Дитя человеческое сюжет в чем смысл
«Дитя человеческое»: Рецензия Киноафиши
Здесь целый каскад обнародуемых создателями Children of Men концептов. Во-первых, хотя пандемия гриппа 2008 года, унесшая множество жизней, и тотальное прекращение рождаемости коснулись всего мира, европейцы (несмотря на массированное участие американских кинематографистов, «Дитя человеческое» – кино все-таки британское: как по формальным, так и по содержательным признакам), словно в Колумбовы времена, возлагают надежды на Новый Свет. Именно там некая организация под названием «Проект “Человечество”» должна приютить жертв кровавого английского тоталитаризма будущего – невольного диссидента и патронируемую им чернокожую беженку с ребенком, родившимся незнамо от кого и неведомо как в условиях стопроцентного бесплодия рода человеческого. Мысль, вообще говоря, странная, потому что США, особенно в последние годы, находятся под властью одного из самых тоталитарных мировых режимов, пусть даже и натягивающего на себя личину главного возбудителя и переносчика демократии.
Разумеется, когда Куарон пытается донести все эти бесхитростные идеи «в лоб», он терпит решительный провал. Лучшие кадры в фильме – вовсе не наивные детородные коллизии, а контрапунктное чередование кадров с нарядными парками и оркестрами и кадров с лагерями беженцев (хотя у беженцев тоже не все гладко: например, престарелая русская аристократка, поющая колыбельную на фоне рядоположенных красных знамен с Лениным и православных икон, выглядит чересчур уж «клюквенно») и предшествующая финалу сцена сражения на городских улицах, где Куарону удалось одним махом выплеснуть на зрителя весь кровавый нутряной ужас войны и немоту человека, случайно попавшего в историческую мясорубку. Пока речь идет о смерти, войне, об операторских изысках и музыке (здесь из мирового реликвария органично позаимствованы и King Crimson, и Десятая симфония Шостаковича, и симфоническая поэма Кшиштофа Пендерецкого «Плач по жертвам Хиросимы»), то есть о том, что традиционно проходит «по мужскому ведомству», Куарон держит ритм и стиль. Когда же в дело вступает идеология, Музы, стыдливо потупясь, умолкают. И это естественно: все самые важные вещи на свете безразличны к половой принадлежности детей человеческих, а бесхребетное и мечтательное прекраснодушие «поколения цветов», блестяще похороненное в кинематографе «Страхом и ненавистью в Лас-Вегасе», на деле было приговорено еще немецкими газовыми атаками 1917 года и Освенцимом, после которых все, чем грезили хиппи и о чем грезят наследующие им творцы ностальгических антиутопий, – нонсенс и бесплодное томление духа.
Дитя человеческое (2006), Сюжет.
2027 год. Массовое бесплодие поразило человечество — 18 лет прошло с тех пор, как был рождён последний ребёнок. Во всём мире царит хаос, и лишь Великобритании удаётся сохранять порядок, превратив государство в военный лагерь. Нелегальные иммигранты пытаются проникнуть в страну, но их ловят, сажают в клетки, депортируют с острова и расстреливают.
Тео Фарон (Клайв Оуэн) — бывший политический активист, после смерти сына и развода с женой равнодушен к происходящему вокруг. Члены террористической организации «Рыбы» похищают Тео. Один из лидеров террористов, бывшая жена Тео, Джулиан Тейлор (Джулианна Мур), предлагает ему 5000 фунтов за разрешение на передвижение для молодой беженки Ки, которой надо уехать из страны, минуя проверку на границе. С помощью двоюродного брата Найджела, Тео удается достать документы. Однако полученное разрешение позволяет Ки передвигаться лишь вместе с Тео.
После того, как Джулиан погибает от рук своих же соратников, Ки открывает Тео свой секрет — она беременна. Джулиан собиралась доставить её в Проект «Человечество» — загадочной группе учёных, ищущих выход из сложившейся ситуации.
Когда Тео и Ки въезжают в Бексхилл, у Ки начинаются схватки. Мириам арестовывают, когда она изображает из себя религиозную фанатичку, чтобы отвлечь внимание пограничников. В Бексхилле, в одном из заброшенных домов Ки рожает девочку. Их обнаруживают, но престарелая домовладелица Маричка помогает им выбраться из дома. Появившиеся «Рыбы» захватывают главных героев, но в поднявшемся хаосе во время уличных боев Тео спасается, ему удаётся найти Ки в осаждённом британскими войсками многоэтажном здании. Однако заменивший на посту лидера террористической организации «Рыба» Джулиан, Люк успевает выстрелить в Тео и ранить его. Увидев новорождённого, солдаты и повстанцы прекращают огонь и пропускают беглецов.
Когда сражение начинается вновь, Тео удаётся найти Маричку, а с её помощью — лодку. Раненый Тео теряет сознание от потери крови, когда из тумана показывается корабль проекта «Человечество». Дальнейшая судьба ребёнка и Ки неизвестна. Однако на финальных титрах слышен детский смех, а картина завершается эпилогом на санскрите, дающим веру в лучшее.
Дитя человеческое
С легкостью могу назвать фильм «Дитя человеческое» исключительным событием в современном кинематографе. На то у меня, как минимум, два серьезных основания. Основание первое — жанр. Фильмы-антиутопии можно пересчитать по пальцам. Основание второе — это качество фильма.
Качество подразумевает некий набор составляющих, но о них чуть позже.
А сначала хотел бы предупредить, что фильм далеко не развлекательный, и любителям фантастики, катастроф, боевиков, скорее всего, не стоит тратить на «Дитя человеческое» своё драгоценное время, хотя элементы всех вышеперечисленных жанров в этом фильме присутствуют.
Итак, 2027 год. Человечество под угрозой исчезновения, причиной которого является массовое бесплодие. Самому младшему жителю Земли 18 лет. Глобальные беспорядки, хаос, анархия. И в этом антураже главному герою — клерку Тео, ни питающему особых иллюзий относительно будущего собственного и человечества, судьба подбрасывает беременную женщину. По всей видимости, единственную беременную женщину на планете…
Абсолютный минимум фантастических декораций, никаких гиперболоидов, голограмм и прочих гравицап. Серое небо, серые люди, грязные улицы, полуживые автомобили, ни единой яркой краски. Фильм мрачный и очень реалистичный. Реалистичный во всём. Начиная с персонажей и заканчивая окружающей обстановкой.
Тео (Клайв Оуэн) — обычный человек, совсем не герой, и не изображает из себя героя, просто делает максимум того, что может и как может, в сложившейся ситуации. Получается у него далеко не всё, и в некоторые моменты он выглядит как сама безнадежность.
Главная героиня — чернокожая девчонка с улицы по имени Ки, грубая, необразованная, она даже не знает, кто отец ребенка, да и вообще, практически, до самого конца не осознает, насколько великой ценностью является для всего человечества.
Интересный и правдивый образ старого хиппи-рок-н-рольщика создал Майкл Кейн.
Не совсем обоснованным показалось мне участие в фильме Джулианы Мур. Очень уж скоропостижно закончилась её роль. Лучше бы на её месте была не столь известная актриса, уход был бы не так заметен.
К прочим второстепенным персонажам нареканий нет.
Очень достоверно выглядят события вокруг героев. Сцена перестрелки между беженцами и правительственными войсками — просто шедевр режиссерского и операторского искусства. Чего стоят капли крови на операторском объективе! Эффект погружения в происходящее — полный. Вплоть до желания поглубже вжаться в кресло и пригнуться.
Реализма картине добавляет и актуальная социальная проблематика — открыто декларируемый шовинизм властей, концлагеря для беженцев, борьба мигрантов за свои права (вспомните недавние события в Париже). Колонна вооруженных автоматами демонстрантов, скандирующих «Аллах, акбар!», в Великобритании 2027 года — вполне заурядное явление.
Режиссер рисует нам будущее, которое легко, даже слишком легко представить в настоящем.
Не смотря на весь реализм, картина насыщена значимыми, неожиданными и интересными символами и образами: процветающий Ковчег Искусств в противовес ничего не значащей человеческой жизни; интернационализм коллектива, участвующего в спасении ребенка; хрупкая лодка в неспокойном море, в ней такая же хрупкая надежда человечества — чернокожая Мадонна с младенцем; корабль-спасение с названием «Tomorrow» («Завтра»). Перечислять можно долго, но пора подводить итоги.
Повторюсь: «Дитя человеческое» — не развлекательное кино. Это мрачный, жесткий, напряженный фильм, заставляющий задуматься. Фильм без хеппи-энда, но оставляющий надежду.
Не хочу утверждать, что это шедевр на все времена, но еще меньше мне хочется заниматься выискиванием мелких огрехов в этой отличной картине.
У меня нет никакого лимита по количеству выставленных максимальных оценок, поэтому я еще раз назову «Дитя человеческое» незаурядным событием и поставлю 10 баллов.
Дитя человеческое
Стройплощадка, наденьте каску! Эта статья сейчас в процессе написания. Автор планирует нечто объёмное и застрачивает сюда текст по частям. Пожалуйста, дождитесь завершения работы, и только потом редактируйте: не создавайте неудобства себе и автору. |