Дивергентное поведение что это
Дивергентное мышление: особенности, способы развития
Для того чтобы человеку эффективно справляться с проблемами, появляющимися на жизненном пути, нужно обратить внимание на развитие некоторых важных характеристик мышления. Изучая вопросы мышления и интеллекта, американский психолог Джой Гилфорд в 60-х годах ХХ века разработал теорию креативности, согласно которой человеческое мышление может быть направленным на одновариантное решение проблемы по чёткому алгоритму (конвергентное мышление), а может предполагать обширную вариативность решения одной проблемы (дивергентное мышление). Давайте разберёмся, в чём ценность дивергентного мышления и его значение для успешного решения любых задач.
Вы можете более детально и качественно изучить и проработать один из методов развития дивергентного мышления – «ТРИЗ на практике» – наша онлайн-программа, которая поможет оценить ваш творческий потенциал, узнать способы его развития, прокачать свои творческие способности, чтобы мыслить нестандартно и легко решать трудные задачи.
Особенности мышления
Главная роль в деле поиска оптимальных решений, в том числе и генерации идей, принадлежит мышлению. Суть мышления – в поиске ответов и стремлении к осмыслению действительности. Когда человек размышляет, он активизирует множество процессов умственной деятельности: внимание и наблюдение, любознательность и воспоминания, оценку и интерпретацию, воображение и фантазию, память и познание.
Бывает так, что человек хорошо образован, он много знает. Все ли такие люди могут с успехом решать жизненные и профессиональные проблемы? Наличие большого количества знаний у человека вовсе не гарантирует ему то, что он сумеет быстро и по делу воспользоваться этим багажом. Столкнувшись со сложной задачей, даже эрудит может потеряться и не отреагировать быстротой и качеством предлагаемого решения. В этом случае важно уметь качественно мыслить. А научиться мыслить быстро и к тому же, предлагая несколько вариантов решения проблемы, поможет развитие творческого мышления, одним из видов которого является дивергентное мышление.
Характеристики дивергентного мышления
«Гилфорд – первый, кто начал рассматривать интеллект с разных сторон. Он описал 120 разнообразных способностей интеллекта и 15 факторов их определения. Дивергентное мышление относится к важнейшим операциям ума в процессе обработки информации».
Итак, дивергентное мышление – (от лат. divergere «расходиться, отклоняться») – это способность человека выдать большое количество решений, основанных на одних и тех же данных.
А конвергентное мышление – (от лат. cоnvergere – «сходиться к одному центру») – это фокусировка человека на одном главном решении проблемы. Дивергентное мышление – это способность искать решение проблемы в разных направлениях. С помощью каких механизмов это происходит? Гилфорд считал, что дивергентность – это основа креативности, основными показателями которой являются беглость, гибкость, продуктивность и сложность (разработанность). Учитывая возможный вклад указанных показателей, дивергентный ум ищет инновационные пути и нестандартные идеи. Таким образом, ценность обладателя дивергентного мышления в том, что он сможет быстро и продуктивно предложить несколько вариантов идей, одна из которых и станет лучшим решением.
Как развивать дивергентное мышление?
Чтобы стать человеком, способным быстро вырабатывать большое количество идей, причём оригинальных, неповторимых, хорошо проработанных, можно использовать следующие методы и упражнения для каждого навыка:
С помощью этих простых методов и упражнений вы сможете значительно улучшить продуктивность мышления и приобрести способность неординарно подходить к решению задач.
«Рекомендация. Отрабатывайте навыки активизации дивергентного мышления в парах. Взаимообучение — один из самых эффективных способов тренировки ума».
Как вы считаете, чем может помочь дивергентное мышление в вашей профессиональной деятельности?
Дивергентное мышление: как прокачать свои креативные навыки
Что такое дивергентное мышление
Дивергентное мышление — метод творческого открытия, который помогает придумать наибольшее количество решений одной проблемы или задачи. Человек с развитым дивергентным мышлением быстро генерирует нестандартные и неожиданные идеи.
Мы используем дивергентное мышление, например, когда ищем прорывные идеи для стартапа, думаем над темой курсовой работы или создаем новое блюдо из всего, что осталось в холодильнике.
Дивергентное и конвергентное мышление
Американский психолог Джой Гилфорд изучал структуру интеллекта человека и предположил, что мы используем два типа мышления для решения задач — дивергентное и конвергентное.
Дивергентное мышление помогает отвечать на открытые вопросы вроде «Чем заняться в эти выходные?», а конвергентное — на закрытые, у которых есть только один правильный ответ, например, «Кто выиграл чемпионат мира по футболу в прошлом году?»
Конвергентное мышление — это способность анализировать возможности и находить наиболее оптимальные решения. Мы используем конвергентное мышление, когда фокусируемся на одной основной идее и прорабатываем ее, словно решаем математическую задачу. Например, когда мы считаем бюджет на проект, мы используем конвергентное мышление.
Может показаться, что конвергентное и дивергентное мышление — взаимоисключающие процессы. Но это не совсем так. Это часть одного процесса поиска решений и проверки их жизнеспособности.
Мы используем дивергентное мышление, чтобы подобрать самые оригинальные и нестандартные способы решения проблем. Потом в ход идет конвергентное мышление и отсеивает нежизнеспособные идеи. Затем опять «включается» дивергентное мышление — и ищет способы реализации идей, которые прошли отсев. И этот цикл может повторяться несколько раз — до тех пор, пока мы не проработаем окончательное решение.
Тест на дивергентное мышление
Проверить, насколько у вас развито дивергентное мышление, можно с помощью теста альтернативных применений (The Alternative Uses Test): выберите любой предмет, например зубочистку, и придумайте ему как можно больше разных применений. Например: зубочистка может стать пером для письма, строительным материалом для миниатюрной избушки или чем-то еще.
Чтобы усложнить задачу, можно ограничить время до 2–3 минут. Этого будет достаточно, главное — придумать максимальное количество альтернативных применений выбранному предмету. Основной фокус должен быть именно на количестве идей.
Результаты теста оценивают по четырем критериям: беглости, оригинальности, гибкости и качеству проработки.
Беглость — это общее количество уникальных идей. Вычеркните все повторяющиеся варианты и посчитайте остаток. Конкретных показателей количества идей, к которым следует стремиться, не существует. Если вы вышли за пределы двух-трех самых очевидных вариантов — уже хорошо.
Оригинальность оценивает, насколько ваши идеи необычны и далеки от стандартного применения предмета.
Чтобы оценить гибкость мышления, объедините все сгенерированные идеи в категории. Если вернуться к примеру с зубочисткой, то идеи «макать ее в чернила и писать на бумаге» и «рисовать на песке» попадут в одну категорию. Чем больше категорий образовалось — тем выше показатель.
Качество проработки. Он оценивает, насколько идеи применимы и полезны в жизни.
При оценке результатов используйте десятибалльную шкалу для критериев оригинальности и качества проработки.
Идея | Оригинальность | Качество проработки |
---|---|---|
Кирпич в качестве подпорки для двери | 6 | 5 |
Кирпич в качестве оружия | 3 | 4 |
Кирпич в качестве строительного материала | 1 | 9 |
Кирпич вместо подставки под сковороду | 7 | 3 |
Разбить кирпичом окно | 2 | 7 |
Как развить дивергентное мышление
Дивергентное мышление можно развить с помощью специальных упражнений. Вот четыре упражнения, с которых можно начать.
Тест Гилфорда. Тест альтернативных применений — неплохое упражнение. Если проводить его регулярно, есть шансы улучшить свои показатели и научиться генерировать больше идей.
Синектика. Это метод мышления, основанный на подборе аналогий и поиске схожих качеств в предметах, которые изначально между собой не связаны. Например, попробуйте придумать три общих черты Финского залива и реки Тибр.
Сам термин synectics ввели в использование психолог Уильям Гордон и писатель Джордж Принс. Они же разработали целую методологию коллективной креативной генерации идей с одноименным названием.
Десять новых идей. В течение недели каждый день придумывайте 10 идей на какую-либо тематику. В понедельник, например, можно придумать 10 идей для стартапа, а во вторник — 10 способов перепланировать вашу спальню. И так до воскресенья. Эта техника развития креативного мышления предложена писателем и предпринимателем Джеймсом Альтушером.
Сумасшедшая восьмерка. Техники дивергентного мышления можно сразу применять на практике. Например, во время рабочего брейншторма.
Максим Шпаковский, основатель направления дизайн-спринтов Focus агентства Aventica рассказывает, как это происходит в их команде:
«Чтобы переключиться в режим созидания, мы используем упражнение «сумасшедшая восьмерка», разработанное в рамках методологии дизайн-спринтов Джейка Кнаппа. Каждый участник команды берет лист бумаги и делит его на восемь равных частей — «экранов». И задача заключается в том, чтобы изобразить на каждом «экране» новое решение поставленной задачи. Например, если мы придумываем концепцию нового продукта, то каждый участник будет рисовать по восемь разных баннеров с вариантами ценностного предложения и визуала. Усложняется все тем, что на каждый вариант дается всего одна минута.
Обычно первые четыре варианта — это идеи, которые лежат на поверхности. А дальше людям приходится, не теряя темпа, генерировать новые решения за одну минуту. И зачастую это дает интересные результаты, помогает хорошо разогнать голову».
Конвергентное и дивергентное мышление — какое лучше?
Чтобы сделать умственную работу эффективной, необходимо разобраться в тонкостях мышления. В психологии имеются несколько моделей, которые могут помочь построить собственную матрицу творческого мышления. Для примера, рассмотрим теорию о типах мышления американского психолога Джоя Гилфорда. В неё входит описание двух типов обработки информации – продуктивное конвергентное мышление и творческое дивергентное. Конвергентное («схождение») – направлено на поиск одного решения задачи, дивергентное («расхождение») – имеет множественную направленность поисков подходящих ответов к задаче, расхождение идей в разные стороны.
Структура общего мышления, описание
Процесс мышления запускает сбор и обработку информации на разных уровнях: семантическом, поведенческом, сенсорном, символическом, образном. Каждая такая единица принадлежит субъективному и объективному восприятию, различным представлениям, возникающим в данный момент или воспроизведением из долговременной памяти.
Процесс познания происходит, когда субъект воспринимает новую или уже знакомую информацию – объединяет зрительный образ и смысловой компонент.
В случае конвергентного мышления, человек анализирует и выстраивает последовательную цепочку событий или фактов, что неизбежно ведет к одному конкретному выводу (результату).
Когда человек применяет стиль дивергентного мышления, его познавательная способность идет в разных направлениях. Таким образом, дивергентное мышление использует компоненты сознания, чтобы с помощью их создать новый вариант решения задачи. Не всегда в процессе мышления восстанавливаются недостающие связи, но образуются и новые.
Компоненты сознания можно разложить на несколько типов единиц.
Первый тип – это изображение (образ, картинка), которое в целом принадлежит функции памяти. Хранение данной единицы происходит в целостном виде и содержит конкретную информацию. Например, конкретная синяя ваза, с отколотым горлышком и сухими цветами. Любая картинка позже может подвергнуться анализу в мышлении и разложится на отдельные компоненты.
Первичное запоминание этого типа информации происходит с помощью чувств – зрения, слуха, обоняния. Оно имеет вполне ощутимые характеристики — цвет, форму, плотность, местоположение.
Другой вид познавательных единиц – это символы. Они представлены в виде графических знаков – букв, цифр и т.д, которые образуют числовые и буквенные системы.
С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок вашего мышления по индивидуальной программе
Они также могут ассоциативно связываться с реальными образами, но имеют собственное внутреннее значение.
И третий вид – это смысл. Смысл – это достаточно абстрактная единица и для своего построения использует как значение одного слова, так и знак или целое предложение. В свою очередь, любое значение можно ассоциировать с определенным образом. Происходит трансформация от смысла к образу(графическому или аналогии с конкретным).
Все три вида единиц сознания используются в операциях мышления – анализа и синтеза. В результате анализа мы получаем: отношения, системы, преобразования и различные значения. Смысл, символы и образы составляют основу рационального интеллекта. Однако, в человеческое сознание включается и социальный интеллект, который предоставляет мышлению информацию о психическом состоянии субъекта – чувства, эмоции, впечатления. Все что ведет к самоосознанию.
Понятие дивергентного и конвергентного мышления
Дивергентное мышление
Как уже было сказано выше, дивергентное мышление для решения задачи пускает движение мысли сразу в нескольких направлениях. Если представить процесс познания, то он представляет собой незаконченный гештальт, недоработанную концепцию (образно сравнивая – узор). Конвергентное идет логическим путем, чтобы заполнить его максимально подходящей информацией. Дивергентное — за неимением подходящей информации, ищет альтернативный материал заполнения пустот. Значение имеет быстрота и эффективность нахождения ответа. Например, в тесте на легкость оперирования символическими единицами, надо найти десять слов на букву Р. Неважно, каким методом достигнут результат, важно, что он получен – гештальт заполнен. Формальная структура заполняется любым подходящим смыслом.
Дивергентное мышление подразумевает гибкость ассоциаций. Например, можно провести тест на перечисление возможностей одного предмета. К примеру, камня. Если по результатам теста отвечающий называет «строительство фундамента», «печи», «крепости», то он получат высокую оценку по продуктивности мышления, но низкую относительно спонтанности мышления. Все эти варианты синонимичны и подразумевают всего одно использование «строительство».
Но если отвечающий приводит примеры такие, как – «использования камня вместо молотка», «пресс для бумаги», «подпорка для двери», он получает высокую оценку по гибкости мышления. Каждый ответ в этом случае порождает новое значение и совершенно иной смысл.
К способности к такому виду продуктивности относится и функция преобразования единиц сознания. Разрыв старых ассоциативных связей и образование новых посредством комбинирования, например, путем сочетания реальных образов, включеним одного в другое частично или полностью. При такой умственной операции может игнорироваться разность или несовместимость образов.
Сюда же относится и семантическая приспособляемость, способность абстрагироваться от конкретного зрительного материала. Например, задача: из спичек сложен квадрат с шестью квадратными ячейками, необходимо убрать четыре спички, чтобы получилось три смежных квадрата. Для того, чтобы решить задачу, необходимо прибегнуть к понятию квадрата, его многозначительности. В этом случае визуальная величина фигуры не имеет значения. Человек с таким подходом складывает головоломку с легкостью.
Конвергентное мышление
Конвергентное мышление оперирует классами, категориями, объектами. Каждая категория описывает качество, свойство, функцию объекта в соответствии с его реальными качествами. Операции мышления проходят в рамках временной согласованности фактов и событий.
Если в конвергентное продуктивное мышление входит преобразование семантического (смыслового) содержания, то новая смысловая единица должна получить свое уникальное определение и категорию значения. Задачи на конвергентное мышление подразумевают абсолютно предсказуемый вывод на основе имеющихся данных. Например, найти в большей геометрической фигуре другие. В этом случае ничего нового не происходит, результат лишь подтверждает догадки.
В процессе решения задачи условия и информация заносятся в определенную категорию знаний. Промежуточные результаты соотносятся с требующимися знаниями из той же самой категории. Преобразование символов или смысла идет по четкому алгоритму, который представляет собой общепринятый шаблон действий. Конвергентное мышление исключает субъективную сферу: эмоции, впечатления, которые являются в некоторых случаях ресурсами сознания.
В чем разница конвергентного и дивергентного мышления?
Дивергентное и конвергентное мышление. Примеры. Какой тип лучше?
Традиционный подход (конвергентность) более надежный, рациональный. На уровне символов получается точное их совпадение (например, две одинаковых формы слова). Дивергентное порождает множество новых способов использование объектов (символов), однако, результат требует проверки соответствия с действительностью, адекватностью восприятия.
Дивергентное мышление использует различные подходы по восстановлению «разрушенного» или искаженного текста (смысла), преобразование семантических единиц. Оперирование образами дает распознавание аналогий, использование аналогии в качестве принципа действия для другого механизма. Например, аналогия, «сердце — насос».
Конвергентное мышление – трансформация смысла осуществляется в рамках одной категории.
Дивергентное – трансформация между категориями на разных уровнях сознания (рефрейминг). Любое выражение может использоваться как метафора, так и как конкретное описание ситуации. В сфере рекламы и маркетинга используется ряд методов, направленных на воздействие субъективной (эмоциональной) сферы человека.
Оба вида мышления важны для продуктивной работы сознания и достижения целей. Сочетание обоих видов оперирования информацией можно продемонстрировать на примере композитора. Сначала композитор руководствуется идеей и вдохновением, создает новый музыкальный мотив. Затем он доводит свое творение до конкретных сочетаний нот в рамках готовой системы. Использует формально те же самые символы для записей, что и другие музыканты. Придерживается гармоничного звучания для общего восприятия. Один тип мышления дополняет другой. Бывает так, что сначала человек перебирает все возможные варианты решения задачи, и если они не подходят под его представления, он использует творческий (дивергентный) подход.
Девиантное и дивергентное поведение.
Усвоение социальных норм – основа цивилизации.
Соблюдение этих норм определяет культурный уровень общества.
Девиантное поведение – отклонение от общепринятых норм.
Причем если любые поступки или действие не соответствует неписанным нормам – девиантное поведение.
Сквернословие, громкий возбужденный разговор, громкий смех.
Не нарушая законов, но противореча нормам поведения санкции: штраф, неодобрение.
Нарушение формальных, писанных норм – дивергентным (преступным).
Воровство, мошенничество, взяточничество, убийство.
Для одних –норма, для других – девианция.
Особенно часто девиантное поведение у подростков.
1) социальная незрелость
2) фзические особенности формирования организма (стремление испытать острые ощущения, любопытство)
3) недостаточная способность прогнозировать результат своих действий.
4) Гипертрофированное стремление быть независимым.
Дивергентное мышление: новый подход к решению старых задач. Что собой представляет эта парадигма умственной деятельности и можно ли развить необходимые навыки?
Мышление в психологии и нейрофизиологии рассматривается как процесс конкретного или абстрактного, отвлеченного отражения реальности в психике субъекта, через объективизацию вещей, явлений и связей между ними. Классический способ, известный как конвергентное мышление, полагается на четкие законы и рамки, которые используются, чтобы привить академический стиль умственной деятельности. Именно такой парадигме учат школьников, студентов в странах бывшего Союза. Единственный ли это способ отражать реальность и находить истину? Нет, не единственный и сравнительно неэффективный во многих случаях, что не учитывается при планировании решения определенных практических вопросов.
Дивергентное мышление — это принципиально иная парадигма умственной активности, основанная на творческом начале и способности к парадоксальному мышлению, многовариантности выводов и результатов процесса деятельности. Что это такое, если говорить простыми словами? Нужно рассматривать дивергентное мышление в связке с конвергентным.
Если конвергентное или типичное основано на способности к линейному процессу, то иное — на многовариантном подходе. Примеры просты. Есть конкретная задача. Конвергентное мышление предполагает использование уже готового алгоритма, одного из подходов, что были разработаны ранее. Потому как результат будет гарантирован и понятен. Что касается второго подхода, человек применяет принципиально новые методики, модифицирует алгоритмы или использует свои, созданные на основе опыта. При этом результаты могут быть самыми разными, но всегда достигается полезный эффект.
Современные академические методики постепенно отступают, основное место занимают синкретичные методы умственной активности, основанные на линейности и многовариантности. Научиться дивергентному мышлению можно в любом возрасте. При правильном подходе.
Структура
В основе способности нестандартно подходить к задачам и вопросам лежит группа особенностей, которые составляют структуру названного способа деятельности. Их можно определить следующим образом.
Объекты
Подходы
Собственно, методология. Перечень методов, которые используются для оперирования объектами. Их систематизации, анализа, прикладного использования. Наиболее хорошо заметна методология при оценке материальной, преобразовательной деятельности человека. Например, в работе изобретателя, инженера-механика и пр.
Если конвергентный подход предполагает некую академичность и даже шаблонность, действие по конкретному алгоритму, дивергентное мышление требует творческого переосмысления заданных стандартов. Новых принципов манипуляции объектами. Если утрировать: повар с конвергентным подходом строго следует технологической карте, рецепту и ни на йоту от них не отступает. С нелинейным — старается модифицировать рецепт, чтобы добиться большего эффекта, улучшить вкус, снизить себестоимость без ущерба качеству, ускорить процесс приготовления. Словом — оптимизировать работу и добиться лучшего результата.
Идеи
В основе идей лежит конкретная концепция, основанная на примерных способах влияния на объекты, их сочетания, отношения. Это интегральный компонент.
Если сравнивать со структурой конвергентной парадигмы, все более просто, человек использующие такой метод имеет больше свободы для самовыражения и поиска нетривиальных способов деятельности. Линейный стиль имеет более жесткую структуру, обладает рамками:
Определение дивергентного типа мышления изначально предполагает не логический и тем более не чисто механический, а творческий подход. Поскольку структура дает больше свободы, человеку куда труднее на начальных этапах воспользоваться столь широкими возможностями. Дивергентному мышлению нужно учиться. Это практическая группа навыков. Однако, как ни странно, этот метод куда более эффективный, если нужно решать задачи, не предполагающие единого подхода.
Согласно теоретическим и практическим исследованиям, наибольшая эффективность достигается при возможности переключаться между разными парадигмами или использовать их параллельно.
Основные черты дивергентного мышления
Основные свойства названной методологии основаны на качествах интеллектуальной активности, присущих творческим людям, с развитой креативностью. Среди характеристик:
Важное свойство. Каждый раз при решении задачи человеком, его мозг накапливает опыт. В дальнейшем он используется в качестве отправной точки или материала для разрешения других задач. При накоплении некоей критической массы опыта в сочетании с развитыми когнитивными способностями, формируется интуиция. Подсознательное умозрительное явление, при котором человек уже примерно представляет, куда нужно двигаться для разрешения вопроса.
Беглость процесса — необходимое свойство. Характеризуется появлением большого количества мыслей. Многие из них не имеют никакого смысла. Однако наличие обильного потока информации вовне создает условия для разрешения задачи. Поскольку появляется материал для дальнейшего использования.
Большое количество мыслей для неподготовленного человека является значительной трудностью. Поскольку нужно из огромного роя сырого материала «выудить» идеи и методики, которые будут эффективны при решении конкретного вопроса. Подобное приходит с опытом и требует постоянной практики.
Необходимо, чтобы решения были нетривиальными. Как правило, люди с дивергентным развитым мышлением способны необычным образом смотреть на уже привычные для всех вещи, находить им новые сферы применения и пр. Это важное свойство. Шаблоны, много раз использованные пути не относятся к дивергентному мышлению и являются продуктом академического «зомбирования». Хотя не всегда это плохо.
Способность быстро переключаться с мысли на мысль, использовать идеи из разных областей знаний, находить неявные связи между объектами и явлениями.
Парадоксально, но наиболее развито дивергентное мышление у детей. У дошкольников в особенности. Это результат работы богатого воображения, открытости, готовности учиться. Постепенно общество и его институты, в частности школа, высшее учебное заведение, угнетают это творческое начало, и человек начинает мыслить тривиально. Необходимо формировать навыки заново и «будить» те, что давно затихли и находятся в глубине подсознания.
Принципиальные отличия от линейного или конвергентного метода
Принципиальных отличий дивергентного мышления несколько:
При работе с группой объектов и методов, такой индивид достигает группы результатов, каждый из которых удовлетворяет поставленной цели, критериям эффективности, которые были выработаны до начала деятельности. Конвергентный подход предполагает четкий алгоритм достижения конкретной цели. И никак иначе. Особенно хорошо заметны методы такой парадигмы в технической активности с творческим компонентом, программировании и пр. Создать программу можно разными способами, однако хороший специалист стремится проработать несколько вариантов и выбрать оптимальный по расходу ресурсов машины и конечному результату.
Напряжение сил всего мозга (работает как правое, так и левое полушарие).
Особенности парадигмы определяются большей свободой, широтой восприятия, чувствительностью субъекта. Необходимые качества придется развивать.
Можно ли развить дивергентное мышление, если да — то как это сделать
Люди изначально рождаются с дивергентным типом мышления. Воображение, оригинальность и прочие качества присущи от природы. Академические сухие подходы, штампы и шаблоны закладываются позже. Подобный метод угнетается, но у всех в разной мере. Потому и усилия, необходимые для нового подхода требуются неодинаковые. В деле развития дивергентного мышления используются различные методики. Наиболее эффективны следующие две:
Есть и другие методики. Например, поиск ассоциаций. Алгоритм примерно тот же. Выбор конкретного предмета для размышлений. Поиск ассоциаций. С чем объект ассоциируется и почему. Чем больше связей встроено — тем лучше.
В день нужно выделять на это несложное занятие примерно 30-50 минут. Можно больше, если есть такая возможность.
В психологии предлагаются дополнительные способы быстрого развития необходимых навыков. В том числе, нужно как можно больше применять новые методики к практическим задачам. Стремиться решить их несколькими путями. На начальном этапе сделать это будет не так просто. По мере накопления опыта дивергентное мышление станет превалирующим и уже привычным.
Развитие необходимой методической базы возможно в детские годы. Но наиболее эффективно проведение занятий в ранний подростковый период. Это позволит сохранить творческое начало и не утратить оригинальности мыслительной деятельности.
По мере готовности к более длительным занятиям, можно использовать целый комплекс упражнений:
Необходимо за одну минуту составить список слов, которые заканчиваются на определенную букву. Можно чередовать, перебирая весь алфавит. Эффективен подобный анализ на иностранных языках. Это задействует дополнительные ресурсы головного мозга. По мере прогресса, можно усложнять задачу. Чтобы слова заканчивались на две определенные буквы, имели окончания и т. д.
Представляет собой семантический анализ слова. Требуется из одного составить как можно больше. Время опять же ограничено.
За основу берут уже конкретную ситуацию. Бытовую или профессиональную. По желанию. Далее нужно назвать как можно больше методов ее разрешения. В течение 1-2 минут. Временной интервал необходим для интенсификации интеллектуальной активности.
Хорошо помогают неспецифические тесты, на уровень интеллекта и прочие. Они направлены на развитие логической составляющей умственных способностей. Однако же, могут применяться и для систематического формирования дивергентного мышления. Но только в комплексе.
На вопрос как развить дивергентное мышление также можно ответить рекомендацией заниматься творчеством. Изобразительным или же прочими видами, музыкой. Важно уделять занятиям каждый день определенное количество времени, не делая длинных перерывов в несколько дней и продолжительнее.
Работать над развитием можно вместе с психологом. По желанию.
Методы проверки качества деятельности мозга, степени развитости дивергентного мышления
Проверить степень развития необходимых навыков можно теми же самыми способами. Каких-либо специализированных тестов нет. Вопрос решается специалистами по психологии. Если говорить о самопроверке, необходимо нащупать начальную точку. То есть выполнить упражнения на время. Затем спустя неделю или больше повторить исследования и сверить результаты в числовом и временном выражении с тем, что было ранее. При условии систематических даже непродолжительных занятий положительные результаты не заставят себя долго ждать.
Таким образом рекомендуется самостоятельно «диагностироваться» раз в две недели или месяц. По собственному желанию и усмотрению.
Факторы, тормозящие скорость и эффективность развития процессов умственной деятельности нелинейного типа
На эффективность и качество развития дивергентного мышления влияет множество факторов с самых ранних лет. Некоторые поддаются сознательному контролю, но не все и не всегда.
Психотип
Некоторые индивиды более склонны к сенситивности, творческому подходу, креативности. Это меланхолики, интроверты, представители шизоидной акцентуации. Чем больше присутствует качеств, дающих преимущество, тем легче добиться конечного результата. Требуется меньше усилий.
Воспитательные методы
При императивном подходе, когда ребенку задают жесткие критерии поведения и деятельности в стиле «делай так потому что я так сказал(а) или потому что так нужно», изначально снижается степень мотивации, угнетается инициатива. Это крайне негативно сказывается на развитии в целом. Делает человека безвольным и вялым. Справиться с этим в поздние годы будет сложно. Хотя и возможно.
Подходы к обучению
Современная школа, по крайней мере, в условиях бывшего Союза, не признает индивидуального подхода. Обучение проходит по шаблону. Задача заключается в стандартизации личности, нивелировании индивидуальных неповторимых качеств. Подгонке человека под жесткие критерии. Это не способствует мышлению в принципе. Либеральный подход, напротив, дает раскрыться творческому потенциалу.
Особенности окружения
Если человек находится в интеллектуальной среде, ему куда легче в нее вписаться за счет преемственности навыков, знаний, особенностей умственной активности.
Состояние здоровья
Некоторые психические заболевания делают развитие дивергентного мышления в принципе невозможным. Будь то тяжелые формы шизофрении, олигофрении и прочие. Напротив, ряд расстройств повышает потенциал. Депрессии, БАР и прочие.
Дивергентное и конвергентное мышление — две стороны одной медали. Человек не способен мыслить только так или иначе, обычно при развитом интеллекте и тренировках начинают работать оба метода. Это дает наилучшие результаты. Развивать умственные способности лучше с ранних школьных лет. В наиболее подходящем возрасте. Такой дуализм мышления позволяет добиться наилучших результатов практически в любой деятельности.
Другие типы мышления: