Дивергент и инсургент в чем разница
«Дивергент 2: Инсургент»: наивная красавица, а не фильм
Хорошо быть подростком в наши дни. Для этой целевой аудитории сейчас снимается безумное количество фантастики — как сравнительно удачной (например, «Голодные игры»), так и не очень («Орудия смерти», «Посвященный», «Гостья»). Серия «Дивергент», снятая по книгам Вероники Рот, пытается стать именно вторыми «Голодными играми», но пока до их уровня не дотягивается. Второй фильм цикла, «Инсургент», определенно зрелищнее первого, но его все равно трудно отличить от бесчисленных собратьев по жанру.
Режиссер: Роберт Швентке
Сценаристы: Брайан Даффилд, Акива Голдсман, Марк Бомбэк
В ролях: Шейлин Вудли, Тео Джеймс, Кейт Уинслет, Майлз Теллер
Первоисточник: книжная серия Вероники Рот «Избранная»
Премьера в России: 19 марта 2015 года
Возрастной рейтинг: 16+
Похожие фильмы: серия «Голодные игры», «Обитаемый остров» (2009), «Посвященный» (2014)
Мир вертится вокруг нее
Кто не смотрел первую картину, тот поначалу ничего не поймет — но, правда, и немного из-за этого потеряет. Если кратко — в мире эпоха постапокалипсиса, люди стараются выжить на руинах Чикаго. Общество разделилось на пять каст по чертам характера. Тех, кто подходит к более чем одной касте, считают «дивергентами» (то есть «отклоняющимися») и уничтожают. Главная героиня Трис и ее парень Фор, как ясно из названия, дивергенты.
Против них действует каста ученых-«эрудитов» и возглавляющая ее тиранша Джанин. Она борется за сохранение кастового строя и пытается сделать свою касту главной. Джанин почему-то верит, что ее власть усилится, если открыть некую шкатулку с древним посланием. А сделать это может только дивергент, так что незаменимую Трис будут брать живьем.
Логики в этом сюжете немного, но она для просмотра и не требуется. Всю первую половину фильма герои просто почти бесцельно бродят по миру, как будто стараясь показать нам побольше живописных руин постапокалиптического Чикаго. Скрываясь от кровавого режима, они успевают побывать в убежищах трех фракций, так и не сдвинув при этом сюжет с мертвой точки.
Чтобы зрители не заскучали, Швентке начинил фильм эффектными погонями и драками. По сравнению с картинами похожей направленности, вроде «Орудий смерти», в «Инсургенте» гораздо чаще стреляют, чем целуются. Из-за крови и смертей фильм даже получил в России возрастной рейтинг 16+, который может лишить картину ее основной аудитории — подростков.
Порой остросюжетные сцены вставлены даже вопреки сюжетной логике. Длинная драка в поезде, к примеру, получилась эффектной, но совершенно бессмысленной. Как будто герои не могли сказать: «Эй, мы свои!», не проломив предварительно пару черепов.
Но фильму это и правда помогает. За общим сюжетом следить неинтересно, зато отдельные эпизоды неплохо щекочут нервы. Тем более что злодеи не церемонятся и вовсю гробят второстепенных героев. Главные при этом, разумеется, неприкосновенны. Если им грозит опасность, значит, ждите из кустов спасительного рояля.
Все действительно важные события приходятся на третий акт «Инсургента», когда Трис оказывается в местном аналоге «Матрицы». Ей приходится пройти серию испытаний, в которых она познает разные стороны своей личности. Именно здесь история начинает двигаться вперед, а фильм — хоть чем-то отличаться от десятка других подростковых антиутопий.
Оригинальным финал «Инсургента» не назовешь, но, в отличие от начала фильма, последние сцены ярки и зрелищны. К тому же картина выглядит значительно лучше первой части. Графических красот временами даже многовато. В сценах, где Трис попадает в виртуальную реальность, режиссер только что не кичится изрядным бюджетом.
И, в отличие от первого «Дивергента», который кончался многоточием, «Инсургент» завершается довольно четким финалом, пусть и с намеком на продолжение. Пожалуй, вместо того чтобы полфильма гонять Трис и компанию по миру, сценаристам стоило урезать текст Вероники Рот и уместить сюжеты двух книг в одну картину. Так история была бы внятнее.
Битва с картоном
Зрелищность и экшен — две составляющие, которые отчасти вытягивают «Инсургент». Сильным сюжетом фильм похвастать не может. Неплохой актерский состав его тоже не выручает. Звезде «Одержимости» Майлзу Теллеру еще повезло: злодей, которого он играет, по крайней мере, забавен. А вот талант замечательной Кейт Уинслет растрачен на роль скучной гадюки класса «злобная директриса». Тео Джеймс, играющий Фора, и вовсе ходит весь фильм с одним выражением лица.
Это не актеры плохие — это им просто особо нечего играть. Их персонажи не более чем сюжетные функции, которые обмениваются неестественными репликами, поясняя зрителю свои действия и эмоции. Иногда это даже смешно — например, когда злодейка Уинслет читает пропагандистскую речь. У нее получается что-то вроде «Слухи, что я организовала переворот, зомбировала солдат и свалила все на дивергентов, беспочвенны». Неужели не придумали, как еще рассказать новым зрителям сюжет первого фильма?
Наверное, труднее всех пришлось Шейлин Вудли, играющей Трис — героиню с противоречивым и не очень-то целостным образом. Она то бой-девка, решающая все проблемы кулаками, то замкнутая одиночка, одолеваемая кошмарами, то избранная Мэри-Сью, на которой держится мир и которая готова картинно жертвовать собой. Собрать все это в целостный образ очень трудно. Поэтому Шейлин почти и не пытается, а играет Трис по принципу «я вся такая внезапная». Только что скромно опускала глаза, а через минуту бросается на собеседника с ножом. Кажется, в аниме таких героинь называют «яндэре».
Но удивительное дело: при этом Шейлин совершенно не раздражает. То ли потому что странности в поведении Трис можно принять как еще одну данность в этом странном мире, то ли потому, что она просто симпатичная и старается хотя бы казаться естественной.
Таков в общем-то и сам «Инсургент»: от его графики, пейзажей, погонь и сражений можно получить удовольствие, если отключить мозг. Для картины, изначально рассчитанной только на мечтательных девушек, это неплохое достижение.
Человек человеку дивергент
В «Инсургенте» узурпировавшая власть глава одной из фракций Джанин (Кейт Уинслет), чтобы вернуть порядок, решает открыть коробку, в которой мифические основатели оставили послание на случай экстренной ситуации. Прочитать его можно только с помощью дивергента, идеальным кандидатом опять же оказывается Трис, ушедшая в изгнание и мучительно переживающая недавние события.
«Инсургент» (это загадочно звучащее для русского уха и не упоминающееся в русском фильме слово – ни что иное, как калька с английского «insurgent» – повстанец, бунтовщик) – несомненный образчик антиутопии для тинейджеров. Главные проблемы героини – не столько несправедливое устройство общества и тоталитарный режим, а необходимость принять себя и найти свое место. Такие задачи решает каждый подросток в 15 лет, даже если за ним и не охотятся легионы врагов. А потому обращенные к Трис фразы «ты особенная», «признай себя» имеют чисто терапевтический эффект.
Правда, главные персонажи чуть пресноваты в своей положительности. Более колоритными оказываются второстепенные герои. Кроме упомянутой выше Уинслет, играющей одержимую порядком начальницу, в фильме появляется Наоми Уоттс в роли предводительницы изгоев. Интересны и юные негодяи в исполнении Энсела Элгорта и Майлза Теллера. Их появление разбавляет довольно мучительные для зрителей страдания главной героини.
Что собой представляет дивергент и инсургент? Довольно странные и непонятные названия. Наверняка многие телезрители и книголюбы задавались подобным вопросом, встречая упоминания об этом в литературе и кино. Что это такое, попытаемся разобраться.
Немного истории
Само понятие инсургентов уходит корнями в далекое прошлое. В прежние века инсургент – это повстанец или вооруженный отряд. Они обладали рядом специфических особенностей. Так, все они являлись представителями гражданского населения, противостоящего устоям и законам власти.
Ввиду наличия меньшей военной силы, инсургенты используют террористические акты или партизанские войны. Таким образом, инсургент – это военизированная группа, имеющая цель свергнуть действующее правительство или изменить определенный режим. В качестве дополнительных приоритетов ставится приобретение национальной независимости.
С этим понятием связывают несколько известных восстаний, носящих ярко выраженный политический характер. В более узком смысле инсургент – это тот человек, который противится власти, не преследует ее принципов и государственного уклада и считается политическим (но не уголовным) преступником. С этим тесно связано понятие бунта.
Немного литературы
Американская писательница Вероника Рот ввела в обиход эти понятия. Ее трилогия включает следующие произведения: “Дивергент”, “Инсургент”, “Аллигент”. Все они расставлены в порядке выхода книг и событий, вытекающих по сюжету. Каждая часть выдержана в стиле антиутопии.
Повествование сводится к разрушенному Чикаго. Чтобы не дать оставшемуся миру погибнуть от человеческих пороков, люди образовали пять закрытых каст, каждая из которых выполняет свою функцию: бесстрашие, искренность, отречение, дружелюбие, эрудиция. Те, кто не причислился ни к одной из них, остаются бесфракционниками.
Экранизациям – быть!
Все части романа появились на книжных прилавках в период с 2011 по 2013 год. В 2014 году состоялась экранизация первой книги. Дословно дивергент переводится как “отклоняющийся”.
По второй части снят фильм “Инсургент”. Его премьера в России намечена на 18 марта 2015 года. Это продолжение истории Тобиаса и Трис, которые пытаются изменить настоящее на оставшихся руинах человечества. В данном контексте инсургент – это мятежник, продолжающий бороться против навязанных устоев.
Заключительная часть “Аллигент” планируется к разбивке на два самостоятельных фильма. Предварительная дата релиза – 2016 и 2017 год соответственно.
Дивергент (человек)
Дивергент — это человек, который отличается от всех остальных людей, разделенных на фракции. После теста на профпригодность молодой человек определяется в одну из фракций. Тех, кто показывает склонность к нескольким фракциям, называют дивергентами. В мире, который описывается в романах Вероники Рот, принадлежность к дивергентам почти равнозначна смертному приговору.
Содержание
Описание [ ]
Лидеры фракций ждут от жителей каждой фракции определенного поведения и склада мыслей. Разум дивергентов не укладывается в эти рамки, что означает, что их практически невозможно контролировать. Естественно, их это не устраивает, и дивергенты подвергаются гонениям. Выживают лишь те дивергенты, которым удается скрыть свою сущность.
Как правило, дивергенты определяются во время теста на профпригодность, это те, кто показывает склонность к более чем одной фракции. Также дивергенты имеют некоторый иммунитет к Сыворотке Симуляции, в отличие от обычных людей, под ее воздействием они осознают, что происходящее вокруг — лишь иллюзия. Более того, они могут оказывать воздействие на симуляцию и изменять ее.
История [ ]
Дивергент [ ]
В первой части трилогии раскрывается базовая и наиболее известная информация о дивергентах и их способностях.
Инсургент [ ]
Во второй части трилогии раскрываются планы по использованию дивергентов для контроля над миром.
Эллигент [ ]
В заключительной части трилогии раскрывается истинное значение слова «дивергент». Оказывается, что много лет назад человечество подверглось генетическому воздействию, и их клеточная структура была изменена. Дивергенты — это «генетически чистые» люди, чьи гены исправились спустя несколько поколений и стали такими же, как до воздействия. Иммунитет к Сыворотке Симуляции — лишь совпадение, не все, у кого он есть, являются дивергентами.
Известные дивергенты: [ ]
Считается, что большинство дивергентов рождаются в Отречении, однако некоторые представители происходят и из других фракций. Также много дивергентов есть среди афракционеров.