Как правильно выбрать дизайнера интерьера или архитектора: 5 советов с той стороны баррикады
Главная / Советы и идеи / Гид по выбору / Как правильно выбрать дизайнера интерьера или архитектора: 5 советов с той стороны баррикады
Катя Фигаро Tue, 07 Oct 2014 14:45:00 +0300
Вы уже задумывались над тем, чтобы нанять дизайнера? Представляли себе, как будет происходить ваше общение и сотрудничество? Чаще всего образ дизайнера интерьеров транслируется в виде молодой изящной девушки, с улыбкой перебирающей текстильные образцы. Из-за чего, к сожалению, кредит доверия к этой сложной и ответственной профессии только уменьшается.
Мы расспросили профессионального архитектора, ставшего уже нашим заслуженным консультантом, о его работе и сегодня постараемся развеять мифы и заблуждения, сложившиеся в последние годы и мешающие не только самим проектировщикам в полной мере исполнять свои функции, но и нам как заказчикам получать действительно красивые интерьеры.
Мито Мелитонян, архитектор
1. Чем занимаются дизайнеры интерьеров
— Когда вы начинаете поиск архитектора или дизайнера, необходимо определиться, для чего вам нужен подобный профессионал. Если вам необходимо оформить объём с построенными стенами, то вам скорее подойдёт дизайнер или декоратор. Если же у вас пустая квартира без внутренних стен и необходимо функционально грамотно распределить пространство, то обязательно обращайтесь к архитектору.
Я считаю, что дизайна интерьеров без архитектуры не существует. Человек, который принимает на себя обязательства по проектированию, должен обладать знанием архитектурной базы, а ещё лучше — иметь опыт работы на стройке, пусть и для собственного удовольствия.
Второе, на что обязательно стоит обратить внимание — это договор. Цены на проектирование по рынку в среднем одинаковые, только каждый понимает это по-своему. Состав работ должен быть определён с самого начала.
2. Дизайнер может работать с вами, даже находясь в другом городе. Но это не лучшая идея
— Теоретически это возможно. Однако практически такой вариант сотрудничества может быть продуктивен только если вы страстно желаете заполучить «проект от звезды», которая никак не может оказаться с вами в одном городе.
Очень показательным моментом является первоначальное знакомство с объектом и обмеры. Профессионал без этого не начнёт работу и сам будет настаивать на приезде. Также если человек просит прислать ему обмеры, а не делает их сам или кто-то из его подчинённых, считайте, что работа не сложится. Представить себя в пространстве, почувствовать его, зацепить детали — одна из самых важный частей в работе.
3. Читайте дизайнера по его портфолио
— Обратите внимание на то, в какой нише человек работает. К примеру, если в портфолио десять объектов, восемь из которых — жилые дома, а два — квартиры, совершенно очевидно, что перед вами профессионал именно в жилых интерьерах. Если же три проекта — жилые, четыре — общественные, два — фитнес-центры, а один вообще концептуальный, с одной стороны, это может сказать о разноплановости человека, а с другой — вы вряд ли поймёте, что ему ближе.
Дизайнер, которого вы нашли на сайтах фрилансеров, желая сэкономить, скорее всего, работу либо не доделает, либо вы останетесь недовольны качеством. У профессионала свой сайт, и он рекламирует себя именно там, а не на сайте фриланса.
4. Цена имеет значение в обоих направлениях
— Не стоит соглашаться на очень низкую стоимость проекта. Профессионал никогда не выставит цену ниже рыночной, разве только в особых случаях. Низкая цена говорит об отсутствии у человека заказов или низкой самооценке, что не может не отразиться на качестве работы.
Не требуйте от дизайнеров «выбивать» вам материалы по самым низким ценам. Основной «хлеб» лежит не в плоскости проектов, а в работе с поставщиками. Причём люди часто думают, что дизайнеры «обворовывают» клиентов. Хочу вас разуверить: найти хорошего поставщика, наладить с ним контакт, отработать несколько заказов, понять его слабые и сильные стороны — это работа, причём немалая, которая может длиться годами. Вы покупаете не скидки, вы покупаете мозги.
Чаще хвалите за проделанную работу и не ждите, что дизайнер всё придумает за вас — общайтесь. Если видите, что человек не может придумать что-то очень креативное, а предлагает простое решение — это не говорит о том, что у него нет фантазии. Архитектор — это семейный доктор, он делает то, чего не можете вы, именно поэтому вы его и пригласили. Попытайтесь стать ему другом, ведь чтобы сделать правильный интерьер, профессионал должен некоторое время думать как вы.
5. Дизайнеры лучше знают, что вам нужно
— Я условно разделяю архитекторов и дизайнеров на несколько категорий, исходя из их общения с заказчиком.
Первая категория — это люди, которые идут на поводу у клиента, руководствуясь правилом «любой каприз за ваши деньги». Здесь вариантов два: либо это люди, которым очень нужны деньги и они всеядно берут всё, лишь бы немного заработать, либо это второй подтип — не столько думающие о клиенте, сколько о набивании собственного кармана.
Вторая категория — это прямая противоположность первой. Люди, которые с невероятной яростью отстаивают собственную позицию и не слушают клиента. Тут тоже несколько подтипов.
Первый — это отличный профессионал, который нашёл свой стиль и имеет прекрасное видение объекта. Он вполне имеет право считать свой профессионализм настолько высоким, а себя грамотным, что пойдя на поводу у клиента может разрушить всю концепцию и тем более не выполнить задуманное. Либо же, в другом случае, такие дизайнеры настолько «выросли», что берут только ту работу, в которой могут полностью реализовать свои идеи по принципу «только так и никак иначе». Часто подобные маэстро оказываются правы и имеют достаточно большой опыт работы.
Второй подтип — это скандальные типы, чаще всего модные дизайнеры. Их уверенность порой граничит с наглостью, будучи «в образе» они «блюдут марку». Эти ребята могут закатывать истерики, кричать, обижаться и устраивать скандалы. С ними работать трудно, но они порой обладают тонким вкусом и пониманием современных тенденций. Результат может превзойти ожидания, а может испортить настроение и навсегда разуверить в этих людях. И те и другие знают, чего хотят и видят итог. К ним нужно обращаться только если вы готовы полностью довериться и наблюдать за процессом со стороны, выкладывая очередную порцию денежных средств.
Третья категория — люди, которые выслушивают, обсуждают, гнут свою линию, но при этом учитывают пожелания клиента и стараются найти компромисс.
Когда вы выбираете профессионала в этой области, смотрите портфолио. Современные технологии позволяют делать визуализацию интерьеров настолько хорошего качества, что её не отличить от реальности. Очень важно наличие реализованных работ. Нужно чтобы человек не только мог придумать что-то, но и чётко знал, как это реализовать. Попросите нарисовать конструктивный узел и сделайте вывод о понимании темы, даже если вы сами в этом ничего не смыслите. Профессионал расскажет всё очень терпеливо и доходчиво. Совершенно не обязательно, что портфолио вам понравится по стилю, смотрите больше на подход к проектированию.
Эпик батл «Дизайнер против Архитектора» продолжается в интернете годами. Представители этих профессий часто нелестно отзываются друг о друге. Краем уха всегда улавливала эту тему, но так никогда над ней подробно не задумывалась. А тут стало мне совсем прискорбно и возмущенно, захотелось даже внести свои пять копеек в общую грызню. Триггером столь бурных эмоций послужило вот это:
Дизайнер и архитектор — они как оперный и поп певцы. Движения одни и те же, а образ мышления и результат — разные. Как, впрочем, и оценка своего труда.
Во-первых, сама идея кажется мне несколько сомнительной. Мы что сравниваем, построенное здание в целом и отдельно его интерьер? Подход к планировкам? Только интерьер, который типа как архитектор сделает лучше, чем дизайнер? Во- вторых, почему столько негатива между смежными и нужными друг другу профессиями?
Разные мы. Мы может быть сидели за одной партой на одном факультете. Но профессия лепит.
Я это понимаю так: “Ой вы, гой еси, молодцы с Высшим! Архитектурным! Образованием, до чего докатилися, пошли диванчики на все согласным клиентам подбирать, а могли бы белым лебедем лететь/ мучаться от несправедливости этого сурового мира/ памятник себе воздвигать не рукотворный, а вы что? Эх, вы…”
Но это еще в мягкой форме высказывание высокообразованного человека. Есть, например, вот такое:
Точно. Я как дизайнер могу справится с простой задачей. Например, со знаками препинания, которых в этом фрагменте явно не хватает. Хотя, может, это тоже все моя склонность к излишним красивостям.
Или вот, смешная шняга:
Если же дизайнер ошибется и неправильно привяжет на плане люстру или унитаз, то назовет себя бунтарем в дизайне перед заказчиком.
Это клааасс)))) Наконец-то я поняла правильную стратегию поведения)))
Если жеу кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему. Иак. 1,5
Так что буду прикидываться Че и просить мудрости, она не помешает.
Многие в этих ругательных статьях и на форумах говорят о некомпетентности дизайнеров и о недостаточной масштабности и малом сроке жизни их работ.
По поводу первого: да, это правда. В Москве много некомпетентных дизайнеров. Много бывает и косяков у компетентных, они исправляют и стараются работать лучше. А разве архитекторы все компетентные? Строители все компетентные? Ведь эти профессии, между прочем, исторические, часто наследственные, регламентированы лучше и преподаются в нашей стране дольше, чем дизайн.
По поводу второго аргумента, что архитектура масштабна, а интерьер такой маааленький. Логично, что если здание большое снаружи, то внутри оно такого же размера. За вычетом толщины стен и отделочных материалов. Дизайнер работает с малыми формами – да, ок, это абсолютно так. Но тогда логическая цепочка получается следующей:
Источник фото: en.wikipedia.org
Это мне напоминает рисунки из Древнего Египта – размер персонажа обозначает его социальный статус. Фараон всегда изображался как самая крупная фигура. После богов, разумеется.
Например, я недавно обсуждала дверные ручки из мозаики Sicis, над ними группа художников-мозаистов работает от четырех до шести месяцев по индивидуальному заказу. И стоит такая пара ручек 18 тыс. евро. Не будем сейчас обсуждать, стоит или нет покупать ручки за такие деньги. Но это многодневный и кропотливый труд профессиональной группы людей. Это все равно, что утверждать, что классическая физика статуснее, чем квантовая, она же масштабнее.
Перейдем к третьему аргументу, что архитектура вечна, а подобранные дизайнером диванчики через 5 лет выкидывают. So? Кто песню поет – так она вообще три минуты звучит, и все, кончилась. “Князь Игорь” чуть подольше, признаю. Но даже он не переплюнет возраст Мариинского театра.
Я считаю, что любые профессии достойны уважения. Я не считаю, что архитектор – это альтернатива дизайнеру, и наоборот. Я построить здание НЕ могу, рассчитать нагрузки на перекрытия НЕ могу, самостоятельно спланировать ОВК НЕ могу. И я не берусь за эту работу. Но также не очень логично, чтобы человек, который рассчитывает эти самые нагрузки, работал с цветом, орнаментом и фактурой в интерьере, занимался выбором обоев и тканей, знал ведущие бренды светильников, и так далее. Конечно, есть такие люди, хотя обычно они все равно тяготеют либо к одному, либо к другому.
Архитектор – это профессия, требующая не только большого ума, но и математической и художественной одаренности, а также исторической осведомленности. Но и моя профессия тоже важна, придумать и осуществить хороший интерьер адски сложно.
В качестве эпилога или оправдания могу привести всего два аргумента:
Первый: Я, конечно, не оперный певец. Но все ли из нас любят оперу и в ней разбираются?
Дизайнер и архитектор — довольно близкие профессии. Но принципиальных различий между ними много. В чем они заключаются?
Кто такой дизайнер?
Дизайнер — это специалист, который занимается проектированием эстетических свойств и внешнего вида различных объектов — строительных, промышленных сооружений, бытовых изделий. В некоторых случаях от него также требуется содействие обеспечению необходимых потребительских свойств того или иного продукта (например, с точки зрения удобства пользования изделием). Зачастую дизайнер решает задачи масштабные — например, связанные с обустройством городской инфраструктуры.
Главный критерий оценки работы специалиста этого профиля — соответствие результатов его работы неким нормам технической эстетики. Как правило, они формируются непосредственно в сообществе дизайнеров — как тренды или рекомендуемые подходы к проектированию тех или иных объектов или изделий.
Дизайнер — это специалист, который может осуществлять свою деятельность в самых разных сферах. Так, есть дизайн интерьеров, бытовой техники, мебели, рекламных баннеров, этикеток на продуктах питания. И это, безусловно, не закрытый перечень возможных изделий и категорий проектов, над которыми может работать дизайнер.
Такой специалист обычно решает задачи, связанные с поиском оптимальных:
Кто такой архитектор?
Должность архитектора может предполагать выполнение задач, соответствующих:
Главная задача архитектора — обеспечить, прежде всего, эффективность внедрения строительных или дизайнерских концепций на практике. Специалист этого профиля может решать данную задачу, анализируя параметры проекта на предмет их соответствия пожеланиям заказчика, потребителей, установленным нормам и, как правило, тем же трендам и рекомендациям сообщества — в данном случае архитектурного.
Сравнение
Главное отличие дизайнера от архитектора заключается в том, что первый специалист отвечает, прежде всего, за эстетический аспект того или иного проекта, а второй — за эффективное внедрение разработанной концепции строительного проекта на практике. Дизайнер во многих случаях создает свои концепции с нуля, вне привязки к каким-либо нормам или стандартам. Архитектор, в свою очередь, может соответствующие параметры учитывать — как на стадии разработки, так и в ходе реализации проекта.
Дизайнер — должность, которая может встречаться на предприятиях самых разных сфер экономики. Например, в промышленности или в сегменте оказания услуг по обустройству интерьера помещений. Архитектор — профессия, характеризующая главным образом строительную сферу. То есть термин «дизайнер» — более широкий, чем «архитектор».
Стоит отметить, что в последнее время рассматриваемые профессии активно сближаются. В частности — на уровне образовательных стандартов.
Например, обучение в архитектурных вузах РФ осуществляется по такой специальности, как «архитектор-дизайнер». Человек, получивший диплом по соответствующему профилю, способен решать задачи по реализации дизайнерских проектов в рамках архитектурной среды. То есть — нести ответственность за оба указанных выше аспекта внедрения проектов: за их эстетику и за эффективность их реализации на практике.
Дизайнерские и архитектурные задачи могут если не решаться одним человеком, то соответствовать работе нескольких людей, которые занимаются одними и теми же проектами (как правило, строительными) и дополняют, таким образом, друг друга. Дизайнер отвечает в этом случае, как мы уже знаем, за эстетический аспект разработки проекта, архитектор — за эффективность реализации данного проекта на практике в большом количестве аспектов.
Определив,в чем разница между дизайнером и архитектором, зафиксируем выводы в следующей таблице.
доктор архитектуры, профессор, зав. кафедрой теории архитектуры и профессиональных коммуникаций, ФГБОУ ВО «Уральский государственный архитектурно-художественный университет», Екатеринбург, Россия, e-mail: lph@usaaa.ru
АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ
В статье сравниваются две специальности: архитектура и дизайн архитектурной среды. Выясняется их схожесть и различие, причины возникновения дизайна и изменения в профессии архитектора.
Ключевые слова: архитектор, дизайнер, высшее архитектурно-художественное образование, специализации
Введение
Не секрет, что между архитекторами и дизайнерами есть легкий конфликт, недоверие или какая-то нестыковка. Скорее всего, есть зоны недопонимания. Видимо, система ожидания от дизайнеров у архитекторов одна, а от архитекторов у дизайнеров – другая. Посмотрим глазами дизайнера на многоэтажный дом постройки 80-х или 60-х гг. Эти серые чудовища не только не вызывают никаких эстетических эмоций, но и побуждают что-то написать на стенах этих домов или как-то их раскрасить. А дома, выполненные в стиле модерн или классицизм с их специфическими декорами и скульптурами, ни один дизайнер не тронет. Тут очень важно отметить, что архитектор не возьмется переделать фасад многоэтажного дома, выполненный в стиле функционализма. А дизайнер с легкостью нарисует на фасаде клеточки и полоски. Архитектор считает, что это глупая идея, а дизайнер полагает, что оставлять такой безликий дом в городе скучно и преступно. И оба правы.
Постараемся разобраться в причинах нестыковки этих специалистов, которые в равной степени занимаются искусственной средой обитания. Причем акцент сделаем на взаимодействии специальностей «архитектура» и «дизайн архитектурной среды» (в рамках государственного стандарта последний относится к архитектуре).
Рождение дизайна глазами архитектора
Дизайн в переводе с английского означает проектирование. Дизайнер – проектировщик. Когда нас спрашивают, кто Вы по образованию, архитектор говорит, что он архитектор, а дизайнер (т.е. проектировщик) отвечает, что он дизайнер. Казалось бы, логично. Однако, когда человек заявляет, что он проектировщик, то логичен вопрос: проектировщик чего? Отсюда начинается некоторый скепсис.
Уместно напомнить, что определения понятия архитектура тоже нет. Ни один серьезный ученый не будет определять, что такое архитектура. Суть в том, что архитектура создается для человека, а человек перманентно меняется: меняются его мировоззрение, образ жизни, социальный статус, отношение к техногенной среде и т.п. Мне очень нравится высказывание физика. На вопрос, что такое физика, он ответил: физика – это то, чем занимаются физики. Однако каждый знает, что архитектор формирует искусственную среду для жизнедеятельности человека. Причем архитектор опирается на знания в области строительства, экономики, строительного производства, социальных практик, художественных предпочтений общества, для которого он проектирует свой объект. Кроме того, существуют различные внутренние концепции архитектурной «моды». Достаточно долго архитекторы опирались на первый глобальный стиль [1], который относится к стилевой архитектуре. Затем, с появлением новых строительных материалов, радикального изменения в художественном творчестве (появление супрематизма и пр.) создается концепция СОВРЕМЕННОГО ДВИЖЕНИЯ, СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ. Стремление навсегда оставить прежнюю стилевую архитектуру породило новый подход к архитектурному творчеству, когда были сформулированы основы архитектурной композиции. Возник второй глобальный стиль [2], отрицающий стилевую архитектуру и преодолевший все препятствия на пути завоевания всего мира. Однако и конструктивизм сейчас называют стилем. Произошла некоторая метаморфоза. Но раз возник второй глобальный стиль, значит, будет и третий, и четвертый… Архитектурная наука развивается уже более пятисот лет. Дизайн совсем молодая специальность.
Дизайн как самостоятельная дисциплина «вышел» из недр технической эстетики. В России были созданы ВНИИТЭ – Всесоюзные научно-исследовательские институты технической эстетики, где эта дисциплина развивалась, обрастала отдельными рубриками (например, эргономика, цветоведение и др.) и никаких посягательств на архитектуру со стороны тех специалистов не было. Отметим два знаковых аспекта на конкретных примерах.
В недрах архитектуры промышленных зданий и сооружений возникла необходимость проектировать здания в тесной взаимосвязи с крупногабаритным, отдельно стоящим инженерным оборудованием. На примере архитектуры доменного цеха это выглядит особенно наглядно. Сначала домны были скрыты в каменном корпусе, потом доменная печь была открыта в своей верхней части, а затем стала самостоятельным сооружением, примыкающим к корпусу литейного двора. Необходимость гармонизации отдельно стоящего оборудования и здания – новая задача для архитектора. Помощь специалиста в области технической эстетики была жизненно необходима. На рис. 1 показан доменный цех Липецкого металлургического завода, который убедительно показывает роль инженерной инфраструктуры в композиции цеха.
Хочу привести фрагмент текста из автореферата диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры И.А. Касьяненко. Диссертация была защищена в 1985 г. и называлась «Заводы с открытым оборудованием (архитектурное исследование)». Это, конечно, давняя история, но, по меркам существования архитектурной науки, это было совсем недавно. В заключении по диссертационному исследованию написано следующее.
«Необходимо проводить: — комплексное проектирование заводов с открытым оборудованием с участием различных специалистов, в том числе архитекторов. Архитектор при этом должен активно участвовать в работе таких групп, глубоко изучать характер технологических процессов и постоянно искать наилучшее сочетание функциональных и архитектурных решений; — включение архитекторов в состав конструкторских бюро, разрабатывающих технологическое оборудование, предназначенное для открытой установки» [3].
Выявилась потребность в специалистах, которые бы умели работать с технической инфраструктурой промышленных зданий. Открытое техническое оборудование появлялось не только на промышленных предприятиях, но и в городской застройке. Архитектор, конечно же, может освоить работу по приведению в гармонию оборудования в виде многочисленных труб, этажерок, кабелей и пр., но он обучен совершенно другому. Возникла потребность в специалистах, которые бы обеспечивали эту работу. Но специалистов по технической эстетике в высшем образовании не было. Возникла специальность «дизайнер». История могла бы развиваться по сценарию, в котором архитекторы бы работали в паре со специалистами по технической эстетике. Например, знаменитый Алвар Аалто всегда работал с архитектором-ландшафтником. Минималистические фасады Аалто дополнялись растениями с определенной кроной и цветом в разные периоды года, цветами и фонтанами. Опыт великолепный.
Можно привести другой впечатляющий пример из архитектуры гражданских зданий. Это всемирно известный центр Помпиду (рис. 2). Союз архитектуры и технической эстетики продемонстрирован в этом произведении искусства не только ярко, но и очень грамотно. Здесь на фасад вынесена инженерная инфраструктура здания, лестницы и галереи. Само здание – стеклянно-зеркальное.
Рис. 2. Центр Помпиду в Париже. Источник: Yandex.ru/imagets/search
Казалось бы, совершенно определилась новая специальность, которая будет востребована. Этого не произошло, но возникла специальность дизайн архитектурной среды. Известно, что преподаватели вузов должны отвечать за своих выпускников. Должно быть точно определено, чем будет заниматься выпускник, чем будет зарабатывать деньги. К архитектору обратятся заказчики с просьбой спроектировать здание, площадь, парк, беседку, промышленное предприятие, жилой район и др. А кто придет к выпускнику по специальности «дизайн архитектурной среды»? Вот тут возникает путаница. Может ли выпускник с дипломом по специальности «дизайн архитектурной среды» делать все, что угодно? Может, но это будет непрофессионально.
Однако обратимся к известному сайту «Мир вокруг: кто такой дизайнер среды – Учеба. ру», где подробно написано, кто такой дизайнер архитектурной среды и чем он занимается после окончания вуза. Хочу сразу оговориться, что выбор сайта случаен и его, может быть, некорректный текст не так уж важен, суть совершенно в другом.
«Дизайнер архитектурной среды проектирует здания, занимается их внутренним устройством и внешним видом. Это позволяет сделать городскую среду гармоничной, даже если она сочетает в себе массу разных объектов. Такие специалисты должны обладать развитым вкусом, хорошо знать историю архитектуры и понимать, как вписать ту или иную постройку в существующую среду» [4].
Однако известно, что учебный план для архитекторов и дизайнеров архитектурной среды существенно различается. Архитектор осваивает знания не только в области архитектурной композиции, но и в области конструкций, строительного производства, инженерной инфраструктуры зданий, вентиляции и еще много всего, что относится к возведению зданий и других сооружений. Кстати, архитектор несет уголовную ответственность в случае неграмотного решения, приведшего к разрушению объекта. Он обязан знать методы расчетов строительных конструкций из различных материалов, строительную механику, сопромат, материаловедение и пр.
Далее мы читаем про дизайнера. «Выпускники могут не только работать над проектированием объектов городской среды, но и заниматься дизайном интерьеров, ландшафтным дизайном, реставрировать старые постройки, разрабатывать архитектурную подсветку, создавать предметы интерьера и мебель. Также можно остаться в сфере образования» [4].
Но в отличие от дизайна архитектурной среды, у архитекторов имеются специальности, которым учатся семь лет. Это относится к реставраторам и ландшафтникам. Универсализм подготовки снижает его качество, глубину и ответственность. И разрабатывать мебель и подсветку надо только после того, как получил специальные знания. Нельзя качественно подготовить такого специалиста, который декларируется в документах вузов, готовящих таких специалистов.
Польза, прочность, красота
Содержание архитектурной специальности меняется. От витрувианской триады «польза – прочность – красота» давно отказались (правда, не все это осознали). Что касается пользы, то архитектор сейчас сам не разрабатывает перспективный план развития города или отдельной локальной территории, а получает техническое задание. Поэтому польза определена другими специалистами. Прочность отдана в руки конструкторов, которые имеют множество специализаций. Остается красота. И тут дизайнеры идут на помощь: раскрашивают здания в диагональную полоску, прикрепляют рекламы, делают световые инсталляции и пр.
Задачи, которые выполняет архитектор, за последние десятилетия сильно изменились. Однако кроме архитекторов, которые упустили очень многое, винить никого нельзя. Свято место пусто не бывает. Дизайнеры пришли на помощь. Такую среду, которая появилась в городах в 60-е – 80-е гг., терпеть нельзя. Архитекторы даже перестали заниматься разработкой интерьеров, и подобные заказы ушли к дизайнерам. Если это произошло, значит, были на то причины.
Попробуем разобраться. Вот как трактуется профессия архитектора на сайте МАРХИ: «Архитектор (греч. – основа, происхождение; и лат. tectum – дом, укрытие) – это специалист, который занимается разработкой планов, объемных форм зданий и расчетом их конструкций. Архитекторы формируют облик городов и поселков. Они проектируют жилые дома, промышленные предприятия и объекты социального назначения. Будни профессионалов состоят из расчетов, чертежей, бесед с заказчиками и представителями смежных профессий. Архитектор – это технолог окружающей среды. Основная задача архитектора заключается в разработке новых и оптимизации существующих объемно-планировочных решений окружающей среды, необходимых для нормального функционирования человека».
Совершенно очевидно, что обе профессии декларируют одно и то же. Однако образование у них разное. Отсюда идет некоторое непонимание друг друга.
Но вот что интересно. Если раньше, когда все признавали триаду «польза, прочность, красота», специальность архитектора была универсальна, архитектор обеспечивал все стороны создания архитектурного объекта и назывался зодчим, т.е. строителем, то в настоящее время эта профессия делится на отдельные специализации, на узкие профессии, востребованные временем и требующие специального образования. На сайте МАРХИ мы читаем: «В настоящее время профессия продолжает распадаться на специализации, и в крупных архитектурных бюро одни специалисты осуществляют проработку дизайн-макета, другие заняты планировкой, третьи ориентированы на разработку документации по проекту».
Универсальность исчезает. А дизайнер-архитектор претендует на такую универсальность. Оказывается, что он может проектировать здания, парки, поводить реставрационные работы, быть ландшафтником и пр. Но верен ли этот путь, ведь архитектор по этому пути уже прошел.
Вновь обратимся к триаде «польза, прочность, красота». Мы заявили, что она уже «не работает». Однако ее три составляющие для архитектора остались незыблемыми. С пользой и прочностью мы определились. А вот что происходит с «красотой»? Когда в 60-е гг. ХХ в. в России была объявлена «война» украшательству, когда здания полностью «оголились», наступила эпоха безликой архитектуры и типовых проектов, красота просто исчезла. И эту нишу пытается заполнить дизайнер, действуя самыми простыми средствами – раскрасить и прикрыть.
Здесь есть два пути. Первый: архитектор и дизайнер работают вместе, добиваясь гармоничной среды обитания, но каждый выполняет свою работу. Для этого надо четко разделить сферы деятельности. Дизайнер-архитектор работает не просто со средой, а средой, заполненной архитектурой, уже созданной, так или иначе. Нужно разработать новую методику такой работы. Второй: архитектор выполняет техническую работу по разработке документации, функциональной схеме, определению конструктивной основы и т.п., а дизайнер выполняет композиционную составляющую объекта. На одном сайте я даже прочитала, что архитектор должен реализовать уникальную дизайнерскую мысль [5]. Оказывается, что уникальная мысль образа архитектурного объекта может возникнуть только у дизайнера. Архитектор уходит на задний план, но сможет ли дизайнер в полной мере заменить архитектора? Тут важно вспомнить, что научной специализации «дизайнер» просто не существует. Есть кандидат и доктор архитектуры, и есть кандидат и доктор искусствоведения. Это очень разные науки. Если мы хотим восстановить позиции архитектуры, то проблемы гармонизации среды обитания человека должен решать не дизайнер, а архитектор (может быть, с помощью дизайнера, если будут сформулированы методы взаимодействия) на основе современных научных концепций. Сейчас же дизайнеры пытаются работать со средой, но умалчивают, что эта среда полностью состоит из архитектурных объектов. Что же это за среда, которую надо гармонизировать с помощью дизайнера? Кто ее такую сделал? Требуются научные исследования по пересмотру искусственной среды обитания с позиции теории архитектуры, поскольку объектом исследования является архитектура. Вот как раз таких исследований пока проводится недостаточно. Архитекторы сами должны признать свои ошибки или заблуждения.
Научные разработки ФГОСов ( федеральные государственный стандарты) тоже должны подвергнуться критическому анализу. Вот как в ФГОСах для архитекторов и дизайнеров архитектурной среды записано в п.4.3 1,2 :
4.3. Магистр по направлению подготовки 270100 Архитектура готовится к следующим видам профессиональной деятельности: проектная; научно-исследовательская; коммуникативная; организационно-управленческая; критическая и экспертная; педагогическая.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.3. Магистр по направлению подготовки 270300 Дизайн архитектурной среды готовится к следующим видам профессиональной деятельности: проектная; научно-исследовательская; художественно-эстетическая; коммуникативная; организационно-управленческой; критическая и экспертная; педагогическая.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр дизайна архитектурной среды, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.
Заключение
Возникновение специальности дизайн архитектурной среды произошло вполне объективно в период запретов на стилевую архитектуру и всеобщий переход на типовое строительство. Дизайнеры оказались востребованы. Однако в мире происходят изменения, которые доказывают необходимость научного мониторинга искусственной среды обитания человека. Взаимоотношения между архитектором и дизайнером архитектурной среды необходимо выстраивать для совместных действий на научной основе. При подготовке бакалавров и магистров по той и другой специальности важны их четко сформулированные профессиональные компетенции.
1 Приказ МО РФ от 25 января 2011 г. N98.
2 Приказ МО РФ от 29 марта 2010 г. N235.
Библиография
1. Хан-Магомедов, С.О. Претензии классицистической концепции на формирование стиля ХХ века/ С.О. Хан-Магометов// Архитектура мира. Architectura. – 1994. – Вып. 3: Запад-Восток: Античная традиция в архитектуре: мат-лы конф. – С. 181–183.
2. Холодова, Л.П. Профессиональное архитектурное образование: два глобальных стиля – две школы/Л.П. Холодова// Непрерывное архитектурное образование: проблемы и перспективы: мат-лы междунар. науч. конф., 19–25 сентября 2004 г. ВолГАСУ. – Волгоград, 2004. – С. 133 – 135.
3. Касьяненко, И.А. Заводы с открытым оборудованием (архитектурное исследование): дис. … канд. архитектуры / И.А. Касьяненко. – М.: МАРХИ, 1965.