Дистанционное обучение что это значит
Чем отличается заочное обучение от дистанционного?
Дистанционное обучение быстро набирает популярность, что объясняется несколькими причинами. В их числе не только активное развитие современных технологий коммуникации, но и введение ограничительных мер из-за коронавируса.
Важно понимать, что «дистанционка» – это не самостоятельная форма обучения, а, скорее, дополнение к уже существующим. Именно поэтому название образовательной программы, в Институте международных экономических связей, звучит как «Очное обучение с элементами дистанционных технологий». Попробуем разобраться, в чем заключаются особенности и преимущества нового способа учебной подготовки.
Традиционные формы обучения
Различают три классических формата образования – очный, заочный и комбинированный (очно-заочный). Каждый обладает четко выраженными особенностями. Для первого способа подготовки характерно ежедневное посещение занятий в течение всего учебного года, сдача зачетов и экзаменов в рамках сессии.
Заочное заключается в самоподготовке студента, которая проводится в течение большей части года, и последующей проверке знаний на сессии. Последняя предусматривает личное присутствие на занятиях в вузе на протяжении 2–3 недель.
Третья традиционная форма обучения совмещает особенности первых двух в разных пропорциях, которые определяются внутренними правилами образовательного учреждения.
Главные отличия дистанционного формата от заочного
Дистанционное обучение больше всего напоминает заочное. А потому необходимо отдельно рассмотреть отличия между ними. Первое и главное – новый формат не требует периодического присутствия студента в вузе. Напротив, даже тестирование или экзамены по любому предмету проходят в режиме онлайн посредством современных способов коммуникации.
Второе ключевое отличие – использование так называемых образовательных порталов – онлайн-платформ, на которых собраны как методические учебные материалы, так и базы данных на каждого студента. Доступ к ним предоставляется в рамках личного кабинета.
Третья немаловажная особенность «дистанционки» – гибкий график занятий. Это в равной степени касается как непосредственного обучения, так и проверки знаний студента.
Преимущества дистанционного обучения
Как уже было отмечено выше, дистанционный формат приобретает популярность. Оно входит в образовательные программы всех серьезных российских вузов. ИМЭС не являются исключением из этого правила, активно применяя «дистанционку» и в очном, и заочном обучении.
Немалую роль в широком распространении нового формата подготовки студентов играет не только пандемия коронавируса, но и другие очевидные достоинства:
Настолько впечатляющий перечень достоинств выступает лучшим объяснением быстрого распространения дистанционного формата подготовки. Не вызывает никаких сомнений, что в ближайшее время он станет самостоятельной – четвертой – формой обучения в российских вузах.
Суть, терминология и особенности дистанционного обучения
- Опубликовано: 19 ноября, 2020 Комментарии: 3 Просмотры: 24584 Марина Преснякова Время прочтения:
Разбираемся, какие бывают термины и определения дистанционного обучения, что в точности они обозначают. Какое обучение можно пройти удаленно, какими способами.
Основные термины дистанционного обучения
Разные термины дистанционного, онлайн, интернет и удаленного обучения чаще всего используются, когда говорится об одном и том же, как синонимы. Мы тоже на этом сайте так делаем, обозначаем образование в дистанционном формате одной из этих словоформ, чтобы не писать везде длинные уточненные термины. В контексте, когда понятно, о чем речь, это не ошибка. Но формально есть различия в понятиях.
– получение знаний и навыков и взаимодействие через интернет. Форма создана, чтобы обеспечить онлайновую коммуникацию между преподавателем и студентом и студентами между собой. Подход можно использовать как дополнение к аудиторному, когда преподаватель и студенты взаимодействуют через сеть, находясь в одном месте. Например, таким способом удобно проводить контрольные: учащиеся решают задания онлайн на планшетах или компьютерах в одной аудитории в присутствии преподавателя.
При онлайн обучении интернет-технологии могут использоваться в аудитории как обучающая методика
в том, что это форма получения знаний, в том числе образования, на расстоянии, с сохранением компонентов учебного процесса и использованием интерактивных и интернет-технологий.
Это более широкое понятие, чем онлайн, его главная черта – расстояние между учащимся и обучающим.
Для дистанта можно использовать разные форматы, технологии и инструменты, в том числе и онлайн-обучение, которое является основным способом и источником организации процесса. ДО стало эффективным как раз благодаря интернету и его возможностям взаимодействия и работы с информацией.
Но само по себе дистанционное может быть и без онлайна, как раньше, когда можно было получать образование почтовым сообщением.
Есть четыре главных различия между понятиями онлайн и дистанта:
Выходит, понятия два, но они очень связаны и легко уживаются в учебном процессе. Обычно по содержанию очевидно, о чем конкретно идет речь, но в оригинале так – онлайн обучение – часть, дистанционное – целое, они могут быть вместе и могут по отдельности.
Термины и определения дистанционного обучения
Мы в Vuz24 работаем с вузами и колледжами. Но дистанционно можно проходить и дополнительное обучение на уровнях курсов, интенсивов, обучающих конференцияй, тренингов, мастер-классов.
По процессу: формы, методы, средства
Именно технологии делают удаленное обучение сильным и конкурентным очному. А сама учеба строится на той же последовательности, что очная: теория, практика, контроль. Для каждой стадии есть свои инструменты организации обучения.
Доставка теории
На удаленном обучении теорию можно изучать с любого устройства, выбирать удобный формат, чередовать, совмещать. Через личный кабинет студент, курсант, учащийся получает доступ к программе с дисциплинами на семестр, каждая дисциплина содержит электронный курс и все материалы, которые к нему относятся. Дополнительную литературу можно скачать из библиотеки.
– это учебный комплекс, который содержит скелет академической информации по дисциплине в разных формах. Это и учебник, и методичка, и наглядное пособие. Все, что нужно сделать – открыть тему и следовать инструкциям.
В идеале над курсом работает команда из преподавателя, методиста, контент-менеджеров, дикторов, монтажеров, операторов. Пособия емкие, иллюстрированные примерами, в том числе 3D моделями, анимациями. Материалы составлены так, чтобы их можно было легко воспринимать и осваивать от простого к сложному, порциями.
В еще большем идеале, над курсом дополнительно работают программисты и дизайнеры, чтобы добавить геймофицированных элементов, сделать красивую картинку. Этим можно решить проблемы с мотивацией и вовлеченностью.
Правильно организованные электронные курсы дают больше разнообразного контента, чем аудиторная практика, вовлекают и погружают глубже
Электронный курс сопровождается такими материалами, как:
– это записанные и смонтированные лекции, где преподаватель рассказывает материал и объясняет то, что нельзя прочитать в учебнике. Как на обычных лекциях, только целенаправленней и емче. Материал дублируется в субтитрах или текстовой ленте. На виртуальной доске преподаватель показывает примеры или приводит решения. Могут быть в виде аудиолекций – начитка, без картинки.
– студенты связываются с преподавателем через ПК, камеру, микрофон, слушают лекцию. Это может быть присутствие на очной паре.
– запись вебинара по теме или разделу. Автовебинар не предполагает взаимодействия, можно смотреть в удобное время.
– записанные действия с экрана компьютера с комментариями. Очень удобно для инструкций работы в программах, наглядного решения задач или уравнений.
– конспекты лекций и слайдов с текстами, изображениями, инфографикой, видео. Могут быть интерактивными.
– учебные книги, пособия, монографии в текстовых форматах.
Отработка навыков
Следующий после теории этап – закрепить теоретические навыки и научиться или научить их использовать в деле. Это делается с помощью академических заданий. Для замещения лабораторных, семинарских, практических занятий, ДО использует технологии:
– самое популярное решение для синхронного обучения на расстоянии. Занятие проходит в вебинарной комнате, где преподаватель ведет занятие, но вся группа включена в процесс: выполняет задания, отвечает на вопросы, дискутирует. Формат хорошо работает для семинаров, практических, тренингов, опросов, бесед.
Вебинары заменяют аудиторное взаимодействие
– интерактивные программные средства, которые позволяют проводить испытания, опыты, эксперименты, отрабатывать навыки удаленно и без физического сложного оборудования. Конечно, операцию на сердце таким способом не сделаешь, но построить и испытать мост или просчитать риски можно, и очень эффективно.
– занятия по многоканальной связи, проводятся для творческих проектов, решения кейсов, бизнес-игр.
– занятие-обсуждение, консультация или семинар. Во время коронавируса так проходит большинство университетских занятий: сначала преподаватель проверяет присутствие по видео, приветствует группу, затем отключает видео, занятие продолжается по голосовой связи.
– практические, которые проводят через текстовый канал общения. Преподаватель дает инфоповод, задание или проект, студенты обсуждают, задают вопросы, предлагают решения.
– как чаты, но не ограничены по времени и с большими возможностями: можно прикреплять любые файлы, создавать отдельные потоки для соревновательных заданий или разных проектных групп.
– групповые собрания по Скайпу, ФэйсТайм, Дуо, Зуму по расписанию или договоренности: перед сессиями, плановые при разработке научно-исследовательских проектов.
Контроль
Проводится для закрепления знаний и навыков или для проверки знаний. В ДО, особенно вузовском, есть три формы:
Внутренний контроль усвоения материала по темам – домашние задания, контрольные, самостоятельные, эссе, рефераты, задачи, которые сдают или в виде письменных заданий, или в виде тестов.
Итоговый – сессии: экзамены и зачеты. Чтобы получить допуск, нужно доказать свою успеваемость в семестре. Для этого в некоторых платформах есть индикатор активности, который позволяет преподавателю видеть, что студент смотрел, учил, сколько времени на это потратил. Тесты проходят по расписанию, ограничены по времени и имеют ограниченное количество попыток на прохождение.
Курсовые и диплом. Это даже на очном самостоятельный вид работы. На удаленном здесь ничего не меняется – пишут под руководством научного руководителя, оформляются. Курсовые просто отправляют на проверку. Дипломы защищают по веб-конференции или очно.
При работе над исследовательским проектом студент связывается с научным руководителем через веб-консультации
Основная и чаще всего используемая форма контроля в удаленном обучении – тесты. Чтобы таким способом проверять знания глубоко и точно, для тестов разрабатывается разветвленное «умное» обеспечение, которое не обмануть и не «заболтать». Шире используются обычные формы тестов: открытые, закрытые, с одним и несколькими вариантами ответа, на установление соответствия, последовательности, с дополнением.
Типы и разновидности дистанционного обучения
Удаленное обучение – средство, которое используют, чтобы обучать и учиться чему угодно. Можно купить удаленный курс по приготовлению торта, можно получить высшее образование. Несравнимые вещи, но их объединяет применение дистанционных форм обучения: гибкость, дальнодействие, экономичность – удобное время, любое место и расстояние, плата только за учебу, без дополнительных расходов.
Дистанционно можно получить:
Невероятная популярность у массовых открытых онлайн-курсов, MOOC. Это обучающие курсы, доступные через интернет, с неограниченным интерактивным участием. Кроме обычных теоретических и практических заданий, видео, можно общаться с преподавателем и взаимодействовать с другими участниками через форумы. Самые известные площадки – Coursera, Udacity и Udemy. После успешного окончания выпускники могут получить диплом об образовании или сертификат об освоенном навыке, в зависимости от сложности и условий курса.
Кроме уровня образования, ДО можно разделить на категории:
Мы в Vuz24 говорим, что дистанционное образование всегда платное – в контексте наших вузов и профилей так и есть. Но, конечно, бывают и бесплатные курсы, и очень редко бюджетные места в вузах на удаленные программы. Есть гранты, которые покрывают обучение. Бывает, что за обучение платит работодатель.
Так, ДО можно разделить на:
По количеству участников
Все эти параметры зависят от того, где и чему нужно научиться. Выбирайте удобный вариант, в зависимости от целей и возможностей. Если рассмотреть учебу в рамках проекта, то, что нужно продумать при выборе, это: стоимость, время, ресурсы на организацию учебы.
Мы в Vuz24 работаем с дистанционным образованием в лицензированных и аккредитованных вузах России и Белоруссии, которые имеют свои платформы и практикуют удаленную учебу десятки лет. Своим абитуриентам бесплатно помогаем поступать и учиться.
Чтобы узнать больше, подобрать специальность и начать поступление, заполните заявку на консультацию – ответим за 10 минут, или позвоните +7 (958) 111-72-03
Все статьи и материалы, опубликованные на сайте https://vuz24.ru, являются объектом авторского права и защищены Частью 4 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Полное или частичное копирование материалов сайта без согласия автора запрещено. Использование материалов сайта https://vuz24.ru без согласия автора или без ссылки на первоисточник влечет административную ответственность в виде компенсации в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей (Ст. 1250, 1252, 1253, 1301 ГК РФ).
При полном или частичном копировании текстовых материалов с письменного согласия автора, необходимо указать ссылку(для электронных изданий — активную гиперссылку) на сайт https://vuz24.ru и имя автора.
Почта для обратной связи: info-vuz24.ru@yandex.by
ТОП технических вузов с дистанционной формой обучения
Что такое дистанционное обучение: от почтовой рассылки до виртуальной реальности
«Дорогой Фрэнк, если хочешь научиться писать бегло, сперва нужно запомнить, что все люди используют в разговорной речи не более 700 слов», — с этих строк начинается одна из первых письменных лекций английского учёного Айзека Питмана. В 1840 году он решил обучать стенографии по почте, что позволило одновременно делиться знаниями с десятками студентов по всему Объединённому Королевству. Позже Питмана назовут создателем нового подхода в обучении, а его серию писем — первым в мире дистанционным курсом.
В этой статье мы разберем, что такое дистанционное обучение, как оно менялось со временем и почему до сих пор считается будущим образования.
Дистанционное обучение (ДО) — работа учителя с учеником на расстоянии.
Подход начали практиковать в Европе 19 века, но тогда его называли по-другому — «корреспондентским обучением». Студенты по почте получали учебные материалы, делали домашнее задание и отправляли на проверку профессору. Точно также они сдавали экзамены.
Одна из самых ранних попыток запустить «корреспондентское обучение» зафиксировали в 1728 году — в «Бостонской газете» опубликовали объявление преподавателя стенографии Калеба Филипса, который предлагал учить молодых людей стенографии по письмам, которые он рассылал бы почтой.
Удалось ли Филипсу набрать учеников, доподлинно неизвестно. Считается, что первым удалённый формат стал использовать другой учёный-стенограф — британец Айзек Питман.
Айзек Питман — автор первого в мире дистанционного образовательного курса
Будучи человеком демократичным, Питман считал, что у каждого должна быть возможность получить хорошее образование — национальность, религия и финансы не играют роли. Потому он начал учить стенографии по почте студентов со всей Англии.
Айзек Питман отправлял лекции по стенографии почтой
В 1874 году программу обучения по почте предложил университет штата Иллинойс. 18 лет спустя такое же отделение появилось в университете Чикаго. Постепенно идея удалённого обучения охватила весь мир.
Дистанционное и электронное обучение — в чем разница
Со временем в таком обучении возникли новые форматы — появились радио, телефон, на телевидении начали показывать первые образовательные передачи. Конец 80-ых стал началом эры персональных компьютеров.
Сегодня дистанционное обучение часто путают с электронным. Если вы читаете книгу с телефона или листаете презентацию на компьютере, то учитесь в электронном формате.
Дистанционным обучение станет, если подключиться к интернету и через планшет зайти в «Википедию». Граница между двумя подходами почти стерлась.
Виды дистанционного обучения
Специалисты всемирной ассоциации образовательных технологий делят дистанционное обучение на два вида: синхронное и асинхронное.
Синхронное. К примеру, вы вместе с другими смотрите вебинар. В любой момент можно задать вопрос преподавателю в чате и тут же получить ответ. Это главное преимущество синхронного обучения.
Асинхронное. Вы занимаетесь отдельно в свободное время, например, проходите электронный курс или смотрите видеоурок на YouTube. Подстраиваться под расписание преподавателя не нужно, но и задать вопрос некому.
Методы дистанционного обучения
Изучив опыт 40 000 тысяч клиентов, аналитики iSpring выяснили, что качество программы дистанционного обучения и вовлеченность учеников, зависит от формата контента, который методологи используют в работе. Рассмотрим самые популярные форматы дистанционного обучения, которые стоит добавить в программу.
Рассылка полезных статей
Метод Айзека Питмана актуален до сих пор. Рассылки используют 60% опрошенных корпоративных клиентов iSpring. На основе рассылок онлайн-школы строят целые курсы.
Курс по продажам с помощью скриптов от «Мегаплана» состоит из 17 писем
Формат рассылки подходит не для каждой задачи. К примеру, научить правилам деловой переписки или основам SEO-продвижения — можно, а ездить на мотоцикле или плавать вряд ли.
Рассылая по почте лекции вы лишаетесь контроля. Нельзя отследить сколько человек прочитали письмо до конца и что усвоили из прочитанного.
Вебинары
Это семинар в онлайн-формате: вы читаете лекцию сотрудникам сразу из десятка регионов, только при этом сидите за компьютером в центральном офисе, кафе или дома.
Вебинар похож на беседу по Skype: вы также можете говорить в микрофон, писать в чат, показывать презентацию или рабочий стол компьютера.
Преимущество формата в том, что можно транслировать знания тысячам сотрудников одновременно. При этом слушатели могут сразу задать вопрос и получить ответ.
Видеоуроки
Видеоуроки делают обучение максимально наглядным. Формат подходит почти для любой задачи. Главное — определиться с подачей материала. Это может быть скринкаст — запись с экрана компьютера и закадровым голосом, комментирующим происходящее.
Больше всего скринкаст подходит для того, чтобы научить сотрудника работать в ПО
Для другого курса больше подойдет видео с «говорящей головой» — это когда кроме презентации вы также видите лицо спикера. Такой формат, например, используют в компании «Додо Пицца» для обучения управляющих ресторанами.
Что ещё почитать по теме:
Диалоговые тренажеры
Помогают запомнить скрипт и отработать разговорные навыки по разным темам: переговоры с поставщиком, розничная продажа, презентация продукта, обратная связь сотруднику, беседа на иностранном языке.
Обычно диалоговый тренажер — это небольшой бизнес-кейс в формате текстового квеста. Пользователь получает информацию о ситуации и должен правильно провести беседу с виртуальным персонажем, например, проконсультировать клиента банка.
Преимущество формата в том, что пользователь может отработать навыки общения без риска сорвать сделку и потерять клиента.
Тренажеры по работе с ПО
Помогают сотрудникам быстрее освоить компьютерную программу: CRM, 1С:Бухгалтерия, Excel.
Поскольку тренажер детально копирует интерфейс программы, пользователь может отрабатывать здесь основные команды. При этом он не удалит важную информацию и ничего не сломает. Так, например, «Лаборатория Касперского» с этой целью выпустила тренажер по работе с антивирусом.
Электронные курсы
Симбиоз вышеназванных учебных форматов. В курсе вы можете объединить статью или презентацию, добавить дикторскую озвучку или музыку, видео или тест для самопроверки.
К примеру, компания «Балтика» использует этот формат для адаптации новичков. В частности, через электронные курсы новые сотрудники узнают о всех каналах продаж рынка FMCG.
На Новолипецком металлургическом комбинате сотрудников через электронные курсы, в частности, учат правильно использовать такое сложное оборудование, как пылегазоочистные установки.
А в «Альфа-капитал» для своих менеджеров создали более 120 курсов. И среди них не только уроки по фондовому рынку и личной эффективности. Например, сотрудники изучают историю искусств и личной эффективности.
Технологии дистанционного обучения
Для запуска дистанционного обучения, как правило, используют всего 2 инструмента: конструктор электронных курсов и систему управления обучением (LMS).
Конструктор электронных курсов
С его помощью создают учебный контент: электронные курсы, видеоуроки, тесты и диалоговые тренажёры.
Сейчас на российском рынке существует 15 инструментов для разработки учебных материалов, выбрать оптимальный под свои задачи вам поможет этот гайд:
В руководстве подробно расскзано о 14 основных критериях, на которые стоит обратить внимание при выборе конструктора курсов.
Система управления обучением
Это сервис, через который вы можете назначить сотрудникам учебный материал, а после провести тестирование, чтобы проверить насколько хорошо усвоена тема.
В чеклисте собраны 35 основных вопросов, которые следует задать вендору LMS перед покупкой.
Принципы дистанционного обучения
Чтобы такое обучение дало максимальный результат, автор книги «E-Learning: Как сделать электронное обучение понятным» Майкл Аллен советует соблюдать 4 основных принципа.
Представление
8 секунд — столько времени люди изучают курс и закрывают, если не находят ничего полезного. Чтобы вовлечь в обучение, на втором слайде курса очертите выгоды: о чем курс, чему учит и как это поможет человеку в работе.
Мультимедиа
Инфографика, видеозаписи, озвучка помогают воспринимать информацию быстрее. Люди запоминают:
Потому помимо текста добавьте в состав удалённого обучения мультимедийный контент: видеоролики, музыку, тесты, диалоговые тренажеры. Рабочая формула: 60% мультимедиа и только 40% — текст.
Передышка
Согласно опыту Майкла Аллена, взрослый человек способен заниматься монотонной работой только 20 минут. После внимание отключается. Потому давайте обучающимся расслабиться и отвлечься, например, вставьте в электронный курс слайд с предложением сделать пятиминутный перерыв или веселое видео по теме, во время просмотра которого можно отдохнуть.
Чередование
Однообразное быстро надоедает. Но если проходит смена объектов или действий, можно долго удерживать внимание ученика. Вот почему при разработке программы обучения или электронного курса рекомендуется следовать правилу 5+1: пять слайдов теории и один практики.
Что еще почитать по теме:
Преимущества онлайн-обучения для бизнеса
Объем мирового рынка цифрового обучения сейчас составляет 165 миллиардов долларов, а к 2025 году он увеличится почти вдвое — до 331 миллиард. Это прогноз аналитического агентства Research and Markets.
Корпоративный сегмент дистанционного обучения в России достиг 3 миллиардов рублей и продолжает расти, говорится в исследовании «Высшей школы экономики». Онлайн-формат дает компаниям ряд бонусов:
Сокращение затрат на обучение
Аренда номера в отеле и помещение для семинара, билеты на самолет и командировочные для бизнес-тренера — при запуске дистанционного обучения это лишние расходы. Достаточно один раз разработать электронный курс и назначить сотрудникам. Они смогут пройти его в любое время: по дороге на работу, на обеде или дома. В некоторых случаях такой формат помогает сэкономить до 70% затрат на обучение. Например, так получилось в компании MW-Light.
MW-Light — международный производитель и поставщик декоративных светильников. В его ассортимерте 1 000 000 моделей. За полгода продуктовая линейка меняется на 35%. Раньше менеджеров очно учили продавать новые светилиьники. Сейчас это делают удалённо.
Стоимость обучения одного сотрудника в месяц удалось снизить с 3 900 до 179 рублей.
Руководитель отдела обучения MW-LIGHT
Теперь продавцы лучше знают товар и увереннее могут рассказать о его преимуществах клиенту. Читать подробнее о кейсе →
Широкий охват обучения
Онлайн формат стирает границы. Теперь одновременно можно обучать по единым стандартам сотни сотрудников в десятках филиалов по всей стране. Людям не обязательно приезжать в офис на тренинг. Чтобы получить новую порцию знаний, нужен компьютер и доступ в интернет.
В компании «Додо Пицца» с 2017 года удалённо учат управляющих строить бизнес и развивать пиццерию. Сейчас больше 50% сотрудников «Додо Пиццы» учатся на ходу, например, по дороге в пиццерию.
Уже спустя месяц после внедрения онлайн-обучения успеваемость сотрудников выросла на 40% по сравнению с очными тренингами. Люди сами составляют расписание занятий и не зависят от графика бизнес-тренера. Обучение не мешает работе и личной жизни.
Директор по развитию «Додо Пицца»
Сейчас в компании обучают более 1000 активных студентов ежемесячно. Год назад цифра была вдвое меньше. Читать подробнее о кейсе →
База знаний
Все учебные материалы хранятся в одном месте — в системе управления обучением. Сотрудники могут зайти в LMS в любое время с личного гаджета, найти нужный курс и освежить знания.
Ускорение адаптации сотрудников
Обучение не зависит от графика работы ваших бизнес-тренеров: платформа работает по ночам и в выходные.
Мы перевели очное обучение в онлайн-формат и сократили срок адаптации нового менеджера по продажам с 2 месяцев до 3 недель. При этом не потеряли в качестве подготовки сотрудников.
Руководитель учебного центра Honeywell
В 2016 году это помогло компании за месяц ввести в строй сотрудников трех новых представительств: в Самаре, Уфе и Минске. Читать подробнее о кейсе →
Контроль за успеваемостью сотрудников
Чтобы проверить успеваемость и уровень знаний во всех подразделениях одновременно, вашим бизнес-тренерам не придется проводить аудиторное тестирование и вручную проверять опросники. В любой LMS есть сервис аналитики. Он показывает успеваемость учеников в графиках и отчетах.
При помощи LMS я могу «просканировать» все регионы за два дня. На стандартную аттестацию с бумажными вопросниками и ручной проверкой ответов пришлось бы потратить два месяца.
Менеджер по операционному управлению Johnson & Johnson
При помощи цифровых технологий в российском подразделении Johnson & Johnson сократили срок аттестации сотрудников с месяца до двух дней. Читать подробнее о кейсе →
Подстраивается под ритм бизнеса
Онлайн обучение поможет сотрудникам подстроиться под ритм бизнеса и оперативно решать задачи. Вам нужно быстро познакомить отдел продаж с новым продуктом? Вы просто создаете курс и мгновенно рассылаете его тысячам пользователей.
Культура непрерывного обучения
Бизнес — это люди. Чем сильнее команда, тем лучше компания. Чтобы сотрудники всегда были заряжены на результат и работали на пике возможностей, нужно развивать их непрерывно. Все как в спорте. При помощи цифровых технологий вы можете настроить для каждого сотрудника индивидуальную траекторию развития и отслеживать его успеваемость по отчётам, корректируя и направляя.
Конечно, у дистанционного подхода есть и слабые стороны. Например, нет живого общения между тренером и сотрудником. Вебинары здесь не самая лучшая альтернатива.
Еще одна сложность — расширение штата. Чтобы создавать контент и управлять учебным порталом, придется нанять дополнительных специалистов, которые разбираются в новых технологиях. Насколько это критично, решать вам.
Как запустить онлайн обучение
Запуск дистанционного обучения в компании требует финансовых вложений, грамотного проектирования, командной работы. Он может занять неделю или несколько месяцев — все зависит от масштаба проекта. Условно его можно поделить на 7 этапов.
Как оценить эффективность обучения
После запуска дистанционного обучения всегда встает вопрос, насколько полезным получился проект, какие задачи удалось решить с его помощью. И бизнесу, как правило, нужны не отзывы сотрудников, а цифры.
Мы выделили 12 ключевых метрик качественного корпоративного обучения, которые помогут оценить уровень вовлеченности и успеваемость обучающихся.
По каким еще параметрам можно оценить качество проекта, подробно рассказали в статье «Как оценить эффективность электронного обучения в компании».
Перспективы
По прогнозу аналитической компании Ambient Insight весь рынок онлайн-обучения продолжит расти на 5% в год, постепенно вытесняя офлайновые форматы. Это касается как общеобразовательного, так и корпоративного сектора.
Исследование Орегонского университета уже доказало, что цифровые технологии эффективнее традиционных методов обучения. Для этого ученики 13 американских школ стали использовать на уроках и дома 4 онлайн-учебника с видео, играми, интерактивными тестами.
Фрагмент онлайн-теста, который использовали для обучения американских школьников
Через три года успеваемость школьников в среднем выросла на 15%. В группе, которая занималась по печатным книжкам, средний балл поднялся лишь на 5%.
Согласно прогнозам аналитической компании Greenlight Insights, дистанционное обучение постепенно перейдет в виртуальную реальность. VR уже используют многие крупные компании. К примеру, компания KFC при помощи этой технологии учит новых поваров готовить.
В KFC при помощи VR новых поваров учат готовить
С помощью платформы Medical Realities, начинающие врачи тренируются проводить сложные операции.
Через VR-технологии врачи тренируются проводить сложные операции
На виртуальном тренажере электромеханики РЖД учатся ремонтировать механизм перевода стрелок.
На виртуальном тренажере в РЖД учат ремонтировать механизм перевода стрелок
Одна из основных причин, по которой VR до сих пор не стал главной технологией в обучении, — цена. Разработка качественного виртуального тренажера в России, как правило, стартует от миллиона рублей. Потолка нет — все зависит от сложности и объема задач. Также придется потратить деньги на закупку VR-оборудования. Однако 20 лет назад фантастикой казался и онлайн-звонок по Skype. Вывод — технологии способны удивлять. Возможно, через лет пять все опасения и страхи по поводу VR покажутся наивными.
Источники
Система дистанционного обучения для бизнеса
Поставит на автопилот развитие сотрудников.
Быстрый старт онлайн‑обучения за 1 день.
Редактор iSpring. Пишу статьи по eLearning, помогаю экспертам выпускать материалы для блога iSpring. Если у вас есть интересная тема по дистанционному обучению, напишите мне.