Дитятко что тесто как замесил так и выросло
Русские пословицы о воспитании детей
Народное педагогическое наследие — пословицы и поговорки о воспитании детей. Они несут в себе огромный опыт, передаваемый из уст в уста. Безусловно, нам, современным родителям, чрезвычайно полезно знакомство с мудростью предков. Это поможет избежать ошибок и воспитать детей в соответствии с культурными традициями русского народа. Подборка самых интересных русских пословиц о воспитании для размышления:
Русские пословицы про своевременное воспитание
Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.
Дитятко — что тесто: как замесил, так и выросло.
И к худу и к добру приучаются смолоду.
К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.
Выкормил змейку на свою шейку.
Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.
Как постелешь — так и поспишь.
Что посеешь — то и пожнешь.
Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.
Учи сына, когда поперек лавки лежит, вдоль вытянется — трудно будет.
Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.
Кто учится смолоду, не знает на старости голоду.
Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.
Русские пословицы про методы воспитания
Детей наказывай стыдом, а не кнутом.
Наказывать легче, воспитывать труднее.
Хороший пример – наилучшая проповедь.
Верная указка — не кулак, а ласка.
Водила за ручку — получила белоручку.
Побои мучат, а не учат.
Не корми калачом, да не бей кирпичом.
Немой упрёк тяжелее сказанного.
Неразумная опека хуже беспризорности.
У семи нянек дитя без глаза.
Без строгости и щенка не вырастишь.
Пусти детей по воле, сам будешь в неволе.
Что у взрослого на уме, то у малого на языке.
Добрый пример лучше ста слов.
К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.
Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.
Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
Где в семье лад, там ребят хорошо растят.
Пожалеешь розгу — испортишь ребенка.
Хорошая порка еще никому не помешала.
Как постелешь — так и поспишь.
Что посеешь — то и пожнешь.
Каков привет — таков ответ.
Умному слово пуще дубины.
Немой упрёк тяжелее сказанного.
Сидя у матушки на сарафане умён не будешь.
Добрый пример лучше ста слов.
Живое слово дороже мертвой буквы.
Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
И слепая лошадь везет, коли зрячий на возу сидит.
Добро добро покрывает.
На хотенье есть терпенье.
Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.
Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
Современные пословицы и поговорки о воспитании
Когда дети стоят на голове, родители встают на уши.
Лучший способ сделать детей хорошими — сделать их счастливыми.
Любовь — это не обязательно дети, но дети — это обязательно любовь.
На детские вопросы обычно требуются недетские ответы.
Непросто поставить детей на ноги — особенно ранним утром.
Родился сам — помоги другому.
Счастливые родители — выспавшиеся родители.
Сынок! Послушайся маму и сделай, как сказал папа!
Хорошо воспитанные дети — это не клад, а клад из кладов.
Хорошо еще, когда на детях природа отдохнула, хуже, когда посмеялась.
Пословицы и поговорки о воспитании, семье, детях есть у каждого народа. Во всем мире их огромное количество!
Вам понравилось? Нажмите кнопочку:
«Дитятко, что тесто, как замесил, так и выросло»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад № 1 «Золотинка» с. Соловьевск
№ 4. Тема: «Дитятко, что тесто, как замесил, так и выросло».
Народная мудрость гласит: «Дитятко, что тесто, как замесил, так и выросло».
Как же надо «замесить» его, чтобы выросло оно в настоящего человека, такого, который для родителей и гордость и счастье?
Каждый отец, каждая мать стремятся воздействовать на своего ребенка, привить ему определенные привычки, взгляды, заложить в характере нужные качества.
Мы предлагаем вам тест: «Мамы разные нужны», по которому вы сможете определить к какому типу материнства вы относитесь.
Только, чур, не обижаться: каждый тип имеет право на существование и каждый обладает как положительными, так и отрицательными чертами. Чаще всего одной матери присущи черты нескольких типов.
Какую обстановку вы предпочтёте для комнаты малыша?
А: Розовые обои с тучками на лазурном небе.
Б: Фиолетовые занавески с бахромой.
Г: Желтые обои с белыми бабочками.
Д: Используете яркие краски.
Е: Мягкое плюшевое покрытие красного цвета.
Ваш ребенок потерялся, что вы будете делать?
А: Буду ждать, переживать.
Б: Подниму всех на поиски.
В: Сама пойду искать.
Г: Обзвоню его друзей.
Е: Подожду определенное время, отправлюсь на поиски.
Ваше мнение по поводу телевизора:
А: Заменяет родителей.
Б: Отвлекает от разного рода занятий.
Г: Помогает в чем-то лучше разобраться.
Е: Овладевает тем, кто его смотрит.
Услышав во время беседы неприличное слово, вы:
В: Удивляетесь и запрещаете говорить такие слова.
Г: Объясняете, что так нельзя.
Д: Делаете вид, что не услышали.
Е: Узнаете от него, где он это слышал.
Вам хотелось бы, чтобы ваш ребенок играл только:
А: С родственниками (братьями, сестрами и т. д.)
Б: С теми, кого знает мама.
Г: С детьми более старшего возраста.
Для вас будущее вашего ребенка – это чтобы, он:
А: Был счастливым и здоровым.
Б: Достиг целей, которые вы ему поставили.
В: Был во всем первым.
Г: Умел из всего извлекать пользу.
Д: Претворил свои идеи в жизнь.
Е: Всегда умел найти выход из создавшегося положения.
Подсчитайте, какие варианты больше всего преобладают.
Для женщин этого типа домашний очаг – главная ценность в жизни, а дети в любом возрасте остаются детьми. Такие матери – самые мудрые воспитатели, они часто создают многодетные семьи и могут организовать быт так, чтобы всем членам семьи было хорошо дома. Этому невозможно научиться в институте, это часто не под силу тем, кто гордится карьерными успехами. Дети умеют ценить заботу о себе. Потому что у них сильно развито чувство дома, защищенности, надеж-
ного тыла в жизни. Такая мать вряд ли когда-нибудь будет чувствовать себя одиноко. У женщин этого типа очень много знакомых, подружек, друзей, хорошие отношения со всеми.
Однако есть в таком образе жизни и свои минусы. Как ни странно, часто таких женщин осуждают. Вот, мол, нарожала, сама на шее у мужа сидит, ничего полезного для общества не делает. Почему-то не все люди понимают, что любовь к детям и забота о них – самое полезное для общества дело.
Итак, «+» и «-» такой матери глазами ребенка.
- Безусловная материнская любовь, принятие ребенка таким, какой он есть. Чувство дома, защищенности. Воспитывается чувство доверия и открытости миру, с детства большой круг общения.
- Ребенок не может гордиться карьерными успехами матери. Возможен недостаток интеллектуального развития (не всегда!).
«+» и «-» глазами ребенка.
- Ребенок, который по натуре не лидер, чувствует себя очень комфортно. Ребенок приучается к деятельности, трудолюбию. Знает, что любим, что о нем заботятся. Мал риск серьезных неприятностей любого плана в детском возрасте, «береженного Бог бережет».
- Отсутствие возможности проявить себя, свою инициативу. Обычно небольшой социальный опыт. Неподготовленность к жизни, возможен очень трудный подростковый период. Часто неудачи в личной жизни, несамостоятельность (особенно важно для мальчиков).
Этот тип заботится в первую очередь о развитии своих детей в разных областях интеллектуального и творческого плана. Они не жалеют ни времени, ни сил на занятия с детьми, очень тщательно следят, чтобы не упустить дарований, и поэтому довольно неплохо понимают своих детей. Ребенок получает много общения с мамой, что очень важно. Такие женщины редко имеют больше одного ребенка, стараясь в него вложить все, что знают сами и еще гораздо большее. В принципе, мамы все делают правильно, развивая своих любимых чад, с другой стороны, они часто пытаются таким образом реализовать самих себя, ставя детям невыполнимые условия.
Надо почаще просто любить свое чадо, абсолютно не думая о его суперталантах, любить безусловно.
«+» и «-» глазами ребенка.
- ребенок растет очень интеллек-туально и творчески развитым. Развивается уверенность в себе, настрой на успех в жизни. Получает много общения с родителями, др. взрослыми. Умеет организовывать свое время – не убивает время.
- Часто ребенок получает сверх нагрузки. Детство – неповторимый период, научиться он успеет. Должен выполнять родительские требования, неся ответственность не своей весовой категории. Порой недополучает социального опыта, может прослыть выскочкой и задавалой. Все дети талантливы, но не все взрослые. Из-за веры в мнимый талант происходят трагедии, разбиваются судьбы, всегда нужно об этом помнить и любить ребенка таким, какой он есть.
Такие женщины считают воспитание детей делом, не терпящим халатности, они читают книги по методикам и теориям детского развития, изучают премудрости раннего развития и здорового образа жизни. Это абсолютно правильные матери, они всегда знают, как надо поступить в той или иной ситуации, как определить, чем болеет ребенок и почему этот возрастной период обусловлен повышенной агрессивностью. Они никогда не страдают комплексом «Я плохая мать», потому что знают, откуда он берется и как его избежать. Вообще, в такой глобальной осведомленности по вопросам детского воспитания нет ровным счетом ничего плохого, однако практика бывает далека от теории. Именно такие женщины боятся доверять своему внутреннему чувству, теряя при этом эмоциональную связь с ребенком. Часто их сознание лишено гибкости, они не могут позволить ни себе, ни ребенку играть не по правилам, что-то делать не так, как доктор прописал или написано в книге.
«+» и «-» глазами ребенка.
- Мать знает об особенностях детского развития, поэтому избегает многих трудностей. Ребенок очень доверяет маме, слушается ее. Не очень эмоциональный ребенок может иметь с мамой хорошие отношения и чувствовать себя комфортно.
- Эмоциональному, чуткому ребенку трудно с такой мамой из-за ее эмоционального отчуждения. Нет свободы поступков, все происходит по расписанию, «как надо». Ребенок не может добиться того, что ему действительно необходимо, потому что мама об этом не знает – не прочитала. Ребенок-бунтарь может иметь серьезный конфликт с мамой.
К этому типу относится многие женщины,
в основном те, которые, на первый взгляд, предпочитают то, что угодно ребенку. Но в этом есть свои плюсы. Такая женщина чувствует очень себя очень уверенно в жизни, знает себе цену и своему времени, никогда не превратится в замученную, вечно брюзжащую домохозяйку без пола и возраста. Этим она вызывает в себе уважение знакомых, друзей. Немаловажно и то, что она способна содержать семью, быть дома лидером. Правда, чаще всего это одинокая мама, которая чувствует огромную ответственность за материальное благополучие ребенка и которая стремится доказать всем, что может все одна. Она одевает ребенка, кормит, ни в чем ему не отказывает, кроме, возможно, самого главного – просто быть рядом, поговорить, поиграть вместе, что-то обсудить, сходить куда-нибудь. Простая мысль, что лучше иметь меньше денег, но уделять ребенку дольше внимания, часто ей не приходит в голову – она должна, должна, должна всем доказать …
«+» и «-» глазами ребенка.
- Ребенок может гордиться мамой, ее успехами. Приучается к самостоятельности, ответственности за свои поступки. Часто испытывает очень сильные чувства к маме, дорожит редким общением как самой большой ценностью.
- Чувствует себя брошенным. (Именно такие дети подвержены наркомании.) Часто растет без отца. Привыкает ставить материальные блага выше остального.
Это некий идеал женщины, которая успевает в жизни все. А секрет этого типа очень прост – положительный настрой, оптимизм, умение дарить радость окружающим и любовь к жизни. Наверное, если сочетать все эти качества, то можно стать идеальной матерью, потому что такая женщина способна научить своего ребенка быть счастливым. Если в тесте вы получили такой результат, значит, либо вы уже близки к идеалу, либо очень этого хотите.
Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и пожнешь.
Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка,
мучь – если можешь и не делаешь.
Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя?
Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.
Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым
Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой!
· Мою маму зовут Таня, она работает больнице ставит уколы и ходит по кабинетам делает капельницы. Гулять со мной она не ходит у нее много работы. Я ее люблю крепко-крепко.
· Моя мама тётя Настя. Мама работает с бабой Ирой, сидит на кресле и разговаривает. Она варит мне пельмени, мясо, супчик. Покупает мне жвачку и мультики.
* Моя мама работает в Восходе, она зарабатывает деньги. На работе она кушает и продает. Мы ходим с мамой в гости, там мы моемся и помогаем супчик варить.
- Мама Наташа играет со мной конструктором. Она умеет красиво заплетать, играть в карты и танцевать. Когда она заработает на работе деньги, она умеет все покупать.
- Мама – по дому хозяйка, она даже умеет вязать. Мы с мамой любим ходить в магазин покупать что-нибудь.
- Моя мама красивая, нежная. Мы с папой дарим ей подарки: шубы, духи для женщин, обутки. Я люблю свою маму очень-очень!
- Моя мама тётя Лена, она работает в гараже, начальником машин, она сторожит их. Мама любит дома спать, потому что она сильно устает на работе. Иногда на праздник мы ходим в Китайскую кухню с мамиными друзьями. Я когда вырасту подарю маме цветы и сотовый телефон.
* Мою маму зовут Ирина Валерьевна. Мама любит смотреть телевизор и ходить по магазинам, когда у нас много денег. После сессии мама устраивается на работу в детский сад, в магазин … Я маму люблю, сильное ее обнимаю, и когда вырасту, спеку ей вкусный большой торт.
Русская народная мудрость о воспитании. статья на тему
12 Февраль 2015 admin Главная страница » Педагогика » Пословицы
Народное педагогическое наследие — пословицы и поговорки о воспитании детей. Они несут в себе огромный опыт, передаваемый из уст в уста. Безусловно, нам, современным родителям, чрезвычайно полезно знакомство с мудростью предков. Это поможет избежать ошибок и воспитать детей в соответствии с культурными традициями русского народа. Подборка самых интересных русских пословиц о воспитании для размышления:
Русские народные и современные пословицы о воспитании
Классификация методов обучения в педагогике
Народная мудрость в воспитании малышей
Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы.
В современном мире все больше растет понимание семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества.
Задачи педагога — объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит, прежде всего, от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребенка
Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется, на его основе формируются определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.
Хочется отметить особую роль семьи в приобщении детей к народному фольклору. А ведь в детстве закладывается основа личности человека.
Посредством фольклора у ребенка формируется чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувство родного языка. Для максимального достижения воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества важно представление его самых разнообразных жанров, включение фольклора во все жизненные процессы ребенка в семье, во все виды детской деятельности. Фольклорные произведения имеют огромный воспитательный потенциал в силу своей устойчивости народных идеалов как составляющей общечеловеческих гуманистических ценностей, которые на современном этапе являются важным фактором в межэтнических отношениях. Фольклор как явление культуры предоставляет огромные возможности для передачи опыта диалога культур.
Сопоставляя культуру своего народа с другой, происходит понимание общности и единства ценностей народных идеалов. Передаваемые из поколения в поколение, фольклорные произведения отражают систему традиционных правил и принципов, которые являются стержнем системы формирования мировоззрения.
Формирование мировоззрения является наиболее сложным и длительным процессом, в котором переплетаются многие научные знания и опыт, национальные истоки.
Детский фольклор — обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир — яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим собственным законам и в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют его.
Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до маленького человека высокие нравственные идеалы. Воспитание трудолюбия, уважение к старшим, забота о младших — это те заповеди народной педагогики, которые служат своеобразным ориентиром, духовным компасом. Следовательно, это всё имеет большую воспитательную и образовательную ценность, так как, воспитывая детей на народных традициях, можно формировать у них любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа, учить понимать роль семьи, свое место в семье, растить будущих хозяев.
Истинный фольклор всегда направлен на пропаганду добра, красоты, ориентирован на формирование такой личности, которая посвятила бы всю свою энергию и волю защите своей Родины, мирной жизни и интернациональной дружбе между народами, победе добра над злом, достижению социальной гармонии. Опыт прошлого, содержащийся в фольклоре, служит прекрасным и неисчерпаемым источником в подготовке человека будущего.
Устное народное творчество… Это история народа, его духовное богатство.
Впервые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких ему людей, и только семья способна развить его чувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому надо как можно шире и многообразнее использовать возможности семьи. Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства.
Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины, сказывать сказки. Они переходили от поколения к поколению вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь мёда, не вырежешь ложки. Это были своего рода заповеди, заветы, которые чтил народ.
Влияние былин, сказок, пословиц, поговорок обнаруживается во множестве творений изобразительного и прикладного искусства.
Еще Сократ заметил, что все хорошее в жизни происходит от удивления.
Это изречение можно отнести к самым маленьким детям. Их поведение эмоционально и непосредственно, знакомство с необъятным и волшебным миром народного фольклора у малышей вызывает восторг и удивление.
Мудрость Сократовской мысли в том, что он имел в виду, прежде всего, воспитание чувств человека. Без них, как вы понимаете, не может быть рассвета человеческой личности и добрых поступков. Ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь.
Влияние былин, сказок, пословиц, поговорок обнаруживается во множестве творений изобразительного и прикладного искусства.
Счастье и радость, по воззрениям русского народа, не только в том, чтобы была «полна горница детей»
. Счастье родителей и счастье детей — нерасторжимые судьбы. Эту взаимосвязь народ так подмечает:
«Добрые дети — делу венец, а плохие дети — дому конец»
.
Точнее, ярче и образнее не скажешь. Да разве только этим ограничивается народная мудрость о детях? Счастье и горе, радость и печаль, изматывающий труд и умиротворенное отдохновение, постоянная забота и редкая благодарность, нескончаемые тревоги и неугасающая надежда, муки усталости и вечное самопожертвование — всё сливается в родительское предназначение.
Десятки, сотни пословиц и поговорок свидетельствуют: «Маленькие дети тяжелы на коленях, а большие на сердце», «Малые дети спать не дают, а вырастут, так и сам не уснёшь».
Многовековая практика воспитания детей в семье приводит к выводу о том, что разумное воспитание — одна из непреходящих ценностей: «Человек без воспитания — тело без души», «Самое лучшее наследство — воспитанность», «Дитятко — это тесто: как замесил, так и выросло».
Заботу о воспитании детей, характер отношения, умение, воспитывать народ рассматривает как показатель нравственной красоты человека, его духовной щедрости.
«Не тот отец — мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил».
Сложность и трудность воспитания русский народ отразил в многочисленных пословицах, поговорках, песнях; верно, подметил, что «детушек воспитать — не курочек пересчитать».
Извечный и основной вопрос педагогики, каким и кем будет сын или дочь. Прежде всего, каким. А потом — кем. От того, какова цель, намечается план воспитания, система условий, средств и методов. Начнём осмысление с основных идей народной педагогики с вопроса о значении первоначального воспитания в последующем формировании человеческой личности «Что в детстве воспитаешь, на то и в старости обопрёшься».
Воспитание детей следует начинать как можно раньше, с учётом их возрастных особенностей. Немаловажную роль подметил народ наследственного фактора и зафиксировал свои наблюдения в виде следующего суждения:
«От яблони яблоко родится, а от ёлки шишки».
Народ пришёл к важному в научном отношении выводу: качества ума и нравственный облик родителей по наследству детям не передаются. Обобщая свои наблюдения, народ весьма образно сказал о неоднозначности наследования:
«От одной матки, да разные ребятки».
Какие же качества знание приобретается выше всего, ценит русский народ в человеке? На первое место ставится здоровье:
«Здоровье сгубишь — новое не купишь».
Народная мудрость щедра на добрые советы, как сохранить и укрепить здоровье:
«Живи умом, так и лекарств не надобно».
А вот пословицы, почитающие ум, знание, науку: «Мир освещается солнцем, а человек знанием».
Это весьма тонкое психологическое различение соответствует современным научным представлениям. Знание приобретается учением, учение способствует развитию ума.
«Ученье — свет, а неученье — тьма».
В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом картинок из книг, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.
Воспитательный идеал в русской народной педагогике — это человек умный, знающий, воспитанный, трудолюбивый. Труд и трудолюбие в народном мировоззрении, во взглядах на духовные ценности понимаются как сердцевина личности. Чрезвычайно широк диапазон нравственных качеств русского человека, выраженный в пословицах и поговорках; от трудолюбия до любви и дружбы, от культуры поведения до любви к Родине, от гостеприимства и культы речи до чувства чести и собственного достоинства, от молодецкой удали до признательности и сострадания.
Русская народная мудрость провозглашает лучшим человеческим качеством правдивость: «Правда светлее солнца».
В пословицах и поговорках сказках и былинах отмечается, что только те родители достойны высокого имени воспитателя, которые уму-разуму учат да «сердцем награждают». Пример родителей лучшая школа для детей, извечная прописная педагогическая истина. Народная мудрость с особой признательностью говорит о материнской любви к детям, о материнском самопожертвовании. Недаром в сознании народном прочно закрепилась истина о том, что «Материнская ласка конца не знает».
В реальном процессе семейного воспитания трудно вычленить главное, ибо иногда и «мелочь» оказывается решающей в судьбе ребёнка. Потому и говорят, что в воспитании нет мелочей. И всё же есть объективные условия, которые постоянно влияют на характер воспитания, придавая ему то или иное направление: «Где в семье лад, там и ребят хорошо растят».
Ранний период жизни ребенка во многом зависит от семьи, воспитывающего малыша. Обычаи и традиции в семье один из факторов успешного воспитания. Одна из прекрасных традиций — обязанность родителей воспитывать своих детей. Прекрасно, если родители наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет, заложат предпосылки высоких человеческих начал. Народный фольклор, образец духовного служения людям, может и должно духовно обогатить эту среду — семью.
Помочь ребенку развить природные задатки, поддержать накопленные культурой народа ориентиры, найти собственное «Я» на сегодняшний момент является одной из приоритетных воспитательных задач, начиная с дошкольного детства. И базовым средством для достижения данной цели может служить освоение детьми фольклорных богатств, веками накопленных нашим народом.
Таким образом, фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны — именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира.
Пословицы и поговорки народов мира (дополнение)
Как поднять ребенку самооценку и уверенность в себе
А какие поговори о воспитании знаете вы?
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Многовековая практика воспитания детей в семье, приводит к выводу о том, что разумное воспитание – одна из неприходящих ценностей: «Человек без воспитания – тело без души», «Самое лучшее наследство — воспитанность», «Дитятко – это тесто: как замеси, так и выросло». Заботу о воспитании детей, характер отношений, умение воспитывать, народ рассматривает как показатель нравственной красоты человека, его духовной щедрости. «Не тот отец – мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскор — мил, да добру научил», «Не чванься отцом – хвались сыном молодцом».
Устное народное творчество… Это история народа, его духовное богатство.
Уже тясячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины, сказывать сказки. Они переходили от поколения к поколению вместе с обычаями и обрядами, с теми навыками, без которых не срубишь избы, не добудешь меда, не вырежешь ложки. Это были своего рода духовные заповеди, заветы, которые чтил народ.
Пение былин, сказывание сказок, пословиц, поговорок понималось народом как сила, действующая в целях созидания. Один из пластов этого созидания – мудрость воспитания. Недаром еще К.Д. Ушинский писал: «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ – с ним родилось, с ним выросло, отразило в нем всю его историю…». Ушинскому принадлежит и другое высказывание. «По содержанию, — писал он, — наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями. Может быть, ничем нельзя так ввести в понимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц. В них отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейна, полевая, лесная, общественная; его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни.»
Итак, какие же философские и педагогические мысли волновали столетиями русский народ? Прежде всего, обратим внимание на высказывания о сущности счастья.
Счастье и радость, по воззрениям русского народа, не только в том, чтобы в семье был ребенок, а в том, чтобы была «полна горница детей». Какой же смысл вкладывается в слово «полна»? ответ, очевидно, можно найти в пословице «Один сын – не сын, два сына – полсына, три сына – целый сын». Счастье родителей и счастье детей – нерасторжимые судьбы. Эту взаимосвязь народ отмечает так: «Добрые дети – делу венец, а плохие дети – дому конец». Точнее и образнее не скажешь. Да разве только этим ограничивается народная мудрость о детях? Десятки, сотни пословиц и поговорок свидетельствуют: «Маленькие дети тяжелы на камнях, а большие на сердце», «Малые дети спать не дают, а вырастут, так и сам не уснешь».
Многовековая практика воспитания детей в семье приводит к выводу о том, что разумное воспитание – одна из непреходящих ценностей: «Человек без воспитания – тело без души», «Самое лучшее наследство — воспитанность», «Дитятко – это тесто: как замесил, так и выросло».
Сложность и трудность воспитания русский народ отразил в многочисленных пословицах, поговорках, песнях. Своеобразным предупреждением звучат наставления: «Умел дитя родить, умей и научить», «Кому детей родить, тому их и вскормить», «Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле».
Народ подметил немаловажную вещь наследственного фактора и зафиксировал свои наблюдения в виде следующих суждений: «От плохого семени не жди доброго племени», «Какие корешки, такие и вершки, какие родители, такие и детишки», «От свиньи бобры не родятся, а такие же поросята».
Какие же качества выше всего ценит народ в человеке? На первое место ставится здоровье: «Здоровье — всему голова», «Было бы здоровье – остальное будет», «Берешь платье снова, а здоровье смолоду», «Здоровье сгубишь – новое не купишь».
А вот пословицы, почитающие ум, знание, науку: «Мир освещается солнцем, а чеовек знанием», «Красна птица перьями, а человек знанием».
Народная мудрость называет детские годы лучшей порой учения: «Ученье в детстве, как резьба на камне», «Чему Ваня не научился, того Иван не выучит».
Русская народная мудрость провозглашает лучшим человеческим качествам правдивость: «Правда светлее солнца», «Где правда, там и счастье», «Правда дороже золота».
Первыми воспитателями в семье народная педагогика извечно считает родителей. В пословицах и поговорках, сказках и былинах отмечается, что только те родители достойны высокого имени воспитателя, которые уму – разуму да «сердцем награждают»: «Не тот батько, кто родил, а тот, кто уму – разуму научил».
Пример родителей – лучшая школа для детей. «Возле батьки-матки учатся дитятки», «Родители трудолюбивы – и дети не ленивы». В реальном процессе семейного воспитания трудно вычленить главное, ибо иногда и «мелочь» оказывается решающей в судьбе ребенка. Потому и говорят, что в воспитании нет мелочей. И все же есть объективные условия, которые постоянно влияют на характер воспитания, придавая ему то или иное направление: «Где в семье лад, там ребят хорошо растят».
Одна из прекрасных традиций – обязанность родителей воспитывать своих детей. Это с одной стороны, с другой – долг перед родителями: «Кто родителей почитает, тот век не погибает».