Диссеминация педагогического опыта что это
Диссеминация педагогического опыта что это
Современные требования к педагогу дошкольного образования
в соответствии ФГОС ДО очень высоки.
Необходимо печататься в СМИ, обобщать опыт работы, выступать на семинарах, конференциях, причем не только на уровне своего ДОУ, а на муниципальном, областном, всероссийском.
Итак, для начала давайте рассмотрим понятие «диссеминация».
Семинар-практикум, игра
Руководит «школой» педагог, чей опыт изучается. Он проводит занятия с педагогами, которые хотят познакомиться с его опытом работы.
Педагогическая студия
Во главе студии педагог-наставник, чей опыт изучается. Педагоги знакомятся с достижениями педагога-новатора. Количество педагогов может быть небольшим. Участники студии вместе с наставником обмениваются мнениями по поводу педагогических поисков и строят гипотезы.
Мастер-классы
Используются при нестандартных педагогических системах и педагогических технологиях, присущих мастеру. Они служат открытию концептуальных сторон работы инновационного опыта.
Аукцион «педагогических идей»
Весь коллектив готовится к нему. Педагоги получают задания и показывают накопленный опыт.Педагоги показывают фрагменты НОД, накопленный дидактический материал. НОД записывается на видео.
Творческие группы
Создаются с целью поднять качество образования через изучение и распространение инновационных идей обучения и образования дошкольников.
Банк педагогического опыта
Выпуск и издание литературы, рассказывающий о новом, создание блогов и сайтов в сети Интернет.
Участие авторов опыта, в курсах повышения квалификации в качестве лекторов-практиков.
(Источник)
Диссеминация опыта работы через современные интернет технологии
Наталья Ассонова
Диссеминация опыта работы через современные интернет технологии
С развитием современных компьютерных технологий важнейшими педагогическими средствами диссеминации опыта работы являются образовательные ресурсы Интернет. Открытый и свободный доступ к информации дает возможность каждому пользователю максимально развить свои личностные качества и поделиться опытом. Интерактивное взаимодействие «человек – компьютер» становится основой современного образовательного процесса. В основе любого виртуального сообщества педагогов лежит идея взаимопомощи между пользователями сайта. Каждый педагог может разместить на таких сайтах любой, полезный, на его взгляд,материал: от комментария до собственного учебного пособия.
В сетевых педагогических сообществах (сайт Дошкольного образовательного учреждения, портфолио педагога, образовательные сайты и т. д.) можно поддерживать активность, используя следующие формы диссеминации опыта:
Обучающий семинар, Виртуальная конференция, Конкурс, Проект, Акция, Виртуальная экскурсия, «Мастерская» или Мастер-класс, Опрос, Обсуждение в чате, Фестиваль проектов, Телеконференция, Проектировочный семинар, Медиатека, Вебинар и т. д.
Работа по диссеминации педагогического опыта через сетевые сообщества с использованием ИКТ, уже ведется в нашем ДОУ.
Самый простой способ распространения опыта посредством сети Интернет. Существует множество сайтов, благодаря которым педагоги могут делится опытом. Рассмотрим некоторые из них.
Сайт дошкольного образовательного учреждения – это обобщение, систематизация и распространение личного педагогического опыта широкой аудитории пользователей Интернет. Где можно отразить разные виды деятельности своей работы: нормативные документы, конспекты НОД, доклады на конференциях, работа с родителями, работа с детьми и т. д.
Портфолио педагога – это обобщение всего опыта работы педагога. Это совокупность («портфель») учебной информации и индивидуальных образовательных достижений, полученных на обучающих курсах, семинарах, в процессе самообразования и т. д. и достижений, полученных в практике деятельности педагога; способ фиксирования накоплений, оценки и самооценки индивидуальных достижений педагога. Портфолио на сайте http://portfolio-edu.ru/ заполняется постепенно в течение нескольких лет последовательно. Оно необходимо для аттестации педагога.
На сайте так же можно получать комментарии к своим работам, которые служат стимулом для совершенствования опыта, размещать своё портфолио, фотографии и т. д.
Таких образовательных сайтов в сети Интернет много, и каждый педагог может выбрать именно тот, который считает для себя более интересным и доступным, т. к. общая структура таких сайтов, как правило, похожа (ваша страничка, файлы, обмен мнениями).Но на каждом сайте есть и другие дополнительные функции: можно не только размещать материалы, но и принимать участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях, наладить профессиональное on-line общение.
Предлагаем вам некоторые сайты диссеминации опыта наиболее востребованные педагогами.
Открытый урок http://festival.1september.ru/
Учительский фестиваль педагогических идей. Приняв участие, автоматически открывается личный кабинет для каждого, где фиксируется информация об опубликованных работах, участии в дистанционных курсах. Через личный кабинет можно подписаться на электронную версию журналов.
Педсовет. су http://pedsovet.su/
Педагогическое интернет – сообщество – педагогический совет.В основе сайта лежит идея взаимопомощи: «педагог, помоги педагогу!»
На сайте вы можно опубликовать свой авторский материал и получить свидетельство о публикации электронного ресурса. Можно принять участие в различных профессиональных конкурсах. Получить квалифицированную помощь в решении ваших проблем. Познакомиться с образовательными новостями и др.
Учительский портал http://www.uchportal.ru/
Хорошая база качественных методических разработок. Публикация авторских материалов на Учительском портале направлена на развитие творческой деятельности и роста профессионального мастерства педагогов, развитие и поддержку новых технологий в организации образовательного процесса, обмен инновационным педагогическим опытом. За учебный год автору бесплатно выдаётся только одно подтверждение о публикации.
Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/
Профессиональные конкурсы для педагогов ДОУ http://www.profi-konkurs.ru/
Сайт призван создать открытое пространство, где каждый сможет найти сообщество по интересам, проконсультироваться со специалистом, обсудить с коллегами или близкими по духу людьми возникшие вопросы, поделиться своими впечатлениями о том или ином методе, рассказать о своем педагогическом опыте, принять участие в конкурсе.
За размещение материала, участие в профессиональных конкурсах администрация сайта высылает дипломы и сертификаты (на ваш электронный адрес). Но не все сайты делают это бесплатно. Можно заказать и платные сертификаты через почту.
Чем больше материала будет на вашей страничке, тем чаще она будет востребована.
Что приобрела я с появлением своей странички? Это предоставляет мне возможность информировать различные заинтересованные категории пользователей об особенностях своей деятельности.
Последнее время для распространением своего опыта стали популярны вебинары.
Вебинары – это мероприятия, проходящие в режиме онлайн. Они похожи на обычные семинары – последовательные доклады, показ демонстраций, вопросы и ответы, однако все это происходит в режиме реального времени через Интернет.
Таким образом, несмотря на то, что все участники физически находятся далеко друг от друга, образуется виртуальная «аудитория», объединяющая всех.
Вебинар (от англ. «webinar», сокр. от «Web-based seminar»)
Основные возможности вебинаров:
• многосторонняя видео- и аудио-конференция;
• загрузка и просмотр презентаций и видео;
• демонстрация экрана компьютера ведущего участникам;
• передача прав на управление от ведущего участникам.
Какие мероприятия можно организовать с помощью вебинаров:
• онлайн-встречи, клубы и совещания;
Сегодня Интернет предоставляет педагогам большой выбор участия в сетевых сообществах. В настоящее время существует достаточно много Интернет-ресурсов, предоставляющих возможность объединения и общения по профессиональному признаку, и каждый педагог может надеяться, что его материалы будут востребованы и по достоинству оценены, коллегами не только нашего края, но и других территорий.
Презентация на тему: «Использование компьютерных технологий для работы в ДОУ». В нашем городе (г. Мурманск) 6-го декабря 2012 года проходила городская научно-практическая конференция «Инклюзивное образование детей с.
Способы диссеминации инновационного опыта учителя
Человек постоянно стремился быть оцененным по заслугам и придумывал самые разнообразные способы представления информации о личностных достижениях: автобиографические записки, дневники, личные альбомы. Сегодняшний день диктует быстрый ритм жизни, поэтому мы должны научиться емко и оригинально представлять информацию о себе, используя самые оперативные средства коммуникации.
В МАОУ лицее № 77 г. Челябинска на базе Ресурсного центра создана лаборатория «Развитие педагогического потенциала», которая поставила следующие
Цели:
Задачи:
Одной из целей совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового опыта, повышения профессионализма педагога этого достичь невозможно. Утверждение К.Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы.
Формы диссеминации (от лат. «disseminatio» – «рассеяние, распространение») педагогического опыта могут самые разнообразные:
Для обобщения и распространения опыта педагогов лицея № 77 мы используем преимущественно следующие формы работы:
№ | Формы диссеминации | Количество |
1 | Взаимопосещения уроков | 114 уроков за I триместр 2012-2013 уч.года |
2 | Выступления на педагогических советах | 5-6 выступлений педагогов на каждом педсовете) |
3 | Проведение мастер-классов и мастерских | в 2012 году 6 педагогических мастерских в рамках городского семинара «Учебно-исследовательская и проектная деятельность в условиях сетевого взаимодействия муниципальных инновационных площадок г. Челябинска» |
4 | Работа Школ профессионального мастерства | Школа олимпиадного движения, Школа открытий, Школа наставничества для молодых коллег, Школа инноваций в течение года |
5 | Участие авторов опыта в курсах повышения квалификации в качестве лекторов-практиков | 1 участник в течение 2011-2012 уч.года |
6 | Выступления на НПК ЧИППКРО | 5 участников в течение 2011-2012 уч. года, 6 участников за 1 триместр 2012-2013 уч.г. |
7 | Проведение научно-методических семинаров на базе лицея | 3 раза в год |
8 | Проведение общественных смотров знаний | 1 раз в год |
9 | Участие в конкурсах профессионального мастерства | С 2003-2004 учебного года |
10 | Публикации в печатных изданиях | муниципальных – 16 работ федеральных – 6 работ международных – 3 работы в течение 2011-2012 уч. г. и за 1 триместр 2012-2013 уч.г. |
11 | Участие во Всероссийских форумах и фестивалях | 3 участника в течение 2011-2012 уч. г. и за 1 триместр 2012-2013 уч.г. |
12 | Размещение материалов в сети Интернет | 37 публикаций в течение 2011-2012 уч. г. и за 1 триместр 2012-2013 уч.г. |
13 | Публикация материалов на сайте лицея № 77 | Еженедельно |
14 | Размещение персональных страничек учителей лицея на сайте РЦ и обновление информации на них | Еженедельно |
15 | Пополнение разделов сайта РЦ (Методическая копилка, Фотоотчёты, Конференции, конкурсы, олимпиады, Форум) | Еженедельно |
16 | Активное участие в Общероссийском проекте «Школа цифрового века» | С 2011-2012 учебного года |
Подведение итогов работы педагогов происходит по окончании каждого триместра и на научно-практической конференции в конце учебного года, где учителя представляют результаты своей педагогической деятельности, указывается проблемное поле и намечается стратегия работы по обобщению и трансляции опыта педагогов лицея на следующий учебный год.
Лаборатория Ресурсного центра «Развитие педагогического потенциала» находится в постоянном развитии, предлагая коллегам новые варианты диссеминации передового опыта. В 2012-2013 учебном году, например, ведётся разработка нового сайта лицея, проводится реструктуризация сайта РЦ. Деятельность сайтов даст значительно большие возможности каждому педагогу лицея №77 представлять общественности результаты своей работы и будет способствовать созданию сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями города, области, страны.
Научная статья «Диссеминация педагогического опыта»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Организация методической работы в ОУ в условиях системных изменений в образовании.
Организация диссеминации опыта работы педагогов в ОУ
Зайченко Елена Геннадьевна, ГБОУ CO Ш №233 с углублённым изучением иностранных языков.
Инновационный опыт педагогической деятельности необходимо сделать доступным потенциальным ресурсом развития образования. Для этого важно мотивировать педагогов к анализу и систематизации форм и методов своей деятельности, соотнесению собственных педагогических находок с потребностями практики.
Инновации в образовании подразумевают создание новых образцов педагогической деятельности, способствующих повышению качества обучения и воспитания школьников. Исходя из определения понятия «инновация», стоит уточнить, что распространению подлежит опыт, который вносит в образовательную среду целенаправленные изменения.
Диссеминация позволяет распространить теоретический и практический опыт деятельности педагогов, адаптируя, редуцируя и развивая элементы инновационной разработки, что приводит к доступности инновационного продукта и обеспечивает развитие системы образования. Как следствие возможно создание и разработка новых проектов на основе уже имеющихся работ.
Таким образом, диссеминация позитивных образцов и результатов образовательной деятельности призвана способствовать:
расширению банка инновационных продуктов и интенсивности их внедрения;
экспансии партнерских связей в образовании;
стимулированию и углублению инновационной деятельности;
достижению высокого качества образования.
Рассмотрим возможные формы диссеминации инновационного управленческого и педагогического опыта
выпуск и издание тематической литературы;
создание лабораторий и банка инновационного педагогического опыта, организация и проведение Мастер-классов, «круглых столов», семинаров-практикумов, педагогических студий, аукциона «педагогических идей»;
общедоступные презентации деятельности лучших педагогов и оформление их портфолио;
оценка и поддержка участников процесса диссеминации, а также осуществление педагогического наставничества;
создание персональных страниц на образовательных Интернет-сайтах, размещение учебно-методических ресурсов в Интернет-проектах, организация личных блогов и сайтов педагогов;
организация Интернет-педсоветов, форумов и т.п.;
создание единой школьной сети распространения инновационного педагогического и управленческого опыта. Под сетью подразумевается особый тип взаимодействия образовательных учреждений, основанный на их равном положении в системе относительно друг друга и на многообразии неиерархических связей между учреждениями. Благодаря наличию подобных связей между учреждениями происходит обмен недостающими ресурсами. Каждая школа, включенная в сеть, получает доступ ко всем ее объединенным ресурсам, что в значительной степени позволяет повысить образовательные возможности. Обмен опытом и конкуренция учреждений, включенных в сеть, способствуют повышению качества образования. Посредством сетевого взаимодействия, функционирование каждого учреждения в отдельности и всей системы в целом становится более надежным, так как сетевые системы обладают множеством взаимозаменяемых равноценных вариантов. Сети способны быстро реагировать как на чрезвычайные ситуации внутри самой сети, так и на изменение внешних условий.
На современном этапе развития образования необходимо постоянно совершенствовать формы диссеминации инновационного опыта с учетом актуальных новейших разработок в сфере возможности организации и распространения информации, ориентированных на массовость.
Основными принципами построения муниципальной модели распространения инновационного опыта должны стать добровольность, доступность и открытость.
В настоящее время практика реализации диссеминации позволяет выделить ряд серьезных проблем:
недостаточный уровень системности и динамичности работы по распространению инновационного опыта педагогов образовательных учреждений;
недостаточный уровень осведомлённости педагогических кадров, вследствие редкого участия в проектах, направленных на представление и распространение опыта;
низкий уровень мотивации потенциальных пользователей распространяемых продуктов;
формальный характер подхода к системной организации процессов диссеминации инновационного опыта в ряде случаев;
недостаточное совершенствование системы научно-методического сопровождения педагогов;
недостаточное использование средств мультимедиа и ИКТ-технологий как для формирования банка инновационного опыта, так и для его продвижения;
недостаточное информирование, экспансивное продвижение распространителями своих продуктов в другие образовательные учреждения на региональном уровне;
отсутствие совместной дистанционной работы над проектами и идеями, основанной на представляемом опыте;
Отсутствие квалифицированной общественной экспертизы предлагаемого опыта (нововведений).
Для осуществления успешной диссеминации инновационных педагогических систем и педагогического опыта необходимо формирование профессионального экспертного сообщества, осуществляющего следующие функции:
— координация, в том числе сетевого, взаимодействия;
— оценка качества результатов диссеминационной деятельности.
Для осуществления всего выше перечисленного необходимо создать эффективную и саморегулирующуюся экосистему для осуществления диссеминации:
создать универсальные и эффективные механизмы диссеминации инновационного управленческого и педагогического опыта;
разработать современные модели диссеминации, позволяющие сделать инновационный опыт достоянием педагогов;
создать систему, предоставляющую возможность любому члену профессионального сообщества выносить на обсуждение свои разработки в унифицированном и доступном для дальнейшего освоения и локализации виде
организовать внедрение новых идей, образовательных технологий, образовательных моделей в массовую практику;
обеспечить освоение руководящими и педагогическими работниками современных образовательных ресурсов;
организовать мониторинг использования инновационных ресурсов и полученных системных положительных эффектов.
Обеспечить прозрачность в принятии управленческих решений в области диссеминации педагогического опыта и возможность профессионального сообщества влиять на принятие этих решений, то есть урегулировать взаимоотношения «административный персонал – профессиональное экспертное сообщество», что позволит исключить формализм в процессе инновационной деятельности в образовании;
Урегулировать правовые взаимоотношения в области охраны авторского права на продукты индивидуального интеллектуального труда, коими и являются инновации. Итак, рассмотрим шаги, обеспечивающие успешность диссеминации инновационного педагогического опыта:
1. Определить субъекты диссеминации, в числе которых основными являются:
авторы инновационного педагогического опыта;
пользователи инновационного педагогического опыта;
профессиональное экспертное сообщество, осуществляющее вышеописанные функции;
административный персонал диссеминации (управленческие кадры и методисты всех уровней), способствующий упрощению процесса диссеминации и тесно взаимодействующий с экспертным сообществом.
2. Определить объекты диссеминации, то есть те продукты, которые будут подлежать распространению, то есть такие образовательные ресурсы, которые могут быть предложены потенциальным пользователям.
3. Определить формы и этапы распространения педагогического опыта на различных уровнях: региональном; муниципальном; образовательного учреждения.
4. Определить формы осуществления защиты авторских прав при распространении педагогического опыта
Обобщая практику распространения педагогического опыта, можно наметить следующие основные этапы, из которых складывается процесс диссеминации:
представление участниками профессионального сообщества собственных педагогических разработок
ознакомление членов профессионального сообщества с педагогическим опытом, разъяснение авторами преимуществ рекомендуемых методов и приемов по сравнению с традиционными, представление кейсов внедрения методики;
активная оценка и обсуждение членами профессионального экспертного сообщества представленного опыта;
практическое обучение учителей использованию рекомендуемых методов и приемов (опорные школы, курсы, семинары, практикумы, мастер-классы и т.д.);
свободный обмен инновациями, педагогическими находками в режиме сетевого общения членов профессионального сообщества.
Статья: «Диссеминация педагогического опыта»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Доклад на тему: « Диссеминация педагогического опыта»
Учителя ОБЖ МБОУ «Фрунзенская средняя школа» Сакского района Республики Крым Костякова Олега Степановича
Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории.
Инновация в образовании предполагает создание новых образцов педагогической деятельности, поднимающих деятельность учителя на принципиально новый качественный уровень и способствующих повышению результата обучения и воспитания школьников. Исходя из определения понятия «инновация» предполагается, что распространению подлежит именно такой опыт, который вносит в образовательную среду целенаправленные изменения.
К основным функциям диссеминационной сети относятся :
— координация, в том числе сетевого взаимодействия;
— описание практики, «окультуривание» опыта;
— накопитель (информационный ресурс);
— оценка качества результатов диссеминационной деятельности.
ознакомление желающих учителей с педагогическим опытом, разъяснение преимуществ рекомендуемых методов и приемов по сравнению с традиционными;
«показ в действии» методов и приемов работы, подлежащих использованию;
практическое обучение учителей использованию рекомендуемых методов и приемов (опорные школы, курсы, семинары, практикумы);
свободный обмен инновациями, педагогическими находками в режиме сетевого общения творческих учителей.
Основные формы диссеминации (распространения)
Теоретическое обоснование опыта работы учителя с элементами практических занятий с учителями, которые хотят познакомиться с опытом работы.
Во главе студии педагог-наставник, чей опыт изучается. Учителя знакомятся с достижениями педагога-новатора. Количество учителей может быть небольшим. Участники студии вместе с наставником обмениваются мнениями по поводу педагогических поисков и строят гипотезы.
Используются при нестандартных педагогических системах и педагогических технологиях, присущих мастеру. Они служат открытию концептуальных сторон работы инновационного опыта. Учителя участвуют в педагогическом процессе вместе с мастером, усваивают педагогический опыт и претворяют его в жизнь.
Весь коллектив готовится к нему. Учителя получают задания и показывают накопленный опыт. Учителя показывают фрагменты уроков, накопленный дидактический материал. Урок записывается на видео. Жюри отмечает самые лучшие перспективные