Дизайнер в строительстве чем занимается
ЯСпециалист.ру
Всегда востребованные профессии
Строительный дизайнер
Специальности: дизайн фасадов зданий, внутренний дизайн отделки помещений, дизайн интерьера, реставрация фасадов зданий, реставрация интерьеров.
Специализация в зависимости от типа и назначения зданий (дизайн фасадов высотных зданий, дизайн фасадов пентхаусов и т.д.; внутренний дизайн отделки жилых помещений, внутренний дизайн отделки офисных помещений и т.д.)
Требуемое образования (уровень образования, тип учебного заведения)
Не ниже средне-специального – строительный или политехнический колледж (техникум), колледж (техникум) дизайна (строительное отделение), технический университет (факультет дизайна), политехнический институт и другой вуз, готовящий по специальности «дизайн в строительстве, внутренняя отделка зданий и сооружений» и другим аналогичным
Специфические способности, необходимые для успешного освоения профессии
Как и для любого дизайнера – способности художника, пространственно-художественное мышление, выраженный интерес к оформлению интерьеров. Практически везде на эту специальность предусмотрена серия вступительных экзаменов по специальности (рисунок, композиция, скульптура и т..д).
Характер и содержание работы по данной профессии
Работа в строительных либо ориентированных на строительство дизайнерских компаниях. Творческий поиск концепции и конкретных образов дизайна для зданий, возводимых работодателем или заказчиком. Создание конкретных эскизов и рисунков, а также компьютерных и пространственных макетов интерьеров или фасадов зданий, написание рабочего технологического задания для технологов отделки, контроль и координация отделочных работ, проходящих по подготовленному дизайнерскому плану, самостоятельное выполнение наиболее сложных элементов оформления (выкладка мозаики или каменных, лепных украшений, нанесение трафарета на стены, полы и потолки и другие виды оформительских работ, требующих квалификации художника-оформителя).
Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:
Рисование, графика*, живопись*, скульптура*, черчение, информатика, химия, русский язык и литература,
Очевидные плюсы
То же, что и у любого дизайнера плюс возможность работать реставратором старинных зданий, помещений и усадеб.
«Подводные камни», её очевидные минусы
То же, что и у любого дизайнера. Кроме этого дизайнеру-отделочнику приходится постоянно контактировать с разными лакокрасочными и известковыми материалами, что может развивать аллергические реакции. Нередко приходится спорить с рядовыми отделочниками и технологами, которые не соглашаются с вариантом оформления, разработанным дизайнером. Работа очень напряжённая и не всегда адекватно оплачиваемая. Клиенты из числа обеспеченных частных лиц нередко весьма капризны во вкусах и чрезвычайно придирчивы к труду дизайнера. К тому же срывы кранов на водопроводном оборудовании в помещении, происходящие по вине сантехников-монтажников, могут вылиться в уничтожение всех трудов дизайнера, что чрезвычайно тяжело переносить психологически. А если при этом дизайнер работает в целостной команде строителей, получивших единый заказ, то за испорченный труд можно ничего не получить. Начинающим дизайнерам интерьеров очень трудно устроиться на работу со стабильным заработком, так как все работодатели и заказчики хотят опытного дизайнера, а те дизайнеры, которых ищут работодатели, не очень стремятся брать себе помощников даже бесплатных. Однако не поддерживая на практике своё мастерство, дизайнер интерьеров и отделки помещений рискует достаточно быстро потерять квалификацию.
Возможные профессиональные заболевании: глаз, кистей рук, остеохондроз – риск умеренный
Вилка зарплаты (в среднем в рублях в месяц)*
В Москве: 35 000 – 100 000
В крупных областных центрах: 15 000 – 35 000 (чаще 20 000)
В глубинке России: 8 000 – 20 000 (если честно, то это профессия тоже пока не для малых городов и районных центров областного подчинения)
Прежде чем начинается вставка окон и дверей, а затем и отделка помещений, разрабатывается дизайнерский план, состоящий из описанной словами концепции дизайна помещения, которое предстоит отделать (в каком стиле, что будет напоминать оформлением, для какой аудитории пользователей и т.д., объясняющее, почему дизайнер нарисовал именно такой, а не другой рисунок и сделал именно такой макет), эскизов, полноцветных рисунков, графических изображений и макета (картонного, глиняного или композиционного из разных подручных материалов) уже оформленного помещения, а также плана очередности работ по оформлению помещения, технических и технологических заданий специалистам и примерной сметы всех оформительских работ. Не испугались? То же самое касается и дизайна фасадов здания.
Строительный дизайнер должен создать совершенной чёткий и конкретный образ будущего помещения или фасада здания и подробно расписать, как этот образ воплотить в реальность. С одной стороны, такая работа кажется довольно интересной, даже увлекательной. Но с другой – если вы «чересчур» художник, то есть внутренне стремитесь фантазировать, не «привязывая» своё воображение к конкретным целям и задачам, то работа дизайнера в строительстве может оказаться для вас скучной, сковывающей безудержный полёт вашей творческой мысли.
И в этой профессии замечен некоторый творческий парадокс, который для её успешного освоения необходимо в себе преодолеть. Заключается он в том, что без художественной фантазии в этом искусстве не обойдёшься, но слишком развитая фантазия мешает художнику вырасти в дизайнера. Получается, что далеко не каждый способный к изобразительному искусству человек может стать успешным дизайнером, но дизайнер просто обязан быть художником. И он должен владеть искусством живописи, но если это искусство в нём побеждает рационализм (то есть художник становится истинным живописцем), то он этот художник просто «выскочит» за рамки дизайна. Это всё равно что скульптору, научившемуся создавать оригинальные ансамбли воплощённых в гипсе людей и животных, посвятить свою профессиональную жизнь лепке параллелепипедов и пирамид разного цвета и высоты. Или музыканту, прекрасно исполняющему монументальные классические произведения, всю жизнь до пенсии играть в каком-нибудь кружке аэробики лёгкие ритмы аккомпанемента.
Однако сравнение будет совсем некорректным, если обратить внимание на мастерство истинного дизайнера-строителя. Конечно, он далеко не архитектор, не музыкант в камне (как нередко называют архитектора в среде ценителей архитектурного творчества). Но у него ведь и цели другие – не создать образ здания целиком, а украсить его снаружи или внутри (в зависимости от дизайнерской специальности). И такое украшение, если оно выполняется не формально, а с душой, является тоже творчеством, своего рода искусством, художеством, только другим, отличным от живописи и графики. Конечно же, без особых, именно дизайнерских способностей именно в строительстве тут не обойтись.
Как выяснить, есть у вас такие способности? В первую очередь, следует, конечно же, попытаться представить себя в обстановке реального строительства с его производственным шумом и масштабностью, пылью и запахом разных материалов и понять, а на самом ли деле вас влечёт к себе именно это ремесло, требующее полной самоотдачи и таких же мук творчества, как и другие виды искусства? И надо давать себе отчёт в том, что работ – то не просто один-два раза в год что-то нарисовать и вылепить, что-то выложить и выкрасить своими руками в натуральную величину (стены и потолок, скажем, ваше комнаты). Это постоянный ежедневный напряжённый труд, причём ограниченный разными рамками, существующими в строительстве (финансовыми, санитарными, противопожарными и т.д.). И будет случать так, что уже утверждённый руководством созданный вами дизайнерский план придётся изменять и перерабатывать в процессе отделки помещения. Одним словом, вам снова и снова придётся напрягать свою голову, сильно корректируя ваше воображение да ещё всё подряд считать – материалы, инструменты, специалистов, деньги, время.
Это не считая вполне реальных конфликтов на рабочем месте, нередко возникающих между дизайнером и прорабом (технологами, отделочниками и т.д.). В этой профессии как в живописи не получится. Ваше авторское право тут будет постоянно ущемляться разными «указивками» со стороны, и отказаться переделывать, в отличие от живописца, вы не сможете. Не потому что не заплатят (живописцу тоже заказчик работы может в случае его творческой несговорчивости не заплатить). Потому что в случае вашего отказа переделают по другому, поломав вам все ваши труды, которые у дизайнера нередко проходят бессонными ночами. А сам по себе дизайнерский план, созданный специально под конкретное помещение, художественной ценностью вряд ли обладает. Да и никто не будет считать вас художником, тем более если работу вы найдете не какую-то эксклюзивную, а в компании, строящей типовые здания по типовым проектам.
Если всё вышеизложенное не сбивает вас с пути к дизайнерскому искусству в строительной сфере, смело ищите в себе талант. Больше рисуйте, особенно рисуйте помещения изнутри и снаружи, делайте самостоятельно макеты этих помещений (обычно они размещаются на простом письменном столе) и показывайте всем подряд – друзьям, родителям, учителям, в художественной школе, знакомым строителям-отделочникам. Будет получаться хорошо, вы это поймёте. А там останется только сдать экзамены по композиции и рисунку в соответствующее учебное заведение, выдержать конкурс, поступить и окончить. Правда, лёгкой дороги в профессию с получением диплома вам никто не откроет. И придётся искать – место работы, наставников, свои стиль и место в профессии. И тут ничего поделать нельзя: любая творческая работа наперёд никому ничего не гарантирует. Тем не менее не буду вас тормозить. Уж очень эта работа интересная и азартная. Удачи.
Дизайнер на стройке, или как устроен авторский надзор
Stux / Pixabay © |
В самом общем смысле авторский надзор — это контроль за тем, чтобы интерьер соответствовал дизайнерскому проекту с точки зрения планировки, эстетики, материалов, мебели, текстиля, декора. Такую услугу сегодня предоставляет практически каждое дизайн-бюро, однако в разных компаниях подход к авторскому надзору может сильно отличаться.
Что делает дизайнер на объекте
В среднем, чтобы держать «руку на пульсе», следить за работой бригады и вовремя корректировать неточности, автор проекта выезжает на объект два-три раза в месяц. При необходимости, например после демонтажа старых и возведения новых конструкций, дизайнер может оперативно вносить корректировки в проектную документацию без ущерба для концепции и бюджета проекта. Также он может вовремя подобрать замену позиции, снятой с производства.
«Дизайнер проверяет, что купили именно ту плитку, которая была задумана. Делает выкрасы, чтобы тон краски был именно тот, что нужен. Подбирает ткань для обивки мягкой мебели и так далее. То есть это — слежение за воплощением «картинки» в реальность», — рассказывает дизайнер и владелец студии «Уютная квартира» Наталья Преображенская.
В результате заказчик может быть уверен, что получит именно тот результат, который ожидает, а любые расхождения с проектом будут исправлены до того, как станут необратимыми.
«Проводя авторский надзор, мы часто находили отсутствующие розетки или их некорректное расположение. И это несмотря на то, что планы и чертежи мы делаем очень подробно. В такие моменты мы не ищем виноватых, а радуемся, что это обнаружено на этапе, когда это можно исправить, без ущерба для проекта и без дополнительных затрат заказчика», — отмечают дизайнеры Максим и Евгения Константиновы.
Впрочем, ответственность за качество технических работ лежит всё же не на дизайнере. В авторский надзор не входят приемка и контроль ведения и технологии строительства, приемка и проверка качества выполняемых работ строителей или смежных организаций. Технадзор осуществляет прораб, а автора проекта с бригадой связывают чисто партнерские отношения, в которых главная задача дизайнера — создать проект с набором необходимых чертежей, которых должно быть не менее 10-15 листов, разных видов и назначений. Также бригаде необходимо предоставить разверстки и 3D-визуализации.
ArtTower / Pixabay
«Далее, во время авторского надзора, дизайнер встречается с заказчиком и прорабом и консультирует их по каким-то сложным моментам. Прораб тоже имеет право где-то поправить дизайнера, если выяснится, что какое-то решение невозможно исполнить из-за особенностей конструкции здания (например, сделали демонтаж старой отделки и узнали, что вентиляционная шахта проходит не там, где указано на предварительных документах)», — уточняет Преображенская.
Ищет ли дизайнер подрядчиков
Подрядную организацию ищет или сам заказчик, или предлагает автор проекта. Нередко дизайн-бюро сотрудничает с одними и теми же проверенными подрядчиками, что существенно облегчает взаимодействие между всеми звеньями цепочки заказчик-дизайнер-прораб.
По словам совладельца бюро ToTaste studio Макса Жукова, самое замечательное в «своих» подрядчиках то, что общий язык с ними давно найден. «Это хорошо для всех сторон: для авторов это, безусловно, экономия сил и времени на лишнее объяснения, для заказчика — сокращение рисков и всё того же времени, необходимого на поиск нужного подрядчика. И его возможные «косяки» при реализации практически сведены к нулю», — уверяет дизайнер.
Однако большой проблемой становится то, что подрядные организации «живут» недолго — обычно от года до трех лет. Это связано со спецификой работы: профессиональные строители часто переезжают или работают вахтовым методом. Если после выполнения работ на объекте у них появляется выгодное предложение в другом городе, они меняют локацию. Дизайн-студии следят за этой текучкой в реальном времени и обычно по каждой сфере накапливают по 20-30 контактов.
«Когда к нам приходит заказчик, мы готовы всегда предложить ему смежников на установку систем кондиционирования или компанию по отделке. Однако заказчик сам устраивает тендер и выбирает, кто его больше устроит по качеству услуг и по цене», — говорит Наталья Преображенская.
Покупает ли дизайнер стройматериалы
Обязательства по закупке отделочных материалов, мебели и освещения в разных случаях распределяются по-своему. Зачастую это делает сам заказчик, или же он может доверить все покупки прорабу. В некоторых студиях эта услуга включена в «Авторский надзор», в других привлечь дизайнера к этому этапу ремонта возможно только за дополнительную плату. Он может выехать на консультацию в магазин, или составить ведомость отделочных материалов, где указаны наименование, количество, артикулы, бренды, поставщики и стоимость.
tammon / Pixabay
«Мы считаем правильным, когда дизайнер участвует в закупках чистовых материалов, освещении, мебели, электротехнического оборудования. Прораб же при этом занимается закупками «своих» черновых материалов и технических элементов, которые никак не отразятся на внешнем облике будущего интерьера», — объясняет Макс Жуков из ToTaste studio.
Какие проблемы решает дизайнер
Разный подход у дизайнеров и к решению проблем, возникающих на объекте. В большинстве случаев авторский надзор предполагает полное отстранение заказчиков от тягот ремонта, когда автор проекта выступает своеобразным буфером. Но бывают исключительные случаи. «Все проблемы дизайнер сначала решает с прорабом. Прораб доносит до рабочих. Если решить проблему не получается, только тогда нужно уведомить заказчика, предложить ему выход и услышать его мнение», — считает дизайнер Артем Ткачук.
Гибкой системы решения проблем придерживается и Наталья Преображенская. По ее мнению, если речь идет о том, что был куплен не тот товар, хотя дизайнер указывал необходимый артикул — это значит, «мяч» на стороне заказчика. А если, например, сдача проекта рискует затянуться из-за того, что приглашенный дизайнером мастер по перетяжке мебели срывает сроки — это другая история.
А вот в студии ToTaste и вовсе стремятся к тому, чтобы вся юридическая и финансовая коммуникация была напрямую между заказчиком и подрядчиком, чтобы последний нес ответственность непосредственно перед клиентом.
«В случае, если подрядчик с нашей стороны и нам знаком, мы всячески вкладываемся в то, чтобы «косяк» был исправлен, и заказчик как можно меньше вложил своих сил и нервов. Но практика показывает, что когда подрядчик несет ответственность напрямую перед заказчиком, но при этом за ним стоит дизайнер, то он немного более ответственно подходит к своему делу и продукту», — замечает Жуков.
Таким образом, каждая дизайн-студия предлагает разный спектр услуг в рамках авторского надзора, но все их объединяет главная задача — обеспечить полное соответствие конечного результата с чертежами и визуализациями. При этом вовлеченность автора проекта в стройку может варьироваться от полного погружения до формального контроля.
«Нам приходилось полностью комплектовать проекты, как говорится, вплоть до полотенец и домашних тапочек. Но это оговаривается с заказчиком отдельно. Это огромная работа, так как приходится брать на себя дополнительно ведение таблиц со всеми сроками и поставками. Но, с другой стороны, настолько полное доверие заказчика — это очень ценно», — заключают Максим и Евгения Константиновы.
Сколько стоит авторский надзор
Поэтому неудивительно, что, чем глубже дизайнер погружается в стройку, тем дороже стоит авторский надзор. Случается, что его стоимость доходит до 100% от стоимости самого ремонта.
«Авторский надзор удорожает дизайн-проект в два раза. Если дизайн-проект стоит 100 тысяч рублей, то с авторским надзором он будет 200 стоить. Потому что дизайн-проект делается полтора-два месяца, а авторский надзор ведется, пока идет ремонт. Это включает в себя порядка 20-30 выездов и требует много времени, сил, а соответственно и денег», — объясняет руководитель дизайн-студии «Печеный» Антон Печеный.
Столь высокая стоимость авторского надзора — главная причина того, что далеко не каждый клиент его заказывает. Из всех услуг, оказываемых дизайн-бюро, авторский надзор отнюдь не самая востребованная, сетуют опрошенные Ради Дома PRO эксперты, однако лишь она гарантирует заказчику, что он получит именно тот интерьер, который придумал для него дизайнер.
«У меня никогда не стояла задача сделать „дорого“»: сколько зарабатывает дизайнер интерьера
В Москве
Каждую неделю наши читатели рассказывают о своей работе.
Героиня этого выпуска рисовала, шила и вязала с самого детства, получила два высших художественных образования и сменила несколько профессий: была и модельером, и декоратором, и дизайнером. Она рассказала, как побеждать в конкурсах, почему нельзя нарушать строительные нормы и выгодно ли сниматься в телешоу.
Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Выбор профессии
Мой выбор — не дань моде и не случайность. Это долгий творческий путь.
Моя бабушка была швеей и отлично шила, вязала, вышивала. А папа прекрасно рисовал, закончив всего лишь деревенскую школу, и без специальной подготовки сам поступил в архитектурный институт. Мама — тоже творческий человек.
Способности родителей передались мне по наследству. Я с малых лет отлично справлялась не только с кистью и карандашами, но и с иголкой и ниткой. Сколько себя помню, всегда что-то рисовала, шила, вырезала, мастерила. Мои творческие начинания в семье поддерживали. Родители спокойно относились к творческому беспорядку, разлитым краскам. Конечно, я ходила к папе на работу, в мастерские, и это отразилось на моем мировоззрении. Домашняя библиотека постоянно пополнялась книгами по искусству и архитектуре, журналами «Юный художник». А бабушка отдала в мое распоряжение целый шкаф старинной одежды, которую я с удовольствием перешивала. У меня даже была своя детская швейная машинка.
Лет с 12 уже шила себе сарафаны, юбки, кофточки. В студенческие годы мой гардероб практически полностью состоял из сшитых мною вещей — от простых до пальто с пиджаками.
Мое увлечение художниками Раннего Возрождения, импрессионистами и постимпрессионистами повлияло на выбор вуза. В их творчестве меня завораживала эмоциональная подача, декоративность, необычные цветовые сочетания. В искусстве я люблю недосказанность, самобытность, смелость. Такая живопись развивает воображение, вдохновляет. Причем влияние может выражаться по-разному : можно использовать в костюме, например, цветовое сочетание картины, а можно повторить какой-то силуэт, форму, композицию.
Окончив художественную школу, я поступила в филиал Московского технологического института сервиса, сейчас — ПВГУС, на специальность «дизайнер костюма». Нас учили всему и одновременно ничему конкретному. Мы пять лет кайфовали: много рисовали, шили. В реальной жизни, конечно, такую работу найти очень сложно. После окончания вуза пришлось немного спуститься на землю и заняться чем-то более практичным и менее творческим. Но главное, чему нас научили, — для нас нет невыполнимых задач. Вечером я брала в руки крючок в первый раз, а утром у меня уже было готовое изделие.
Долгое время я работала декоратором в элитных салонах штор и дизайн-студиях. Моя работа состояла из общения с заказчиком, выезда на объект, замеров, подбора тканей, фурнитуры, карнизов. Затем я рисовала цветные эскизы от руки в масштабе, делала расчет по материалам и презентовала идею заказчику.
Моя работа состояла из общения с заказчиком, выезда на объект, замеров, подбора тканей, фурнитуры, карнизов. Затем я рисовала цветные эскизы от руки в масштабе, делала расчет по материалам и презентовала идею заказчику. Далее нужно было сформировать заказ, который состоял из множества артикулов, отдать в пошив, проставив все размеры, и проконтролировать процесс. Потом устанавливали карнизы и вешали шторы. 20 лет назад в моде были сложные окна с драпировками, нужно было все точно рассчитать, не ошибиться. Постепенно к шторам прибавилась обивка мебели и — по мере расширения ассортимента салона — подбор обоев, фресок и тому подобное.
Анализируя спустя годы свою работу, я поняла, что у меня никогда не стояла задача сделать заказчику «дорого». К материалам я всегда относилась как к инструментам, с помощью которых можно сделать красиво. Но честно признаюсь, от дешевых искусственных тканей меня всегда коробило, я вижу их издалека.
Набравшись опыта в сфере текстильного дизайна, я захотела более глубоко заняться дизайном интерьера. Но поняла, что для новой профессии мне не хватает знаний, поэтому поступила в архитектурный вуз.
При МАРХИ есть Высшая школа средового дизайна, которая дает возможность на базе первого высшего образования за два с половиной года получить специальность «дизайнер архитектурной среды». Чтобы стать, например, архитектором, нужно было учиться еще шесть лет. Но мне неинтересна была большая архитектура, я смотрела на папины чертежи и эскизы в детстве, и мне казалось все это скучным.
Параллельно с обучением в вузе пришлось освоить компьютерные программы, без которых просто невозможно сейчас представить дизайн-проект. Честно скажу, учиться было сложно, но интересно. Дизайн интерьера — это сочетание творческих навыков с техническими знаниями, например знанием эргономики — науки, позволяющей сделать дом комфортным для жизни, — особенностей применяемых материалов, законов перепланировки, юридических вопросов и психологии.
В институте нам ставили интересные задачи, очень творческие, разнообразные, и мне было очевидно, что специальность, например, декоратора слишком узкая, в ней я не смогла бы применить все эти навыки, а в дизайне интерьеров есть где развернуться: постоянно появляются новые технологии и идеи. Конечно, на изучение этой профессии уходят годы, и только реальный опыт может сделать из ученика специалиста.
Суть профессии
От работы декоратора работа дизайнера отличается в основном сложностью организации процесса. В ремонте участвуют много специалистов, и все по-разному относятся к своей работе. Дизайнер работает на результат, для него важно, чтобы получилось удобно и красиво, это самое главное. Столкновения интересов и человеческий фактор очень усложняют работу.
Сейчас в сфере дизайна много людей без художественного образования. Почему-то считается, что дизайнер не должен уметь ни рисовать, ни чертить, многие привыкли все эти вещи делегировать. Но в интерьере кроме технической части есть и творческая, в которой работают те же принципы, что и в живописи, те же законы композиции и цветовых сочетаний. Без этих знаний не обойтись.
Кроме того, дизайнер отвечает за безопасность объекта. За нарушения могут привлечь, а это большие штрафы. Если клиент, например, хочет провести ремонт с нарушениями правил перепланировки, я никогда не соглашаюсь на подобные авантюры.
Креатив второстепенен, в первую очередь — грамотный проект и соблюдение всех норм.
Это и отличает специалиста от любителя. Бывают желающие встроить стиральную машину в вентиляционный короб или сделать отверстия в несущих балках. Я объясняю, почему так нельзя. Обычно находим другие решения.
Место работы
После окончания вуза в 2010 году я работала в различных дизайнерских бюро. Работу найти было несложно, но это скорее благодаря уже большому опыту и личным знакомствам. Конечно, сразу после вуза никто тебе не доверит полностью сделать дизайн-проект, поначалу приходилось работать в качестве помощника дизайнера, на практике изучить нюансы работы с материалами, мебелью на заказ.
С 2013 года работаю на себя, я индивидуальный предприниматель. С официального места работы я уволилась перед тем, как мой сын пошел в школу: я хотела уделять ему больше внимания. Было, конечно, страшно, но я тогда не думала, что это навсегда. К тому времени у меня уже появились профессиональные контакты в этой сфере, кроме того, были постоянные заказчики на шторы. Еще я освоила визуализацию и брала проекты с учетом новых знаний. Конечно, доход моментом не увеличился, но у меня были другие приоритеты, и я ни о чем не жалею. Ни одна наемная работа не давала мне столько, сколько мне было нужно в финансовом смысле и в плане развития. Я не люблю монотонность и рутину. Мне интересно работать сразу в нескольких направлениях, от этого я получаю настоящее удовольствие.