теперь в нем прок?
Будь счастлив настоящим. Смотри, какой денек!» Омар Хайям
-выбирают одно из высказываний, наиболее точно отражающее его точку зрения
— Изменилось ли представление о счастье и любви после разговора в классе?
— Что нового вы поняли, осознали?
Оценка за урок по количеству баллов
Сочинение-рассуждение « Что значит быть счастливым?»
Притча «Сосуд жизни»
— Сосуд – это ваша жизнь, крупные камни олицетворяют самые важные вещи в вашей жизни: в ашу семью, вашего любимого человека , ваших детей, — все то, что имеет для вас огромное значение. Это те вещи, которые, даже не будь всего остального, смогут наполнить вашу жизнь.
— Горох – это те вещи, которые не так значимы для вас, это может быть ваша работа, ваша машина, красивая одежда и прочее.
— Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Это все самое мелкое и незначительное в вашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают вас на протяжении всей вашей жизни.
— Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то в нем не останется уже места для более крупных камней и даже для гороха. Так и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших свершений уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание, прежде всего, на важное: находите время на своих родных и близких, следите за своим здоровьем. И у вас останется еще достаточно времени и сил для работы, для дома, для увлечений и всего остального. Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену. Все остальное – лишь песок. Никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ приложение 1 рабочие листы к уроку.doc
Рабочий лист урока
Фамилия, имя ученика ______________________________________________________
Урок- диспут «Что значит быть счастливым?»
Человек пришел в мир
для безмерной свободы,
творчества и счастья.
1.Какие ассоциации у вас вызывает слово «счастье»? (состояние души, при котором нет чувства горя и тоски; чувства радости и тоски; чувства гармонии удовлетворенности; удача; блаженство, победа, случай, благополучие, удачливость, благодать, успех, фортуна, везение и др.)
2.Значение слова «счастье»
успех, удача. ( Толковый словарь С.И.Ожегова)
2..Выдержки из текста
« Я любил нежно, глубоко, но я рассуждал, я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с нею; мне казалось невероятным, что эта моя тихая, грустная любовь вдруг оборвет счастливое течение жизни ее мужа, детей. »
«Честно ли это? Она пошла бы за мной, но куда? Куда бы мог я вести ее. И как бы долго продолжалось наше счастье? Что бы с ней случилось в случае моей болезни, смерти или, просто, если бы разлюбили друг друга?»
3.Вопросы для обсуждения
1. По чьей вине два любящих человека не смогли стать счастливыми? Почему?
Рабочий лист урока
Фамилия, имя ученика ______________________________________________________
Урок- диспут «Что значит быть счастливым?»
Человек пришел в мир
для безмерной свободы,
творчества и счастья.
1.Какие ассоциации у вас вызывает слово «счастье»? (состояние души, при котором нет чувства горя и тоски; чувства радости и тоски; чувства гармонии удовлетворенности; удача; блаженство, победа, случай, благополучие, удачливость, благодать, успех, фортуна, везение и др.)
2.Значение слова «счастье»
2.успех, удача. ( Толковый словарь С.И.Ожегова)
«Я просыпался рано и, пока она спала, до чая, который мы пили часов в семь, шел по холмам в лесные чащи. Горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно. В лесах лазурно светился, расходился и таял душистый туман, за дальними лесистыми вершинами сияла предвечная белизна гор. »
«. она порой ложилась на тахту, закрывала лицо газовым шарфом и плакала: еще две-три недели — и опять Москва!»
3.Вопросы для обсуждения.
1.Какой выход нашли герои, чтобы быть счастливыми?
Рабочий лист урока
Фамилия, имя ученика ______________________________________________________
Урок- диспут «Что значит быть счастливым?»
Человек пришел в мир
для безмерной свободы,
творчества и счастья.
1.Какие ассоциации у вас вызывает слово «счастье»? (состояние души, при котором нет чувства горя и тоски; чувства радости и тоски; чувства гармонии удовлетворенности; удача; блаженство, победа, случай, благополучие, удачливость, благодать, успех, фортуна, везение и др.)
2.Значение слова «счастье»
2.успех, удача. ( Толковый словарь С.И.Ожегова)
«Жена, как только увидела его насупившееся лицо со сдвинутыми бровями и нервно закушенной нижней губой, в ту же минуту поняла, что произошло очень большое несчастье.
«До сих пор все экзамены сошли благополучно, и только одному Богу да жене Алмазова было известно, каких страшных трудов они стоили. »
«Но Верочка не давала падать ему духом и постоянно поддерживала в нем бодрость. »
«Муж и жена долго сидели в тяжелом раздумье, не произнеся ни слова. Но вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла»
«Напрасно Алмазов уговаривал жену отправиться домой. Она поехала вместе с мужем за город, все время, пока сажали кусты, горячо суетилась и мешала рабочим и только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверилась. »
«. муж и жена вдруг одновременно засмеялись и поглядели друг на друга»
«. Я хотела сказать, что сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком..» (Сирень цветет весной- пора любви. ;4-лепестковая сирень-символ Вселенной
( греческая мифология), 5-лепестковая приносит удачу)
3. Вопросы для обсужд ения
1.. Что помогло героям сохранить счастье?
Что значит быть счастливым
Просмотр содержимого документа
«Что значит быть счастливым»
Урок развития речи
Тема: «Что значит быть счастливым?» 8 класс
(урок-диспут по произведениям А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна)
Задачи: Учить формулировать свою мысль, доказывать собственную точку зрения; учить характеризовать героев произведений, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского и собственного отношения к ним; вырабатывать навыки анализа художественного произведения; учить сопоставлять различное понимание вопросов, устанавливать истину или общее мнение выступающих; развивать коммуникативные навыки и умения учащихся, культуру речи, воспитывать любовь к чтению, вдумчивого читателя, собеседника, развивать нравственные качества личности, учить слушать друг друга, вести диалог.
Оформление класса, микроклимат должны быть располагающими к диспуту. Стулья, столы можно поставить парами.
Оборудование: раздаточный материал для каждого учащегося (см. Приложение)
I. Орг. момент. – приветствие детей, сообщение цели, задач, выявление подготовленности учащихся.
Учитель. Познакомьтесь, пожалуйста, с правилами корректного спора.
Я критикую идеи, а не людей.
Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
Я выслушиваю соображения каждого, даже если с ним не согласен.
Я пересказываю фразу, что мне не вполне понятна.
Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.
Я сначала выясню все идеи и факты, относящие к обеим позициям, а потом попытаюсь их совместить так, чтобы это совмещение дало новое понимание проблемы.
Я изменяю свою точку зрения, когда факты дают для этого ясное основание.
Учитель. Ребята, эти правила нужно воспринимать не как требование извне, а как внутренние установки: это облегчает их восприятие и принятие.
Нет более популярной темы на телевидении, в кино, литературе, чем любовь. Ежегодно миллионы пар с сияющими глазами приходят в загс и церковь и в торжественной обстановке клянутся любить друг друга до конца жизни. Для некоторых брак действительно становится бесценным приобретением. Для других он просто терпим. Через короткий промежуток времени они начинают понимать, что совершенно не выносят совместную жизнь.
– В чём же дело? При каком условии любовь может быть длиною в жизнь? (Учитель должен вести диалог, заостряя противоречия или задавая вопросы репродуктивного типа: «Что будет, если. » и т.п. Учащиеся высказывают свою точку зрения.)
Учитель. Разница в том, что одни семейные пары строят свой союз на любви, а другие – на увлечении. Такие браки длятся недолго. Нами прочитаны замечательные рассказы, которые и дают предмет для спора. (Работа в группах. Предлагаю по желанию сформировать круг общения.)
Вопросы для обсуждения
Сколько раз в жизни может любить человек?
Какие ассоциации вызывает у вас слово «семья»?
Следует ли прислушиваться к мнению других, например родителей, когда любишь?
Что делает людей родными?
Правда ли, что любят одних, а женятся на других?
Сколько правды в народной мудрости «Стерпится – слюбится»?
Что делать, если испытываешь сильное чувство к человеку, который уже состоит в браке?
Можно ли сохранить любовь и уважение к человеку, с которым расстался?
Свободная любовь – признак прогресса или упадка общества?
Когда человек по-настоящему счастлив?
В течение десяти минут работа в группах, затем каждый в споре утверждает свою точку зрения.
Учитель. Часто говорят, что любовь нужно подтверждать поступками. Давайте проверим это утверждение, обратившись к рассказу И.Бунина «Кавказ».
В чём счастье и несчастье героев рассказа?
Что он оставляет в душе читателя?
Виноват ли кто-нибудь из героев в разыгравшейся трагедии?
Можно ли простить измену?
Может ли человек по своей воле уходить из жизни?
Далее привожу слова одного из героев Максима Горького: «Лежала на мне гора обид. Дышать не мог. А как простил, – нет горы, от обид ничего не осталось».
– Умеем ли мы прощать? Аргументируйте свои суждения.
(Совмещая идеи, можно попытаться дать новое понимание проблемы прощения)
Учитель. В Библии есть слова, принадлежащие мудрецу Соломону: «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их. Ибо, если упадёт один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадёт, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им, а одному как согреться? (Еккл. 4, 9-11). Об этих словах хочется вспомнить, читая рассказ А.Куприна «Куст сирени».
Какое настроение возникает после прочтения рассказа «Куст сирени»?
Что вас тронуло в этом произведении?
Счастлива ли Вера Алмазова?
Назовите произведения о любви, самоотверженности, которые читали раньше.
Что их объединяет, а что рознит?
Учитель. Семья – простейшая форма единения людей. В семье человек усваивает народные традиции и мораль. Семьёй ограничивается сфера деятельности женщины. Согласны ли вы с этим утверждением?
(Учащиеся приводят альтернативные идеи.) Давайте вспомним рассказ А.Чехова «О любви».
В чём суть рассказа?
Ваши предположения о развитии событий. По каким приметам вы сделали такие выводы?
Как вы понимаете слова Алёхина: «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.»
Учитель. Вы ещё очень юны, но тоже являетесь членами какой-то семьи. У вас есть свои наблюдения и мысли насчёт того, как должна быть выстроена семья. Попробуйте записать свои советы. А теперь посмотрите на следующий запись. Согласны ли вы с такими утверждениями?
Никогда не пилите друг друга, умейте прощать;
не пытайтесь перевоспитать друг друга;
не критикуйте друг друга, особенно в присутствии посторонних;
научитесь ценить друг друга;
оказывайте друг другу знаки внимания;
будьте вежливы, общительны;
помните только хорошее;
берегите здоровье своё и родственников.
А сейчас обратимся к письмам великих людей, адресованным любимым женщинам. Поищем мудрости и в афоризмах о любви.
Любовь в письмах выдающихся людей XIX века
«Моя единственная Жозефина – вдали от тебя весь мир кажется мне пустыней, в которой я один. Ты овладела больше чем всей моей душой. Ты единственный мой помысел; когда мне опостылевают докучные существа, называемые людьми, когда я готов проклясть жизнь – тогда опускаю я руку на сердце: там покоится твоё изображение, смотрю на него, любовь для меня абсолютное счастье».
Наполеон Бонапарт – Жозефине, 3 апреля 1796 года
«Бесценный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно чувствую, что значит любить. Прежде расставался со многими, к которым тоже крепко был привязан, но день, два, неделя – и тоска исчезала, теперь чем далее от тебя, тем хуже. Потерпи ещё несколько, ангел мой, и будем молиться Богу, чтобы нам после того никогда более не разлучаться».
А.С. Грибоедов – жене Нине. 24 декабря 1828 года
«Чем более я думаю, тем сильнее убеждаюсь, что мое существование не может быть отделено от вашего: я создан для того, чтобы любить вас и следовать за вами; все другие мои заботы – одно заблуждение и безумие».
А.С. Пушкин – Н.Н. Гончаровой, март 1830 года
Любовь и брак в высказываниях и афоризмах
Любить – значит делать добро.
Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто её видел. Постоянство в любви – это вечное непостоянство, побуждающее нас увлекаться по очереди всеми качествами любимого человека, отдавая предпочтение то одному из них, то другому.
Благодеяние любви не только в том, что она внушает нам веру в другого человека, но и в том, что мы обретаем веру в себя.
Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности.
Хороший брак покоится на таланте к дружбе.
То, что мы видим так мало удачных браков, как раз и свидетельствует о ценностной важности брака.
Тот, кто имеет, зачем жить, вынесет любое как.
Иногда надо замолчать, чтобы тебя услышали.
– Какая мысль понравилась вам больше всего? Запишите её в тетрадь, сопроводив своими комментариями.
III. Подведение итогов урока.
Изменилось ли представление о счастье и любви после разговора в классе?
Что нового вы поняли, осознали?
Диспут – публичная речь под руководством ведущего для установления истины – на научную или общественно важную тему.
Внимательно ознакомьтесь с понятием «диспут», с правилами и законами диспута, с памяткой, (см. ниже)
В течение 5 минут проведите обсуждение на заданную тему. Докажите свою точку зрения (не менее 3-х аргументов)
Подготовьте публичное выступление, аргументируя свою точку зрения.
Вопросы для диспута:
Сколько раз в жизни может любить человек?
Что делает людей родными?
Что делать, если испытываешь сильные чувства к человеку, который уже состоит в браке?
Следует ли прислушиваться к мнению других, например, родителей, когда любишь?
Диспут – свободный обмен мнениями.
На диспуте все активны. В споре все равны.
Каждый выступает и критикует любое положение, с которым не согласен.
Главное в диспуте – факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются.
Здесь нет наблюдателей! Каждый – активный участник разговора.
Неуместные шутки запрещаются.
Помоги изжить комплексы своим товарищам.
Говори, что думаешь; думай, что говоришь.
Имей мужество выслушать правду, не обижаясь.
Памятка участнику диспута:
Прежде чем спорить, подумай.
Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов своих товарищей.
Начиная спорить, ясно и определенно выскажи положения, которые будешь защищать и доказывать.
Помни, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные и бесспорные факты.
Доказывая и опровергая, говори ясно, просто, отчетливо, точно.
Старайся говорить своими словами.
Если доказали ошибочность твоего мнения, имей мужество признать правоту своего оппонента.
Заканчивая выступление, подведи итоги, сформулируй выводы.