Дизельное топливо 10 ppm что это
ХИМИЯ НЕФТИ
СВОЙСТВА ТОПЛИВ
Требования к дизельному топливу по ГОСТ и ТУ
Показатель | ГОСТ 305-82 | ТУ 38.1011348-99 | |||||
Л | З | А | ДЛЭЧ-В | ДЛЭЧ | ДЗЭЧ-В | ДЗЭЧ | |
Цетановое число, не менее | 45 | 45 | 45 | 49 | 45 | 45 | 45 |
Фракционный состав, отгоняется при температуре, °С, не выше: | |||||||
50% | 280 | 280 | 255 | 280 | 280 | 280 | 280 |
96% | 360 | 340 | 330 | 360 | 360 | 340 | 340 |
Температура вспышки (в закрытом тигле), °С, не ниже: | |||||||
для тепловозных и судовых дизелей, газовых турбин | 62 | 40 | 35 | 62 | 62 | 40 | 40 |
для дизелей общего назначения | 40 | 35 | 30 | 40 | 40 | 35 | 35 |
Температура помутнения, °С, не выше, для климатической зоны: | |||||||
умеренной | -5 | -25 | — | — | — | — | — |
холодной | — | -35 | — | — | — | — | — |
Температура застывания, °С, не выше, для климатической зоны: | |||||||
умеренной | -10 | -35 | — | -10 | -10 | -35 | -35 |
холодной | — | -45 | -55 | — | — | — | — |
Кинематическая вязкость при 20°С, сСт | 3,0-6,0 | 1,8-5,0 | 1,5-4,0 | 3,0-6,0 | 3,0-6,0 | 1,8-5,0 | 1,8-5,0 |
Коэффициент фильтруемости, не ниже | 3 | 3 | 3 | — | — | — | — |
Предельная температура фильтруемости, °С, не выше | — | — | — | -5 | -5 | -25 | -25 |
Плотность при 20°С, кг/м 3 не более | 860 | 840 | 830 | 860 | 860 | 840 | 840 |
Содержание серы, % масс., не более: | |||||||
Вид I | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,035 | 0,035 | 0,035 | 0,035 |
Вид II | 0,5 | 0,5 | 0,4 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | 0,05 |
Вид III | — | — | — | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
Содержание, % масс., не более: | |||||||
меркантановой | 0,01 | 0,01 | 0,01 | — | — | — | — |
ароматических углеводородов | — | — | — | 20 | — | 10 | — |
Требования к дизельному топливу в других странах
До октября 1996 года содержание серы в дизельном топливе в европейских странах регламентировалось на уровне 0,2% (масс.) или 2000 ppm при цетановом числе не менее 49.
С октября 1996 г. европейские страны перешли на выпуск топлива с содержанием серы до 0,05 % (масс.), в дальнейшем требования постепенно ужесточались:
Показатель | США D 975 – 07 01.02.2007 | Страны ЕС EN 590 2009 | Швеция SS 15 54 35 2010 |
Плотность при 15°С, кг/м 3 | 830-860 | 820-845 | 800-830 |
Цетановое число, не менее | 40 | 51 | 51 |
Фракционный состав: | |||
начало кипения, °С, не ниже | — | — | 180 |
95 % (об.), °С, не выше | (90% об.) 288/338 | 360 | 340 |
Содержание ароматических углеводородов, не более в т.ч.: | 35,0% (об.) | 11,0% (масс.) | 5,0% (об.) |
полициклических | 8,0% (масс.) | 0,02% (об.) | |
Содержание серы, ppm (мг/кг), не более | 15 | 10 | 5 |
Требования к дизельному топливу в странах ЕС
Требования к дизельному топливу в США
Показатель | ASTM Метод определения | Марка дизельного топлива | ||||||
No. 1-D S15 | No. 1-D S500 | No. 1-D S5000 | No. 2-D S15 | No. 2-D S500 | No. 2-D S5000 | No. 4-D | ||
Температура вспышки, °С, не менее | D 93 | 38 | 38 | 38 | 52 | 52 | 52 | 55 |
Микровлага и отложения, % (об.), не более | D 2709 D 1796 | 0,05 — | 0,05 — | 0,05 — | 0,05 — | 0,05 — | 0,05 — | — 0,5 |
Одно из следующих требований должно быть выполнено: | ||||||||
Физическая перегонка, температура выкипания 90% (об.) фракции, °С | D 86 | |||||||
минимум | — | — | — | 282 | 282 | 282 | — | |
максимум | 288 | 288 | 288 | 338 | 338 | 338 | — | |
Имитированная перегонка, температура выкипания 90% (об.) фракции, °С | D 2887 | |||||||
минимум | 300 | 300 | ||||||
максимум | 304 | 304 | 356 | 356 | ||||
Кинематическая вязкость при 40°С, мм 2 /с | D 445 | |||||||
минимум | 1,3 | 1,3 | 1,3 | 1.9 | 1.9 | 1.9 | 5,5 | |
максимум | 2,4 | 2,4 | 2,4 | 4,1 | 4,1 | 4,1 | 24,0 | |
Зольность, % (масс.), не более | D 482 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,01 | 0,10 |
Содержание серы, ppm (мг/кг), не более | D 5453 | 15 | — | — | 15 | — | — | — |
максимум, % (масс.) | D 2622 | — | 0,05 | — | — | 0,05 | — | — |
максимум, % (масс.) | D 129 | — | — | 0,5 | — | — | 0,5 | 2,0 |
Скорость коррозии на медной пластинке, 3 ч при 50°С, не более | D 130 | No. 3 | No. 3 | No. 3 | No. 3 | No. 3 | No. 3 | — |
Цетановое число, не менее | D 613 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 30 |
Одно из следующих свойств должно быть выполнено: | ||||||||
Цетановый индекс, не менее | D 976–80 | 40 | 40 | — | 40 | 40 | — | — |
Содержание ароматики, % (об.), не более | D 1319 | 35 | 35 | — | 35 | 35 | — | — |
Требования работоспособности | ||||||||
Температура помутнения, °С, не более | D 2500 | — | ||||||
или | ||||||||
Фильтруемость, °С, не более | D 4539/D 6371 | |||||||
Масса осадка в 10% остатка, % (масс.), не более | D 524 | 0,15 | 0,15 | 0,15 | 0,35 | 0,35 | 0,35 | — |
Смазывающая способность при 60°С, мкм, не более | D 6079 | 520 | 520 | 520 | 520 | 520 | 520 | — |
Требования к дизельному топливу в России
Для приведения топлив выпускаемых в РФ к требованиям экологических стандартов Евро-2,3,4,5 5 сентября 2008 г. в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 118 г. в силу вступил Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».
Дизельное топливо может содержать красители (кроме зеленого и голубого цвета) и вещества-метки.
Дизельное топливо не должно содержать металлосодержащие присадки.
Изготовитель (продавец) обязан указывать в сопроводительных документах к дизельному топливу, в паспорте на него и его рекламе марку этого топлива и экологический класс автомобильной техники, для которой оно предназначено.
Производитель или продавец в паспорте на дизельное топливо, поступающие на реализацию, должны указывать сведения о наличии (наименование, свойства и содержание) присадок или об их отсутствии в этих топливах.
Выпуск в оборот дизельного топлива допускается в отношении:
Совершенствование производства дизельного топлива
Основной задачей производителей дизельного топлива на сегодняшний день является массовый переход на производство экологически чистого дизельного топлива с содержанием серы не выше 0,001 % (масс.) и ароматических углеводородов не более 11% (масс.).
Для получения дизельного топлива с содержанием серы 0,001% (масс.) без нормирования ароматических углеводородов на большинстве действующих установок гидроочистки необходимо наряду с заменой катализатора и увеличением его загрузки в 1,2-1,5 раза обеспечить повышение давления до 5 МПа и провести ряд работ по реконструкции и замене оборудования.
Вместе с тем глубокая гидроочистка дизельного топлива вызывает повышенный износ топливной аппаратуры, что может быть компенсировано введением противоизносных присадок.
В настоящее время для всех дизельных топлив, поставляемых на экспорт, введены дополнительно такие обязательные характеристики, как:
Качество дизельных топлив может быть существенно улучшено и за счет использования специальных присадок (антидымных, моющих, депрессорных, противоизносных и др.). Значительное распространение получили также депрессорные присадки, позволяющие существенно расширить выработку зимнего и арктического дизельного топлива. Все большее применение находят и противоизносные присадки, необходимые для улучшения смазывающих свойств глубокоочищенных топлив.
Газойл Центр
Нефть Газ Нефтепродукты
Классы и сорта дизельного топлива
КЛАССЫ И СОРТА ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА
Классы и сорта дизельного топлива
В Европе в настоящее время действует европейский стандарт EN 590-2009, он же ЕВРО-5, который классифицирует дизельное топливо по температурно-климатическим зонам применения:
С 2005 г. в РФ действует новый государственный стандарт на дизельное топливо — ГОСТ Р 52368-2005, он полностью соответствует европейской спецификации EN 590. Согласно действующему стандарту в дизельном топливе ограничивается содержание серы.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ СЕРЫ:
Российский ГОСТ рассматривает дизельное топливо отдельно в зависимости от климатических условий местности его использования.
Сорта ДТ по предельной температуре фильтруемости в районах умеренного климата:
Для районов с умеренным климатом дизельное топливо разделяется по сортам, которые указывают на предельную температуру фильтруемости.
Классы ДТ по предельной температуре фильтруемости для районов с холодным климатом
Для районов с холодным климатом дизельное топливо подразделяют на классы с предельной температурой фильтруемости:
Наименование показателя | Значение для класса | ||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
1. Предельная температура фильтруемости °С, не выше | -20 | -26 | -32 | -38 | -44 |
2. Температура помутнения, °С, не выше | -10 | -16 | -22 | -28 | -34 |
Маркировка ДТ в рамках ТР Таможенного союза (ТР ТС) и соответствие маркировки Евро
В 2011 г. в рамках Технического регламента Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России приняты новые обозначения марок дизельного топлива, которые включают следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис:
Первая группа: буквы | Вторая группа: буквы, обозначающие климатические условия применения | Третья группа: символы, обозначающие экологический класс дизельного топлива |
ДТ — дизельное топливо для автомобильных дизельных двигателей | Л — летнее (температура фильтруемости не определяется); | К2 — содержание серы не более 500 мг/кг; |
Е — межсезонное (-15 °С); | К3 — содержание серы не более 350 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид I); | |
З — зимнее (-20°С); | К4 — содержание серы не более 50 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид II); | |
А — арктическое (-38°С). | К5 — содержание серы менее 10 мг/кг, (соответствует ГОСТ Р 52368-2005 вид III). |
Таким образом, группа символов ДТ-З-К5 согласно ТР ТС 013/2011 обозначает дизельное топливо автомобильное зимнее экологического класса 5, что соответствует параметрам Евро-5.
В результате одновременного использования производителями и потребителями двух стандартов: ГОСТ Р 52368-2005 и ТР ТС 013/2011, — на рынке дизельного топлива РФ произошло смешение понятий и обозначений.
Поэтому одно и то же топливо можно найти под обозначением как Сорт F вид III (Евро-5), так и ДТ-З-К5. Многие российские производители указывают обе маркировки в паспортах качества.
Запреты на марки дизельного топлива
В настоящее время (2014 г.) в России запрещено использование дизельного топлива экологического класса К2.
С 01 января 2015 г. выводится из обращения топливо класса К3.
С 01 января 2016 г. на территории Российской Федерации разрешен выпуск и обращение дизельного топлива экологического класса не ниже К5.
С 1 июля 2014 года в России введен в действие ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное». Это топливо производится с применением современного метода каталитической депарафинизации. В соответствии с ГОСТом, дизельное топливо для районов с холодным климатом обозначается следующим образом:
При этом выпуск и использование дизельного топлива по ГОСТ Р 52368-2005 не ограничивается.
Как видно, при классификации дизтоплива используются 2 основных параметра солярки: содержание серы и температура помутнения. Между тем, дизельное топливо характеризуется большим количеством показателей, часть из которых приводится в паспортах качества на выпущенную партию топлива.