Дизайн среды что это такое
Дизайн среды: направления и особенности
Читайте в материале:
Дизайн среды – это направление, которое включает самые разные виды дизайна: от ландшафтного до выставочного, от предметного до интерьерного. Работа в этой сфере подразумевает создание атмосферы и настроения места. Об особенностях профессии, обязанностях дизайнера и о том, какие навыки необходимо освоить для работы, рассказываем в нашем материале.
Что такое дизайн среды?
Дизайн среды – это оформление пространства, которое окружает нас в городе: домов, магазинов, улиц, парков, музеев и т. д. Всё это должно выполнять две основные функции – эстетическую (иметь продуманную композицию, соответствовать принципам гармонии) и эргономическую (быть удобным в использовании). Дизайн-проектирование среды зависит от назначения объекта – так, офис должен настраивать человека на работу, а интерьер бара, напротив, способствовать расслабленности и неформальному общению.
С помощью цвета, освещения, материалов, рисунка и других средств дизайнер среды создаёт в выделенном пространстве необходимую атмосферу. Перед ним также стоят задачи:
найти баланс между визуальной составляющей пространства и его функциональностью;
придумать дизайн-концепт и визуализировать его в специальных программах;
составить чертежи, план и техническое задание для рабочих;
подобрать материалы, растения, освещение и т. д.;
контролировать процесс проведения ремонтных работ.
Обычно дизайнеры среды специализируются на одном направлении. Для работы в сфере интерьера нужно разбираться в материалах и понимать принципы архитектурного планирования, а для создания ландшафтных проектов необходимы знания агрономии, геодезии и растениеводства. Хотя профессия дизайнера среды является творческой, она требует большой ответственности – неудобные стенды могут испортить впечатление покупателей от магазина, а неправильно подобранные цветовые сочетания в музее — сказаться на успехе выставки.
Основные направления и особенности
Основные направления дизайна среды :
Оформление торговых пространств. Работа с магазинами, кофейнями, ресторанами, торговыми центрами. Это направление дизайна среды тесно связано с маркетингом и брендингом, поскольку торговое пространство должно соответствовать концепции бренда и содержать элементы айдентики.
Ландшафтный дизайн. Благоустройство парков, бульваров, садовых участков. Включает в себя садово-парковое строительство, ландшафтное проектирование, озеленение территорий.
Дизайн интерьера. Оформление частных и общественных помещений. Дизайнер выбирает цветовую гамму, подбирает материалы и мебель, зонирует комнаты, составляет смету. Это направление может пересекаться как с оформлением выставочных пространств, так и с ландшафтными работами.
Предметно-материальный дизайн. Разработка дизайн-концептов окружающих нас предметов – от канцелярии до автомобилей, от посуды до компьютеров. Для работы в этом направлении нужно владеть программами моделирования, знать особенности производства, разбираться в стилях и трендах предметного дизайна.
Выставочный дизайн. Проектирование экспозиций – разработка концепта, оформление помещения, создание графических материалов, информационных табличек и указателей.
Где учиться на дизайнера среды
Специальность «Дизайн среды » можно получить более чем в 50 российских вузах. Продолжительность обучения составляет 4-6 лет, занятия обычно проходят в очной форме. Главный плюс высшего образования – формирование у студентов фундаментальной теоретической базы, глубокое освоение техник и стилей. Стоимость обучения достаточно высокая – от 60 до 600 тысяч рублей в год.
Если у вас уже есть образование в любой сфере, вы можете пройти обучение на курсах профессиональной переподготовки. Такая форма обучения даёт меньше теории, но развивает практические навыки, необходимые для работы. Программы онлайн-школы Pentaschool рассчитаны как на новичков, изучающих тему с нуля, так и на тех, кто уже имеет начальные знания в сфере дизайна среды :
« Дизайн интерьера. Профессиональный курс ». Вы освоите новую профессию и пройдёте путь от эскизов до законченного проекта интерьера, который сможете представить будущим заказчикам. Вы научитесь работать в программе ArchiCAD, изучите рынок современных материалов, получите навыки рисования и создания проектной графики.
« Ландшафтный дизайн и проектирование. Садово-парковое строительство ». Менее чем за 1 год вы научитесь проектировать ландшафты, составлять проектную документацию и дендропланы. Вы узнаете свойства растений, овладеете основами композиции и разработаете проект благоустройства территории, который сможете воплотить на собственном садовом участке.
Наши программы включают видеолекции, практические задания и вебинары. Занятия ведут дизайнеры с многолетним стажем — они поделятся секретами мастерства и расскажут слушателям о тонкостях профессии. За несколько месяцев вы пройдёте путь с 0 до первых проектов, соберёте портфолио и сможете брать заказы на фрилансе. По окончании обучения вы также получите диплом, который подтвердит успешное усвоение курса и поможет при официальном трудоустройстве.
Дизайнер среды
Дизайнер среды — это специалист по комплексному дизайну пространства и интерьера, окружающего человека. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Дизайнер преобразует не только внешний вид окружающей среды и предметов, но и создаёт гармонию между их внутренней сутью и функциональностью. Это относительно новая и очень перспективная профессия, возникшая на стыке двух традиционных наук — архитектуры и прикладного искусства.
Дизайн среды как отдельное направление возникло в середине 20 века, когда психологами было отмечено сильное воздействие окружающей среды на психику, эмоциональное состояние и даже мироощущение человека. Большинство населения России живёт в городах, поэтому так важно с помощью дизайнерских средств сформировать максимально приятные для жизни человека условия. Дизайн среды справедливо называют «искусством преображения среды обитания человека», а дизайнера среды — «творцом окружающего мира».
Дизайн среды в связи с этим развивается в трёх направлениях:
Средства работы дизайнера — творческое применение цвета, освещения, рисунка, фактуры в оформлении пространства. Так, например, для создания спокойной и уютной атмосферы в домашних условиях дизайнеры чаще используют пастельные тона, приглушенный свет, мягкие линии. Но для оформления развлекательных заведений или выставочных стендов предпочтительнее насыщенные контрастные цвета, яркое освещение, бросающиеся в глаза формы. Дизайнерское оформление магазина требует чёткости и систематизации в навигации, чтобы покупатели легко ориентировались при поиске нужных товаров. И в следующий раз с удовольствием вернулись в этот магазин.
Дизайн жилых помещений подразумевает не только украшение дома, но и разработку и воплощение красивого и функционального интерьера, а также окружающего ландшафта. В данном случае дизайн призван обеспечить условия для расслабления и комфорта с учетом вкусов хозяев.
Дизайн общественных помещений — офисов, банков, магазинов, развлекательных заведений рассчитан на другое: максимально выделить престиж заведения и его высокий статус, быть ярким и привлекательным для большого количества людей, с целью приносить прибыль владельцам. Но здесь есть свои особенности. Банкам по статусу полагается быть солидными, строгими, внушающими доверие. Ресторанам и кафе предпочтительнее более фривольное оформление.
Дизайн выставочных стендов представляет собой особый архитектурный и декоративный стиль в духе тематики выставки, где большое значение имеют функциональное размещение экспонатов, световое освещение и цветовое решение.
Дизайнер среды — профессия творческая, но надо всегда помнить о том, что в этой сфере деятельности всё создаётся ради конкретного заказчика, а не только ради искусства. Во главе угла стоят вкусы и потребности человека. Дизайнер может только предлагать свои идеи и обсуждать их с заказчиком.
Особенности профессии
Деятельность дизайнера среды состоит из пяти основных этапов:
Каждый этап включает в себя множество видов работ.
На первом этапе происходит:
На втором этапе подготовки рабочей документации составляются конкретные планы по:
Третий этап включает в себя:
Четвертый этап
Четвертый этап заключается в надзоре за всеми видами работ по дизайн-проекту.
Пятый этап
Плюсы и минусы профессии
Плюсы:
Высокая востребованность на рынке труда, интересная творческая работа, возможность реализовать свои фантазии и замыслы, постоянная новизна и разнообразие проектов, возможность совершенствоваться и развиваться от проекта к проекту. Как правило, у дизайнеров среды высокая оплата труда, так как к услугам дизайнеров обращаются состоятельные люди.
Минусы:
Несовпадение вкусов заказчика и художественного видения дизайнера, необходимость долго убеждать заказчика в дизайнерском решении либо подстраиваться под его желания.
В период авторского надзора возникает необходимость посещать стройплощадки, которые по определению являются травмоопасными и возможно отравление строительной пылью.
Материальная ответственность профессии по подбору отделочных материалов накладывает дополнительные обязанности.
Дизайнер среды
Дизайнер среды
Дизайнер среды
К решению задач он подходит комплексно, стараясь достичь гармоничного результата. Беря за основу достижения архитектуры и прикладного искусства, мастер создает образ, в котором гармонируют красота, функциональность и практичность. При этом вид полученного объекта передает его внутреннюю суть, т.е. несет какую-то конкретную идею. Направление подойдет любителям рисования и черчения с отличным художественным вкусом.
Дизайнер среды
Дизайн среды — совсем новая специальность, которая обещает стать одной из самых перспективных в направлении. Она возникла в середине прошлого века, но только в последние 10 лет ей стали уделять должное внимание.
Психологи признали факт интенсивного влияния интерьера на человека. А также установили, что с его помощью можно воздействовать на эмоциональное и психическое состояние людей, их мироощущение.
В своей работе дизайнер среды не просто использует подходящие цвета и формы. Он пускает в ход особые приемы, за счет которых оттенки сочетаются с освещением, фактурой материалов, рисунками, свойствами предметов. Все это приводит к созданию образа, отвечающего конкретным задачам.
Такой мастер способен сделать жилое помещение успокаивающим, а офис — настраивающим на работу. В развлекательном павильоне он стимулирует выброс позитивных эмоций, в магазине помогает покупателям ориентироваться в пространстве или делать больше покупок.
Дизайнеры среды призваны создать наиболее комфортные условия для жизни человека — в домах и квартирах, магазинах, офисах, дачах, на выставках и т.д.
Дизайнер архитектурной среды
Дизайн среды представлен двумя направлениями — архитектурное и виртуальное. Каждая специализация обладает особенностями, но они тесно связаны между собой.
Дизайн архитектурной среды представлен тремя областями:
Дизайнер архитектурной среды — это художник, который должен творчески подходить к решению задач, но при этом выполнять требования заказчика.
Кто такой дизайнер виртуальной среды обитания
В последние годы стремительно увеличивается степень влияния виртуальности на жизнь человека. Это открывает новые возможности для представителей разных сфер — от обучения до медицины. На фоне развития этого направления запускаются проекты, в основе которых лежит использование виртуальной или дополненной реальности. Для ее максимально эффективного использования нужны профессиональные визуализаторы виртуальности. Они создают по шаблону пространство, попасть в которое можно просто надев специальные очки.
Вот лишь наиболее популярные области использования виртуальной среды обитания:
Дизайнер виртуальной реальности создает особый мир, который отвечает требованиям заказчика. Это может быть точный аналог какого-то места с возможностью внесения изменений или полностью вымышленный объект. «Пребывание» в нем не ограничивается просматриванием картинки, а сопровождается воздействием звуковых, световых и даже тактильных эффектов.
Дизайн среды – профессия будущего!
Специализация дизайн среды является относительно новой для российского рынка труда, но уже востребованной. Опытных профессионалов в данной области немного, а выпускники школ зачастую с недоверием рассматривают новые направления, тем более относящиеся к творческой области. Посмотрим, какие виды работ включает в себя специальность дизайн среды. Это поможет понимать перспективы профессии в целом, оценить свои возможности для реализации в ней.
Что подразумевает дизайн среды обитания?
Дизайн среды обитания человека
Наиболее привычное направление. Однако в контексте дизайна среды оно подразумевает не только оформление интерьера. В понятие также входят проекты экстерьеров домов, ландшафтный дизайн. При этом все компоненты должны выглядеть как единое композиционное решение, отвечающее запросам заказчика и требованиям функциональности. В способности найти такой баланс состоит одно из ключевых отличий специалиста по оформлению среды от обычного дизайнера.
Пространственный дизайн коммерческих и общественных объектов
Дизайнерский подход к оформлению промышленных зданий
Работа дизайнера среды в случае с промышленными сооружениями подразумевает оформление внешней и внутренней части. Некоторые специалисты находят неординарные решения даже для заводов, на фото ниже представлены подобные примеры. При дизайн-проектировании для объектов промышленного назначения важны критерии эстетичности, удобства и безопасности для работников.
Выставочный дизайн
Для презентации своих продуктов, услуг партнерам и потенциальным клиентам компании принимают участие в тематических выставках. Во время подготовки необходимо продумать ряд моментов: оформлением стендов, выкладку продукции, подбор мебели, возможности для навигации гостей и т.п. Подобные работы были выделены в отдельное направление дизайна среды. От качества дизайн-проекта в данном случае может зависеть даже репутация новой компании.
Обучение и особенности выбора его формы
Существуют варианты программ, рассчитанные на очную и заочную форму обучения в институте, а также краткосрочные курсы. Выбор в итоге зависит от задач, наличия времени и средств. Краткосрочные программы позволяют освоить азы профессии, лучше понять, насколько она подходит конкретному человеку. Пожалуй, главный минус такого обучения состоит в том, что знания будут не настолько разносторонними и глубокими, как в случае с 4-6-летним периодом получением профессии. Существуют также варианты, предназначенные для развития навыков и повышения квалификации дипломированных дизайнеров.
В случае с получением образования по профилю дизайнера среды студент получает возможность детально рассмотреть все аспекты профессии. Но если окажется, что он не готов реализовываться в данной области, то это грозит потерей времени и денег. Профессионалами могут стать как студенты вузов, так и специалисты, закончившие курсы. В итоге искусство создания гармоничного дизайна среды состоит из таланта, погружения в теорию и смелого применения знаний на практике. А еще успеху в профессии способствует увлеченность, страстное желание реализовать свои идеи.
Читайте также
Рождество и Новый год – уникальная возможность погрузиться в мир детства, творчества, почувствовать себя дизайнером. Хочу предложить доступные идеи новогодних украшений для тех, кто одержим поиском новых праздничных ощущений и креативных способов украшения сада, елки, сервировки праздничного стола.
Для успешного начала обучения на графического дизайнера потребуется сдать экзамены для поступления. К чему следует готовиться абитуриентам после 9 и 11 класса, чтобы не пропустить год? Какие навыки являются ключевыми? Ответы на данные вопросы помогут сделать первые шаги в популярной профессии.
Создать привлекательный ландшафт на собственном участке можно, если учесть простые рекомендации профессиональных дизайнеров. Для воплощения в жизнь проекта потребуется немного: желание реализовать творческий потенциал, базовые навыки владения простым инструментом, умение выращивать разные виды растений.
Сегодня зеркало в интерьере гостиной превращается в верного помощника дизайнера. Оно позволяет изменить уровень освещения в комнате, сделать ее просторной и наполнить позитивной энергетикой.
Тренд: Дизайн среды
Тренд, обязательный для бизнеса 21 века
Если вы следите за обновлением номенклатуры специальностей и появлением новых профессий — а с точки зрения вуза — появлением новых факультетов и отделений, то вы уже сталкивались с этой новостью — «Дизайн среды».
То есть, на вопрос, куда мне пойти учиться или куда пойти учиться моему ребёнку ответ готов: дизайнер среды — вот новая, модная, очень перспективная профессия.
Если вы предприниматель, который сталкивался с необходимостью подать красиво свой офис или магазин, то с дизайном среды вы сталкивались не меньше, чем родители абитуриентов и преподаватели вузов.
Да, не успели выпускники «закончить престижную специальность», как тут же организовали бизнес, в котором продают самую трендовую услугу на сегодняшний день – дизайн среды.
Кто может пойти учиться на дизайнера среды и кого можно встретить в офисе, продающем эту услугу? Те, кто раньше шёл в архитектурный\строительный вуз — сегодня становятся дизайнерами среды.
И те, кто раньше получал образование в художественном училище — сегодня выбирают дизайн среды.
Эта новая «проектная» профессия возникла как междисциплинарный гибрид на стыке традиционных — архитектуры и прикладного искусства.
Но именно этот «междисциплинарный гибрид» сегодня определяет —какому бизнесу быть и слыть «в тренде», а какой останется с ярлыком «out-of-date».
Памятка бизнесменам
Мы не собираемся читать вам ненужную лекцию о том, что такое «дизайн среды». Вместо этого мы хотим выделить те несколько важнейших ключевых вещей, которые определяют на сегодня: это пространство — хорошее, это пространство —вчерашний день.
Дизайн среды возник именно как «скоропомощной спасатель» нашего общего «нехорошего» пространства, которое мы общими усилиями умудрились выстроить вокруг себя за 19-20 век.
Свой тренинговый центр за 55 000 руб. Можно вести бизнес онлайн!
В стоимость входят комплект материалов для очного проведения всех программ + 2 дня живого обучения онлайн. Бессрочное право проведения 10 программ. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Запуск за 2 дня.
Всё то, что лишает человека здоровья и оптимизма, «понастроили» в эпоху до новой философии, сконцентрированной теперь в «дизайне среды». Яркий пример такой «стройки» – панельный район города-новодела. Тем не менее, есть ещё более тонкие и важные нюансы, помимо таких явных очевидностей.
Туалет показывает: что думают люди о красоте и смысле жизни
Манифест дизайнеров среды гласит: даже в строительстве таких сугубо технических и практических вещей, как внутридомовые коммуникации (канализация, водопровод, отопление) общество, которое их проектирует и строит, закладывает свои текущие понятия и представления о красоте (раз) и о смысле жизни (два).
И вот, с точки зрения дизайнеров среды, даже наши инженерные коммуникации вопиют о том, что понятия о Красоте и Смысле Жизни у нас всё ещё … не те — позавчерашние, ненавистные к Человеку.
Оборудуя офис, Вы обязаны возвышать Человеческое в Человеке
Дизайнеры среды умеют это проверить и отследить в цифрах.
В манифесте дизайнеров среды можно вычитать ещё одну важную вещь: дизайн среды обладает большими художественно-психологическими возможностями. Он, дизайн среды, может как возвышать Человеческое в Человеке, так и унижать его, разрушать.
В этом смысле, самым характерным примером дизайна среды, который именно уничтожает и разрушает Человеческое в Человеке, является дизайн среды концлагеря.
Вот, вспомните, самую характерную деталь любой тюрьмы. В углу каждой комнаты (камеры) стоит так называемая – параша. Это – один-единственный на всех сокамерников туалет, никак не отделённый, не скрытый от глаз и обоняния людей, живущих в камере.
Если дизайн, организация санузла вашего офиса, вашей квартиры —близки к описанному примеру, то это означает одно: в таком пространстве будет осуществляться постоянный «концлагерь», даже если вы сами того не желаете.
К сожалению, именно так устроены санузлы не только во многих школах и детских садах (наследие тоталитаризма), но и в пространствах, где процветает «современный» бизнес.
Дизайн среды был рождён стихийно – усилиями мыслящих архитекторов и художников-прикладников, чтобы – выкорчевать последние остатки тоталитаризма и хищнического промышленного капитализма из каждого уголка нашей инфраструктуры 21 века.
Итак, перейдём к обещанным тем нескольким важнейшим ключевым вещам, которые определяют на сегодня:
это пространство — хорошее, это пространство —вчерашний день.
Важная ключевая вещь №1: Дизайн среды создаёт дизайн процесса
Мы не любим некоторые процессы (если не все). Мы любим только результаты! Но, чтобы иметь результат, приходится терпеть и процесс.
Дизайн процесса — это целая область в дизайне среды, целая наука о том – как снять дискомфорт прохождения долгого утомительного процесса, снять дискомфорт отдельно по каждой его стадии.
Для этого процесс (что логично) разбивается на стадии и каждая стадия его внимательно изучается. Если обнаруживается стадия с максимальным дискомфортом — на неё направляется самое пристальное внимание и дизайном среды дискомфорт снимается. Так:
необходимое делается – приятным (сидение в очереди на приём, скажем или заполнение анкеты),
трудное — облегчается (поиск нужного кабинета, подъём по лестнице, переодевание),
в безрадостные или скучные процедуры и процессы вносится радость и удовольствие (например, продвижение по длинному коридору из одного крыла здания в другое, поездка на лифте).
Всё это необходимо организовывать — как для клиентов, так и для персонала.
Важная ключевая вещь №2: Дизайн среды превращает всё в вашем пространстве в «генераторы радости» (остальное выбрасывает)
Дизайнеры среды разыскивают везде, где только могут: так называемые — генераторы «радости и счастья», а точнее, объекты, могущие иметь при умной подаче — высокое художественное содержание и +несущие в себе позитивный эмоциональный заряд.
С точки зрения дизайнеров среды, нет во вселенной такого предмета (или же явления), которое нельзя было бы преподнести как этот самый «генератор радости».
Любой предмет может дарить человеку своё богатое эмоционально-художественное содержание. На это способен также и любой процесс, например, заход солнца, который лучше всего наблюдать именно из вашего кабинета!
Однако необходимо, вооружившись знаниями дизайна среды —суметь профессионально преподнести красоту этих предметов и явлений, донести их до каждого. Чтобы их заметил, придя к вам — даже. «слепец».
В отличие от традиционных дизайнеров и архитекторов, которые украшали интерьеры разве что картинами на стенах и горшками с геранью, сегодняшние дизайнеры среды считают, что «палитра источников радости и созерцания» должна быть расширена. до абсурда, до бесконечности. Радость нужно учиться и учить — находить во всём.
Дизайнер, создавая среду, должен сам научиться работать так, чтобы затем человек, потребляющий эту среду, легко видел источник красоты и радости во всём, что его только окружает в этом месте. Как говорится: «От прожилок зелёного листа, до сантехники в санузле». От объекта (салфеток на столе бара), до процесса (покидание бара на предупредительно вызванном такси).
Лучший пример дизайна среды, который учит зрителя видеть радость и красоту во всём, что его окружает в данном месте – это, конечно, традиционный японский сад камней.
Дизайн этого дзенского пространства сделан таким образом, что человек, попавший в это пространство, начинает воспринимать обычные мшистые камни и песок — как «объекты, имеющие высокое художественное содержание и +несущие в себе позитивный эмоциональный заряд».
Представьте себе, насколько больше возможностей для дизайна среды у вас, у которых, по всей видимости, имеется в распоряжении — много чего, а не только каменные валуны и песочек японского сада камней.
Важная ключевая вещь №3: Дизайн среды утверждает: «Человек адаптирует среду, среда адаптирует человека»
Описанный в заголовке процесс — взаимен. Угнетающая среда, конечно — угнетает человека. Среда, не уважающая человека, медленно формирует такого человека, которого действительно потом не за что будет уважать.
Но человек тоже — не лыком шит. И он, в свою очередь, оказывает влияние на среду, даже самую негибкую, не динамичную, не поддающуюся адаптации.
Если среда специально не выстроена как максимально – негибкая, не динамичная, не поддающаяся адаптации (традиционная школа, тюрьма), то её можно и нужно менять. И человек на это способен.
Практически любая среда в конце концов приспосабливается к истинным потребностям, вкусам, привычкам и особенностям людей, которые ею пользуются.
Дизайн среды постулирует (как главный тренд дизайна сегодняшнего дня) следующее:
«Сделайте среду максимально пластичной и динамичной. Позвольте людям самим доформировывать её под себя».
Дизайнеры среды измеряют и точный показатель успеха в этом начинании — коэффициент адаптации среды: чем выше коэффициент адаптации у данной среды (то есть, чем она гибче), тем она ценнее, дороже, современнее.
Среда формирует у человека, который проводит в ней много времени — привычки и даже взгляды на жизнь, философию. Поэтому сегодня очень легко вычислить владельца помещения (среды), который намеренно или не намеренно формирует у тех, кто в ней пребывает, негуманные, отсталые, жестокие или депрессивные привычки и взгляды на жизнь.
Владельцы таких подавляющих сред (вместе со своими средами) абсолютно не котируются на современном рынке, который смотрит на мир через призму нового дизайна и новой урбанистики.
Учтите это, когда будете создавать репутацию своей фирме.
Важная ключевая вещь №4: Дизайн среды облегчает коммуникацию любого типа
Один из ключевых терминов в дизайне среды после «дизайна процесса» – «дизайн коммуникации». Задача дизайна среды вообще и дизайна коммуникации в частности — облегчить, максимально упростить коммуникацию.
Какие же виды коммуникации выделяет дизайн среды, с чем он, грубо говоря, работает?
Вот они, основные «виды коммуникаций» современной среды:
коммуникации пешеходные и транспортные,
коммуникации инженерные (технические)
Важная ключевая вещь №5: Дизайн среды устраняет рождённый в 19-20 веках конфликт между техногенной и природной средами
Конфликт между искусственной и естественной средой («Каменными джунглями городов» и «Природой») порождён хозяйственной деятельностью человека на заре времён, но достиг своего кризисного пика в 20 столетии. Задача же 21 века – похоронить хищнический агробизнес и построить так называемый самообеспечивающийся «Город-огород».
«Огород» не хищнический, не истощающий почву, а выстроенный по принципам пермакультуры.
Важная ключевая вещь №6: Дизайн среды проводит планомерную Гуманизацию трудовых процессов, борясь с марксовым «отчуждением человека от его труда»
Процесс создания материальных вещей (ценностей) давно стал бездушным. Это произошло тогда, когда ремесленник, создававший вещи медленно и в своё удовольствие, уступил место наёмному рабочему, штампующему вещи «в удовольствие рынка».
Это явление давно уже имеет своё имя и имя это – отчуждение. Об отчуждении Человека от его труда (когда человек не получает ни малейшего удовольствия от процесса труда и рад только зарплате, отпуску или победе в офисной интриге) писал ещё Маркс.
Но только сегодня и именно силами дизайна среды удалось, наконец, понять — как (не политическим, не революционным путём) превратить процесс создания материальных благ из «бездушного» процесса в процесс, приносящий работникам радость.
Дизайнеры среды в этом своём начинании отнюдь не голословны. Они технически превращают такие скучные и «бесчеловечные» вещи как:
задача «подвоза сырья»,
или задача «вентиляции цеха»
в то, что работает на прибавление человеку радости. Ранее бездушные, отчуждённые от человека объекты, технические задачи и технологические процессы — гуманизируются.
Важная ключевая вещь №7: Дизайн среды вводит обязательный тренд: гибкость и многовариантность использования пространства, среды.
Жилое и нежилое пространство сегодня «современно» и имеет высокую стоимость на рынке только тогда, когда оно – потенциально многовариантно и гибко. То есть, может быть мгновенно приспособлено – под решение самых неожиданных задач.
Гибкость (многовариантность) пространства свидетельствует о том, что тот, кто его проектировал – знает и уважает одну очень важную вещь. А именно: базовое природное стремление Человека к полноте, богатству и разнообразию всех его проявлений себя в этом мире. Стремление к саморазвитию и многогранности.
Представьте себе комнату ребёнка-подростка, которая заставлена тяжёлой мебелью так, что ребёнок (при возникшем желании) не сможет заниматься в этой комнате йогой или танцами, превратив свою комнату в «зал».
Или не сможет поставить в своей комнате рабочий стол-верстак.
Такое пространство, запрещающее ребёнку развиваться, будет признано «негибким» или маловариантным, только — спать, делать уроки, хранить личные вещи в шкафу.
Тенденция универсализации жилых и нежилых пространств находит своё отражение в самых передовых образцах современной архитектуры и дизайна. К этому приложили руку, разумеется, специалисты новой профессии «дизайн среды». Но кое-какие мелочи можно осознать и самому, без привлечения дизайнера.
Максимум розеток
Проще всего добиться универсализации среды можно, используя к примеру, максимальное количество электроразводок и подключений так, чтобы менять обстановку и оборудование, «не завися от розеток».
Максимум свободных площадей
Далее идёт концепция «свободные площади». По современным стандартам качества среды — ровно и даже более 50% пространства должно быть не занято абсолютно ничем, быть пустым.
Посчитать эти цифры точно – вам могут дизайнеры среды.
Минимум капитальных перегородок
Многовариантное, гибкое пространство также не терпит капитальных стен. Вместо перегородок – расставляется функциональная мебель, устанавливаются лёгкие переносные ширмы.
Многовариантное, гибкое пространство —пространство трансформируемое.
Ведь «сегодня» мы не знаем, какой тренд ждёт нас «завтра». И поэтому мы должны быть готовы ко всему новому, открыты новому. Принцип «юрты кочевника» победил в архитектуре и дизайне, к радости экологов и социологов всего мира.
Итак, давайте перечислим напоследок основные принципы, по которым сегодня оценивается качество и стоимость среды, принципы, внедряемые в жизнь новым, средовым дизайном:
облегчение тягостных процессов, снятие дискомфорта с самых неприятных стадий,
превращение любого объекта среды в «генератор радости», раскрытие этого потенциала в любом объекте,
формирование среды, позитивно влияющей на мироощущение человека, «воспитывающей» в человеке его лучшие качества,
строительство среды с высоким коэффициентом адаптации под человека, который будет ею пользоваться (гибкой среды),
снятие конфликта между вынужденно существующей техногенной средой и дикой Природой,
гуманизация «бездушных» трудовых процессов, отчуждающих Человека от Человеческого и превращающих человека в механизм,
строительство многовариантной универсальной среды, способной быстро реагировать на любые вызовы технического прогресса, моды, тенденций и трендов.
Ну, а теперь, рассмотрим самые удачные примеры сотрудничества продвинутого бизнеса и дизайна среды.
Автобусы с газонами на крыше
Поговорим о том, как модный «дизайн среды» внедряет в умы и квартиры обычных буржуазных семей (потребителей)— высокие и гуманные идеи когда-то мало кому известной, когда-то маргинальной пермакультуры.
Итак, четыре дизайнера из Кореи создали уникальную пока что экологичную кухню-теплицу Kitchen Nano Garden. Это кухня в жилой квартире, которая представляет собой не «кухню» в отживающем понимании этого места, где мы пожираем лишние калории и смотрим сериалы, а буйно растущий сад-огород, уютную высокотехнологичную теплицу-оранжерею, где всё, что можно найти съесть – всё – не из холодильника, а свежее и экологичное, ну а остальное, что несъедобно —беленькое, стильненькое, по-скандинавски — компактное, задвигающееся друг в друга и эргономичное.
Теперь выращивать овощи, зелень, пряные травы и даже фрукты у себя дома становится почти что обязанностью каждой нормальной семьи, и места для этого отводится. вся площадь новой кухни-теплицы!
Дизайн и экологичная эргономика новой городской инфраструктуры
Природой – госпиталь в Африке.
Больница под названием Opera Village of Laongo, которую в 2013 году построил для республики Буркина-Фасо молодой архитектор по имени Diebedo Francis Kere, настоящий шедевр эко-дизайна будущего.
Больница выстроена с учётом традиций местной (локал) африканской архитектуры — строение – невысокое, кладка стен – каменная, натуральная, природного цвета.
Окна больницы Opera Village – главный акцент замысла. Они специально сделаны как рамки живописных картин. Через раму каждой такой «картины-окна» – открывается между прочим тщательно продуманный вид на прекрасную, постоянно меняющуюся саванну, которая окружает эту больницу.
Согласитесь – для пациентов видеть родную природу — лучше, чем видеть бетонный двор или глухую стену соседнего здания…
Архитектурный проект «Фабрика колыбельных»
«Фабрика колыбельных» исполняет действительно – колыбельные мелодии, которые слышны только внутри дома – то есть, маленьким пациентам лондонской детской больницы. У детей теперь есть специальные индивидуальные радиоприёмники в палатах, которые можно настроить на нужную частоту и слушать колыбельные труб. А в общей гостиной стоит самый настоящий «слуховой рожок», отведённый от уличных труб внутрь помещения, чтобы музыка лилась прямо в холл.
Колыбельные мелодии специально для этого архитектурного проекта написала в подарок детям композитор Джессика Карри.
Музыкальный инструмент-монстр (впрочем, очень добрый монстр) выполнен в духе любимого многими стиля — стим-панк. Отличительной чертой стим-панка как раз и является:
кирпичная кладка заводских и складских помещений «а ля 19 век», расцвет промышленной эры,
и переплетающиеся между собой железные трубы, часто непонятного назначения – опять же, наследие эпохи индустриализации. Все эти трубы и музыкальные рожки напоминают не только фабричную застройку конца 19 начала 20 века, но и любимого воскресного друга всех «фабричных» – музыкального монстра той эпохи — граммофон!
Так что — архитектурный проект с хорошим вкусом. И проект этот – добрый. Что бывает немного реже у замысловатых дизайнеров.
Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал