Джазовая музыка что это такое

Что такое джаз? История джаза. Особенности стиля джаз. Знаменитые джазовые хиты

Джазовая музыка что это такое. Смотреть фото Джазовая музыка что это такое. Смотреть картинку Джазовая музыка что это такое. Картинка про Джазовая музыка что это такое. Фото Джазовая музыка что это такое

Джаз — музыкальное направление, возникшее в начале XIX века на юге США в результате слияния нескольких музыкальных культур.

История возникновения

Началом зарождения стиля можно считать период появления африканских рабов в Америке. Невольники были выходцами из разных земель и родов, они привезли с собой разнородные музыкальные традиции. Все африканские фольклорные стили объединяет особая ритмичность, сопровождение музыки танцем с притопами в такт.

В Америке на них стала оказывать влияние европейская гармоничная музыка. Африканские и европейская музыкальные культуры стали изменяться и переплетаться, влияя друг на друга, таким образом появлялись новые стили: блюз, регтайм и протоджаз, а затем — джаз.

Историки не пришли к единому мнению о том, где именно зародилось новое музыкальное направление. Некоторые исследователи считают, что это произошло на севере США, где миссионеры-протестанты обращали негров в христианство, а они в ответ создали свои духовные песнопения — Spirituals. Другие уверены, что это было на юге, где негритянский фольклор почти не испытывал вмешательств и оставался более самобытным.

Но неоспоримо то, что в 1910–1920-е годы центром джаза стал Новый Орлеан. Именно здесь была записана первая пластинка с джазовыми композициями в исполнении Original Dixieland Jazz Band. Музыку и стиль новоорлеанских исполнителей принято считать «традиционным».

Довольно быстро джаз распространился по другим городам Америки и стал очень популярным, покорив впоследствии весь мир. В течение XX века джазовая музыка развивалась, преображалась, разделялась на разные стилевые направления. Современное понятие термин «джаз» обрел в 50-е годы прошлого века. С тех пор он обозначает отдельный музыкальный жанр и объединяет все многообразие стилей:

Источник

Ох, уж этот джаз

Джаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение.

Что такое джаз?

Это направление музыки возникло в начале двадцатого века в результате синтеза африканской и европейской культур как искусство, основанное на импровизации в сочетании с заранее продуманной, но не обязательно записанной формой композиции. Импровизировать могут одновременно несколько исполнителей, даже если в ансамбле явно слышен солирующий голос. Законченный художественный образ произведения зависит от взаимодействия членов ансамбля между собой и с аудиторией.

Дальнейшее развитие нового музыкального направления происходило за счёт освоения композиторами новых ритмических, гармонических моделей.

История возникновения джаза

Истоки джаза лежат в традициях африканской музыки. Ее основоположниками можно считать народы африканского континента. Привезённые в Новый свет из Африки рабы не были выходцами из одного рода, часто не понимали друг друга. Необходимость взаимодействия и общения привела к объединению, созданию единой культуры, в том числе и музыкальной. Для нее характерны сложные ритмы, танцы с притоптыванием, прихлопыванием. Они вместе с блюзовыми мотивами дали новое музыкальное направление.

Процессы смешивания африканской музыкальной культуры и европейской, которая претерпела серьёзные изменения, происходили начиная с восемнадцатого века, и в девятнадцатом привели к возникновению нового музыкального направления. Поэтому всемирная история джаза неотделима от истории американского джаза.

История развития джаза

В 20-е годы были найдены основные черты будущих стилей: равномерная пульсация контрабаса и ударных, способствовавшая свингу, виртуозное солирование, манера вокальной импровизации без слов при помощи отдельных слогов («скэт»). Значительное место занял блюз. Позднее оба этапа — новоорлеанский, чикагский — объединяются термином «диксиленд».

В американском джазе 20-х годов возникла стройная система, получившая название «свинг». Для свинга характерно появление нового типа оркестра — биг-бэнда. С увеличением оркестра пришлось отказаться от коллективной импровизации, перейти к исполнению аранжировок, записанных на ноты. Аранжировка стала одним из первых проявлений композиторского начала.

Биг-бэнд состоит из трех групп инструментов — секций, каждая может звучать как один многоголосный инструмент: секции саксофонов (позднее с кларнетами), «медной» секции (трубы и тромбоны), ритмической секции (фортепьяно, гитара, контрабас, ударные).

Появилась сольная импровизация, основанная на «квадрате» («хорусе»). «Квадрат» — это одна вариация, равная по продолжительности (числу тактов) теме, исполняемая на фоне того же, что и основная тема, аккордового сопровождения, к которому импровизатор подстраивает новые мелодические обороты.

В 30-е годы стал популярен американский блюз, получила распространение песенная форма из 32 тактов. В свинге начал широко применяется «рифф» — двух-четырёх тактовая ритмически гибкая реплика. Ее исполняет оркестр, пока импровизирует солист.

Американский джаз 30-х годов коммерциализировался. Поэтому в среде любителей и знатоков истории происхождения джаза возникло движение за возрождение более ранних, подлинных стилей. Решающую роль сыграли небольшие негритянские ансамбли 40-х годов, отбросившие все рассчитанное на внешний эффект: эстрадность, танцевальность, песенность. Тема проигрывалась в унисон и почти не звучала в оригинальном виде, аккомпанемент уже не требовал танцевальной регулярности.

Этот стиль, открывающий современную эпоху, получил название «боп» или «бибоп». Эксперименты талантливых американских музыкантов и исполнителей джаза— Чарли Паркера, Диззи Гиллеспи, Телониуса Монка и других — фактически положили начало развитию самостоятельного вида искусства, лишь внешне связанного с эстрадно-танцевальным жанром.

Оба этих направления имеют много общего в стремлении освободиться от деления импровизации на отдельные квадраты, а также свинговать вальсовые и более сложные размеры.

История советского джаза

Российским музыкантам и любителям музыки безусловно любопытна история возникновения джаза в советском союзе.

В довоенный период джаз в нашей стране развивался внутри эстрадных оркестров. В 1929 году Леонид Утесов организовал эстрадный оркестр и назвал свой коллектив «Tea-джаз». Стиль «диксиленд» и «свинг» практиковался в оркестрах А.В. Варламова, Н.Г. Минха, А.Н. Цфасмана и других. С середины 50-х гг. начинают развиваться небольшие любительских коллективы («Восьмерка ЦДРИ», «Ленинградский диксиленд»). В них получили путевку в жизнь многие видные исполнители.

В 70-е годы начинается подготовка кадров на эстрадных отделениях музыкальных училищ, издаются учебные пособия, ноты, пластинки.

С 1973 года пианист Л.А. Чижик стал выступать с «вечерами джазовой импровизации». Регулярно выступают ансамбли под руководством И. Брил, «Арсенал», «Аллегро», «Каданс» (Москва), квинтет Д.С. Голощекина (Ленинград), коллективы В. Ганелина и В. Чекасина (Вильнюс), Р. Раубишко (Рига), Л. Винцкевича (Курск), Л. Саарсалу (Таллин), А. Любченко (Днепропетровск), М. Юлдыбаева (Уфа), оркестр О.Л. Лундстрема, коллективов К.А. Орбеляна, А.А. Кролла («Современник»).

Джаз в современном мире

Сегодняшний мир музыки разнообразен, динамично развивается, зарождаются новые стили. Для того, чтобы свободно в нем ориентироваться, понимать происходящие процессы, необходимо знание хотя бы краткой истории джаза! Сегодня мы наблюдаем смешение всё большего числа всемирных культур, постоянно приближающего нас к тому, что в сущности уже становится «всемирной музыкой» (world music). Сегодняшний джаз вбирает в себя звуки и традиции практически из любого уголка земного шара. В том числе переосмысливается и африканская культура, с которой все начиналось. Европейский экспериментализм с классическим подтекстом продолжает влиять на музыку молодых пионеров, таких, как Кен Вандермарк, авангардист-саксофонист, известный по работе с такими известными современниками, как саксофонисты Мэтс Густафссон, Эван Паркер и Питер Броцманн. К другим молодым музыкантам более традиционной ориентации, которые продолжают поиски своего собственного тождества, относятся пианисты Джекки Террассон, Бенни Грин и Брэйд Мелдоа, саксофонисты Джошуа Редман и Дэвид Санчес и барабанщики Джефф Уоттс и Билли Стюарт. Старая традиция звучания продолжается и активно поддерживается такими художниками, как трубач Уинтон Марсалис, который работает с целой командой помощников, играет в собственных маленьких группах и возглавляет Оркестр Центра Линкольна. Под его покровительством выросли в больших мастеров пианисты Маркус Робертс и Эрик Рид, саксофонист Уэс «Warmdaddy» Эндерсон, трубач Маркус Принтуп и вибрафонист Стефан Харрис.

Басист Дейв Холланд также является прекрасным открывателем молодых талантов. Среди многих его открытий саксофонисты Стив Коулмен, Стив Уилсон, вибрафонист Стив Нельсон и барабанщик Билли Килсон.

К числу других великих наставников молодых талантов относятся легендарный пианист Чик Кориа, и ныне покойные барабанщик Элвин Джонс и певица Бетти Картер. Потенциальные возможности дальнейшего развития этой музыки в настоящее время велики и разнообразны. Например, саксофонист Крис Поттер под собственным именем выпускает мэйнстримовый релиз и одновременно участвует в записи с другим великим авнгардистом барабанщиком Полом Мотианом.

Предлагаем обучение в нашей музыкальной школе:

Источник

Джаз-1. История джаза

ДЖАЗ-1. ИСТОРИЯ ДЖАЗА

1. Гигантами джаза признаны 7 джазменов: АРМСТРОНГ; ГУДМЕН; ДЭВИС; КОЛТРЕЙН; ПАРКЕР; ФИТЦДЖЕРАЛЬД; ЭЛЛИНГТОН.

2. Историю джаза фактически делали 5 человек: АРМСТРОНГ; ПАРКЕР; КОЛТРЕЙН; ДЭВИС; и поверх всех ЭЛЛИНГТОН.

3. Джаз возник в негритянской среде в начале XX века.

4. Три источника происхождения джаза: спиричуэлс (духовные, религиозные песнопения североамериканских негров); блюз (народная, светская форма песнопения) и музыкальный театр менестрелей.

5. Три главных элемента джаза: ИМПРОВИЗАЦИЯ; БЛЮЗОВОЕ ЧУВСТВО и СВИНГ.

7. Блюз – краеугольный камень джаза. Исходная основа большинства хитов Армстронга. Хиты Эллингтона представляют трансформацию блюза (это не джазовый стиль).

8. Блюз – это медленная, и грустная музыка – «когда на душе кошки скребут».

9. «Джаз – это блюз, получивший высшее образование!»

10. Регтайм (рваный ритм). В отличие от блюза и спиричуэлса почти всегда бодрый и веселый настрой. Был присущ музыке молодого Эллингтона, Стравинского. Фортепианный стиль регтайма не имел той выразительности, какая имела место в блюзах и спиричуэлс. Поэтому регтайм постепенно отошёл от «главного течения» («мейнстрима») инструментального джаза. К 1917 г. вышел из моды.

11. Диксиленд – традиционный инструментальный импровизационный джаз (6-7 человек). Характерна коллективная импровизация! Зародился в Новом Орлеане («новоарлеанский джаз»). Слово «диксиленд» вместо «новоарлеанского джаза» стало употребляться «белыми» оркестрами при исполнении той же музыки, которую исполняли негры, которые являлись лучшими джазменами. К концу 1920-х гг. этот стиль был вытеснен большими оркестрами («биг-бэндами») особенно в период свинга1930-х гг.

12. История биг-бэндов начинается с Флетчера Хэндерсона (1898-1952 гг.), первый оркестр, которого создан в 1924 г., Оркестр Эллингтона создан в 1926 г.

13. Первый знаменитый биг-бэнд среди белых создан в 1934 г. «королем свинга» Б. Гудменом (записывал на кларнете музыку Моцарта).

15. Свинг стоял на 4 китах: Гудмане; Миллере; Томми Дорси и Арти Шоу. Также блистал Каунт Бэйси.

16. Все руководители свинг-бэндов были играющими лидерами-джазменами.

18.Свинг был последней популярной музыкой, когда джаз являлся действительно всенародным искусством.

19. «Блюз – это когда хорошему человеку плохо, а попса – когда плохому человеку хорошо».

20. Чем отличается классика от джаза? В классике любой исполнитель всегда ниже уровня музыкального произведения, а в джазе исполнитель всегда выше исполняемой им музыки.

22. Боп – развитие свинга – открыл период современного джаза. Появился в начале 1940-х, как и прогрессив, но его создателями были негры из нью-йоркского района Гарлема. При свинге были определённые технические и музыкальные ограничения, а многие музыканты стремились к большему самовыражению и свободе импровизации.

23. Основное отличие от свинга: вместо мелодических вариаций появилась гармоническая импровизация, т. е. основой импровизации становится не мелодия, а гармония (ОДИНОЧНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ). Формат размеров сведён до размеров «КОМБО» (до 10 человек), в основном до 5-6 человек, т.к музыка «боп» основана на сольной импровизации. Ударники тоже превратились в солистов, только функция контрабаса осталась прежней.

24. Первое время было противостояние бопперов с музыкантами свинга и с диксилендом, но к концу 1940-х всё это сошло на нет. Этому способствовали великие лидеры и инициаторы бопа – ЧАРЛИ ПАРКЕР и ДИЗЗИ ГИЛЛЕСПИ. Они переиграли всех.

26. Прохладный джаз (стиль – «КУЛ»). Характерен для конца 1940-х гг. и 1950-х гг. Развитие «боп». В дальнейшем, станет основой современного («модерн») джаза. Усложняется джазовая гармония. Спокойная манера игры, в противовес напористости бопа. Это наибольшее приближение к белым идиомам джаза. Импровизация лишается лихорадочности, характерной для бопа. Первый состав – негритянское комбо «Модерн джаз квартет» под руководством пианиста Джона Льюиса. В этом стиле работали Стен Гетц и Джерри Маллиген. Позже кул-джаз перенесён на «биг-бэнды» (оркестр Эванса, в котором соло на трубе исполнял Дэвис). 1950-е годы – апогей кул-джаза (при сохранении всех предыдущих джазовых стилей). Это музыка настроения. Происходит встреча джаза с классической музыкой. Льюис выступал как сольный исполнитель с симфоническими оркестрами и являлся одним из ведущих композиторов, так называемого «третьего течения», пытаясь нарушить искусственные барьеры между классикой и джазом.

28. Мацуев: «Классика – это моя жена, а джаз – это моя любовница».

29. В оркестре Каунта Бэйси импровизация тщательно готовилась, а в оркестре Дюка Эллингтона такое не признавалось.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *