Дизель сорт с что это
Газойл Центр
Нефть Газ Нефтепродукты
Классы и сорта дизельного топлива
КЛАССЫ И СОРТА ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА
Классы и сорта дизельного топлива
В Европе в настоящее время действует европейский стандарт EN 590-2009, он же ЕВРО-5, который классифицирует дизельное топливо по температурно-климатическим зонам применения:
С 2005 г. в РФ действует новый государственный стандарт на дизельное топливо — ГОСТ Р 52368-2005, он полностью соответствует европейской спецификации EN 590. Согласно действующему стандарту в дизельном топливе ограничивается содержание серы.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ СЕРЫ:
Российский ГОСТ рассматривает дизельное топливо отдельно в зависимости от климатических условий местности его использования.
Сорта ДТ по предельной температуре фильтруемости в районах умеренного климата:
Для районов с умеренным климатом дизельное топливо разделяется по сортам, которые указывают на предельную температуру фильтруемости.
Классы ДТ по предельной температуре фильтруемости для районов с холодным климатом
Для районов с холодным климатом дизельное топливо подразделяют на классы с предельной температурой фильтруемости:
Наименование показателя | Значение для класса | ||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
1. Предельная температура фильтруемости °С, не выше | -20 | -26 | -32 | -38 | -44 |
2. Температура помутнения, °С, не выше | -10 | -16 | -22 | -28 | -34 |
Маркировка ДТ в рамках ТР Таможенного союза (ТР ТС) и соответствие маркировки Евро
В 2011 г. в рамках Технического регламента Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России приняты новые обозначения марок дизельного топлива, которые включают следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис:
Первая группа: буквы | Вторая группа: буквы, обозначающие климатические условия применения | Третья группа: символы, обозначающие экологический класс дизельного топлива |
ДТ — дизельное топливо для автомобильных дизельных двигателей | Л — летнее (температура фильтруемости не определяется); | К2 — содержание серы не более 500 мг/кг; |
Е — межсезонное (-15 °С); | К3 — содержание серы не более 350 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид I); | |
З — зимнее (-20°С); | К4 — содержание серы не более 50 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид II); | |
А — арктическое (-38°С). | К5 — содержание серы менее 10 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид III). |
Таким образом, группа символов ДТ-З-К5 согласно ТР ТС 013/2011 обозначает дизельное топливо автомобильное зимнее экологического класса 5, что соответствует параметрам Евро-5.
В результате одновременного использования производителями и потребителями двух стандартов: ГОСТ Р 52368-2005 и ТР ТС 013/2011, — на рынке дизельного топлива РФ произошло смешение понятий и обозначений.
Поэтому одно и то же топливо можно найти под обозначением как Сорт F вид III (Евро-5), так и ДТ-З-К5. Многие российские производители указывают обе маркировки в паспортах качества.
Запреты на марки дизельного топлива
В настоящее время (2014 г.) в России запрещено использование дизельного топлива экологического класса К2.
С 01 января 2015 г. выводится из обращения топливо класса К3.
С 01 января 2016 г. на территории Российской Федерации разрешен выпуск и обращение дизельного топлива экологического класса не ниже К5.
С 1 июля 2014 года в России введен в действие ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное». Это топливо производится с применением современного метода каталитической депарафинизации. В соответствии с ГОСТом, дизельное топливо для районов с холодным климатом обозначается следующим образом:
При этом выпуск и использование дизельного топлива по ГОСТ Р 52368-2005 не ограничивается.
Как видно, при классификации дизтоплива используются 2 основных параметра солярки: содержание серы и температура помутнения. Между тем, дизельное топливо характеризуется большим количеством показателей, часть из которых приводится в паспортах качества на выпущенную партию топлива.
Виды и классификация дизельного топлива
Дизельное топливо в России, как правило, классифицируется по стандартам, определённым двумя документами: принятым в 2011 году техническим регламентом Таможенного союза и ГОСТ 32511-2013 (EN 590:2009). Характеристики, которые определяют маркировку: температура фильтруемости и вхождение в его состав сернистых соединений. Но при оформлении паспорта качества продукта также берутся во внимание соответствие пределам вязкости, содержания воды, цетановое число.
Дизтопливо и соляровое масло (солярка): определения, отличия
Согласно международному определению, дизельным топливом называют продукт нефтеперерабатывающей отрасли, полученный из керосиново-газойлевых фракций прямой перегонки нефти. В основе горючего топлива для дизельных двигателей смесь нафтеновых, парафиновых и ароматических углеводородов и их производных с температурой выкипания в диапазоне 170..380 градусов и вязкостью конечного продукта не выше 4,5 кв.мм/с.
Солярка или соляровое масло — отдельная разновидность дизеля, применимая в качестве топлива только к отдельным типам низкооборотистых моторных агрегатов тепловозов, тракторов, судоходной техники. Получают солярку путём прямой перегонки нефти, а показатель вязкости конечного продукта выше стандарта для дизеля — 5–9 кв.мм/с. Солярку делят на два вида: с сернистыми соединениями — для дизелей с плунжерными топливными насосами; бессерная — подходящая для топливных насосов с электронным впрыском, а также для плунжерных, если разбавлять её с моторным маслом в соотношении 1 : 0,01–0,05.
Классификация ДТ по Техническому регламенту Таможенного союза 013/2011
Из-за несоответствия ряда внутренних спецификаций в странах, вошедших в состав Таможенного союза, в 2011 был принят общий регламент ТР ТС 013/2011. Он во многом дублирует внутренний государственный стандарт, но регламентирует действующий между странами-участницами порядок маркировки ДТ.
Маркировка предполагает последовательное написание обозначений вида топлива, условий применения, экологического класса содержания серы на килограмм продукта, разделенных дефисом и выраженных в буквенных или буквенно-цифровых сокращениях установленного образца.
Пример: Дизельное топливо ЕВРО, межсезонное, сорта A (B, C, D), экологического класса К5 (К4, К3) марки ДТ-A-К5 (К4, К3) по ГОСТ 32511-2013 или ДТ-Л-К5.
Первое обозначение в маркировке — ДТ — указывает на вид продукта — горючее топливо для дизельных двигателей.
Следующей идёт заглавная буква Е, Л, З или А, которая указывает на рекомендованные условия применения продукта. При стандартизации по этому параметру используется показатель температуры предельной фильтруемости — температурного предела, при наступлении которого топливо будет курсировать внутри топливной системы бесперебойным потоком.
Буквенно-цифровой код в третьей части маркировки топлива в рамках Технического регламента ТС указывает на класс экологичности продукта, определенный количеством сернистых соединений — тиофанов, меркаптанов (R-SH), тиофенов, сульфидов (R-S-R), дисульфидов (R-S-S-R), — в пересчёте на килограмм готового продукта.
Важно! Несмотря на то, что в Техническом регламенте Таможенного союза определено несколько классов топлива по содержанию серы на килограмм продукта, экологические стандарты Российской Федерации с 1 января 2016 года допускают неограниченную продажу и использование внутри страны исключительно дизеля класса экологичности не ниже К5. ДТ классов К3 и К4 производится на Российских нефтеперерабатывающих предприятиях с целью использования на нефтяных промыслах, буровых платформах, а также для последующей реализации за пределы единой таможенной территории ТС в рамках гособоронзаказа.
Евро-5 (спецификация EN 590) классификация дизельного топлива
Распространённая среди потребителей классификация Евро-5 первая после советских ГОСТов получила широкое распространение при маркировке российского дизеля. Связано это больше с тем, что по нашим дорогам ездит больше зарубежных автомобилей, чем отечественных. На законодательном уровне евростандарт EN 590-2009 у нас не действует, но описанные в нём пункты лежат в основе российского ГОСТ 32511-2013.
Евро-5 или EN 590-2009 — принятые Европейским Союзом стандарт, определяющий допустимость применения тех или иных классов дизеля в определённых климатических зонах.
При классификации дизельного топлива для его маркировки для продажи в Российской Федерации и странах Таможенного союза руководствуются двумя параметрами: содержанием сернистых примесей (экологичностью) и температурой фильтруемости (допустимыми климатическими использованиями для использования). При этом в паспортах качества на солярку, как и в случае с другими нефтепродуктами, обязательно указывают прочие характеристики партии — вязкость, содержание воды, цетановое число или воспламеняемость.
Класс дизельного топлива
Дизельное горючее — нефтепродукт на основе углеводородов. Его используют для заправки автомобилей, сельскохозяйственной техники, судов. От класса ДТ или солярки зависит, в каких условиях ее можно использовать, а также какое влияние на окружающую среду оказывают продукты горения. В некоторых странах из-за низкой экологической безопасности отдельные виды дизельного горючего запрещены.
Виды дизельного топлива
У дизтоплива — одинаковая технология производства, но разные примеси и содержание серы. Из-за этого все топливо делят на 3 марки, в которых концентрация серы:
350 мг/кг — предельный уровень содержания серы, который разрешен в дизтопливе на территории России. Этот запрет распространяется и на горючее, ввозимое из-за рубежа.
От вида топлива зависит, для каких целей его используют:
Предельный уровень серы в топливе регулируется российским ГОСТ Р 52368-2005; по требованиям он идентичен европейскому EN 590.
Сорта и классы дизельного топлива
Распределяют по сортам дизельное топливо, предназначенное для работы в регионах с теплым и умеренным климатом. По классам обозначают те виды горючего, которые выпускаются для работы при низкотемпературных режимах, в том числе арктическом. Точная классификация зависит от страны, чаще всего руководствуются европейским стандартом.
Классификация дизтоплива в России
В России одновременно действуют 2 системы — европейская и советская. В Союзе при обозначении топлива указывались время года, для которого оно предназначено, количество серы на 1 кг горючего, температура вспышки. Последним показателем обозначали температуру окружающей среды, при которой горючее работало без осечек. Сезон топлива обозначался буквами:
Содержание серы обозначалось в виде отношения ее количества к общей массе топлива: 50 мг/кг — как 0,05, 20 мг/кг — 0,02 и т.д. Шифровка Л-0,05-10 означала, что топливо с этой маркировкой предназначено для использования летом при температуре не ниже 10°C, обладает содержанием серы 50 мг/кг.
Классификация дизтоплива в Европе
Европейские страны при маркировке топлива указывают его класс по содержанию серы, обозначаемый буквой К. При этом К3 соответствует виду 1, К4 — второму, К5 — третьему. Также указывают сорт либо класс топлива. По классам распределяют виды горючего, предназначенные для работы в низких температурах, а по сортам — для умеренных климатических условий. Точное содержание серы при этом не указывается, но по классу можно понять, в каких пределах оно находится.
Характеристики современных марок ДТ
Чтобы придать топливу устойчивость к морозу, применяют 2 вида обработки:
Способ получения зимнего топлива указывается в сопроводительной документации. В ней же перечислены примеси, обозначены допустимые цвета. При наличии красителей для фирменного отличия об этом сообщают в техническом паспорте продукции; при маркировке такие особенности не указываются.
Классификация по содержанию серы
В Европе, помимо соответствующих видам 1-3 классов К3-5, существует К2. Содержание серы в нем доходит до 500 мг/кг. Продвинутые страны отказались от этого топлива по причине его экологической опасности, но в некоторых — оно еще используется.
Сорта ДТ по предельной температуре фильтруемости
В Европе для летнего топлива предусмотрено распределение на сорта, обозначаемые первыми буквами английского алфавита — от A до F. Классов 5, их прописывают цифрами 0-4.
Для регионов с умеренным и теплым климатом
Выделено 6 сортов дизельного топлива, предназначенного для использования в умеренном и теплом климате; они отличаются на 5°C. Допустимый предел температуры окружающей среды для эксплуатации составляет:
Вид топлива влияет не только на его пригодность к службе при указанной температуре, но и на цену. В сортах, где предусмотрена возможность работы при небольших отрицательных температурах, присутствуют дополнительные добавки, приводящие к подорожанию дизельного горючего.
Для регионов с холодным климатом
Высокие классы топлива требуют больших затрат на производство, чем 0 и 1, поэтому стоят они дороже.
Маркировка ДТ в рамках технического регламента таможенного союза и в соответствии с маркировкой евро
Маркировка таможенного союза возникла в 2011 г.; ее применяют при перевозке дизельного топлива между странами-участниками ТС (Россия, Казахстан, Беларусь). Маркировка составлялась на основании российских и европейских образцов. Конечный вид включает группу знаков: вид топлива-климатические условия эксплуатации-экологический класс.
Вид дизтоплива обозначается как ДТ, его экологический класс аналогичен принятым в Европе обозначениям К3-К5. С сезонностью применения классификация отличается от принятой в России и Европе, напоминая ту, что фигурировала во времена Советского Союза. Согласно регламенту таможенного союза, класс дизельного топлива обозначается по следующим группам:
Из-за неполного соответствия климатических маркировок производители, поставляющие ГСМ в страны Европы и ТС, указывают обе маркировки. При этом для принятой в ТС используют тот класс, минимальная температура которого находится в пределах эксплуатационных характеристик класса или сорта. ГСМ сортов BCD относят к классу Л. Класс 2 обозначается как зимний, а 4 — как арктический.
Европейская маркировка нужна, чтобы пользователи не переплачивали за дизтопливо, которое обладает температурой фильтрации выше нужной. Это удобно для России, поскольку на севере в начале лета часто приходится использовать межсезонное горючее, в то время как южные регионы даже зимой не нуждаются в покупке ДТ класса З.
Запреты на марки дизельного топлива
С 2014 г. в России запрещено дизтопливо К2. По закону преследуется его производство, эксплуатация, попытки ввоза из-за рубежа. С января 2015 г. введен запрет на использование в автомобильной промышленности ГСМ класса К3. С января 2016 г. автолюбителям предписано перейти на топливо класса К5.
Производство ГСМ осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 52368-2005. Этот стандарт не ограничивает производителей в количестве выпускаемой продукции, он не устанавливает ограничений на реализацию, закупку, использование горючего.
Регламент изготовления зимней солярки методом депарафинизации регулируется ГОСТ Р 55475-2013. Этот стандарт лишен ограничений по количеству выпускаемой, реализуемой и используемой продукции. Обязательным является только соответствие маркировки и допустимый уровень примесей серы.
Выпущенное на территории России дизтопливо должно соответствовать техническому паспорту, которым сопровождается каждая партия груза. За разбавление солярки и подделку ГСМ предусмотрена административная, реже — уголовная ответственность.
Экологические стандарты топлива
Страны Европы и таможенного союза при определении уровня экологической безопасности ГСМ руководствуются стандартом Евро 6. В нем содержится большое количество требований к концентрации разных веществ в выхлопных газах автомобилей. Основные из них:
Современные виды дизтоплива, выпускаемые отечественными производителями, обязаны соответствовать нормам, которые ввел Евро 5. Соответствия Евро 6 в России пока что не требуется, но в дальнейшем для стран таможенного союза планируется переход на установленные этим стандартом рамки.
Вне зависимости от типа маркировки (европейской, российской или выработанной для стран ТС) в ней отражаются ключевые параметры дизельного топлива — концентрация серы и температура фильтрации. Они важней других параметров, поскольку уровень серы в топливе ограничен нормативными документами (ГОСТ, Евро-5, Евро-6). От второго показателя зависит, заведется ли автомобиль в холодную погоду. Другие характеристики дизтоплива — состав, плотность, смазывающая способность и т.д., отражаются в сопроводительном паспорте качества.
Классификация дизельного топлива в России
До 2005 года в России марки дизельного топлива обозначались исключительно по ГОСТ. Государственный стандарт классифицировал материалы на три группы: зимние, летние и арктические. Такое деление актуально и сейчас, хотя уже считается устаревшим.
Современная классификация
В настоящее время в Европе на дизельное топливо распространяется стандарт Евро-5 или EN-590. В России был разработан полностью идентичный регламент, ГОСТ Р 52368-2005. Документ классифицирует материалы по содержанию серы в мг/кг на три вида:
Нефтепродукты данной группы классифицируют также по климатическим условиям применения. Прежде чем купить дизельное топливо с доставкой, необходимо определить нужный сорт:
Дизельное топливо для холодных районов дополнительно делят на классы по предельной температуре фильтруемости:
Классификация в маркировке
Согласно Техническому регламенту Таможенного союза, с 2011 года обозначать марку дизельного топлива необходимо в определенной последовательности, разделяя знаки дефисом.
Первая группа символов:
Вторая группа символов – климатические условия по температуре фильтруемости:
Третья группа символов – экологический класс топлива:
Например, ДТ-Л-К5 по регламенту Таможенного союза будет означать дизельное топливо для автомобильных двигателей, летнее, с экологическим классом К5 (показатели аналогичны Евро-5). Этот же материал может обозначаться и как Сорт F вид III, поэтому поставщики обычно указывают в паспортах качества обе маркировки.
Заправляя топливо по безналу или за наличный расчет важно учесть, что с 01.01.2015 г в России выведено из обращения топливо класса К3 и ниже, а с 01.01.2016 выпускаются только материалы К5.
На сайте «РусПетрол» вы можете заказать доставку дизельного топлива от ведущих нефтяных компаний. Материалы соответствуют требованиям стандартов, имеют соответствующие документы. Для оформления заказа оставьте заявку на сайте или позвоните нам по номеру, указанному на странице «Контакты».
Другие статьи:
Изменения в сети обслуживания карт литровой и рублевой программы
Московская, Пензенская область.
Начало реализации межсезонного дизельного топлива
Изменения в сети обслуживания карт литровой и рублевой программы
Московская область, Красноярский край, Республика Татарстан.
Моторное масло Rosneft Revolux показало стабильные характеристики при увеличенном пробеге
В течение года в Краснодарском крае проходили испытания премиального моторного масла Rosneft Revolux D4 10W-40.
В Ростове-на-Дону появилась вторая «цифровая» АЗС «Роснефть»
В рамках расширения розничной сети автоматизированных заправок «Роснефть» открыла «цифровую» АЗС в Ростове-на-Дону.
«Роснефть» представила проект «Восток Ойл» зарубежным поставщикам и подрядчикам
«Восток Ойл» поможет в формировании новой нефтегазовой провинции на севере Красноярского края.
Продолжая использовать ruspetrol.ru вы соглашаетесь на использование файлов cookie.
Более подробную информацию можно найти в Политике cookie файлов.
© ООО «РусПетрол», 2007-2021
Воспроизведение материалов сайта
допускается с согласия владельца
Гид по дизельному топливу: сорт, класс, температура
Дизельное топливо (ДТ) классифицируется по многим признакам: температуре фильтруемости, содержанию серы (определяет экологичность), степени опасности. Эти показатели характеризуют основные свойства горючего и определяют возможности его применения. Ранее дизтопливо делилось только на марки в зависимости от сезона. Сегодня есть более широкая классификация, которая выделяет различные сорта и классы ДТ.
Сорта дизельного топлива
В регионах с умеренным климатом используются сорта дизельного топлива. Здесь горючее классифицируют по предельной температуре фильтруемости. Она соответствует максимально низкому значению, при котором горючее еще способно проходить через фильтр. Это один из важных показателей, который обязательно приводят в паспорте качества ДТ. От температуры фильтруемости зависят низкотемпературные свойства горючего и возможность его применения в разных погодных условиях.
Показатель определяют в экспериментальных условиях. Топливо постепенно охлаждают и пропускают через фильтр в условиях, максимально приближенных к реальным, т. е. в постоянном вакууме. Далее фиксируют каждый градус вплоть до предельного показателя, при котором опытный образец будет проходить через фильтр дольше 60 секунд. Снизить температуру фильтруемости можно с помощью депрессорных присадок, которые уменьшают размеры кристаллизующихся парафинов.
Классы дизельного топлива
Если дизтопливо для умеренного климата делят на сорта, то горючее, предназначенное для использования при сильном и экстремальном холоде, классифицируется на классы. Их тоже различает температура, определяющая предел фильтрации горючего:
Отсюда можно сделать вывод, что там, где заканчиваются сорта, т. е. на F (–20 °С), начинаются классы для особо холодного климата, т. е. с класса 0 (–20 °С) и т. д.
Еще классы дизельного топлива выделяются в зависимости от содержания серы в составе. Здесь идет речь о классификации горючего по экологичности. По этому критерию выделяют классы:
Последние три соответствуют дизельному топливу класса ЕВРО. Это горючее, отвечающее наиболее современным требованиям экологичности. Здесь же стоит указать класс опасности дизельного топлива. Этот вид горючего относится к 4-му классу, что соответствует п. 7.1 ГОСТ 305-2013.
Температурные показатели дизтоплива
Температура вспышки дизельного топлива определяется в закрытом тигле. Горючее постепенно нагревают и при каждом увеличении показателей термометра на 2 °C открывают заслонку, которая закрывает дизтопливо от источника пламени. Действия повторяют вплоть до того, пока не произойдет вспышка. В этот момент фиксируют значение, которое и будет температурой вспышки. По ГОСТ 305-2013 она имеет следующие значения:
Для ДТ, используемого для тепловозных и судовых ДВС, газовых турбин, установлены другие значения:
Другим важным показателем выступает температура застывания дизельного топлива. Она несколько ниже, чем показатель фильтруемости. Марки дизельного топлива:
Температура кипения дизельного топлива тоже различается в зависимости от марки: летнее — 360 °С, зимнее — 320 °С, арктическое — 280 °С.
В заключение
Сорта и классы дизтоплива выделяют по температурным характеристикам и содержанию серы. Перечисленные показатели имеют нормативные значения, закрепленные ГОСТом. По каждому сорту и классу определяют, где можно использовать дизтопливо, в каком регионе и климатических условиях.