Дивергентное мышление что это
Дивергентное мышление: особенности, способы развития
Для того чтобы человеку эффективно справляться с проблемами, появляющимися на жизненном пути, нужно обратить внимание на развитие некоторых важных характеристик мышления. Изучая вопросы мышления и интеллекта, американский психолог Джой Гилфорд в 60-х годах ХХ века разработал теорию креативности, согласно которой человеческое мышление может быть направленным на одновариантное решение проблемы по чёткому алгоритму (конвергентное мышление), а может предполагать обширную вариативность решения одной проблемы (дивергентное мышление). Давайте разберёмся, в чём ценность дивергентного мышления и его значение для успешного решения любых задач.
Вы можете более детально и качественно изучить и проработать один из методов развития дивергентного мышления – «ТРИЗ на практике» – наша онлайн-программа, которая поможет оценить ваш творческий потенциал, узнать способы его развития, прокачать свои творческие способности, чтобы мыслить нестандартно и легко решать трудные задачи.
Особенности мышления
Главная роль в деле поиска оптимальных решений, в том числе и генерации идей, принадлежит мышлению. Суть мышления – в поиске ответов и стремлении к осмыслению действительности. Когда человек размышляет, он активизирует множество процессов умственной деятельности: внимание и наблюдение, любознательность и воспоминания, оценку и интерпретацию, воображение и фантазию, память и познание.
Бывает так, что человек хорошо образован, он много знает. Все ли такие люди могут с успехом решать жизненные и профессиональные проблемы? Наличие большого количества знаний у человека вовсе не гарантирует ему то, что он сумеет быстро и по делу воспользоваться этим багажом. Столкнувшись со сложной задачей, даже эрудит может потеряться и не отреагировать быстротой и качеством предлагаемого решения. В этом случае важно уметь качественно мыслить. А научиться мыслить быстро и к тому же, предлагая несколько вариантов решения проблемы, поможет развитие творческого мышления, одним из видов которого является дивергентное мышление.
Характеристики дивергентного мышления
«Гилфорд – первый, кто начал рассматривать интеллект с разных сторон. Он описал 120 разнообразных способностей интеллекта и 15 факторов их определения. Дивергентное мышление относится к важнейшим операциям ума в процессе обработки информации».
Итак, дивергентное мышление – (от лат. divergere «расходиться, отклоняться») – это способность человека выдать большое количество решений, основанных на одних и тех же данных.
А конвергентное мышление – (от лат. cоnvergere – «сходиться к одному центру») – это фокусировка человека на одном главном решении проблемы. Дивергентное мышление – это способность искать решение проблемы в разных направлениях. С помощью каких механизмов это происходит? Гилфорд считал, что дивергентность – это основа креативности, основными показателями которой являются беглость, гибкость, продуктивность и сложность (разработанность). Учитывая возможный вклад указанных показателей, дивергентный ум ищет инновационные пути и нестандартные идеи. Таким образом, ценность обладателя дивергентного мышления в том, что он сможет быстро и продуктивно предложить несколько вариантов идей, одна из которых и станет лучшим решением.
Как развивать дивергентное мышление?
Чтобы стать человеком, способным быстро вырабатывать большое количество идей, причём оригинальных, неповторимых, хорошо проработанных, можно использовать следующие методы и упражнения для каждого навыка:
С помощью этих простых методов и упражнений вы сможете значительно улучшить продуктивность мышления и приобрести способность неординарно подходить к решению задач.
«Рекомендация. Отрабатывайте навыки активизации дивергентного мышления в парах. Взаимообучение — один из самых эффективных способов тренировки ума».
Как вы считаете, чем может помочь дивергентное мышление в вашей профессиональной деятельности?
Дивергентное и конвергентное мышление – что это такое и поддается ли развитию
Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости блога!
Наверняка вам вспомнится чья-то история о том, как заядлый троечник в будущем становился богатым и успешным. В психологии выделяется два основных типа мышления, но традиционное школьное образование делает упор только на одном. Сегодня мы поговорим о двух типах, ведь конвергентное и дивергентное мышление – это как две стороны одной медали.
Я расскажу, что это за типы мышления, в чем их различия и поддаются ли они развитию в зрелом возрасте.
Определения понятий
Долгое время основой мыслительного процесса считали логику. Даже в переводе с древнегреческого логика – это наука о правильном мышлении и способность к рассуждению. В школах и по сей день способность рассуждать логически находится в основе успешного обучения.
Тип мышления, направленный на решение различных задач с помощью четкого алгоритма действий, называется конвергентным.
Именно этот тип мы задействовали на уроках алгебры, когда с помощью новой изученной формулы искали решение задачи. Правильный ответ был только один. Простыми словами, конвергентное мышление предполагает поиск единственно верного решения на основе уже имеющихся данных.
К середине XX века люди поняли, что в решении сложных нестандартных задач логика нередко оказывается бессильна. Причина в линейности и однонаправленности такого типа мышления. Зато подобные дилеммы легко решались людьми с творческой жилкой, которые терялись перед логическими задачами. Дело было в ином типе мыслительных процессов.
Дивергентное мышление – это метод творческого мыслительного процесса, который заключается в поиске множества верных решений одной и той же проблемы или задачи.
Первым, кто начал заниматься исследованием логического и творческого мышления и дал им названия дивергентного и конвергентного, был американский психолог и профессор Джой Пол Гилфорд.
В чем разница
Чтобы нагляднее показать вам различия этих двух типов мышления, я тезисно перечислю характеристики каждого из них.
Итак, конвергентное, или логическое мышление, предполагает фокусировку человека на одном главном решении проблемы и ищет только один ответ. Базируется на фактах, аргументах. Если оно не находит тот самый единственный путь, то делает вывод, что задача нерешаемая.
Если логическое идет по проторенной, более короткой и надежной дороге, то к дивергентному мышлению это не относится, ведь оно открывает новые неизведанные тропинки. Именно там можно случайно найти что-то необычное и уникальное.
Но можно ли говорить о том, что дивергентное мышление лучше конвергентного или о том, что они являются взаимоисключающими? Разумеется, нет. Во-первых, не всегда нужно усложнять и изобретать велосипед. Во-вторых, в человеке могут легко уживаться оба типа. Просто логике нас целенаправленно учат 10 лет, а творческое восприятие зачастую приходится развивать самому.
Основные черты дивергентного мышления
В психологии выделяют четыре основных свойства мышления по дивергентному типу:
В педагогике также выделяют еще одну особенность дивергентного мышления – способность к самостоятельному обучению и развитию посредством интуитивного чувствования.
Диагностика и оценка
Автор концепции линейного и нелинейного типов мышления Джой Гилфорд разработал комплекс диагностических тестов, которые позволяют обнаружить и оценить уровень дивергентности мышления человека.
Эта методика оценивает 4 составляющие креативности:
Всего в методике Гилфорда содержится 14 тестов с самыми разными заданиями. Но ввиду своей сложности широкую популярность среди психологов они не получили.
Позже эти тесты были доработаны другим американским психологом Элисом Полом Торренсом. Он пересмотрел критерии оценки и адаптировал их под разные возрастные категории. В результате методики Торренса стали более понятными и превратились в доступный инструмент выявления творческого потенциала.
Самый известный оптимизированный тест представляет собой 10 простых абстрактных рисунков, которые нужно завершить до осмысленных изображений, а также присвоить им названия. Результаты оцениваются по 4 критериям:
У Торренса есть и другие методики, например, звуковые и вербальные. Но тест с рисунками нашел больший отклик как у школьных психологов, так и у специалистов, занимающихся профотбором сотрудников.
Факторы, которые мешают развить нелинейное мышление
Наиболее развитым дивергентным мышлением наделены дети. Их разум открыт для всего нового, ими не управляют догмы и предрассудки, у них богатое воображение и большое желание учиться и развиваться.
Позже нашу детскую креативность “запихивают” в рамки школьной программы и общественного мнения. Мы начинаем замечать, что балом правит логика, а творчество зачастую не приносит успеха. Так в нас погибает творец и рождается мыслительная машина.
Но далеко не только образование и социум мешают развитию в нас дивергентности. Рассмотрим, что относится к факторам, которые тормозят скорость и эффективность воспитания нелинейного мышления:
Как развить
Как уже выяснили, все мы рождаемся креативными. Штампы и сухие подходы закладываются в нас позже. И чем более зрелым становится возраст, тем сложнее дается любое обучение. В стремлении развить дивергентное мышление многим придется формировать навыки буквально с нуля и будить то, что было глубоко закопано в подсознании и забыто.
Исходя из наличия факторов, перечисленных в предыдущем разделе, степень угнетения дивергентности у каждого своя, а потому и усилия для перехода к новому типу мышления будут у всех разными.
Вот основные способы развития:
Заключение
Мы с вами выяснили, что такое дивергентное мышление и чем оно отличается от конвергентного.
Человеку для достижения успехов важны оба типа. А потому нельзя сказать, что лучше быть творческим, чем логически развитым. Для наилучших результатов и достижения целей должны гармонично взаимодействовать оба типа мышления.
А на ваш взгляд, какой тип более полезен? Поделитесь в комментариях.
Напоследок оставлю ссылки на статьи, которые могут быть вам полезны:
Дивергентное мышление: как прокачать свои креативные навыки
Что такое дивергентное мышление
Дивергентное мышление — метод творческого открытия, который помогает придумать наибольшее количество решений одной проблемы или задачи. Человек с развитым дивергентным мышлением быстро генерирует нестандартные и неожиданные идеи.
Мы используем дивергентное мышление, например, когда ищем прорывные идеи для стартапа, думаем над темой курсовой работы или создаем новое блюдо из всего, что осталось в холодильнике.
Дивергентное и конвергентное мышление
Американский психолог Джой Гилфорд изучал структуру интеллекта человека и предположил, что мы используем два типа мышления для решения задач — дивергентное и конвергентное.
Дивергентное мышление помогает отвечать на открытые вопросы вроде «Чем заняться в эти выходные?», а конвергентное — на закрытые, у которых есть только один правильный ответ, например, «Кто выиграл чемпионат мира по футболу в прошлом году?»
Конвергентное мышление — это способность анализировать возможности и находить наиболее оптимальные решения. Мы используем конвергентное мышление, когда фокусируемся на одной основной идее и прорабатываем ее, словно решаем математическую задачу. Например, когда мы считаем бюджет на проект, мы используем конвергентное мышление.
Может показаться, что конвергентное и дивергентное мышление — взаимоисключающие процессы. Но это не совсем так. Это часть одного процесса поиска решений и проверки их жизнеспособности.
Мы используем дивергентное мышление, чтобы подобрать самые оригинальные и нестандартные способы решения проблем. Потом в ход идет конвергентное мышление и отсеивает нежизнеспособные идеи. Затем опять «включается» дивергентное мышление — и ищет способы реализации идей, которые прошли отсев. И этот цикл может повторяться несколько раз — до тех пор, пока мы не проработаем окончательное решение.
Тест на дивергентное мышление
Проверить, насколько у вас развито дивергентное мышление, можно с помощью теста альтернативных применений (The Alternative Uses Test): выберите любой предмет, например зубочистку, и придумайте ему как можно больше разных применений. Например: зубочистка может стать пером для письма, строительным материалом для миниатюрной избушки или чем-то еще.
Чтобы усложнить задачу, можно ограничить время до 2–3 минут. Этого будет достаточно, главное — придумать максимальное количество альтернативных применений выбранному предмету. Основной фокус должен быть именно на количестве идей.
Результаты теста оценивают по четырем критериям: беглости, оригинальности, гибкости и качеству проработки.
Беглость — это общее количество уникальных идей. Вычеркните все повторяющиеся варианты и посчитайте остаток. Конкретных показателей количества идей, к которым следует стремиться, не существует. Если вы вышли за пределы двух-трех самых очевидных вариантов — уже хорошо.
Оригинальность оценивает, насколько ваши идеи необычны и далеки от стандартного применения предмета.
Чтобы оценить гибкость мышления, объедините все сгенерированные идеи в категории. Если вернуться к примеру с зубочисткой, то идеи «макать ее в чернила и писать на бумаге» и «рисовать на песке» попадут в одну категорию. Чем больше категорий образовалось — тем выше показатель.
Качество проработки. Он оценивает, насколько идеи применимы и полезны в жизни.
При оценке результатов используйте десятибалльную шкалу для критериев оригинальности и качества проработки.
Идея | Оригинальность | Качество проработки |
---|---|---|
Кирпич в качестве подпорки для двери | 6 | 5 |
Кирпич в качестве оружия | 3 | 4 |
Кирпич в качестве строительного материала | 1 | 9 |
Кирпич вместо подставки под сковороду | 7 | 3 |
Разбить кирпичом окно | 2 | 7 |
Как развить дивергентное мышление
Дивергентное мышление можно развить с помощью специальных упражнений. Вот четыре упражнения, с которых можно начать.
Тест Гилфорда. Тест альтернативных применений — неплохое упражнение. Если проводить его регулярно, есть шансы улучшить свои показатели и научиться генерировать больше идей.
Синектика. Это метод мышления, основанный на подборе аналогий и поиске схожих качеств в предметах, которые изначально между собой не связаны. Например, попробуйте придумать три общих черты Финского залива и реки Тибр.
Сам термин synectics ввели в использование психолог Уильям Гордон и писатель Джордж Принс. Они же разработали целую методологию коллективной креативной генерации идей с одноименным названием.
Десять новых идей. В течение недели каждый день придумывайте 10 идей на какую-либо тематику. В понедельник, например, можно придумать 10 идей для стартапа, а во вторник — 10 способов перепланировать вашу спальню. И так до воскресенья. Эта техника развития креативного мышления предложена писателем и предпринимателем Джеймсом Альтушером.
Сумасшедшая восьмерка. Техники дивергентного мышления можно сразу применять на практике. Например, во время рабочего брейншторма.
Максим Шпаковский, основатель направления дизайн-спринтов Focus агентства Aventica рассказывает, как это происходит в их команде:
«Чтобы переключиться в режим созидания, мы используем упражнение «сумасшедшая восьмерка», разработанное в рамках методологии дизайн-спринтов Джейка Кнаппа. Каждый участник команды берет лист бумаги и делит его на восемь равных частей — «экранов». И задача заключается в том, чтобы изобразить на каждом «экране» новое решение поставленной задачи. Например, если мы придумываем концепцию нового продукта, то каждый участник будет рисовать по восемь разных баннеров с вариантами ценностного предложения и визуала. Усложняется все тем, что на каждый вариант дается всего одна минута.
Обычно первые четыре варианта — это идеи, которые лежат на поверхности. А дальше людям приходится, не теряя темпа, генерировать новые решения за одну минуту. И зачастую это дает интересные результаты, помогает хорошо разогнать голову».
Дивергентное мышление что это
Завершая свое школьное образование, наши дети проходят через систему ЕГЭ, которая нацелена прежде всего на оценку способности механического воспроизведения заученного материала. Факты, даты, имена, формулы, — все это, вне всякого сомнения, должно быть усвоено каждым образованным человеком, стать его интеллектуальным багажом на всю жизнь. Однако смогут ли наши дети использовать этот багаж, превратить его из простого набора деталей в действенный инструмент, позволяющий ориентироваться в быстро меняющемся мире, оценивать множество переменных и в результате принимать правильные решения на основе выбора из нескольких альтернативных вариантов?
Это зависит от их умения использовать различные виды мышления.
ДВА ВИДА МЫШЛЕНИЯ
Сорок с лишним лет назад американский психолог Дж.Гилфорд описал два различных вида мышления, которыми пользуется человек: конвергентное и дивергентное. Конвергентным он предложил назвать мышление, с помощью которого мы на поставленный вопрос находим единственно правильный ответ.
Иными словами, конвергентное мышление позволяет нам отвечать на простейшие, базовые вопросы: что? Кто? Где? Когда? В какой последовательности? При необходимости эти вопросы развертываются в более сложные конструкции, например, кулинарные рецепты, должностные инструкции и инструкции по пользованию техникой…
Такой вид мышления незаменим в повседневной жизни, он позволяет нам ориентироваться и действовать в однородной среде, в условиях повторяющихся явлений и в предсказуемых, ранее описанных ситуациях. На этой основе формируются четкие и мало подверженные изменениям алгоритмы, дающие нам возможность принимать правильные решения в привычной обстановке.
Именно такие навыки и воспитываются и закрепляются в школе и оцениваются с помощью системы ЕГЭ.
В отличие от конвергентного мышления, дивергентное ориентировано на работу в сложной среде, предполагающей наличие не единственного рабочего алгоритма действий, но некоего набора альтернативных вариантов, из которых необходимо выбрать оптимальный.
Сразу следует подчеркнуть, что потребность в умении эффективно пользоваться навыками дивергентного мышления особенно востребована сегодня, в условиях быстрого роста информационных потоков, постоянных изменений технологий. Все это настоятельно требует от каждого человека умения быстро адаптироваться, искать и находить нетривиальные решения, осваивать незнакомые навыки работы и общения.
Главные вопросы, с которыми имеет дело дивергентное мышление – это: как? Каким образом? Почему именно так? Зачем так, а не иначе? Можно ли как-то иначе? Что будет, если?
Заметим, что эффективно оперировать с подобными вопросами невозможно без базовых знаний, без того багажа, который собран с помощью конвергентного мышления. Дивергентное мышление дает нам возможность превратить этот багаж в полезные рабочие инструменты, пригодные к использованию в самых разнообразных, даже совершенно незнакомых нам ситуациях. Тем более, в тех, что не описаны в инструкциях, а таковых в нашей жизни большинство!
КАК ОСВОИТЬ ПРИЕМЫ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ?
Сразу следует оговориться, что обучение навыкам дивергентного мышления требует особых методик, отличных от тех, что используются в подготовке к ЕГЭ. Простого, линейного усвоения знаний для этого недостаточно. Нужно научиться комбинировать эти знания, как детали конструктора.
Навыки дивергентного мышления позволят вам:
— оперировать информацией в ситуации неопределенности,
— генерировать различные подходы к поставленной задаче,
— понимать, что одну и ту же задачу можно решать разными способами,
— уметь отличать задачи с единственно правильным решением от задач, допускающие выбор оптимального решения из нескольких одинаково правильных,
— формулировать критерии оценки эффективности различных решений,
— оптимизировать свои действия в соответствии с требованиями ситуации
и еще многое-многое другое.
Ученные-психологи установили, что для развития навыков дивергентного мышления у взрослых и у детей можно использовать весьма схожие методики. Например, в любом возрасте можно с успехом проделывать различные упражнения.
Вот ряд таких упражнения, доступные любому:
«В ЧУЖОЙ ОБУВИ»
Постарайтесь взглянуть на ту или иную жизненную ситуацию или проблему со стороны, глазами другого человека. Представьте, как бы он оценил их, как стал бы действовать. При этом стремитесь понять разницу между вашими оценками и действиями и оценками и действиями другого человека.
Научиться «надевать чужую обувь» можно в процессе общения. Беседуя с людьми, стремитесь понять логику их рассуждений, причины высказываемых мим суждений. Осваивайте альтернативные точки зрения!
«ФОТОГРАФ-ПРОФЕССИОНАЛ»
В чем разница между фотографом-любителем и фотографом-профессионалом? Любитель ищет интересный кадр, фиксирует его и переходит к следующему. Профессионал же, найдя нужный ему кадр, будет «обрабатывать» его несколько раз, меняя ракурс, постановку, фильтры, расстояние и т.п. А затем, в спокойной обстановке, выберет из множества сделанных фотографий ту, что удовлетворит его в наибольшей степени.
Попробуйте использовать эту логику. Решая некую задачу, не останавливайтесь на первом варианте решения, каким бы здравым он ни представлялся. Отложите его и попробуйте еще несколько вариантов: вполне возможно, что найдется что-то и получше. Если же ни один из них не будет лучше первого, это только укрепит вас в вашем первоначальном выборе.
«ПЕРЕПИСЧИК»
Попробуйте переписать только что прочитанный текст, стараясь сохранить содержащиеся в нем информацию и логику изложения, так, чтобы он выглядел как новый.
Дивергентное мышление: новый подход к решению старых задач. Что собой представляет эта парадигма умственной деятельности и можно ли развить необходимые навыки?
Мышление в психологии и нейрофизиологии рассматривается как процесс конкретного или абстрактного, отвлеченного отражения реальности в психике субъекта, через объективизацию вещей, явлений и связей между ними. Классический способ, известный как конвергентное мышление, полагается на четкие законы и рамки, которые используются, чтобы привить академический стиль умственной деятельности. Именно такой парадигме учат школьников, студентов в странах бывшего Союза. Единственный ли это способ отражать реальность и находить истину? Нет, не единственный и сравнительно неэффективный во многих случаях, что не учитывается при планировании решения определенных практических вопросов.
Дивергентное мышление — это принципиально иная парадигма умственной активности, основанная на творческом начале и способности к парадоксальному мышлению, многовариантности выводов и результатов процесса деятельности. Что это такое, если говорить простыми словами? Нужно рассматривать дивергентное мышление в связке с конвергентным.
Если конвергентное или типичное основано на способности к линейному процессу, то иное — на многовариантном подходе. Примеры просты. Есть конкретная задача. Конвергентное мышление предполагает использование уже готового алгоритма, одного из подходов, что были разработаны ранее. Потому как результат будет гарантирован и понятен. Что касается второго подхода, человек применяет принципиально новые методики, модифицирует алгоритмы или использует свои, созданные на основе опыта. При этом результаты могут быть самыми разными, но всегда достигается полезный эффект.
Современные академические методики постепенно отступают, основное место занимают синкретичные методы умственной активности, основанные на линейности и многовариантности. Научиться дивергентному мышлению можно в любом возрасте. При правильном подходе.
Структура
В основе способности нестандартно подходить к задачам и вопросам лежит группа особенностей, которые составляют структуру названного способа деятельности. Их можно определить следующим образом.
Объекты
Подходы
Собственно, методология. Перечень методов, которые используются для оперирования объектами. Их систематизации, анализа, прикладного использования. Наиболее хорошо заметна методология при оценке материальной, преобразовательной деятельности человека. Например, в работе изобретателя, инженера-механика и пр.
Если конвергентный подход предполагает некую академичность и даже шаблонность, действие по конкретному алгоритму, дивергентное мышление требует творческого переосмысления заданных стандартов. Новых принципов манипуляции объектами. Если утрировать: повар с конвергентным подходом строго следует технологической карте, рецепту и ни на йоту от них не отступает. С нелинейным — старается модифицировать рецепт, чтобы добиться большего эффекта, улучшить вкус, снизить себестоимость без ущерба качеству, ускорить процесс приготовления. Словом — оптимизировать работу и добиться лучшего результата.
Идеи
В основе идей лежит конкретная концепция, основанная на примерных способах влияния на объекты, их сочетания, отношения. Это интегральный компонент.
Если сравнивать со структурой конвергентной парадигмы, все более просто, человек использующие такой метод имеет больше свободы для самовыражения и поиска нетривиальных способов деятельности. Линейный стиль имеет более жесткую структуру, обладает рамками:
Определение дивергентного типа мышления изначально предполагает не логический и тем более не чисто механический, а творческий подход. Поскольку структура дает больше свободы, человеку куда труднее на начальных этапах воспользоваться столь широкими возможностями. Дивергентному мышлению нужно учиться. Это практическая группа навыков. Однако, как ни странно, этот метод куда более эффективный, если нужно решать задачи, не предполагающие единого подхода.
Согласно теоретическим и практическим исследованиям, наибольшая эффективность достигается при возможности переключаться между разными парадигмами или использовать их параллельно.
Основные черты дивергентного мышления
Основные свойства названной методологии основаны на качествах интеллектуальной активности, присущих творческим людям, с развитой креативностью. Среди характеристик:
Важное свойство. Каждый раз при решении задачи человеком, его мозг накапливает опыт. В дальнейшем он используется в качестве отправной точки или материала для разрешения других задач. При накоплении некоей критической массы опыта в сочетании с развитыми когнитивными способностями, формируется интуиция. Подсознательное умозрительное явление, при котором человек уже примерно представляет, куда нужно двигаться для разрешения вопроса.
Беглость процесса — необходимое свойство. Характеризуется появлением большого количества мыслей. Многие из них не имеют никакого смысла. Однако наличие обильного потока информации вовне создает условия для разрешения задачи. Поскольку появляется материал для дальнейшего использования.
Большое количество мыслей для неподготовленного человека является значительной трудностью. Поскольку нужно из огромного роя сырого материала «выудить» идеи и методики, которые будут эффективны при решении конкретного вопроса. Подобное приходит с опытом и требует постоянной практики.
Необходимо, чтобы решения были нетривиальными. Как правило, люди с дивергентным развитым мышлением способны необычным образом смотреть на уже привычные для всех вещи, находить им новые сферы применения и пр. Это важное свойство. Шаблоны, много раз использованные пути не относятся к дивергентному мышлению и являются продуктом академического «зомбирования». Хотя не всегда это плохо.
Способность быстро переключаться с мысли на мысль, использовать идеи из разных областей знаний, находить неявные связи между объектами и явлениями.
Парадоксально, но наиболее развито дивергентное мышление у детей. У дошкольников в особенности. Это результат работы богатого воображения, открытости, готовности учиться. Постепенно общество и его институты, в частности школа, высшее учебное заведение, угнетают это творческое начало, и человек начинает мыслить тривиально. Необходимо формировать навыки заново и «будить» те, что давно затихли и находятся в глубине подсознания.
Принципиальные отличия от линейного или конвергентного метода
Принципиальных отличий дивергентного мышления несколько:
При работе с группой объектов и методов, такой индивид достигает группы результатов, каждый из которых удовлетворяет поставленной цели, критериям эффективности, которые были выработаны до начала деятельности. Конвергентный подход предполагает четкий алгоритм достижения конкретной цели. И никак иначе. Особенно хорошо заметны методы такой парадигмы в технической активности с творческим компонентом, программировании и пр. Создать программу можно разными способами, однако хороший специалист стремится проработать несколько вариантов и выбрать оптимальный по расходу ресурсов машины и конечному результату.
Напряжение сил всего мозга (работает как правое, так и левое полушарие).
Особенности парадигмы определяются большей свободой, широтой восприятия, чувствительностью субъекта. Необходимые качества придется развивать.
Можно ли развить дивергентное мышление, если да — то как это сделать
Люди изначально рождаются с дивергентным типом мышления. Воображение, оригинальность и прочие качества присущи от природы. Академические сухие подходы, штампы и шаблоны закладываются позже. Подобный метод угнетается, но у всех в разной мере. Потому и усилия, необходимые для нового подхода требуются неодинаковые. В деле развития дивергентного мышления используются различные методики. Наиболее эффективны следующие две:
Есть и другие методики. Например, поиск ассоциаций. Алгоритм примерно тот же. Выбор конкретного предмета для размышлений. Поиск ассоциаций. С чем объект ассоциируется и почему. Чем больше связей встроено — тем лучше.
В день нужно выделять на это несложное занятие примерно 30-50 минут. Можно больше, если есть такая возможность.
В психологии предлагаются дополнительные способы быстрого развития необходимых навыков. В том числе, нужно как можно больше применять новые методики к практическим задачам. Стремиться решить их несколькими путями. На начальном этапе сделать это будет не так просто. По мере накопления опыта дивергентное мышление станет превалирующим и уже привычным.
Развитие необходимой методической базы возможно в детские годы. Но наиболее эффективно проведение занятий в ранний подростковый период. Это позволит сохранить творческое начало и не утратить оригинальности мыслительной деятельности.
По мере готовности к более длительным занятиям, можно использовать целый комплекс упражнений:
Необходимо за одну минуту составить список слов, которые заканчиваются на определенную букву. Можно чередовать, перебирая весь алфавит. Эффективен подобный анализ на иностранных языках. Это задействует дополнительные ресурсы головного мозга. По мере прогресса, можно усложнять задачу. Чтобы слова заканчивались на две определенные буквы, имели окончания и т. д.
Представляет собой семантический анализ слова. Требуется из одного составить как можно больше. Время опять же ограничено.
За основу берут уже конкретную ситуацию. Бытовую или профессиональную. По желанию. Далее нужно назвать как можно больше методов ее разрешения. В течение 1-2 минут. Временной интервал необходим для интенсификации интеллектуальной активности.
Хорошо помогают неспецифические тесты, на уровень интеллекта и прочие. Они направлены на развитие логической составляющей умственных способностей. Однако же, могут применяться и для систематического формирования дивергентного мышления. Но только в комплексе.
На вопрос как развить дивергентное мышление также можно ответить рекомендацией заниматься творчеством. Изобразительным или же прочими видами, музыкой. Важно уделять занятиям каждый день определенное количество времени, не делая длинных перерывов в несколько дней и продолжительнее.
Работать над развитием можно вместе с психологом. По желанию.
Методы проверки качества деятельности мозга, степени развитости дивергентного мышления
Проверить степень развития необходимых навыков можно теми же самыми способами. Каких-либо специализированных тестов нет. Вопрос решается специалистами по психологии. Если говорить о самопроверке, необходимо нащупать начальную точку. То есть выполнить упражнения на время. Затем спустя неделю или больше повторить исследования и сверить результаты в числовом и временном выражении с тем, что было ранее. При условии систематических даже непродолжительных занятий положительные результаты не заставят себя долго ждать.
Таким образом рекомендуется самостоятельно «диагностироваться» раз в две недели или месяц. По собственному желанию и усмотрению.
Факторы, тормозящие скорость и эффективность развития процессов умственной деятельности нелинейного типа
На эффективность и качество развития дивергентного мышления влияет множество факторов с самых ранних лет. Некоторые поддаются сознательному контролю, но не все и не всегда.
Психотип
Некоторые индивиды более склонны к сенситивности, творческому подходу, креативности. Это меланхолики, интроверты, представители шизоидной акцентуации. Чем больше присутствует качеств, дающих преимущество, тем легче добиться конечного результата. Требуется меньше усилий.
Воспитательные методы
При императивном подходе, когда ребенку задают жесткие критерии поведения и деятельности в стиле «делай так потому что я так сказал(а) или потому что так нужно», изначально снижается степень мотивации, угнетается инициатива. Это крайне негативно сказывается на развитии в целом. Делает человека безвольным и вялым. Справиться с этим в поздние годы будет сложно. Хотя и возможно.
Подходы к обучению
Современная школа, по крайней мере, в условиях бывшего Союза, не признает индивидуального подхода. Обучение проходит по шаблону. Задача заключается в стандартизации личности, нивелировании индивидуальных неповторимых качеств. Подгонке человека под жесткие критерии. Это не способствует мышлению в принципе. Либеральный подход, напротив, дает раскрыться творческому потенциалу.
Особенности окружения
Если человек находится в интеллектуальной среде, ему куда легче в нее вписаться за счет преемственности навыков, знаний, особенностей умственной активности.
Состояние здоровья
Некоторые психические заболевания делают развитие дивергентного мышления в принципе невозможным. Будь то тяжелые формы шизофрении, олигофрении и прочие. Напротив, ряд расстройств повышает потенциал. Депрессии, БАР и прочие.
Дивергентное и конвергентное мышление — две стороны одной медали. Человек не способен мыслить только так или иначе, обычно при развитом интеллекте и тренировках начинают работать оба метода. Это дает наилучшие результаты. Развивать умственные способности лучше с ранних школьных лет. В наиболее подходящем возрасте. Такой дуализм мышления позволяет добиться наилучших результатов практически в любой деятельности.
Другие типы мышления: